А. С. Кауров
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ТРУДЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ ЗВУКОРЕЖИССЕРА)
Статья посвящена проблемам, связанным с нехваткой методик психологического исследования, которые могли бы выявлять специфику новых видов профессиональной деятельности, появляющихся в эпоху стремительного научно-технического прогресса. Также рассматриваются психологические особенности профессий в области медиакультуры — на примере профессии звукорежиссера.
Ключевые слова: профессия, профессиография, профессионально значимые качества, медиакультура.
А. Kaurov
A THEORETICAL MODEL OF THE PROFESSION AS A FOUNDATION OF MODERN PSYCHOLOGICAL STUDIES OF PERSONALITY IN A JOB (A PROFESSION OF A SOUND DIRECTOR)
The issue of a lack of techniques ofpsychological research that could identify specificity of new types of professional activities emerging in an era of rapid technological progress is regarded.
Keywords: profession, professionally important qualities, media culture.
Очевидно, что крайне важным вопросом, поставленным перед психологической наукой, является проблема сопровождения профессионализации, «сближения» личностного и профессионального самоопределения. При выборе профессии «возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и бо-
лее серьезных нарушений внутреннего мира» [4, с. 30]. С. Б. Каверин пишет: «Человек, приближающийся к модусу бытия, отличается осознанным — и практически реализуемым — понятием о призвании, о миссии, о предназначении своем на жизненном пути» [2, с. 209]. Однако каким образом с психологических позиций можно объяснить интеграцию профессионального и личностного самоопределения? Здесь нам
необходимо обратиться к категории «профессия».
Каждая профессия «поддерживает и защищает определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание» [9, с. 19, 29]. Ценности, поддерживаемые, например, искусством как сферой профессиональной деятельности, связаны с приоритетом эстетически направленного восприятия мира, с ориентацией на рефлексию, с художественным отражением реальности, с обеспечением оптимальных условий в социуме для приобщения его членов к специфической культуротворческой деятельности. Мы видим, что данное теоретическое положение нашло отражение в практике. Так, вся совокупность профессий в сфере искусства обобщенно обозначается категорией художник.
Процесс принятия человеком социально-культурных ценностей, поддерживаемых той или иной профессией, мы назовем важнейшим актом профессионализации, а саму профессионализацию — непременным условием развития личности. Таким образом, овладение профессией представляет собой сложный акт опредмечивания личностных отношений к реальности в конкретной, исторически сложившейся форме — в деятельности, в труде (а точнее, в какой-либо одной из многих возможных его сфер). Из сказанного можно заключить, что поднятые здесь вопросы требуют наличия эффективных технологий изучения психологической сущности профессий.
Развитие общества «характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях» [7, с. 3]. И все чаще специалистам приходится сталкиваться с нехваткой практических технологий, которые могли бы выявлять специфику этих новых видов дея-
тельности, сущность тех требований, которые они предъявляют к профессионалу, и тех возможностей, которые они предоставляют для реализации личностных потенциалов в труде.
В настоящей работе представлена попытка решения данной проблемы на примере профессии звукорежиссера. Деятельность данного специалиста развертывается в условиях глобальной медиакультуры. Впервые к данному определению обратился М. Маклюэн. Исследователь подразделяет существующие культурные системы на три вида: бесписьменные, письменные и электронные. Уже появление письменной культуры, по Маклюэну, знаменует начало перехода к эре глобальной медиакультуры. Изобретение книгопечатания «укрепило и расширило новую визуальность прикладного знания, создав однотипный и воспроизводимый товар, первый конвейер и отрасль массового производства». Медиакультура своеобразно «расширяет» человека [5, с. 191]. Ее функции осмысливаются в контексте расширения коммуникации между людьми, установления межкультурных связей, создания особой глобальной мировой культуры, массового приобщения к ценностям культуры, организации досуга, повышения уровня информированности, компетентности людей в различных сферах, формирования общественного сознания [3].
Частью медиакультуры является аудиовизуальная культура — особая область духовного производства, связанная с созданием, с сохранением и распространением, с восприятием звуковой и визуальной информации. В данную систему сейчас входят: экранное искусство — телевидение, кинематограф, видеопродукция (в нашей стране с середины 90-х гг. ХХ в. — персональный компьютер и Интернет), радио и аудиопродукция (диски, кассеты, аудиокниги).
Аудиовизуальная культура оказывает мощное воздействие на формирование сознания современного человека, обеспечивая единство знания и переживания. Еще С. Л. Ру-
бинштейн писал: «никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил» [8, с. 10]. В контексте настоящего анализа можно расширить этот тезис: неоценима возможность переживания, вызванного непосредственным восприятием, например, скрипки Д. Ф. Ой-страха, искусства Ф. И. Шаляпина, голоса Л. Н. Толстого. Именно такие возможности предоставляют сегодня человечеству специалисты аудиоиндустрии — звукорежиссеры.
По определению авторитетного отечественного специалиста в данной сфере В. Б. Бабушкина, «звукорежиссер — это профессионал, способный соединить и правильно скоординировать технические и художественные замыслы звукозаписи. Это — человек, которого сама профессия обязывает иметь широкий кругозор». Соединяя технические и гуманитарные знания, умения и навыки, звукорежиссер реализует профессиональную цель: он «создает в соавторстве с композитором и режиссером-постановщиком звуковую сферу аудиовизуального произведения, реализуя богатый спектр художественно-выразительных средств и возможностей современных технологий. <...> Находясь как бы на стыке искусства и техники, используя выразительные приемы, технические и акустические средства звукозаписи, звукорежиссер выступает в роли соавтора или интерпретатора идей режиссера в идейно-художественной трактовке драматургических образов» [6, с. 3]. Значимость и сложность творчества, объединяющего художественные и технические аспекты, признавали многие выдающиеся деятели искусства, предпочитая работу с определенным звукорежиссером на протяжении своей творческой жизни — например, можно вспомнить союз С. Т. Рихтера и Д. И Гаклина. А великий пианист Глен Гульд и вовсе ориентировался в своей творческой деятельности преимущественно на работу в студии, а не на концертной пло-
щадке, сочетая собственно пианистический и звукорежиссерский компоненты, стремясь к созданию совершенных фонограмм, передающих особенности звука, звукоизвлече-ния, глубоко раскрывающего смысл музыкальных произведений.
Современный звукорежиссер представляет собой тип новой интеллигенции, сочетающей в себе качества гуманитария, творческого работника и технического специалиста. Знания в области истории, культурологии, теории музыки, искусствоведения, философии, технические знания, умения и навыки, развитой музыкальный слух, навыки владения игрой на музыкальных инструментах, высокий уровень коммуникативной культуры, необходимый для руководства процессом звукозаписи, установлением контакта с коллегами — музыкантами-исполнителями, композиторами, кино- и театральными режиссерами, арт-директорами — все эти качества являются необходимыми современному звукорежиссеру.
Очевидно, что профессия звукорежиссера, те требования, которые она предъявляет к специалисту, и те возможности, которые она предоставляет для развития личности, органично сочетают в себе элементы четырех (!) выведенных на сегодняшний день психологией труда профессиональных на-правленностей: человек—техника и неживая природа, человек—человек, человек— знаковая система, человек—художественный образ. Единственным исключением является профессиональная направленность в системе человек—живая природа.
Таким образом, мы оказываемся перед необходимостью создания новых технологий изучения профессиональной деятельности, одной из которых может стать теоретическая модель профессии.
В качестве первого уровня теоретической модели профессии мы обозначаем профессионально ориентированное мировоззрение. Профессионально ориентированное мировоззрение будет отличаться следующими признаками. Его базовыми структурами —
ценностями и идеалами — выступят те социокультурные ценности, которые поддерживаются определенной профессией. Данные ценности не только глубоко осмысливаются профессионалом, но и вызывают к себе стойкие эмоциональные отношения — чувства. В данном случае это — состояния, связанные с переживанием своей идеальной представленности — в других людях, в новых поколениях, в профессии как социокультурной и исторической общности, чувства, связанные с переживанием упорядоченности всей системы индивидуальных знаний и представлений о мире, то есть состояния, вызванные преодолением человеческой дилеммы (пользуясь терминологией Э. Фромма). Социокультурные ценности профессии не представлены в сознании профессионала «сами по себе», в отрыве от общей картины социального взаимодействия и исторического развития конкретного общества, человечества в целом (что характерно для профессиональной деформации личности, показывает низкий общий уровень развития человека). Напротив, профессионал видит тот «вклад» (по образному выражению А. В. Петровского), который он делает в другие личности и через них — в общественное развитие. В этом отличие профессионализма от профессиональной деформации, в случае которой человек не видит подлинного положения социокультурных ценностей профессии в системе общественных отношений — например, как Сальери в психологическом этюде Б. М. Теп-лова. Наличие профессионально ориентированного мировоззрения свидетельствует о действительно состоявшемся развитии человека, осуществленном в деятельности, в труде, в результате чего был сформирован определенный образ мира. Представитель каждой профессии, подлинно сформировавшийся профессионал, имеет особый образ мира, который связан со спецификой профессии.
Опросы, беседы с представителями профессии звукорежиссера позволили нам выявить основу профессионально ориентиро-
ванного мировоззрения — это специфическое «чувство медиа». «Чувство медиа» формируется на духовных способностях человека в условиях научно-технического прогресса: «осознавая историю, человек осознает и ее преходящий характер. ... Человек сознает свою конечность и свою смертность. И в духовном стремлении выти за границы смертности он стремится утвердиться в истории культуры» [10, с. 183— 184]. Сохранение звучания мира, его голосов и есть обеспечение живой связи поколений, утверждение человека и его дел во времени. «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно», — писал В. И. Вернадский еще в начале второй четверти ХХ века [1, с. 73].
Второй уровень теоретической модели профессии представляют конкретные социокультурные ценности, которые она поддерживает и которые признаны обществом. Также сюда входят основные, важнейшие направления деятельности специалиста, категории этой деятельности, в которые укладываются все более мелкие элементы профессиональных занятий. В рассматриваемом нами случае ко второму уровню теоретической модели профессии мы отнесем следующие ценности:
— расширение коммуникации между людьми, установление межкультурных связей, создание особой глобальной мировой культуры, массового приобщения к ценностям культуры, организация досуга, повышение уровня информированности, компетентности людей в различных сферах общественного сознания;
— удовлетворение духовных (культурных) потребностей, утверждение и поддер-
жание в качестве ценности интенсивной духовной, интеллектуальной, художественно-творческой деятельности, ставшей неотъемлемой частью жизни передового общества во всем мире.
На практическом уровне обозначенные ценности воплощаются в следующих видах деятельности:
— звукорежиссеры, наряду с представителями других специалистов медиакульту-ры, нивелируют складывающуюся в обществе дискриминацию в отношении возможностей доступа к информации, к культурным ценностям людей с ограниченными возможностями здоровья, людей «третьего возраста», население регионов, отдаленных от культурных центров;
— обеспечивая массовый доступ к носителям аудиоинформации, задающим важнейшие ценностные ориентиры, преодолевая расстояние и время, звукорежиссер оптимизирует процесс культурной интеграции личности, признавая и поддерживая его как особую социальную ценность;
— звукорежиссер участвует в социально-психологической консолидации общества на уровне формирования общественного мнения, обеспечивая доступ к социально значимой информации, организуя интерактивные и коммуникативные контакты.
— специалисты звукозаписи способствуют образовательным процессам и повышению интеллектуального и духовного уровня общества, делая мобильным доступ к интеллектуальным и художественным ценностям. Особенно значимой данная функция является в отношении художественно-творческого, культурологического и гуманитарного образования;
— звукорежиссеры организуют эффективные досуговые занятия человека, делая мобильно доступными музыкальные, литературные, театральные произведения, а также поддерживая культурно-досуговый блок телевидения и радио. Социальную важность имеет звукорежиссерская работа в сфере массового досуга. При помощи мас-
терства специалистов звукозаписи становится возможным общение самой широкой публики (до ста тысяч человек одновременно) с любимыми артистами, творческими коллективами. Сочетание звукозаписи и компьютерных технологий выводит на качественно иной уровень индустрию компьютерных игр, возможности Интернета как средства активного досуга.
Социокультурные ценности, поддерживаемые профессией и нашедшие отражение в профессионально ориентированном мировоззрении, конкретные практические задачи, стоящие перед профессионалом, диктуют и необходимую систему профессионально значимых качеств специалиста, которая представляет собой третий уровень теоретической модели профессии.
В ходе наблюдения, бесед, опытно-экспериментальной работы (использовалась Методика исследования профессионально-педагогической направленности личности Н. В. Кузьминой в модификации Е. М. Ни-киреева, Методика оценки качеств слуха В. Н. Рыжкова, Ориентационная анкета В. Смекалы и И. Кучеры в модификации А. К. Осницкого) нам удалось выявить систему профессионально значимых качеств звукорежиссера:
1. Наличие аналитического слуха:
— слуховой памяти, слухового представления (умение представить звучание чего-либо);
— слухового воображения (умение создать внутри себя некоторый слуховой образ, не слышанный ранее, например, — идеальное звучание оркестра, инструмента, голоса);
— слухового внимания (умение быстро сконцентрироваться на особенностях того или иного звучания, выявить его специфику — тембр, высоту, длительность, основные и побочные тоны).
2. Доминирование собственно профессиональной направленности над предметной и ситуативной.
3. Творческая самостоятельность: собственная личностная позиция в вопросах ис-
кусства и в отношении профессии, эстетический вкус, хорошая ориентация в музыкальной литературе, в истории искусств, широкая эрудиция, творческая честность и принципиальность.
4. Умение сочетать техническое творчество (развитое техническое мышление) и художественный взгляд на мир.
5. Чувство ритма, музыкальность, музыкальный слух.
6. Коммуникативная компетентность, навыки партнерского общения.
7. Лидерские и организаторские навыки: способность провести собственную творческую позицию, организовать полноценный процесс звукозаписи, трансляции.
8. Выносливость, терпение, способность к кропотливому (нередко монотонному) труду.
Нам представляется, что разработка теоретических моделей профессий может
стать тем практическим инструментарием, который будет способствовать интеграции личностного и профессионального самоопределения. Тем более это становится актуальным в тех условиях (продиктованных рыночными отношениями), когда профессиональная деятельность имеет самый высокий удельный вес в бюджете времени человека, что делает крайне нежелательным любой конфликт между личностью, ее содержанием и той нишей, которую она занимает в социуме (профессией). Также постоянное рождение новых профессий делает сложным их изучение с прежних позиций, так как научно-технический прогресс и обновляющиеся социокультурные ценности открывают все новые грани приложения неисчерпаемого человеческого потенциала — новые, сложнейшие объекты и инструментарий труда, новые производственные отношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.
2. Каверин С. Б. Мотивация труда. Тамбов, 1998.
3. Киселева Т. Г. Экранная революция в условиях перехода к информационному обществу // Уче-ные записки МГУКИ. Вып. 24 / Под науч. ред. Т. Г. Киселевой, В. И .Черниченко, Н. Н. Ярошенко М.,
2003. С. 29-37.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М., 2005.
5. МаклюэнМ. Галактика Гуттенберга. М., 2001.
6. Меерзон Б. Я. Акустические основы звукорежиссуры: Учеб. пособие для студентов вузов. М.,
2004.
7. Поддьяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
9. Цвык В. А. Профессионализм: социально -философский анализ: Дис. ... д-ра философ. наук. М., 2004.
10. Шадриков В. Д. Способности человека. М., 1997.
REFERENCES
1. Vernadskij V. I. Nauchnaja mysl' kak planetnoe javlenie. M., 1991.
2. Kaverin S. B. Motivacija truda. Tambov, 1998.
3. Kiseleva T. G. Ekrannaja revoljucija v uslovijah perehoda k informacionnomu obshchestvu // Uchenye zapiski MGUKI. Vyp. 24 / Pod nauch. red. T. G. Kiselevoj, V. I. Chernichenko, N. N. Jaroshenko. M., 2003. S. 29-37.
4. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija: Ucheb. posobie dlja studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij. 2-e izd., ispr. M., 2005.
5. Makljujen M. Galaktika Guttenberga. M., 2001.
6. Meerzon B. Ja. Akusticheskie osnovy zvukorezhissury: Ucheb. posobie dlja studentov vuzov. M., 2004.
ПСИХОЛОГИЯ
7. Podd'jakov A. N. ЯаэтШе V detskom vozraste: Лу1огеГ. dis... d-ra р81Ьо1. паик. М., 2001.
8. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psiho1ogii. БРЬ., 2002.
9. Cvyk V. A. Professiona1izm: socia1'no-fi1osofskij ana1iz: Dis. ... d-ra fi1osof. паик. М., 2004.
10. Shadrikov V. D. Sposobnosti che1oveka. М., 1997.