Саблина Т.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ НА ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье рассматриваются особенности процесса ориентации будущих журналистов на ценности профессиональной культуры, результатом которого является развитие аксиологического потенциала личности студента-журналиста и актуализация его субъектной позиции. Обосновано применение тренинговых технологий в журналистском образовании.
Ключевые слова: профессиональная культура журналиста, ценность, субъектная позиция сту-дента-журналиста, аксиологический потенциал личности студента, тренинговые технологии.
В условиях социально-экономических и политических преобразований современного российского общества, системной трансформации медиасреды и неопределенности ценностных ориентиров аудитории, возрастают требования к профессиональным качествам журналистов как субъектов публичного информационного пространства.
Сегодня востребован не просто компетентный специалист в сфере масс-медиа, способный решать профессиональные задачи, владеющий современными информационными технологиями, а журналист, с четко выраженной профессиональной позицией, способный противостоять девальвации нравственных ценностей современного общества. Поэтому возрастают требования к университетской подготовке будущих журналистов. Ведь прежде чем стать представителем профессии по должности, студенту-журналисту необходимо стать им по мироощущению, способу восприятия профессиональной деятельности и себя в профессиональной среде.
Различные аспекты журналистской деятельности и профессиональной культуры журналиста раскрыты в работах Д.С. Авраамова, В.И Бакштановского, Е.Л. Вартановой, И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, Ю.В. Согомоно-ва, М.И Шостак и других авторов.
В нашем исследовании проблема развития профессиональной культуры журналиста представлена с позиций аксиологического подхода, согласно которому культура понимается «как мир воплощенных ценностей» (М.С.Каган), а центральным положением является то, что ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и культуры [1].
Таким образом, в нашей работе профессиональная культура журналиста определена как интегральное личностное качество, характеризующееся совокупностью мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков; соблюдением норм и принципов, принятых в журналистском сообществе; индивидуальным творческим стилем и ценностносмысловой профессиональной позицией.
Совокупность мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков. Мировоззренческий блок характеризуется эрудицией журналиста, развивающейся в процессе познавательной деятельности. Блок специальных знаний умений и навыков образует уровень практической деятельности, который формируется в процессе накопления и реализации опыта. Показателем данных составляющих профессиональной культуры является продуктивность деятельности журналиста.
Система норм и принципов, принятых в журналистском сообществе, выступает для медиаспециалиста в качестве ориентира в разных ситуациях морального выбора, возникающих в процессе профессиональной деятельности, и образует уровень регуляции социального поведения личности журналиста. Характерным показателем здесь выступают поступки и действия журналиста при решении профессиональных задач.
Под индивидуальным творческим стилем мы понимаем своеобразную организацию журналистской деятельности, на основе самостоятельно выработанной журналистом системы применения знаний, умений и навыков, а также уровень мотивации к достижению высоких результатов в профессии, стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Ценностно-смысловая профессиональная позиция формируется на базе жизнен-
ных предпочтений, профессиональных интересов и ценностных ориентаций в процессе журналистской деятельности и оказывается проявлением в самосознании личности журналиста достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Важно отметить, что профессионально-нравственные представления журналистской общности, определяющие основу профессиональной позиции журналиста и выступающие в качестве доминанты его профессионально-нравственного сознания, отражаются в таких категориях, как «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональная честь», «профессиональное достоинство» (Г.В.Лазутина).
Все составляющие профессиональной культуры взаимосвязаны между собой. Разделить их можно только условно, как теоретическую схему, демонстрирующую сложное построение всех слагающих компонентов. Важная принципиальная особенность заключается в том, что гармоничное развитие всех элементов профессиональной культуры проявляется целостно в творческой деятельности журналиста.
В контексте нашего исследования значимой является идея М.С. Кагана о том, что «ценность - это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и поэтому воспринимается им как его собственная интенция, а не имперсональный, надличностный, отчужденный от него регулятор поведения»[1, с.164]. Таким образом, мы акцентируем внимание на том, что ядром профессиональной культуры журналиста являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы поведения и определяется отношение к профессиональной реальности.
В ходе исследования нами были определены две группы ценностей профессиональной культуры журналиста. Первая группа характеризуется обращением к миру индивидуального субъекта. То есть, мы говорим об отношении журналиста к проявлению его индивидуальных субъектных качеств в процессе профессиональной деятельности. Вторая группа ценностей отражает понимание значимости журналистской профессии в общественной системе координат, и демонстрирует стремление журналиста внести свой вклад в развитие медиасферы.
Ориентация студентов-журналистов на ценности профессиональной культуры в работе представлена как специально организованный процесс, результатом которого является развитие аксиологического потенциала личности будущего журналиста и актуализация субъектной позиции студента.
Мы разделяем идею А.В. Кирьяковой о том, что развитие аксиологического потенциала личности студента, предполагает качественные изменения в ценностном отношении к учебной деятельности (формирование целостного и ценностного «Образа мира»), к самому себе (становление «Образа Я»), к будущей профессиональной деятельности (проектирование «Образа будущей деятельности»). Это становится реальностью, если осваиваемые студентами ценности придают познанию, сотрудничеству, творчеству и самореализации ценностную ориентацию [3].
Развитие субъектной позиции студента предполагает расширение границ его ценностного отношения к собственной образовательной деятельности, обогащение опыта взаимодействия с образовательной средой университета, с профессиональным сообществом журналистов. Именно субъектная позиция студента составляет основу формирования у него целостного, дифференцированного образа «Я - будущий журналист». Мы придерживаемся той точки зрения, что студент как носитель субъектного опыта, стремится к раскрытию собственного творческого потенциала, в том случае, если ему предоставлены соответствующие педагогические условия. Вслед за Т. А. Ольховой мы определяем следующие условия развития субъектной позиции студента: проблемность, проективность, рефлексивность и эвристичность [4].
Проблемность характеризуется как необходимый прием актуализации субъектной позиции. В основе данного условия - такая организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемно-сформулированных заданий, создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их решению, в результате чего происходит активизация познавательной деятельности будущих специалистов, развитие мыслительных способностей, что позволяет преодолеть отстраненность студентов от получаемых знаний, дает им возможность ценностного уча-
стия в открытии мира предстоящей журналистской деятельности.
Проективность актуализирует процессы, среди которых ведущими выступают самосознание, самоопределение, самореализация, самоуправление, так как основным принципом при этом является предоставление возможности студентам самостоятельно проектировать собственный образовательный маршрут. Проектирование студентами индивидуальных образовательных программ важно для процесса перехода от усвоения знаний и опыта к преобразованию существующего опыта, к прогнозированию предстоящей профессиональной деятельности, и моделированию образа «Я - будущий журналист», отражающего ценностно-смысловое отношение студента к себе, к предстоящей деятельности.
Рефлексивность можно рассматривать, как свойство интеллекта, как принцип мышления, как личностное образование, характеризующееся умением делать умозаключения, обобщать, сопоставлять, классифицировать, систематизировать, оценивать различные факты, события, явления или суждения, а также способностью переживать, обращаться к личным смыслам и значениям при интерпретации разного вида информации.
Эвристичность в контексте исследования понимается как характеристика поисковой деятельности, в основе которой конструирование студентом содержания образования, и осознание его целей, смыслов и результатов. Это деятельность, в процессе которой студенты поставлены в различные ситуации, когда им приходится делать выбор и определять свою индивидуальную социокультурную, творческую позицию, что способствует открытию оригинальных идей и решений по изменению самого себя и выстраиванию линий поведения. Если будущий специалист при выстраивании траектории своего образования овладевает продуктивными методами поиска эффективных решений профессиональных задач; то в дальнейшем это способствует тому, что в профессиональной деятельности журналист сможет сам ставить себе цели, определять средства, выполнять действия для ее достижения, а также самостоятельно контролировать качество своей работы.
Для практического решения проблемы ориентации студентов-журналистов на ценности профессиональной культуры мы обра-
тились к тренинговым технологиям, позволяющим актуализировать интеграцию учебной и профессиональной деятельности при подготовке студентов-журналиситов в условиях университетского образования. Так как повышение уровня культуры студента связано в первую очередь с улучшением качества его образовательной деятельности, с усилением в ней значимости наиболее эффективных технологий.
В контексте исследования мы характеризуем тренинговые технологии как систему проектирования и эффективного практического применения целей, принципов, форм, методов и средств интенсивного обучения. Таким образом, в журналистском образовании тренинговые технологии направлены на развитие компетентности в общении, на формирование навыков конструктивного поведения, а также на освоение участниками нового опыта творческой деятельности, межличностной коммуникации и эмоционально-ценностных отношений.
Наиболее эффективными приемами данных технологий обучения, на наш взгляд, являются дебаты, анализ конкретных профессиональных ситуаций, деловые и ролевые игры.
Проведение занятий в форме дебатов позволяет студентам представлять в различных формах информацию, обмениваться опытом, отстаивать свою позицию в отношении актуальных вопросов журналистики, злободневных политических, социальных и культурных проблем современного общества, что помогает им в полной мере предстать в качестве субъектов учебной и профессиональной деятельности.
Анализ конкретных профессиональных ситуаций, возникающих в работе специалистов средств массовой информации, побуждает будущего журналиста к активному поиску эффективных способов деятельности, к определению рациональных и негативных сторон анализируемых эпизодов, к конструктивному разрешению проблем, которые существуют в журналистской практике, к самоопределению в профессиональной культуре.
Деловые и ролевые игры применяются в обучении для моделирования различных производственных процессов, отражающих специфику работы журналиста, для проектирования способов действий в условиях обозначенных
моделей, демонстрации методов и приемов применения теоретических знаний к решению определенной практической задачи.
Это способствует более глубокому пониманию изучаемых явлений, и практическому освоению сути журналистской профессии, переходу от выполнения стандартных, шаблонных заданий к инициативным действиям, основанным на глубоких профессиональных знаниях, умениях и навыках. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях сотрудничества или соперничества.
Использование тренинговых технологий в образовательном процессе способствует:
- развитию коммуникативных и креативных способностей студентов;
- актуализации субъектной позиции в формировании качеств, опыта, необходимых студентам как будущим специалистам;
- проявлению профессиональной самостоятельности и готовности к предстоящей журналистской деятельности;
- активизации рефлексивно-ценностного отношения к жизни, к обучению в университете, к профессии;
- развитию аксиологического потенциала личности студента.
- стремлению к личностному и профессиональному самосовершенствованию сту-дентов-журналистов.
Важным аспектом применения данных технологий является опыт творческого взаи-
модействия и эмоционально-ценностных отношений студентов друг с другом, преподавателя и студентов. Все это направлено на то, чтобы осуществление перехода от получения знаний в ходе обучения к их применению в профессиональной деятельности было максимально эффективным. Поэтому уже в период обучения в университете у студентов изменяется отношение к будущей профессии, которая рассматривается не как деятельность по реализации абстрактных, безличных функций, а как общественно-значимая творческая профессия, в которой востребованы конкурентоспособные специалисты, обладающие высоким культурно-ценностным потенциалом, творческой индивидуальностью, способные вносить свой вклад в развитие современной журналистики. Благодаря этому у студентов формируется четкое представление о перспективах, методах и способах личностного и профессионального развития.
Данный аспект изучения проблемы ориентации студентов-журналистов на ценности профессиональной культуры предполагает, что одной из значимых задач журналистского образования является трансляция культуры и духовных ценностей, задающих ценностно-смысловой контекст профессионального становления будущего специалиста и развития его субъектной позиции, проявляющейся в продуктивности деятельности и в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества.
14.01.2010
Список литературы:
1. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб: ТОО ТК «Петрополис». - 1997. 205с.
2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. М: Аспект Пресс. - 2006. 240с.
3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - 2-е изд., перераб. Оренбург: ОГУ. - 2000. 188с.
4. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ. - 2006. 186с.
5. Современное журналистское образование: синтез теории и практики/ под ред. Г.В. Лазутиной. М: МедиаМир. - 2010. 248 с.
Сведения об авторе: Саблина Татьяна Александровна, преподаватель кафедры электронных средств массовой информации факультета журналистики Оренбургского государственного университета.
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 770307, е-mail: [email protected]
UDC 378:070-051
Sablina T.A.
ORIENTATION OF STUDENTS-JOURNALISTS FOR VALUES OF PROFESSIONAL CULTURE
In the article the features of the orientation process on the values of professional culture of future journalists was discussed. The result of this process is the axiological potential’s development of the student’s personality and updating its subjective position. In the article the application of training technologies in journalism education was justified.
Key words: professional culture of journalist, value, subject position of student-journalist, axiological potential of the student’s personality, training technologies.