Научная статья на тему 'ПОЛЬЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ'

ПОЛЬЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Юлия Сергеевна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. Учитывая образовательные задачи, возрастные, физические и психические особенности воспитанников, индивидуальность характера каждого ребенка, при организации коррекционно-развивающего процесса я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии. Одна из них - динамические паузы в сочетании с речевым материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОЛЬЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ»

В результате у ученика появляется больше уверенности в том, что он имеет собственную позицию, основанную на духовно-нравственных и моральных ценностях, которые он воспринял.

Список литературы

1. «Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры». Москва «Первое сентября», 2003. С. 256.

2. Методическая копилка для учителей начальных классов. Ростов на Дону. Феникс, 2001. С. 319.

3. Воспитание первый класс. Интерпрессервис. Минск, 2002. С. 421.

4. Воспитание второй класс. Интерпрессервис. Минск, 2003. С. 413.

5. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. «ВАКО». Москва, 2005. С. 352.

6. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений. М.: Педагогика-Пресс, 1992. С. 224.

ПОЛЬЗА ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ Родионова Ю.С.

Родионова Юлия Сергеевна — учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 «Алёнушка», станица Терновская, Тихорецкий район

Аннотация: современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии. Учитывая образовательные задачи, возрастные, физические и психические особенности воспитанников, индивидуальность характера каждого ребенка, при организации коррекционно-развивающего процесса я использую в своей работе здоровьесберегающие технологии. Одна из них - динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Ключевые слова: дети, родители, учитель-логопед, здоровьесберегающие технологии.

Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами так, например: рисованием, лепкой, обучением основам счета и письма и т.д. Признаки усталости у ребенка выражаются по-разному: ребята начинают двигаться, говорить о том, что не имеет отношения к занятию, теряют интерес, внимание у них рассеивается, снижается работоспособность, затрудняются процессы запоминания и мышления. Использовать динамические паузы можно с самого раннего возраста. Такие занятия обязательно должны чередоваться с подвижными играми. В этом вам придут всегда на помощь динамические паузы, которые проводятся в игровой форме в середине занятия, продолжительностью 1-2 мин., когда дети утомились.

Динамические паузы могут проводиться педагогами в течение всего дня и выполняют следующие функции:

- развлекательную - создают благоприятную атмосферу;

- релаксационную — снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

- коммуникативную - объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- воспитательную - формирует моральные и нравственные качества;

- обучающую - дает новые знания, умения, навыки, и закреплять их;

- развивающую - развивает речь, внимание, память, мышление - возникшие психологические процессы;

- коррекционную - «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков очень тесно

связано и формирование звукопроизношения, поэтому необходимо использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, речь с движением и подвижные игры. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.

Динамические паузы с использованием речевого материала направлены:

- на нормализацию мышечного тонуса; исправление неправильных поз; запоминание серии двигательных актов; воспитание быстроты реакции на словесные инструкции; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование фонематических процессов; формирование звукопроизношения и развития речи в целом.

Какова же польза динамической паузы в коррекционно-развивающем процессе?

Сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ, для детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия. Энергичные движения во время выполнения упражнений активизируют мозговое кровообращение, меняют ритм дыхания. Несложные общеразвивающие упражнения, которые сопровождаются легко запоминающимися веселыми стихотворными текстами, всегда с радостью выполняются детьми. При выполнении динамической паузы дети меняют положение своего тела, у них есть возможность подвигаться, отвлечься от выполнения поставленной задачи. Помимо этого, у ребят улучшается координация движений, закрепляются речевые навыки, поднимается настроение. При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.

Например: автоматизация звука [л]:

Вот со звуком [л] слова.

Лоб, затылок, голова.

Кулаки, ладони, локти.

Звука [л], нет в слове, ногти.

Глазки, тело и лопатки.

Звука [л], нет в слове, пятки.

Очень важно в старшем дошкольном возрасте правильное развитие звукопроизношения, поэтому динамические паузы для дошкольников 6-7 лет непременно должны включать в себя пословицы и поговорки на разные темы, небольшие стихотворные тексты сопровождаются всевозможными движениями.

В настоящее время педагогами применяются различные виды динамических пауз или физкультминуток. Существует даже некая классификация физминуток, которая включает в себя двигательно-речевые, танцевально-ритмические, физкультурно-спортивные и оздоровительно-гигиенические разминки. Особенно полезны детям с нарушениями речи пальчиковые игры или гимнастика для пальчиков, разновидность двигательно-речевых разминок. Используемые мною динамические паузы в сочетании с речевым материалом, развивающие общую моторику, координацию движений и речь, снимают мышечное напряжение, используются для создания повышенной работоспособности воспитанников в процессе занятий и в процессе проведения физминуток по лексическим темам.

Таким образом, можно сделать вывод, динамические паузы в сочетании с речевым материалом на занятиях и вне их благотворно влияют на общее развития ребенка: повышают эмоциональный уровень и умственную работоспособность, развивают общую и мелкую моторику, а самое главное речь.

Список литературы

1. Малая медицинская энциклопедия. М.: Медицинская энциклопедия, 1991 -96 гг.

2. Печенкин А.В., Киселева Н.В. ОФП (ежедневные динамические паузы) как фактор

сохранения здоровья учащихся в учебном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.schoolexpert.ru/ (дата обращения: 16.11.2020).

3. ПолтавцеваН.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М., 2012.

4. БабенковаЕ.А. Игры, которые лечат. М., 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.