Научная статья на тему 'Креативно-ориентированная методика как фактор формирования педагогического профессионализма'

Креативно-ориентированная методика как фактор формирования педагогического профессионализма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONALISM OF PERSONALITY / ЛИЧНОСТНО-КРЕАТИВНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / PERSONAL-CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серёжникова Раиса Кузьминична

В статье рассматриваются характеристики становления личности будущего педагога-профессионала с позиций личностно-дифференцированного, субъектного подходов в контексте педагогического творчества как смыслообразующей основы профессионализма личности будущего педагога в его собственном субъективном смысле или «смысловой сфере личности». При этом акцентируется на креативно-ориентированной методике актуализации творческого потенциала будущего педагога как основы формирования педагогического профессионализма в условиях профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серёжникова Раиса Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses characteristics of personality of the future teacher-professional from the standpoint of personal-differentiated, subject approach in the context of pedagogical creativity as a sense-bases of professionalism of the person of the future teacher in his own subjective sense or «semantic sphere of the person». If this is focused on creative-oriented method of actualization creative potential of the future teacher as the basis for the formation of pedagogical professionalism in the conditions of professional training.

Текст научной работы на тему «Креативно-ориентированная методика как фактор формирования педагогического профессионализма»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Серёжникова Раиса Кузьминична

доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского» (г. Калуга, Российская Федерация)

УДК 378.12

КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

СREATIVE-ORIENTED METHODS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL PROFESSIONALISM

В статье рассматриваются характеристики становления личности будущего педагога-профессионала с позиций личностно-дифференцированного, субъектного подходов в контексте педагогического творчества как смыслообразующей основы профессионализма личности будущего педагога в его собственном субъективном смысле или «смысловой сфере личности». При этом акцентируется на креативно-ориентированной методике актуализации творческого потенциала будущего педагога как основы формирования педагогического профессионализма в условиях профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессионализм личности, личностно-креативное саморазвитие, творческий потенциал, будущий педагог.

This article discusses characteristics of personality of the future teacher-professional from the standpoint of personal-differentiated, subject approach in the context of pedagogical creativity as a sense-bases of professionalism of the person of the future teacher in his own subjective sense or «semantic sphere of the person». If this is focused on creative-oriented method of actualization creative potential of the future teacher as the basis for the formation of pedagogical professionalism in the conditions of professional training.

Key words: professionalism of personality, personal-creative self-development, creative potential, future teacher.

В последние годы в рамках модернизации образования в свете реализации федеральных образовательных стандартов всех уровней возникла острая необходимость в высокопрофессиональном, творческом педагоге новой генерации, который бы стремился к самореализации в профессионально-педагогической деятельности, воплощая гуманистические принципы обучения и воспитания.

В связи с чем профессионализм личности педагога становится важнейшим фактором успешной организации образовательного процесса, его первоосновой. И это актуализирует внедрение субъектно-ориентированных

5

образовательных технологий, активизирующих усилия по реализации креативной парадигмы [13].

Особое значение для выявления педагогических способностей как существенной характеристики развития личности педагога-профессионала приобретает проблема соотношения их с творческими возможностями педагога, чаще всего обозначаемых словосочетанием «творческий педагогический потенциал».

Концепция исследования определяет подход к формированию творческого педагогического потенциала студента-будущего педагога через его творческую самодетерминацию, через его определение себя как творческого субъекта, сознательный выбор творческой позиции по отношению к профессиональной педагогической деятельности. Данный подход рассматривается в рамках принципа субъектности (Л.И. Анцыферова): развитие личности - это не то, что с личностью «случается»; личность - это субъект своего собственно творческого развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельности и отношения к профессиональному миру, в котором могут лучше всего проявляться и развиться уникальные потенции студента» [1, с. 44].

Психологический механизм творческого педагогического потенциала -процесс креативной самоактуализации раскрывается через структурно-уровневую природу. Это рельефно проявляют оба аспекта творческого акта, выделенных С.Л. Рубинштейном в принципе творческой самодеятельности: 1) обращенный вовне и воплощаемый в материальном результате творчества (творении); и 2) обращенный вовнутрь - реализующийся в изменениях личности человека (творца) [13, с. 14]. На этом положении построена концептуальная основа креативно-ориентированной методики, способствующей актуализации творческого педагогического потенциала будущего педагога.

При всей сложности и многозначности существующих научных представлений их объединяет положение о том, что достижение профессионализма личности будущего педагога обусловлено интенсивным развитием его общих и специальных способностей до уровня одаренности, талантливости как качественно своеобразного и гармоничного их проявления и сочетания [3, с. 89]. По мнению ученых, творческая составляющая педагогических способностей обусловливает различные субъективные творческие проявления всех психических функций и процессов - мышления, памяти, воображения, чувств и т.д., усиливаемые объективными условиями педагогического труда как специфического вида творчества -

концентрированностью во времени, публичностью творческого процесса, постоянной изменчивостью ситуаций и условий работы, обусловленностью знаниями и необходимостью специальной подготовки, сотворчеством с другими участниками педагогического процесса и т.д. (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Р.К. Серёжникова и др.).

Абстрагируясь от внешних проявлений педагогического творчества как преобразующей деятельности, направленной на достижение нового оригинального продукта при рассмотрении вопроса творческих способностей будущего педагога, целесообразно сузить его понимание до внутренних предпосылок творчества педагога, используя термин педагогической креативности как потенциальной готовности педагога к продуктивно-преобразующей деятельности [6]. Педагогическая креативность, являясь креативным ядром педагогических способностей, заключается в способности педагога творчески прогнозировать, конструировать педагогический процесс, предвидеть его результаты, оперативно ориентироваться в нестандартных педагогических ситуациях, подключать воображение и фантазию при создании новых подходов, комбинаций в педагогической реальности, проявляясь в «смысловой сфере личности», основой которой является осознание ее сильных и выразительных сторон. В то же время педагогическая креативность педагога, его творческие способности могут ограничиваться репродуктивными процедурами, представляемыми как положительный опыт педагогической культуры конкретного профессионального сообщества.

В связи с этим Р.П. Скульский, определяя взаимосвязи в развитии творческих и репродуктивных способностей педагога, подчеркивал их взаимообусловленность - репродуктивные педагогические способности, проявляющиеся в приобретенных умениях, являются основой педагогического творчества и необходимой подготовкой к ней [11].

Стоит также учитывать мнение В.О. Моляко о чрезмерно дифференцированном выделении способностей в общей психологической структуре личности и необходимости их увязки с творческим потенциалом человека. В соответствии с чем автор предлагает говорить об одаренности, в том числе педагогической, как статической подсистеме и об умениях и навыках как динамических индикаторах одаренности [7]. Неслучайно, по мнению многих исследователей, педагогические способности определенным образом соотносятся как с личностными свойствами и качествами будущего педагога, так и с суммой усвоенных им знаний, которые становятся осознанными идеальными образцами для дальнейшего творческого

профессионального развития. А также с выработанными педагогическими умениями и навыками, составляющими технологические и технические основы творческих профессиональных действий. Представленные в системе, они образуют различные для каждого студента-будущего педагога индивидуальные стартовые возможности достижения успеха в педагогической профессии: как актуальные при реальном включении в практическую педагогическую деятельность, так и потенциальные, аккумулирование и развитие которых выражает скрытую сторону овладения профессионально-педагогическим опытом, мастерством, что позволяет в будущем продуктивно решать новые профессиональные проблемы и задачи более высокого уровня.

С точки зрения сущностных характеристик содержания профессионализма личности будущего педагога развитость педагогических способностей как один из ведущих признаков личностного образования студента на уровне индивидуальной дифференциации определяется креативным ядром педагогических способностей, а накопленный педагогом в целом инновационно-креативный потенциал (от лат. potencia - обобщенная способность, возможность, сила, запас [13]) в сочетании с индивидуально -типологическими и индивидуально-специфическими его сторонами характеризует исследуемую подсистему педагогического профессионализма с позиций личностно-дифференцированного подхода.

Типологические и индивидуальные различия будущих педагогов-профессионалов с позиций анализа личностно-дифференцированного уровня в основном характеризуют степень их выраженности как творческой доминанты на соответствие профессиональным стандартам, которые определяют ценность будущего педагога как представителя профессионально-педагогического сообщества и рассматриваются по результатам процессов социализации и профессионализации личности педагога. В то же время ограничение анализа проблемы взаимоотношений личности и педагогической профессии только аспектом персонификации обедняет понимание личностной сущности педагогического профессионализма, не учитывает содержания глубинных пластов личности и недооценивает уникальности и самобытности индивидуальности будущего педагога-профессионала. Обозначенная ограниченность восполняется субъектным подходом, доминирующим на современном этапе в фундаментальной методологии философских, психолого-педагогических наук и разрабатывающимся в трудах отечественных и зарубежных ученых (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский,

В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг и др.).

В.А. Петровский, определяя внутреннюю связь субъектности и личности человека, подчеркивает, что быть личностью - значит быть субъектом жизнедеятельности, предметной деятельности, общения, самосознания» [8, с. 8-10]. Индивидуальность же, по мнению автора, выражается в надситуативной активности личности, ее творческом «вкладе» в культуру и не может быть заменена другим, что обеспечивает развитие системы в целом. По утверждению В.И. Слободчикова, «категория субъектности - это основа, позволяющая развернуть и панораму, и перспективу наших представлений о человеке, утверждающемся и определяющемся в мире; о человеке, который приобретает человеческое подобие не только во времени собственной биографии, но и мировой истории, в пространстве не только сознания существующей цивилизации, но и универсального мира культуры» [12, с. 30].

Для педагогического аспекта теории субъектности особое значение приобретают положения, характеризующие системные свойства этого личностного образования: субъектность как универсальный способ бытия оказывается на высоком уровне интеграции индивидных, личностных, индивидуальных свойств человека; субъектность как характеристика целостности, уникальности, самобытности человеческой личности; субъектность как преобразующая возможность человека, способность выходить «за пределы себя», творчески, на основе собственной активности и инициативы, что приводит к образованию новых качеств и свойств; субъектность как приоритет внутренней детерминации над внешней, что выражается в способности личности к самодетерминации, самоуправлению, саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и др.; субъектность как динамическая характеристика, приводящая к постоянному, непрерывному ее развитию, которое никогда не заканчивается; субъектность как свобода, независимость личности - создателя и автора жизненного пути на основе сознательного выбора и ответственности за свои действия [10; 13].

В целом субъектность - центральная, стержневая, достаточно сложная характеристика личности, выражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, сознательно-преобразующее отношение человека, как к окружающему миру, так и к самому себе. Системообразующей основой субъектности, ее интегрирующим центром в различных концепциях определяется самость (self), что описывается различными терминами: «самосоздание», «самореализация»,

«самосовершенствование, «саморазвитие», «самоактуализация»,

«самосознание», «самоопределение», «Я-образ», «Я-концепция» и т.д., соотношение которых в разных зарубежных и отечественных теориях субъектности понимается неоднозначно - они либо раскрываются посредством друг друга, или выступают составляющими друг друга.

Фундаментальные положения и свойства субъектности человека трансформируются в понятие «субъектность профессионала», в соответствии с чем профессионализм определяется главным условием субъектной реализации индивида [9] и конкретизируется в субъектности личности будущего педагога-профессионала, что, на наш взгляд, можно охарактеризовать с помощью таких наиболее значимых явлений и понятий, как профессиональное самосознание будущего педагога, профессиональная Я-концепция будущего педагога, профессиональная субъектность.

Субъектное становление будущего педагога-профессионала определяется также параметром его неповторимой своеобразной индивидуальности, позволяющей считать индивидуальность и профессионализм неразделимыми сторонами личности педагога [4]. Исследователи индивидуальности педагога подчеркивают творческую сущность феномена, определяя индивидуальность педагога необходимым условием педагогического творчества (Н.М. Борисенко, В.А. Кан-Калик, М.Е. Мажар и др.). Содержательная сторона творческой индивидуальности будущего педагога, ее внутренняя составляющая, характеризуемая своеобразным сочетанием свойств различных иерархических уровней: биохимических, морфологических, физиологических свойств темперамента, создает уникальный неповторимый результат деятельности и отношений педагога - профессиональное самосознание, опыт, ценностные ориентации [13], а также сформированность мировоззрения, собственной системы ценностей и адекватных средств самовыражения как показателей личностной и профессиональной зрелости будущего педагога [10].

С точки зрения субъектного подхода сущностной личностной характеристикой профессионализма будущего педагога является самодетерминированность профессионально-педагогического совершенствования и роста на основе высоких профессионально-личностных стандартов путем гармонизации и расширения элементов профессионального самосознания студента с опорой на положительную и адекватную Я-концепцию и творческую индивидуальность.

Рассмотренные характеристики становления личности будущего педагога-профессионала с позиций личностно-дифференцированного,

субъектного подходов в их динамике убеждают в правомерности считать педагогическое творчество смыслообразующей основой профессионализма личности будущего педагога в его собственном субъективном смысле или «смысловой сфере личности». Условно абстрагируясь от объективной новизны результатов творческой педагогической деятельности, сосредоточенность на творчестве как личностной характеристике педагогического профессионализма позволяет интерпретировать содержание параметра его развития.

Процессуально-динамический характер формирования творческого педагогического потенциала ориентирует студента на рефлексивное осмысление профессионально-педагогических проблем, обеспечивающих регуляцию процесса креативной самоактуализации, развитие студента в качестве субъекта педагогической рефлексии и реализацию становления его творческой позиции.

Педагогическое стимулирование творческого развития студента, обеспечивающее педагогическую креативность направлено: 1) на развитие у будущего преподавателя адекватной самооценки, личностного смысла и мотивов улучшения качества работы над собой на позитивно-эмоциональном фоне; 2) на овладение студентом теорией и технологией формирования творческого педагогического потенциала.

Формирование у будущего педагога готовности к творческой педагогической деятельности закономерно зависит от его особенностей как субъекта педагогической рефлексии.

Специфическим результатом творческой самореализации будущего педагога выступает сформированность у него готовности к дальнейшему профессиональному совершенствованию как показатель зрелости и развитости личности педагога-профессионала. Использование студентом собственного творческого потенциала как реально существующей способности к самоизменению рядом со стремлением к самосовершенствованию возможно и для оптимизации своей работы, поиска путей приспособления имеющихся условий к собственным потребностям с целью сделать их более удобными и технологичными.

Результаты проведенного анализа сущности личностной подсистемы педагогического профессионализма в аспекте творческого развития будущего педагога позволили принять рабочее определение исследуемой дефиниции. Профессионализм личности будущего педагога будем понимать как сложноструктурированную систему общих и специальных профессионально значимых свойств будущего педагога, содержание которых

наряду с соответствием вариативно-творческого плана актуальным социально обусловленным профессионально-педагогическим требованиям, нормам, ценностям характеризуется неповторимым инновационно-креативным потенциалом его личности в единстве индивидуально-типологических и индивидуально-специфических сторон,

самодетерминированностью профессионально-педагогического совершенствования (на основе гармонизации и расширения профессионального самосознания с опорой на положительную и адекватную Я-концепцию будущего педагога).

Рассмотренные сущностные характеристики подсистем педагогического профессионализма - профессионализма педагогической деятельности и профессионализма личности будущего педагога убеждают в их достаточной самостоятельности как объектов и единиц анализа, не могут отождествляться или идентифицироваться. При этом следует акцентировать на невозможности возведения личности к самовыражению только в формах деятельности, поскольку это неизбежно приведет к чисто инструментальной трактовке человека как орудия его деятельности [13]. Действительно, личные проявления педагога не исчерпываются только педагогической деятельностью, они не только реализуются во всем разнообразии форм жизнедеятельности, но и представляют собой самостоятельную ценность, уникальный фактор развития педагогического опыта и культуры. Однако и педагогическую деятельность невозможно «растворять» в личности будущего педагога, так как она имеет собственные функции, структуру, достаточно автономные технологические свойства.

Итак, теоретическая обусловленность профессионализма личности педагога позволила разработать креативно-ориентированную методику актуализации творческого потенциала будущего педагога как основу формирования педагогического профессионализма, что предусматривает следующие условия:

1. Профессиональная подготовка понимается как диалогическое взаимодействие студента с образовательно-педагогическим пространством (когнитивная контекстность), с творческой деятельностью (сотворчество) и самим собой (становление субъектом учебно-образовательной деятельности). Способность будущего педагога к реализации учебно-образовательных функций при этом определяется его предрасположенностью к качественным самоизменениям, сотрансформации во взаимодействии с сокурсниками и преподавателями.

2. Осознание студентом совокупности своих отношений к педагогической реальности как творческой позиции, способности ее сознательного выбора и утверждения в различных ситуациях педагогической деятельности. Переход в режим личностно-креативного саморазвития на основе концептуальности субъектно-рефлексивной позиции.

3. Становление творческой позиции необходимо начинать с осмысления студентом педагогической деятельности как личностно-значимой (рефлексивные методики), переходя далее к соотнесению собственных смыслов деятельности с требованиями педагогического окружения (типы педагогической готовности), определяемыми компонентами педагогического сознания и проектирования собственной концептуально выстроенной деятельности (творческая позиция).

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анциферова. -М.: Наука, 1981. - 365 с.

2. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса / Г.И. Аксенова. - М. -Рязань: РИМФО, 1998. - 160 с.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 124 с.

4. Корепанова Н.В., Хакимзянова И.М., Щербакова О.И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н.В. Корепанова, И.М. Хакимзянова, О.И. Щербакова // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 66-71.

5. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод / Б.Б. Коссов. - М. -Воронеж: МОДЭК, 1998. - 128 с.

6. Лисовская В.А. Формирование творческого потенциала личности воспитателя в пед.вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Киевск. гос. пед. ин-т им. М. Горького. - К., 1984. - 16 с.

7. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 86-95.

8. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

9. Серёжникова Р.К. Синергетический подход к сущности личности студента как субъекту саморазвития / Р.К. Серёжникова // Педагогическое образование и наука. - № 3. - Москва, 2013. - С. 83-89.

10. Серёжникова Р.К. Становление субъектности будущего педагога в образовательном пространстве университета / Р.К. Серёжникова // Профессиональное образование в современном мире. Всероссийский научный журнал. - № 2 (17) 2015. - С. 86-96.

11. Скульский Р.П. Учиться быть учителем / Р.П. Скульский. - М. : Педагогика, 1986. -144 с.

12. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа / В.И. Слободчиков // Человек. - 1994. - № 5. -С. 21-38.

13. Серёжникова Р.К. Формирование творческого педагогического потенциала будущего преподавателя в процессе профессиональной подготовки в университете: автореф. на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского. - Одесса, 2009. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.