Научная статья на тему 'Особенности разработки профессионального стандарта по звукорежиссуре'

Особенности разработки профессионального стандарта по звукорежиссуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЗВУКОРЕЖИССЁР / PROFESSIONAL STANDARD / SOUND PRODUCER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудинов Алексей Константинович

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой профессионального стандарта звукорежиссёра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development of the professional standard of the sound producer are considered in article.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки профессионального стандарта по звукорежиссуре»

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО ЗВУКОРЕЖИССУРЕ

Алексей Константинович ЧУДИНОВ,

заведующий кафедрой звукорежиссуры МГУКИ [email protected]

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой профессионального стандарта звукорежиссёра.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, звукорежиссёр.

Problems of development of the professional Standard of the sound producer are considered in article.

Key words: professional standard, sound producer.

Предназначение профессиональных стандартов заключено в системном оформлении заказа субъектов профессиональной деятельности на содержание и результат образования и оценку квалификаций специалистов отдельной области профессиональной деятельности.

Системодеятельностный, функциональный подход предполагает рассмотрение любой позиции профессиональной деятельности через призму понятия единицы деятельности. Каждый вид деятельности предполагает выполнение конкретных задач по реализации основной функции - преобразования того или иного исходного материала в продукт с помощью определённых средств и способов. Каждая задача представляет собой единицу профессионального стандарта.

Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций (НСК РФ). В НСК РФ (помимо национальной рамки квалификаций, профессиональных и образовательных стандартов) также должны входить отраслевые рамки квалификаций, национальная система оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

3а последние десятилетия в области звукорежиссуры произошла настоящая революция - появились новые средства цифровой обработки, записи и воспроизведения звука, цифровая студийная техника, цифровая звукозапись, цифровое радиовещание, телевидение, компьютерные сети и т.д. В этих условиях сильно возрастает роль и ответственность человека, управляющего параметрами звучания - звукорежиссёра. В современных условиях звукорежиссёр становится соавтором, а часто даже и создателем звукового образа, что требует все более высокой его квалификации.

Расширяются и сферы звукорежиссерской деятельности. Качественный профессиональный звук в настоящее время нужен практически везде - от супермаркетов до больших концертных залов и стадионов, от компьютерных игр и интернет-вещания до кинофильмов с многомиллионным бюджетом, от музыкальных школ до профессиональных студий звукозаписи.

Звукорежиссёр практически всегда работает в составе творческого коллектива, и особенности этого коллектива определяют специфику его работы. Исторически и у нас в стране, и за рубежом сложились следующие типы звукорежиссерской деятельности: музыкальная звукорежиссура, звукорежиссура экранных аудиовизуальных искусств и театрально-концертная звукорежиссура. Каждое направление звукорежиссерской деятельности требует от специалиста не только профессиональных компетенций, но и глубоких специфических знаний в области смежных видов творческой деятельности, которые являются различными для разных направлений звукорежиссуры. При этом довольно трудно найти аналогию между уровнями профессиональной деятельности в разных областях звукорежиссуры, а зачастую и просто между названиями должностей специалиста в области звука.

Создание профессионального стандарта в области звукорежиссуры должно упорядочить виды и уровни звукорежиссерской деятельности, а также определить инвариантные и вариативные профессиональные компетенции для различных видов звукорежиссуры.

Для звукорежиссуры экранных аудиовизуальных искусств сформулирован следующий перечень специальностей:

1. Саунд-супервайзер.

2. Звукорежиссер-постановщик (ведущий).

3. Звукооператор на съемочной площадке.

4. Ассистент звукорежиссера (он же - микрофонный оператор).

5. Ассистент звукооператора.

6. Саунд-дизайнер.

7. Звукооформитель.

8. Ассистент звукооформителя.

9. Монтажер звука (фонограммы) - эту функцию в современном процессе выполняет ассистент звукорежиссера.

10. Техник звукозаписи.

11. Звукорежиссер перезаписи.

12. Звукорежиссер озвучивания (речевое, шумовое).

Звукорежиссёр в области экранных искусств должен следить за качественным и точным исполнением речевых и музыкальных текстов, правильной артикуляцией, чистотой и ритмом музыкального звучания при монтаже сюжетов, программ собственного производства согласно графику монтажа, а также в режиме «прямого эфира» согласно графику дежурства. В случае необходимости - согласовывать изменения в графике монтажа, дежурств с начальниками отделов, программным директором, контролировать звуковое оформление заставок программ по установленным стандартам, выезжать на съёмки сюжетов, программ, крупных акций и мероприятий со съёмочной группой и осуществлять качественную запись звука (интервью, живого эфира).

Перечень специальностей, востребованных в звукорежиссуре культурно-массовых представлений и театрально-концертных программ, выглядит следующим образом:

1. Начальник звукоцеха.

2. Выпускающий звукорежиссёр.

3. Звукорежиссёр.

4. Помощник звукорежиссёра.

5. Звукооператор.

6. Помощник звукооператора.

7. Звукоинженер.

8. Оператор микрофонов.

9. Звукорежиссёр мониторной линии.

10. Звукорежиссёр трансляции.

11. Звукорежиссёр записи в студии.

12. Саунд-дизайнер.

13. Звукооформитель.

14. Музыкальный оформитель.

Для звукотехнического оформления спектакля требуются следующие виды работ:

- распределение фонограммы, шумов и звуковых эффектов в театральном пространстве;

- использование ранее записанной речевой фонограммы в спектакле;

- применение микрофонной техники;

- создание различных звуковых эффектов по ходу театрального действия;

- звуковое сопровождение видеоматериала, включённого в часть действия;

- озвучивание музыкальных коллективов, которые участвуют в театральном действии.

В области музыкальной звукорежиссуры востребованы следующие профессии:

1. Главный звукорежиссёр.

2. Саунд-продюсер.

3. Звукорежиссёр.

4. Помощник звукорежиссёра.

5. Звукоинженер.

6. Помощник звукоинженера.

7. Звукотехник.

Музыкальный звукорежиссёр выполняет следующие функции:

- руководит расстановкой микрофонов и проведением технической пробы электроакустического тракта, обеспечивает применение специальных звуковых эффектов;

- знакомит исполнителей с техникой обращения с микрофоном;

- следит за качественным и точным исполнением речевых и музыкальных текстов, правильной артикуляцией, чистотой и ритмом музыкального звучания;

- принимает участие в монтаже программ;

- проводит монтаж музыкальных фонограмм и монтажные работы по озвучению, тонированию, наложению музыки и шумов, сведению, перезаписи.

Министерством труда и социальной защиты предусмотрено 9 уровней квалификации, разработанных в соответствии со статьёй 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» для обеспечения выполнения Плана разработки профессиональных стандартов на 2012 - 2015 годы, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р.

Для звукорежиссерской деятельности из этого перечня (с учётом того, что звукорежиссёр должен иметь высшее образование и (или) большой опыт практической

работы, а также он обычно работает в составе творческой группы) применимы 6, 7 и 8 уровни. Специалисты этих уровней должны иметь высшее образование и (или) дополнительное профессиональное образование. При определении уровня квалификации звукорежиссера учитывается также его профессиональный опыт.

В профессиональном стандарте по звукорежиссуре обобщенные трудовые функции разделены по видам звукорежиссерской деятельности:

A) Работа над звуковым решением экранных аудиовизуальных произведений.

B) Работа над звуковым решением культурно-массовых представлений, театральных постановок и концертов.

C) Работа над звуковым решением музыкальных и других аудиопрограмм.

D) Работа по систематизации, реставрации и архивному хранению фонограмм.

E) Исследование, проверка и определение качества итогового продукта деятельности звукорежиссера.

F) Научно-исследовательская и педагогическая деятельность в области звукорежиссуры.

G) Руководство структурным подразделением специалистов и масштабными творческими проектами в области звукорежиссуры.

Для обеспечения взаимосвязи профессиональных и образовательных стандартов всех уровней профессионального образования Национальное агентство развития квалификации (НАРК) разработало для специалистов образовательных учреждений «Рекомендации по учёту требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ», содержащие подробный алгоритм действий по трансляции требований работодателей в блоки образовательных документов.

Литература

1. Макет профессионального стандарта, утв. Распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г. - http://www.nark-rspp. ru/index. php/lang-ru/national-qualification-system/professional-standards/model-of-professional-standard

2. Машукова Н. Профессиональный стандарт и его назначение // Энергия промышленного роста. - 2008. - N N 4, 5.

3. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура: Методическое пособие. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.

4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., М. Коулз. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. - 115 с.

5. Панкина Г.В., Бабыкин С.В., Панкин Д.В. Анализ профессиональных стандартов // Компетентность. - 2010. - N 9 - 10. С. 14.

6. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие / М.В. Привезенцев, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. - М.: Альфа-М, 2007. - 160 с.

7. Прянишникова О.Д., Лейбович А.Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. - 2008. - N 3 (март). С. 38.

8. http://www.nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/national-qualification-system/ professional-standards/national-register

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.