Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / СОЦИАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ИГРА / СОЦИУМ / НОРМЫ / ЦЕННОСТИ / СВЕРСТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулевич Татьяна Михайловна

В статье рассматривается необходимость развития у старших дошкольников социальных умений, направленных на приобретение детьми представлений о социальной действительности. От эффективности социально-личностного развития дошкольника зависит уровень овладения им моделями уважительного поведения со сверстниками и взрослыми. Сформированные нравственные качества позволяют ребятам достичь успеха в повседневной детской деятельности и получить признание в обществе сверстников. Накопление ребенком под руководством взрослых социального опыта и развитие его социальных умений - это путь, который помогает дошкольникам приобретать опыт эмоционально насыщенных социальных отношений. Именно поэтому актуальным предметом автор выделяет организацию воспитательно-образовательного процесса. В работе проведен подробный анализ аксиологического аспекта развития социальных умений у старших дошкольников. Объясняется это тем, что овладевая элементарными социальными умениями, дошкольники одновременно усваивают и важные ценностные качества личности. Рассматривая комплексные умения детей, которые позволяют им сознательно выбирать стратегии взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми, нельзя не затронуть и их социально-адаптационные умения. На сегодняшний день крайне важны инновационные разработки методического инструментария. Поэтому необходимо оптимизировать игровое пространство как основного фактора развития социальных умений детей старшего дошкольного возраста. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются технологии и методики дошкольного воспитания. Необходимо также придерживаться тех концепций, которые учитывают сензитивные периоды развития и новообразования личности ребенка. Изучая особенности социально-личностного развития современного дошкольника в образовательной среде ДОУ, мы хотели бы отметить действенный фактор игрового пространства, как социокультурной развивающей среды. Большинство ученых социально-личностное развитие рассматривают в ракурсе психолого-педагогических аспектов. Получая от воспитательного микросоциума образцы нравственных ценностей и, пропуская их через сознание, чувства и переживания, старший дошкольник осваивает социальные умения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гулевич Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL SKILLS AMONG OLDER PRESCHOOLERS IN A MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the need for the development of social skills in older preschoolers aimed at acquiring children's ideas about social reality. The level of mastery of models of respectful behavior with peers and adults depends on the effectiveness of the social and personal development of a preschooler. Formed moral qualities allow children to achieve success in everyday children's activities and gain recognition in the society of their peers. The accumulation of social experience by a child under the guidance of adults and the development of his social skills is a way that helps preschoolers gain experience of emotionally saturated social relationships. That is why the author highlights the organization of the educational process as an actual subject. The paper provides a detailed analysis of the axiological aspect of the development of social skills in older preschoolers. This is explained by the fact that mastering elementary social skills, preschoolers simultaneously assimilate important value qualities of a person. Considering the complex skills of children that allow them to consciously choose strategies for interaction with both peers and adults, it is impossible not to touch on their socio-adaptive skills. Today, innovative developments of methodological tools are extremely important. Therefore, it is necessary to optimize the playing space as the main factor in the development of social skills of older preschool children. The most significant, in our opinion, are the technologies and methods of preschool education. It is also necessary to adhere to those concepts that take into account the sensitive periods of development and neoplasms of the child's personality. Studying the features of the socio-personal development of a modern preschooler in the educational environment of the preschool, we would like to note the effective factor of the game space as a socio-cultural developing environment. Most scientists consider social and personal development from the perspective of psychological and pedagogical aspects. Receiving samples of moral values from the educational microsocium and passing them through consciousness, feelings and experiences, the senior preschooler learns social skills.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

2. Гарлик, И.Л. Формирование личности и детского коллектива в начальной школе / И.Л. Гарлик // Создание отечественной новой школы в XX - начале XXI вв.: сохранение традиций и стратегии обновления (к 100-летию публикации Положения и Декларации «Об единой трудовой школе»). Материалы V Забайкальских педагогических чтений, посвящённых 85-летию высшего педагогического образования в Забайкальском крае: в 2 частях. - 2018. - С. 181-187.

3. Грачёва, Н.В. Теоретические аспекты формирования коллектива младших школьников в психолого-педагогической литературе / Н.В. Грачёва // Молодой ученый. - 2018. - №24. - С. 306-307.

4. Дьякова, А.Ю. Способы сплочения детского коллектива обучающихся начальной школы / А.Ю. Дьякова // Молодой ученый. - 2020. - № 26.1 (316.1). - С. 10-13.

5. Дуда, И.В. Формирование дружеских отношений среди младших школьников средствами изо терапии в условиях инклюзивного образования / И.В. Дуда, Н.А. Петрик. // Молодой учёный. - 2018. - №22 (208). - С. 312-315.

6. Касимова, Р.Ш. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте / Р.Ш. Касимова, Э.М. Сергеева // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. - 2015. - С. 51-54.

7. Камакина, О.Ю. Особенности формирования классного коллектива в начальной школе / О.Ю. Камакина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3 (36). - С. 139-141.

8. Климова, К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе / К.Ю. Климова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - №4. - С. 43-45.

9. Куташова, В.В. Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе начальной школы / В.В. Куташова // Современные тенденции в науке и образовании: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А.И. Вострецова. - 2020. - С. 129-135.

10. Лазарев, М.А. Формирование коллектива первоклассников в учебной деятельности / М.А. Лазарев, А.С. Москвина, Н.В. Курбатова // Современные наукоёмкие технологии: научный журнал, электронный. - 2018. - №7. - С. 199- 203.

11. Ляхов, А.В. Специфика организации детского коллектива в начальной школе / А.В. Ляхов, И.Е. Декман, Е.В. Ермолаева // Мир педагогики и психологии. - 2020. - № 3 (44). - С. 31-41.

12. Макаренко, А.С. Воспитание в советской школе / А.С. Макаренко. - М.: «Просвещение», 2010. - 254 с.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Гулевич Татьяна Михайловна

Московский государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ_ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается необходимость развития у старших дошкольников социальных умений, направленных на приобретение детьми представлений о социальной действительности. От эффективности социально-личностного развития дошкольника зависит уровень овладения им моделями уважительного поведения со сверстниками и взрослыми. Сформированные нравственные качества позволяют ребятам достичь успеха в повседневной детской деятельности и получить признание в обществе сверстников. Накопление ребенком под руководством взрослых социального опыта и развитие его социальных умений - это путь, который помогает дошкольникам приобретать опыт эмоционально насыщенных социальных отношений. Именно поэтому актуальным предметом автор выделяет организацию воспитательно-образовательного процесса. В работе проведен подробный анализ аксиологического аспекта развития социальных умений у старших дошкольников. Объясняется это тем, что овладевая элементарными социальными умениями, дошкольники одновременно усваивают и важные ценностные качества личности. Рассматривая комплексные умения детей, которые позволяют им сознательно выбирать стратегии взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми, нельзя не затронуть и их социально-адаптационные умения. На сегодняшний день крайне важны инновационные разработки методического инструментария. Поэтому необходимо оптимизировать игровое пространство как основного фактора развития социальных умений детей старшего дошкольного возраста. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются технологии и методики дошкольного воспитания. Необходимо также придерживаться тех концепций, которые учитывают сензитивные периоды развития и новообразования личности ребенка. Изучая особенности социально-личностного развития современного дошкольника в образовательной среде ДОУ, мы хотели бы отметить действенный фактор игрового пространства, как социокультурной развивающей среды. Большинство ученых социально-личностное развитие рассматривают в ракурсе психолого-педагогических аспектов. Получая от воспитательного микросоциума образцы нравственных ценностей и, пропуская их через сознание, чувства и переживания, старший дошкольник осваивает социальные умения.

Ключевые слова: старший дошкольник, социальные умения, игра, социум, нормы, ценности, сверстники.

Annotation. The article discusses the need for the development of social skills in older preschoolers aimed at acquiring children's ideas about social reality. The level of mastery of models of respectful behavior with peers and adults depends on the effectiveness of the social and personal development of a preschooler. Formed moral qualities allow children to achieve success in everyday children's activities and gain recognition in the society of their peers. The accumulation of social experience by a child under the guidance of adults and the development of his social skills is a way that helps preschoolers gain experience of emotionally saturated social relationships. That is why the author highlights the organization of the educational process as an actual subject. The paper provides a detailed analysis of the axiological aspect of the development of social skills in older preschoolers. This is explained by the fact that mastering elementary social skills, preschoolers simultaneously assimilate important value qualities of a person. Considering the complex skills of children that allow them to consciously choose strategies for interaction with both peers and adults, it is impossible not to touch on their socio-adaptive skills. Today, innovative developments of methodological tools are extremely important. Therefore, it is necessary to optimize the playing space as the main factor in the development of social skills of older preschool children. The most significant, in our opinion, are the technologies and methods of preschool education. It is also necessary to adhere to those concepts that take into account the sensitive periods of development and neoplasms of the child's personality. Studying the features of the socio-personal development of a modern preschooler in the educational environment of the preschool, we would like to note the effective factor of the game space as a socio-cultural developing environment. Most scientists consider social and personal development from the perspective of psychological and pedagogical aspects. Receiving samples of moral values from the educational microsocium and passing them through consciousness, feelings and experiences, the senior preschooler learns social skills.

Key words: senior preschooler, social skills, game, society, norms, values, peers.

Введение. Современный социальный заказ системе дошкольного образования заключается в подготовке творческих, мыслящих и социально адаптированных личностей.

По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит социальное развитие детей. У них формируется способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Личный социальный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Вследствие данного постулата вытекает необходимость развития у старших дошкольников социальных умений, направленных на приобретение детьми представлений о социальной действительности, овладение моделями уважительного поведения со сверстниками и взрослыми, на воспитание нравственных качеств.

На сегодняшний день крайне важны инновационные разработки методического инструментария, который позволит оптимизировать игровое пространство как основного фактора развития социальных умений детей старшего дошкольного возраста.

Методики и технологии воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации должны быть ориентированы на гармонизацию отношений ребенка с внешней средой, на развитие самостоятельности при выполнении посильных видов деятельности, на формирование гибкой корректировки своих действий и поступков в зависимости от социальных условий.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая особенности социально-личностного развития современного дошкольника в образовательной среде ДОУ, мы хотели бы отметить действенный фактор игрового пространства, как социокультурной развивающей среды.

Уровень включения дошкольника в социокультурное пространство определяют социально значимые свойства личности и качества ее индивидуальности. Образование для ребенка не что иное, как посредник в освоении культурного опыта и духовного роста.

Исследования в области психологии, физиологии, педагогики определяют значимость дошкольного периода жизни человека и подтверждают, что именно дошкольный возраст - наиболее важный возраст в развитии социальных умений.

Детство, как период максимального раскрытия потенциальных возможностей старших дошкольников с точки зрения всестороннего познания ребенком окружающего мира был рассмотрен корифеями нашей науки Л.А. Венгером, Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, В.Т. Кудрявцевым и др.

Изучение социально-личностных качеств дошкольников связывают с именами таких ученых как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский.

Наше исследование опиралось на фундаментальные положения Б.Г. Афанасьева, С.И. Иконникова, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Б.Д. Эльконина, Н.Я. Михайленко, раскрывающие необходимость организации обучения в дошкольной образовательной организации с учетом естественного хода развития детей в специально созданной развивающей среде.

Проблема оптимизации предметно-пространственной среды детально освещена в работах Дж. Дьюи, М. Монтессори, Р. Штайнера.

Актуальные вопросы в русле гуманизации образования дошкольников, роли среды в становлении личности детей с точки зрения личностно-ориентированной концепции рассматривались С.Л. Братченко, С.Д. Дерябо, В.С. Слободчиковым, Д.И. Фельдштейном, С.В. Кульневич, В.И. Занвязинского, Е.В. Бондаревской, И.А. Якиманской.

Своим вниманием философы, психологи и педагоги не обошли и вопросы важности для дошкольников игры. К. Гросс, Ж.-Ж. Руссо, Й. Хейзинг, П.Ф. Лесгафт, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин создали определенный задел для продолжение теоретических изысканий по изучению игры, как ценностного компонента развития социальных умений старших дошкольников.

На сегодняшний существует много работ, посвященных личностному развитию дошкольника, но мы решили изучить эту проблему и с точки зрения физиологов Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Д.А. Фарбер, рассматривающих психофизиологические возрастные особенности развития дошкольников.

Также мы считаем необходимым подчеркнуть огромную роль для дальнейшего развития технологий и методик дошкольного воспитания концепций сензитивных периодов развития и новообразований личности, которые были разработаны Л.И. Божович, Л.С. Выготстким, Т.В. Ермолаевой, В.В. Зеньковским, А.Н. Деонтьевым, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейном.

Старший дошкольный возраст - это период подготовки детей к обучению в школе.

Для педагогов, работающих с данной возрастной группой прекрасным методическим пособием будут являться труды М.М. Безруких, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, посвященные проблемам психологической готовности дошкольников к обучению в школе и как помочь детям избежать школьных трудностей.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что проблема развития социальных умений старших дошкольников в условиях образовательной организации является одной из актуальных.

Логически обосновать наше умозаключение помогут общенаучные подходы, на основе которых реализуются технологии организации процесса социально-личностного развития старших дошкольников: системный, синергетический, антропологический, культурологический, аксиологический, компетентностный, личностно-ориентированный, средовой и комплексный подходы.

Мы уже говорили о том, что дошкольник должен нести ответственность за последствия своих действий и поступков. А научиться такой ответственности он сможет только, включаясь в активную деятельность. И в этом направлении помощь воспитателям окажет именно структурно-деятельностный подход, предполагающий организацию деятельности по социально-личностному развитию дошкольников.

Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом для развития социальных умений.

По мнению Н.Н. Подъякова, процесс социального развития детей старшего дошкольного возраста предполагает не только усвоение детьми культурных ценностей, но формирование собственного отношения к ним.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации базируется на социокультурной модели, главными составляющими которой являются гуманистические, нравственные, эстетические ценности. Другими

словами, во главу угла поставлен аксиологический подход, утверждающий приоритет общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде.

Принципиально важной стороной всей деятельности дошкольной образовательной организации является признание личностного начала в ребенке, ориентация на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод.

Поэтому в центре всей системы дошкольного воспитания и образования находится личностно-ориентированный подход, позволяющий исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития.

По мнению А.Г. Гогобаридзе, к старшему дошкольному возрасту умение решить элементарные бытовые проблемы, организовать доступную деятельность свидетельствует о становлении начальных ключевых компетенций, которые обеспечат детям успешное вхождение в социум и школьную жизнь.

Таким образом, развитие социальных умений у дошкольников является приоритетным и введено в ранг стратегического направления дошкольного образования.

Особое внимание необходимо уделять формированию готовности ребят к совместному взаимодействию со сверстниками, умениям договариваться о распределении функций и ролей в паре или группе, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, запрашивать помощь.

О высоком уровне развития социальных умений мы можем судить по наличию у старших дошкольников способности к рефлексии, т.е. умений анализировать свою деятельность, принимать цели и следовать им в совместной деятельности, самоопределяться в ситуации взаимодействия, принимать ответственность на себя за происходящее в группе.

Таким образом, к социальным умениям старших дошкольником можно отнести коммуникативные, организаторские, интеллектуальные, рефлексивные умения.

Дошкольник, у которого развиты социальные умения, адекватно может воспринимать различные ситуации, анализировать не только собственные действия, но и действия окружающих его людей, делать выводы о целесообразности поступков в разных условиях.

Основополагающим в развитии социальных умений старших дошкольников выступает процесс социализации.

В работах Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.В. Мудрика процесс социализации рассматривается как индивидуальный творческий процесс, наполненный социальными отношениями.

Для того, чтобы старшие дошкольники стремились к успешному сотрудничеству, осваивали социальные роли, необходимо социально-педагогическое управление процессом социального развития детей. Об актуальности данного вопроса свидетельствуют комплексные исследования Г.М. Андреевой, М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова.

При активной позиции взрослых, создающих развивающую среду, транслируются культурные формы взаимоотношений, благодаря которым дошкольник приобретает социальный опыт.

Следовательно, процесс развития социальных умений необходимо индивидуализировать. И осуществлять данный подход желательно с точки зрения образовательных задач, способов и средств освоения умений.

И это не должны быть хорошо отрепетированные действия, а именно те действия, которые ребенок принял и осознал, как собственную модель поведения.

В нашем случае мы делаем акцент на тот высокий уровень поведения старших дошкольников, который можно рассматривать как личностные действия.

Благодаря компетентному влиянию социального педагога на процесс развития социальных умений старших дошкольников, будет обеспечен процесс социального созревания детей в основных позициях «Я в обществе» и «Я и общество». На наш взгляд, данная деятельность специалиста создаст условия для укрепления социально-ролевых и межличностных отношений дошкольников с окружающими.

На каждом этапе формирования собственного «Я» старший дошкольник должен рассматриваться с учетом перспектив его развития, перехода на новую социальную позицию: старший дошкольник - младший школьник.

О.А. Михайлова отмечает, что сформированность социальных умений гарантирует наличие у старших дошкольников чувства уверенности в группе сверстников, умение использовать собственные возможности в коллективной деятельности, умение конструктивно общаться.

Вторя классикам, можно констатировать, что на формирование умственных способностей, на развитие речи, на способность взаимодействовать в команде существенно влияет игровая деятельность.

Следовательно, основная задача социальной игровой технологии заключается в организации собственной деятельности ребенка, именно такой, в какой он сам делает, смотрит, слушает, говорит, оживленно обсуждает со сверстниками сюжет игры.

Мы хотим отметить те ключевые моменты, которые необходимо учитывать при реализации игровых технологий в процессе воспитания и обучения старших дошкольников.

Во-первых, красной нитью должно проходить интеллектуальное воспитание детей;

Во-вторых, учет системного, деятельностного, культурологического, аксиологического, личностно-ориентированного подходов;

В-третьих, опора на принципы воспитания и обучения: активности, самостоятельности, динамичности, результативности, обратной связи, добровольности, вариативности и системности.

Только расширяя кругозор старших дошкольников, развивая их познавательные процессы, можно решить задачи оперативной включаемости детей в усвоение социальных умений.

Кроме того, игровые технологии конструктивно воздействуют не только на зону ближайшего развития дошкольников, но и на актуальную зону, благодаря дидактической содержательности и системности в процессе развития социальных умений.

Поэтому зерна игровых технологий, направленных на развитие социальных умений, падают в благоприятную почву, так как к старшему дошкольному возрасту у детей формируется достаточный уровень развития восприятия, памяти, мышления и воображения.

Выводы. Учитывая личностные и возрастные особенности социального становления старшего дошкольника необходимо выделить важные условия для развития определенного уровня социальных умений.

В этом плане стержневым компонентом для нас является мнение В.С. Мухиной, которая к наиболее значимым условиям отнесла:

- целенаправленную работу образовательного учреждения в данном направлении;

- необходимость включения в пространство развития ребенка различных субъектов социального окружения;

- разнообразная деятельность детей, способствующая проявлению активности и инициативности.

Итак, развитие социальных умений, равно как и осознанное социальное поведение позволят старшим дошкольникам реализовать себя творчески, выработать личный общественный навык и собственный стиль жизни.

Социальные умения очень тесно связаны с социальной компетентностью, которую можно классифицировать как определенный уровень социализации.

Литература:

1. Акулова, Е.Ф. Формирование индивидуальности, самостоятельности и ответственности у дошкольников посредством подвижных игр / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015. - № 4 (6). - С. 38-52.

2. Бабаева, Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.

3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2015. - 96 с.

4. Вирченко, В.И. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В.И. Вирченко// Дошкольное образование России и Китая: новые грани сотрудничества. Сборник материалов международной научно-методической конференции. - 2017. - С. 158-163.

5. Дидора, О.Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2019. - С. 21-23.

6. Трифонова, Е.В. Игра как ведущая деятельность дошкольника. ХХ век: путь от творчества к регламентации / Е.В. Трифонова // Вестник МГПУ. - 2017. - №2. - С. 108-120.

7. Чанчикова, А.А. Педагогические условия формирования социальных умений у детей дошкольного возраста в ДОУ. Педагогический опыт: теория, методика, практика / А.А. Чанчикова, О.В. Полетаева. - 2015. - № 1 (2). - С. 253-255

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гусева Наталья Валентиновна

ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации» (г. Москва),

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, зам начальника кафедры романских языков Тенитилов Павел Сергеевич

ФГКВОУ ВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации» (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются наиболее эффективные из числа современных подходов к проведению педагогической диагностики при обучении иностранному языку курсантов российских военных вузов на современном этапе развития соответствующего сегмента системы высшего образования. Перед исследованием таких подходов производится изучение современного состояния высшего военного образования в связи с особенностями функционирования военного дела на современном этапе. Доказывается, что лингвистическая подготовка является важной составляющей профессиональной подготовки современного офицера. Далее рассматривается процесс педагогической диагностики как важное слагаемое такой подготовки. Предлагаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, методы педагогической диагностики.

Ключевые слова: преподавание иностранного языка в военном вузе, современные педагогические технологии, педагогическая диагностика, курсанты, преподаватели высшей военной школы.

Annotation. This article discusses the most effective of the modern approaches to conducting pedagogical diagnostics when teaching a foreign language to Russian military universities cadets at the current stage of the corresponding higher education system segment development. Before the study of such approaches, the current state of higher military education is studied in connection with the peculiarities of the military affairs functioning at the present stage. It is proved that linguistic training is an important component of a modern officer professional training. Next, the process of pedagogical diagnostics is considered as an important component of such training. The most effective, in the authors' opinion, pedagogical diagnostics methods are proposed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: teaching a foreign language in a military university, modern pedagogical technologies, pedagogical diagnostics, cadets, teachers of the higher military school.

Введение. Специфика учебной деятельности курсантов современных ведомственных вузов Министерства обороны России обуславливается целевым характером подготовки будущих военных специалистов. В последние десятилетия возрастающая сложность профессиональных задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации, наглядно демонстрирует тот факт, что для их выполнения необходимы специалисты, обладающие высоким уровнем развития профессиональной компетенции [1; 3; 7; 9-10].

Важным элементом подготовки таких профессионалов военного дела является подготовка лингвистическая. Эффективность последней, в свою очередь, во многом связана с проведением эффективной педагогической диагностики соответствующих компетенций курсантов [2; 5; 7-8; 12].

Рассмотрению наиболее эффективных из числа современных подходов к её проведению будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. В своё время нами были охарактеризованы основные черты педагогической диагностики преподавания иностранного языка курсантам военных вузов как целостного процесса [4, С. 5-7]. Суть последнего состоит в организации систематического наблюдения и дальнейшего прогнозирования индивидуальной и групповой коммуникативной образовательной траектории курсантов военных вузов. Последнее позволяет изучить наиболее значимые качественные параметры их лингвистической подготовки и определить степень достижения планируемых результатов обучения курсантов военных вузов иностранному языку [4, С. 6].

Применительно к процессу обучения курсантов военных вузов иностранному языку педагогическую диагностику должны характеризовать следующие признаки:

- четко осознаваемая цель - диагностика, прежде всего, уровня обученности;

- содержательная сторона осуществляемого, таким образом, контроля должна включать сформированность основных компетенций курсантов в области иностранного языка;

- единство содержания и процесса педагогической диагностики: между тем, что контролируется и как это осуществляется;

- позиция, при которой лица, обучающиеся в военных вузах, находятся в положении субъектов контроля и самоконтроля, проводимых в ходе педагогической диагностики [2-3; 5-6; 11].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.