Научная статья на тему 'К проблеме методических аспектов звукорежиссуры в контексте электронного музыкального творчества'

К проблеме методических аспектов звукорежиссуры в контексте электронного музыкального творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ МУЗЫКА / ЗВУКОРЕЖИССУРА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ELECTRONIC MUSIC / COMPUTER MUSIC / SOUND PRODUCING / MUSICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гафурова Шахида Акмаловна

Статья ставит своей целью раскрыть современное значение и смысл электронной музыки, проанализировать ее как аспект музыкального творчества, ее места в культурном и социальном развитии общества, а также поднимает вопросы преподавания этих дисциплин в современных творчески направленных высших учебных заведениях. В настоящее время музыкальное образование предполагает глубокое изучение информационных технологий для использования их при создании электронной музыки и звукорежиссуре. Такое образование позволяет освоить самые передовые знания, умения и навыки музыкального творчества, а также изучить теорию, историю, освоить практику решения исполнительских и композиторских задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме методических аспектов звукорежиссуры в контексте электронного музыкального творчества»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

К ПРОБЛЕМЕ МЕТОДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА Гафурова Ш.А. Email: Gafurova17135@scientifictext.ru

Гафурова Шахида Акмаловна - кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра музыкальной звукорежиссуры и информатики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья ставит своей целью раскрыть современное значение и смысл электронной музыки, проанализировать ее как аспект музыкального творчества, ее места в культурном и социальном развитии общества, а также поднимает вопросы преподавания этих дисциплин в современных творчески направленных высших учебных заведениях.

В настоящее время музыкальное образование предполагает глубокое изучение информационных технологий для использования их при создании электронной музыки и звукорежиссуре. Такое образование позволяет освоить самые передовые знания, умения и навыки музыкального творчества, а также изучить теорию, историю, освоить практику решения исполнительских и композиторских задач. Ключевые слова: электронная музыка, компьютерная музыка, звукорежиссура, музыкальная коммуникация.

SOME METHODICAL ASPECTS OF SOUND PRODUCING IN THE CONTEXT OF ELECTRONIC MUSICAL CREATIVE WORK

Gafurova ShA.

Gafurova Shokhida Akmalovna - PhD in Engineering sciences, Associate Professor,

Head of Department, MUSICAL SOUND PRODUCING AND COMPUTER SCIENCE DEPARTMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article aims to lay out the new meaning and significance of electronic music, to analyze the latter in terms of musical creativity, its place in the cultural and social development of the society. The article as well considers the problems of teaching of the subjects in the contemporary higher educational institutions oriented on creative and artistic networking.

At present, the music formation expects the deep study information technology for use them when making the electronic music and звукорежиссуре. Such formation allows to master the most leading knowledges, skills and skills music creative activity, as well as study the theory, histories, master the practical person of the decision исполнительских and композиторских of the problems.

Keywords: electronic music, computer music, sound producing, musical communication.

УДК 78.04

Наибольшее внимание к подобному процессу обучения уделяется в высших учебных заведениях творческого направления. Упор при этом делается на изучение компьютерных программ в электронном музыкальном творчестве. Литература, которая используется для изучения этого направления, условно делится на два типа. Первый — с упором на изучение технического инвентаря и программного обеспечения (к примеру, работы Ю.и Р. Петелиных и др.). Второй тип — уделяет

внимание теории и практике музыкального образования (к ним можно отнести методические пособия И. Горбуновой и др.). Учитывая все преимущества, в них, тем не менее, не затрагиваются некоторые очень важные понятия, которые являются основой имплементации этих технических инструментов в процесс образования. Так, к примеру, почти не рассматривается место новых технологий в развитии музыкальной коммуникации, инновационности и роли этих методов в образовании. Также практически не затрагиваются особенности музыкального творчества в контексте новых технологий, принцип выбора компьютерных программ, исполнительский репертуар учащихся, направление и будущее музыкального творчества. Помимо этого, не вполне изучено электронное творчество и сочинительство как новый вид творчества. Все эти аспекты требуют многостороннего изучения для формирования правильного восприятия их основ учащимися, поскольку они являются основой формирования творческого вкуса, культуры и восприятия. Музыкальное творчество в этой связи обязано удовлетворять воспитательным и социальным требованиям молодежи.

Электронная музыка в нынешних реалиях предполагает вовлечение в нее студентов творческих учебных заведений. В этой связи требуется сильная теоретическая и практическая база знаний. Это, в свою очередь, требует включения электронной музыки как одного из важнейших предметов для глубокого и всестороннего изучения [1, 411].

В современной музыкальной коммуникации электронная музыка формируется как баланс импровизации, звуковой режиссуры, цифровых технологий и прямой коммуникации с реципиентом музыки. Музыка, созданная с применением информационных технологий — требование современной музыкальной коммуникации. Профессия звукорежиссера и программиста существенно изменили современную музыку, раскрыли ее возможности и сделали ее доступной широким массам. Это дает большие возможности для нового наполнения, направления и методов процесса создания оригинальных творческих решений.

Современная музыкальная деятельность базируется на симбиозе классических и цифровых решений. Соотношение долей использования обоих подходов бывает самым разным, но использование электронных звуков и приемов, современных программ позволяет сделать упор на тот или иной аспект музыкальной деятельности, стимулирует развитие тех или иных творческих способностей. При этом становится возможным гармонично развивать узконаправленные виды музыкальной деятельности для студентов.

Компьютерная звукорежиссура и написание музыки с помощью компьютерных технологий помогает придать звучанию новые черты, создать новые звуки и синтезировать оба этих вида деятельности. Компьютерная музыка приобретает стереофоническую фактуру, привносит звуковым образам уникальное звучание и интерпретацию. Новые возможности в коммуникации помогают раскрыть уникальный звуковой ряд для каждого произведения, обработать и интерпретировать задумку автора с учетом современных реалий.

Звукорежиссура в качестве нового направления творческой деятельности дает возможность создать новые законы и способы обучения студентов и заложить методико-научную базу. Преподавание по предметам электронной музыки и звукорежиссуры базируется на создании теоретической базы принципа интонационности, а также всех составляющих музыкальной обработки. Эта база направлена на интерпретацию содержания, выразительного аспекта и уникальных нюансов творчества каждого музыкального деятеля. Способы обучения звукорежиссуре строятся на формировании базовых теоретических знаний, которые требуются для обработки музыки, использовании компьютерных программ и использовании творческой составляющей во время этой деятельности [2, 55]. Сейчас звукорежиссура — создание особого музыкального звучания, художественного образа и передачи смысловой нагрузки, которую вкладывал автор в

произведение. Цель обучения студентов - дать понимание важности звуковых образов в создании новой звуковой реальности. Все обучение студентов направлено на изучение аспектов работы режиссера по звуку, в том числе элементов творчества и восприятия музыки, ее интонационности, ядра, а также композиции разных составляющих музыкального произведения.

Ценности электронной музыки в современной культуре определяется более широкой, чем ранее, взаимосвязи композитора, интерпретатора музыки, слушателя, режиссера по звуку и компьютерного специалиста. Изучение этой взаимосвязи в процессе обучения дает возможность не только глубже понять современную музыку как направление искусства, но и изучить музыкальный материал, уже относящейся к истории, обратиться к классической музыке, фольклору, а также использовать и комбинировать эти направления в своей работе.

Раскрытое выше видение изучения электронной музыки как инновационного направления художественной деятельности, ее теоретико-методические аспекты построены таким образом, чтобы дать возможность изучить ее специфику в творческих вузах и дать возможность сформировать понимание акустических приемов с помощью современных музыкальных и звуковых приемов, дать общее понимание возможностей ее коммуникационной и творческой составляющей, понимать аудиозвуковую атмосферу, стереофоническую систему звука и т.д.

Целью нашего исследования ставится изучение сущности, преподавательского и развивающего аспектов изучения электронной музыки и звукорежиссуры как нового вида художественного творчества, определение его звуковой составляющей, понять его взаимосвязь с другими видами музыкального творчества. Во время изучения всего этого важно исследовать деятельность композитора, исполнителя, режиссера по звуку, изучить музыкальную историю и современное музыкальное поле, разработать новую концепцию понимания музыки как способа работы со звуком и способы придания ему новых смыслов. Помимо этого, важно рассматривать музыкальность как верх творческой деятельности звукорежиссера, которая формирует непрерывную связь между эмоциями, слуховыми образами и интеллектуальной интерпретацией. Музыкальность в этой связи понимается как взаимосвязь творческой основы и уникального восприятия. Творческая составляющая предполагает активное интонирование, в то время как элемент восприятия понимается как производная пассивного интонирования. Именно восприятие становится основой деятельности композиторской, исполнительской работы и работы звукорежиссера. Гармония и правильный подбор инструментов конкретизируют эту деятельность и создают новую художественную звуковую реальность. Если изучать музыкальную и дидактическую основу интонационности, станет ясно, что она проявляется в подходе к музыкальной деятельности как общности смысла и структуры звуков, их разнообразия, ритма. В электронной музыке работает закон развития музыкальной коммуникации, способность использовать знания и практические навыки работы со звуками.

Понимание процесса создания электронной музыки в качестве современного художественного творчества предполагает связку теоретического и практического материала. Его учебно-художественная составляющая предполагает изучение истории, а второе, практическое направление, позволяет выделить педагогическую технологию для освоения создания электронной музыки. Имплементация обоих направлений в обучении обуславливает важность использования как музыкальных инструментов, так и компьютерных средств для создания аранжировки, придания спецэффектов и уникального звучания. Оба эти знания позволят будущим специалистам не только интерпретировать, но и создавать, и синтезировать новые музыкальные произведения [3, 608].

Акцент на инновационные способы работы со звуком, такие как электроакустика, компьютерные программы и т.д., помогают обогатить знания и впоследствии использовать их для расширения палитры музыкальной деятельности, создавая из

будущих специалистов электронной музыки и звукорежиссеров не только создателей оригинальной аранжировки, но и специалистов, владеющих всей цепочкой музыкального творчества - от написания музыки и заканчивая ее интерпретацией.

Список литературы /References

1. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учеб. пособие. СПб., 2011.

2. Дворко Н.И. Основы звукорежиссуры. СПб.: СПбГУП, 2005.

3. Петелин Р., Петелин Ю. Сочинение и аранжировка музыки на компьютере. БХВ-Петербург, 2009.

ЭПОХА И ЕЕ ТАЛАНТЫ. В.А.УСПЕНСКИЙ (1879 - 1949) Баширова А.А. Email: Bashirova17135@scientifictext.ru

Баширова Альфия Аскаровна - и.о. доцента, кафедра общего фортепиано, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: ХХ век - эпоха развития композиторского, исполнительского, музыковедческого, творчества в Узбекистане. В этот период появилась целая плеяда профессиональных инициативных и просвещенных деятелей культуры, чей вклад в искусство, образование страны бесценен. Одним из таких был В.А. Успенский. Имя Виктора Александровича Успенского неразрывно связано с развитием узбекского искусства. В течение 30 с лишним лет он вел непрерывную работу в области сбора и изучения музыкального творчества народов Средней Азии. Труды его являются ценным вкладом в узбекскую музыкальную культуру.

Ключевые слова: народная музыка, жанр, этнограф, исследователь, музыкальное образование, пропагандист, творчество, музыкант, культура, фольклор.

THE EPOCH AND HER TALENTS. V.A.USPENSKIY (1879 - 1949)

Bashirova AA.

Bashirova Alfiya Askarovna - Acting Associate Professor, DEPARTMENT GENERAL PIANOFORTE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: XX age - an epoch of the development композиторского, исполнительского, музыковедческого, creative activity in Uzbekistan. In this period appeared aiming pleiades professional initiative and enlightened figures of the culture, whose contribution to art, forming the country priceless. One of such were V.A. Uspenskiy.

The name Viktor Aleksandrovich Uspenskiy indissoluble is connected with development uzbek art. During 30 since spare years he unceasing work in the field of collection and studies music creative activity folk to CENTRAL ASIA. The Works his are a valuable contribution to uzbek music culture.

Keywords: public music, genre, ethnographer, researcher, music formation, propagandist, creative activity, musician, culture, folklore.

УДК 7.035.1

Искусство Узбекистана многогранно и многопланово. Оно прошло огромный путь развития: от одноголосный народной музыки, до современных жанров - симфонии и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.