поддержку родных, переживать ситуации успеха, что будет способствовать стремлению к повторению такого опыта и соответственно будет помогать дошкольнику готовиться к обучению.
Литература:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. / А. Анастази. - Кн. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 292 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М., 2000. - 144 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. - 289 с.
4. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марциновская, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. М.: Юрайт, 2019. - 282 с.
6. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости [электронный ресурс] / Я. Йирасек // Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
7. Кравцов, Г.Г. Царевна Несмеяна и другие или формирование произвольности / Г.Г. Кравцов // Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 32-37.
8. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
9. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
10. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 185 с.
11. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
12. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. - Минск: Народная асвета, 1991. - 112 с.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета Андреева Виктория Владимировна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета Качалова Александра Дмитриевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Аннотация. Согласно приоритетным направлениям модернизации современного российского образования, школа является важнейшим фактором формирования новых жизненных установок формирующейся личности ребенка. В сложившихся условиях возрастает значимость сотрудничества педагогов и родителей учащихся. Повышение роли школы в воспитании подрастающего поколения и ее влияние на воспитательную работу семьи теснейшим образом связаны с социальными и производственно-экономическими преобразованиями, которые происходят в развитии современного общества. В российском обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье и школе. Обусловлено это тем, что новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не прошедшие через их собственный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях семьи со школой. Современная школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Воспитание детей является конституционной обязанностью родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно-полезному труду, приучать к дисциплине, заботиться об их всестороннем развитии. Естественно, что школа должна целенаправленно использовать эту помощь. Результативность взаимодействия семьи и школы в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых школа, разумеется, не может нести ответственности. Однако педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в школе, его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации негативного влияния, отрицательного воздействия на учащегося. В связи с этим возрастает значение работы социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов в воспитании подрастающего поколения. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы работы социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей первоклассников, применении эффективных форм и методов в процессе ее реализации. Результаты исследования могут быть использованы в работе школьных социальных педагогов.
Ключевые слова: начальная школа, первоклассник, родители, социальный педагог, просвещение, сотрудничество.
Annotation. According to the priority directions of modernization of modern Russian education, the school is the most important factor in the formation of new life attitudes of the emerging personality of the child. Under the current conditions, the importance of cooperation between teachers and parents of students is increasing. The increasing role of the school in the upbringing of the younger generation and its influence on the educational work of the family are closely connected with the social, production and economic transformations that are taking place in the development of modern society. In Russian society, a reorientation of value attitudes and attitudes took place, which significantly disoriented the processes of education in the family and school. This is due to the fact that the new content of education and new teaching technologies, which are not sufficiently familiar to the parents of students, and most importantly, have not gone through their own experience, cause additional tension in the relationship between the family and the school. The modern school has qualified teachers and builds teaching and educational work on a scientific and pedagogical basis. Taking into account the fact that in some cases parents do not have the necessary knowledge in the field of pedagogy and
psychology, the school is called upon to provide them with appropriate scientific and methodological assistance, to help improve the culture of family education. The upbringing of children is the constitutional responsibility of parents. They are called upon to strengthen the authority of the school and the teacher in every possible way, educate children in the spirit of respect and love for work, prepare them for socially useful work, teach them discipline, and take care of their all-round development. Naturally, the school should purposefully use this help. The effectiveness of the interaction between the family and the school in the upbringing of children largely depends on the parents themselves and other adult family members, for the level of upbringing of which the school, of course, cannot be held responsible. However, the teaching staff can properly build their relationship with the child at school, his parents and at the same time carry out work to neutralize the negative impact, the negative impact on the student. In this regard, the importance of the work of a social pedagogue at school in organizing this activity, on which the success of solving many problems and issues in the upbringing of the younger generation depends, is growing. The practical significance of the study lies in the development and approbation of the work program of a social teacher in the psychological and pedagogical education of parents of first-graders, the use of effective forms and methods in the process of its implementation. The results of the study can be used in the work of school social teachers.
Key words: elementary school, first-grader, parents, social teacher, education, cooperation.
Введение. За последние годы резко снизился уровень родительской культуры, год от года становится меньше семей, где ребенок чувствует себя любимым, где родители по-настоящему озабочены здоровьем и развитием своего ребенка. Именно поэтому важнейшей проблемой теории и методики воспитательной работы современной школы является просвещение родителей - обогащение их социального опыта, психолого-педагогических знаний, формирование доверительных отношений в семье. Современная школа осуществляет ведущую роль в организации семейного воспитания в микрорайоне. В этом случае социальный педагог является связующим звеном между школой и семьей, выполняя обучающую и воспитывающую функции.
В настоящее время в науке накоплен определенный опыт взаимодействия образовательного учреждения с семьями учащихся. Семья как важнейший социальный институт общества, в котором происходит формирование личности ребенка рассматривается в трудах великих отечественных педагогов, таких как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и др. Семью как социальное явление рассматривают многие социологи и педагоги, в частности, А.А. Васильев, Ю.В. Василькова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, П.Д. Павленок, Н.Б. Шмелева и др. Проблемой оказания разносторонней помощи семье занимаются такие ученые, как И.А. Ахметшина, Н.Ф. Басов, М.А. Галагузова, В.И. Курбатов, Т.В. Лодкина, Р.В. Овчарова, Л.Я. Олиференко, Е.И. Холостова, М.В. Шакурова и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу работы социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей первоклассников в условиях образовательной организации.
В рамках нашего исследования под просвещением мы будем понимать распространение знаний и достижений психологической и педагогической наук среди родителей, которые способствуют решению возникающих проблем в воспитании детей младшего школьного возраста, обмену опытом семейного воспитания, пропаганде личностно-ориентированного образования, формированию ответственного родительства.
Изложение основного материала статьи. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26» г.о. Орехово-Зуево Московской области. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 «А» (экспериментальный, 24 чел. в возрасте 6 лет - 14 мальчиков и 10 девочек) и 1 «Б» (контрольный, 24 чел. в возрасте 6-7 лет - 12 мальчиков и 12 девочек) классов.
Раскроем содержание опытно-экспериментального исследования. Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы (сентябрь 2021 г.) - выявить затруднения и потребности родителей в вопросах воспитания и развития учащихся первого класса.
В ходе изучения микроклимата семьи и положения ребенка в семье с помощью методики «Кинетический рисунок семьи» были получены следующие результаты: наиболее благополучные семьи - 72% ЭК и 80% КК; семьи группы риска, которые вызывают беспокойство, так как в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи наблюдаются тревожность, наличие конфликтности - 20% ЭК и 16% КК; семьи, где явно выявлено неблагополучие - 8% ЭК и 4% КК. Обучающиеся дают высокую оценку родителям, но мам оценивают выше, а пап - ниже, чем себя. Видимо, сказывается высокий авторитет мам в исследуемых семьях. Мамы больше времени уделяют воспитанию ребенка, чем отцы, поэтому они им эмоционально ближе.
Используя методику «Кинетический рисунок семьи», мы также выявили, что благоприятная семейная ситуация отмечена обучающимися - 56% ЭК и 68% КК; чувство неполноценности в семейной ситуации испытывают дети - 16% ЭК и 12% КК; тревожность в семье - 16% ЭК и 12% КК; конфликтность - 8% ЭК и 4% КК; враждебность в семейной ситуации -4% ЭК и 4% КК.
С помощью методики «Анализ семейных» АСВ нами были выявлены ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей (таблица 1).
Таблица 1
Типы нарушений семейного воспитания
Класс Нарушений нет Потворствующая гиперпротекция Доминирующая гиперпротекция Незначительные отклонения
1 «А» ЭК 68% 12% 16% 4%
1 «Б» КК 64% 20% 12% 4%
Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что в большинстве семей практически отсутствуют нарушения семейного воспитания. Однако, среди нарушений семейного воспитания можно назвать потворствующую (родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание является центральным смыслом жизни) и доминирующую (чрезмерная опека, мелочный контроль, запреты, бдительное наблюдение) гиперпротекцию.
Используя комплекс диагностических методик, мы выявили затруднения родителей в воспитании первоклассников (гиперопека, диктат в воспитании, отсутствие родительского внимания и др.); семьи группы риска (в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи наблюдаются тревожность, наличие конфликтности); низкий уровень педагогических знаний родителей, которые являются основой воспитания детей. В ходе поэтапного диагностического изучения взаимоотношений детей и их родителей с помощью приведенных методик мы получили возможность наметить пути
социально-педагогического просвещения на основании дифференцированного и индивидуального подходов к родителям учащихся начальных классов.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют, что родители в большинстве своем не владеют системой знаний и умений в области доверительного общения младшими школьниками, не умеют оценивать социальную ситуацию и мотивы поведения детей. Некоторые родители процесс взаимодействия и воспитания первоклассников строят, в основном, на интуиции, а не на научных знаниях. К тому же многие родители обозначили, что нуждаются в дополнительных знаниях и умениях в области воспитания и развития своих детей.
Цель формирующего этапа опытно-экспериментальной работы - разработать и апробировать программу работы социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей первоклассников (октябрь - март 2022 г.).
Основной целью программы психолого-педагогического просвещения родителей учащихся первого класса «Школа родительской любви» является взаимодействие учреждения образования с семьей, разработка и внедрение в практику работы школы наиболее эффективных форм и методов социально-педагогического просвещения родителей.
Содержание программы психолого-педагогического просвещения родителей учащихся первого класса мы представили в трех частях:
1. Формирование осознания родителями необходимости бесконфликтного межличностного пространства в семье, адекватного понимания мотивов ребенка для оценки его поступков и прогнозирования поведения, развитие рефлексивных умений в построении речевых и невербальных форм общения с целью поддержки оптимального уровня психологической близости.
2. Использование форм и методов психолого-педагогического просвещения, способствующих систематическому осознанию проблемы, вызывающей затруднения у родителей в воспитании и развитии младших школьников.
3. Формирование осознанной необходимости родителей в изменении стиля взаимоотношений с детьми, повышения уровня самоконтроля в общении с ними и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием и развитием младших школьников.
В процессе психолого-педагогического просвещения родителей учащихся начальных классов нами были проведены следующие мероприятия: лекции («Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста», «Ребенок и школа. Первичная адаптация первоклассников», «Психология формирования родительства», «Приоритетные направления развития современного российского образования»); круглый стол («Мой ребенок пошел в 1 класс», «Пути преодоления конфликта между родителями и детьми», «Детская мудрость»); семинары («Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи», «Задачи и стили семейного воспитания», «Роль отца в жизни ребенка»); диспут «Как воспитать настоящего человека?»; дискуссия «Досуг современного ребенка»; конференции по обмену опытом («Воспитание трудолюбия в семье», «Совместный досуг родителей и детей»); вечера вопросов и ответов («Компьютер в жизни детей», «Что такое педагогический такт и в чем он должен проявляться у родителей?», «Как научить ребенка учиться?»); конференция по обмену опытом «Воспитание трудолюбия в семье». Каждое из проведенных нами занятий с родителями учащихся экспериментального класса имело четкую структуру (форму проведения, цель, задачи, оборудование, план мероприятия, обязательное подведение итогов и домашнее задание).
Цель контрольного этапа исследования - выявить эффективные формы и методы работы социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей первоклассников (апрель 2022 г.).
На контрольном этапе нашего исследования мы повторно использовали методики «Кинетический рисунок семьи» (КРС), анализ семейных взаимоотношений (АСВ), опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина.
Рассмотрим результаты использования вышеуказанных методик.
В ходе диагностики с использованием были методики «Кинетический рисунок семьи (КРС)» получены следующие результаты: наиболее благополучные семьи - 80% ЭК и 84% КК; семьи группы риска, которые вызывают беспокойство, т.к. в эмоциональном состоянии и микроклимате семьи наблюдаются тревожность, наличие конфликтности - 16% ЭК и 12% КК; семьи, где явно выявлено неблагополучие - 4% ЭК и 4% КК. Результаты свидетельствуют о положительной динамике благополучия семьи учащихся 1 «А» экспериментального и в 1 «Б» контрольном классе.
С помощью методики «Анализ семейных» АСВ нами были выявлены ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей. В 1 «А» (экспериментальном) классе увеличилось на 20% число семей, в которых отсутствуют нарушения в воспитании детей, тогда как в 1 «Б» (контрольном) классе уменьшилось на 8%. Потворствующая гиперпротекция (удовлетворение любых запросов ребенка) у родителей учащихся в ЭК снизилась на 4%, когда как у родителей учащихся в КК показатели увеличились на 8%. Доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека ребенка) у родителей учащихся в ЭК снизилась на 12%, а у родителей учащихся в КК показатель не изменился. Отклонения в семейном воспитании у родителей учащихся в ЭК снизились на 4%, а у родителей учащихся в КК ничего не изменилось. Как видим, положительная динамика в семейном воспитании наблюдается только у родителей учащихся 1 «А» (экспериментального) класса.
Методика «Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина» направлена на диагностику родительского отношения к ребенку. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике только у родителей 1 «А» (экспериментального) класса. Мы наблюдаем ухудшение показателей в 1 «Б» (контрольном) классе, что вызвано отсутствием у родителей необходимых знаний о психофизиологических особенностях развития детей младшего школьного возраста, их общении со взрослыми и сверстниками, отсутствием умений и навыков контроля своего поведения и пр.
В целом, анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментальной работы свидетельствует об эффективности разработанной и апробированной нами программы социально-педагогического просвещения родителей учащихся начальных классов.
Выводы. Таким образом, положительные результаты работы социального педагога с родителями достигаются при своевременной организации систематического и целенаправленного взаимодействия. Успешность психолого-педагогического просвещения родителей учащихся начальных классов достигается путем разработки программы, включающей пояснительную записку, цель, задачи, этапы реализации и содержание программы, план мероприятий и их разработки. Эффективными формами организации психолого-педагогического просвещения родителей учащихся начальных классов являются: индивидуальные (посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, консультации), групповые (беседы, тренинги, консультации, работа с активом родителей), коллективные (собрания, родительские конференции по обмену опытом, лекции, дискуссии, вечера вопросов и ответов). Наибольшую результативность психолого-педагогического просвещения родителей учащихся начальных классов приносят рассказ, этическая беседа, упражнение, объяснение, разъяснение, диспут, пример, инструктаж. Дифференцированный подход при организации работы социального педагога с родителями первоклассников способствует повышению их педагогических знаний и умений.
Литература:
1. Ахметшина, И.А. Содержание социально-педагогической работы по профилактике школьной дезадаптации первоклассников / И.А. Ахметшина, Т.С. Пиче-оол, Л.С. Сильченкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-1. - С. 22-26.
2. Ахметшина, И.А. Тенденции, проблемы и перспективы психолого-педагогического просвещения родителей в условиях образовательной организации / И.А. Ахметшина, А.А. Лосева, М.Б. Земш, Т.М. Гулевич, Е.В. Селезнева, Г.В. Егорова // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019. Сборник научных трудов: Материалы Международной научно-практической конференции; под редакцией С.В. Ивановой. 2019. - Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. - С. 379-393.
3. Белинская, Е.В. Сказочный калейдоскоп: Тренинговая программа для педагогов и воспитателей / Е.В. Белинская // Школьный психолог. - 2011. - №9. - С. 12-13.
4. Дереклеева, Н.В. Нетрадиционные формы проведения собраний / Н.В. Дереклеева // Воспитание школьников. - 2007.
- №10. - С. 32-37.
5. Доценко, И.Г. Социально-педагогическая деятельность: от классики до современности / И.Г. Доценко // Педагогика.
- 2009. - №1. - С. 48.
6. Качалова, А.Д. Формирование педагогической культуры и ответственного родительства / А.Д. Качалова, И.А. Ахметшина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции; Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. -Орехово-Зуево: Издательство ГГТУ, 2019. - С. 255-258.
7. Лаврентьев, В.В. Семья и школа / В.В. Лаврентьев // Классный руководитель. - 2013. - №3. - С. 39-42.
8. Матиташвили, Е.Д. Социально-педагогический подход к просвещению родителей детей младшего дошкольного возраста / Е.Д. Матиташвили, И.А. Ахметшина // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции; Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. - Орехово-Зуево: Издательство ГГТУ, 2019. - С. 302-305.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Юсупова Хадрия Геннадьевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
БУЛЛИНГА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Насилие и агрессия в межличностных отношениях остаются насущными проблемами в обществе. Эти типы влияний актуализируются в обществе и вызваны стремлением к чрезмерной индивидуализации, усилению конкуренции, социальной напряженности в повседневной жизни, распространению различных вариантов конфронтационного взаимодействия. Подростковый возраст представляет собой наиболее сложный, конфликтный и противоречивый этап развития личности. В этой фазе происходят физические и психологические изменения, наступает половое созревание, поиск своего «Я». Учеба отходит на второй план и для подростка его сверстники становятся референтной группой, идет борьба за лидерство. Все чаще средства массовой информации информируют общественность о случаях не только деструктивных, но и крайне жестоких и необычных отношений между студентами, распространении конфликта среди подростков, фактах преследования детей учителями и одноклассниками. Все это сигнализирует о существовании негативного явления, известного в современном мире как издевательства. Проблемы насилия в общественном сознании и СМИ представлены в довольно измененном и урезанном виде. Общество считает, что насилие проявляется редко и ограничивается отдельными случаями, в которых участвуют только социально незащищенные граждане. Однако, это не так, ибо насилие существует во всех категориях населения и слоях общества, независимо от социально-экономических, расовых, культурных, демографических аспектов. У подростков насилие в школе вызывает расстройство личности. Продолжительный стресс влияет на чувство безнадежности, что, в свою очередь, является благодатной почвой, фактором риска возникновения суицидальных мыслей. На основании выше сказанного нами выявлено противоречие между потребностью образовательного учреждения в организации мер по предотвращению школьного буллинга и отсутствием методического обеспечения социально-педагогической работы по его профилактике среди подростков в условиях образовательной среды. Осуществление социальным педагогом мер по профилактике буллинга среди подростков в условиях образовательной организации будет эффективным, если проводится своевременная диагностика склонности обучающихся, разработана и реализована программа профилактики, использованы эффективные формы и методы работы. В статье представлено содержание программы работы социального педагога по профилактике школьного буллинга среди подростков.
Ключевые слова: образование, подростки, буллинг, социальный педагог, профилактика.
Annotation. Violence and aggression in interpersonal relationships remain pressing problems in society. These types of influences are actualized in society and are caused by the desire for excessive individualization, increased competition, social tension in everyday life, and the spread of various options for confrontational interaction. Adolescence is the most complex, conflicting and controversial stage of personality development. In this phase, physical and psychological changes occur, puberty begins, the search for one's "I". Study fades into the background and for a teenager his peers become a reference group, there is a struggle for leadership. Increasingly, the media inform the public about cases of not only destructive, but also extremely cruel and unusual relationships between students, the spread of conflict among teenagers, and the facts of persecution of children by teachers and classmates. All this signals the existence of a negative phenomenon known in the modern world as bullying. The problems of violence in the public mind and the media are presented in a rather modified and truncated form. Society believes that violence is rare and is limited to individual cases in which only socially unprotected citizens are involved. However, this is not so, because violence exists in all categories of the population and strata of society, regardless of socio-economic, racial, cultural, demographic aspects. In