УДК 378
ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Минаева Наталья Анатольевна, аспирантка Научно-образовательного центра ТЭКО МГГУ им. М.А. Шолохова, ул. Верхняя Радищевская, 16-18, Москва, Россия, 109004; e-mail: nataliminaea@rambler.ru
АННОТАЦИЯ
Результаты исследования проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к воспитанию у школьников экологической культуры. Особенность реализуемой модели профессиональной подготовки будущего учителя гуманитарного профиля к воспитательной деятельности — её открытый характер, что выражается в социальном партнёрстве учреждений высшего профессионального образования и общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание, воспитательная деятельность, профессиональная подготовка будущего учителя, гуманитарное образование, модель профессионального образования.
В условиях высокой интенсивности социокультурного развития общества формируются новые требования к качеству подготовки педагогических кадров в системе высшего профессионального образования. Специалисты с высшим образованием должны учитывать в своей практической деятельности глобальные тенденции, социокультурные особенности региона, приоритеты социально-экономического развития России, модернизации образования.
О необходимости обеспечения опережающей роли воспитания, развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении было заявлено на самом высоком государственном уровне: в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию в 2012 г. и подготовленной Минобрнауки России во исполнение поручения Президента РФ в 2013 г. Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. В числе приоритетных задач в программе обозначено развитие системы подготовки педагогических работников системы общего и дополнительного образования; совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. Успешность решения поставленных задач зависит от эффективности практической деятельности каждого специалиста на всех уровнях системы образования, их профессионализма и компетентности. В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) особое значение приобретает подготовка будущих учителей к организации воспитательного процесса в соответствии с направлениями примерных Программ воспитания и социализации учащихся, представленных во ФГОС.
Воспитание экологической культуры — одно из основных направлений воспитательной деятельности согласно примерным Программам воспитания и социализации новых ФГОС общего образования. Модернизация российского общества предполагает становление новой культуры, в которой центральное место занимает устойчивое взаимодействие общества и природы. Именно образование должно обеспечить переход человечества от потребительского мировоззрения к экологической культуре. На протяжении двух последних десятилетий проблемам экологического образования исследователями уделяется немало внимания. Тем не менее, очевидно, что эффективность развития экологической
культуры подрастающих поколений и качество подготовки педагогических кадров к организации процесса экологического воспитания не вполне соответствуют требованиям времени. Сегодня необходимо обеспечить качественно новый уровень готовности будущих учителей к воспитанию у школьников экологической культуры, связанный с их умениями самостоятельно проектировать воспитательный процесс, пространство экологических инициатив учащихся, обеспечивать обновление содержания экологического воспитания, его эффективную реализацию.
Несмотря на то, что экология принадлежит к естественно-научным дисциплинам, в контексте решения воспитательных задач пристального внимания заслуживает потенциал гуманитарных дисциплин в формировании экологической культуры личности. Не случайно развитие концепции экологического образования характеризуется сегодня его гуманитаризацией, усилением гуманитарного компонента, аксиологических и культурологических основ. Экологическая культура личности представляет собой совокупность экологически развитых эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, отказ от потребительского, антропоцентрического подхода к природе, создание новой системы ценностей, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходимо создать условия для реализации потенциала гуманитарных дисциплин в экологическом воспитании школьников, обеспечить эффективную подготовку будущих учителей гуманитарного профиля к воспитанию у школьников экологической культуры.
Таким образом, научная проблема состоит в теоретическом обосновании и разработке модели подготовки будущего учителя гуманитарного профиля к воспитанию экологической культуры школьников; выявлении условий и научно-методическом обеспечении её эффективной реализации в процессе высшего профессионального образования.
В качестве объекта исследования мы рассмотрели профессиональную подготовку будущего учителя в области экологического воспитания школьников. Предмет исследования определён как процесс подготовки будущего учителя гуманитарного профиля к воспитанию у школьников экологической культуры. Цель исследования: разработать модель подготовки будущего учителя гуманитарного профиля к воспитанию экологической культуры школьников и условия её эффективной реализации в процессе высшего профессионального образования.
В результате проведённого исследования решён комплекс исследовательских задач:
— выявлены теоретические подходы к моделированию процесса профессиональной подготовки будущего учителя в области экологического воспитания школьников и обоснованы особенности подготовки студентов гуманитарного профиля к воспитанию у школьников экологической культуры;
— разработана и апробирована модель подготовки будущего учителя гуманитарного профиля к воспитанию у школьников экологической культуры в процессе высшего профессионального образования и на основе социального партнёрства вуза с учреждениями общего и дополнительного образования;
— обоснованы актуальные направления в развитии содержания подготовки учителя гуманитарного профиля в области экологического воспитания и раскрыто содержание подготовки будущих учителей гуманитарного профиля к воспитательной деятельности по формированию экологической культуры школьников в контексте реализации ФГОС общего образования;
— определены критерии результативности и условия эффективной реализации модели подготовки учителя гуманитарного профиля к воспитанию у школьников экологической культуры.
Методологической основой исследования стали положения философско-педагоги-ческих концепций о развитии экологической культуры личности и общества, идеи холизма, коэволюции природы и общества; диалектические принципы развития, всеобщей связи, единства логического и исторического; положения об анализе предметов и явлений,
существующих во времени; методологические положения социокультурной стратегии модернизации образования; идеи компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров в системе высшего профессионального образования; теоретические подходы к развитию воспитания как социального института и педагогического процесса; методология воспитательного компонента Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; идеи гуманистического, личностно-ориентированного, системно-деятельностного подходов, о целостности педагогического процесса; идеи при-родо- и культуросообразности воспитания; положения современных исследований о гуманитаризации экологического образования.
Концептуальную основу и теоретические предпосылки моделирования процесса подготовки преподавателей гуманитарных дисциплин к воспитанию экологической культуры школьников составили теоретические и научно-методические работы коллектива Научно-образовательного центра экологической культуры (НОЦ ТЭКО) МГГУ им. М.А. Шолохова (С.Н. Глазачев, О.С. Анисимов, И.В. Вагнер, А.В. Гагарин, Ю.М. Гришаева, А.К. Шуль-женко). Теоретические положения работ названных авторов стали фундаментом разработанной в исследовании модели подготовки будущих учителей гуманитарного профиля, определили подходы автора к разработке её содержательного компонента, условий и критериев эффективной реализации.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Московского государственного областного гуманитарного института г. Орехово-Зуево Московской области (на факультетах психологии, иностранных языков и филологического). В эксперименте было задействовано 96 студентов с 1-го по 5-й курсы. Разработанные в ходе исследования образовательные модули и технологии подготовки студентов к воспитанию у школьников экологической культуры были апробированы в ходе практической работы автора в качестве преподавателя вуза, руководителя студенческой педагогической практики, в рамках взаимодействия вуза с учреждениями общего и дополнительного образования Москвы и Московской области, включая муниципальные образовательные учреждения — средние общеобразовательные школы № 11, 16, 17, 18 г. Орехово-Зуево Московской области. Эмпирическая база исследования формировалась также посредством участия автора в научно-практических мероприятиях научно-образовательного центра разработки технологий эколого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. В целом в разных формах опытно-экспериментальной деятельности было задействовано более 300 студентов и 100 педагогов.
Созданная в результате исследования модель опирается на совокупность социокультурного, аксиологического, компетентностного, системно-деятельностного и субъектного подходов, что обусловливает её гуманистический, гуманитарный, деятельностный характер. Модель характеризуется модульной структурой, открытостью, динамичностью; является аксиологически ориентированной, компетентностной.
Модель включает в себя ценностно-целевой, содержательный, технологический, критериально-диагностический, средовой и ресурсный модули.
Содержание процесса подготовки состоит в последовательном формировании у студентов социально-экологической компетентности, экокультурных ценностей, организаторских навыков, опыта и мотивации к самореализации в экологически ориентированной воспитательной деятельности. Разработанное и апробированное содержание изучаемого процесса выражено в комплексе образовательных программ и модулей, включая спецкурс «Подготовка будущего учителя к экологическому воспитанию школьников»; образовательные модули для курсов по социальной педагогике, теории и методике воспитания: «Воспитательный компонент ФГОС ОО: экокультурные ценности»; «Социально-экологическая компетентность будущих классных руководителей»; «Организация внеурочной работы: экологическое воспитание»; комплект тематических практикумов «Педагогическая поддержка социально-экологических инициатив школьников»; «Организация экологически ориентированной деятельности школьников»; «Диагностика экологического опыта школьников»; методические рекомендации по подготовке студентов к экологическому
воспитанию детей в ходе педагогической практики в образовательно-оздоровительных организациях и общеобразовательных организациях.
Полученные результаты исследования имеют практическую значимость.
В учреждениях высшего профессионального образования находят применение разработанные в ходе исследования программа спецкурса и образовательные модули, что позволяет повысить качество подготовки будущих учителей гуманитарного профиля к воспитанию экологической культуры у школьников. Разнообразный материал помогает развить у студентов интерес к данной работе; сформировать систему знаний об особенностях, формах, методах экологического воспитания; отработать умения и навыки студентов по формированию у подрастающего поколения экологического мировоззрения, экологической культуры и ответственного отношения к окружающей природной среде; умений стимулировать развитие внеурочной и внеклассной деятельности учащихся; умений анализировать собственную деятельность в целях совершенствования педагогического мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Гагарин А.В.. Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития // Акмеология. 2012.№ 1. С. 20-23.
[2]. Вагнер И.В. Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов: подходы к развитию и реализации // Социальная педагогика. 2012. № 2. С. 5-12.
[3]. Вагнер И.В. Модель гуманитарно-экологического образования студентов социально-педагогических и психолого-педагогических специальностей // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 2. С. 41-53.
[4]. Вагнер И.В. Уроки экологической этики. Гуманитарно-экологическое образование: Монография. — Germany: LAMBERT Academic Publishing, 2012. — 261 с.
[5]. Вагнер И.В. Философия воспитания как область научного знания: проблемное поле исследования // Акмеология. Специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений. 2013. С. 53-59.
[6]. Гагарин А.В. Профессиональная подготовка конкурентоспособного преподавателя высшей школы: проблемы и перспективные направления // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 46-49.
[7]. Гагарин А.В., Иващенко А.В. Сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития экологической компетентности личности // Акмеология. 2013. № 2 (46). С. 73-77.
[8]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. — М., 2012.
[9]. Глазачев С.Н. Экологическая культура в международной парадигме развития // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: серия «Социально-экологические технологии». 2013.№ 1. С. 5-12.
[10]. Глазачев С.Н., Вагнер И.В., Полева М.П. Педагогическое моделирование пространства развития экологической культуры // Акмеология. 2012. № 1. С. 40-46.
[11]. Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 93-98.
[12]. Гришаева Ю.М. О соотношении средового и пространственного подходов в экологическом образовании // Акмеология. 2011. № 3. С. 119-125.
[13]. Гришаева Ю.М. Модернизация технологий формирования экологической культуры студентов гуманитарного вуза: Монография / С.Н. Глазачев, Ю.М. Гришаева, В.И. Косоножкин. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 204 с.
[14]. Гришаева Ю.М. Проектирование педагогической системы формирования экопрофессио-нальной компетентности студентов // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 55-59.
[15]. Гришаева Ю.М. Экологический потенциал информатизации образовательного пространства // Акмеология. 2013. № 2 (46). С. 52-55.
TRAINING FUTURE TEACHER FOR TRAINING OF THE ENVIRONMENTAL CULTURE OF THE SCHOOLBOYS
Natalia A. Minaeva, the graduate student, M. A. Sholokhov Moscow State University for the Humanities, SEC TECO, Moscow, Verchnyaya Radishchevskaya Str., 16-18, Moscow, Russia, 109004; e-mail: nataliminaea@rambler.ru
ABSTRACT
The article reflects the research results on the issue of future teachers' professional training in the schoolboys' education on the environmental culture. The special feature of the implemented model of humanitarian profile future teacher professional training for the educational activity is its transparency which is expressed in the social partnership of the highest professional education establishments and secondary school.
Key words: environmental culture, ecological training, educational activity, the professional training of future teacher, humanitarian education, the model of the professional education.
REFERENCES
[1]. GagarinA.V., KuzinA.A. the Professional-ecological culture of the
personality: essence, the integral criterion of manifestation, the akmeologicheskie conditions for development // Akmeologiya. 2012. № 1. P. 20-23.
[2]. WagnerI.V. Educational component of the federal state educational standards: approaches to the development and the realization // Social pedagogy. 2012. № 2. P. 5-12.
[3] Wagner I.V. Model of the humanitarian- ecological education of the students of social-pedagogical and psychological and pedagogical specialties // The Astrakhan herald of ecological formation. 2012. № 2. P. 41-53.
[4]. Wagner I.V. Lessons of ecological ethics. Is humanitarian — ekologi ches the koe formation: Monograph. Germany: LAMBERT Of academic Of publishing, 2012. — 261 p.
[5]. Wagner I.V. Philosophy of training as the region of the scientific knowledge: the problematic field of a study // Akmeologiya. Special release based on materials OF XXI of akmeologicheskikh readings. 2013. P. 53-59.
[6]. Gagarin A.V. Professional training of the competitive instructor of the higher school: problem and promising trends // Akmeologiya. № 4 (44). 2012. P. 46-49.
[7]. Gagarin A.V., Ivashchenko A.V. Essence, gendernye and mezhkulturnye aspects, the special feature of the development of the ecological competence of personality // Akmeologiya. 2013. № 2 (46). P. 73-77.
[8]. GagarinA.V., GlazachevS.N. Ecological of Akmeologiya: pedagogical adaptation. M., 2012.
[9]. Glazachev S.N. Ecological culture in the international paradigm of development // herald MGGU im. M. A. Sholokhov: a series «Social-ecological technologies». № 1. 2013. P. 5-12.
[10]. Glazachev S.N., Wagner I.V., Poleva M.P. Pedagogical simulation of the space of the development of ecological culture // Akmeologiya. 2012.№ 1. P. 40-46.
[11]. Glazacheva A.R., Glazachev S.N. Molding of the ecological competence of future designer in the system of higher school // Akmeologiya. 2013. № 1 (45). P. 93-98.
[12]. Grishaeva Yu.M. On the relationship of environmental and three-dimensional approaches in the ecological formation // Akmeologiya. № 3. 2011. P. 119-125.
[13]. Grishaeva Yu.M. Modernization of the technologies of molding of the ecological culture of the students of humanitarian VUZ (Institute of Higher Education): Monograph. N. Glazachev, YU.M. Grishaeva, V.I. Kosonozhkin. M.: Ritz MGGU im. M.A.Sholokhova, 2013. 204 p.
[14]. Grishaeva Yu.M. Design of the pedagogical system of molding of the ekoprofessionalnoy competence of students // Akmeologiya. № 4 (44). 2012. P. 55-59.
[15]. Grishaeva Yu.M. Ecological potential of informatizatsii of educational space // Akmeologiya. № 2 (46). P. 52-55.