Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
906
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скрипачева Е. Н.

Один из важных признаков современности - интерес к творчеству, способности к нестандартным решениям. Грядет переход от эпохи рациональной упорядоченности к эпохе творческого мышления и креативности. Интерес многих исследователей обусловлен раскрытием феномена креативности и творческого мышления. В своей работе автор показал взаимосвязь творческого мышления и эмоционального интеллекта. При раскрытии данной темы было обнаружено несколько вопросов, которые выделены в работе, что позволит обратить внимание и расширить научное изучение феномена творческого мышления и креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN CREATIVE THINKING AND EMOTIONAL INTELLIGENCE

One of the important signs of modernity is an interest in creativity, the ability to generate nonstandard solutions. The transition from the era of rational orderliness to the era of creative thinking and creativity is coming. The interest of many researchers in this theme is driven by the disclosure of the phenomenon of creativity and creative thinking. In his work, the author has showed the relationship between creative thinking and emotional intelligence. However, when disclosing this theme, several issues were identified and highlighted in the work, which will allow to pay attention to and extend the scientific study regarding the phenomenon of creative thinking and creativity.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYCHOLOGY

УДК. 159.9

doi:10.52210/2224669X_2021_4_75

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Е.Н. Скрипачева

Аннотация. Один из важных признаков современности - интерес к творчеству, способности к нестандартным решениям. Грядет переход от эпохи рациональной упорядоченности к эпохе творческого мышления и креативности. Интерес многих исследователей обусловлен раскрытием феномена креативности и творческого мышления. В своей работе автор показал взаимосвязь творческого мышления и эмоционального интеллекта. При раскрытии данной темы было обнаружено несколько вопросов, которые выделены в работе, что позволит обратить внимание и расширить научное изучение феномена творческого мышления и креативности.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, творческое мышление, теории эмоций, психологические школы.

THE RELATIONSHIP BETWEEN CREATIVE THINKING AND EMOTIONAL INTELLIGENCE

E.N. Skripacheva

Abstract. One of the important signs of modernity is an interest in creativity, the ability to generate nonstandard solutions. The transition from the era of rational orderliness to the era of creative thinking and creativity is coming. The interest of many researchers in this theme is driven by the disclosure of the phenomenon of creativity and creative thinking. In his work, the author has showed the relationship between creative thinking and emotional intelligence. However, when disclosing this theme, several issues were identified and highlighted in the work, which will allow to pay attention to and extend the scientific study regarding the phenomenon of creative thinking and creativity.

Keywords: emotions, emotional intelligence, creative thinking, theories of emotions, psychological schools.

В современном мире растет потребность общества в неординарной творческой личности и в развитии креативности. Соответственно, это требует от человека высокой активности, раскрытия его умений и способностей нестандартного поведения. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации, формы жизни людей.

Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество» [17]. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают,

что творчество как предмет научного познания обладает своеобразной спецификой: его не только сложно изучать, но трудно даже охарактеризовать. Обращаясь к изучению вопроса о творчестве, необходимо отметить, что данная тема развивалась в трудах философов, в контексте понятия «свобода». С. Кьеркегор называл свободу основным условием творчества. Незаинтересованность эстетического созерцания, о которой говорил И. Кант [6], предполагает свободу от вещного бытия. Ф. Шеллинг [8] рассматривал произведения искусства как прорыв от конечности человеческой жизни к бесконечности бытия. Н.А. Бердяев [8] считал, что творчество - способ духовного преображения человека. Также в русле философии рассматривается природа творчества человека: причина творчества - изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом, в основе творчества лежит освобождение от страданий и мучительных мыслей, «дух бегства», компенсация ударов судьбы, то есть творчество - это способ преодоления изначальной дезадаптации [6]. Б. Карлофом и Й. Шумпетером различаются две формы поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативное, определяемое как созидательное разрушение [8].

Психология творчества складывалась на рубеже Х1Х-ХХ столетий. Её основоположник

- Ф. Гальтон, который впервые использовал эмпирический подход к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложивший основные методы и методики. Он полагал, что основным фактором в определении пути развития способностей является соотношение наследственности и среды, при этом первопричиной тех или иных способностей выступает наследственность. Ф. Гальтон считал, что, изучая параметры простейших психических процессов, можно определить степень развития творческих способностей.

В рамках психоаналитического подхода не велось специальных исследований творческого мышления, однако в русле психоанализа впервые говорится о влиянии бессознательного на мыслительный процесс. При этом психоанализ занимает жесткую позицию по отношению к природе творческих способностей: ориентация на прошлое и недооценка сознательной активности в реализации творческого потенциала [6]. По мнению основоположника психоаналитического подхода З. Фрейда половое влечение, не находя прямого выхода, смещается (процесс сублимации) в сторону социально одобряемой деятельности, в том числе и творческой.

К. Юнг также понимал творчество как одно из стремлений либидозной энергии. Он видит в творческом акте реализацию принципов коллективного бессознательного в форме архетипов, заполненных в некоторой степени индивидуальным содержанием, вытекающем из опыта творца и наличной ситуации.

Творчество в социокультурном аспекте представлено в концепции А. Адлера. Одним из основных достижений А. Адлера в сфере исследования творчества и творческой личности можно считать его концепцию творческого «Я». По его мнению, вся структура личности человека и стиль его жизни формируются под влиянием его творческих способностей, что является продуктом социального самовыражения и специфическим способом компенсации комплекса неполноценности [12].

Представители гуманистического направления (Г. Олпорт, А. Маслоу) в изучении творческого мышления также ориентировались на личностные факторы. Прослеживая связь между творческой активностью и самоактуализацией личности, проявляющейся в стремлении к максимальной реализации своего творческого и личностного потенциала. А. Маслоу, опираясь на изучение биографий людей, знаменитых своими творческими достижениями, выделил характерные черты творческой личности [19]:

- расширенное восприятие реальности;

- высокий уровень принятия себя, других и природы;

- высокий уровень спонтанности;

- центрация на проблеме, а не на себе;

- повышенное стремление к обособленности и потребность в личностном пространстве и уединении;

- повышенная автономия и сопротивление «окультурированию»;

- свежесть оценок и богатство эмоциональных реакций;

- высокая частота пик-переживаний;

- усиленная идентификация с человеческим родом;

- измененные (улучшенные) межличностные отношения;

- более демократическая структура характера;

- очень высокий уровень креативности;

- соответствующие изменения в системе ценностей [3].

В современных научных школах и направлениях психологии творчества исследуются различные аспекты развития способностей человека, продуктивности мышления, креативности личности, рефлексивности индивидуальности и т.п. [15] Многие авторы отмечают, что основы формирования гармоничной личности закладываются именно в дошкольном возрасте, так как в этот период дети располагают значительными резервами развития, у них не сформировано критического отношения ко всему тому, что вокруг происходит, а степень принятия всего нового высока [5]. Поэтому воспитание творческой личности, развитие у дошкольников способности к творческой деятельности, центральным звеном которой является творческое мышление, имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

Известно, что развитие творческого мышления и креативности происходит и через эмоции. На сегодняшний день существует достаточно большое количество психологических теорий эмоций, и они могут быть условно разделены на несколько групп: теории эмоций в рамках классических школ психологии, фрустрационные теории и потребностно-отивационные теории. Различия в представлениях об эмоции в теориях классических психологических школ позволяют проследить изменения, коснувшиеся понятия эмоционального явления с конца XIX в. [1] Можно отметить, что эмоция, как особый тип знания, дает человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллекта, что послужило одной из предпосылок выделения в конце ХХ в. в зарубежной психологии идеи «эмоционального интеллекта». В рамках западной психологии активно разрабатывалась проблема эмоционального интеллекта. Теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она предлагают интересные решения многих теоретических и практических проблем эмоционального интеллекта [12]. Однако следует отметить, что до выхода в свет работ Дж. Гилфорда интерес зарубежных ученых к исследованию творческих способностей и творческого мышления был незначительным. Именно Дж. Гилфорд выделил креативность как универсальную познавательную творческую способность. Основанием концепции креативности явилась кубообразная модель структуры интеллекта: «материал - операции - результаты», разработанная Дж. Гилфордом ранее [6].

Под творческим (дивергентным, креативным) мышлением Дж. Гилфорд понимал систему качественных различий способностей, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Дж. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в тот момент, когда при решении задачи человеку надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В отличие от него дивергентное (творческое) мышление Дж. Гилфорд определял как разнонаправленное мышление. Такой тип мышления предполагает многовариантность путей решения проблемы, приводя к неожиданным выводам и результатам.

Дж. Гилфорд выделил четыре основных фактора дивергентного мышления:

- оригинальность - способность продуцировать необычные ответы;

- семантическая (обозначающая) гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое применение;

- образная адаптивная гибкость - способность изменить стимул таким образом, чтобы увидеть в нем новые возможности;

- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать своеобразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации.

В соответствии с этим творческое мышление оценивается по гибкости и легкости порождения связанных с проблемой идей в зависимости от разнообразия и количества этих идей. На основе данных теоретических предпосылок Дж. Гилфордом и его сотрудниками были разработаны тесты программы исследования способностей, тестирующие преимущественно дивергентную продуктивность [6].

Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Е.П. Торренса. Под креативностью (или творческим мышлением) Е.П. Торренс понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считал, что творческий процесс включает восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Е.П. Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, однако, в реальности ученый ограничился адаптацией и переработкой методик, разработанных Дж. Гилфордом. В состав доработанной им батареи входит 12 тестов («от дошкольников до взрослых»), сгруппированных в три серии и диагностирующих, соответственно, словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. При этом оценивается беглость, разработанность, гибкость и оригинальность ответов. Именно Дж. Гилфордом и Е.П. Тореннсом впервые был применен психометрический метод для изучения творческого мышления [4].

Творческое мышление, по определению американских психологов Г. Линдсей и Р. Томпсон, есть мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей, поэтому человек должен научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направлять их по определенному руслу. При анализе творческого процесса они выяснили, что существует пять моментов, которые могут препятствовать протеканию данного процесса. Основной барьер - это конформизм. Если первые детские фантазии не находят поддержки у взрослых, может получить развитие боязнь показаться смешным или не очень умным. По этой причине ребенок опасается высказывать необычные, творческие идеи. Второй серьезный барьер для творчества - внутренняя и внешняя цензура. В случае боязни собственных идей люди склонны к пассивному реагированию на внешние стимулы и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Третий барьер - ригидность, что означает недостаточную подвижность, переключаемость, трудности адаптации мышления к меняющимся требованиям среды. Четвертым препятствием является желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений, что и становится тормозом в развитии творческого начала. И, наконец, пятое препятствие на пути к творчеству - неспособность к оценочным суждениям по отношению к собственным идеям [13].

Следует отметить, что зарубежные исследователи творчества употребляют такое понятие, как креативность, которое было введено и описано Дж. Гилфордом, и отождествляют его с понятием творческих способностей и творческого мышления. То есть креативность

понимается, как способность к проявлению творческой активности и связана с различными чертами личности.

В отечественной психологической науке идею единства аффективных и интеллектуальных процессов, принадлежащую Л.С. Выготскому, развивали С.Л. Рубинштейн (интеллектуальный процесс невозможен без участия эмоций) и А.Н. Леонтьев (мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию). Одним из первых отечественных исследователей эмоционального интеллекта стал Д.В. Люсин, представивший двухкомпонентную теорию данного феномена. С.С. Степанов отмечал корреляцию эмоционального интеллекта с определенными жизненными успехами. [18] И.Н. Андреевой рассмотрены предпосылки развития эмоционального интеллекта, гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта, а также возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга [9]. В отечественной психологии проблема творчества и творческих способностей изучалась многими психологами - Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Я.А. Пономаревым, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Луком, В.Н. Дружининым, Л.Б. Ер-молаевой-Томиной, П.В. Симоновым, Б.М. Тепловым и др.

Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [4]. Таким образом, Л.С. Выготский связывает творческий вид деятельности с воображением, богатство которого напрямую зависит от разнообразия и наполненности прошлого опыта человека. Это, в свою очередь, указывает на важность воздействия социальных факторов на творческой деятельности человека. Также Л.С. Выготскому принадлежит тезис о единстве аффекта и интеллекта, который в приложении к психологии творчества выразился в утверждении о том, что между фантазией и реальностью, помимо социальной связи, существует и другая форма - эмоциональная связь. Разработка данных положений позволила вывести психологию творчества за рамки узкогнитивного подхода [20].

Данному пониманию творческой деятельности созвучно определение С.Л. Рубинштейна: «Творчество - деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [14].

Основателем психологии творчества как отдельной отрасли психологического знания в отечественной психологии является Я.А. Пономарев. Им была разработана целостная концепция творчества, где творчество определяется как производная интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует его проявление. Применяя системный подход к изучению творчества, Я.А. Пономарев сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей - закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как

функциональные ступени решения творческих задач. Системный фактор здесь - способность действовать «в уме» (СДУ), определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий [13]. Интуитивный и логический компоненты творческого процесса действуют в единстве. Функция интуитивного (бессознательного) - созидание нового, функция логического (рационального, рефлексивного) - его выявление и оценка. Критерием творческого действия, по Я.А. Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности - на низших уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода [13]. Также, согласно концепции Я.А. Пономарева, с творческой активностью сопряжены два индивидуальных свойства - насыщенность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, появляющимся в мыслительном процессе [14].

Кроме того, в своих трудах Я.А. Пономарев указывает и на эмоциональные компоненты творческого мышления, выделяя пять этапов развития внутреннего плана действий в онтогенезе. По мере «продвижения» по структурным уровням организации мышления роль непосредственно объективного контроля и субъективной эмоциональной оценки уменьшается, а роль субъективного контроля и объективной оценки, напротив, возрастает [9].

Отдельное внимание при изучении «творчества» в отечественной психологии творчества уделяется аспекту творческого мышления - интеллектуальной активности. В.А. Петровский для характеристики механизма творческой активности ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи. Посредством этого субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения («барьеры») деятельности. Категория надситуативной активности применима к человеку как субъекту (то есть источнику собственной активности). Таким образом, творческая активность понимается В.А. Петровским как избыточная по отношению к стимулу деятельность, которая характеризуется самостоятельностью выбора объекта мышления, выходом за пределы задания, преобразованием задания и стимула, то есть творчество является не стимулируемой извне преобразующей и поисковой активностью [12].

Д.Б. Богоявленская различает эти два понятия - мышление и интеллектуальная активность, - не отождествляя их. Интеллектуальная активность предполагает нестимулированную извне деятельность, проявляющуюся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы, в то время как мышление стремится к решению задачи и конечному результату (нахождению правильного решения). Интеллектуальная активность выступает системообразующим фактором творчества, и в проявлении её задействованы все уровни личности, прежде всего, мотивационно-ценностные. Ведь именно выход мышления за пределы заданных требований и есть проявление внутренней познавательной мотивации. Д.Б. Богоявленской был разработан метод диагностики «Креативное поле». В результате исследований с использованием данного метода были выделены три уровня интеллектуальной активности: стимульно-продуктивный, эвристический и высший уровень - креативный. В ее эмпирических исследованиях соотношения генетических и средовых факторов в формировании интеллектуальной активности было выявлено, что доля средовых влияний в образование фенотипической дисперсии признака определенно превышает вклад генетических факторов [2].

А.М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, И.В. Равич-Щербо, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я.А. Пономарев

и многие другие), пытается обосновать следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включающую:

- доминирующую роль познавательной мотивации;

- исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

- возможности, достижения оригинальных решений;

- возможности прогнозирования и предвосхищения;

- способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки [11].

Таким образом, полученные результаты, указывая на принципиальную взаимосвязь активности личности в области мыслительной деятельности и в сфере субъект-субъектных отношений, позволяют установить общность происхождения интеллектуальной инициативы личности и ее социальной активности и раскрывают положение о том, что в основе интеллектуальной активности лежит отношение человека к миру [2; 20].

В эмпирических исследованиях проявления творческой активности Л.Б. Ермолаевой-То-миной была выявлена избирательность его проявления - в зависимости от форм, содержания задания, от его трудности и провокации на самостоятельность решения. Проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость [7].

A.Н. Лук, обобщая исследования, сделанные до середины ХХ в., выделил слагаемые продуктивного (творческого) мышления [10]:

- способность к свертыванию мыслительных операций;

- умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области;

- широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы;

- готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту;

- легкость ассоциирования и отдаленность ассоциированных понятий, «смысловое» расстояние между ними;

- гибкость мышления;

- способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы;

- способность к оценочным действиям, выбору одной из многих альтернатив до ее проверки;

- способность к сцеплению, то есть способность объединять воспринимаемые раздражители, увязывая новые сведения с прежним личностным опытом;

- легкость продуцирования новых идей;

- вербальная беглость, иными словами легкость словесного формулирования идей;

- способность к доведению до конца.

B.Н. Дружининым была предложена «модель интеллектуального диапазона», согласно которой у людей, имеющих одинаковый интеллект, продуктивность деятельности зависит от характера мотивации и степени интереса к задаче. С помощью данной модели возможно системно проанализировать важнейшие факторы творческой и мыслительной деятельности человека:

- уровень интеллекта (измеренного с использованием психометрических методов);

- индивидуальную продуктивность субъекта в различных видах деятельности (творческой, профессиональной, учебной);

- «нижний» и «верхний» пороги индивидуальных интеллектуальных достижений человека.

На основе данной модели В.Н. Дружинин формулирует основные тезисы: успешность вхождения человека в деятельность определяется только уровнем его интеллекта и сложностью этой деятельности; конкретные успехи и достижения в какой-либо деятельности зависят от показателей мотивации и компетентности субъекта, связанных с содержанием этой деятельности; предельный уровень индивидуальных интеллектуальных достижений человека не зависти от трудности деятельности и ее содержания, а зависит только от уровня его индивидуального интеллекта [20].

В экспериментах под руководством В.Н. Дружинина в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН были выявлены [6]:

- специфические особенности динамики креативности (вслед за ее резким подъемом следует некоторое понижение);

- эффекты невротизации и нарушения равновесия, обусловленные ее повышением;

- различные пути восстановления баланса после «скачка» креативности;

- типология субъектов творческой деятельности в зависимости от их эмоциональных реакций на повышение креативности.

Таким образом, в исследованиях отечественных и зарубежных психологов подчеркивается роль бессознательных процессов в творчестве. Как видно из анализа, в отечественной психологии данная проблема является более разработанной и существует концепция П.В. Симонова, о том, что в основе высших проявлений творчества лежит сверхсознание. П.В. Симонов отмечает: «Сверхсознание - неосознаваемые первоначальные этапы любого вида творчества, рождения гениальных догадок, внезапных озарений» [16]. Сверхсознание

- неосознаваемое рекомбинирование ранее накопленного опыта, который пробуждается и направляется доминирующей потребностью в поиске средств ее удовлетворения. Неосознаваемые компоненты, базирующиеся на биологически детерминированной необходимости в творчестве, трансформируются в потребности в определенной форме деятельности, превращаются для человека в осознанную цель, которая способствует включению сверхсознания. Неосознаваемость этих первоначальных этапов всякого творчества представляет собой защиту рождающихся гипотез и замыслов от консерватизма и чрезмерной критичности сознания, от догматизма прочно усвоенных норм. Оно совмещает все уровни работы мозга до уровня интуиции, то есть одномоментного познания целого и сущного. Таким образом, именно механизмами сверхсознания творческое начало представлено в деятельности мозга [16].

В исследованиях Д.В. Ушакова отмечены особенности творческого мышления в русле структурно-динамической теории, в соответствии с которой психологические механизмы мышления являются прижизненно формируемыми, а эмпирически выявленная структура интеллекта обусловлена процессами его формирования. В связи с этим актуальной проблемой оказывается не только выявление существующих на данный момент интеллектуальных процессов, но и реконструкция всего пути развития данных процессов [6].

В основе смысловой теории мышления (СТМ), которая была предложена О.К. Тихомировым и получила развитие в его работах и исследованиях его учеников, лежит тезис А.Н. Леонтьева о потенциально творческой сути любой деятельности человека, поскольку в ходе ее осуществления формируются новообразования как «на полюсе объекта», так и «на полюсе субъекта». При этом, чем больше деятельность преобразует не только внешний мир, но и ее носителя, тем более творческой она является. Значимость исследований школы О.К. Тихомирова в области психологии творчества связана с тем, что в них рассматриваются конкретные механизмы творческого мышления, а также новообразования, формирующиеся у человека в ходе творческой деятельности и меняющие его самого [20].

В русле смысловой теории мышления изучаются формы и механизмы взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых процессов творческой деятельности; раскрыта роль прошло-

го опыта в реализации творческой деятельности; когнитивные и эмоционально-личностные аспекты творчества рассматриваются в функциональном единстве - именно взаимосвязь аффекта и интеллекта детерминирует творческий процесс; изучается влияние мотивационной структуры на мыслительный процесс. Формулируется важный вопрос «об общих и специальных особенностях включения эмоциональных механизмов в управление деятельностью и взаимодействии качественно различных эмоциональных явлений» [9].

В целом, большинство из отечественных исследователей в изучении творчества в той или иной степени ориентируются на системный подход, что обусловлено опорой на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и процессуально-деятельностную парадигму (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), которые изначально предполагают комплексный анализ творческого процесса и личности творца на различных уровнях [2]. Очевидно, что способность человека к творческому мышлению обусловлена наличием у него наряду с другими и такого фактора, как развитый эмоциональный интеллект.

Несмотря на очевидность своей значимости, к сожалению, в научной литературе, посвященной вопросам формирования творческого мышления в практике образовательного процесса, недостаточно разработаны методики в этом контексте, что влияет на качество работы по развитию творческого мышления.

В настоящее время исследования в области психологии творчества носят системный характер и рассматривают процесс творчества в неразрывной связи личностного и процессуального его аспектов. Наиболее перспективными и актуальными являются исследования по поиску интегрального показателя, характеризующего творческую личность, что позволит подготовить программы по развитию творческого мышления. Кроме того, теоретический анализ показал, что важно изучать процесс творчества именно в связи с параметрами эмоциональной сферы и, в частности, с таким конструктом личности, изучение которого ведется сравнительно недавно, как эмоциональный интеллект.

Библиографический список

1. Алферова М.А., Аристова И.Л. Эмоциональный интеллект и психологические теории эмоций // Universum: психология и образование. 2017. № 12 (42).

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.

3. Владимирова Ю.В. Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности // Вестник Башкирского университета. 2014. № 2. Т. 19.

4. Дорфман А.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Джиоева Г.Х., Джиоева А.Р. К вопросу о формировании личности ребенка дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1(22). Т. 7.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.

7. Ермолаева-ТоминаЛ.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. № 4.

8. Иванов В.П. Человеческая деятельность - познание - искусство. Киев, 1997.

9. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика. Ярославль, 2008.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.

11. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994.№ 5.

12. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

13. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.

14. Саидова З.Х. Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2015. № 23.

15. Семенов И.Н. Современные исследования творческого мышления и креативности личности в научной школе рефлексивной психологии // Институт психологии российской академии наук. человек и мир. 2017. № 1. Т. 1.

16. Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопросы психологии. 1992. № 11.

17. РучковаН.А., ЛедовскихИ.А. Определение понятия «творческое мышление» в научной литературе по психологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. № 3. Т. 16.

18. Фомина Н.И. Эмоциональный интеллект как предмет психологического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 23.

19. Шарипов Ф.В. Психолого-педагогические аспекты развития креативности учащихся // Успехи современного естествознания. 2014. № 10.

20. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций: учебное пособие. М., 2007.

Е.Н. Скрипачева

кандидат психологических наук

доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин

Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно-строительный институт

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.