Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Федоровна

В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка, все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности. В работах исследователей подчеркивается, что воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы, а креативность рассматривается ими как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF CREATIVITY AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

In connection with the humanization of education, upbringing and development of each child, the problem of early disclosure of the creative potential of a preschooler becomes more and more urgent. Preschool age is of the greatest interest in creativity research. The researchers' works emphasize that the upbringing of a person with a rich creative potential, capable of self-development and self-improvement, able to cope with an increasing stream of problems, begins in childhood, and creativity is considered by them as a specific feature of thinking that distinguishes it from other mental processes, is associated with the imagination and personal characteristics of the child. It is obvious that traditional approaches to solving the problem of developing children's creative abilities are not enough. It is necessary to fill the modern educational process with new content, principles, methodological ideas focused on the development of creative aspiration, initiative, interest, inspiration.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Таким образом, посредством психолого-педагогического сопровождения обеспечивается поэтапное развитие совладающего поведения сотрудников МВД России.

Выводы. Профессиональная деятельность сотрудников МВД в современных условиях отличается высокой сложностью, динамичностью, непредсказуемостью, повышенным риском экстремального воздействия. В соответствии с эти изменяются и профессиональные требования к сотрудникам, на первый план выходят личностные характеристики, влияющие на стабильность и эффективность деятельности, готовность к выполнению служебных задач в условиях, приближенных к экстремальным, сохранение стремления к достижению профессиональной успешности и дальнейшему профессиональному саморазвитию. Совладающее поведение конструктивной направленности однозначно относиться к одной из таких характеристик. Поэтому крайне необходимо пересмотреть психологические аспекты профессиональной подготовки сотрудников МВД, расширить возможности использования системы психолого-педагогического сопровождения в развитии совладающего поведения.

Литература:

1. Капустина, В.А. Специфика проявления копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов, работающих в разных условиях / В.А. Капустина, О.А. Репп // Психология и Психотехника. - 2018. - № 1. - С. 91-96.

2. Пекарский, Ф.В. Ресурсы работоспособности в повседневной служебной деятельности / Ф.В. Пекарский // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 12. - С. 309-311.

3. Федотов, А.Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях / А.Ю. Федотов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - №1 (56). -С. 107-113.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка, все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях креативности. В работах исследователей подчеркивается, что воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы, а креативность рассматривается ими как специфическая черта мышления, отличающая его от остальных психических процессов, связывается с воображением и личностными особенностями ребенка. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

Ключевые слова: креативность, гуманизация обучения и воспитания, дошкольный возраст.

Annotation. In connection with the humanization of education, upbringing and development of each child, the problem of early disclosure of the creative potential of a preschooler becomes more and more urgent. Preschool age is of the greatest interest in creativity research. The researchers' works emphasize that the upbringing of a person with a rich creative potential, capable of self-development and self-improvement, able to cope with an increasing stream of problems, begins in childhood, and creativity is considered by them as a specific feature of thinking that distinguishes it from other mental processes, is associated with the imagination and personal characteristics of the child. It is obvious that traditional approaches to solving the problem of developing children's creative abilities are not enough. It is necessary to fill the modern educational process with new content, principles, methodological ideas focused on the development of creative aspiration, initiative, interest, inspiration.

Key words: creativity, humanization of education and upbringing, preschool age.

Введение. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка, все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. В современной «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождается и развивается такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно участвовать в мире [13]. Таким образом, создание условий для развития потенциала дошкольника на сегодняшний день является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетенции педагога.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических источниках очень часто понятие «креативность» объединяют с понятием «творчество». Креативность исследуют как индивидуальную характеристику [1; 8; 11]. К определённому понятию некоторые экспериментаторы обращаются в связи с концепцией новейших подходов к образованию. В данной концепции акцент ставится на развитие творческой, креативной личности, умеющей выйти за область уже известного, утверждать нестандартные, ранее не выявленные решения, создавать новые продукты.

Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин рассматривают креативность как реформирование знаний, творческую единую способность. Так же они утверждают, что креативность можно соединить с формированием воображения, выдумки, творением гипотез [1; 9].

Свойственным методом для проявления и выявления креативности являются перцептивный облик творческой личности: достаточно сильная впечатлительность, чувствительность, необыкновенная концентрация внимания, отход от банальных рамок, проявление оригинальности, инициативы, самоорганизованность, работоспособность [1; 9].

По мнению Я.А. Пономарёва осуществлять полноценную творческую деятельность может лишь тот человек, у которого создается внутренний план операций, что позволяет ему отождествлять сумму знаний той или иной сферы деятельности [5; 16]. В российских исследовательских работах понятие «креативность» чаще всего сменяется дефиницией

«творчество».

Аспектом творчества личности является воображение, на что указывают учёные занимающиеся данным вопросом. Воображение подразделяется на творческое (свободно формируются новые образы с помощью сортировки материалов, нужных для основания образа желаемого) и воссоздающее (происходит создание образов предмета по его обоснованию, рисунку, чертежу, схеме). Различные нюансы проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин) [5; 18].

Развитие воображения в детском возрасте зависит не только от опыта, но и от таких важных показателей, как:

- потребности и интересы;

- технические умения;

- комбинаторная способность и упражнения в творческой деятельности;

- олицетворение продуктов воображения в материальную форму (создание продукта);

- находящаяся среда (рвение к творчеству постоянно бывает обратно пропорционально простоте среды).

Совместно с формирование личности развивается и способность к творчеству и воображение формируется как

внутренний механизм в течении всей жизни человека. Приобретая новейшие знания, новые впечатления личность постепенно развивается, и совместно с новыми познаниями приходит и развитие творческого потенциала [5].

По мнению П. Торрэнс креативность считается возможностью к усиленному пониманию недочётов, пробелов в познаниях. П. Торрэнс считает, что акт творчества распределяется на восприятие трудностей, проявление и формулировку гипотез, поиск решения, проверку гипотез, их трансформация и нахождение результата [17].

Креативность также связывают с интеллектом. Исследования продуктивных творческих компонентов ума были выдвинуты представителями гештальтпсихологии М. Вертгеймер и В. Келер, разработавшими понятие инсайта [3; 12]. Существует три основных подхода по отношению к интеллекту и креативности. Первым подходом является то, что креативности как таковой нет. Этот подход представляют А. Маслоу и Д.Б. Богоявленская. Для проявления творческой личности умственная деятельность не является главным условием, но она необходима. В творчестве играет важную роль мотивация, ценности, черты личности. Когнитивную одаренность, чувствительность к трудностям, самостоятельность суждений в неопределенных и сложных ситуациях относят к главным чертам творческой личности [1; 14].

В следующем подходе характеристикой креативности является творческая способность, которая выступает самостоятельным фактором, не зависящим от интеллекта. Данный подход описали Дж. Гилфорд и Я.А. Пономарёв. Интеллект связан с уровнем творческих способностей личности. Данное мнение разделяют фактически все ученые в области интеллекта. Интеллект - это качество психики, возможность приспосабливаться к новым ситуациям, способность к познанию на основе опыта и возможностей, применение и принятие абстрактного. В идее «теории интеллектуального порога» П. Торренс отмечает, что ум и творчество образуют единый фактор, вместе сосуществуют, а потому чем выше коэффициент ума, тем выше творческая способность [6; 16]. Для того чтобы создать что-либо нужно изначально подумать, определить варианты решений, дать отчёт своим действиям и уже после этого достигать поставленной цели.

Изучая исследования проявления человеком творчества в разнообразных видах деятельности (музыкальной, изобретательной, речевой) отечественные исследователи (Н.А. Ветлугина и др.) обращались к понятию критериев креативности.

К основным нюансам в проявлении творческого воображения у дошкольников О.М. Дьяченко относит:

- оригинальность реализации детьми творческих задач;

- внедрение такого реструктурирования представлений, при котором образы одних объектов используются в качестве деталей для построения остальных [10, 2].

Анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы креативности позволил установить, что креативность -это способность к творчеству. Создание творчества с точки зрения личностного подхода позволяет говорить о нём как о развивающем явлении, а соответственно с ним развивается и креативность. Ученые утверждают, что формирование креативности качественно меняет личность человека, что позволяет нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму а значит, особую форму имеет и креативность старшего дошкольника.

Становление личности и ее успех на жизненном пути взаимосвязаны с таким индивидуально-психологическим своеобразием человека, как задатки, предрасположенности, одаренность и т.д. Важным этапом развития является детство. На протяжении этого времени происходят изменения и обучение, процессы противоречий и парадоксов.

Творчество наблюдается чаще всего как более информативная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение разнообразных видов деятельности. В дошкольном периоде происходят совершенствующие процессы почти во всех областях, улучшая психические процессы (память, восприятие, внимание, интерес, познание, речь, воображение). Интенсивно развиваются личностные особенности, а на их базе -возможности и склонности. Именно поэтому дошкольный возраст является продуктивным этапом для развития креативности.

Главной особенностью старшего дошкольного возраста является становление произвольного запоминания. Этому содействует игровая деятельность, в которой умение запоминать и своевременно воспроизводить нужные сведения способствуют достижению успеха. Именно с помощью игры мы обучаем старшего дошкольника, развиваем его. В результате развития памяти также наблюдаются данные закономерности. У старших дошкольников память имеет непроизвольный характер. В данном возрасте ребенок довольно легко запоминает то, что для него представляет большой интерес. Любая деятельность, к которой проявляется интерес, деятельность, с которой установлена эмоциональная связь, будет продуктивна.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок пользуется своими представлениями на произвольном уровне. В этот период происходят новые процессы интеллектуальной деятельности. А.Н. Поддьяков утверждает, что в возрасте 4-6 лет происходит развитие и формирование навыков и умений, ориентированных на изучение детьми внешней окружающей среды, изучение свойств предметов и явлений и воздействие на них с целью трансформации [15]. Такой уровень умственного развития будет подготовительным шагом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, определяющий уровень творческих способностей. Базу для формирования понятий и представлений создают накопленные знания об окружающем мире. К окончанию дошкольного возраста происходит преобладание наглядно-схематической формы мышления, как высший шаг в развитии наглядно-образного.

Наглядно-схематическое мышление создает благоприятные условия для осмысления поверхностной среды, в ходе выступления средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Схематичность детского рисунка, возможность и умение использовать при решении задач схематическое изображение отражают достижение ребёнком этого уровня умственного развития. Приобретая черты обобщенного, данная форма остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заменителями. В этот же момент она выступает основой

для возникновения логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок для решения той или иной проблемы пользуется либо логическим мышлением, либо наглядно-действенным или наглядно-образным. Перспектива творческого развития проявляется именно в старшем дошкольном возрасте, т.к. именно в этот период развивается логическое мышление. Большую уверенность в своих силах воспитаннику создаёт сбережение опыта практических операций, достаточный уровень развития памяти, восприятия, воображения, что выражается в постановке решений трудных задач, достижению которых содействует свободная корректировка поведения. Происходит процесс от простого к сложному. Основой данного принципа является способность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, говоря об особенностях творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. В период дошкольного детства происходит начальное развитие творческих компонентов и в этот период ребёнок постоянно открывает для себя что-то новое, получает новые знания. Л.С. Выготский считает, что результат заключается не в полученном продукте, не в достижении цели, а в самом процессе создания. В этом и есть закон детского творчества [5]. Важен именно сам процесс деятельности и интерес к нему. Н.Н. Поддьяков отмечает, что дошкольник развивается творчески благодаря своей активной деятельности, личном росте, накоплении опыта [15].

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах, сочинении сказок) развитие способности к творчеству начинается от копирования взрослого к попытке самостоятельного проявления приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества (Г.Г. Григорьева, Л.А. Парамонова), отмечается, что именно в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца, инициатора. Ребёнок активно проявляет инициативу в работе, ищет и находит новые способы решения поставленных задач, внедряет в работу различные изменения, руководствуясь опытом [7, С. 24].

Важными характеристиками в развитии воображения являются: опора на наглядность, внедрение опыта, наличие особенной внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевая богатыми по содержанию её чертами.

Ранее отмечалось, что психической основой творческой деятельности является воображение - психологический процесс, который состоит в разработке образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой относятся к главным свойствам воображения.

Воображение функционирует на различных уровнях и по степени выраженности может быть активным и пассивным. В свою очередь активное подразделяется на творческое (связано с определением вероятных итогов действий, которые открывают либо создают новые предметы, явления, ситуации) и воссоздающее (состоит в восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию).

При всём этом в творческом воображении появляются представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность выступает степенью новизны, созданием ранее не использованного, а реалистичность определяется тем, насколько представление, которое было создано воображением, близко к действительности. О.М. Дьяченко определил специфику процесса воображения как способность выражать особенности одного явления или объекта средством другого, модифицировать формы репрезентации реальности [10]. В воображении применяются такие формы отражения действительности, как символические и метафорические. В развитом виде они дают возможность находить и закреплять в творческих продуктах значительные и важные для человека стороны предметов и явлений. В период становления творческой личности, благодаря воображению создаваемые образы начинают оживать, проходят полноценный путь создания и, как итог, создаётся новейший продукт. С помощью развитого воображения дошкольник начинает творить новое, не опираясь на ранее увиденное, создаёт работы не похожие на остальных, придумывает новые решения и воплощает задуманное в жизнь. Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев) называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности [5; 13; 14].

Формированию творческого воображения содействует возрастная сенситивность и особая реакция на конкретные впечатления, чуткость к образно-эмоциональным факторам. Когда происходит эмоциональное переживание проявляется и интерес.

Автором программ по эстетическому воспитанию, ученым в вопросах системы эстетического воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной была выдвинута характеристика творческого начала детей [4]. Среди них показатели, описывающие отношение детей к творчеству:

- увлеченность деятельностью;

- открытость переживаний;

- специальные художественные способности (образное видение);

- активизация волевых усилий, способность представить увиденное или услышанное.

Показатели качества творчества включают в себя:

- внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

- создание новой комбинации из усвоенных элементов;

- применение личного опыта в новых ситуациях;

- быстрота реакции;

- нахождение оригинальных приемов решения заданий.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить показатели творческих способностей, которые позволяют выражать создаваемые образы в более оптимальной для детей форме:

- оригинальность мышления и восприятия;

- гибкость при принятии решений;

- эмоциональность при воплощении игрового образа;

- наличие выразительных средств для воплощения образа;

- умение находить нестандартные решения творческих задач.

Выводы. Таким образом, формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе модернизации образования. Творчество подразумевает присутствие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым формируется продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение данных параметров личности выявило главную роль интуиции, воображения, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также необходимости личности в самоактуализации, раскрытии и расширении собственных созидательных возможностей.

Литература:

1. Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы идентификации / Д.Б. Богоявленская // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 4. - С. 5-13.

2. Венгер, Л.А. Программа «Развитие» (Основные положения) [Текст.] / Л.А. Венгер. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.

3. Вертгеймер, М. Гештальт-теории. Из книги: Хрестоматия по истории психологии / М. Вертгеймер. - М.: Изд-во Москва. Ун-та. - 1980. - С. 84-99

4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М. - 1981. - 240 с.

5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский; [Послесл. В.В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

6. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 14 с.

7. Григорьева, Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 1999. - 344 с

8. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / Л.А. Дементьева. - Курган, 2009. - 212 с.

9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - 2. изд. - СПб. и др.: Питер, 1999. - 356 с.

10. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей / О.М. Дьяченко. - Просвещение. - 2007. - 160 с.

11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Москва [и др.]: Питер, 2009 (СПб.: Печатный двор им. А.М. Горького). - 444 с.

12. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.13 / Исслед. центр семьи и детства. - Москва, 1996. - 33 с.

13. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа человека / В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 113-120.

14. Маслоу, А. Психология науки: предварительное исследование / А. Маслоу. - Нью-Йорк, 1966.

15. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Поддьяков. - М.: PER SE, 2006. - 240 с.

16. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Издательство «Наука», 1976. - 304 с.

17. Торрэнс, Э.П. Диагностика креативности / Э.П. Торрэнс. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974. - 176 с.

18. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Педагогика, 1976. - 304 с.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Макарова Саргылана Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Макарова Айталина Геннадьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ НА

УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Аннотация. Данная статья посвящена применению интерактивного тренажера на уроках алгебры и начала анализа. Предполагается, что использование платформы LearningApps на уроках отработки умений и рефлексии будет способствовать освоению предметных результатов обучения математике. Статья знакомит с определением интерактивных технологий и их значением в образовательном процессе. Автор утверждает, что тренажер эффективный метод обучения и оценки практических знаний. Позволяют задавать и многократно повторять разные режимы и параметры работы. Способствуют развитию самоконтроля. Тренажеры обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний. В статье рассмотрен пример использования тренажера LearningApps на уроках алгебры в 10-11 классах. Чтобы убедиться в эффективности применения интерактивного тренажера проведен экспериментальное исследование. Представлены результаты педагогического эксперимента.

Ключевые слова: образование, интерактивные технологии, тренажер, интерактивный тренажер, LearningApps, отработка умений, рефлексия.

Annotation. This article is devoted to the use of an interactive simulator in the lessons of algebra and the beginning of analysis. It is assumed that the use of the LearningApps platform in the lessons of developing skills and reflection will contribute to the development of the subject results of teaching mathematics. The article introduces the definition of interactive technologies and their importance in the educational process. The author argues that the simulator is an effective method of teaching and assessing practical knowledge. They allow you to set and repeatedly repeat different modes and operation parameters. Helps develop self-control. Simulators provide a versatile, complete formation of any image, concept, and thereby contribute to a more solid assimilation of knowledge. The article considers an example of using the LearningApps simulator in algebra lessons in grades 10-11. To verify the effectiveness of the use of an interactive simulator, an experimental study was carried out. The results of the pedagogical experiment are presented.

Key words: education, interactive technologies, simulator, interactive simulator, LearningApps, skill development, reflection.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В современном образовании, без овладения интерактивными технологиями немыслимо достижение новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС. При повышении мотивации и развития творческих способностей учащихся и создания благоприятного эмоционального фона используют интерактивные технологии. Их применение позволяет перейти к деятельностному методу обучения, при котором ребенок в этой деятельности принимает активное участие. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

Мы предполагаем, что применение интерактивного тренажера LearningApps на уроках отработки умений и рефлексии в 10-11 классах будет способствовать освоению предметных результатов обучения математике если:

• Определить возможности применения интерактивного тренажера на уроке отработки умений и рефлексии по алгебре;

• Разработать уроки по теме «Логарифмические уравнения и неравенства» с использованием интерактивного тренажера LearningApps.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.