врачей] / Н.В. Вострокнутов и др. — М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2004. — 84 с.; Менделевич В. Д. Новые проблемы психологии и психопатологии девиантного поведения в период социальных перемен / В.Д. Менделевич // Психиатрия и общество: [сборник научных работ, посвященный 80-летию ГНЦ ССП им. В. П. Сербского]. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. — С. 144-151.
12. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры / Т.Б. Щепанская. — СПб.: Наука, 1993. — 383 с.
13. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. — М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
И. А. Илларионова
СПЕЦИФИКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ЖУРНАЛИСТОВ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ВУЗА
Статья раскрывает сущность авторской методики формирования профессионально-творческой компетентности журналистов. Особенностью статьи является характеристика методики, уровней, критериев и показателей получения педагогических результатов. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, профессионально-творческая компетентность, интегрированный подход, педагогические принципы проблемного обучения, тренинго-игровые методы, уровни, критерии, показатели.
The article discovers the main points of author's method of professional creative competency formation ofjournalists. The peculiarity ofthe article is the characteristic ofmethods, levels, criteria and pedagogical results. Keywords: social-cultural activity, professional creative competence, integral approach, pedagogical principles of problem education, training and playing methods, levels, criteria, results.
Обучение и воспитание будущего журналиста в вузе включает обязательный компонент — развитие творческой личности, готовности выпускника к самореализации в профессиональной деятельности. При этом следует выделить две стороны проблемы. Первая связана с соотнесением общих и профессиональных знаний студента о своеобразии политической, экономической ситуации в стране со знаниями социально-культурной ситуации, которая служит источником общественной деятельности журналиста. Вторая охватывает вопросы совершенствования методики обучения путем оптимизации творческого потенциала студентов.
В системе вузовского образования обычно выделяются четыре направления педагогической работы: общемировоззренческая ориентация будущих журналистов (методологическое основание, реализуемое при изучении дисциплин), общепрофессиональная подготовка (система норм, принципов, знаний, определяющих сущность, основные стороны будущей профессии, представления о ее функциях, принципах, закономерностях, содержании, методах и приемах), специальная профессиональная подготовка (система знаний, навыков, установок профессиональных направлений, отраженных в содержании специализаций), должностная, тематическая подготовка (система знаний, навыков, определяемых конкретикой предполагаемых должностных функций, практикой работы учреждений средств массовой информации). Данные направления легли в основу нашей авторской методики, основанной на применении интегрированного подхода. Сущность подхода
состоит в возрастании объема, частоты, интенсивности взаимодействий между элементами образовательного процесса; в достижении большей степени целостности, устойчивости, автономии и эффективности педагогического действия. Подход основан на следующих положениях: а) профессионально-творческая компетентность журналиста должна рассматриваться как неотъемлемый элемент системы профессиональной подготовки; б) процесс ее формирования имеет ярко выраженный психолого-педагогический ракурс, проявляющийся в содержании учебно-творческой деятельности студентов и педагогов; в) профессионально-творческая компетентность является закономерным результатом, итогом многообразия видов учебно-воспитательной деятельности ее субъектов в вузе.
Интегрированный подход содержится в программе обучения, которая реализуется в специально организованной форме — творческой мастерской, объединившей: объем и содержание комплекса общих и профессиональных дисциплин («Теории и методики журналистского творчества», «Методики телевизионной журналистики», «Методики радиожурналистики»); теоретические знания и практические умения; навыки профессиональной деятельности журналистов; методы педагогики и журналистики; создание специальных условий для творческих практикумов на основе проблемного обучения и другие. Нами определена взаимозависимость интегрированного подхода и процесса формирования профессионально-творческой компетентности будущих журналистов (рисунок 1).
Рис. 1. Взаимозависимость компонентов обучения в творческой мастерской вуза в процессе формирования профессионально-творческой компетентности
журналиста в вузе
При формировании профессионально-творческой компетентности следует четко понимать разницу между деятельностью творческой и репродуктивной (механической). Цель репродуктивной деятельности задается человеку извне, подразумевает применение известных способов создания уже существующего про-
дукта, который требуется растиражировать. Цель же творчества — рождение образа изнутри, формирование его в ходе поиска и осмысления. Поначалу она заявляет о себе как задача, не имеющая решения, вызывает активность, направленную на поиск (идет осознанное или неосознанное накопление информации, необходимого «сырья» для переработки в конкретный замысел, в конкретную цель). Далее следует мысленное предвосхищение результата, а сам результат добывается в муках воплощения замысла.
Профессиональное творчество журналиста основывается на сознательном изучении закономерностей профессии и стремлении следовать им. При этом обучающийся должен понимать специфику обучения, которая заключается в признании главенства самостоятельного обучения; в организации совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения; в опоре на собственный опыт; в индивидуализации обучения, ориентированной на конкретные образовательные потребности и цели; в системности обучения (соблюдении соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивании результатов); в конкретности обучения (в соответствии с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности); в актуализации результатов обучения (применении на практике ЗУНов); в элективности обучения (предоставлении определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, инструментов, средств, сроков, времени, места обучения и оценивании результатов); в развитии образовательных потребностей.
Специальным свойством авторской методики является ее опора на педагогические принципы проблемного обучения, которое подразумевает приоритет творческих возможностей каждого студента; понимание деятельностности как основы творческой интерпретации окружающей действительности; критический анализ реалий окружающей среды; соблюдение нравственности в содержании творческих продуктов журналистского труда, формирующих жизненные и профессиональные ценности студентов; основу на творческой интуиции, знаниях; формирование уверенности, что творчеству можно научиться; обязательность новизны знаний на каждом занятии; сотрудничество педагога и студента; демократизацию обучения и другие.
Вместе с тем авторской методике присуща вариативность. Она предполагает динамику форм и методов работы педагога, но и дает возможность самому студенту менять логику изложения материала, выполнять творческое задание, использовать средства воплощения, построения модели поведения и отношений в коллективе в зависимости от конкретных условий и требований профессионально-творческой задачи.
Программа обучения журналистов в творческой мастерской вуза распределена по этапам, на которых решаются конкретные обучающие задачи: 1) формирование профессионального самосознания и осознанного намерения к творчеству, потенциального призвания и профстремления; 2) формирование первичных профессионально и личностно значимых творческих умений и навыков; 3) формирование профессионально-творческой компетентности, аналитического потенциала. Содержанием каждого этапа является (соответственно): 1) овладение основами профессиональной деятельности: необходимыми знаниями и умениями, профессиональной терминологией, навыками творческого усвоения теоретических знаний и практическими профессиональными умениями; принятие основных ценностей профессии и целей профессионального обучения, то есть построение «формулы профессии»; 2) овладение умением ставить и решать типовые профессиональные задачи по отношению к выявленной проблеме; формирование основ профессионально-творческой деятельности, выделение конкретных целей профессионального творчества; 3) подготовка студента к профессиональной деятельности в соответствии с
требованиями государственного стандарта, утверждение специалиста в правильности выбранного профессионального пути, овладение профессионально-творческими умениями и навыками, формирование способности и стремления к дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Уже на этапе обучения, наряду с общими знаниями, умениями и навыками, удается обеспечить формирование первичного профессионального опыта творчества, а именно: на практике овладеть значимыми творческими умениями и навыками, путями и способами решения профессиональных задач, предусмотренных программой.
Основу содержания методики обучения составляет система способов действия в предмете, а не набор правил, регламентирующих множество способов действия при решении частных задач. Это самоизменение организуется в ракурсе «творчес-кости». Освоение знаний нами рассматривалось как процесс, имеющий четыре уровня — ученический, алгоритмический, эвристический, творческий (1). Но в первую очередь нас интересовал продуктивный уровень, вытекающий из эвристического, овладев которым студенты самостоятельно добывали субъективно новую информацию в процессе выполнения действия, таким образом поднимались на более сложный — творческий — уровень. Студент должен быть мотивирован на самостоятельную грамотную постановку цели, ее формулирование, детализацию, поиск возможных условий, ситуаций. Подобные действия осуществляются без обозначения правил — определена только область деятельности. Причем студентам предоставляется возможность не только усваивать знания, приобретать умение видеть за фактом социальную проблему, навык убедительно доказать свою точку зрения, подобрать необходимые факты, аргументы, сформулировать выводы, не бояться сложных тем, но и определять степень их усвоения, что возможно лишь в творческой мастерской вуза.
Особенностями авторской методики явились: опора на тренингово-игровые методы, создание проблемной ситуации; мотивация студентов к творческой деятельности и ее адаптация к профессии журналиста; создание оптимальных условий для творческой деятельности, своевременный анализ и корректировка педагогических действий; участие студентов в реальных видах журналистского творчества.
Определение эффективности обучающего процесса соотносится с проведением специальных замеров — по уровням (высокому, среднему, низкому) и в соответствии с критериями (степень гражданской ответственности в профессии, моти-вационно-деятельностный, эмоционально-творческий, коммуникативный, личностно-созидательный, интегративный, адаптивный) и показателями (умением найти актуальную тему, выявить проблему, стоящую за фактом, видением причинно-следственных связей явления и перспектив его развития (анализ и прогнозирование), умелым использованием выразительных средств эфира, режиссерским и операторским умением решать проблемы, владением литературным языком, жанрами и стилями, хорошим знанием мировой художественной литературы, культуры, искусства, владением навыками редакторской правки своего и чужого текста, подбором интересных персон для интервью, наличием профессионально-личностных качеств, навыков чтецкого исполнения, достижением контакта с аудиторией, осознанием ее проблем и потребностей, владением навыками работы ведущего и другими).
Таким образом, методика, содержание которой отражено в специально разработанной программе обучения журналистов в творческой мастерской вуза, является уникальной и вместе с тем эффективной для получения желаемого результата по формированию профессионально-творческой компетентности журналистов.
Примечания
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем / В.П. Беспалько. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с.
2. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / С.Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, 2000.
3. Коссов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б.Б. Коссов. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 47 с.
4. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / Г.В. Лазутина. — М.: Аспект Пресс, 2001.
5. Михайловская Т. А. Творческое саморазвитие будущих учителей в процессе реализации компетентно-ориентированного подхода / Т.А. Михайловская. — Тольятти, 2003. — 275 с.
6. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: [уч. пособ. для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста»] / В.Ф. Олешко. — М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2003.
7. Парохина Ю. В. Формирование творческой компетентности студентов высших учебных заведений физической культуры средствами гимнастики: дис. ... канд. пед. наук / Ю.В. Парохина. — Великие Луки, 2002. — 193 с.
8. Смирнова Г. С. Коллективная творческая деятельность педагогов как фактор развития их профессиональной компетентности: дис. ... канд. пед. наук / Г.С. Смирнова. — СПб., 2000. — 196 с.
9. Сунгатуллина Г. И. Развитие культуротворческих способностей учащихся в условиях создания учебного музея: дис. ... канд. пед. наук / Г.И. Сунгатуллина. — Казань, 2006. — 206 с.
10. Ульянова Е. В. Художественно-творческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы: дис. . канд. пед. наук / Е.В. Ульянова. — Волгоград, 2006. — 237 с.
11. Халиллулина Ю. Р. Развитие креативности младших школьников в учреждении дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий: дис. . канд. пед. наук / Ю.Р. Халиллулина. — М.: МГУКИ, 2007. — 167 с.
А. К. Чудинов
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ В ВУЗЕ
В статье обозначен ряд проблем, которые должны быть решены для успешного формирования профессиональной компетентности специалистов-звукорежиссеров. Также по результатам экспериментального исследования и апробации методики обучения студентов, обучающихся по специализации «Звукорежиссура зрелищных программ», с получением по окончании обучения квалификации «Звукорежиссер» в Московском государственном университете культуры и искусств, определены возможные пути решения задач формирования профессиональной компетентности специалистов-звукорежиссеров. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, звукорежиссура, профессиональная компетенция, преподавание, методика преподавания.
The article identifies a number of problems that must be addressed for the successful formation of professional competence, professional sound director. Also, the results of experimental research and testing methods of teaching students majoring «sound direction entertainment programs», obtaining at the end oflearning the skills «Sound director» at Moscow State University of Culture and Arts, identifies possible solutions to problems of formation of professional competence, professional sound director. Keywords: social-cultural activity, sound, sound director, professional competence, teaching, teaching methods.