Опыт исследований
О.В. Бубела
Готовность будущих педагогов к организации социально-экологического воспитания младших школьников
Рассматривается вопрос подготовки будущих педагогов к социально-экологическому воспитанию младших школьников: определяются знания и умения, выявляются затруднения в их применении на педагогической практике. Делается вывод о необходимости целенаправленной подготовки специалистов к социально-экологическому воспитанию школьников.
Ключевые слова: экологическое образование, социально-экологическое воспитание, экологическая культура, профессиональная готовность.
В настоящее время глобализация противоречий между обществом и природой приобретает в наступившем XXI в. все новые оттенки, которые отчетливее демонстрируют вступление человечества в мировоззренческий кризис. Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин углубляющегося кризиса является низкий уровень культуры, в том числе и экологической. необходима реконструкция системы ценностных ориентаций и активизация всего потенциала культуры человечества для раскрытия ценности природы, имеющей для человеческого существования фундаментальное значение. отсюда возрастает роль образования, в котором системообразующим фактором обновления становится экологическое образование. Возникает принципиально новый взгляд на образование, основанный на соотнесении социальноэкономического благополучия с культурно-образовательными традициями, бережным отношением к окружающей природной среде.
экологическое воспитание в широком смысле представляет собой управляемое многостороннее взаимодействие людей как активных субъ-
ектов деятельности с окружающей природной и социальной средой. В последние годы рассматриваются различные составляющие экологического воспитания: эколого-правовое, нравственно-экологическое, эколо-го-эстетическое, социально-экологическое и др. на сегодняшний день феномен «социально-экологическое» в педагогике исследован достаточно с широко [1]. Учеными определены сущность и содержание таких понятий, |
как социально-экологическое образование (В.С. Шилова, А.М. Галеева), ё
социально-экологическая культура (В.С. Шилова), социально-экологическое развитие (Е.В. Гончарова), социально-экологическая направленность личности и деятельности (С.А. Ермолаев, Л.В. Колчанова, В.В. Толмачева), социально-экологический стереотип поведения (Л.Н. Трикула), социально-экологические умения (Л.Т. Шаповалова), социально-экологический опыт (Л.Т. Бельков), социально-экологические представления (Л.В. Шинкарева, В.В. Маркова), социально-экологическая компетентность (О.Е. Перфилова).
Однако подходы к определению понятия «социально-экологическое воспитание» разработаны недостаточно.
С.Н. Глазачев рассматривает экологическое образование как процесс и средство формирования индивидуальной экологической культуры, а экологическая культура понимается как результат экологического образования [1]. Согласно мнению А.Н. Захлебного, экологическое образование можно рассматривать как процесс приобщения индивида к культурному опыту своего народа и человечества по взаимодействию с окружающей средой (миром природы, урбанизированной, искусственной и социальной средой); как средство социализации и инкультурации личности, формирования ее индивидуальной экологической культуры, результатом которого является становление и развитие субъекта экологически ориентированной деятельности, который сохраняет и приумножает экологическую культуру своего общества, цивилизации. Таким образом, с одной стороны, в процессе образования идет приобщение подрастающего поколения к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой, формирование индивидуальной экологической культуры (инкультурация). С другой стороны, речь идет не только о воспроизведении в содержании экологического образования фрагмента культуры прошлого и настоящего, но и о ее творческом развитии под давлением вызовов современности [2]. Исходя из определения А.В. Мудрика, социальное воспитание - это сложный и многофакторный процесс, позволяющий личности формировать «Я-концепцию» с учетом своих реальных сил и возможностей и реализовывать стремление к творческому самоутверждению не только в процессе обучения, но и при решении социально-
91
технологии
Опыт исследований
значимых проблем «открытого» ближнего (село, город, регион) и дальнего (страна, планета) социума [3].
По определению В.П. Шиловой, социально-экологическое воспитание - это «процесс, который предполагает на основе формируемых социально-экологических знаний становление идеала гармонии в социально-экологических отношениях; формирование убежденности в необходимости рационального использования потенциала природной среды, сбережения ее для будущих поколений; развитие взгляда на природу как универсальную ценность для всего живого; формирование интеллектуальной воли, направленной на глубокое усвоение содержания социально-экологического воспитания, его практического применения в повседневной жизни и деятельности» [5, с. 32]. Она также рассматривает социально-экологическое воспитание как социальную функцию и определяет ее как процесс подготовки специалиста к установлению оптимальных отношений с природной средой в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей, это процесс социоэкологизации, процесс вхождения индивида в социально-экологические отношения с учетом особенностей избранной профессии, усвоения норм и правил этих отношений, усвоения основных социально-экологических ценностей.
Проанализировав подходы к определению понятий «экологическое образование и воспитание», «социальное воспитание», «социально-экологическое воспитание» (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, Н.Н. Моисеев, А.В. Мудрик, И.Т. Суравегина, В.С. Шилова и др.), мы рассматриваем социально-экологическое воспитание учащихся как один из аспектов экологического воспитания, как часть общечеловеческой культуры взаимодействия с окружающей природной и социальной средой. Также можно рассматривать социально-экологическое воспитание как процесс, осуществляемый всеми социальными институтами, реализуемый в учебной и внеучебной воспитательной деятельности.
Социально-экологическое воспитание ориентировано на формирование элементов социального опыта: совокупности социально-экологических знаний, умений, навыков; мотивов, установок и интересов, социальноэкологических ценностей, эмоционально-волевых усилий, которые необходимы для формирования социально-экологически активной личности, самореализующейся в социально значимой экологической деятельности.
Подготовка педагогических кадров к социально-экологическому воспитанию школьников, особенно младших классов, где закладываются основы экологического воспитания, является одной из актуальных задач в контексте обозначенных выше проблем, решение которой позволит в
определенной степени восполнить острую потребность школ в грамотных специалистах по экологическому образованию и воспитанию.
необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается недостаточная экологическая образованность студентов, отсутствие у них экологического мышления, ценностных ориентации, слабая методологическая, теоретическая и практическая подготовка к активной гуманистической | эколого-педагогической деятельности. Поэтому актуальными становятся и формирование экологической культуры студента педагогического вуза, развитие профессионально-экологической компетентности и готовности к экологическому образованию школьников.
Для успешного решения проблемы социально-экологического воспитания школьников необходимо определить готовность педагога к осуществлению этой деятельности. В научной литературе понятие профессиональной готовности включает в себя теоретическую и практическую готовность, которая рассматривается на уровне профессиональных знаний и умений.
Процесс формирования готовности студентов к социально-экологическому воспитанию школьников требует пересмотра целей, задач и методов. Главной задачей экологического образования является вооружение обучающихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, выработка у них профессиональных и специальных компетенций, необходимых для их будущей трудовой деятельности. Знания по современной экологии формируются на основе интеграции естественнонаучного и гуманитарного направлений. Из них экология черпает теоретический и фактический материал, относящийся к жизненным процессам, обрабатывает его специфическими экологическими методами и делает выводы по реальным природным процессам [4].
опираясь на определение понятия готовности будущего педагога к эффективному осуществлению процесса социально-экологического воспитания младших школьников, нами были выделены следующие группы необходимых знаний и умений: социально-экологические знания и пси-холого-педагогические знания.
С учетом специфики подготовки будущих специалистов в сфере начального образования, по нашему мнению, большего внимания требует формирование таких знаний, как знание форм, средств и методов социально-экологического образования и воспитания; знание основ этнопеда-гогики, этнопсихологии, этнокультуры; знание педагогической диагностики экологической и социально-экологической культуры школьников; знание основ практической исследовательской деятельности социальноэкологического характера; знание современных педагогических техно-
93
технологии
Опыт исследований
логий в области социально-экологического образования и воспитания; знание основ здоровьесбережения, влияния факторов среды на здоровье человека; знание основ охраны здоровья учащихся.
Помимо перечисленных выше знаний для полноценной подготовки будущих учителей необходимы следующие умения: проектировочные, организационные, коммуникативные, гностические, исследовательские, интегративные.
Для определения готовности будущих педагогов начального звена к осуществлению социально-экологического воспитания школьников мы провели опрос студентов 4 и 5 курса дневного и заочного отделения (74 человека) факультета педагогики и психологии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Анализ полученных данных показал, что студенты недостаточно владеют такими группами знаний и умений, как гностические умения (82%), интегративные умения (66%), психолого-педагогические знания (52%). Также выяснилось, что 81% будущих педагогов не видят различий в социально-экологическом воспитании школьников и экологическом воспитании, не могут выделить специфику первого.
Причины вышеописанных результатов заключаются в следующем.
1. При прохождении педагогической практики студенты уделяют лишь некоторое внимание внешкольным и внеклассным мероприятиям природоохранного значения. но, как признаются сами студенты, эти мероприятия носят фрагментарный характер и в учебном процессе базовых школ.
2. Многие практикующие педагоги, следовательно, и закрепленные за ними студенты, не используют диагностические методики социально-экологического воспитания, считая вполне достаточным выявление академических экологических знаний школьников посредством тестирования.
3. Студенты предпочитают использовать традиционные педагогические технологии воспитания: экологические игры, экскурсии, экологические внеклассные мероприятия и др.; считают проблематичным использование таких технологий как, например, социально-экологические проекты.
наши исследования показали, что студенты сегодня недостаточно готовы к осуществлению процесса социально-экологического воспитания школьников, а значит, необходима система подготовки педагогических кадров в данном направлении.
В системе профессиональной подготовки студентов педагогического факультета Приднестровского государственного университета должное внимание экологическому образованию стало уделяться сравнительно недавно (в связи с существенным дополнением Закона об образовании в 2009 г.). Коренным образом ситуация изменилась в 2012 г. благодаря
переходу на двухуровневую систему образования и разработке новых учебных планов для бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». В цикл профессиональной подготовки вошли такие дисциплины, как «Инновационные образовательные технологии в обучении и воспитании младших школьников», «Основы экологического образования в начальной школе», «Организация летне- |
го отдыха детей», «Основы профессиональной компетентности будущего о
учителя начальных классов», «Психодиагностика в сфере образования», «Актуальные проблемы начального образования», «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «Современные методики преподавания курса «Окружающий мир» в начальной школе», «Культурнопросветительская деятельность в образовательных учреждениях», «Воспитание толерантного мироотношения младших школьников».
такие изменения дали возможность уже в течение двух лет в рамках этих дисциплин применять эколого-психологические тренинги, которые направлены на коррекцию, формирование и развитие экологических установок; развитие перцептивных возможностей, эмоционально-чувственной сферы; расширение целей взаимодействия с природной средой и индивидуального экологического пространства.
Методические особенности организации данной работы заключаются в том, что студентам предлагается за ограниченное время выполнить нестандартные задания в творческой форме. Многие упражнения для тренинга имеют универсальный характер. В процессе тренингов важно создать субьект-субьектные отношения преподавателей и студентов; доброжелательную атмосферу, основанную на взаимоуважении и доверии, мотивации и стимулировании. Как показал опыт работы, тренинговые упражнения следует применять в зависимости от конкретной ситуации. Обычно сначала проводились упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой («Природа в моей жизни», «Экскурсия» и т.п.). Затем - на формирование эмпатии («Предупредительные знаки», «Музыкальные картинки», «экологические письма»). В заключительной части использовались упражнения обобщающего характера, которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами («Экологический кодекс жителей Земли», «экологическая этика»).
Ценным, по нашему мнению, является то, что, работая в группе, студенты приобретают навыки коллективного взаимодействия, сотрудничества, умения самопрезентации, учатся высказывать собственное мнение, отстаивать свои идеи по решению экологических проблем современности, и вместе с тем каждый из них может высказать свою точку зрения,
95
технологии
Опыт исследований
свое мнение, свое видение проблемы, проявить социальную активность, готовность к социально-экологической деятельности.
Таким образом, достигается реализация цели современного образования - не только усвоение основ наук, но и формирование методологических ориентаций и операционального мышления, формирование знаний, умений и навыков, нужных для принятия таких решений, которые не нарушают устойчивости социоэкосистем, содействуют сохранению природных систем, бережному отношению к ресурсам биосферы.
Библиографический список
1. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы: Учеб. пособие. М., 2008.
2. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире: 2008. С. 144-170.
3. Мудрик А.В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. 1995. № 3. С. 54-57.
4. Перфилова О.Е. Развитие социальной экологической компетентности педагога в профессиональном образовании: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
5. Шилова В.С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика: Учеб. пособие. Белгород, 2008.
6. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Сура-вегиной. М., 1983.