Научная статья на тему 'Влияние систематических занятий игровыми видами спорта на нейрофизиологический статус девушек-студенток'

Влияние систематических занятий игровыми видами спорта на нейрофизиологический статус девушек-студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / NEUROPHYSIOLOGICAL STATUS / FEMALE STUDENTS / БАСКЕТБОЛИСТКИ / FEMALE BASKETBALL PLAYERS / FEMALE VOLLEYBALL PLAYERS / СТУДЕНТКИ / ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Меретукова А. Р., Шаханова А. В., Кальная Е. В., Рюхина О. Ф.

Changes in the functional state of the nervous system are among the main indicators of changes occurring in the body under the influence of various loads. The basic properties of nervous processes (strength, lability, mobility, agility, balance), the state of the psycho-emotional sphere of the body in many ways determine the overall adaptation strategy, its effectiveness and psychological preparedness for training and competitive activities, stipulate specific individual actions of an athlete in various sports situations. The purpose of the present study was to scientifically substantiate the influence of sports physical load on the functional state of the nervous system of female students. Regular practice of volleyball and basketball, especially within sports clubs contribute to the well developed speed quality and increase of the level of sensory correction during sports playing training session: reduction of simple visual motor reaction time, increase of speed in the tapping test, increase of lability and functional mobility of nervous processes and establishment of strong and average types of the nervous system. All this indicates the improvement of the mechanisms of central regulation of movements, the development of endurance and resistance to both physical and study loads.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Меретукова А. Р., Шаханова А. В., Кальная Е. В., Рюхина О. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Effect of Regular Game Sports Classes on Neurophysiological Status of Female Students

Changes in the functional state of the nervous system are among the main indicators of changes occurring in the body under the influence of various loads. The basic properties of nervous processes (strength, lability, mobility, agility, balance), the state of the psycho-emotional sphere of the body in many ways determine the overall adaptation strategy, its effectiveness and psychological preparedness for training and competitive activities, stipulate specific individual actions of an athlete in various sports situations. The purpose of the present study was to scientifically substantiate the influence of sports physical load on the functional state of the nervous system of female students. Regular practice of volleyball and basketball, especially within sports clubs contribute to the well developed speed quality and increase of the level of sensory correction during sports playing training session: reduction of simple visual motor reaction time, increase of speed in the tapping test, increase of lability and functional mobility of nervous processes and establishment of strong and average types of the nervous system. All this indicates the improvement of the mechanisms of central regulation of movements, the development of endurance and resistance to both physical and study loads.

Текст научной работы на тему «Влияние систематических занятий игровыми видами спорта на нейрофизиологический статус девушек-студенток»

УДК: 796.01:612

ВЛИЯНИЕ

систематических занятий игровыми видами спорта на нейрофизиологический статус девушек-студенток

Аспирантка А.Р. Меретукова

Доктор биологических наук, профессор А.В. Шаханова Аспирантка Е.В. Кальная О.Ф. Рюхина

Адыгейский государственный университет, Майкоп

THE EFFECT OF REGULAR GAME SPORTS CLASSES ON NEURO-PHYSIOLOGICAL STATUS OF FEMALE STUDENTS

A.R. Meretukova, postgraduate student

A.V. Shakhanova, professor, DrBiol.

E.V. Kal'naya, postgraduate student O.F. Ryukhina

Adyghe State University, Maikop Key words: adaptation, neurophysiology status, female students, female basketball players, female volleyballplayers, nervous system. Changes in the functional state of the nervous system are among the main indicators of changes occurring in the body under the influence of various loads. The basic properties of nervous processes (strength, lability, mobility, agility, balance), the state of the psycho-emotional sphere of the body in many ways determine the overall adaptation strategy, its effectiveness and psychological preparedness for training and competitive activities, stipulate specific individual actions of an athlete in various sports situations.

The purpose of the present study was to scientifically substantiate the influence of sports physical load on the functional state of the nervous system of female students.

Regular practice of volleyball and basketball, especially within sports clubs contribute to the well developed speed quality and increase of the level of sensory correction during sports playing training session: reduction of simple visual motor reaction time, increase of speed in the tapping test, increase of lability and functional mobility of nervous processes and establishment of strong and average types of the nervous system. All this indicates the improvement of the mechanisms of central regulation of movements, the development of endurance and resistance to both physical and study loads.

Ключевые слова: адаптация, нейрофизиологический статус, студентки, баскетболистки, волейболистки, нервная система.

Введение. Один из главных индикаторов изменений, происходящих в организме под влиянием различных нагрузок, - изменение функционального состояния нервной системы организма. Основные свойства нервных процессов (сила, лабильность, подвижность, динамичность, уравновешенность), состояние психоэмоциональной сферы организма во многом определяют общую стратегию адаптации, её эффективность и психологическую подготовленность к тренировочно-соревновательной деятельности, обуславливают особенности индивидуального поведения спортсмена в разных спортивных ситуациях [1, 4].

Данная проблема особенно актуальна для игровых видов спорта. Моторная и психологическая сложность тренировочно-соревновательной деятельности в игровых видах спорта, огромный объем информации, который должен перерабатываться быстро в условиях дефицита времени и на фоне непрерывно изменяющейся ситуации, требуют от спортсменов-игровиков высокой возбудимости и лабильности нервных центров, силы и подвижности нервных процессов, развитой сенсомоторной способности, оперативного мышления, большего объема и большего распределения внимания, способности к правильному принятию решений и быстрой мобилизации из памяти тактических комбинаций для эффективного решения тактических задач [6]. На практике это означает, что результативность игры в баскетбол и волейбол определяется текущим функциональным состоянием центральной нервной системы.

Цель исследования - научно обосновать влияние спортивных физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы девушек-студенток.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе лаборатории «Физиология развития ребенка» НИИ комплексных проблем АГУ. Основной контингент исследования составили 20 студенток в возрасте 17-23 лет, занимающихся баскетболом в режиме секционных занятий (спортивный стаж - 3-5 лет); 20 студенток в возрасте 18-22 лет, занимающихся в секции волейбола (спортивный стаж - 2-7 лет). Количество тренировочных занятий в секци-

ях составляло 4 занятия в неделю в объеме от 1,5 до 3 ч. Контрольную группу составили 20 студенток 2-5-х курсов Адыгейского государственного университета с традиционным регламентированным двигательным режимом (2 ч физической культуры в неделю). Для стандартизации условий все исследования проводились в условиях температуры комфорта (18-20 о С) в первой половине дня (9-12 ч).

Особенности психофизиологических процессов девушек-студенток изучали с помощью компьютерного комплекса «НС-ПсихоТест» фирмы «НейроСофт» г. Иваново. Исследовались показатели простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), теппинг-теста, характеризующих общий тонус, лабильность, подвижность, силу ЦНС [3]. Определялись также показатели реакции на движущийся объект (РДО), отражающие баланс нервных процессов; показатели критической частоты световых мельканий (КЧСМ), оценивающие силу нервной системы, скорость и четкость зрительных восприятий.

Результаты исследования и их обсуждение. В основе физиологических механизмов и закономерностей развития таких физических качеств, как быстрота и выносливость, лежат особенности протекания физиологических процессов в ЦНС - лабильность нервных центров и подвижность нервных процессов [1, 7]. Интегративным показателем, характеризующим подвижность нервной системы, скорость двигательных действий, является оценка времени простой ПЗМР [3].

Сравнительный анализ времени ПЗМР показал, что ее самые низкие значения отмечены у студенток-баскетболисток - 181,11±0,5 Гц против 202,44±0,4 Гц у студенток-волейболисток (р<0,05) и 228,4± 1,4* Гц у студенток, не занимающихся спортом (р<0,05), что указывает на высокое развитие качества быстроты и возрастание уровня сенсорной коррекции в ходе спортивно-игрового тренинга при занятиях баскетболом и волейболом. Развитие качества быстроты у студенток-баскетболисток и студенток-волейболисток в сравнении со студентками-неспортсменками, по-видимому, связано с укорочением времени «центральной задержки», так как оно в большей степени позволяет снизить латентное время реакции в результате тренировок на быстроту. Полученные результаты находят подтверждение в работах И. С. Беленко (2010), Т. Г. Петровой (2013), в которых при сравнении скорости ПЗМР у спортсменов и лиц, не занимавшихся спортом, показано, что дети, подростки и юноши, занимающиеся игровыми видами спорта (баскетболом, футболом), обладают значительно более высокой скоростью реагирования.

Значение времени ПЗМР у студенток-волейболисток достоверно ниже, чем у студенток-баскетболисток (р<0,05), что можно объяснить спецификой тренировочной деятельности (особенно при занятиях баскетболом), требующей быстрой перестройки моторных программ, высокого уровня концентрации внимания, тогда как при игре в волейбол передвижения на площадке менее интенсивны, чем при игре в баскетбол [5]. Полученные данные находят подтверждение в работах В. И. Дубровского (2002). По мнению автора, различные виды спорта, предъявляя к организму спортсменов неодинаковые требования, вызывают различную физиологическую реакцию со стороны адаптивных функциональных систем, что находит отражение и в различии способов адаптации [2].

Максимальный темп движений, свидетельствующий о сильном типе нервной системы, был выявлен у студенток-баскетболисток - 8,2±0,6 Гц в сравнении со студентками-волейболистками, у которых зарегистрирован средний тип нервной системы (7,4±0,3 Гц). Можно констатировать, что организм студенток-баскетболисток способен выдержать более интенсивные и длительные нагрузки, чем организм студенток-волейболисток. У студенток, не занимающихся спортом, был выявлен слабый тип нервной системы

(4,9±1,3 Гц), на фоне которого быстрее будет развиваться фаза утомления и перенапряжения в процессе физической и учебной деятельности. Высокие значения теппинг-теста у студенток в условиях игрового тренинга можно объяснить тем, что значительное число спортивных упражнений при занятиях спортом требует максимально возможного развития скорости и темпа движений в условиях дефицита времени. Логично, что в условиях тренировок эффективнее происходит совершенствование центральной регуляции движений, ускорение моторных актов [3].

В основе показателя КЧСМ лежит способность глаза воспринимать низкочастотные периодические прерывания светового раздражителя. КЧСМ есть функция периферической и центральной световой чувствительности глаза. Ее величина в основном определяется лабильностью нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора. Известно, что в процессе регулярных занятий волейболом, особенно баскетболом, увеличивается поле зрения функции центра и периферии сетчатки, что будет способствовать лучшей ориентировке на площадке, обеспечивать непрерывное слежение за мячом, возрастание у баскетболисток точных бросков мяча в кольцо, а у волейболисток более точных нападающих и обводящих ударов. В контексте этого показатель КЧСМ поможет оценить не только силу нервной системы, но и скорость, четкость зрительных восприятий в зависимости от уровня двигательной активности и спортивной специализации.

Наиболее высокие значения при исследовании КЧСМ были выявлены у студенток-баскетболисток - 42,3±9,84 Гц, что указывает на преобладание лиц с высокой лабильностью нервной системы. У студенток-волейболисток значение КЧСМ - 39,34±1,89 Гц, свидетельствующее о среднем уровне лабильности (р<0,05). Значения КЧСМ у студенток, не занимающихся спортом, - 34,83±0,92 Гц (р<0,05) свидетельствуют о низком уровне лабильности. Высокие значения студенток-волейболисток и студенток-баскетболисток в сравнении со студентками-неспортсменками свидетельствуют о более высокой скорости и четкости зрительных восприятий, высокой способности дифференцировочного реагирования и повышенной чувствительности зрительного анализатора к воздействию перцептивных стимулов [3, 4]. Сравнительный анализ РДО показал, что наиболее высокие значения точных реакций отмечены у волейболисток (53,8 %) в сравнении с баскетболистками (47,95 %) и студентками-неспортсменками (25,4 %). Стратегию опережения использовали 25 % из числа обследованных волейболисток против 28,5 % у баскетболисток и 27,2 % у студенток, не занимающихся спортом. Самые высокие значения реакции запаздывания отмечены у студенток-неспортсменок (47,4 %), в то время как у баскетболисток стратегию запаздывания использовали 23,9 %, а у волейболисток - лишь 21,3 %. Наличие контингента с реакциями опережения свидетельствует о преобладании процесса возбуждения. Реакции запаздывания указывают на постепенное включение организма в работу на фоне преобладания процесса торможения [3].

Заключение. Регулярные занятия волейболом и особенно баскетболом в режиме спортивных секций способствуют высокому развитию качества быстроты и возрастанию уровня сенсорной коррекции в ходе спортивно-игрового тренинга: укорачивается время ПЗМР, возрастает темп при теппинг-тесте, увеличиваются лабильность и функциональная подвижность нервных процессов, устанавливаются сильный и средний типы нервной системы. Всё это указывает на совершенствование механизмов центрального регулирования движений, развитие выносливости и устойчивости к действию не только физических, но и учебных нагрузок.

Литература

1. Беленко, И.С. Влияние занятий спортом на функциональное состояние нервной и дыхательной систем юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет разных соматотипов: автореф. дис. ... канд. биол. наук / И.С. Беленко. - Майкоп, 2010. - 26 с.

2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 528 с.

3. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. -СПб: Наука, 2001. - 235 с.

4. Ильин, Е.П. Психология сорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. -352 с.

5. Лубкин, Ю.В. Эффективность действий баскетболистов различного игрового амплуа в связи с типологическими особенностями свойств нервной системы: автореф. дис. ... канд. псх. наук / Ю.В. Лубкин. - СПб., 2004. - 24 с.

6. Петрова, Т.Г. Особенности нейрофизиологического статуса и аэробных возможностей спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса / Т.Г. Петрова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 8. - С. 17-22.

7. Поликарпочкин, А.Н. Психофизиологическое обоснование оптимизации работоспособности спортсменов ситуационного характера деятельности: автореф. дис. ... докт. мед. наук /А.Н. Поликарпочкин. - СПб., 2011. - 48 с.

References

1. Belenko, I.S. The effects of sports exercises on the functional state of the nervous and respiratory systems of young football and basketball players aged 10-15 years with different somatotypes: abstract of Ph.D. thesis / I.S. Belenko. - Maikop, 2010. - 26 P. (In Russian)

2. Dubrovsky, V.I. Sports Medicine / V.I. Dubrovsky. - Moscow: VLADOS, 2006. - 528 P. (In Russian)

3. Illn, E.P. Differential psychophysiology / E.P. Il'in. - St. Petersburg: Nauka, 2001. - 235 P. (In Russian)

4. Il'in, E.P. Sport Psychology / E.P. Il'in. - St. Petersburg: Piter, 2010. -352 P. (In Russian)

5. Lubkin, Yu.V. The effectiveness of actions of basketball players having various roles in the game in connection with the typological characteristics of the properties of the nervous system: abstract of Ph.D. thesis / Yu.V. Lubkin, St. Petersburg, 2004. - 24 P. (In Russian)

6. Petrova, T.G. The features of the neurophysiological status and aerobic capacity of athletes with various purposed of the training process / T.G. Petrova, T.V. Chelyshkova, N.N. Khasanova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2013. - № 8. - P. 17-22. (In Russian)

7. Polikarpochkin, A.N. Psychophysiological basis of optimization of performance of athletes with situational activity: abstract of doctoral thesis (Med.) /A.N. Polikarpochkin. - St. Petersburg, 2011. - 48 P.(In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 03.06.2014 г.

ЮБИЛЕЙ УЧЕНОГО

УДК: 796(092)

ВИКТОРУ ГРИГОРЬЕВИЧУ СЕМЕНОВУ - 85 ЛЕТ!

Доктору педагогических наук, профессору, заслуженному работнику физической культуры Российской Федерации, кавалеру «Ордена Дружбы» Виктору Григорьевичу Семенову исполнилось 85 лет.

Профессор В.Г. Семенов - выпускник ГЦОЛИФК (1952 г.), где закончил заочную аспирантуру при кафедре легкой атлетики и успешно защитил кандидатскую диссертацию.

Его высокопродуктивная педагогическая, научная, тренерская и общественно-политическая деятельность неразрывно, в течение 62 лет, связана с подготовкой высококвалифицированных специалистов и научных кадров в Смоленском государственном институте (а затем академии) физической культуры и спорта.

Профессор В.Г. Семёнов является одним из организаторов становления и развития кафедр легкой атлетики СГИФК и МОГИФК (как филиала).

Получив фундаментальные знания и постоянно их обогащая, Виктор Григорьевич прошёл научно-педагогический путь от должности преподавателя до заведующего кафедрой теории и методики лёгкой атлетики, которую возглавлял более 27 лет.

В течение более 35 лет профессор В.Г. Семенов с учениками осуществляют приоритетные исследования по одной из важнейших проблем теории и методики спорта - адаптации двигательного аппарата женщин-спринтеров в спортивном генезисе. Высокая научная и прикладная значимость результатов данной работы получила международное признание. За инновационные проекты, представленные на научные конкурсы, проводимые Европейской ассоциацией легкой атлетики (ЕАА), жюри дважды (в 2000 и 2003 гг.) отмечало его научными наградами и почётными дипломами ЕАА.

Основные итоги высокоэффективной научно-методической деятельности профессора В.Г. Семенова - более 300 публикаций, в их числе 7 монографий, 22 учебно-методических пособия, научные статьи в отечественной и зарубежной печати.

Следует особо отметить, что наиболее полноценно его научной талант раскрылся в руководстве диссертационным советом К.311.008.01 в Смоленской академии физической культуры, спорта и туризма, где за период 2000-2008 гг. было защищено 95 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями разных регионов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Воронеж, Брянск, Псков, Саратов и др.), Республики Беларусь и Польши, в том числе 35 диссертаций - преподавателями и аспирантами СГАФКСТ.

За период 2001-2008 гг. под научным руководством профессора В.Г. Семенова успешно защитили кандидатские диссертации 8 аспирантов и соискателей, двое готовятся к предварительной экспертизе.

Профессор В.Г. Семенов являлся членом научного жюри двух международных конференций по проблемам физической культуры и спорта (2007 и 2009 гг., Польша), а также двух научно-методических конференций для профессорско-преподавательского состава вузов физической культуры, проводимых Госкомспортом РФ в системе онлайн (20132014 гг).

С 1961 по 1963 г. Виктор Григорьевич участвовал в подготовке национальной команды Монгольской Народной Республики по легкой атлетике к Олимпийским играм в Токио и в подготовке национальных кадров на факультете физического воспитания государственного университета.

Профессор В.Г. Семенов воспитал целую группу высококвалифицированных женщин-спринтеров, в том числе Александру Седову (Хилькевич) - дважды чемпионку СССР. Является судьей Национальной категории.

Коллектив Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и редакция журнала «Теория и практика физической культуры» от всей души желает Виктору Григорьевичу здоровья, творческих успехов в научно-педагогической деятельности!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.