Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА'

ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ИНИЦИАТИВА / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Р.Н.

В статье рассмотрены современные научные подходы к проблеме развития творчества, определены основные характеристики творчества, раскрыты психологические основы развития творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS ОF CREATIVITY

The article deals with modern scientific approaches to the development of creativity, the basic characteristics of creativity, reveals the psychological foundations of the development of creativity.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА»

2. Кизин М.М. Певческая школа Генриетты Ниссен-Саломан в русской музыкальной культуре конца XIX века. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 4. С. 33-36.

3. Кизин М.М. Русская певческая школа М. И. Глинки. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 4 (32). С. 105-108.

4. Кизин М.М. Русские поэты и вокальная лирика: исторический экскурс. // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 376-378.

5. Кизин М.М. Певческая школа Генриетты Ниссен-Саломан в русской музыкальной культуре конца XIX века. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2012. № 4. С. 33-36.

6. Кизин М.М. «Особенности вокальной речи в творчестве Ивана Петрова-Краузе». // Высшая школа. 2016. № 20. С. 43-45.

7. Черников, О. Приношение маэстро // Музыка и время. - 2011. - №11.

8. Черников, О. Рояль и голоса великих / О. Черников. - М.: Феникс, 2011. -224с.

УДК 37.013(045)

Симонова Р. Н. студент магистратуры 2 курса факультет педагогического и художественного образования ФГБОУВО «Мордовский государственный педагогический

институт им. М. Е. Евсевьева» Россия, г. Саранск ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА Аннотация: В статье рассмотрены современные научные подходы к проблеме развития творчества, определены основные характеристики творчества, раскрыты психологические основы развития творчества.

Ключевые слова: творчество, творческое мышление, деятельность, способность, креативность, инициатива, инициативность, субъектный опыт.

Simonova R. N. graduate student 2 course, teaching and art education faculty Mordovian State Pedagogical Institute, Russia, Saransk PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS ОF CREATIVITY Abstract: The article deals with modern scientific approaches to the development of creativity, the basic characteristics of creativity, reveals the psychological foundations of the development of creativity.

Keywords: creativity, creative thinking, activity, ability, initiative,

subjective experience.

Проблема творчества исследовалась мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (Аристотель, Платон, Сократ, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский и др.), но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани (Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, Я. Л. Пономарёв и др.).

Впервые к проблеме творчества обратились античные философы. Но лишь в эпоху Возрождения было обращено внимание к личности творца и творческому процессу как таковому. Далее экзистенциалисты конца 19 -начала 20 века обратились к духовно-личностной сущности творчества.

Первые попытки анализа и обобщения проблем творчества, систематизации подходов к проблеме творчества были сделаны в начале 20 века в работах российских философов П. К. Энгельмейера, О. С. Грузенберга и др.

Анализируя философскую, психолого-педагогическую литературу, мы смогли установить два основных подхода, в рамках которых существуют различные определения творчества. Один из подходов рассматривает творчество как деятельность (Н. А. Ветлугина, JI. C. Выготский, З.

Н. Дьяченко, Т. С. Комарова, А. А. Мелик-Пашаев и другие), другой - как способность (В. Т. Зинченко, Б. Г. Мещеряков, Н. Н. Поддъяков, Я.

А. Пономарёв, А. Т. Шумилин и др.). Также отдельно можно выделить особую подгруппу учёных, которые рассматривают творчество как личностную характеристику человека (Д. Б. Богоявленская, А. Лук, А. М. Матюшкин и др.). Все выше перечисленные подходы отражают различные аспекты данного понятия, позволяют внести в рассмотрение данной проблемы нечто новое и существенное. И скорее являются взаимодополняющими теориями, нежели противопоставленными.

Самым распространённым и признанным подходом в определении понятия «творчество» является рассмотрение творчества как деятельности. Понятие творчество в философском словаре трактуется как деятельность человека, порождающая что-то качественно новое. Творчество - это особый вид деятельности, в результате которого рождается что-то новое, оригинальное (Л. C. Выготский, Л. С. Рубинштейн) [4, C. 23]. Главными признаками творчества в данном случае становятся новизна, оригинальность и социальная значимость продукта творческой деятельности.

Рассмотрение творчества как деятельности позволяет нам обратиться к таким её структурным элементам как потребность, мотивы, цели, условия, результат, оценка полученного результата (Н. А. Ветлугина, Л. С.

Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). В соответствии с данным подходом к феномену творчества выделяют этапы творческого процесса (Н. А.

Ветлугина) [3, С. 282]:

I этап - накопление впечатлений и их обобщение, активная деятельность творческого мышления, возникновение замысла, составление

плана его реализации;

II этап - акт создания произведения, вдохновение (нервное возбуждение, которое концентрирует внимание, мысль, память, волю творца);

III этап - рождение нового объекта. Учёт данных этапов позволит нам в будущем сформулировать условия развития творчества.

Творчество как способность, наряду с интеллектом и обучаемостью, большинство исследователей относят к разряду общих способностей (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков). Представляется важным рассмотреть понятие «способности».

Б. М. Теплов указывает, что способности - индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков [5, С. 262-272].

Рассмотрение творчества как способности позволяет нам ориентироваться на неврождённый характер творческих способностей, подчёркивая возможность и необходимость его развития (Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Т. С. Комарова, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Теплов, А. Т. Шумилин и др.). Таким образом, творчество как способность можно рассматривать как некий природный потенциал человека, требующий развития.

Часто в науке понятие «творчество» подменяется понятием «креативность» - близким, но не отражающим полностью всей сущности данного явления. Креативность является той частью творчества (достаточно большой), которую можно оценить, измерить, но которая как потенциал может остаться нереализованной.

Одним из основных компонентов креативности является творческое мышление.

Мышление и творчество неразрывно связано друг с другом (Б. С Библер, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский и др.). По мнению А. Т. Шумилина, сущность мышления раскрывается в двух его функциях -отражении и творчестве [6].

Продуктивное (творческое) мышление - это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создаёт нечто такое, что до него ещё не придумал и не создал (О. Зельц, М. Вертгеймер). Результат творческого мышления всегда личностно значим, наделён для субъекта особым личностным смыслом.

Творческий поиск начинается с осознания проблемы, её постановки и состоит в её разрешении; постановка проблемы - первый этап творчества. Осознание проблемы - один из основных моментов творчества, мышления.

В работах Дж. Гилфорда представлены два вида мышления, различающихся по характеру решения мыслительных задач: конвергентное и дивергентное. Конвергентное - мышление, необходимое для нахождения единственно верного, заданного определённым алгоритмом «правильного»

решения задачи. Дивергентное - мышление, обеспечивающее оригинальные, отклоняющиеся от шаблона варианты решения.

Также особое значение мышления в творчестве подчёркивал А. В. Брушлинский «Творческим обычно называют процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее не известное. Таков, прежде всего мыслительный процесс» [2, С. 39-55].

Исследователь Я. А. Пономарёв считает центральным психологическим звеном творческой деятельности - творческое мышление, творческие способности, психологические качества творческой личности и психологические условия эффективности творческого процесса.

Очевидной становится взаимосвязь творчества как способности и творчества как качества человека.

Творчество как личностную характеристику, качество человека рассматривают такие учёные как Н.А. Бердяев, Д. Б. Богоявленская, М. С. Каган, А. Лук, А. М. Матюшкин и др.

Рассмотрение творчества как качества позволяет выйти на проблему творчества в аспекте личности творца и его проявлений в деятельности и условий, необходимых для развития творчества.

Представители этого подхода утверждают, что творчество не только зиждется на способностях человека, но и требует включения его эмоциональных, ценностных и личностных особенностей (П. А. Нечаев, П. К. Энгельмейер и др.).

Анализируя литературу по данной проблематике, мы смогли отметить среди значимых качеств творческой личности следующие: увлечённость творческой деятельностью; оригинальность; инициативность; быстрая ориентировка в незнакомых ситуациях; необыкновенная напряжённость внимания; восприимчивость; интуиция; обширность знаний; уклонение от шаблона; упорство; высокая самоорганизация; колоссальная работоспособность; удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе, т.е. непреодолимое желание к творческой деятельности.

Возвращаясь к определению творчества в рамках деятельностного подхода, можно отметить, что оригинальность наряду с новизной является основным признаком творчества (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Кроме того, в теории творческого мышления Дж. Гилфорда, на которую в том числе опирался и Е. Торренс, оригинальность является одним из классических свойств творческого мышления, и определяется как способность продуцировать необычные, нестандартные идеи.

Следующей, не менее важной на наш взгляд, характеристикой творчества является инициативность. Следует развести близкие на первый взгляд понятия инициатива и инициативность. Инициатива - это единичное проявление в поведении или деятельности человека, тогда как инициативность - это устойчивое качество личности, имеющее сложную интегративную структуру, включающую в себя интерес, избирательность и

отношение, выбор (А. Г. Гогоберидзе). Исследователь Н. А. Ветлугина выделяет инициативность как доминирующее качество, которое существенно влияет на развитие творчества. Инициативность, по мнению данного автора, выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности. Исходя из представленных показателей, инициативность мыслится как неотъемлемое качество человека-творца.

Рассуждая о личности творца, его качествах невозможно не уделить внимание его субъектному опыту. Опыт - важнейшее условие развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Маслоу, В. Н. Мясищев, К. Роджерс, С.

Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.). Опыт творческой деятельности является разновидностью и очень значимой частью социокультурного опыта, который в свою очередь является «воплощением культуры» (И. Я. Лернер). То есть накопление и обогащение опыта творческой деятельности обеспечивает развитие человека как субъекта творческой деятельности. Субъектный опыт складывается из совокупности освоенных человеком видов деятельности, общения, поведенческих актов, представленных в его жизнедеятельности сначала в виде разрозненных, а затем взаимосвязанных актах целенаправленной активности. Исследователем Л. М. Клариной субъектный опыт рассматривается как «накопление способов и средств, способствующих активному и творческому взаимодействию с миром», а такие учёные как Е. В. Бондаревская, А. К. Осницкий, И. С. Якиманская рассматривают его более масштабно, придавая ему большую значимость: субъектный опыт - «опыт жизнедеятельности, самореализации и саморефлексии» [1, С. 11-17], который влияет на освоение действительности и при учёте которого можно и нужно выстраивать систему обучения.

Опираясь на наиболее близкий нам подход, рассматривающий творчество как качество человека, а также, принимая во внимание аспекты, представленные в других концепциях, нам удалось сформулировать следующее понятие: творчество - атрибутивное качество человека, определяющее его взаимодействие с миром, основанное на способностях и субъектном опыте, проявляющееся и развивающееся в деятельности, характеризующееся инициативностью и оригинальностью.

Мы характеризуем творчество как атрибутивное качество, поскольку считаем важным подчеркнуть, что творчество есть неотъемлемое качество человека, без которого он не может ни существовать, ни мыслить. То есть творчество делает человека человеком. Но готовность к творчеству не может возникнуть само по себе, оно складывается в условиях активной социализации и воспитания.

Использованные источники:

1. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. №4. - С. 11-17.

2. Брушлинский, А. В. О субъекте мышления и творчества / А. В. Брушлинский // Основные современные концепции творчества и

одарённости / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997. - С. 39-55.

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968. - С. 178-337.

4. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. -СПб: Питер, 2003. - C. 23

5. Теплов, Б. М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2002. -С. 262-272.

6. Шумилина, А. Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилина. - М.: Радио и связь, 1989.

УДК 159.9.07

Соболев В.И., доктор биологических наук

профессор

кафедра здоровья и реабилитации Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского" филиал в г. Ялте Россия, г. Ялта

ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПЕНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ Аннотация: в работе установлено, что к окончанию 1-го учебного семестра у студенток-первокурсниц происходит значительное нарастание (+30%) степени выраженности нервно-психического напряжения (по Т.А. Немчину), что может рассматриваться как предпосылка для возможного последующего развития состояния «стресса». В ходе учебного семестра в наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей -параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

Ключевые слова: адаптация к учебному процессу, первокурсники, нервно-психическое напряжение.

Abstract: It was shown that at the end of the 1st semester in first-year students occurs an increase (+30 %) of index neuropsychic tension. This fact can be considered as a premise for a possible further development of the state of "stress".

Keywords: adaptation to the educational process, freshmen, mental stress. Введение. Начальный период обучения в ВУЗе в связи с принципиальным изменением характера организации и построения учебного процесса (в сравнении со школой) вызывает закономерное напряжение нервно-эмоционального состояния студентов. В связи с этим возникает проблема адаптации учащихся к новому стилю образования [1]. Среди многочисленных аспектов указанной проблемы важное место принадлежит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.