6. Карпов А.В., Раскумандрина М.Е. Подчинение как социально-психологический феномен // Социальная психология XXI столетия. Т. 1./ Под ред. Козлова В. В. Ярославль, 2003. - С. 306-309.
7. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013, № 3. С. 13-27.
8. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 366 с.
УДК 159.9.072
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ64 Капцов А.В., Колесникова Е.И.
ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия», г. Самара, Россия ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара, Россия
[email protected], [email protected]
Аннотация. Предложен метод оценки стадий становления субъектности обучающихся, в основе которого положена модифицированная техника репертуарных решеток. В качестве строк решетки используются 7 типовых учебных ситуаций, а в качестве элементов решетки (столбцов) - стадии становления субъектности. Тип решетки - оценочная с пятибалльной системой оценок стадий. Для обработки решетки используется непараметрический факторный анализ с промежуточной корреляционной матрицей с применением гамма-статистики. Предложено оценку становления стадий осуществлять путем обработки результатов двух временных срезов. Апробация предложенного идеографического метода показала эффективность его использования совместно с номотетическим подходом. Выявлены предикторы успешности обучения в экзаменационной сессии из числа связности стадий становления субъектности и целостности стадий как системы.
Ключевые слова: репертуарная решетка, стадии субъектности, становление, идеографический подход, номотетический подход, целостность системы, связность стадий.
IDEOGRAPHIC METHOD FOR EVALUATING THE STAGES OF FORMING
STUDENTS 'SUBJECTIVITY Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I.
Samara Humanitarian Academy, Samara State Technical University, Samara, Russia [email protected], [email protected]
Abstract. A method for assessing the stages of formation of subjectivity of students is proposed, which is based on a modified technique of repertory lattices. 7 typical learning situations are used as lattice strings, and stages of subjectivity formation are used as lattice elements (columns). Type of lattice - estimated with a five-point system for evaluating stages. To process the lattice, nonparametric factor analysis with an intermediate correlation matrix using gamma-statistics is used. An assessment of the formation of stages is proposed by processing the results of two time slices. Testing the proposed ideographic method showed the effectiveness of its use in conjunction with the nomothetic approach. Predictors of the success of training in the examination session from the number of connected stages of the formation of subjectivity and the integrity of the stages as a system are revealed.
Keywords: repertoire lattice, stages of subjectivity, formation, ideographic approach, nomo-thetic approach, system integrity, connected stages
64 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта ФИ № 20-013-00238.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
Широкое применение принципа индивидуализации обучения в настоящее время сопровождается увеличивающейся дифференциацией психологических характеристик обучающихся. Такое взаимовлияние приводит, с одной стороны, к тому, что в одной учебной группе могут быть представлены студенты с различным когнитивным уровнем, характерологическими особенностями, выпускники школ и колледжей с различным стилем как педагогической, так и учебной деятельности. С другой стороны, требуется психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса на платформе точной диагностики индивидуальных особенностей, что особенно актуально для разработки образовательных маршрутов. Это заметно на примере стадий становления субъектности в учебной деятельности. Классическая психодиагностика, основанная на естественнонаучной парадигме, выявляющая общее в развитии обучающихся, начинает снижать валидность полученных результатов из-за большего количества испытуемых, не подчиняющихся среднестатистическим закономерностям. Вековая дискуссия между сторонниками номотетического и идеографического подходов никак не разрешится в пользу одной из сторон. Тогда как дихотомия между количественными и качественными методами исследования, между номотетическим и идеографическим подходами требуют концентрации усилий ученых на поиск компромиссных вариантов исследований.
Отметим, что в психологии индивидуальных различий идеографический подход всегда включает данные номотетических исследований (основным объектом анализа являются индивидуальные факторы отдельного человек, полученные чаще всего с помощью опросников). В результате мы можем сравнить отдельного человека с остальными (по результатам номотетического анализа), или сопоставить характеристики индивидуальной структуры по разным конструктам у одного и того же человека, т.е. проводить идеографический анализ. Если все оценки выражены в одной и той же шкале, сравнивая их, мы можем судить об относительной выраженности того или иного свойства по сравнению с другими свойствами у данного конкретного человека.
Это заметно на примере стадий становления субъектности в учебной деятельности. Определяя присущие студенту варианты поведения в типичных ситуациях, мы столкнулись с тем фактом, что объяснить внутренние и внешние факторы становления субъектности становится возможным только с применением типологического подхода. Однако часть выборки не подвергалась анализу из-за малочисленности и невозможности использовать статистические критерии. То есть уникальность некоторых результатов не была учтена, что несколько снижает ценность получаемых результатов и лишает возможности полной реализации принципа индивидуализации обучения.
Примером такого подхода является разработка техники репертуарных решеток Дж. Келли [5]. Техника репертуарных решеток является экспериментальным методом исследования человека, имеющим многочисленные модификации [6]. В случае оценки стадий становления субъектности обучающихся нами предлагается в качестве строк решетки использовать типовые ситуации учебной деятельности, а в качестве столбцов (элементов) - стили учебной деятельности. Несмотря на наибольшую распространенность ранговых решеток, с целью повышения мощности шкал предложено использовать оценочную решетку с пятибалльной шкалой и наличием ответа «не знаю» или затрудняюсь ответить». С одной стороны, повышается валидность диагностики в условиях экспертизы, а с другой - создается дополнительная проблема учета одинаковых (совпадающих) значений данных в решетке.
Типовой обработкой решетки в случае реализации идеографического подхода является проведение непараметрического факторного анализа, особенностью которого является использование в качестве промежуточной корреляционной матрицы гамма-статистику [7]. Гамма статистика была разработана для случаев ранговой корреляции данных, имеющих много совпадающих значений, и по интерпретации более похожа на статистику тау Кендал-ла. Результатом обработки решетки является вычисление на основе корреляционной матрицы интегральных показателей связности каждой из стадий становления субъектности и целостности стадий как системы [2]. Связность стадий становления субъектности оценивается
как вес отдельной стадии субъектности в общей системе стадий. Абсолютная целостность системы характеризуется связностью каждой стадии субъектности со всеми стадиями. В реальной практике крайние проявления целостности (от абсолютной аддитивности до абсолютной целостности) встречаются редко. Из общей теории систем известно [1, с.57], что саморазвивающиеся системы, в частности, системы стадий становления субъектности, по целостности должна находиться в диапазоне от 0,38 до 0,62 (золотое сечение).
Особенностью модифицированной техники репертуарных решеток является возможность обработки ее с позиции номотетического подхода. А именно, определение уровня выраженности каждой стадии становления субъектности. Так, в опроснике стадий становления субъектности студентов ОСС-С3 выраженность стадий определяется как среднее арифметическое достоверных ответов [3], при этом ответы «не знаю» квалифицируются как «пропущенные данные». Если количество ответов «не знаю» превышает трех в одной шкале, то данные обучающегося бракуются.
Особую практическую полезность предложенный метод приобретает в случаях использования его в серии временных срезов на одном и том же испытуемом. Актуальность такого исследования заключена в самом названии метода «оценка стадий становления.» Становление как динамическое свойство невозможно оценить при однократном измерении. Для этого необходимо применять лонгитюдные исследования [4, с.527]. В экспериментальной психологии идет дискуссия о том, какое количество временных срезов относится к лонги-тюдным исследованиям? С позиции экспериментальных исследований наличие всего двух временных срезов нельзя считать лонгитюдным исследованием, т.к. результаты подвержены случайным воздействиям, которые могут привести к неверным заключениям. В то же время можно считать два временных среза всего лишь приближенной оценкой становления стадий субъектности, которое в дальнейшем будет уточняться. Минимальное время между временными срезами должно быть не менее двух недель, принятых в психодиагностике за нормативный интервал при определении ретестовой надежности в номотетическом подходе. Следует иметь в виду, что Келли считал надежность не характеристикой инструмента, а человека, заполнившего репертуарную решетку [5, с.152]. При внимательном рассмотрении сути техники репертуарных решеток ее скорее можно отнести к средствам диагностики процессов, а не свойств человека, что требует подтверждения или опровержения в дальнейшем.
Оценка становления стадий субъектности как процесса вносит следующие особенности в процедуру обработки получаемых результатов. Во-первых, по результатам первого и второго измерения получается две корреляционные матрицы, соответствующие каждому временному срезу. Во-вторых, получается переходная корреляционная матрица взаимосвязей между первым и вторым временными срезами, которая содержит информацию уже о каузальном выводе в связи с выполнением первого условия о разделении причины и следствия во времени [4, с.520]. В-третьих, сравнение показателей связности каждой из шести стадий субъектности и целостности в целом дает информацию о тенденциях процессов, происходящих у обучающихся. Следует помнить, что получаемая информация имеет стохастический характер и не может быть использована для формулирования каких-либо выводов. Однако она может успешно быть использована для типологизации обучающихся по однородным группам и переходу от идеографического к номотетическому подходу исследования.
Таким образом, описанное сочетание идеографического и номотетического подходов позволяет повысить размер экспериментального эффекта, например, по Коэну [4, с.217], носящего психолого-педагогическую компоненту, а также более глубоко познать суть явлений, протекающих в учебном процессе. Выявление системных характеристик стадий становления субъектности обучающихся создает предпосылки для исследования условий их самоорганизации и построения фрактальной модели явления.
Апробация предложенного метода оценки стадий становления субъектности студентов осуществлялась на выборке студентов в количестве 60 человек, обучающихся на втором курсе инженерных специальностей. Для диагностики стадий становления субъектности использовалась авторская методика (ОСС-С) [3]. Обработка результатов исследования прохо-
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
дила в среде непараметрической статистики пакета STATISTICA 10.0. В качестве коэффициента корреляции использовалась гамма-статистика, а также кластерный анализ (метод k-средних) и описательная статистика (t-критерий Стьюдента). Предикторы успешности обучения выявлялись с помощью регрессионного анализа (пошаговый алгоритм на увеличение). Исследование на выборке проходило дважды с интервалом 8 недель. Студенты, пропустившие одно из исследований, из выборки удалялись и в дальнейшем их результаты не учитывались.
Кратко рассмотрим результаты проведенного исследования. После первого временного среза распределение целостности стадий становления субъектности студентов соответствовало нормальному закону (х2 = 2,95 при df = 3 и p = 0,23). После второго временного среза целостность стадий становления субъектности также осталась, распределена по нормальному закону (х2 = 3,18 при df = 3 и p = 0,37). Однако произошли некоторые качественные изменения, в частности, в первом измерении один студент продемонстрировал абсолютную целостность системы, равную единицы, а во втором измерении - пять студентов проявили абсолютную аддитивность (целостность равна нулю). Качественно заметна произошедшая идентификация стадий становления субъектности студентов, выражающаяся в уменьшении дисперсии распределения всех шести связностей стадий становления и целостности системы. Однако статистически достоверных сдвигов (t- критерий Стьюдента для связных выборок) не выявлено.
При типологическом подходе (метод k-средних) в обоих измерениях выделено было по три типа студентов по основанию связности стадий становления субъектности (низкий, средний и высокий уровни связности). Примерное количество студентов, представляющих каждый тип субъектности в первом измерении, было одинаковое. А во втором измерении смещение количества представителей типов произошло в противоположные стороны, т.е. некоторые студенты с среднем уровнем связности перешли в типологию с высоким уровнем, а некоторые, наоборот, - в типологию с низким уровне связности. Иными словами в распределении типов наблюдалась поляризация связности стадий становления субъектности. Что требует отдельного рассмотрения. Возможно, в конце второго курса изменяется ценностно-мотивационная компонента учебной деятельности, в частности у студентов уменьшается желание учиться.
Исходя из теоретических предположений, была выдвинута экспериментальная гипотеза о предикторах успешности обучения в экзаменационную сессию студентов. К числу предикторов относились: связность стадий становления субъектности «наблюдатель», «подмастерье», «ученик», а также целостность стадий субъектности как системы. В результате экспериментального исследования получено, что предикция успешности обучения зависит от учебной дисциплины, которую сдает студент, от уровня связности стадии становления субъектности и характера этой взаимосвязи. Например, при низком уровне связности стадии «наблюдатель» и общей целостности системы (целостность системы не превышает 0,2) существует прямо пропорциональная взаимосвязь между оценкой, получаемой на экзамене, и представлениями, сложившимися у студентов. Однако при более высоком уровне целостности системы (до 0,6) взаимосвязи той же учебной дисциплины и связности стадии «наблюдатель» становится обратно пропорциональной и с явным экстремумом. Можно предположить, что в этом случае некоторые стили учебной деятельности как мешают успешной сдаче экзамена. Возможно преподаватель, принимающий экзамен, проверяет лишь те знания, умения и навыки, для демонстрации которых нет необходимости обладать полным спектром стилей учебной деятельности. Например, для успешной сдачи некоторых дисциплин достаточно иметь высокий уровень связности стадии «творец», а для другой дисциплины - связность стадии «творец» только мешает (обратно пропорциональная зависимость).
Таким образом, экспериментальная гипотеза в целом подтвердилась, хотя некоторые предикторы имеют нелинейный характер взаимосвязей.
Список литературы
1. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 520 с.
2. Капцов А.В. Оценка целостности психологической системы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. №2 (24). С. 3-15.
3. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов со стадиями становления субъектности обучающихся // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. №1 (25). С. 63-73.
4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 640 с.
5. Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 151-157.
6. Шкуратова И.П. Тест Келли как синтез идеографического и номотетического подходов к личности // Ананьевские чтения-2009. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. С. 368-370.
7. Siegel S., Castellan N.J. Nonparametric statistics for the behavioral sciences. N.Y.: McGraw Hill, 1988. - 604 p.
УДК 159.9
СТРУКТУРА СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА65
Колесникова Е.И.
ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», Самара, Россия
Аннотация. Обозначена важность становления субъектности обучающихся для современного высшего образования. Дано представление о подходах к выявлению структуры субъектности - генетический как взаимосвязь элементов структуры и системный подход. С позиций принципа системности впервые рассматривается онтологическая модель стадий становления субъектности. Предложен метод структурограммы для описания индивидуальной структуры стадий становления субъектности, предоставляющий возможности статичного (в данный момент времени) и динамичного (в темпоральном и мотивационном аспекте) понимания становления субъектности обучающегося
Ключевые слова: взаимодействие, корреляция, метод, подход, развитие, стадии становления субъектности, структурограмма, студент, экопсихологическая модель
STRUCTURE OF THE STAGES OF FORMATION OF THE UNIVERSITY STUDENT'S
SUBJECTIVITY Kolesnikova E.I.
Samara Humanitarian Academy, Samara State Technical University, Samara, Russia
Abstract. The importance of the formation of students ' subjectivity for modern higher education is indicated. An idea is given about approaches to identifying the structure of subjectivity-genetic as the relationship between the elements of the structure and the system approach. The onto-logical model of the stages of subjectivity formation is considered for the first time from the standpoint of the system principle. A method of structurogram is proposed for describing the individual structure of the stages of subjectivity formation, which provides opportunities for static (at a given time) and dynamic (in the temporal and motivational aspect) understanding of the formation of the student's subjectivity.
65 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067 МК «Коммуникативные взаимодействия и субъектность учащихся в условиях цифровизации образования: от экопсихологии к психодидактике»