Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Ольга Николаевна

Стать гражданином, патриотом, тружеником своей страны не просто. Ребёнок с детства должен понимать, что именно он сам является «строителем» собственной жизни, от него самого зависит, как он будет учиться, чем заниматься в будущем, станет ли он гармонически развитой личностью. Долг учителя - помочь ребёнку понять, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно воспитанным и трудолюбивым. Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Задача педагога - умело подвести детей к осознанному пониманию того, что необходимо многому учиться, развивать умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки, чувствовать радость от собственных успехов, полученных благодаря терпению и дисциплинированности. Как известно, достичь желаемых результатов можно в совокупности совершенствования учебного процесса с организацией внеурочной работы, то есть внеклассной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

Список литературы

1. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2017. 283 с.

2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2014. 237 с.

3. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2012. 192 с.

4. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1989.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Крылова О.Н.

Крылова Ольга Николаевна — учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики), г. Барнаул, Алтайский край

Аннотация: стать гражданином, патриотом, тружеником своей страны не просто. Ребёнок с детства должен понимать, что именно он сам является «строителем» собственной жизни, от него самого зависит, как он будет учиться, чем заниматься в будущем, станет ли он гармонически развитой личностью. Долг учителя - помочь ребёнку понять, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно воспитанным и трудолюбивым.

Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Задача педагога -умело подвести детей к осознанному пониманию того, что необходимо многому учиться, развивать умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки, чувствовать радость от собственных успехов, полученных благодаря терпению и дисциплинированности. Как известно, достичь желаемых результатов можно в совокупности совершенствования учебного процесса с организацией внеурочной работы, то есть внеклассной.

Ключевые слова: воспитание, внеклассная работа, формы внеклассной работы.

Мы считаем человека существом кротким..

Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом.

Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитание - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.

Нас часто волнует вопрос: «Почему наши дети стали озлобленными, ничем не интересуются, перестали мечтать». А ответ очень простой. Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение. «Изумление человека - вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания» В.А.Сухомлинский.

Содержание и методы воспитательного процесса в младших классах современной средней общеобразовательной школы вытекают из стоящей перед ней задачи: максимально развивая способности детей, учитывая их интересы, обеспечить формирование и гармоничное развитие

личности ребенка, личности творчески активной и общественно востребованной, имеющей внутреннюю потребность в самосовершенствовании (самовоспитании).

Целью воспитательной работы является:

— формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития;

— удовлетворение его творческих и образовательных потребностей;

— приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;

— организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения в обществе;

— воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности;

— взаимодействие с семьёй.

К числу наиболее распространённых форм проведения воспитательных мероприятий относятся массовые формы. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так праздники, конкурсные программы, интеллектуальные игры требуют непосредственной активности каждого. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники и классные часы. Они посвящаются календарным праздникам и традиционным школьным датам. Данные виды воспитательной работы расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и школы. Широко используются интеллектуальные игры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растёт сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребёнок - росток человеческий. В нём изначально заложено неуёмное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить своё уникальное «я», выявить своё неповторимое предназначение. А задача педагога помочь ему в этом.

Формы внеклассной работы

Форма воспитательной работы - это совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия). Существующая система форм воспитательной работы постоянно пополняется новыми, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни.

Подходы к классификации форм воспитания:

— по количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;

— по видам деятельности: познавательно-развивающие, развлекательные;

— по направлениям воспитательной работы: профориентационные, физкультурно-оздоровительные и т.д.

— по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт.

Праздник

Праздники способствуют становлению и укреплению ученического коллектива. Дети лучше узнают одноклассников, приобретают настоящих друзей. Готовя вместе праздники, ребята учатся жить в коллективе, возникают чувства взаимопонимания и взаимовыручки. А кроме этого школьные праздники помогают распознать, увидеть организаторский и актерский талант ребенка. И, конечно, праздники - это отдых.

Формы проведения праздника могут быть различными:

— школьный;

— спортивный;

— театрализованный;

— праздник-концерт;

— праздник на природе;

— бал-маскарад;

— конкурсная программа;

— КВН и др.

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру. Основные виды классного часа:

— тематический,

— час общения.

Таблица 1. Типы классных часов и их цели

Тип классного часа Цели классного часа

Нравственный классный час 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. 2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений. 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников. 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки).

Интеллектуально-познавательный классный час 1. Развивать познавательный интерес учащихся. 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

Тематический классный час 1. Развивать кругозор учащихся. 2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

Информационный классный час 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города. 2. Формирование своего отношения к происходящему 3. Развитие исследовательских умений

Большим потенциалом в плане воспитания у учащихся младшего школьного возраста интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают интеллектуальные игры.

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни, где победитель награждается какими-либо призами.

Интеллектуально-познавательные игры на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками, расширяет свой кругозор.

Воспитательная работа с учащимися строится по определенной схеме, в которой отражены основные направления работы:

— нравственное воспитание,

— оздоровительная работа,

— художественно-эстетическое воспитание,

— трудовая деятельность,

— экологическое воспитание,

— работа с родителями.

Воспитательная работа проводится в тесном взаимодействии с родителями через индивидуальные беседы, консультации, совместное проведение праздников и экскурсий, регулярные родительские собрания (один раз в четверть), информационные стенды.

Одним из важнейших условий развития воспитания личности каждого ребёнка - является создание для детей развивающей среды, которая позволяет не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе позволяет формировать системное мышление.

Результат проведения ряда внеклассных мероприятий с учащимися - это возросший интерес к знаниям со стороны большего количества учеников, включенность в учебный процесс всех обучающихся, появление у них позитивных эмоций.

Воспитанность является интегративной личностной характеристикой учащегося, представляющей собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека.

В результате у ученика появляется больше уверенности в том, что он имеет собственную позицию, основанную на духовно-нравственных и моральных ценностях, которые он воспринял.

Список литературы

1. «Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры». Москва «Первое сентября», 2003. С. 256.

2. Методическая копилка для учителей начальных классов. Ростов на Дону. Феникс, 2001. С. 319.

3. Воспитание первый класс. Интерпрессервис. Минск, 2002. С. 421.

4. Воспитание второй класс. Интерпрессервис. Минск, 2003. С. 413.

5. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. «ВАКО». Москва, 2005. С. 352.

6. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений. М.: Педагогика-Пресс, 1992. С. 224.

ПОЛЬЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ Родионова Ю.С.

Родионова Юлия Сергеевна — учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 «Алёнушка», станица Терновская, Тихорецкий район

Аннотация: современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. Учитывая образовательные задачи, возрастные, физические и психические особенности воспитанников, индивидуальность характера каждого ребенка, при организации коррекционно-развивающего процесса я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии. Одна из них - динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Ключевые слова: дети, родители, учитель-логопед, здоровьесберегающие технологии.

Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами так, например: рисованием, лепкой, обучением основам счета и письма и т.д. Признаки усталости у ребенка выражаются по-разному: ребята начинают двигаться, говорить о том, что не имеет отношения к занятию, теряют интерес, внимание у них рассеивается, снижается работоспособность, затрудняются процессы запоминания и мышления. Использовать динамические паузы можно с самого раннего возраста. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными играми. В этом вам придут всегда на помощь динамические паузы, которые проводятся в игровой форме в середине занятия, продолжительностью 1-2 мин., когда дети утомились.

Динамические паузы могут проводиться педагогами в течение всего дня и выполняют следующие функции:

- развлекательную - создают благоприятную атмосферу;

- релаксационную — снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

- коммуникативную - объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- воспитательную - формирует моральные и нравственные качества;

- обучающую - дает новые знания, умения, навыки, и закреплять их;

- развивающую - развивает речь, внимание, память, мышление - возникшие психологические процессы;

- коррекционную - «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков очень тесно

связано и формирование звукопроизношения, поэтому необходимо использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, речь с движением и подвижные игры. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.