ПЕДАГОГИКА
УДК 070.422 : 377.35.03
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
М. Д. Дьяченко
Дьяченко Мария Дмитриевна - кандидат наук по социальным коммуникациям, профессор кафедры управления учебными заведениями и педагогики высшей школы, Классический приватный университет (г. Запорожье, Украина) E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки, активизации его творческого потенциала как фактора личностного и профессионального самосовершенствования студента. Конкретизированы теоретические представления о сущности и структуре творческого потенциала личности журналиста как о сложном, многогранном понятии, которое объединяет личностный резерв возможностей и способностей. Творчество представляется как системное явление, определенная совокупность взаимосвязанных элементов: способностей, творческого процесса, степени индивидуального развития творческих способностей, качеств личности, обеспечивающих творческую деятельность будущих журналистов.
Ключевые слова: журналист, профессиональное образование, развитие, самореализация, самосовершенствование, творческие способности, творческая личность, творческий потенциал.
Один из приоритетных векторов современного высшего образования - развитие творческой личности, формирование готовности не только к профессиональной мобильности, конкурентоспособности, но и к социальной и творческой активности. Сегодня возрастает потребность общества в подготовке самостоятельных, инициативных специалистов, способных постоянно самосовершенствоваться в личностном и профессиональном аспектах. Реалии нового тысячелетия требуют активизации творческого потенциала личности, исследования и организации самостоятельной деятельности студентов, создания условий для их творческого самовыражения. Актуальность проблемы подчеркивается не только усиленной социальной необходимостью наличия творческих людей в журналистике XXI в., но и растущей потребностью личности в развитии своей индивидуальности, уникальности, целостности.
Цель статьи - раскрытие научных взглядов на процесс развития творческих способностей с точки зрения философии, педагогики, психологии, журналистики, определение психолого-педагогических условий развития творческих способностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки.
Проблеме творчества посвящены труды многих ученых, в частности А. Арнольдова, М. Барга, Г. Батищева, М. Бахтина, Н. Бердяева, В. Библера, Т. Волобуевой, Дж. Гилфорда, Ю. Давыдова, В. Дымова, Б. Кедрова, А. Лука, И. Манохи, В. Моляко, А. Пуанкаре, В. Роменца, З. Сиверс, Б. Сорокина, В. Столина, А. Шумилина и др.
©Дьяченко М. Д., 2013
Психолого-педагогические аспекты творческого развития и самореализации личности рассматриваются в научных исследованиях Б. Ананьева, В. Андреева, Р. Брушлинского, Л. Дроздиковой, В. Загвязинского, А. Маслоу, М. Махмутова, В. Моляко, С. Сысоевой, М. Скат-кина, Т. Сущенко, Т. Шамова, Н. Яковлевой и др.). Теоретические основы психологии творчества разработаны Б. Ананьевым, Д. Богоявленской, Л. Выготским, В. Давыдовым, Д. Элькониным, Г. Костюком, А. Леонтьевым, А. Матюшкиным, Я. Пономаревым, К. Роджерсом, В. Роменцом, С. Рубинштейном, Б. Тепловым, К. Юнгом и др.
В исследованиях К. Абульхановой-Славской, В. Андреева, А. Асмолова, Ф. Баррона, Г. Бати-щева, Н. Бердяева, В. Библера, Д. Богоявленской,
B. Дружинина, А. Маслоу, И. Манохи, А. Мерен-кова, Я. Пономарева, Л. Попова, К. Роджерса,
C. Сиверс, М. Ярошевского указывается на наличие взаимосвязи между творчеством и саморазвитием личности.
Проблему индивидуальности исследовали философы (М. Каган, И. Кон, Д. Лоуренс, Н. Михайловский, В. Тугаринов, Ю. Хабермас), педагоги (А. Абдулина, Е. Бондаревская, В. Ильин, А. Пехота, В. Сластенин), психологи (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, В. Мерлин, С. Рубинштейн и др.).
Специфика творческой индивидуальности раскрыта А. Асмоловым, М. Бахтиным, В. Беловым, И. Коном, В. Миримановым, В. Шадрико-вым; гуманистические концепции понимания развития личности как необходимого условия для творческой самореализации принадлежат
A. Деркачу, Н. Кузьминой, А. Маслоу, Л. Митиной, Г. Олпорту, К. Роджерсу, А. Сущенко и др.
Вопросы творческой активности студентов и профессионально-творческого саморазвития будущих специалистов изучали В. Андреев, Д. Богоявленская, Г. Горченко, А. Деркач, В. Зазыкин, И. Зайцева, А. Лук, Л. Мильто, В. Мухина, А. Пехота, Я. Пономарев.
Особенности процесса развития творческих способностей раскрыты Б. Ананьевым, А. Ковалевым, Г. Костюком, М. Лейтесом, А. Леонтьевым, Б. Ломовым, В. Мясищевым, К. Платонов С. Рубинштейном, Б. Тепловым и др.
Проблеме формирования личности журналиста повящены работы Р. Бухарцева, В. Горохова, Е. Дорощук, С. Корконосенко, К. Маркелова,
B. Олешко, Е. Прохорова, В. Ученовой и др.
Понятие «способности» - одно из основных в педагогике. Проблема выявления и развития способностей привлекала внимание многих исследователей, ведь в большинстве случаев именно способности личности предопределяют успешность и результативность многих видов деятельности (в том числе учебной и профессиональной). Как свидетельствует ана-
лиз психолого-педагогической литературы, в науке существуют различные подходы к толкованию понятия «способности»: это - степень психических проявлений, от которых зависит успешность определенной деятельности, это -индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одной деятельности или нескольких видов деятельности; их нельзя сводить к имеющимся знаниям, навыкам или умениям, но они могут объяснить легкость и скорость приобретения этих знаний и навыков [1].
По мнению Б. Теплова, в понятие «способность» входит три основных признака:
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (никто не станет говорить о способностях как о свойствах, в отношении которых все люди равны);
индивидуальные особенности, которые связаны с успешностью выполнения какой-нибудь деятельности или многих видов деятельности; такие свойства, как вспыльчивость, вялость, медлительность, которые являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо видов деятельности;
понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя последний обладает знаниями не меньшими, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют этого педагога. Недовольство педагога мотивируется тем, что этот ученик работает недостаточно, что при хорошей работе, «принимая во внимание его способности», он мог бы обладать гораздо большими знаниями.
Как утверждает ученый, способность по самому своему существу - это динамическое понятие: она существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности до начала её развития, так же, как нельзя говорить о способности, достигшей полного развития, закончившей свое развитие [1]. Это развитие осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности, следовательно, способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. И главное не в том, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. Движущей силой способностей является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития возможны противоречия между способностями и склонностями.
По мнению Б. Теплова, способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельные способности непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь их своеобразное сочетание, характеризующее данную личность. Отдельные способности не просто сосуществуют рядом и независимо друг от друга. Каждая из них изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей [1]. Б. Теплов стал основоположником личностно-деятельностного подхода к изучению способностей личности.
Одни ученые причисляют к способностям отдельно взятое свойство человека, другие - совокупность свойств и особенностей. К примеру, К. Платонов рассматривает способности как совокупность (структуру) стойких индивидуально-психологических качеств личности, которые должны подвергаться изменениям под влиянием воспитания [2].
Существует мнение, что способности - это индивидуальные, устойчивые свойства личности, которые заключаются в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и месту нахождения, т.е. к созданию наиболее продуктивных способов получения желаемых результатов в ней [1].
С позиций целостно-личностного подхода (Е. Ильин) изучаются несколько ярко выраженных способностей, которые проявляются в различных по характеру видах деятельности. Как заметила Т. Артемьева, изучение способностей в широком личностном плане, а также каждая попытка определить способности через личность переводят саму проблему способностей в плоскость проблем личности. Здесь скрывается опасность «растворить» способности в психологии личности, потерять собственный предмет исследования [3, с. 67].
В педагогике и психологии совокупность реальных возможностей, способностей, умений и навыков, определяющих уровень развития личности (Л. Москвичев, Г. Пихтовников), рассматривается как творческий потенциал. Его составляющими, по мнению ученых (Д. Богоявленской, Л. Новиковой, В. Кан-Калика, С. Смирнова), являются интеллект, развитое творческое воображение, способности, активность в самореализации. Эту точку зрения поддерживает и украинский психолог В. Мо-ляко, считая природные задатки, способности, направленность интересов компонентами творческого потенциала личности [4].
В результате анализа научных трудов можно прийти к выводу, что в большинстве случаев
творчество представляется как системное явление, определенная совокупность взаимосвязанных элементов: способностей, творческого процесса, степени индивидуального развития творческих способностей, качеств личности, обеспечивающих творческую деятельность, основой которой, как утверждают М. Бахтин, И. Бех, Л. Выготский, Я. Пономарев, С. Рубинштейн, Б. Теплов, являются механизмы воображения, восприятия, фантазии, воли личности.
Формирование творческой индивидуальности, развитие творческих способностей - важная составляющая процесса самосовершенствования личности будущего журналиста. «Индивидуальность - это своеобразие психики и личности индивида, его неповторимость. Понятие "индивидуальность" во многом перекликается с понятием "личность", которое применяется, когда индивид характеризуется как субъект социальных отношений» [5, с. 158].
Нереализованность индивидуальности является одной из причин замедления социализации будущих журналистов, их саморазвития и самореализации в последующей профессиональной деятельности. Развитие творческих способностей способствует выходу личности журналиста на новые возможности самосовершенствования и профессионального самовыражения. Склонность к самовыражению у журналиста «приобретает особенную силу, кажется, что она является необходимым приложением к его жизни и усиливает ее» [6, с. 106].
Развитие творческих способностей будущего журналиста зависит от педагогического сопровождения этого процесса, а именно: духовного взаимодействия субъектов обучения (Е. Бондаревская, А. Петровский, Т. Сущенко, А. Тубельский); творческого сотрудничества (А. Адамский, Ш. Амонашвили, И. Иванов); педагогической поддержки (Н. Крылова, Н. Михайлова, С. Поляков, И. Фрумин, И. Якиманская), творчески-диалогового общения преподавателей и студентов (И. Кон, М. Кондратьев, А. Мудрик).
В процессе развития творческих способностей студентов очень важны личностно ориентированный подход и так называемый индивидуально-образовательный маршрут, который, по мнению С. Воробьевой [7, с. 53], имеет специфические особенности: 1) он специально разрабатывается для конкретного студента как его индивидуальная созидательная программа; 2) на стадии разработки индивидуально-образовательного маршрута студент выступает: как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого учебным учреждением; как «неформальный заказчик» образовательного учреждения, в котором проектируется для него образовательная программа - индивидуально-
образовательный маршрут с учетом образовательных потребностей, познавательного профиля и других индивидуальных особенностей; 3) на стадии реализации студент выступает как субъект осуществления образования; в этом случае личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальный образовательный маршрут при условии использования функциональных возможностей педагогической поддержки [7].
Для развития творческих способностей будущего журналиста, на наш взгляд, необходимы психологически и педагогически комфортные условия, способствующие творческому самовыражению личности:
создание комфортной творческой образовательной среды, в которой студент может самореализоваться в процессе нестандартных видов учебной деятельности (интерактивная лекция, дискуссия, семинар-интервью, выпуск студенческой газеты, публичная защита творческих проектов, студенческие блоги и т. п.);
креативный подход к управлению процессом развития творческих способностей студентов;
обеспечение вариативности общежурналистской подготовки с приоритетной ориентацией на развитие творческого потенциала личности и на индивидуальные способности будущего журналиста (выбранные по собственному желанию студента профессионально ориентированные курсы усиливают мотивацию обучения, что повышает уровень профессиональной подготовки);
использование индивидуальных, коллективных учебно-творческих заданий, стимулирующих проявление творческого потенциала и умение работать в команде;
постановка проблемных задач, решение которых предполагает сотворчество и творческий диалог;
организация совместной творческой деятельности студентов и преподавателей, способствующей накоплению и передаче опыта творческой деятельности;
сочетание индивидуальной и коллективной форм учебной деятельности студентов;
самоорганизация творческой самостоятельности будущих журналистов;
конструирование журналистских ситуаций, стимулирующих творческое мышление, саморазвитие культуры диалога, творческий подход к решению профессиональных задач;
духовно-творческое взаимодействие студентов и преподавателей на диалогических началах;
установление гуманистических межличностных отношений как базовой основы развития творческого потенциала;
использование инновационных технологий, в частности индивидуально-творческого обуче-
ния, что предполагает изучение индивидуальных профессионально значимых способностей студентов и их дальнейшее творческое развитие в процессе обучения;
обеспечение взаимосвязи высшей школы с профессиональной средой, усиление профессионально-творческой направленности обучения.
Развитие творческих способностей будущего журналиста в процессе профессиональной подготовки - это содержательно-емкий и длительный процесс, этапы которого можно охарактеризовать следующим образом:
I - ориентированно-профессиональный (профессиональное самоопределение студента);
II - учебно-образовательный (формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, развитие творческого мыщления);
III - профессионально-практический (формирование образа творческой профессиональной деятельности, стремление к профессионально-творческой самореализации);
IV - профессионально-творческий (осознание творческой сути журналистской деятельности и самого себя как творческого журналиста).
Особое внимание на каждой стадии следует уделять развитию творческого мышления студентов, которое, по мнению украинского ученого С. Сысоевой, в комплексе с эффективным использованием учебного времени, повышением уровня знаний и умений, овладением основным арсеналом исследовательской работы, получением результатов, в определенной степени благодаря самостоятельной деятельности, приобретением студентами собственного опыта, профессиональных навыков являются основными составляющими развития творческого потенциала личности [8].
Студент, умеющий отстаивать свои взгляды и позиции, побеждать в дискуссиях, способен к максимальной творческой самореализации. А если он научился конкурировать в образовательной среде - значит будет конкурентоспособным и в профессиональном окружении. Современным может быть профессионально компетентный, конкурентоспособный журналист с высоким уровнем культуры общения и творческим стилем профессиональной деятельности, умеющий увидеть то, что никто никогда не заметит. Ведь журналистика - «особенная профессия, профессия, которая может сделать окружающий нас мир невыносимым, тревожным, заставить трепетать наше сердце или, напротив, в самый неожиданный момент протянуть нам руку помощи тогда, когда мы этого не ждем» [9, с. 499].
Таким образом, развитие творческих способностей будущего журналиста - это непрерывный, целенаправленный процесс актуализации задатков, потенциальных возможностей личности, формирования профессионального самосозна-
ния, творческого подхода к решению поставленных задач, развития творческого мышления и журналистского восприятия действительности. Способность к творчеству - одно из основных качеств настоящего журналиста-профессионала, залог его успеха в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.
2. Платонов К. К. Проблемы способностей. М., 1972. 312 с.
3. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. 184 с.
4. Моляко В. О. Психолопчна теорш творчост // Об-дарована дитина. 2004. № 6. С. 2-9.
5. Большая психологическая энциклопедия. М., 2007. 544 с.
6. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество : учеб. пособие. М., 2004. 222 с.
7. Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 53 с.
8. Сисоева С. О. Технолопзащя освпньо! д1яльносп в умовах неперервно! професшно! освгги // Неперервна професшна освгга : проблеми, пошуки, перспективи / за ред. I. А. Зязюна. Кшв, 2000. 636 с.
9. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста : очерки теории и практики : учеб. пособие / под общ. ред. Я. Н. Засурского. М., 2007. 528 с.
Development of Creative Abilities of the Future of the Journalist in the Process of Professional Preparation
М. D. Dyachenko
Classic Private University,
70 «B», Zhukovskogo str., 69002, Zaporizhje, Ukraina E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problem of development of creative abilities of the future of the journalist in the process of professional preparation, the activation of its creative potential as a factor of personal and professional self-development of the student. A special emphasis on the theoretical ideas about the essence and the structure of the creative potential of the person of the journalist as a complex, multifaceted concept, which combines the personal reserve of the capacity and capabilities. Creativity is represented as a system phenomenon, a set of interrelated elements: capacity, the creative process, the degree of individual development of creative abilities, qualities, and providing creative activity of future journalists.
Key words: journalist, professional education, development, self-realization, self-development, creativity, creative person, creative potential.
References
1. Teplov B. M. Problemy individualnykh razlichiy (Problems of individual differences). Moscow, 1961. 536 p.
2. Platonov K. K. Problemy sposobnostey (Problems of abilities). Moscow, 1972. 312 p.
3. Artemyeva T. I. Metodologicheskiy aspekt problemy sposobnostey (Methodological aspect of the problem of abilities). Moscow, 1977. 184 p.
4. Molyako V. O. Psikhologichna teoriya tvorchosti (Psychological theory of creativity). Obdarovana ditina (Gifted child), 2004, no. 6, pp. 2-9.
5. Bolshaya psikhologicheskaya entsiklopediya (Big psychological encyclopedia). Moscow, 2007. 544 p.
6. Oleshko V. F. Zhurnalistika kak tvorchestvo: uchebnoye posobiye (Journalism as creativity: Training manual). Moscow, 2004. 222 p.
7. Vorobyeva S. V. Teoreticheskiye osnovy differentsiatsii obrazovatelnykhprogram: avtoref. dis. ... d-raped. nauk. (Theoretical basis of differentiation of educational programs: abstract of doctoral dissertation in Pedagogics). St. Petersburg, 1999. 53 p.
8. Sisoyeva S. O. Tekhnologizatsiya osvitnoi diyalnosti v umovakh neperervnoi profesiynoi osviti (Technologiza-tion of educational activity in conditions of continuous professional education). Neperervna profesiyna osvita: problemi, poshuki, perspektivi (Continuing professional education: Problems, researches, perspectives). Kiyev, 2000. 636 p.
9. Samartsev O. R. Tvorcheskaya deyatelnost zhurna-lista: ocherki teorii i praktiki: uchebnoye posobiye (The creative activities of journalists: Essays on theory and practice: a training manual). Moscow, 2007. 528 p.