Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / КОЛЛЕКТИВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузева Мария Владимировна, Белоцерковец Наталья Ивановна, Колесникова Татьяна Викторовна

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время в РФ возрастает роль нравственного воспитания, которое заключается в том, чтобы всесторонне развивать человека как личность, развивать его таланты, умственные и физические способности, и самосознание подрастающего поколения, которое формируется в отношениях в коллективе. Учитель должен добиваться того, чтобы перед сознанием воспитанников раскрывались одухотворенные образы людей с духовной нравственностью, которые боролись за становление в жизни идеалов добра. Формирование духовной сердцевины личности - взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела - самое главное в морально-ценностном воспитании детей. Учитывая особенности младшего школьного возраста, заметное место среди различных сфер коммуникации занимает общение со сверстниками. Его значение обусловлено тем, что такие отношения составляют специфический канал получения информации, благодаря которому ученик имеет возможность познать значительный объем информации, по которой ему не хочется обращаться к взрослым или взрослые сами не считают необходимым разговаривать с детьми на те или иные темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузева Мария Владимировна, Белоцерковец Наталья Ивановна, Колесникова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EDUCATION OF THE INDIVIDUAL AND THE DEVELOPMENT OF THE TEAM IN PRIMARY SCHOOL

The relevance of the problem lies in the fact that at present in the Russian Federation the role of moral education is increasing, which consists in comprehensively developing a person as a person, developing his talents, mental and physical abilities, and the self-consciousness of the younger generation, which is formed in collective relationships. The teacher must ensure that the spiritual images of people with spiritual morality, who fought for the formation of ideals of goodness in life, are revealed to the consciousness of the pupils. The formation of the spiritual core of the personality - views, beliefs, feelings, behavior, unity of word and deed - is the most important thing in the moral and value education of children. Taking into account the peculiarities of primary school age, communication with peers occupies a prominent place among various spheres of communication. Its significance is due to the fact that such relations constitute a specific channel for obtaining information, thanks to which the student has the opportunity to learn

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

8. Басинова - Воспоминания Ирины Васильевны Басиновой. Записаны А.В. Гилевой. Соликамск Пермского края, март - май 2021.

Педагогика

УДК 373.1

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

дошкольного и начального образования Гузева Мария Владимировна

ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного

и начального образования Белоцерковец Наталья Ивановна

ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Колесникова Татьяна Викторовна

ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время в РФ возрастает роль нравственного воспитания, которое заключается в том, чтобы всесторонне развивать человека как личность, развивать его таланты, умственные и физические способности, и самосознание подрастающего поколения, которое формируется в отношениях в коллективе. Учитель должен добиваться того, чтобы перед сознанием воспитанников раскрывались одухотворенные образы людей с духовной нравственностью, которые боролись за становление в жизни идеалов добра. Формирование духовной сердцевины личности - взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела - самое главное в морально-ценностном воспитании детей. Учитывая особенности младшего школьного возраста, заметное место среди различных сфер коммуникации занимает общение со сверстниками. Его значение обусловлено тем, что такие отношения составляют специфический канал получения информации, благодаря которому ученик имеет возможность познать значительный объем информации, по которой ему не хочется обращаться к взрослым или взрослые сами не считают необходимым разговаривать с детьми на те или иные темы.

Ключевые слова: личность, коллектив, начальная школа, культура общения, коллективная деятельность, педагогические условия, воспитание.

Annotation. The relevance of the problem lies in the fact that at present in the Russian Federation the role of moral education is increasing, which consists in comprehensively developing a person as a person, developing his talents, mental and physical abilities, and the self-consciousness of the younger generation, which is formed in collective relationships. The teacher must ensure that the spiritual images of people with spiritual morality, who fought for the formation of ideals of goodness in life, are revealed to the consciousness of the pupils. The formation of the spiritual core of the personality - views, beliefs, feelings, behavior, unity of word and deed - is the most important thing in the moral and value education of children. Taking into account the peculiarities of primary school age, communication with peers occupies a prominent place among various spheres of communication. Its significance is due to the fact that such relations constitute a specific channel for obtaining information, thanks to which the student has the opportunity to learn

Key words: personality, collective, primary school, communication culture, collective activity, pedagogical conditions, education.

Введение. Школьный класс - важнейшая группа принадлежности ученика младшего школьного возраста. В то же время надо учитывать, что такой официально организованный коллектив - неоднозначное явление. С одной стороны, оно проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опосредованными воздействиями. С другой - классный коллектив развивается спонтанно, ведь общение и взаимодействие между его членами происходят не только в соответствии с установленными нормами. Эта двойственность обусловливает определенную структуру класса: формальный ее компонент детерминируется заданной, запрограммированной системой общения, тогда как неформальный складывается в процессе свободного взаимодействия и в значительной степени определяется характером межличностных взаимоотношений.

Изложение основного материала статьи. Детский коллектив - это устойчивое объединение детей, которое имеет общую общественно значимую цель, совместную деятельность, направленную на реализацию этой цели, характеризуется отношениями взаимной ответственности [1, С. 128]. Значение детского коллектива для каждого школьника в том, что он является своеобразным звеном, связывающим между собой общество и личность. Это микросреда, которая способствует превращению норм и ценностных ориентаций общества в нормы, ценности данной конкретной личности. В детском коллективе ребенок приобретает практики общения. Коллектив способствует реализации цели воспитания — всестороннему развитию личности: развитие организаторских способностей, умение разумно сочетать личные интересы и интересы окружающих сверстников, младших школьников, учителей. Любой первичный коллектив характеризует как официальная (формальная), так и неофициальная (неформальная) структура. Формальные группы создаются на основе любых официальных документов. Положение ребенка определяется тем, в какой мере он реализует свою социальную роль (отличника, организатора и др.). Неформальные группы возникают на основе симпатий, близости взглядов, убеждений. Они не предусматриваются никакими инструкциями. Положение ребенка определяется отношением к товарищам [2, С. 181]. Поэтому важно изучать положение ребенка в системе коллективных отношений, чтобы обеспечить благоприятное положение ребенка в коллективе, формировать его высокие ценностные ориентации.

А.С. Макаренко выделяет следующие стадии развития коллектива: стадию первичного синтеза, стадию дифференциации и стадию синтеза. Первая стадия является начальной, когда коллектив только создается, формируется, люди присматриваются друг к другу, к воспитателю. Коллектив-цель воспитательных усилий педагогов. Воспитатель знакомит воспитанников с целью, задачами, перспективами коллектива. Требования идут от него. Школьников объединяет общее эмоциональное напряжение, ибо неизвестны нормы, требования к их жизни, но постепенно дети узнают, кто есть кто, появляются малые группы [3, С. 306]. Вторая стадия характеризуется тем, что заканчивается взаимное изучение, образуются малые группы, формируется актив, накапливаются традиции, развивается сотрудничество, взаимопомощь. Требования идут не только от воспитателя, но и от актива, лидеров. Коллектив становится фактором расширения социального опыта детей, приобщения его к духовной культуре своего народа. На третьей стадии утверждаются отношения сотрудничества, взаимопомощи, уважения друг к другу. Ребенок имеет возможность самореализоваться, потому что создаются условия для

деятельности каждого. Это тот идеал отношений, который максимально способствует всестороннему развитию личности. На всех этапах развития коллектива главная цель - создание условий для самореализации личности.

Детям группы «изолированных» воспитатели должны помочь познать самих себя, выявить свои лучшие черты, умения. Это требует глубокого изучения индивидуальных особенностей школьников, организации их успеха, расширение круга их общения в первичном коллективе, подбора поручений, которые побуждали бы детей обращаться с вопросами, просьбами к одноклассникам и др. Конфликтные отношения могут быть как между отдельными школьниками, так и между малыми группами, группами и отдельными индивидами. Причиной их является различное понимание норм нравственности, отношение к учебе, конфронтация между лидерами, мальчиками и девочками, между отдельными учениками, желающими войти в определенную группу, и группой, не принимающей его и тому подобное. Психологи и педагоги утверждают, что общение лежит в основе нормального психического развития человека. Маленький ребенок требует не только физического комфорта, она уже стремится общаться со взрослым доступными ему средствами (так называемый «комплекс возбуждения» при появлении взрослого). Малыш, лишенный возможности общения с другими людьми, не обладает «человеческими» средствами жизнедеятельности: языком, интонационной выразительностью, мимикой, санитарно-гигиеническими навыками и др. [4, С. 10]. Нельзя не учитывать и тот факт, что в неформальной составляющей существует поликультурное расслоение учащихся. Доминирующим среди мотивов, которыми обычно руководствуются младшие школьники, вступая в общение, выступает необходимость о чем-то спросить или же сообщить какую-либо информацию. Общение выступает многоплановым процессом, который предусматривает обмен информацией восприятия и понимания субъектами друг друга.

Развитие культуры общества имеет различные направления: с одной - стороны усвоения элементов прошлых культур, регулирующих отдельные виды деятельности; с другой - использование феноменов, обеспечивающих воспроизводство имеющихся форм социальной жизни. Воспитывать культуру общения нужно начинать с раннего детства. Ведущая роль в этом принадлежит ближайшему окружению ребенка - семьи, воспитателю, учителю. Важность формирования речевой культуры общения у школьников отмечал М. Вашуленко. Ученый утверждает, что школа - это среда, в которой ребенку передается социальный опыт народа, богатство духовной культуры, национальная ментальность. Целесообразно подчеркнуть, что от знаний учителя теоретических положений речевого онтогенеза школьников зависит эффективность руководства процессом формирования культуры общения.

Гарлик И.Л. отмечает, что в этом возрасте у детей еще нет навыков самоконтроля, однако разговаривая со сверстниками они чувствуют себя достаточно уверенно. Вместе с тем расширяется тематика разговора друг с другом, они начинают обсуждать учебную деятельность, игры, свои любимые игрушки и домашних животных [5, С. 312]. Для того, чтобы эффективно формировать коммуникативные умения воспитанников, по мнению В. Сухомлинского, учитель должен лелеять высокую культуру речи, заботиться о том, чтобы каждый ребенок свободно выражала свои мысли в любой учебной или жизненной ситуации, умело использовала такие средства техники речи, как интонация, паузы, темп, высота, сила голоса. Педагог должен быть связан со своими питомцами десятками нитей, идущих от сердца к сердцу и является источником вдохновения в учительской труда.

Основой сплочения коллектива является совместная коллективная деятельность, в которой происходит общение школьников, развитие всех сфер их жизнедеятельности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой. Но совместная деятельность обеспечивает решение данной задачи, если цели деятельности являются захватывающими хотя бы для большинства его членов. Чтобы цель деятельности стала мотивом отдельного ученика, важно объяснять, убеждать в ее необходимости, создавать ситуацию сопереживания с теми людьми, с которыми выполняется дело. Содержание деятельности может быть различным: самообслуживание, подготовка к вечеру, производственный труд, организация досуга, учебная деятельность, игровая и др. Главное в организации деятельности - это цель и средства ее достижения [6, С. 51].

Создание ученического коллектива обычно начинают со знакомства с учащимися, уровнем их развития, состояния отношений, лидерства, наблюдала за лидерами в коллективе, их влияние на деятельность других учащихся, учитывала уровень сформированности умений и навыков нравственного поведения. Стремясь формировать ученический коллектив, я, как учитель, старалась создавать благоприятные условия для развития личности в коллективе. Для этого изучала интересы учащихся к определенным видам искусств, психологическую готовность к труду. Для изучения классного коллектива учитель использует разнообразные методы педагогического исследования. Во время наблюдения за группой детей, учитывала продолжительность непрерывного общения между ними, были ли единодушны реакции детей на замечание учителя, сколько детей поддерживали требования учителя и сколько из них относились к ним негативно. С помощью беседы классные руководители могут изучать осознанные мотивы и потребности детей, их интересы и наклонности, отношения, сложившиеся в детском коллективе [7, с. 139].

Все формы деятельности стоит предлагать детям и родителям тактично, без принуждения. Главная задача учителя -заинтересовать, увлечь учеников разнообразной интеллектуальной, творческой трудовой деятельностью. Следует помнить ценный совет В.А. Сухомлинского: «Ученику не нужно в каждый момент знать, что его учитель воспитывает». В формировании самооценки, самокритики и других проявлений самосознания учащихся важную роль играют поведение и взаимоотношения в коллективе, которые в свою очередь играют важную роль в формировании духовного облика человека. В.А. Сухомлинский поднимает вопрос о методах формирования у воспитанников чувства активного участника гражданской жизни, привития им умений налаживать коллективные взаимоотношения с самым высоким, самым сложным коллективом, обществом. Сухомлинский отмечал, что для реализации воспитательной роли этих «прикосновений» есть взаимодействие нескольких элементов механизма влияния коллектива на личность. Чем ярче духовная жизнь, тем глубже духовное обогащение. Исходя из этого педагог считает, что каждая личность должна выносить из коллектива богатство для своего развития и вносить свои богатства в жизни коллектива. Способность личности быть воспитанным рождается именно там, где она осознает и выражает себя как частицу коллектива, чувствует заботу о себе, знает, что воспитателю и всему коллективу больно за каждый неудачный шаг. В.А. Сухомлинский говорит, что в таком случае коллектив действует через эмоциональную сферу личности, выдвигая к ней определенные требования. В работе «Сто советов учителю» он подчеркивает, что требование коллектива к личности одновременно должно быть и заботой, и защитой [8, С. 43]. Для формирования коллектива важно учитывать и обеспечивать следующие педагогические условия: - предоставление учащимся возможности самим планировать, организовывать и оценивать результаты своей деятельности; - четкая организация взаимодействия детей и ответственных лиц в процессе деятельности, согласование прав и обязанностей каждого; - помощь ученикам в осмыслении морального смысла их деятельности (для добра, для людей, а не ради победы в соревновании или «ценного подарка»); - постепенное усложнение деятельности, выход в новые сферы, определение перспектив совместных действий детей; - развитие в процессе деятельности взаимопомощи, требовательности друг к другу.

Нормальное функционирование детского коллектива возможно при условии соблюдения правильного тона и стиля общения. Тон и стиль коллективных отношений устанавливаются и поддерживаются соответствующими правилами, традициями, ритуалами. От того, какие отношения складываются в коллективе, зависит раскрытие задатков, наклонностей,

творческих способностей каждой личности. При условии правильного общения конфликтные ситуации разрешаются на демократической основе. Особое место в становлении классного коллектива занимает педагогически правильно организованная учебная деятельность. В процессе учебной деятельности школьников устанавливаются деловые связи. Свои успехи, неудачи они переживают в коллективе класса. И от характера этих отношений зависит моральное самочувствие ребенка. Важное значение имеет и игровая деятельность. Игра нужна не только младшим школьникам, но и старшеклассникам. Только значение и содержание игры различны [9, С. 129]. В любой игре дети стремятся к самоуправлению, то есть к участию в управлении и руководстве делами своего коллектива. Это может быть деятельность органов ученического самоуправления (учком, общественная организация), объединения школьников по интересам (клубы, кружки), дежурство по школе, самообслуживание, работа детских кооперативов.

Интересной является методика организации коллективных творческих дел (КТС) И.П. Иванова. Начинается все с коллективного планирования, которому предшествует беседа о планировании работы. Создаются группы, определяющие: что и для кого сделать? Когда? Где? Как? Кому лучше участвовать? С кем работать? Кто будет ведущим? В течение недели проводится конкурс на лучшее предложение, разведку дел и тому подобное. Только после этого осуществляется выбор дела членами классного или школьного коллектива. Это может быть: прессбой, пресс-конференция, конкурс рисунков, телемост, турнир-викторина, эстафета любимых занятий, турнир ораторов, мастерская Самодельщика, «Книжная больница», конкурс инсценированной песни и др.

Постановка перспектив. Перспектива - это желанная для ребенка цель, которую он хочет реализовать. Перспектива может быть близкая, средняя, далекая. Близкая перспектива есть у каждого ребенка: зарождаясь в повседневной жизни, она стимулирует деятельность личности, помогает ей преодолевать трудности [10, С. 201]. Средняя заключается в стремлении ребенка к какому-то событию в его жизни, но отодвинутому по времени. Далекая перспектива-это то, к чему стремится человек в течение длительного периода. Сама по себе постановка перспективы не решает проблемы формирования личности. Она требует организации деятельности, общения детей по реализации поставленной цели. Создание традиций -это установление в коллективе привычек, обычаев, неписаных законов. Это могут быть традиции поведения, традиционные дела. Традиции требуют от школьников конкретных действий. Для формирования коллектива необходимо вести работу с теми, кто выполняет те или иные поручения коллектива, чтобы помочь им усвоить азбуку организации полезных дел: определение цели, путей достижения, составление плана выполнения дела, подбор помощников, исполнителей, распределение обязанностей, разъяснение того, что надо сделать, контроль за ходом работы, анализ результатов и др. Использование метода параллельного действия. Побочное влияние на ученика через коллектив А.С. Макаренко назвал параллельным педагогическим действием, но влияние необходимо использовать очень осторожно и только в зрелом коллективе. На начальной стадии сплочения коллектива эмоционально-психологические отношения занимают главное место. Каждый ученик в настоящее время стремится найти среди одноклассников товарищей, друзей, компанию, которая его приняла и занять в ней достойное место. Достаточно интенсивно образуются малые группы, часть из которых носит неустойчивый характер. Метод убеждения способствует осознанию шестилетками необходимости соблюдать нормы и правила поведения, проявлять эмпатию, доброжелательное отношение к другому человеку, приходить на помощь. Отметим, что эффективность проводимых с детьми бесед, разъяснений, дискуссий зависит от авторитета учителя, воспитателя, от его артистизма и красноречия.

Педагогическое внушение или суггестия (от лат. suggestio) - это метод эмоционально окрашенного воздействия воспитателя на сознательную и 26 подсознательную сферы ребенка, результатом которого является появление определенного состояния, чувства, отношения у школьника, что является желательным для воспитателя. Отметим, что повышению суггестабильности способствуют неуверенность детей в себе, низкая самооценка, покорность, робость, застенчивость, тревожность, доверчивость, повышенная эмоциональность, ранимость. Отметим, что уместным является лишь доброжелательное внушение [11, С. 37].

Ученые, исследуя факторы развития навыков общения, недостаточно внимания уделяют семейному воспитанию, хотя и декларируют его как один из факторов. Анализ психологических характеристик семейного воспитания и выявления такой их специфики, которая обусловливает положительную динамику познавательного интереса, выступает как одна из насущных задач возрастной психологии, решение которого важную практическую ценность. Исследование факторов развития навыков общения младших школьников достаточно широко освещены в работах психологов, но воспитание при этом рассматривается преимущественно в контексте педагогического воздействия со стороны учителя.

Выводы. Ученический коллектив - официальное объединение детей в учебных заведениях. Такая общность имеет собственные цели, прямо не совпадающие с целями каждого ее члена. Степень сформированности является показателем психологического климата ученического коллектива, который отражает степень удовлетворенности учащихся существующими межличностными отношениями. Психологический климат предопределяет самочувствие каждого ученика, влияет на продуктивность совместной деятельности. Детский и в том числе классный коллектив является ареной самовыражения и самоутверждения личности. Коллектив должен открыть каждому ребенку путь к осмыслению себя как личности. Ребенок стремится к определению коллективом его достоинства, закреплению определенных позиций в кругу сверстников [12, С. 254]. И если ученик не вписывается в систему позитивных отношений в коллективе, не чувствует любви, уважения, он занимает в ней пассивную, нейтральную позицию или противодействует коллективу, что довольно часто ведет к тому, что отдельные школьники пытаются завоевать внимание, популярность в коллективе негативными поступками, занимая позицию шута в классе, грубияна, хулигана, то есть они выходят из-под влияния коллектива, он перестает быть для них воспитывающим фактором, происходит конфронтация со сверстниками, учителями, родителями, замкнутость в себе и др.

Главной причиной слабого влияния коллектива на детей является недостаточный диапазон тех социальных ролей, которые может предложить коллектив индивиду. Различают коллективы первичные и вторичные, постоянные и временные, одновозрастные и разновозрастные. Коллектив класса - одна из форм первичного ученического коллектива, хоть и с большим количеством людей, что требует особого внимания воспитателя.

Классный коллектив входит в общий школьный, и между ними должна быть тесная связь. Формами этой связи могут быть: совместная трудовая деятельность, общешкольные мероприятия (диспуты, вечера, конференции), шефство старших над младшими, общественные детские организации, занятия в кружках, секциях и тому подобное. Постоянными являются классные коллективы, а временные создаются для совместной деятельности, чтобы реализовать определенные цели (ремонт мебели, участие в трудовых делах). Классный коллектив является одновозрастным. Разновозрастные группы создаются в микрорайонах, летних оздоровительных лагерях и т. др. Каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки.

Литература:

1. Воронкова, Ю.А. Особенности групповой культуры «трудных» ученических коллективов начальной школы / Ю.А. Воронкова, О.Е. Кузнецова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - № 2 (42). - С. 128-132.

2. Гарлик, И.Л. Формирование личности и детского коллектива в начальной школе / И.Л. Гарлик // Создание отечественной новой школы в XX - начале XXI вв.: сохранение традиций и стратегии обновления (к 100-летию публикации Положения и Декларации «Об единой трудовой школе»). Материалы V Забайкальских педагогических чтений, посвящённых 85-летию высшего педагогического образования в Забайкальском крае: в 2 частях. - 2018. - С. 181-187.

3. Грачёва, Н.В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе / Н.В. Грачёва // Молодой ученый. - 2018. - №24. - С. 306-307.

4. Дьякова, А.Ю. Способы сплочения детского коллектива обучающихся начальной школы / А.Ю. Дьякова // Молодой ученый. - 2020. - № 26.1 (316.1). - С. 10-13.

5. Дуда, И.В. Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изо терапии в условиях инклюзивного образования / И.В. Дуда, Н.А. Петрик. // Молодой учёный. - 2018. - №22 (208). - С. 312-315.

6. Касимова, Р.Ш. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте / Р.Ш. Касимова, Э.М. Сергеева // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. - 2015. - С. 51-54.

7. Камакина, О.Ю. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе / О.Ю. Камакина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3 (36). - С. 139-141.

8. Климова, К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе / К.Ю. Климова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - №4. - С. 43-45.

9. Куташова, В.В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе начальной школы / В.В. Куташова // Современные тенденции в науке и образовании: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. - 2020. - С. 129-135.

10. Лазарев, М.А. Формирование коллектива первоклассников в учебной деятельности / М.А. Лазарев, А.С. Москвина, Н.В. Курбатова // Современные наукоёмкие технологии: научный журнал, электронный. - 2018. - №7. - С. 199- 203.

11. Ляхов, А.В. Специфика организации детского коллектива в начальной школе / А.В. Ляхов, И.Е. Декман, Е.В. Ермолаева // Мир педагогики и психологии. - 2020. - № 3 (44). - С. 31-41.

12. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе / А.С. Макаренко. - М.: «Просвещение», 2010. - 254 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна

Московский государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ_ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость развития у старших дошкольников социальных умений, направленных на приобретение детьми представлений о социальной действительности. От эффективности социально-личностного развития дошкольника зависит уровень овладения им моделями уважительного поведения со сверстниками и взрослыми. Сформированные нравственные качества позволяют ребятам достичь успеха в повседневной детской деятельности и получить признание в обществе сверстников. Накопление ребенком под руководством взрослых социального опыта и развитие его социальных умений - это путь, который помогает дошкольникам приобретать опыт эмоционально насыщенных социальных отношений. Именно поэтому актуальным предметом автор выделяет организацию воспитательно-образовательного процесса. В работе проведен подробный анализ аксиологического аспекта развития социальных умений у старших дошкольников. Объясняется это тем, что овладевая элементарными социальными умениями, дошкольники одновременно усваивают и важные ценностные качества личности. Рассматривая комплексные умения детей, которые позволяют им сознательно выбирать стратегии взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми, нельзя не затронуть и их социально-адаптационные умения. На сегодняшний день крайне важны инновационные разработки методического инструментария. Поэтому необходимо оптимизировать игровое пространство как основного фактора развития социальных умений детей старшего дошкольного возраста. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются технологии и методики дошкольного воспитания. Необходимо также придерживаться тех концепций, которые учитывают сензитивные периоды развития и новообразования личности ребенка. Изучая особенности социально-личностного развития современного дошкольника в образовательной среде ДОУ, мы хотели бы отметить действенный фактор игрового пространства, как социокультурной развивающей среды. Большинство ученых социально-личностное развитие рассматривают в ракурсе психолого-педагогических аспектов. Получая от воспитательного микросоциума образцы нравственных ценностей и, пропуская их через сознание, чувства и переживания, старший дошкольник осваивает социальные умения.

Ключевые слова: старший дошкольник, социальные умения, игра, социум, нормы, ценности, сверстники.

Annotation. The article discusses the need for the development of social skills in older preschoolers aimed at acquiring children's ideas about social reality. The level of mastery of models of respectful behavior with peers and adults depends on the effectiveness of the social and personal development of a preschooler. Formed moral qualities allow children to achieve success in everyday children's activities and gain recognition in the society of their peers. The accumulation of social experience by a child under the guidance of adults and the development of his social skills is a way that helps preschoolers gain experience of emotionally saturated social relationships. That is why the author highlights the organization of the educational process as an actual subject. The paper provides a detailed analysis of the axiological aspect of the development of social skills in older preschoolers. This is explained by the fact that mastering elementary social skills, preschoolers simultaneously assimilate important value qualities of a person. Considering the complex skills of children that allow them to consciously choose strategies for interaction with both peers and adults, it is impossible not to touch on their socio-adaptive skills. Today, innovative developments of methodological tools are extremely important. Therefore, it is necessary to optimize the playing space as the main factor in the development of social skills of older preschool children. The most significant, in our opinion, are the technologies and methods of preschool education. It is also necessary to adhere to those concepts that take into account the sensitive periods of development and neoplasms of the child's personality. Studying the features of the socio-personal development of a modern preschooler in the educational environment of the preschool, we would like to note the effective factor of the game space as a socio-cultural developing environment. Most scientists consider social and personal development from the perspective of psychological and pedagogical aspects. Receiving samples of moral values from the educational microsocium and passing them through consciousness, feelings and experiences, the senior preschooler learns social skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.