Научная статья на тему 'Стиль подчинения в контексте экопсихологических типов взаимодействия'

Стиль подчинения в контексте экопсихологических типов взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
272
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стиль руководства / стиль подчинения / стиль исполнения / экопсихологические типы взаимодействия / субъектность / leadership style / submission style / execution style / ecopsychological types of interaction / subjectivity.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калинин И. В.

Обращается внимание на то, что стиль подчинения необходимо исследовать не столько со стороны одностороннего воздействия со стороны руководителя, сколько с позиций двустороннего взаимодействия между субъектами управления. При этом стиль подчинения рассматривается как промежуточное звено между стилем руководства и стилем исполнения. Подчеркивается, что, стиль подчинения, являясь одной из проекций субъектности исполнителя, должен получить собственный статус изучения в рамках экопсихологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLE OF SUBMISSION IN THE CONTEXT OF ECOPSYCHOLOGICAL TYPES OF INTERACTION

Attention is drawn to the fact that the style of subordination needs to be studied not so much from the side of unilateral influence from the side of the leader, but from the standpoint of bilateral interaction between the subjects of management. Moreover, the style of submission is considered as an intermediate link between the leadership style and the execution style. It is emphasized that, the style of submission, being one of the projections of the subjectivity of the performer, should receive its own study status in the framework of the ecopsychological approach

Текст научной работы на тему «Стиль подчинения в контексте экопсихологических типов взаимодействия»

УДК 159.9

СТИЛЬ ПОДЧИНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Калинин И.В.

ФГБОУ «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) Москва, Россия, E-mail: sokramento@mail.ru

Аннотация. Обращается внимание на то, что стиль подчинения необходимо исследовать не столько со стороны одностороннего воздействия со стороны руководителя, сколько с позиций двустороннего взаимодействия между субъектами управления. При этом стиль подчинения рассматривается как промежуточное звено между стилем руководства и стилем исполнения. Подчеркивается, что, стиль подчинения, являясь одной из проекций субъектности исполнителя, должен получить собственный статус изучения в рамках экопсихологического подхода.

Ключевые слова: стиль руководства, стиль подчинения, стиль исполнения, экопси-хологические типы взаимодействия, субъектность.

STYLE OF SUBMISSION IN THE CONTEXT OF ECOPSYCHOLOGICAL

TYPES OF INTERACTION Kalinin I.V.

The Kosygin State University of Russia, Moscow E-mail: sokramento@mail.ru

Abstract. Attention is drawn to the fact that the style of subordination needs to be studied not so much from the side of unilateral influence from the side of the leader, but from the standpoint of bilateral interaction between the subjects of management. Moreover, the style of submission is considered as an intermediate link between the leadership style and the execution style. It is emphasized that, the style of submission, being one of the projections of the subjectivity of the performer, should receive its own study status in the framework of the ecopsychological approach.

Keywords: leadership style, submission style, execution style, ecopsychological types of interaction, subjectivity.

В наших предыдущих публикациях [3], [4], [5] мы уже обращали внимание на необходимость выделения «стиля подчинения» в качестве самостоятельной научной проблемы. Мы не являемся первопроходцами в отмеченном направлении. Пальма первенства здесь в современной России принадлежит представителям ярославской психологической школы [6]. Однако незначительная представленность в отечественной психологической науке за последние 15 лет сколько-нибудь значимых публикаций добавляющих сколь-нибудь новое в данном направлении, заставляет нас вновь обратиться к указанной теме.

Понятие «стиль подчинения» в российской психологии должно пройти достаточно длинный путь, чтобы по глубине своей теоретической разработки начать конкурировать с понятием «стиль руководства», [2], [6], [8]. Опираясь на обзор публикаций, содержащихся как минимум в отмеченных работах, можно заключить, что в трудах отечественных и зарубежных авторов постоянно возникала мысль о необходимости рассмотрения «стиля руководства не только как метода одностороннего воздействия руководителя на подчиненных, но и как ситуации взаимодействия между руководителем и подчиненными. При этом в качестве субъектов нужно рассматривать как того, кто осуществляет управленческое воздействие, так и того, кто его воспринимает.

На данном этапе нашей работы мы сознательно, несколько упрощая проблему, будем иметь в виду только диаду «руководитель-подчиненный», а не триаду и группы с иным ко-

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

личество членов, надеясь вернуться к развернутому обсуждению этого вопроса в одной из наших последующих публикаций.

Если рассматривать само «подчинение» как процесс взаимодействия между управляющей и управляемой системами, а «стиль подчинения» как его специфическую форму реализации, то наиболее перспективным в настоящий момент мы считаем экопсихологиче-ский подход [7], позволяющий дифференцировать все многообразие интерактивных сочетаний в системе «руководитель-подчиненный» на «объект-объектные», объект-субъектные», «субъект-объектные», «субъект-субъектные», «субъект-обособленные», «субъект-совместные» и «субъект-порождающие».

Наши исследования, связанные с анализом ассоциаций, возникающих у респондентов на слово-стимул «подчинение» [3], позволили выделить в их составе 2 блока:

1) Подчинение как влияние оказываемое руководителем, на лица, занимающие более низкое иерархическое положение. Обозначим его как подчинение «сверху-вниз»;

2) Подчинение как разнообразные формы поведения лиц, поставленных в иерархически зависимое положение от своих непосредственных руководителей, в ответ на осуществляемое управленческое воздействие. Обозначим его как подчинение «снизу-вверх».

В силу требований в ограничении объема данной статьи обратимся только к первому из выделенных классов, оставив второй для наших последующих публикаций.

Спецификация предложенных В.И. Пановым экопсихологических типов взаимодействия на управленческий контекст позволяет получить следующую картину:

1) Объект-объектный тип взаимодействия: Руководитель ссылается на документ (закон, приказ, должностную инструкцию и т.д.), в котором действительно закреплена та или иная норма, таким образом, пытаясь исключить какую-либо субъективность со своей стороны и всячески это подчеркивая. Другой вариант: Руководитель является простым посредником в передаче информации, ссылаясь на то, что он тут не причем, а «против начальства не попрешь». При этом всячески подчеркивается, что спускаемые распоряжения это ни его прихоть, а требования вышестоящего руководства, которым хочешь-не хочешь, а придется подчиниться и выполнять.

2) Объект-субъектный тип взаимодействия: Лицо, наделенное формальным статусом, скорее является номинальным руководителем, чем реальным и зачастую сам является объектом воздействия со стороны конкретных членов коллектива (так называемое «управление снизу» или метафорически «свита играет короля»). Вполне уместна здесь и объяснение, предложенное в свое время представителями психоаналитического направления в отношении принципа взаимодействия сознательного (Я / Ego) и бессознательного (Оно / Id) через аналогию взаимодействия всадника (сознательно) и дикой лошади (бессознательное). Всаднику только кажется, что он управляет лошадью, поскольку последняя - дикая и несет его куда ей хочется. При таком раскладе всаднику только остается сделать «хорошую мину при плохой погоде» и считать, что лошадь несется потому, что так хочет всадник...

3) Субъект-объектный тип взаимодействия: Внешне напоминает авторитарный (тоталитарный, директивный, автократический) стиль управления, когда руководитель активно воздействует на подчиненного, достаточно властно и безапелляционно транслируя свою точку зрения. При этом мнение подчиненных не учитываются, а проявления субъект-ности с их стороны порою жестко пресекаются и наказываются. В теории менеджмента и управления данный тип взаимодействия соответствует, так называемой, Х-теории мотивации.

4) Субъект-субъектный тип взаимодействия: Когда в системе «руководитель-подчиненный» наблюдается активность и с одной и с другой стороны, однако при этом затрагиваются различные уровни психофизиологической, психологической и личностной активности субъектов управления в их различных комбинациях и сочетаниях. В рамках данного типа взаимодействия хорошо просматриваются три его варианта:

а) субъект-обособленный тип взаимодействия: Когда и руководитель, и подчиненные активно воздействуют друг на друга, но при этом каждый преследует свои интересы.

Как правило, цель заявляемая руководителем в качестве общей, если и действительно таковой является, находит только формальную поддержку со стороны подчиненных, т. е. фактически не принимается ими на уровне внутренней убежденности. При этом подчиненный(е) либо не демонстрируе(ю)т своего несогласия, и не озвучивае(ю)т причин такого отношения, по сути, занимаясь имитационной деятельностью и ориентируясь только на формальные показатели важные для отчетности, но не затрагивающие содержательной стороны исполняемого поручения. Либо наоборот, активно ище(у)т не столько возможности и ресурсы для реализации порученного дела, сколько, так называемые, «объективные причины», опираясь на которые доказывается, что цель не может быть достигнута. В любом случае качество выполнения, зачастую выходящее за рамки формальных требований, здесь приоритетным не является. Такое отношение дает возможность руководителю перейти на уровень требований должностных инструкций и строить свои воздействия исходя из прописанных в них компетенций. Однако это приводит к смещению акцентов в сторону решения правовых вопросов, вместо реализации подчиненным(и) порученного дела.

б) субъект-совместный тип взаимодействия: Наблюдается тогда, когда задача транслируемая руководителем принимается подчиненными в качестве общей цели, несмотря на ее разные оценки. В основе этого лежит восприятие руководителя не столько со стороны обладания им административными ресурсами, сколько со стороны его личного авторитета, делающего руководителя в глазах подчиненных «значимым другим». Это позволяет руководителю включать дополнительные ресурсы нематериального характера: например, взаимодействие с подчиненным на основе приближения-дистанцирования в рамках особого психологического пространства проявляющегося в системе «руководитель подчиненный», поскольку каждый может назвать другого «единомышленник». Последнее не предполагает «одинаковомыслия», а скорее разные траектории мышления в рамках заданного проблемного поля. При этом подчиненный, принимая общую задачу руководителя, сам ищет пути ее реализации, несмотря на трудности и барьеры, встречающиеся на его пути.

в) субъект-порождающий тип взаимодействия: Возникает тогда, когда при взаимодействии руководителя с подчиненным возникает синергетический эффект с одной стороны, позволяющий лицу, наделенному управленческими функциями, по-новому взглянуть на задачу, поставленную им перед подчиненным и скорректировать ее с учетом новых открывшихся возможностей, выявленных подчиненным. С другой стороны. дающий возможность подчиненному, в рамках диалога с руководителем оценить открывающиеся перспективы и сформулировать собственную задачу в рамках заданной. В данном случае и руководитель и подчиненный выступают фасилитаторами для обоюдного поиска решения проблемы, однако в направлении заданном руководителем.

Такой подход к описанию управленческого взаимодействия в его специфическом варианте «стиля подчинения» представляется нам достаточно эвристичным и вносящим конкретику в своеобразный «терминологический плюрализм» употребления понятий «подчинение», «подчиняемость», подчиненность», «подчинимость» при обозначении одного и того же круга явлений.

Так, по мнению В.П. Прядеина в самом общем виде под исполнительностью следует понимать подчинение (выделено нами) субъекта требованиям и командам других лиц, процесс реализации поставленных ими задач и целей. В то же в другой его работе мы можем обнаружить его рассуждения в направлении того, что «исполнительность» не надо путать с подчиненностью - зависимостью от другого лица, которая, тем не менее, влияет на процесс исполнения задач, распоряжений.

Несколько иначе выглядит точка зрения Т.О. Кулинкович (2010), обстоятельный анализ которой трактовки понятия подчинение в рамках психологических и неспециализированных словарей различной направленности позволил заключить, что «подчинение» - это психическая активность, подразумевающая осознанное изменение индивидом своего поведения и/или убеждений в соответствии с воздействием внешних факторов и сопровождаемая когнитивно-эмоциональной оценкой происходящего.

РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ

На этом фоне несколько примиряющим образом выглядит точка зрения М .Е. Раску-мандриной (2004) утверждающей, что все стилевые проявления можно условно разделить на две группы. Первая - это стили взаимодействия с предметами и явлениями окружающей действительности, определяющиеся свойствами последних и индивидуальными особенностями человека. Данную группу стилей можно обозначить как стили Субъект - Объект. Вторую группу представляют стили взаимодействия человека с другими людьми, стили Субъект -Субъект. Стиль деятельности работника при выполнении конкретной деятельности можно отнести к первой группе стилей. Стиль управления относится ко второй группе; Тогда стиль подчинения можно рассматривать как промежуточный между стилем группы Субъект - Объект и группы Субъект-Субъект, поскольку, с одной стороны, стиль подчинения является стилем взаимодействия подчинённого и руководителя, с другой стороны, он предполагает определённое отношение подчинённого к объекту, к поставленной перед ним задаче»

Последняя точка зрения подтверждается нашими собственными эмпирическими исследованиями [3], согласно которым понятие «исполнение» и «подчинение» можно рассматривать с позиций выделения в их контексте «субъектного» и «объектного» локуса анализа. При этом к первому из названных локусов были отнесены те параметры, которые отражали различные характеристики интраиндивидного и интериндивидного пространства личности, а ко второму - параметры, которые отражали внешние, наблюдаемые, объективные характеристики названных конструктов (время, объем, качество, условия исполнения/подчинения и т.д.). Как показывают исследования, осуществленные нами с некоторыми руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование в Ульяновской области, дифференцирующим признаком терминов «исполнение» и «подчинение» выступает не столько «субъектный» (он в достаточном количестве представлен и в том и другом понятиях), сколько «объектный локус». Вместе с тем мы полагаем, что констатированное промежуточное положение стиля подчинения между «Субъект-Объектными» и «Субъект-Субъектными» стилями, отмеченное и типологизированное в авторском варианте А.В. Карповым и М.Е. Раскумандриной, требует своей дальнейшей разработки с учетом последних теоретических и эмпирических разработок.

Список литературы

1. Антоненко И.В., Карицкий И.Н. Психологические типы подчиненных // Сборник доклади от Годишна университетска научна конференция. 3-4 юли 2014 година. Том 12. Научно направление «Педагогически и хуманитарни науки». Издательски комплекс на НВУ «Васил Левски». Велико Тырново. 2014. С. 77-87.

2. Журавлев А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности / А. Л. Журавлев // Психол. журн. 2007. Т. 28, № 1. С. 6-16.

3. Калинин И. В. Социально-психологические аспекты трудностей управления инновациями у руководителей образовательных организаций (на современном этапе развития науки) // Приволжский научный вестник, 2014, № 11-2 (39). С. 125-130.

4. Калинин И.В,. Калинина Н.В. Триада «руководство-подчинение-исполнение» и её стилевые особенности // Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности: сборник научных трудов Международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности» Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук» (2930 октября 2019 г.). - М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А Н. Косыгина», 2019, Часть 2. С. 207-210.

5. Калинин И.В., Калинина Н.В. К вопросу о развитии исследований «стиля подчинения» в отечественной психологии XXI века // Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада. Всероссийская научно-практическая конференция (14-15 ноября 2019 г., Нижний Новгород): сборник статей / под общей ред. проф. Л.Н. Захаровой, доц. М.В. Прохоровой. Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 627-633.

6. Карпов А.В., Раскумандрина М.Е. Подчинение как социально-психологический феномен // Социальная психология XXI столетия. Т. 1./ Под ред. Козлова В. В. Ярославль, 2003. - С. 306-309.

7. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013, № 3. С. 13-27.

8. Толочек В.А. Стили деятельности: ресурсный подход. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. - 366 с.

УДК 159.9.072

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ СТАДИЙ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ64 Капцов А.В., Колесникова Е.И.

ЧОУ ВО «Самарская гуманитарная академия», г. Самара, Россия ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Самара, Россия

avkaptsov@mail.ru, KolesnikovaEI@yandex.ru

Аннотация. Предложен метод оценки стадий становления субъектности обучающихся, в основе которого положена модифицированная техника репертуарных решеток. В качестве строк решетки используются 7 типовых учебных ситуаций, а в качестве элементов решетки (столбцов) - стадии становления субъектности. Тип решетки - оценочная с пятибалльной системой оценок стадий. Для обработки решетки используется непараметрический факторный анализ с промежуточной корреляционной матрицей с применением гамма-статистики. Предложено оценку становления стадий осуществлять путем обработки результатов двух временных срезов. Апробация предложенного идеографического метода показала эффективность его использования совместно с номотетическим подходом. Выявлены предикторы успешности обучения в экзаменационной сессии из числа связности стадий становления субъектности и целостности стадий как системы.

Ключевые слова: репертуарная решетка, стадии субъектности, становление, идеографический подход, номотетический подход, целостность системы, связность стадий.

IDEOGRAPHIC METHOD FOR EVALUATING THE STAGES OF FORMING

STUDENTS 'SUBJECTIVITY Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I.

Samara Humanitarian Academy, Samara State Technical University, Samara, Russia avkaptsov@mail.ru, KolesnikovaEI@yandex.ru

Abstract. A method for assessing the stages of formation of subjectivity of students is proposed, which is based on a modified technique of repertory lattices. 7 typical learning situations are used as lattice strings, and stages of subjectivity formation are used as lattice elements (columns). Type of lattice - estimated with a five-point system for evaluating stages. To process the lattice, nonparametric factor analysis with an intermediate correlation matrix using gamma-statistics is used. An assessment of the formation of stages is proposed by processing the results of two time slices. Testing the proposed ideographic method showed the effectiveness of its use in conjunction with the nomothetic approach. Predictors of the success of training in the examination session from the number of connected stages of the formation of subjectivity and the integrity of the stages as a system are revealed.

Keywords: repertoire lattice, stages of subjectivity, formation, ideographic approach, nomo-thetic approach, system integrity, connected stages

64 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта ФИ № 20-013-00238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.