Научная статья на тему 'Событийные формы организации внеклассного воспитательного мероприятия'

Событийные формы организации внеклассного воспитательного мероприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8382
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / СОБЫТИЙНОСТЬ / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ВНЕКЛАССНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергунина Татьяна Алексеевна

Данная статья посвящена современным формам организации внеклассного воспитательного мероприятия на основе событийности в средних общеобразовательных школах. Чтобы учителю достичь максимальных результатов в воспитании школьников, ему необходимо проводить внеклассные воспитательные мероприятия в классе. При этом важно не только само наличие внеклассного воспитательного мероприятия, но и правильная его организация, чтобы для учащихся воспитательное мероприятие стало значимым событием в их жизни. Вследствие этого, в статье рассматриваются способы и условия организации успешного современного внеклассного воспитательного мероприятия, чтобы оно стало событием в жизни учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событийные формы организации внеклассного воспитательного мероприятия»

СОБЫТИЙНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Сергунина Т.А.

Сергунина Татьяна Алексеевна - студент, историко-филологический факультет, Нижегородский национальный государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас

Аннотация: данная статья посвящена современным формам организации внеклассного воспитательного мероприятия на основе событийности в средних общеобразовательных школах. Чтобы учителю достичь максимальных результатов в воспитании школьников, ему необходимо проводить внеклассные воспитательные мероприятия в классе. При этом важно не только само наличие внеклассного воспитательного мероприятия, но и правильная его организация, чтобы для учащихся воспитательное мероприятие стало значимым событием в их жизни. Вследствие этого, в статье рассматриваются способы и условия организации успешного современного внеклассного воспитательного мероприятия, чтобы оно стало событием в жизни учащихся.

Ключевые слова: внеклассная работа, событийность, событийный подход, внеклассное воспитательное мероприятие, формы проведения внеклассного воспитательного мероприятия.

В настоящее время школа играет очень важную роль в воспитании ребенка. Она является важным социальным институтом, который оказывает значительное влияние на формирование личности школьника. С каждым годом возрастает роль школы в воспитании детей (подчеркивается необходимость формирования личностных результатов во ФГОСе, в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ, и в Стратегии развития воспитания в РФ до 2025), также повышаются и требования к педагогам, согласно Профессиональному Стандарту. Ребенок находится как под присмотром родителей, так и учителей. Кроме того, благодаря школе, дети приобретают не только знания, но у них формируется характер, личностные качества, мировоззрение.

В связи с этим, перед преподавателем стоит задача организации воспитательной деятельности, целью которой является воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности, склонной к овладению различными умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, а также воспитание личности, в которой гармонически сочетается духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

Особая роль в решении данного вопроса принадлежит внеклассной воспитательной работе. Чтобы учителю достичь максимальных результатов в воспитании школьников, ему необходимо проводить внеклассные воспитательные мероприятия в классе. При этом важно не только само наличие внеклассного воспитательного мероприятия, но и правильная его организация, чтобы для учащихся воспитательное мероприятие стало значимым событием в их жизни.

Внеклассное мероприятие - это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Внеклассное воспитательное мероприятие нацелено на обогащение учащихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающие различные стороны жизни человека и общества. Проведение внеклассных мероприятий способствуют более тесному связыванию теоретических знаний с жизнью, также оно формирует профессиональные интересы учащихся.

Современная школа должна отвечать запросам современного информационного общества, поэтому она связана с организацией процесса обучения и воспитания в школе на основе событийности.

Событийность - характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни.

При организации современного внеклассного воспитательного мероприятия используется событийный подход. Благодаря ему, внеклассное воспитательное мероприятие становится значимым событием в жизни школьного коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы. Педагог становится не единственным источником знаний, а проводником ученика в мире информации, выполняя роли тьютора, в условиях информационно-образовательной среды школы.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. Образовательное событие - это способ инициирования образовательной активности учащихся, включения в разные формы образовательной коммуникации. Участие в образовательных событиях позволяет учащимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения по части академических и компетентностных результатов.

Цель образовательных событий: усвоение учебных знаний через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности обучающихся, дать им возможность проявить свои знания, умения и навыки в нестандартной ситуации, раскрыть свой потенциал, научиться конструктивно, взаимодействовать с другими обучающимися и педагогом.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере [2].

Внеклассное воспитательное мероприятие на основе событийности может быть проведено в различных формах. Правильно выбранная форма проведения мероприятия позволяет решать поставленные воспитательные задачи.

Телеконференция - совещание, участники которого территориально удалены друг от друга и которое осуществляется с использованием телекоммуникационных средств. Наиболее частым становится использование такой сетевой формы в общеобразовательных учреждениях. Школы, оснащенные оборудованием для организации видеоконференций, используют появившиеся возможности также и непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса.

Вечера - вечернее собрание для дружеской встречи для развлечения, организуется чаще для старшеклассников. Это могут быть литературные, музыкальные, песенные, танцевальные, поэтические вечера и другие. Цель вечеров - объединить участников, приобщить к искусству.

Для школьников всегда будут интересны различные экскурсии, посещение интересных объектов (музеи, достопримечательности, театры, выставки).

Сетевая викторина - имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний. Сетевая викторина - это новая форма инициирования познавательной активности, когда у каждого участника появляются новые способы получения задания и передачи ответа. Преимуществом сетевых викторин может стать возможность массового вовлечения школьников в конкурсное движение [1].

Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера: викторины, КВН, конкурсы, брейн-ринги.

Образовательный веб-квест - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Web-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для

90

самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных вебсайтах. Кроме того, результатом работы с веб - квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов [3].

При организации внеклассного воспитательного мероприятия необходимо помнить, что такое мероприятие должно стать для учащихся маленьким событием в жизни, из которого они должны извлечь все ценное и полезное, что хотел до них донести педагог.

Чтобы внеклассное мероприятие прошло достаточно успешно, нужно помнить о некоторых важных моментах. Во-первых, необходимо учесть эмоциональное и физическое состояние детей. Если учащиеся слишком возбуждены, например, после урока физкультуры, то перед началом мероприятия провести с детьми упражнения, чтобы они успокоились и настроились на мероприятие, например упражнение «Шторм - штиль». В зависимости от произнесенного учителем слова ученики ведут себя или шумно, активно, громко разговаривая («шторм»), или тихо, двигаясь плавно, разговаривая шепотом («штиль»). Если же дети наоборот, малоактивны, например, после урока истории или литературы, то можно провести физкультминутки или эмоциональные зарядки. Также немаловажно определение места проведения мероприятия.

Многие мероприятия теряют свои результаты только из-за того, что проводятся после уроков в душном классе, где дети сидят на привычных местах, а преподаватель, как на уроке, занимает место у доски. Поэтому если позволяют условия, то мероприятие можно провести на природе, например, на территории школы или в ближайшем парке. Если же мероприятие будет проходить в учебном кабинете, то необходимо проветрить помещение.

Современные мультимедийные технологии, позволяют получать новые интересные эффекты психолого-педагогического воздействия. Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её представления, например, выполнение презентации мероприятия, создание видео- и фотоальбомов, оформление выставок.

Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности. Эффект психологического воздействия на слушателей зависит от качественной работы с музыкальной аппаратурой. Также значение имеет выбор песен и мелодий, которые могут звучать на протяжении всего мероприятия, либо только при определенных моментах. Это позволяет намного быстрее и продолжительнее привлечь внимание учащихся во время всего мероприятия.

Использование видеороликов, видеофрагментов также заинтересует учащихся. Детям можно дать задание, чтобы они самостоятельно нашли видео для мероприятия.

Различные притчи, сказки, саги, легенды могут разнообразить мероприятие. Рассказав их в начале, дети смогут сами догадаться о тематике мероприятия.

Каждое воспитательное мероприятие должно сопровождаться соответствующими объявлениями о проведении репетиций и собственно мероприятия, поздравлениями, оформленными в виде плакатов, стенгазет, программками мероприятия. Детям можно поручить задание, чтобы они сами засняли объявление о мероприятии с помощью своих гаджетов.

При проведении внеклассного воспитательного мероприятия в форме соревнования, для большей заинтересованности учащихся можно включить поощрительные призы всем участникам, а также призы для более активных учащихся.

Для педагога перед самим проведением мероприятия важно тщательно продумать и прорепетировать основные моменты внеклассного мероприятия.

Нужно понимать, что не все дети сразу поймут, что и как им надо делать, особенно если их опыт работы в коллективе не слишком развит. Поэтому необходимо точно определить задания для каждого учащегося, чтобы каждый ребенок был задействован в работе.

Чтобы в течение мероприятия каждый учащийся мог проявить свою активность, следует заблаговременно распределить задания для каждого ребенка либо для группы учащихся, не забывая об интересах и способностях каждого ребенка.

Для каждого ученика важно, чтобы он находился в зоне комфорта, поэтому необходимо поддерживать у детей уверенность в успехе, не давать им впадать в уныние и

91

разочаровываться в своих силах. Если у учащегося возникают проблемы в работе, то следует организовать взаимопомощь между детьми или помочь самостоятельно.

Внеклассное воспитательное мероприятие запомнится как событие в жизни учащихся, когда оно не только правильно организовано, но и успешно проведено. По результатам опроса, проведенного среди студентов, которые проходили педагогическую практику в общеобразовательных школах, была выявлена основная трудность при проведении внеклассного мероприятия. Данной проблемой является организация детей. Большинство из опрошенных студентов столкнулись с этой проблемой, поэтому времени отведенное на внеклассное мероприятие, оставалось меньше, чем планировалось по плану.

Вследствие вышесказанного, можно сделать выводы, о том, что, внеклассное воспитательное мероприятие может стать маленьким событием в жизни учащихся. Для этого нужно правильно проинформировать детей о мероприятии, правильно организовать и провести мероприятие, используя больше технических средств, визуальной наглядности, музыкального сопровождения, стараясь учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого ребенка, не забывая про дисциплину в классе. Только тогда, внеклассное воспитательное мероприятие может стать запоминающимся событием в жизни ребенка. А благодаря событийному подходу, внеклассное воспитательное мероприятие станет значимым событием в жизни школьного коллектива и отдельной личности, что окажет на них воздействие, изменяя их представления, ценности и смыслы.

Список литературы

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

2. Событийный подход в организации учебных и внеучебных форм деятельности как условие взаимодействия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2792.ru/ (дата обращения: 28.04.2017).

3. Формы проведения внеклассных мероприятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://razvitiedetei.info/razvitieshkolnika/mladshie shkoШki/razrabotkavneklassшgomeшpriya tiya.html/ (дата обращения: 20.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.