ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЭКОЛОГИЯ
© ЖОМИН К.М., РУБАНОВИЧ В.Б., АЙЗМАН Р.И.
УДК 61-796
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗМА
СТУДЕНТОК
К.М. Жомин, В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман Новосибирский государственный педагогический университет, ректор -
д.б.н., проф. А. Д. Гарасеев; кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, зав. - Р.И. Айзман.
Резюме. Изучено влияние разных видов и режимов оздоровительной и спортивной деятельности в условиях вуза на морфофункциональные показатели здоровья студенток 1-1У курсов. В ходе эксперимента установлено, что занятия в основной медицинской группе и ритмической гимнастикой в объеме по 4 часа в неделю не оказывают положительного влияния. Учебнотренировочные нагрузки в спортивных секциях волейбола и баскетбола ведут к оптимизации компонентов телосложения и повышению адаптивных возможностей кардиореспираторной системы и физической работоспособности.
Ключевые слова: студентки, оздоровительная физкультура, спортивная деятельность, физическое развитие, функциональное состояние.
Жомин Константин Михайлович - аспирант каф. анатомии, физиологии и БЖ НГПУ;е-таП: [email protected].
Рубанович Виктор Борисович - д.м.н., проф. каф. анатомии, физиологии и БЖ НГПУ; е-таП: гиЬапоуюЬО 8 @таП. ги.
Айзман Роман Иделевич - д.б.н., проф., зав. каф. анатомии, физиологии и БЖ НГПУ; е-таП: [email protected].
Многочисленные литературные данные свидетельствуют о значительном влиянии физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на морфофункциональные показатели здоровья. Однако далеко не всегда занятия физическими упражнениями оказываются эффективными и несут полноценный оздоровительный эффект [1, 3, 5, 7, 11]. В связи с этим в современных условиях, когда уровень здоровья студенческой молодежи становится все ниже, важен поиск путей совершенствования физического воспитания и оценка эффективности различных видов физкультурной и спортивной деятельности студентов в условиях вуза.
Целью работы явилось изучение влияния разных видов и режимов физкультурно-спортивной деятельности в условиях вуза на
морфофункциональные показатели здоровья студенток.
Материалы и методы Для достижения поставленной цели было проведено многолетнее наблюдение за пятью группами студенток 1-1У курсов Новосибирского государственного педагогического университета. Обследовано 118 девушек в возрасте 17-22 лет, занимающихся физической культурой по программе вуза в основной медицинской группе (ОМГ) - 27 чел., ритмической гимнастикой (РГ)
- 26 чел. и в спортивных секциях - волейболом (В/Б) - 19 чел., баскетболом (Б/Б)- 19 чел. и легкой атлетикой (ЛА) - 27 чел. Объем учебно-тренировочных нагрузок у студенток ОМГ и РГ составил 4 часа, в группе В/Б - 6 часов, а в группах, занимающихся Б/Б и ЛА - 10 часов в неделю. Обследования проводились в сентябре - октябре 2005 г. (первый этап) и 2008 г. (второй этап). Девушки исследовались в период фолликулиновой фазы менструального цикла.
Общепринятыми методами определяли основные антропометрические показатели физического развития: длину и массу тела (ДТ, МТ), обхват грудной клетки (ОГК), силу мышц кистей и разгибателей спины (кистевую и становую динамометрию). Содержание резервного жира в организме определяли методом калиперметрии. Рассчитывали массо-ростовой индекс Кетле (ИК), кистевой и
становой индексы (КИ и СИ). Компоненты телосложения оценивали по схеме Хит-Картера [9].
Для оценки системы внешнего дыхания определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), максимальную скорость потока воздуха на вдохе (МСПВ вд) и выдохе (МСПВ выд), проводили пробы с задержкой дыхания на субмаксимальном вдохе (проба Штанге) и на максимальном выдохе (проба Генча-Сообразе). Рассчитывали жизненный индекс (ЖИ), определяли процентное отношение ЖЕЛ к ее должной величине (%ДЖЕЛ).
Основные гемодинамические показатели (ЧСС и АД) исследовали в состоянии относительного покоя и в условиях выполнения стандартной физической нагрузки мощностью 6 и 10 кГм/мин на 1 кг массы тела и в период восстановления (3 мин). Определяли показатели физической
работоспособности (ФР) по тесту PWC170 и максимальную аэробную производительность (МПК) [4]. Для оценки экономичности и эффективности деятельности сердечно-сосудистой системы рассчитывали индекс Робинсона (двойное произведение) и коэффициент расходования резервов миокарда (КРРМ) [10]. Оценивали скорость восстановительного процесса с учетом мощности нагрузки по индексу восстановления (ИВ) [4].
Полученный материал обработан общепринятыми методами математической статистики (программа Statistiсa - 6.0). Статистический анализ проводили на основе расчета средних арифметических (М) и их стандартных ошибок (±m). Различия показателей между выборками оценивали по ^критерию Стьюдента, по результатам однофакторного дисперсионного анализа (АКОУА) для параметрических и независимых выборок и критерию Вилкоксона-Манна-Уитни для независимых выборок. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным
0,05.
Результаты и обсуждение
Исследования не выявили различий в динамике длины тела у студенток всех обследованных групп. Вместе с тем, у студенток, занимающихся в ОМГ и ЛА,
масса тела за период наблюдений увеличилась на 2,9 и 2,1 кг, тогда как в других группах она фактически осталась на прежнем уровне. В связи с этим у девушек, занимающихся в спортивных секциях волейболом и баскетболом, и в оздоровительной группе ритмической гимнастикой, величины индекса Кетле (ИК) в динамике наблюдений фактически не изменились, тогда как в ОМГ и у легкоатлеток наблюдалось их увеличение (на 1,2 и 0,7 кг/м2, соответственно) (табл. 1). При этом процентное содержание жира у девушек, занимающихся ЛА, Б/Б, В/Б и РГ, несколько уменьшилось (на 1,7; 3,0; 0,9 и 0,9%), тогда как в ОМГ увеличилось на 1,9 % и стало значительно выше по сравнению с другими группами. В то же время занимающиеся РГ по величине этого показателя в динамике наблюдений также стали превосходить девушек-спортсменок (р<0,05).
В процессе исследования было установлено значительное влияние занятий спортом на компоненты телосложения. Так, величина эндоморфии у студенток основной медицинской группы несколько возросла за период наблюдений, тогда как у волейболисток, баскетболисток и легкоатлеток - значительно уменьшилась, а в группе РГ данный показатель остался на прежнем уровне. В связи с этим при втором обследовании студентки ОМГ стали существенно превосходить девушек-спортсменок по величине эндоморфного компонента (р<0,05). Оптимизация показателей мезоморфного компонента телосложения также наблюдалась только в группах В/Б, Б/Б и ЛА. Следует отметить, что у студенток, не занимающихся спортом, величина этого показателя несколько уменьшилась за период наблюдения, в результате чего выраженность мезоморфного компонента телосложения у баскетболисток и легкоатлеток на втором этапе исследования стала достоверно выше по сравнению со студентками группы ритмической гимнастики.
Таблица 1
Показатели физического развития студенток с разной двигательной
активностью (М±т)
Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; Л - по отношению к ЛА при уровне значимости р<0,05.
При изучении показателей внешнего дыхания (табл. 2) на первом этапе отмечены достоверно меньшие величины ЖЕЛ в ОМГ по сравнению с другими обследованными группами, а у студенток РГ - по сравнению с легкоатлетками и баскетболистками (р<0,05). Анализ показателей ЖИ выявил значительное превосходство легкоатлеток на первом этапе исследования над другими группами студенток. В динамике наблюдений выявлено увеличение изученных величин ЖЕЛ и ЖИ у девушек, занимающихся в спортивном клубе НГПУ (на 3,7 - 8,5%), тогда как у студенток РГ данные показатели остались на прежнем уровне, а в ОМГ даже несколько уменьшились (на 6,6 и 10,9%, соответственно). В связи с этим на втором этапе исследования девушки ОМГ стали достоверно уступать студенткам других групп не только по величине ЖЕЛ, но и по ЖИ, а волейболистки, баскетболистки и легкоатлетки - значительно превосходить девушек РГ по показателю ЖЕЛ (р<0,05). При оценке ЖЕЛ относительно должных величин обращает на себя внимание тот факт, что на первом этапе исследования лишь у легкоатлеток величина этого показателя была выше ДЖЕЛ. Вместе с тем, ко второму этапу ЖЕЛ стал превышать ДЖЕЛ во всех спортивных группах.
Динамика исследования показателей пневмотахометрии показала, что у студенток ОМГ величины МСПВ на вдохе и выдохе снизились на 5,2 и 5,7% соответственно, тогда как у девушек, занимающихся РГ и в спортивных секциях, наблюдалось их повышение на 3,2 - 15,5%. Более высокий прирост показателей МСПВ был выявлен в группах ЛА и Б/Б, а меньше всего - в РГ.
Анализ результатов проб Штанге и Генча-Сообразе на первом этапе исследования не выявил особых различий между обследуемыми группами (табл. 2). Однако, под влиянием учебно-тренировочного процесса в группах В/Б, Б/Б и ЛА обнаружен прирост максимальной продолжительности задержки дыхания на субмаксимальном вдохе и максимальном выдохе на 11,6 - 23,3%, тогда как в группе РГ позитивных сдвигов не наблюдалось, а в ОМГ было зафиксировано снижение изучаемых величин на 5,1 и 11,4%, соответственно.
Таким образом, ко второму этапу исследования различия в группах стали достоверными.
Таблица 2
Показатели системы внешнего дыхания у студенток с различной двигательной активностью (М±т)
Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; Л - по отношению к ЛА при уровне значимости р<0,05.
При анализе показателей системы кровообращения в условиях относительного покоя установлено, что на первом этапе обследования ЧСС у легкоатлеток была достоверно реже, чем у студенток групп В/Б, РГ и ОМГ(табл. 3), а величины ДП были значительно меньше у ЛА и Б/Б по сравнению со студентками РГ (р<0,05). На втором этапе обследования наименее экономичным функционированием отличались девушки ОМГ и РГ, о чем свидетельствовали более высокие показатели ЧСС и ДП у них по сравнению со студентками спортивных секций.
При изучении показателей сердечно-сосудистой системы в условиях стандартной степ-эргометрической нагрузки оказалось, что в динамике наблюдений реакция на физическую нагрузку у спортсменок стала экономичнее и эффективнее по сравнению со студентками ОМГ и РГ. Подтверждением этого является уменьшение в группах ЛА, Б/Б и В/Б хронотропной реакции сердца на 7,2 - 12,2% и ДП на 10 - 14,9%, в то время как в группе РГ результаты фактически не изменились. У студенток ОМГ обнаружено увеличение ЧСС и ДП на 8,9 и 14,4%, соответственно.
Более экономичная и рациональная деятельность аппарата кровообращения, при выполнении физической нагрузки у студенток-спортсменок по сравнению с контрольной группой и РГ, подтверждается и меньшей величиной показателя КРРМ. Так, величины этого показателя в динамике исследования у легкоатлеток, баскетболисток и волейболисток уменьшились на 16,9; 11,8 и 9,5% соответственно, причем, различия между группами возросли и стали достоверными (р<0,05).
Согласно представленным в табл. 3 данным, студентки, занимающиеся в секции ЛА и Б/Б, достоверно отличались от девушек других обследованных групп более быстрым восстановлением показателей сердечно-сосудистой системы после выполнения стандартной физической нагрузки, о чем свидетельствуют величины показателя ИВ. Это наблюдалось уже на первом этапе исследования, а при втором обследовании существенное различие было выявлено между спортсменками и неспортсменками, причем легкоатлетки и баскетболистки значительно превосходили волейболисток (р<0,05).
Таблица 3
Показатели адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартной физической нагрузке у студенток с различной двигательной активностью
(М±т)
Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; Л - по отношению к ЛА при уровне значимости р<0,05.
Результаты исследования показателей относительной физической работоспособности и аэробной производительности свидетельствуют о том, что уже на первом этапе исследования студентки группы ЛА достоверно превосходили девушек других групп по изученным величинам (табл. 4). Анализируя показатели физической работоспособности и аэробной производительности студенток обследуемых групп в динамике, мы выявили увеличение PWCl70/кг на 12,3 - 25,2%, а МПК/кг на 9,5 - 20,8% у студенток, занимающихся легкой атлетикой, баскетболом и волейболом, тогда как в группе РГ они остались на прежнем уровне, а в ОМГ даже уменьшились на 12,6% и 17,4%, соответственно. Так, спортсменки стали значительно превосходить студенток ОМГ и группы РГ (р<0,05). Между группами девушек, занимающихся в спортивных секциях, различия по изученным величинам стали достоверными (табл. 4).
Таблица 4
Показатели физической работоспособности и аэробной производительности у студенток с различной двигательной активностью
(М±т)
Примечание: достоверные различия средних величин: * - по отношению к ОМГ; ° - по отношению к Б/Б; # - по отношению к РГ; Л - по отношению к ЛА при уровне значимостиp<0,05.
Таким образом, полученным данным, различные виды организованной двигательной активности в условиях вуза не одинаково эффективны для оздоровления студенческой молодежи. У студенток основной медицинской группы в процессе обучения в вуз наблюдается увеличение содержания резервного жира и снижение резервных возможностей кардиореспираторного аппарата, а занятия в группе ритмической гимнастики практически не оказывают положительного влияния на организм занимающихся. В то же время учебно-тренировочные нагрузки в спортивных секциях ведут к оптимизации компонентов телосложения и содействуют повышению адаптивных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, показателей физической работоспособности и аэробной производительности.
INFLUENCE OF PHYSICAL ACTIVITY AND SPORT ON MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL INDICATORS IN FEMALE
STUDENTS
K.M. Zhomin, V.B. Rubanovich, R.I. Aizman Novosibirsk State Pedagogical University Abstract. We studied the influence on morphological and functional health indicators in female student 1-4 grades in the high education institutes with different kinds and regimes of health and sport activities. It was revealed that activities in basic medical groups and gymnastic during 4 hour in week had no positive effects. Training and educational loads in volleyball and basketball sections optimized physic body components and increased adaptation possibilities of cardiological and respiration systems and physical work ability.
Key words: female student, health physical activity, sport activity, physical development, functional status.
Литература
1. Белкина, Н.В. Физическая культура как составляющая
здоровьесберегающего образования в вузе // Физическая культура и спорт в современном обществе: Матер. Всероссийской научной конференции. -Хабаровск: изд-во ДВГАФК, 2003. - С.17-20.
2. Дубровский В.И. Спортивная медицина. / Учебник для студ. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАСОВ, 1998. - 480с.
3. Добромыслова О.Г., Маймулов В.Г. Физиолого-гигиенические проблемы здоровья студентов // Гигиена и санитария. - 1991. - № 3. - С. 42-45.
4. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов [Текст]: учебно-методическое пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
5. Логинов С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции. -Сургут. гос. ун-т. - Сургут: изд-во СурГУ, 2005. - 342с.
6. Маляренко Т.Н., Максинев Д.Н., Гурина В.И. Морфологические предпосылки здоровья студентов // Валеология. - 1997. - № 4. - С. 39-44
7. Рубанович В.Б. Основные принципы организации физической культуры.
- Новосибирск: изд. НГПУ, 1997. -282 с.
8. Рубанович В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях
физической культурой: учебное пособие. - 2-е изд., доп и переработ. -
Новосибирск: изд. НГПУ, 2003. - 262 с.
9. Хит Б.Х., Картер Дж. Современные методы соматотипирования // Вопросы антропологии. - 1969. - Вып. 33. - С. 19.
10. Чурин В.Д. О хроноинотропном резерве миокарда // Физиология человека. - 1978. - Т.4, №3. - С.394-402.
11. Шкляров С.В., Рубанович В.Б., Капля Ю.И. Лекционный курс по физической культуре: учебное пособие. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2007. -72 с.