Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих учителей к воспитанию экологической культуры школьников во внеклассной работе'

Профессиональная подготовка будущих учителей к воспитанию экологической культуры школьников во внеклассной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Н. А.

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития содержания и технологий профессиональной подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников во внеклассной работе. Проектируется соответствующая модель подготовки студентов к воспитательной деятельности, осуществляемой с целью развития у школьников экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих учителей к воспитанию экологической культуры школьников во внеклассной работе»

Педагогические технологии экологического образования

Н.А. Минаева

Профессиональная подготовка будущих учителей к воспитанию экологической культуры школьников во внеклассной работе

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития содержания и технологий профессиональной подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию школьников во внеклассной работе. Проектируется соответствующая модель подготовки студентов к воспитательной деятельности, осуществляемой с целью развития у школьников экологической культуры.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей, высшее профессиональное образование, экологическое воспитание, экологическая культура, внеклассная работа, проектирование, модель, воспитательная деятельность.

В основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденных Указом Президента РФ от 30.04.2012, значится, что достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением основной задачи, в частности, формирования экологической культуры в условиях экологического образования и воспитания.

В то же время, несмотря на то, что на протяжении последних десятилетий проблемам экологического образования и воспитания учеными-педа-гогами и практиками уделяется немало внимания, очевидно, что эффективность развития экологической культуры подрастающих поколений и качество подготовки педагогических кадров к организации процесса экологического образования и воспитания не вполне соответствуют требованиям времени. Сегодня необходимо обеспечить качественно новый уровень готовности педагогов к воспитанию у школьников экологической культуры, отражающих, прежде всего, их готовность к самостоятельному проектированию и моделированию этого процесса, создание учителем пространства для воплощения экологических инициатив учащихся.

Современный учитель должен быть готов к самостоятельному отбору содержания учебно-воспитательного процесса, рефлексивному целепола-ганию, разработке программ совместной деятельности детей и взрослых, моделей реализации содержания воспитания школьников, выбору соот-

ветствующих воспитательных технологии и методик с учетом конкретной педагогической ситуации.

Отметим в этой связи, что принятие в России Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения для всех направлений подготовки привело к выполнению ряда требований: введение ступенчатости образования (бакалавриат и магистратура), переход на кредитно-зачетную систему, осуществление мобильности преподавателей и студентов, увеличение до 50% учебного времени на дисциплины по выбору вуза и студента, а также обязательное использование интерактивных методов в обучении.

Становится очевидным то, что доля самостоятельной работы студентов в учебном процессе возрастает, следовательно, происходит переход от информационно-репродуктивного типа передачи знаний к проблемнопоисковому и творческому видам учебной деятельности, что согласуется с принципами образования для устойчивого развития.

Следовательно, профессиональная подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности по экологическому воспитанию должна быть направлена, прежде всего, на формирование экологической компетентности будущего учителя. Базируется данный процесс на принципах направленности содержания экологического образования на формирование всесторонне развитой личности и высококвалифицированного спе-циалиста-педагога; соответствия структуры содержания экологического образования структуре педагогического процесса педвуза; упорядочения социально-экологического опыта; смещения акцентов с рассмотрения природной среды на рассмотрение отношений [5 , с. 58].

При этом содержательно такая подготовка должна быть направлена, прежде всего, на создание авторских курсов социально-экологического профиля, развивающих личностный потенциал и профессиональные умения посредством освоения студентом базовых экологических знаний; широкую социологическую и педагогическую подготовку специалиста; создание интегративных учебных курсов и факультативов; использование форм и методов, развивающих у студентов экологическую культуру; на интеграцию в аудиторно-внеаудиторной работе содержания учебных дисциплин, обеспечивающих развитие гуманистического мировоззрения, освоение экологических знаний и системы социальных ценностей человека.

В этой связи нами разработана соответствующая программа специального курса «Подготовка будущего специалиста к экологическому воспитанию школьников», который включает два основных модуля: «Теоре-

технологии

Педагогические технологии экологического образования

тико-методические основы экологического воспитания школьников» и «Социально-педагогическое сопровождение экологического воспитания школьников во внеклассной работе».

Модуль 1 «Теоретико-методические основы экологического воспитания школьников» содержит следующие темы: «Историко-педагогический аспект проблемы развития интереса учащихся к природе»; «Особенности понятий: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое мировоззрение, экологическая компетентность»; «Глобальные экологические проблемы»; «Экологические программы, организации и движения».

Модуль 2 «Социально-педагогическое сопровождение экологического воспитания школьников во внеклассной работе» содержит следующие темы: «Содержание экологического воспитания современных школьников»; «Роль классного руководителя в социально-педагогическом сопровождении экологического воспитания современных школьников»; «Методика подготовки и проведения воспитательных эколого-ориентированных занятий»; «Проектная экологическая деятельность школьников»; «Система эколого-ориентированных занятий»; «Обобщение опыта экологического воспитания учащихся в школах РФ»; «Изучение перспективных региональных моделей семейного экологического воспитания школьников»; «Особенности организации экологического воспитания учащихся во время педагогической практики студентов в летних оздоровительных лагерях и школе».

Спецкурс апробирован нами в практике высшего профессионального образования в Московском государственном областном гуманитарном институте (г. Орехово-Зуево Московской обл.). Опыт апробации спецкурса показал, что разработанные методические материалы для семинарских занятий позволяют организовать самостоятельную работу студентов, целенаправленно и продуктивно использовать учебное время на занятиях.

В результате занятий студенты, прежде всего, рефлексируют центральную идею курса о том, что деятельность по воспитанию и развитию личности в современной школе осуществляется разными путями.

При этом важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа - самостоятельная сфера воспитательной работы учителя, осуществляемая во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Очевидно, что для внеклассной воспитательной работы характерны следующие особенности: а) отсутствие жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной

работы; б) большая ответственность педагога, проявляющаяся в потребности самостоятельно разрабатывать направления воспитательной деятельности и формировать ее содержание без опоры на базовые планы и программы; в) отсутствие контроля за результатами работы, что, с одной стороны, затрудняет оценку деятельности, а с другой - позволяет создавать более естественную обстановку и способствует неформальности общения; г) проведение во внеучебное время (на переменах, в праздничные и выходные дни, на каникулах); д) широкий круг возможностей для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

А специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач: формирование у ребенка положительной «Я-концеп-ции» как совокупности трех факторов: уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, убежденности в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, чувства собственной значимости; формирование у детей навыков сотрудничества и коллективного взаимодействия; формирование у детей потребности в продуктивной, социально одобряемой деятельности посредством знакомства с различными ее видами, интереса к этой деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, а также необходимых умений и навыков; формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей; развитие познавательного интереса. Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы, которые должны определяться в соответствии с особенностями класса, возможностями, способностями и желаниями педагога, традициями общешкольной внеучебной работы и т.п.

В технологическом плане, в процессе реализации курса будущие учителя осваивают методические «тонкости» организации таких многообразных форм внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности, как: кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки; клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т.д.; комплексные формы детских образовательных объединений - студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.

При этом учебный процесс направлен на освоение студентами ключевых методов организации деятельности во внеклассной воспитательной

75

технологии

Педагогические технологии экологического образования

работе: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т.п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т.п.); в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т.п.); д) методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдение, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).

Программа спецкурса по подготовке будущего учителя к воспитанию экологической культуры школьников поможет освоить методику проведения разнообразных мероприятий по экологическому воспитанию школьников во внеклассной работе, включая блок познавательных, практических и творческих-досуговых мероприятий.

Важная роль в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности отведена освоению ими интерактивных форм экологического воспитания, например:

- экологические беседы: «Все мы - друзья природы», «Надо уметь жалеть», «Удивительное рядом», «Звери и птицы зимой», «Зеленая аптека», «Где живут наши меньшие братья?», «Как мы помогаем природе?!», «О культуре поведения в природе», «Природа - наш дом», «Учитесь доброте», «Природа и искусство»;

- турнир-викторина «охраняемые растения родного края», конкурс загадок о природе, коллективное творческое дело «Мой маленький друг» (о животных, содержащихся дома и в живых уголках), «круглый» стол «наш помощник книга» (знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами);

- организация и проведение экскурсий (чаще всего основная их цель -формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке);

- познавательные игры (игры с карточками, загадками о растениях и животных, игры-викторины: «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?». «Лесные ориентиры», «Цветочные часы», «Лесные загадки»);

- творческие сюжетно-ролевые игры;

- «проигрывание» экологических ситуаций;

- экологические игры: «Тайны лесной тропинки», «Робинзоны», «Птичья столовая», «Сбор грибов», «Мир вкусных ягод»;

- комплексное мероприятие «человек - природа - искусство»;

- «Экологический КВН»;

- эстафета любимых занятий (уход за растениями, животными, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из природного материала, сбор картинок, фотографий, открыток о природе и т.п.);

- составление и отгадывание ребусов о природе;

- кружки «Юный эколог», «Туристы-краеведы»;

- «Мастерская Самоделкина» (изготовление кормушек, домиков для |

птиц); очистка парка или участка леса от сушняка; заготовка кормов для и

птиц; операция «Первоцвет», «Муравейник», «Мой двор - моя забота»; озеленение класса, школы, улицы, двора; игра «Экологическая фирма “Зеленый дом”»; работа по разведению комнатных растений с целью озеленения школьных кабинетов; создание «Библиотечки юного натуралиста», проведение выставок, показов;

- конкурсы чтецов, певцов, музыкантов (по произведениям о природе); «Праздники весны, лета, осени, зимы», «Праздник цветов», «Праздник птиц»; «Кукольный экологический театр», экологический «Театр на столе»; «Вечер экологической сказки»; утренник «Природа и искусство»; «Лесной карнавал».

В заключение отметим, что предлагаемая нами программа основана на важной идее о том, что будущий учитель как экологически компетентный специалист должен стать проводником нового мышления - экологического, способного при условии высочайшей нравственности и образованности, культуры и профессионализма вывести человечество из экологического тупика.

Библиографический список

1. Вагнер И.В. Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 5-12.

2. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология, педагогика». 2010. № 2.

С. 83-89.

3. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учеб. пособие. М., 2012.

4. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. 2012. № 1. С. 20-24.

5. Глазачев С.Н. Становление гуманитарных технологий в образовании. Вместо предисловия // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2011. № 1. С. 5-6.

77

технологии

Педагогические технологии экологического образования

6. Глазачев С.Н., Косоножкин В.И. Экосистемный подход к охране природы // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция). 2012. Спец. вып.: Материалы Международной конференции. С. 250-252.

7. Глазачев С.Н., Перфилова O.E. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. М., 2008.

8. Глазачева А.О., Гагарин А.В., Глазачев С.Н.. Экологическая компетентность будущего специалиста в пространстве дизайн-образования: Учеб. пособие. М., 2011.

9. Указ Президента РФ от 30.04.2012 «Об основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.