Научная статья на тему 'Рефлексивная психология развития как концептуально-технологический базис обеспечения межпоколенчеких отношений в непрерывном образовании'

Рефлексивная психология развития как концептуально-технологический базис обеспечения межпоколенчеких отношений в непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексиваня психология / непрерывное образование / субъекты обучения и воспитания / социальные взаимодействия / межпоколенческие отношения. / reflexive psychology / continuing education / subjects of training and education / social interaction / intergenerational relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенов Игорь Никитович

В статье на основе рефлексивной психологии развития ставится проблема анализа социальных взаимодействий и межпоколенческих отношений субъектов образования. Характеризуются направления рефлексивно-психологического обеспечения изучения и развития межпоколенческих отношений на основных ступенях непрерывного образования в контексте его модернизации и формирования человеческого капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT AS A CONCEPTUAL AND TECHNOLOGICAL BASIS FOR ENSURING INTERGENERATIONAL RELATIONS IN CONTINUING EDUCATION

Based on the reflexive psychology of development, the article raises the problem of analyzing social interactions and intergenerational relations of educational subjects. The article describes the directions of reflexive psychological support for the study and development of intergenerational relations at the main stages of continuing education in the context of its modernization and the formation of human capital.

Текст научной работы на тему «Рефлексивная психология развития как концептуально-технологический базис обеспечения межпоколенчеких отношений в непрерывном образовании»

РЕФЛЕКСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МЕЖПОКОЛЕНЧЕКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Семенов Игорь Никитович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, академик АПСН, лауреат Премии президента РФ в области образования, главный редактор журнала «Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования». E-mail: i_samenov@mail.ru

Аннотация. В статье на основе рефлексивной психологии развития ставится проблема анализа социальных взаимодействий и межпоколенческих отношений субъектов образования. Характеризуются направления рефлексивно-психологического обеспечения изучения и развития межпоколенческих отношений на основных ступенях непрерывного образования в контексте его модернизации и формирования человеческого капитала.

Ключевые слова: рефлексиваня психология, непрерывное образование, субъекты обучения и воспитания, социальные взаимодействия, межпоколенческие отношения.

REFLEXIVE PSYCHOLOGY OF DEVELOPMENT AS A CONCEPTUAL

AND TECHNOLOGICAL BASIS FOR ENSURING INTERGENERATIONAL RELATIONS IN CONTINUING EDUCATION

Semenov Igor Nikitovich (Moscow, Russia), Doctor of psychological Sciences, Professor, Academician of the APSS, Winner of the Russian President's award in the field of education, Editor-in-chief of the Journal "Psychology. Historical and critical reviews and modern research". E-mail: i_samenov@mail.ru

Abnstract. Based on the reflexive psychology of development, the article raises the problem of analyzing social interactions and intergenerational relations of educational subjects. The article describes the directions of reflexive psychological support for the study and development of intergenerational relations at the main stages of continuing education in the context of its modernization and the formation of human capital.

Keywords: reflexive psychology, continuing education, subjects of training and education, social interaction, intergenerational relations.

В наступающую цифровую эпоху все усложняющихся социокультурных перемен и экономико-политических вызовов современного мира актуальным является изучение личностно-профессиональных взаимоcвязей между субъектами общественного развития, осуществляющих его посредством различных социальных взаимодействий и межпоколенческих отношений. Их психолого-педагогическое изучение особенно актуально в сфере образования как непрерывного — в течение всей социально активной жизни человека — усвоения учащимися быстро развивающейся современной культуры и прогрессирующих профессиональных компетенций посредством необходимого переобучения. Его эффективность определяется не только усвоением новых знаний и овладением способов новых видов деятельности [7], но также необходимых для их эффективного осуществления психотехнологий рефлексии [12] — как осознания оснований и средств человеком своего поведения и осмысленного самосознания собственной индивидуальности. Без этих рефлексивных процессов невозможны ни становление личности, ни ее самопре-деление [2, 11], ни профессиональный рост, ни самореализация в процессе социальных взаимодействий и пронизывающих их межпоколенчеких отношений [13].

Методология системного изучения этих отношений (в целях определения их форм, механизмов, функций, содержания, рефлексивности, продуктивности) предполагает взаимодействие комплекса смежных дисциплин: философии, этики, аксиологии, культурологии, этнографии, социологии, психологии, педологии, акмеологии, геронтологии, педагогики. На их пересечении в конце ХХ в. возникла такая междисциплинарная область гуманитарного знания, как рефлексивная психология [9, 12] и педагогика творчества (Н.Г. Алексеев, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), укорененная в

классическую психологию изучения продуктивного мышления (Д. Дьюи, М. Вертгаймер, К. Дункер, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Г.Г. Шлет), смыслового самосознания личности (С.В. Кравков, Н.Д. Левитов, М.М. Рубинштейн, Г.Г. Шлет,), этнопсихологию ее социального бытия (Г.Г. Шпет, Б.Ф. Поршнев, И.С. Кон) и психоотношений (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский, К.А. Абульханова и др.). C учетом их достижений в нашей научной школе (В.Г. Аникина, Г.И. Давыдова, В.М. Дюков, В.К. Зарецкий, Н.Б. Ковалева, М.И. Найденов, Ю.А. Репецкий, С.Ю. Степанов и др.) рефлексивной психологии и педагогики творчества разработаны теоретико-методологические принципы изучения рефлексивных механизмов и особенностей мышления и личности в проблемно-конфликтных ситуациях социальных отношений и взаимодействий.

Данные принципы стали основой построения и внедрения в социальную практику рефлетехнологий диагностики и развития способностей, знаниевых компетенций, рефлексивно-личностных качеств учащихся на основных ступенях их непрерывного профессионального образования: дошкольного, среднего, дополнительно-досугового, высшего, последипломного, профессионально-дополнительного. Каждой из этих ступеней присущи специфические межпоколенческие отношения между различными типами субъектов, включенных в процессы непрерывного образования и профессиональной деятельности: детьми и родителями, школьниками и учителями, подростками и юношеством, студентами и преподавателями, молодежью и взрослыми, работниками и управленцами, гражданами и госслужащими. Их социокультурные связи, межпоколенческие отношения и профессиональные взаимодействия начинают интенсивно изучаться в современной социальной психологии групп и использоваться в психологической службе при психолого-педагогическом обеспечении образования.

С учетом закономерностей межпоколенческих отношений субъектов различных ступеней непрерывного образования в нашей научной школе рефлексивной психологии и педагогики ведется социокультурное проектирование принципов рефлексивной психологии развития и педагогических рефлетехнологий модернизации процессов обучения компетенциям и воспитания межпоколенческих отношений на многих экспериментальных площадках.

Нами с В.М. Дюковым разработана система принципов инновационного воспитания дошкольников, реализованная в виде комплекса стандартов психолого-педагогического обеспечения предшкольной подготовки [5] в Красноярском крае. С П.А. Оржековским и С.Ю. Степановым определены рефлексивно-психологические принципы и дидактические методики модернизации естественнонаучного обучения школьников курсу химии [9]. С Т.Г. Болдиной и Д.А. Кузнецовой спроектированы образовательные стратегии и рефлексивно-психологические методы профориентации [2] и развития одаренных школьников в условиях дополнительно-досугового образования при проведении в течение 20 лет (на базе Гимназии № 1526) ежегодных научно-исследовательских конференций учащихся ЮАО г. Москвы [11], что в 2007 г. было отмечено премией Министерства образования РФ за внедрение инновационных проектов.

С Н.Н. Костюковым были построены и апробированы принципы и технологии системно-развивающего обучения для студентов медицинских вузов и повышения квалификации врачей [7], с И.А. Савенковой — для вузовского обучения психологов [11] и с Г.И. Давыдовой — для университетского образования [9]. С С.Ю. Степановым и C.B. Кузнецовым разработаны и внедрены в практику последипломного образования рефлек-сивно-акмеологические принципы и рефлетехнологии повышения квалификации [1] управленцев, что в 2000 г. было отмечено Премией Президента РФ в области образования.

В условиях интенсивного развития рыночной экономики нами с В.М. Дюковым, А.В. Лосевым и С.Ю. Степановым [9] в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» разработаны принципы рефлексивно-психологического обеспечения управленческой деятельности и бизнес-образования, оптимизация которых с необходимостью требует диагностики и коррекции межпоколенческих отношений с позиций современной рефлексивной психологии развития.

Проводимые в стране реформы актуализировали социальную востребованность диагностики одаренности и развития талантов в различных сферах (производства и науки, здравоохранения и образования, предпринимательства и управления), где везде необходимы изучение и учет особенностей профессиональных взаимодействий и меж-поколенческих отношений. В этом социокультурном контексте с позиций рефлексивной психологии развития и акмеологии профессионализма нами велось изучение: с В.М. Дюковым и Р.В. Шайхутдиновой [6] — профессиональной деятельности и отношений учителей (с учетом особенностей их самосознания [8]), с М.В. Двоеглазовой — возрастных особенностей и отношений студентов педвузов [9], а с О.Д. Ковшуро — госслужащих регионального и муниципального управления.

В контексте выявления и оптимизации использования потенциальных ресурсов перспективного развития современного социума нами ведется изучение актуальных проблем формирования человеческого капитала (от охраны здоровья [14] до культивирования творческого мышления [12] и креативной личности [15]). С позиций рефлексивной психологии развития разработаны системно-методологические принципы и концептуальные модели механизмов творческих процессов [12]. Это позволило разработать (с В.Г. Аникиной, В.К. Зарецким, А.В. Репецкой, Ю.А. Репецким, К.С. Серегиным, С.Ю. Степановым) рефлетехнологии диагностики одаренности и активизации рефлексивно-креативных способностей в тренинговых ситуациях [16] проблемно-конфликтного типа, развивающих социальные взаимодействия и корригирующих межпоколенческие отношения субъектов профессионального образования.

Литература

1. Абульханова К.А., Дубровина И.В., Семенов И.Н. Основы общей и прикладной акмеологии / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М. РАГС, 1995. - 387 с.

2. Болдина Т.Г., Пашкевич А.П., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологическое обеспечение профориентации учащихся в гимназическом образовании // Теория и практика воспитания: педагогика и психология. - М.: МПСУ, 2016. С. 56-59.

3. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. Рефлексивно-развивающие технологии инновационно-педагогической подготовки одаренных учащихся к межпоколенческому переходу // Известия АПСН. Т. 22. Вып. 1. С. 66-78.

4. Гуманистические тенденции развития образования взрослых в России и США. Межд. сборник. научных трудов / Отв. ред. М.В. Кларин, И.Н. Семенов. - М. Ин-т педагогики РАО. 1994.

5. Дюков В.М., Семенов И.Н. Внутренний стандарт предшкольной подготовки в ДОУ - М. Сфера. 2008

6. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для новой школы. - Красноярск: Красноярский писатель, 2010.

7. Костюков Н.Н., Семенов И.Н. Профессиональное образование врачей: методология проектирования модернизации средствами системно-развивающего подхода. - М. ФИРО. 2014.

8. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-64

9. Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного образования: международная коллективная монография / Отв. ред. И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина. -Ногинск. Аналитика Родис, 2011.

10. Путь к Олимпу: развитие лидерства молодежи. Сборник творческих работ учащихся гимназий и школ ЮАО г. Москвы / Отв. ред. Т.Г. Болдина. - М.: АПСН, Аспект Пресс, 2010.

11. Савенкова И.А., Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты активизации профессионального самоопределения студентов — будущих психологов. — М.—Сочи: НОЦ—РАО, 2005.

12. Семенов И.Н. Рефлексивная психология инновационного образования. — М.: Наследие ММК, 2013. - 178 с.

13. Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические особенности развития личности в меж-поколенческом переходе // Психология славянской нравственности. — Тамбов: ТГУ, 2009. С. 194—198.

14. Семенов И.Н. Психическое здоровье как компонент человеческого капитала и рефлексивно-психотерапевтические программы профилактики наркомании молодежи // Психологическая безопасность в экстремальных ситуациях. — Махачкала: ДГУ — ПИ РАО, 2010. С. 147—152.

15. Семенов И.Н., Пустобаев В.Б. Жизненно-профессиональные ценности как критерий зрелости личности и специфики индивидуальности студентов // Ученые записки Пермского государственного университета. 2008. № 8. С. 49—54.

16. Семенов И.Н., Репецкий Ю.А., Репецкая А.В. Тренинг-практикум «Экзистенциальный опыт осознанности и осмысления»: теоретические основы, возможности и апробация в работе с одаренной молодежью // Мир психологии. 2019. № 1. С. 264—277.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ1

Капцов Александр Васильевич (Самара, Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Самарская гуманитарная академия. E-mail: avkaptsov@mail.ru

Колесникова Екатерина Ивановна (Самара, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Института гуманитарных наук и технологий, Самарский государственный технический университет. E-mail: kolesnikovaei@yandex.ru

Аннотация. В статье обсуждаются особенности восприятия студентами вуза компонентов воспитательного воздействия. Результаты лонгитюдного исследования показывают стабильность восприятия среды, определяемой направлением подготовки (у архитекторов — творческая). Межпоколенческие взаимодействия определяют тип восприятия среды в зависимости от уровня сформированности стадии становления субъектности как способа выполнения действий и целостности сформированности всей системы учебных действий.

Ключевые слова: восприятие, лонгитюд, самоподобие (фрактальность), среда, стадия, субъектность.

RELATIONSHIP OF PERCEPTIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND STAGES OF FORMING STUDENTS SUBJECTNESS: INTER-GENERAL ASPECT

Kaptsov Alexander Vasilievich (Samara, Russia), Doctor of Psychology, Associate Professor, Head of Department, Samara Humanitarian Academy. E-mail: avkaptsov@mail.ru

Kolesnikova Ekaterina Ivanovna (Samara, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Institute of Humanitarian Sciences and Technologies, Samara State Technical University. E-mail: kolesnikovaei@yandex.ru

Abstract. The article discusses the characteristics of the perception of the components of educational impact by university students. The results of longitudinal research show the stability of the perception of the environment, determined by the direction of preparation (for architects — creative). Intergenerational interactions determine the type of perception of the environment depending on the level of formation of the stage of formation of subjectivity as a way to carry out actions and the integrity of the formation of the entire system of educational actions.

Keywords: perception, longitude, self-similarity (fractality), environment, stage, subjectivity.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 20-013-00238а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.