ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ (ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ)
DIDACTICS AND METHODS OF TEACHING (EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS)
УДК 378.1
ГУМАНИТАРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Гришаева Юлия Михайловна — доктор педагогических наук, профессор кафедры природопользования и методики обучения географии географо-экологического факультета Московского государственного областного университета; ул. Радио, 10а, Москва, Россия, 105005; e-mail: j.m.g@mail.ru
Подболотова Марина Ивановна — кандидат педагогических наук, директор образовательных программ Московского городского педагогического университета; ул. Радио, 10а, Москва, Россия, 105005; e-mail: mar-podbolotova@yandex.ru
Ткачёва Зинаида Николаевна — кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой природопользования и методики обучения географии географо-экологического факультета Московского государственного областного университета; ул. Радио, 10а, Москва, Россия, 105005; e-mail: kaf-pimog@mgou.ru
РЕЗЮМЕ
В статье анализируются дидактические аспекты модернизации современного высшего образования, ориентированного на усиление функционального аспекта подготовки будущих выпускников. Акцентируется объективный культурный запрос, направленный на коррекцию личностного ценностно-смыслового восприятия системы отношений «человек — общество — природа». Определяется педагогический потенциал географо-экологического образовательного пространства. Раскрывается содержание понятия «экосистемное мышление личности». Показывается, что содержание экологического образования, основанное на решении экологических проблем с учётом задач и возможностей будущей профессиональ-
ной деятельности, способствует эффективному формированию устойчивого представления, «образа» экологической культуры в индивидуальном сознании личности — экосистемного стиля мышления. Рассматриваются гуманитарные образовательные технологии в качестве дидактического средства при проектировании экологического образования, развитии экосистемного мышления студентов вуза. Анализируется технология рефлексии как условие реализации гуманитарных образовательных технологий в образовательном процессе высшей школы.
Ключевые слова: гуманитарные образовательные технологии, экосистемное мышление, экологическая культура, экологическое образование, рефлексия.
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация высшего образования сегодня объективно создаёт новые требования к целям, содержанию и результатам образовательного процесса. Новые требования предъявляются в настоящих условиях и к деятельности преподавателей и студентов вуза. В данной работе мы рассмотрим тенденции эффективного использования дидактического потенциала гуманитарных образовательных технологий для формирования экосистемного мышления студентов университета.
Термин «экологическое образование» был введён на конференции Международного союза охраны природы в 1970 году и сегодня означает целенаправленный процесс формирования экологической культуры личности. Экологическая культура как гуманитарный феномен, обладая глубоким ценностным содержанием и определяя модели поведения человека в его взаимодействии с природой [14], сегодня нуждается, на наш взгляд, в пристальном внимании со стороны педагогического сообщества, в переосмыслении дидактических, методических подходов к эффективному (оптимальному) экологическому образованию.
Экологическое образование часто считают синонимом понятия «образование для устойчивого развития». В научно-педагогической литературе можно встретить такое словосочетание: «экологическое образование для устойчивого развития» (ЭОУР).
В Декларации тысячелетия ООН (2000) среди фундаментальных ценностей для человека провозглашается «уважение к природе» и подчёркивается, что те модели производства и потребления, которые сегодня приняты мировым сообществом, в корне противоречат постулатам концепции устойчивого развития, а потому должны быть существенным образом пересмотрены.
Таким образом, можно констатировать объективный культурный запрос, направленный на коррекцию личностного ценностно-смыслового восприятия системы отношений «человек — общество — природа». Высшая школа, как профессионально ориентированный уровень образования, обладает, по нашему мнению, активным дидактическим потенциалом развития экологической культуры личности будущего выпускника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Географо-экологическое образование сегодня переживает сложные времена, связанные прежде всего с ослаблением интереса широкой общественности к наукам о Земле. Однако усиление внимания к «высоким технологиям», «экономике знаний» и т.п., как показывает опыт, всегда сталкивается с необходимостью изучать вопросы «ресурсов и условий окружающей среды». Другими словами, экономический рост может осуществляться и поддерживаться только за счёт природных ресурсов (а в России нельзя не учитывать фактор пространственного развития, географического пространства как природного ресурса).
Из вышесказанного следует важный, на наш взгляд, вывод о значении исследования закономерностей проектирования педагогического процесса, направленного на формирование целостного экологического сознания личности выпускника географо-экологического профиля вуза.
В данной работе речь пойдёт о гуманитарных образовательных технологиях и их роли в развитии экосистемного мышления личности студента.
Рассмотрим понятие «мышление» более детально. В различных источниках оно формулируется по-разному.
Мышление — «...одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщённым и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов её решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.
Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности — с мотивацией, способностями и пр.» [4].
Мышление — «... умственный процесс интерпретации того, что воспринято» [11].
Мышление — «... любая форма психической деятельности, имеющей дело с представлениями. В более узком понимании — психическая деятельность, связанная с решением проблем» [15].
Мышление — «... деятельность человеческого сознания («я») по взаимодействию с окружающим миром в процессе жизни. Мышление функционирует как способ познания мира и инструмент влияния на него» [12].
Таким образом, следует акцентировать важный для нашего исследования вывод, что мышление — это активная форма деятельности человеческого сознания. Экосистемное мышление личности представляет собой способность к познанию и позитивному преобразованию её взаимодействия с окружающим миром, т.е. выступает как активное преобразующее начало на основе экологического императива — внутренней аксиологической установки, заключённой в сознании человека: «Экологический стиль мышления, формируемый в процессе познания, отличается от потребительского совокупностью воздействий на среду обитания с целью достижения соответствующего экономического эффекта и качества жизни без деградации окружающей среды». [13; 14, с. 195]. Мы также согласны с мнением В.И. Панова, утверждающего, что экологическое сознание личности представляет собой сложное психическое образование, включающее в себя когнитивные, регуляторные, эмоциональные, этические и другие аспекты [16].
Разделяя идеи В.И. Панова, А.В. Гагарина и С.Н. Глазачева, мы рассматриваем экосистемное мышление будущего выпускника вуза в аспекте его профессионально-экологической культуры, которая может детерминировать его профессиональную деятельность в экологически проблемных ситуациях.
Важно отметить, что указанные выше исследователи подчёркивают, что в основе профессионально-экологической культуры личности лежат противоположные типы экологического сознания: антропоцентрический (приоритет прагматических интересов человека в его взаимодействии с природой над закономерностями её развития) и экоцентрический (приоритет экологоориентированных ценностей и смыслов). Актуальное же экологическое сознание включает в себя оба типа. [2; 3; 16].
Рассмотрим сущность понятия «гуманитарная образовательная технология» с целью выявления образовательных возможностей применения данного дидактического средства для развития экосистемного мышления личности студентов.
Гуманитарная образовательная технология представляет собой качественную характеристику любой «человекоориентированной» педагогической технологии, реализующей цели гуманизации и воплощающей идеи вовлечения нравственного императива в образовательный процесс [5; 6].
Принимая во внимание сказанное ранее о целях экологического образования, можно сделать вывод об их абсолютном совпадении с идеологией гуманитарных образовательных технологий.
Но какова взаимосвязь между гуманитаризацией педагогического взаимодействия и качественным преобразованием личности студента, изменением личностных поведенческих моделей? Каковы критерии и показатели такого преобразования, каков психолого-педагогический диагностический инструментарий?
В качестве основных характеристик, отражающих сущность гуманитарных образовательных технологий, Н.В. Бордовская называет следующие: гуманизация и проблематизация целей и содержания образования; диалогизация; индивидуализация и дифференциация образовательного процесса; личностная самореализация и верификация педагогических методов и средств [1].
Анализируя представленные выше атрибуты гуманитарной образовательной технологии, считаем необходимым добавить в данный перечень обязательное использование технологии рефлексии.
Под рефлексией мы понимаем «... проблемное переосмысление своей деятельности с учётом соотнесения заданных ценностно-смысловых установок с уже полученными результатами эколого-профес-сиональной деятельности». Уровень развития эко-лого-профессиональной рефлексии выступает в качестве одного из основных условий вовлеченности студентов в процесс актуализации педагогического потенциала эколого-профессионального саморазвития личности. Результатом рефлексии в таком случае является развитие мировоззренческой сферы личности, основанное на сознательном индивидуальном проектировании решения проблем — противоречий, препятствующих выстраиванию интериоризованно-го идеального образа профессиональной деятельности» [10, с. 133]. Отметим, что применение технологии рефлексии в образовательном процессе высшей школы подразумевает использование технологии
педагогического проектирования образовательного пространства («проектирование индивидуального эколого-профессионального образовательного пространства») [7; 9].
ВЫВОДЫ
В качестве выводов определим важные аспекты, касающиеся достижения целей экологического образования в современных условиях.
1. Гуманитарные образовательные технологии ориентированы на усвоение функциональных аспектов деятельности, что связано с формированием сознательного отношения к изучаемому объекту.
2. Рефлексия в учебной деятельности позволяет научиться осуществлять корректировку, выявлять пробелы, намечать пути преодоления трудностей в учебном процессе (образовательные технологии саморазвития, самоорганизации, саморегуляции).
3. Содержание экологического образования, основанное на решении экологических проблем с учётом задач и возможностей будущей профессиональной деятельности, способствует эффективному формированию устойчивого представления, «образа» экологической культуры в индивидуальном сознании личности — экосистемного стиля мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из объективных тенденций модернизации современного высшего образования и её ближайших перспектив, касающихся усиления функционального аспекта подготовки будущих выпускников (компетентностно-ориентированная парадигма образования), очевидно, что гуманитарные образовательные технологии приобретают особый смысл. Очевидно, что методические подходы и технологические приёмы в новых условиях должны быть направлены на усвоение студентами видов деятельности, с помощью которых в будущей профессиональной практике они смогут быстро адаптироваться к новым условиям [8]. В качестве ведущих методов и технологий в гуманитарно ориентированном педагогическом процессе выступают студентоцентрированные методы обучения (например, проектно-исследо-вательский метод, фасилитация), а также методы, стимулирующие самостоятельную работу студентов (например, кейс-метод, мыследеятельность, смыс-лотворчество) [10].
ССЫЛКИ
[1]. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования. — СПб.: ООО «Книжный дом», 2007.— 408 с.
[2]. Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в природо-ориентированной деятельности учащихся / А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2004. № 2. 2012. — С. 82-100.
[3]. Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура как вершинное достижение личности: сущность, содержание, пути развития // Вестник Международной Академии наук (Русская секция). 2015. № 1(17). — С. 20-23.
[4]. Головин CM. Словарь практического психолога. 1998. [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/ dictionary/25/word/myshlenie (дата обращения 01.07.2016).
[5]. Гришаева Ю.М. Гуманитарные технологии в экологическом образовании // Вестник Государственного университета управления. 2011. № 7. — С. 30-34.
[6]. Гришаева Ю.М. Гуманитарные технологии и перспективы модернизации экологического образования в вузе // Альма-матер. 2011. № 3. — С. 86-88.
[7]. ГришаеваЮ.М., КосоножкинВ.И., Ксенофонтов Е.А. Дидактические принципы организации эколого-обра-зовательного пространства гуманитарного вуза // Акмео-логия. 2015. № 3(55). — С. 61-64.
[8]. Гришаева Ю.М. О роли экологического образования в становлении профессиональной компетентности специалиста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2014. № 1. — С. 11-17.
[9]. Гришаева Ю.М. О соотношении средового и пространственного подходов в экологическом образовании // Акмеология. 2011. № 3. — С. 119-125.
[10]. Гришаева Ю.М. Эколого-профессиональное саморазвитие будущего выпускника гуманитарного профиля // Акмеология. 2014. № 1. — С. 129-135.
[11]. Зеленский В. Словарь аналитической психологии.— 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary. ru/dictionary/11/word/myshlenie (дата обращения 01.07.2016).
[12]. Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/14/word/myshlenie (дата обращения 01.07.2016).
[13]. НесговороваН.П., СавиныхВ.Л. Интегративный подход к экологическому образованию // Философия образования. № 1. 2009. — С. 192-199.
[14]. ПодболотоваМ.И., КирбаеваН.В. Формирование эколого-этических аспектов личности как актуальная задача в экологическом образовании учащихся // European Social Science Journal. — М.: Изд-во АНО «Международный исследовательский институт». 2014. № 7-1(46). — С. 151-156.
[15]. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб., 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/12/word/myshlenie (дата обращения 01.07.2016).
[16]. Panov V.I. Ecological Thinking, Consciousness, Responsibility // Procedia — Social and Behavioral Sciences 86. 2013. — pp. 379-383.
HUMANITARIAN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A DIDACTIC TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF ECOSYSTEM THINKING OF STUDENTS
Yulia M. Grishaeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Nature Management and Methods of Teaching Geography, Faculty of Geography and Ecology of Moscow Region State
University, 10A ul. Radio, Moscow, 105005, Russia; e-mail: j.m.g@mail.ru
Marina I. Podbolotova, Candidate of Pedagogical Sciences, Director of educational programs of Moscow City Teacher Training University, 10A ul. Radio, Moscow, 105005, Russia; e-mail: mar-podbo-lotova@yandex.ru.
Zinaida N. Tkacheva, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Nature Management and Methods of Teaching Geography, Faculty of Geography and Ecology of Moscow Region State University, 10A ul. Radio, Moscow, 105005, Russia; e-mail: kaf-pimog@mgou.ru.
ABSTRACT
The article analyzes the didactic aspects of modernization of contemporary higher education, focused on strengthening of the functional aspect of training of the future graduates. It accentuates the objective cultural inquiry aimed at correction of the personal value-semantic perception system of «man-soci-ety-nature» relations. The pedagogical potential of geographic and environmental education space is determined. The concept of «ecosystem thinking» is explained. It is shown that the contents of environmental education based on environmental issues with account for the challenges and opportunities of the future professional activity contributes to the effective formation of a stable representation, «image» of ecological culture in the individual consciousness of individuals, the ecosystem thinking. Educational technologies are examined as a didactic tool in the design of environmental education and development of the ecosystem thinking of the students. The technology of reflection as a condition for the realization of humanitarian educational technologies in educational process of higher school is analyzed.
Key words: academic educational technologies, ecosystem thinking, ecological culture, ecological education, reflection.
REFERENCES
[1]. Bordovskaja N.V. Gumanitamye tehnologii v vu-zovskoj obrazovatel'noj praktike: teorija i metodologija proektirovanija [Humanitarian technologies in higher school educational practice: theory and design methodology]. Saint Petersburg, OOO «Knizhnyj dom», 2007.— 408 s.
[2]. Gagarin A.V. Teoreticheschkie i jempiricheskie as-pekty formirovanija jekologicheskogo soznanija v prirodoor-ientirovannoj dejatelnosti uchashhihsja [Teoretical and empirical aspects of formation of ecological consciousness in nature] / Ivashhenko A.V., Panov VI., Gagarin A.V. // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Psihologija i pedagogika. [Bulletin of the Russian University of peoples' friendship. Series: Psychology and pedagogy]. 2004. № 2. 2012. — S. 82-100.
[3]. Glazachev S.N., Gagarin A.V. Jekologicheskaja kul'tura kak vershinnoe dostizhenie lichnosti: sushhnost', soderzhanie, puti razvitija [Ecological culture as the vertex achievement of personality: essence, content and ways of de-
velopment].Vestnik Mezhdunarodnoj Akademii nauk (Russkaja sekcija) [Bulletin of the International Academy of Sciences (Russian section)], 2015, № 1(17). S. 20-23.
[4]. Golovin C. Ju. Slovar' prakticheskogo psiholo-ga [Dictionary of practical psychologist]. 1998. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/myshlenie (accessed 01 July 2016).
[5]. Grishaeva Yu.M. Gumanitarnye tehnologii v jeko-logicheskom obrazovanii [Humanitarian technologies in ecological education].Vestnik Gosudarstvennogo universiteta up-ravlenija [Bulletin of the State University of management]. 2011. № 7. S. 30-34.
[6]. Grishaeva Yu.M. Gumanitarnye tehnologii i perspek-tivy modernizacii jekologicheskogo obrazovanija v vuze [Humanitarian technologies and prospects of modernization of environmental education at the University]. Al'ma-mater [Alma mater]. 2011. No. 3. pp. 86-88.
[7]. Grishaeva Yu.M., Kosonozhkin V.I., Ksenofontov E.A. Didakticheskie principy organizacii jekologo-obrazovatel'no-go prostranstva gumanitarnogo vuza [Didactic principles of the organization of ekologo-educational space humanitarian University]. Akmeologija [Acmeology]. 2015. № 3 (55). S. 61-64.
[8]. Grishaeva Yu.M. O roli jekologicheskogo obrazovanija v stanovlenii professional'noj kompetentnosti specialist [On the role of environmental education in the formation of professional competence of a specialist]. Vestnik Moskovsko-go gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Peda-gogika» [Bulletin of Moscow state regional University. Series «Pedagogy»]. 2014. № 1. S. 11-17.
[9]. Grishaeva Yu.M. O sootnoshenii sredovogo i pros-transtvennogo podhodov v jekologicheskom obrazovanii [On the correlation of environmental and spatial approaches in en-
vironmental education]// Akmeologija [Acmeology]. 2011. № 3. S. 119-125.
[10]. Grishaeva Yu.M. Jekologo-professional'noe samorazvitie budushhego vypusknika gumanitarnogo profil-ja [Eco-professional self-development of the future graduate in the Humanities] // Akmeologija [Acmeology]. 2014. № 1. S. 129-135.
[11]. Zelenskij V. Slovar' analiticheskoj psihologii. [Dictionary of analytical psychology]. 2008. Available at: http://vo-cabulary.ru/dictionary/11/word/myshlenie (accessed 01 July 2016).
[12]. Il'inskij S. Nejrolingvisticheskoe programmirovanie [Neuro-linguistic programming]. 2006. Available at: http://vo-cabulary.ru/dictionary/14/word/myshlenie (accessed 01 July 2016).
[13]. Nesgovorova N.P., Savinyh V.L. Integrativnyj pod-hod k jekologicheskomu obrazovaniju [Integrative approach to ecological education] // Filosofija obrazovanija [Philosophy of education].2009. № 1. S. 192-199.
[14]. Podbolotova M. I., Kirbaeva N. V. Formirovanie jekologo-jeticheskih aspektov lichnosti kak aktual'naja zada-cha v jekologicheskom obrazovanii uchashhihsja [Formation of ecological and ethical aspects of personality as the urgent task of ecological education of students] // European Social Science Journal. Moscow. ANO «Mezhdunarodnyj issledova-tel'skij institut». 2014. № 7-1 (46). S. 151-156.
[15]. Rajkroft Ch. Kriticheskij slovar' psihoanaliza [A critical dictionary of psychoanalysis]. Saint Petersburg.— 1995. Available at: http://vocabulary.ru/dictionary/12/word/myshle-nie (accessed 01 July 2016).
[16]. Panov V.I. Ecological Thinking, Consciousness, Responsibility // Procedia — Social and Behavioral Sciences 86. 2013. S. 379-383.