Научная статья на тему 'Взаимосвязь восприятия образовательной среды и стадий становления субъектности студентов: межпоколенческий аспект'

Взаимосвязь восприятия образовательной среды и стадий становления субъектности студентов: межпоколенческий аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восприятие / лонгитюд / самоподобие (фрактальность) / среда / стадия / субъектность / perception / longitude / self-similarity (fractality) / environment / stage / subjectivity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна

В статье обсуждаются особенности восприятия студентами вуза компонентов воспитательного воздействия. Результаты лонгитюдного исследования показывают стабильность восприятия среды, определяемой направлением подготовки (у архитекторов – творческая). Межпоколенческие взаимодействия определяют тип восприятия среды в зависимости от уровня сформированности стадии становления субъектности как способа выполнения действий и целостности сформированности всей системы учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF PERCEPTIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND STAGES OF FORMING STUDENTS SUBJECTNESS: INTER-GENERAL ASPECT

The article discusses the characteristics of the perception of the components of educational impact by university students. The results of longitudinal research show the stability of the perception of the environment, determined by the direction of preparation (for architects – creative). Intergenerational interactions determine the type of perception of the environment depending on the level of formation of the stage of formation of subjectivity as a way to carry out actions and the integrity of the formation of the entire system of educational actions.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь восприятия образовательной среды и стадий становления субъектности студентов: межпоколенческий аспект»

11. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов — будущих психологов. — М.—Сочи: НОЦ—РАО, 2005.

12. Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. — М.: Наследие ММК, 2013. - 178 с.

13. Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические особенности развития личности в меж-поколенческом переходе // Психология славянской нравственности. — Тамбов: ТГУ, 2009. С. 194—198.

14. Семенов И.Н. Психическое здоровье как компонент человеческого капитала и рефлексивно-психотерапевтические программы профилактики наркомании молодежи // Психологическая безопасность в экстремальных ситуациях. — Махачкала: ДГУ — ПИ РАО, 2010. С. 147—152.

15. Семенов И.Н., Пустобаев В.Б. Жизненно-профессиональные ценности как критерий зрелости личности и специфики индивидуальности студентов // Ученые записки Пермского государственного университета. 2008. № 8. С. 49—54.

16. Семенов И.Н., Репецкий Ю.А., Репецкая А.В. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью // Мир психологии. 2019. № 1. С. 264—277.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ1

Капцов Александр Васильевич (Самара, Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Самарская гуманитарная академия. E-mail: avkaptsov@mail.ru

Колесникова Екатерина Ивановна (Самара, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Института гуманитарных наук и технологий, Самарский государственный технический университет. E-mail: kolesnikovaei@yandex.ru

Аннотация. В статье обсуждаются особенности восприятия студентами вуза компонентов воспитательного воздействия. Результаты лонгитюдного исследования показывают стабильность восприятия среды, определяемой направлением подготовки (у архитекторов — творческая). Межпоколенческие взаимодействия определяют тип восприятия среды в зависимости от уровня сформированности стадии становления субъектности как способа выполнения действий и целостности сформированности всей системы учебных действий.

Ключевые слова: восприятие, лонгитюд, самоподобие (фрактальность), среда, стадия, субъектность.

RELATIONSHIP OF PERCEPTIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND STAGES OF FORMING STUDENTS SUBJECTNESS: INTER-GENERAL ASPECT

Kaptsov Alexander Vasilievich (Samara, Russia), Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of Department, Samara Humanitarian Academy. E-mail: avkaptsov@mail.ru

Kolesnikova Ekaterina Ivanovna (Samara, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Institute of Humanitarian Sciences and Technologies, Samara State Technical University. E-mail: kolesnikovaei@yandex.ru

Abstract. The article discusses the characteristics of the perception of the components of educational impact by university students. The results of longitudinal research show the stability of the perception of the environment, determined by the direction of preparation (for architects — creative). Intergenerational interactions determine the type of perception of the environment depending on the level of formation of the stage of formation of subjectivity as a way to carry out actions and the integrity of the formation of the entire system of educational actions.

Keywords: perception, longitude, self-similarity (fractality), environment, stage, subjectivity.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 20-013-00238а.

Рассматривая образовательную среду как объект психолого-педагогического проектирования, В.А. Ясвин [8] полагает, что образовательная среда должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. В этой связи им было выделено четыре типа образовательной среды (догматическая, карьерная, безмятежная и творческая), положенные в основу модели, полученной путем перенесения на образовательную среду логики восприятия природной среды и отношения к ней, разработанных в психологии экологического сознания и в педагогике воспитания личности [4, с. 64]. Типы выделены в зависимости от восприятия среды обучающимся в континуумах «активность—пассивность» и «свобода—зависимость». Поскольку, согласно педагогическоиу принципу «единства воспитательного воздействия», необходима координация усилий образовательного учреждения, семьи и неформального окружения обучающегося, то нами модель образовательной среды была расширена на сферу семьи (родителей) и сферу общественной жизни (друзей) [6, с. 135].

Многолетние исследования (в том числе и лонгитюдные) воспринимаемой студентами образовательной среды [1, 3, 6] показали, что за последние 20 лет существенных изменений в средних показателях не произошло, и определяются они профессиональной направленностью обучающихся. Так, например, будущие архитекторы все три компонента (вуз, родители и друзья) воспринимают в подавляющем большинстве как творческую, а студенты экономической направленности — как карьерную. Причиной этому может являться несовершенство диагностических методик, используемых в исследовании, и номотетический подход, дающий обобщение, не описывающее ни одного конкретного случая. Поэтому в настоящее время большую актуальность приобретают онтологические модели реальности [5].

Одной из таких моделей является модель стадий становления субъектности обучающихся, согласно которой в процессе становления субъектности он проходит шесть базовых стадий, условно названных: наблюдатель, подмастерье, ученик, критик, мастер, творец [5]. Исходя из системного подхода, рассматривающего личность обучающегося как нелинейную, саморазвивающуюся, самоподобную систему, которой присуще свойство фрактальности (самоподобия) [7, с. 116], можно предположить, что стадии становления учебных действий студентов должны состоять из совокупности способов выполнения этих действий, главной особенностью которых является самоподобная иерархически организованная структура. Мы предполагаем, что как стадии становления субъектности, так и способы выполнения учебных действий взаимосвязаны с восприятием образовательной среды.

Для исследования на первом этапе были разработаны психодиагностические методики, реализующие идеографический подход [2]. Пилотажное исследование было проведено на выборке, включающей 42 магистранта второго курса обучения по направлению «Архитектура». Доказательство гипотезы осуществлялось с помощью дискриминантного анализа с пошаговым алгоритмом на включение переменных.

При рассмотрении стадий становления субъектности как предикторов восприятия образовательной среды (вуз и семья) не выявлено ни одной линейно связанной переменной, однако в восприятии компонета «друзья» значимо дискриминирует типы среды (творческая, карьерная и безмятежная) стадия субъектности «ученик» (критерий лямбда Уилкса — 0,702 при F=3,65 и р=0,037), что говорит о сходстве и различии восприятия друзей (одногруппников) в зависимости от сформированности самостоятельного выполнения учебных заданий (минимальный уровень самостоятельности при безмятежном восприятии своих друзей, а максимальный — при творческом).

Спускаясь на более низкий иерархический уровень рассмотрения стадий становления субъектности как предикторов восприятия, а именно на уровень способов выполнения

учебных действий, выявлены предикторы в компоненте «семья» и ее восприятия. Выявлено в дискриминантной функции две переменные: учение как способ выполнения действий (критерий лямбда Уилкса — 0,779 при F=7,75 и p=0,001) и интегральный показатель целостности всей системы способов выполнения действий (критерий лямбда Уилкса — 0,672 при F=4,42 и p=0,019). Таким образом, система взаимодействий с родителями и представителями старшего поколения в семье сформировала у студентов ее восприятие как, например, безмятежную, которой присущи низкий уровень учения и низкий уровень целостности системы, то есть минимальное количество взаимосвязей учения с остальными способами учебных действий (наблюдение, подражание, критика, мастерство и творчество). В то же время межпоколенческие взаимодействия при высоком уровне учения и максимальной целостности системы воспринимаются студентами как карьерный тип семейной среды. Творческий тип восприятия семейной среды в проведенном исследовании занимает промежуточное положение, в котором, с одной стороны, достаточно свободы, а с другой — контроля.

Таким образом, проведенные эмпирические исследования взаимосвязи трех компонентов восприятия образовательной среды показали, что у магистрантов восприятие образовательной среды вуза не имеет линейных предикторов ни со стадиями становления субъектности, ни со способами выполнения учебных действий. Восприятие друзей как компонента творческой среды определяется высоким уровнем самостоятельности выполняемых учебных заданий (стадия становления субъектности «ученик»), что полностью противоположно принятию среды как безмятежной. Впервые показано, что межпо-коленческие взаимодействия в семье определяют тип восприятия семьи как карьерной среды при высоком уровне сформированности учения как способа выполнения действий и целостность сформированности всей системы учебных действий.

Литература

1. Капцов А.В., Кожурова О.А. Образовательная среда и развитие личности студента // Воспитание в процессе обучения: сб. матер. Междунар. науч.- практ. конф. — Минск: БГУ, 2005. — С. 108-110.

2. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Идеографический метод оценки стадий становления субъектности обучающихся // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и пси-хологичя устойчивого развития: сб. науч. статей / Отв. ред. В.И. Панов. — М.: Психологический институт РАО; Курск: Университетская книга, 2020. С. 513—517.

3. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Моделирование образовательной среды студента // Образование и молодежная политика в современной России: сб. матер. науч.-методич. конф. — СПб.: СПбГУ, 2002. — С. 420—422.

4. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.

5. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. — М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014.

6. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / Под ред. А.В. Капцова и В.И. Кичигина. — Самара: СамГАСА. 2003.

7. Толочек В.А. Проблемы стилей деятельности в контексте системогенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть 1: матер. VII международ. науч.-практ. конф. / под ред Ю.П. Поваренкова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. — С. 115—117.

8. Ясвин В.А. Школа как развивающая среда: моделирование и проектирование образовательной среды. — М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.