Научная статья на тему 'Теоретические основы актуализации творческих возможностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки'

Теоретические основы актуализации творческих возможностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
716
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСТВО / JOURNALIST / PERSONALITY / PROFESSIONAL EDUCATION / DEVELOPMENT / SELF-REALIZATION / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дяченко Мария Дмитриевна

В статье раскрываются философские, педагогические, психологические и журналистские подходы к пониманию феномена творчества и творческого потенциала; определяется роль творческого подхода в журналистском образовании; освещаются вопросы творческой активности студентов и их профессионально-творческого саморазвития; анализируются педагогические условия актуализации творческих возможностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ACTUALIZATION OF THE CREATIVE POSSIBILITIES OF THE FUTURE JOURNALIST IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION

The article is devoted to the philosophical, pedagogical, psychological and journalistic approaches to understanding the phenomenon of creativity and creative potential; the role of the creative approach in journalist education; the questions of creative activity of students and their professional and creative self-development; the pedagogical conditions of actualization of the creative возможностей future journalist in the process of professional preparation.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы актуализации творческих возможностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки»

УДК 37.036.5 M. Д. Дяченко

ББК 72.4 Доцент, кандидат наук по социальным коммуникациям

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье раскрываются философские, педагогические, психологические и журналистские подходы к пониманию феномена творчества и творческого потенциала; определяется роль творческого подхода в журналистском образовании; освещаются вопросы творческой активности студентов и их профессионально-творческого саморазвития; анализируются педагогические условия актуализации творческих возможностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: журналист, личность, профессиональное

образование, развитие, самореализация, творческий потенциал, творческая образовательная среда, творчество.

M. D. Dyachenko

Associate professor, Ph. D. in social communications

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE ACTUALIZATION OF THE CREATIVE POSSIBILITIES OF THE FUTURE JOURNALIST IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION

The article is devoted to the philosophical, pedagogical, psychological and journalistic approaches to understanding the phenomenon of creativity and creative potential; the role of the creative approach in journalist education; the questions of creative activity of students and their professional and creative selfdevelopment; the pedagogical conditions of actualization of the creative возможностей future journalist in the process of professional preparation.

Key words', journalist, personality, professional education, development, self-realization, creative potential, creative educational environment, creativity.

Модернизация высшего образования предопределяет интенсивный поиск новых путей оптимизации процесса развития творческих возможностей студентов. Сегодня социуму необходим специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий рационально-аналитически (и в тоже время - творчески) мыслить, вырабатывать и защищать свою точку

зрения.

Социально-экономические и общественно-политические

трансформации постсоветского пространства существенно повлияли на направленность вектора журналистского образования, изменили ценностные ориентиры, предъявили новые требования к качеству и содержанию профессиональной подготовки будущих работников СМИ.

Реалии современности вносят коррективы в толкование системы ценностей и переосмысление их роли в мире, в понимание значимости приобретаемых студентами знаний. Организация творческой деятельности студентов, создание условий для развития их творческих возможностей и самовыражения в процессе профессиональной подготовки - одно из направлений современного журналистского образования.

Условия развития современного общества требуют активизации творческого потенциала личности, организации творческой деятельности студентов, создание условий для их самовыражения. Способность к творчеству - одно из основных качеств журналиста, залог его успеха в профессиональной деятельности.

Значительный вклад в исследование проблемы творчества внесли Н. Бердяев, Д. Богоявленская, Т. Волобуева, Дж. Гилфорд, А. Лук, И. Маноха, В. Моляко, Я. Пономарев, А. Пуанкаре, В. Роменец, 3. Сивере, В. Столин,

A. Шумилин и др.

Среди современных философских разработок украинских педагогов -философия человекоцентризма В. Кременя и философия педагогического действия И. Зязюна. Теоретическое осмысление психологии творчества представлено в исследованиях В. Давыдова, В. Клименко, А. Лука,

B. Моляко, А. Матюшкина, С. Полякова, Я. Пономарева, К. Роджерса, В. Роменца, С. Рубинштейна, Д. Теплова, В. Шадрикова, К. Юнга и др.

Проблеме формирования и развития творческого потенциала личности посвящены научные труды В. Андреева, Д. Богоявленской, А. Бодалева, Б. Ананьева, А. Брушлинского, Л. Выготского, Л. Веретенниковой,

B. Загвязинского, В. Кан-Калика, А. Леонтьева, А. Лука, К. Платонова,

C. Рубинштейна, В. Рындак, В. Сластенина, Б. Теплова, М. Ярошевского,

В. Шадрикова и др.

Разработке ведущих концепций теоретико-методических основ профессионального образования посвятили научные труды С. Батышев,

А. Маркова, Н. Ничкало, А. Новиков, Т. Сущенко, А. Субетто, Ю. Татур и др.

Проблемы гуманизации профессиональной подготовки специалиста, способного к приумножению культурных ценностей общества и реализации

собственного духовно-творческого потенциала изучали Е. Адакин, Д. Богоявленская, И. Бех, Н. Бибик, И. Зязюн, П. Кравчук, В. Кремень,

A. Пехота, Э. Помыткин, В. Рыбалка, В. Рындак, С. Сысоева, В. Сластенин,

B. Сухомлинский, О. Сухомлинская, А. Сущенко, Е. Яковлева и др.

Проблему индивидуальности исследовали философы (М. Каган, И. Кон, Д. Лоуренс, Н. Михайловский, Ю. Орлов, И. Резвицкий, В. Тугаринов, Ю. Хабермас), педагоги (А. Абдулина, Е. Бондаревская, В. Ильин, А. Пехота, В. Сластенин), психологи (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, В. Мерлин, С. Рубинштейн и др.).

Специфика творческой индивидуальности раскрыта А. Асмоловым, М. Бахтиным, В. Беловым, И. Коном, В. Миримановым, В. Шадриковым; разработке гуманистических концепций понимания развития личности как необходимого условия для максимальной творческой самореализации уделяли особое внимание А. Деркач, Л. Коханович, Н. Кузьмина, А. Маслоу, Л. Митина, Г. Олпорт, К. Роджерс, Л. Рябов и др.

Изучению проблемы развития способностей посвящены труды Б. Ананьева, А. Ковалева Г. Костюка, М. Лейтеса, А. Леонтьева, Б. Ломова,

B. Мясищева, К. Платонова, С. Рубинштейна, Ю. Самарина, Б. Теплова и др.

Особенности журналистского творчества раскрыты в трудах

A. Бобкова, Р. Бухарцева, В. Горохова, Е. Дорощук, В. Здоровеги, М. Кима,

C. Корконосенко, К. Маркелова, В. Олешко, Е. Прониной, Е. Прохорова, Л. Свитич, М. Симкачевой и др.

Вопросы коммуникативной культуры будущих специалистов изучались С. Амелиной, Л. Аухадеевой, А. Бодалева, Н. Волковой,

B. Гриневой, В. Грехнева, В. Кан-Калика, Н. Крыловой, С. Мусатова,

В. Сморчковой, Н. Соловьёвой, 3. Сулеймановой и др.

Не смотря на богатый арсенал научных исследований, касающихся развития творческой личности, на сегодняшний день, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется проблеме актуализации творческих возможностей студента-журналиста в контексте развития его личности.

Творческий подход будущих журналистов к выполнению

профессиональных функций и социальных ролей в значительной степени зависит от актуализации их творческого потенциала сегодня. Одной из главных задач современного журналистского образования является формирование и развитие активной, инициативно-творческой, высокоинтеллектуальной, компетентной личности будущего профессионала, обладающего инновационным творческим мышлением, особым философско-журналистским мировоззрением и готовностью к творческой

самореализации, постоянному самосовершенствованию в условиях жесткой профессиональной конкуренции.

Актуальность проблемы усиливается не только социальным запросом на журналистов, умеющих ответственно и в то же время творчески подходить к решению профессиональных задач, к формированию общественного мнения, но и потребностью самой личности будущего работника СМИ в развитии своей индивидуальности, уникальности, целостности.

Теоретическая и практическая значимость вопроса определили тему статьи, цель которой - раскрыть философские, педагогические, психологические и журналистские подходы к толкованию понятий

« уу и «-» уу и уу

творчество , творческии потенциал , творческая личность журналиста ; определить психолого-педагогические условия развития творческих возможностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки.

Сегодня “целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие его талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащению на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа” [4].

Как утверждает украинский ученый М. Згуровский, в современных условиях образования становится актуальным существенное обновление содержания и методики учебы, “уже должна действовать исключительно креативная методика обучения, основой которой является принцип “создай”, вместо принципа “повтори” [5, с. 2].

В разных источниках “творчество” имеет различные толкования. В научной литературе это понятие трактуют как “форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для нее ценностей, имеющих общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта” [11, с. 286], как “мышление в его высшей форме, которое проявляется как воображение и которое выходит за пределы известных способов решения возникшей задачи” [13, с. 142]. Творчество - это

« Т «-» УУ

фундаментальное свойство человека - создание нового , являющееся “высшим уровнем познания и приспособления человека к окружающей среде” [14, с. 5].

В педагогическом энциклопедическом словаре творчество в контексте учебного процесса толкуется как “форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих

общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта” [11, с. 286]. Именно так трактуют творчество и большинство современных исследователей (это - “продуктивная

человеческая деятельность, способная порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения” [12, с. 339] и т. п.).

Самое широкое определение творчества, на наш взгляд, предложили философы, понимая этот феномен как характеристику человека, которая активно превращает действительность, объективную и субъективную. В философии Н. Бердяева проблема творчества рассматривалась с позиции экзистенциализма, ученый создал оригинальную концепцию человеческого творчества: свобода - необходимое условие любой творческой деятельности. Дух человеческий, находясь в плену необходимости, повседневной реальности, не способен к большим поступкам, настоящему творчеству [1, с. 213]. Свободный человек является основой учения М. Бердяева о богочеловеке, согласно которому он должна находить свой настоящий жизненный смысл в творчестве самостоятельно, исходя лишь из своей божественной природы. Из этого можно сделать вывод, что творчество присуще любому виду труда и каждому человеку, если его дух, сознание -свободны, не подчинены необходимости [1, с. 223].

Психолого-педагогический аспект проблемы творчества, связан с выявлением и развитием творческих качеств личности, с разработкой содержания средств и условий организации и осуществления творческой деятельности студента, при которых конкретное явление является объектом, а отдельный индивид - субъектом. В отличие от философского, в педагогическом аспекте изучения феномена творчества значительное внимание обращается на новизну и общественную значимость результатов творческой деятельности в качестве основных ее критериев.

Таким образом, в педагогике творчество понимается как процесс усвоения материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, во время которого происходит формирование и развитие творческой личности. Ученые В. Андреев, Л. Выготский, В. Кан-Калик, Н. Кичук, М. Лазарев,

А. Лук, О. Матюшкин, С. Сысоева считают, что творчество непосредственно связано с умственной деятельностью человека, которой принадлежит решающая роль.

Творчество - это процесс человеческой деятельности, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, и которая оценивается по своей социальной значимости, новизне,

оригинальности, неповторимости, уникальности. Это - это важнейшая форма практики, активизации потенциала субъекта в процессе личностных изменений, высшая форма активности и самостоятельности деятельности человека.

Называя журналистское творчество “одухотворенным действием”, российский исследователь В. Олешко утверждает, что оно “поднимает личность на качественно новый уровень”, а субъект творчества (творческая личность) является основным элементом творческого процесса [10, с. 16]. Ученый утверждает, что “современное понимание творчества как сущностной характеристики человека достаточно полно проявляет характер изменений, происходящих в социальном мире. Поэтому творчество можно определить как форму саморазвития индивида, развертывание его сущностных сил, по меркам свободы, как форму привлечения к высшим смыслам бытия” [10, с. 16].

Понятие “творческий потенциал личности” имеет различные толкования: одаренность человека, способность к активной самореализации, стремление к высшим этическим идеалам, совокупность возможностей реализации новых направлений деятельности субъекта творчества [8]; интегративное свойство личности, характеризующее меру возможностей осуществления творческой деятельности, готовности и способности к творческой самореализации и саморазвитию [9].

Современный украинский философ А. Чаплыгин под потенциалом личности понимает интегральное качество, которое характеризует определенный уровень зрелости ее сущностных сил как субъекта жизнедеятельности и как индивидуальную ценность, что способствует расширению ее возможностей в освоении своих общественных отношений и своего собственного саморазвития [15].

Понятие “творческий потенциал” в педагогике и психологии творческий потенциал рассматривается как совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих уровень развития личности (Л. Москвичев, Г. Пихтовников), как синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, которая осуществляет деятельность творческого характера (М. Мартынюк,

В. Овчинникова), как социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Е. Колесников).

По мнению психолога В. Моляко, творческий потенциал состоит из природных задатков и способностей, направленности интересов, общего

ЗЗ

интеллекта, скорости усвоения новой информации, любознательности, желания создавать нечто новое, настойчивости, целеустремленности, трудолюбия; с быстрого овладения умениями, навыками, мастерством исполнения определенных действий; способности к реализации собственных стратегий и тактик решения различных проблем, задач, поиска выхода из сложных нестандартных, экстремальных ситуаций [9].

Развитие творческого потенциала будущего журналиста - это непрерывный, целенаправленный процесс актуализации задатков, способностей, формирование профессионального самосознания, творческого подхода к решению поставленных задач, развитие творческого мышления и журналистского восприятия действительности.

Составляющими творческого потенциала, по мнению ученых Д. Богоявленской, Л. Новиковой, В. Кан-Калика, С. Смирнова, являются интеллект, развитое творческое воображение, способности, активность в самореализации.

Творческий потенциал личности будущего журналиста - сложное, многогранное качество, которое интегрирует в себе все существенные характеристики личности будущего специалиста, определяет меру его творческих возможностей; следовательно - организация учебного процесса в университете должна быть направлена, прежде всего, на усиление мотивации к активной познавательной деятельности, на развитие творческих способностей и характерологических особенностей студентов [6].

Творческая журналистская личность не может жить без творчества, она характеризуется постоянной и устойчивой потребностью в реализации своего творческого потенциала. “Креативная способность, которая во многом носит специфический характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя - продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата” [2, с. 3].

Российский ученый К. Маркелов основным признаком творческой личности журналиста считает активное творческое самовыражение, которое, реализуется в таких направлениях: 1) проявление и развитие творческих способностей; 2) приобретение профессионального опыта; 3) выработка особой профессиональной активности [7].

Актуализация творческих возможностей будущего журналиста происходит в процессе духовного взаимодействия субъектов обучения (Е. Бондаревская, А. Петровский, Т. Сущенко, А. Тубельский); творческого сотрудничества (А. Адамский, Ш. Амонашвили, И. Иванов); педагогической поддержки (Н. Крылова, Н. Михайлова, С. Поляков, И. Фрумин,

И. Якиманская), творчески-диалогового общения преподавателей и студентов (И. Кон, М. Кондратьев, А. Мудрик).

Важную роль в развитии творческих возможностей будущих журналистов играет личностно ориентированный подход и так называемый индивидуально-образовательный маршрут, который по мнению

С. Воробьевой [3, с. 53], имеет такие специфические особенности: 1) он специально разрабатывается для конкретного студента как его индивидуальная созидательная программа; 2) на стадии разработки

индивидуально-образовательного маршрута студент выступает: а) как

субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого учебным учреждением; б) как “неформальный заказчик” образовательного учреждения, в котором проектируется для него образовательная программа -индивидуально-образовательный маршрут с учетом образовательных потребностей, познавательного профиля и других индивидуальных особенностей; 3) на стадии реализации студент выступает как субъект осуществления образования; в этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальный образовательный маршрут при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки [3].

Для развития творческих возможностей личности будущего журналиста необходимо обеспечить педагогически комфортные условия, а именно:

- творческая образовательная среда, в которой студент может самовыразиться в процессе нестандартных видов учебной деятельности (интерактивная лекция, дискуссия, семинар-интервью, выпуск студенческой газеты, публичная защита творческих проектов, студенческие блоги и т.д); как утверждают Д. Богоявленская, Л. Новикова, Е. Бондаревская, наиболее существенным фактором актуализации творческого потенциала личности является творческое образовательное пространство;

- креативный подход к управлению развитием творческого потенциала будущих журналистов;

- обеспечение вариативности общежурналистской подготовки с приоритетной ориентацией на развитие творческого потенциала личности и на индивидуальные способности будущего журналиста (профессионально ориентированные курсы по выбору студента усиливают мотивацию обучения, что повышает уровень профессиональной подготовки);

- внедрение в ежедневную практику индивидуальных, коллективных учебно-творческих заданий, стимулирующих проявление творческого

потенциала и умение работать в команде;

- сотворчество и творческий диалог, духовно-творческое взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения;

- организация творческой самостоятельной работы будущих журналистов;

- конструирование журналистских ситуаций, стимулирующих творческое мышление, саморазвитие культуры общения, творческий подход к решению профессиональных задач;

- использование инновационных технологий (в частности индивидуально-творческого обучения);

- обеспечение взаимосвязи высшей школы с профессиональной средой.

Актуализация творческих возможностей будущего журналиста в

процессе профессиональной подготовки является длительным процессом, включающим следующие этапы: ориентированно-профессиональный

(профессиональное самоопределение студента); учебно-образовательный (формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, развитие творческого мыщления); профессионально-практический (формирование образа творческой профессиональной деятельности, стремление к профессинально-творческой самореализации);

профессионально-творческий (осознание творческой сути журналистской деятельности и самого себя как творческого журналиста).

Развитие творческого потенциала будущего журналиста зависит от его педагогического сопровождения, а именно: духовного взаимодействия субъектов обучения (Е. Бондаревская, А. Петровский, Т. Сущенко, А. Тубельский); творческого сотрудничества (А. Адамский, Ш. Амонашвили, И. Иванов); педагогической поддержки (Н. Крылова, Н. Михайлова,

С. Поляков, И. Фрумин, И. Якиманская), творчески-диалогового общения преподавателей и студентов (И. Кон, М. Кондратьев, А. Мудрик).

Критериями актуализации творческого потенциала, на наш взгляд, являются творческая активность, саморазвитие, самосоздание личности, самовоспитание, самоорганизация творческой самостоятельности, расширение самосознания, стремление к самовыражению, самоутверждению, непрерывному самосовершенствованию.

Таким образом, актуализация творческих возможностей обеспечивается педагогическими условиями, совершенствование которых является залогом творческого саморазвития будущих журналистов, их успешной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональной деятельности, творческого подхода к выполнению журналистских функций и социальных ролей.

Приоритетным вектором современного журналистского образования является развитие творческого потенциала будущих работников СМИ, организация их творческой деятельности. Эффективность этого процесса можно существенно повысить, если создать творческую образовательную среду (максимально приближенную к профессионально-журналистской) как основное условие для самовыражения и развития творческих способностей студентов, обогащения опыта их творческой самореализации в период профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Самопознание: сборник / Н.А. Бердяев. - Л.: Лениздат, 1994. - 395 с.

2. Виноградова С.М. Слагаемые журналисткой профессии / С.М. Виноградова // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. “Журналистика”. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. - 272 с.

3. Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С.В. Воробьева. СПб., 1999. - 53 с.

4. Закон України “Про освіту”. - К.: ГЕНЕЗА, 1996. - 36 с.

5. Згуровський М.З. Вища технічна освіта і Болонський процес. Доповідь на Всеукраїнської нараді ректорів вищих технічних навчальних закладів 17-18 березня 2004 р., м. Харків / М.З. Згуровський // Київський політехнік. - 2004. - № 12. - № 2.

6. Драч 1.1. Організація навчального процесу з розвитку творчого потенціалу студентів вищих навчальних закладів І-II рівнів акредитації: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / І.І. Драч. - К., 2005. - 208 с.

7. Маркелов К.В. Самоактуализация журналиста (развитие профессиональной мотивации) / К.В. Маркелов // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 1994. - № 5.

8. Мартинюк І.О. Творчий потенціал і самореалізація особистості // І.О Мартинюк Психологія і педагогіка життєтворчості. - К., 1996. - 792 с.

9. Моляко В.О. Психологічна теорія творчості / О.В. Моляко // Обдарована дитина. -2004. - № 6. - С. 2-9.

10. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов “Основы журналистики” и “Основы творческой деятельности журналиста” - серия “Практическая журналистика” / В.Ф. Олешко. - М.: РИП-холдинг, 2004. - 222 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

12. Педагогіка вищої школи: Словник-довідник / Упорядник О.О. Фунтікова. -Запоріжжя: ГУ„ЗІДМУ”, 2007. - 404 с.

13. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Межериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 448 с.

14. Формирование творческих способностей: методические указания; под ред. Г.А. Халемского - Ленинград: ДТТ и ПРФ, 1989. - 38 с.

15. Чаплигін O.K. Творчий потенціал людини як предмет соціально-філософської рефлексії: Дис... д-ра філос. наук: 09.00.03 / Харківський національний

автомобільно-дорожній ун-т. - X., 2001. - 428 с.

REFERENCES

1. Berdiaev N.A. Samopoznanie: sbornik [Self-knowledge: collection]. Saint Petersburg, Lenizdat., 1994. 395 s.

2. Vinogradova S.M. Slagaemye zhurnalistkoi professii. Osnovy tvorcheskoi deiatel'nosti zhurnalista: uchebnik dlia stud, vuzov po spets. “Zhurnalistika” [The terms of the journalistic profession. Frameworks of creative activity of a journalist: textbook for students of higher educational institutions on a speciality "Journalism"]. Saint Petersburg, Knowledge., 2000. 272 p.

3. Vorob'eva S.V. Teoreticheskie osnovy differentsiatsii obrazovatel'nykh programm: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [The theoretical basis of differentiation of educational programs: Avtoref. dis. ... Doctor of Education]. Saint Petersburg, 1999. 53 p.

4. Zakon Ukrai'ni “Pro osvitu”[The law of Ukraine “On education”]. Kiev, GENEZA., 1996. 36 p.

5. Zgurovs'kii M.Z. Vishcha tekhnichna osvita і Bolons'kii protses. Dopovid' na Vseukrai'nskoi' naradi rektoriv vishchikh tekhnichnikh navchal'nikh zakladiv 17-18 bereznia 2004 r, m. Kharkiv [Higher technical education and the Bologna process. Report of the all-Ukrainian meeting of rectors of higher technical educational institutions of 17-18 March 2004]. Kharkiv, Kiev Polytechnic., 2004, no 12 (2) (on Ukranian).

6. Drach 1.1. Organizatsiia navchal'nogo protsesu z rozvitku tvorchogo potentsialu studentiv vishchikh navchal'nikh zakladiv I-II rivniv akreditatsii : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Organization of educational process on development of creative potential of students of higher educational establishments of I-II levels of accreditation : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01]. Kiev., 2005. 208 p.

7. Markelov K.V. Self-actualization of a journalist (the development of professional motivation). Vestnik Moskovskogo universiteta - Vestnik of Moscow University, 1994, no.5 (10) (in Russian).

8. Martiniuk I.O. Tvorchii potentsial і samorealizatsiia osobistosti [Creativity and selfrealization of personality]. Kiev, 1996. 792 p.

9. Moliako V.O. Psychological theory of creativity. Obdarovana ditina - A gifted child, 2004, no.6, pp. 2-9. (in Russian).

10. Oleshko V.F. Zhurnalistika kak tvorchestvo. Uchebnoe posobie dlia kursov “Osnovy zhurnalistiki”i “Osnovy tvorcheskoi deiatel'nosti zhurnalista” [Journalism as creativity. Textbook for the course “The Basics of journalism” and “The Basics of creative activity of a journalist”]. Moscow, RIP-holding., 2004. 222 p.

11. Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, Great encyclopedia of Russia., 2003. 528 p.

12. Pedagogika vishchoi shkoli: Slovnik-dovidnik [Pedagogics of the higher school: Dictionary-Handbook]. Zaporozhye: GU„ZIDMU”., 2007. 404 p.

13. Slovar'-spravochnik po pedagogike [Dictionary-Handbook on pedagogy]. Moscow., SC “Sphere”., 2009. 448 p.

В»

14. Formirovanie tvorcheskikh sposobnostei: metodicheskie ukazaniia [Formation of creative abilities: methodical instructions]. Leningrad, DTT i PRF., 1989. 38 p.

15. Chapligin O.K. Chapligin O.K. Tvorchii potentsial liudini iak predmet sotsial'no-filosofs'koi refleksii: Dis... d-ra filos. nauk: 09.00.03 [Creative potential of a person as an object of social-philosophical reflection. Dost.Diss]. Kharkiv, 2001. 428 p.

Информация об авторе

Дяченко Мария Дмитриевна (Украина, г. Запорожье) - Доцент, кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент кафедры журналистики и социальных

коммуникаций. Классический приватный университет. E-mail: dyachenko-

mariya@yandex.ru.

Information about the author

Dyachenko Maria Dmitrievna (Ukraine, Zaporozhye) - Associate Professor, Ph. D. in social communications, associate professor of the Department of journalism and social communication. Classic private university. E-mail: dyachenko-mariya@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.