Научная статья на тему 'Эколого-профессиональное саморазвитие будущего выпускника гуманитарного профиля'

Эколого-профессиональное саморазвитие будущего выпускника гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ECOPROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / ECOPROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Юлия Михайловна

В статье рассмотрены некоторые педагогические механизмы эколого-профессионального саморазвития как осознанного целенаправленного стремления личности к непрерывной актуализации своего личностно-профессионального потенциала, реализуемого в эколого-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришаева Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOPROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE GRADUATE HUMANITIES

The article is dedicated to some pedagogical mechanisms of ecoprofessional self-development as conscious-minded aspiration of person to the continuous actualization of its personal and professional potential implemented in ecoprofessional activities.

Текст научной работы на тему «Эколого-профессиональное саморазвитие будущего выпускника гуманитарного профиля»

УДК 37.03

ЭКОЛОГО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ВЫПУСКНИКА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ1

Гришаева Юлия Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, Научно-образовательный центр по разработке технологий эколо-го-педагогического образования МГГУ им. М. А. Шолохова, старший научный сотрудник; e-mail: j.m.g@mail.ru; тел.: +7 (916) 909-93-69

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены некоторые педагогические механизмы эколого-профессиональ-ного саморазвития как осознанного целенаправленного стремления личности к непрерывной актуализации своего личностно-профессионального потенциала, реализуемого в эколого-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: эколого-профессиональное саморазвитие, экологическая культура, эколого-профессиональная деятельность.

Очевидно, что систему современного высшего профессионального образования следует исследовать в качестве важнейшего звена в цепи непрерывного образования личности - образования в течение всей жизни. «Лестница» развития личностной сферы человека представляет собой последовательное движение человека ко все более высоким достижениям в своем образовательном уровне по следующим ступеням, - отмечают С.Я. Баты-шев и А.М. Новиков: ступень достижения элементарной и функциональной грамотности; ступень достижения общего образования, на которой человек приобретает необходимые и достаточные знания об окружающем его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности; ступень профессиональной компетентности; ступень овладения широко понимаемой культурой, когда человек не только осознает те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества; ступень формирования индивидуального менталитета личности» [23, с. 10]. В общем виде этапы восхождения по пути личностного развития они представляют в виде следующей логической цепочки: «грамотность (общая и функциональная) - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет» [23, с. 11]. В связи с этим, выявление эффективных условий профессионального саморазвития выпускника вуза сегодня выступает в качестве одной из самых актуальных задач профессиональной подготовки. Непрерывное профессиональное саморазвитие личности, ориентированное на адекватное соответствие современным потребностям общества и государства, является частью активного процесса личностной социально-культурной идентификации профессионала. Следовательно, становление, формирование и последующее развитие соответствующей мотивации и эффективных навыков эколого-профессионального саморазвития будущего выпускника требуют пристального внимания в ходе его обучения в вузе. В научно-педагогической литературе под «саморазвитием» понимается процесс активного, последовательного, прогрессивного и, в целом, необратимого качественного изменения психологического статуса личности. Подчеркивается, что саморазвитие возможно на определенной ступе-

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (номер проекта 13-06-00479).

ни возрастного развития, когда сформировались механизмы психологической саморегуляции [21]. М. Л. Предигер (2012) под «профессиональным саморазвитием» понимает непрерывный процесс перехода потенциальных способностей студента в области профессиональной деятельности в актуальные, на основе осознанной саморегуляции учебно-профессиональной деятельности» [22, с. 137]. О взаимосвязи и соотношении процессов эколого-профессионального саморазвития и эколого-профессиональной саморегуляции в нашем исследовании будет сказано ниже.

С целью достижения достаточного уровня аналитической проблематизации психолого-педагогического феномена «эколого-профессиональное саморазвитие личности» определим специфику эколого-профессиональной деятельности будущего специалиста гуманитарного профиля, дифференцируя объекты профессиональной деятельности для гуманитарной, технической и естественно-научной областей. Объектом гуманитарной сферы, как известно, выступает человек в своей нравственно-духовной, социальной сущности; объектом технической сферы выступает техника; объектом естественно-научной сферы профессиональной деятельности выступает природа и ее закономерности. Таким образом, результатом профессиональной деятельности специалиста гуманитарной сферы выступает духовная культурно - обусловленная реальность (в противоположность материальной культурно-обусловленной реальности и природе), насыщенная ценностями, нравственными императивами, законами, традициями, семантическими правилами и т.д. В свою очередь, эколого-профессиональная деятельность как форма активности личности, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности с учетом универсальных экологических принципов, формирует нравственно-экологическое культурное пространство. Специфика профессиональной деятельности будущего выпускника гуманитарного профиля ориентирована, прежде всего, на систему человеческих взаимоотношений, в которой важным движущим фактором выступает ценностно-смысловая интерпретация целостного событийного ряда в сознании личности. Современное высшее профессиональное образование в этом смысле призвано готовить специалистов, не только обладающих компетенциями, необходимыми для технологического осуществления профессиональной деятельности, но и профессионалов с необходимым уровнем экологической культуры - по словам С.Н.Глазачева и О.С.Анисимова - «культуры нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека» [1, с. 6].

«Человечество выработало стереотип подчиненности всего своим устремлениям, потребностям. Будучи частью единого, плывя по Космосу на корабле под названием Земля, человечество таким образом вмешивается в бытие корабля, что существенно деформирует его, активно и с энтузиазмом порождает «пробоины» в нем, стимулируя проявления кризисов судьбоносного уровня, подвергая перспективу дальнейшего бытия на Земле большому сомнению. Человечество увлеченно научилось вредить себе и продолжает это делать вопреки всем предупреждениям специалистов, усмотревшим угрозу дальнейшему существованию человечеству на Земле. При этом те, кто ответственен за принятие судьбоносных решений на уровне страны и сообщества стран, устойчиво придерживаются сложившейся инерции, не готовы принципиально пересамоопределиться и серьезно осмыслить иную, новую парадигму» [2].

Эколого-профессиональное саморазвитие определяется нами как осознанное целенаправленное стремление личности к непрерывной актуализации своего личностно-профессионального потенциала, реализуемого в эколого-профессиональной деятельности [16, с. 73]. Эколого-профессиональное саморазвитие, по нашему мнению, представляет собой самостоятельное качественное преобразование своих способностей, умений, компетенций в результате вовлеченности в профессиональную деятельность (благодаря эколого-профессиональной деятельности) и, в результате, совершенствуя саму деятельность.

Рассмотрим возможности постановки учебно-профессиональных задач, направленных на актуализацию потенциала эколого-профессионального саморазвития студен-

тов направления подготовки 080200 «Менеджмент», квалификация «Бакалавр». В соответствии с ФГОС ВПО [25] для бакалавров менеджмента определены следующие виды профессиональной деятельности: организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская. Приведем некоторые примеры постановки учебно-профессиональных задач, направленных на создание условий эффективного эколого-профессионального саморазвития:

- в области организационно-управленческой деятельности - разработка и реализация эколого-ориентированных проектов, направленных на развитие организации;

- в области информационно-аналитической деятельности - оценка эффективности эколого-ориентированных проектов;

- в области предпринимательской деятельности - разработка бизнес-планов нового эколого-ориентированного бизнеса.

Учебно-профессиональные задачи экологической направленности для бакалавров по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», которые готовятся к таким видам профессиональной деятельности, как педагогическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская [23], могут быть определены следующим образом:

- в области педагогической деятельности - использование возможностей экологизации образовательной среды для обеспечения качества образования;

- в области культурно-просветительской деятельности - организация экокультурно-го пространства;

- в области научно-исследовательской деятельности - разработка современных педагогических технологий с учетом экологического аспекта содержания образования.

Дополняя ход нашего рассуждения, приведем позицию Н.П. Несговоровой, которая под «эколого-профессиональным развитием личности будущего педагога» понимает «...образование целостной системы внутренних и внешних отношений, системы открытой, уникальной и вместе с тем имеющей типичную и закономерно определенную структуру. В данной структуре непрерывно происходят процессы интеграции и дифференциации, кристаллизации и диссоциации ее компонентов, осуществляется эколого-профессиональная подготовка педагога» [20].

В качестве основных видов профессиональной деятельности будущего бакалавра по направлению подготовки 032700 «Филология» [21] во ФГОС определены: научно-исследовательская деятельность в научных и научно-педагогических организациях, учреждениях и подразделениях; прикладная деятельность (например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации; социально-гуманитарной деятельности; педагогическая деятельность в учреждениях среднего общего и среднего специального образования; проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах. Ниже приведены учебно-профессиональные задачи, ориентированные на эколого-профессиональное саморазвитие для данного направления подготовки:

- проведение учебных занятий и внеклассной работы экологической направленности по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования;

- подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий экологической направленности на основе существующих методик экологического образования;

- разработка проектов по созданию эколого-ориентированных экспозиций для литературных и литературно-художественных музеев;

- разработка эколого-ориентированных проектов, связанных с креативной деятельностью учащихся в рамках кружков детского творчества, создание сценариев литературных игр, литературно-драматических и поэтических фестивалей и т. д.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что активный ресурс видов и направлений будущей профессиональности деятельности студентов наглядно показывает широкие возможности перспектив для эколого-профессионального саморазвития.

Эколого-профессиональное саморазвитие тесно связано с такими психологическими феноменами, как эколого-профессиональная саморегуляция и эколого-профессиональная самоорганизация.

Эколого-профессиональная саморегуляция представляет собой способность специалиста к деятельностной мобилизации личностных сфер, что является результатом самостоятельного проектирования индивидуальной программы для достижения конкретной цели эколого-профессиональной деятельности. Структура саморегуляции как психологического феномена характеризуется, согласно принятым определениям, наличием так называемого регуляционного контура, показатели эффективности которого включают в себя установки для саморегуляции, основанные на психологических механизмах обратной связи.

Эколого-профессиональная самоорганизация представляет собой акмеологический инвариант профессионализма, основанный на рефлексии эколого-профессиональной деятельности. Под «рефлексией» мы понимаем проблемное переосмысление своей деятельности с учетом соотнесения заданных ценностно-смысловых установок с уже полученными результатами эколого-профессиональной деятельности. Уровень развития эколого-профессиональной рефлексии выступает в качестве одного из основных условий вовлеченности студентов в процесс актуализации педагогического потенциала эколого-профессионального саморазвития личности. Результатом рефлексии в таком случае выступает развитие мировоззренческой сферы личности, основанное на сознательном индивидуальном проектировании решения проблем - противоречий, препятствующих выстраиванию интериоризованного идеального образа профессиональной деятельности. Эколого-профессиональная самоорганизация как результат эколого-профессиональной рефлексии есть непрерывный процесс профессионального самосовершенствования (наряду с эколого-профессиональным саморазвитием и эколого-профессиональной саморегуляцией).

Таким образом, эколого-профессиональное саморазвитие есть результат диалектического единства развития личностной и профессиональной сфер и представляет собой непрерывный внутреннедетерминированный и внешнеобусловленный динамический процесс.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая парадигма: истоки, становление, развитие Электронный ресурс // ЭПНИ Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1: Режим доступа: http://www.heraldrsias.ru.

[2]. Анисимов О.С., Глазачев С.Н. Экологическая культура: восхождение к духу. Поиски духовно-нравственных оснований коррекции образования и культуры: Монография . М., 2005. 186 с.

[3]. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихоло-гических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. 2010. № 2. С. 83-89 (Серия: Психология и педагогика).

[4]. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3. С. 31-35.

[5]. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности проявления и развития в условиях экологоориентированной деятельности // Акмеология. 2010. № 4. С. 28-32.

[6]. Гагарин А.В. К определению сущности понятия «природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов. 2003. № 1. С. 211-223 (Серия: Психология и педагогика).

[7]. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. М., 2005 (изд. 2-е, дораб. и допол.).

[8]. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихоло-гических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. 2010. № 3. С. 66-73 (Серия: Психология педагогика).

[9]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учеб. пос. М., 2012.

[10]. Гагарин А.В., Новиков С.О., Астахов Д.А. Экологическая компетентность как интегральный критерий эколого-ориентированной личности (сущностно-функциональный аспект) // Вестник РУДН. 2011. № 4. С. 5-11 (Серия: Психология и педагогика).

[11]. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 2. С. 178-182.

[12]. Глазачев С.Н. Становление гуманитарных технологий в образовании: вместо предисловия // Вестник МАН. 2011. № 1. С. 5-6.

[13]. Глазачев С.Н. Экологическая культура. Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М., 1998.

[14]. Глазачев С.Н., КосоножкинВ.И. Экосистемный подход к охране природы // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2012. Спец. вып: Матер. Междунар. конф. С. 250-252.

[15]. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность: становление, проблемы, перспективы. М., 2008.

[16]. Гришаева Ю.М. Эколого-профессиональная компетентность личности: педагогическая адаптация. М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова. 172 с.

[17]. Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала: Монография. Воронеж, 2006.

[18]. Иващенко А.В., Гагарин А.В. Эколого-ориентированная деятельность педагога и учащихся в экологическом образовании: сущностные особенности, содержательно-функциональный и аксиологический аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. 2007. № 1. С. 80-91 (Серия: Психология и педагогика).

[19]. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в природоориентированной деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. 2004. № 2. С. 82-102 (Серия: Психология и педагогика).

[20]. Несговорова Н.П. Концептуальные основы проектирования эколого-профессиональной подготовки педагогов // Современные проблемы науки и образования. Пенза: Изд. дом «Академия естествознания». 2012. № 1. С. 119.

[21]. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. Электронный ресурс. 2006. Режим доступа: http://didacts.ru.

[22]. Предигер М.Л. Формирование мотивации профессионального саморазвития на основе проектирования проблемных ситуаций // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 6. С. 135-144.

[23]. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я.Батышева, А.М.Новикова. 3-е изд., перераб. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

[24]. ФГОС ВПО для направления 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) - бакалавр), утвержденный Минобразования и науки РФ 22.12.2009 г. № 788. Электронный ресурс. Режим доступа: http://Минобрнауки.рф.

[25]. ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700 «Филология» (квалификация (степень) - бакалавр), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 34 Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр://Минобрнауки.рф.

[26]. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) - бакалавр), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010 г. № 544 Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр://Минобрнауки.рф.

ECOPROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF FUTURE GRADUATE HUMANITIES

Julia M. Grishaeva - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Ecological Culture Technology Center (TECO Center), M. A. Sho-lokhov Moscow State University for Humanities, senior researcher; e-mail: j.m.g@mail.ru; +7 (916) 909-93-69

ABSTRACT

The article is dedicated to some pedagogical mechanisms of ecoprofessional self-development as conscious-minded aspiration of person to the continuous actualization of its personal and professional potential implemented in ecoprofessional activities.

Key words: ecoprofessional self-development, ecological culture, ecoprofessional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.