Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка как фактор повышения социализации школьников'

Психолого-педагогическая поддержка как фактор повышения социализации школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
307
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна

Социализация, становление личности процессы усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Взаимодействие в социуме позволяет ребенку приобретать необходимые для жизни в обществе знания, умения и навыки, а также формирует у него различные ценностные приоритеты, без которых жизнь теряет всяческий смысл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AS THE FACTOR OF SOCIALIZATION OF SCHOOLBOYS

Socialization, the personality the processes of assimilation of individual behavior patterns, attitudes, social norms and values, knowledge, skills, allowing it to function successfully in society. Socialization begins at birth and continues throughout life. The interaction in society allows the child to acquire the necessities of life in a society of knowledge, skills and abilities, as well as different forms his value priorities, without which life loses its meaning every kind.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка как фактор повышения социализации школьников»

Ю.А. Кострова

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ИНСТИТУЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК..

18. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. к изучению социально-трудовой мобильности и про- 70-72. фессиональной ориентации молодежи// Иванова Т.Н.

CONCEPTUALISATION OF INSTITUTSIALNY CHARACTERISTICS OF THE YOUNG FAMILY

© 2015

Y.A. Kostrova, senior teacher of chair of the theory and technology of social work

Samara State University, Samara (Russia)

Abstract: In this article characteristics of a young family as social institute at the present stage of development of the Russian society are considered. Approach to understanding of a young family as the social institute which is at a stage of formation of the main the institutional of the characteristics of a family allowing to develop locates, keeping the integrity. The concept of an institutionalizing of the family relations which designates process of formation rather steady and repeating in time family the practicing is entered. Such institutional characteristics of a young family as the functions which are carried out by a young family in society, the norms governing the matrimonial relations, sanctions for non-performance of these or those norms supported by institute of a young family, the roles which are carried out by family members are allocated. The constructivist approach to conceptualization of a young family allowing considering it as a dynamic design, the phenomenon "social constructed", reflecting the public requirementsA, political views, norms ordering a certain socially approved behavior in the sphere of the matrimonial relations is presented in article. This approach to the sociological analysis of a young family corresponds to the procedural nature of social reality and allows considering contextual influence on development of a young family.

Keywords: social institute, institutionalizing, institutional characteristics, family, young family.

УДК 37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

© 2015

Ю.Е. Криводонова, педагог-психолог,

МБОУ «СОШ№ 40 имени В. Токарева», Бийск (Россия)

Аннотация: Социализация, становление личности - процессы усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Взаимодействие в социуме позволяет ребенку приобретать необходимые для жизни в обществе знания, умения и навыки, а также формирует у него различные ценностные приоритеты, без которых жизнь теряет всяческий смысл.

Ключевые слова: социализация, психолого-педагогическая поддержка, коррекционно-развивающие занятия.

Одним из элементов социализации школьников яв-

ляется адаптация в социально значимую среду, которая предполагает включение их в различные сферы жизнедеятельности (семья, друзья, взаимодействие в системе «учитель-ученик»). Однако наряду с позитивными моментами социализации детей в обществе встречаются и негативные, накладывающие неизгладимый след на становление и формирование психики и личности в целом. К числу основных негативных моментов социализации в детском возрасте относятся:

1. Отсутствие взаимопонимания между ребёнком и родителями. Данная проблема имеет в своей основе разлад в отношениях ребёнка как с родителями в целом, так и с кем-либо из них в отдельности (диада мама-ребёнок, папа-ребёнок).

2. Нарушение взаимодействия в системе «ученик-учитель». Данная проблема вытекает из комплекса разноплановых поведенческих особенностей детей (гиперактивность, отсутствие мотивационной готовности к обучению, демонстрация ребёнком защитных поведенческих реакций). В результате проявления вышеописанных особенностей, учитель затрудняется в решении возникшей у ребенка проблемы. Вследствие этого он не оказывает ему своевременную помощь, что в конечном итоге приводит к формированию у ребенка основных патохарактерологических [1, с. 48] и личностных черт личности, таких как повышенная тревожность, снижение самооценки в значимых ситуативно обусловленных видах деятельности, агрессивность и так далее. На этой основе, на базе МБОУ «СОШ № 40 имени Вячеслава Токарева» специалистами социально-психологической службы, социальным педагогом и психологом, была предпринята попытка всестороннего содействия, направленного на оказание психолого-педагогической помощи детям в трудной жизненной ситуации, а также на нивелирование основных травмирующих переживаний, влияющих на становление психики и личности школь-

ников, находящихся на различных стадиях развития. Оказание психолого-педагогической помощи школьникам связано с тем, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют проблемы, связанные с нарушением процессов социализации в целом. Это выражается в том, что имеющиеся индивидуальные личностные особенности детей в силу определенных психологических деформаций претерпевают существенные изменения, которые выражаются в неосознанно формирующихся поведенческих установках, например, «меня никто не любит», «я не такой как все», в поведении, называемом отклоняющимся. Перечисленные особенности личности затрудняют не только процесс социализации ребёнка, но и негативно влияют на уровень успешности его адаптации в школьной ситуации. Данная картина формирования психики ребенка осложняется тем, что он приходит в школу уже имея те или иные негативные личностные особенности, которые закрепляются по причине попустительского отношения к воспитанию ребенка в семье, а также в результате гиперопеки, гипоопеки, безнадзорности со стороны родителей. В таких ситуациях у детей не удовлетворяются базовые социальные потребности в защищенности, потребности в популярности, в положительных социально одобряемых результатах деятельности [2, с. 105].

Одним из ключевых элементов психолого-педагогической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является проведение коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятий, способствующих формированию основных поведенческих эталонов, которые позволяют им адаптироваться в социуме. Построение групповых коррекционно-разви-вающих занятий базируется на имеющихся трудностях детей (страхи, тревоги, отсутствие у ребенка представлений о себе как о школьнике, о модели семьи как таковой). Основу занятий составляют тренинговые элементы проработки психологических проблем школьников, про-

Ю.Е. Криводонова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ...

ведение которых способствует формированию в сознании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, адекватного представления о себе, о своих поступках. В процессе проведения тренинговых занятий, школьники овладевают социально значимыми ролевыми поведенческими позициями, помогающими им во взрослом возрасте выстраивать отношения с людьми в различных сферах жизнедеятельности.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия базируются на формировании активной жизненной позиции школьников, находящихся на различных стадиях становления и формирования психики. Педагог-психолог в процессе индивидуальных занятий делает основной акцент на снятие различных проблем и психологических переживаний у детей. К числу таковых можно отнести наличие у них неуверенности в себе и, на этой основе, замкнутости и нерешительности. У таких детей тихий голос, все их движения и действия характеризуются робостью, быстротой и суетливостью. Такие дети предпочитают быстро выполнить предлагаемое педагогом-психологом задание и с волнением ожидают его реакции. Их дыхание учащено, а на первый план при общении с ними выступает чрезмерная их психологическая напряжённость, что в какой-то мере не позволяет им проявлять свою активность как при обучении, так и в процессе межличностного взаимодействия со сверстниками. Другим немаловажным моментом проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий является формирование основных психических познавательных процессов у учащихся. В частности данная проблема особо остро возникает в младшем школьном возрасте, когда в силу тех или иных причин дети имеют недостаточно сформированную мотивационную готовность к обучению в школе. Их мотивами обучения являются не получение положительных оценок и не желание узнать что-то новое, а стремление прийти в школу и просто пообщаться с учителем и сверстниками, а учебная деятельность, к сожалению, остается на втором плане. Отсюда и возникают проблемы недостаточной сформи-рованности познавательных интересов. У школьников подобного плана снижена функция памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В связи с наличием вышеописанных особенностей, занятия с детьми подобного плана проводятся таким образом, чтобы в центре внимания был именно ребёнок с его позитивными чертами. Негативные же особенности сами собой снимаются при постоянном поощрении детей, а также в процессе привлечения их к значимым видам деятельности. При этом основной акцент психологической проработки проблемных ситуаций делается на применении именно индивидуального подхода, позволяющего сформировать в сознании ребёнка представление о своей значимости и нужности для психолога: «меня здесь понимают». Это позволяет ребёнку с желанием посещать психологические занятия и способствует раскрытию в сознании ребёнка каких-то его внутренних особенностей, способностей. Наряду с коррекционно-развива-ющими психологическими занятиями специалистами школьной социально-психологической службы проводятся индивидуальные и групповые психолого-педагогические комплексные занятия, на которых используются разнообразные средства, такие как песочная терапия. Рисование песком на световом столе - это своего рода релаксация. Эта не та техника, где выражаются основы художественного образования. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазии. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать заново. Приходят учащиеся просто «порисовать», но у кого-то есть страхи, тревожности, сомнения. Не всегда свои эмоции дети могут проявить в обычной жизни (кто-то не может что-либо рассказать родителям, у кого-то со сверстниками в общении проблемы). Рисуя же, ребята освобождают себя. Все законы, которым обучают в художественных заведениях, сохраняются: игра света и тени, формы и объема. Но

главное в рисовании песком - выразить свое внутреннее состояние. Социальный педагог, обучая техникам рисования, давая теоретические знания, старается следовать за детьми, а не вести за собой. Главное, чтобы ребенок почувствовал себя счастливым, свободным, чтобы он знал, что для него есть такое место, где его не будут стеснять, заставлять делать то, чего он не хочет. Он рисует не для того, чтобы сдать экзамен, а чтобы проявить себя.

Забота о здоровье школьников - основная составляющая социально-психологической поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Именно забота о состоянии здоровья учащихся является основным элементом, при учёте которого нами моделируются различные коррекционно-развивающие занятия. Сущность данного направления работы заключается в том, что сохранение здоровья учеников, а также проведение занятий по здоровьесбережению способствуют предупреждению возникновения неврозоподобных состояний. С этой целью нами проводятся классные часы по здоровьесбережению, тематика которых имеет самую разную направленность и зависит от возрастных особенностей школьников, а также от их психологических особенностей. Под таким понятием, как забота о здоровье детей, подразумевается «организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков; влияние на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организация системы мер социально-педагогической поддержки семьям и детям» [3, с. 26-27]; щадящую корректировку индивидуальных качеств и контактов личности. Таким образом, в образовательном пространстве большая роль отводится специалистам социально-психологической службы. Благодаря их грамотной помощи осуществляется психолого-педагогическая поддержка учащихся. Она предполагает «оказание всесторонней психолого-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценки, самоорганизации, самореабилитации, самореализации» [4, с. 27]. Это достигается тем, что психолог и социальный педагог стремятся облегчить последствия имеющейся у ребенка поведенческой или иной проблемы, повысить эффективность его социализации.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоциональному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию, пережитое и усвоенное в детстве отличается большей психологической устойчивостью. В.А. Сухомлинский также утверждал, что «... забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил . и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [4, с. 61].

Помимо классных часов, направленных на здоро-вьесбережение, нами проводятся и разноплановые тематические часы, связанные как с формированием основных ценностных приоритетов школьников, а также с навыками межличностного взаимодействия в коллективе. На классных часах и групповых занятиях нами делается акцент на ценностях гуманистического характера, под которыми понимается чистота человеческих отношений. Общение, которое эмоционально окрашено, способствует познанию учениками партнеров по общению и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.

Ю.Е. Криводонова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ...

Таким образом, психолого-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситу- 1. ации, содействует формированию у них потребности в здоровом образе жизни, интересном, созидающем обще- 2. нии, мотивации к приобретению качественных, приносящих пользу знаний, умений, навыков; снижению по- 3. веденческих рисков, опасных для здоровья. В целом все это способствует сохранению, укреплению физического и эмоционального здоровья учащихся, их саморазви- 4. тию, самореализации и успешной социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Маслоу, А. Самоактуализация, самореализация и развитие личности. - М.: АСТ, 2002. - 480 с. Зейгарник, Б.В. Патопсихология. - М.: Политиздат,1986. - 250 с.

Шишковец, Т.А. Функции социального педагога: справочник социального педагога. - М.: Вако, 2007. - 336 с.

Соловейчик, С.Л. В.А. Сухомлинский о воспитании / под ред. Т.Е. Яковлевой. - М.: Политиздат, 1979. -270 с.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AS THE FACTOR OF SOCIALIZATION OF SCHOOLBOYS

> 2015

Ju.E. Krivodonova, educational psychologist

MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia)

Abstract. Socialization, the personality - the processes of assimilation of individual behavior patterns, attitudes, social norms and values, knowledge, skills, allowing it to function successfully in society. Socialization begins at birth and continues throughout life. The interaction in society allows the child to acquire the necessities of life in a society of knowledge, skills and abilities, as well as different forms his value priorities, without which life loses its meaning every kind. Keywords: socialization, psychological and pedagogical support, correctional and developmental activities.

УДК 37.013

ВКЛАД НАУЧНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В РАЗРАБОТКУ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ В.)

© 2015

Е. В. Сараева, кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры педагогики, психологии и образовательного менеджмента Херсонский государственный университет, Херсон (Украина)

Аннотация: Весомый вклад в разработку проблемы формирования детского коллектива, совершили советские учёные во второй половине ХХ в. Характерным для этого периода является то, что детский коллектив вошёл в научно-педагогическую и научно-психологическую плоскость. Хотя исследования и основывались на марксистско-ленинской идеологии, однако приобрели иную специфику (в отличие от научных разведок раннесоветского периода), поскольку советские учёные внедряли новые методы и методики изучения. Научную разработку проблемы формирования детского коллектива осуществляли в различных организациях, лабораториях, объединениях СССР, созданных при Педагогических обществах, и консолидирующих учёных, учителей, работников народного образования, представителей производственных коллективов и др. Руководство и координацию их деятельности осуществлял специальный совет. Активно работали следующие лаборатории: «Коллектив и личность» (г. Москва) - Л. Новикова, М. Казакина, А. Куракин, А. Мудрик и др.; «Производственный коллектив - воспитатель детского коллектива» (г. Свердловск) - З. Аранович, Н. Нелюбин, А. Онуфриев, Н. Шурова и др.; «Ученическая бригада - трудовой коллектив общества» (г. Ставрополь) - Е. Максименко, К. Пронин, П. Годин, И. Феник; «Ученический коллектив в борьбе за знания» (г. Мурманск); «Самовоспитание школьников в коллективе» (г. Ленинград) - М. Качурин, З. Гинзбург, Ю. Илларионова; «Коллектив и личность» (г. Киев) - А. Киричук, В. Галузинский, М. Красовицкий, М. Чернобаева и др. Деятельность названных лабораторий была направлена на обобщение опыта, разработку теоретико-методологической основы вопроса и экстраполяцию методического инструментария в современное образовательное пространство учебных заведений.

Ключевые слова: детский коллектив, научная лаборатория, личность, социометрия, ученический коллектив, воспитательный коллектив, концепция детского коллектива, социальная психология.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной науке накоплен значительный опыт по разработке теоретических и практических составляющих разных ключевых проблем. В первую очередь это относится к гуманитарным наукам: философии, истории, психологии и др. Педагогика не является исключением: большинство образовательных проблем были в той или иной мере разработаны на предыдущих этапах развития педагогической науки. Поэтому, научнообоснованным и целесообразным считаем требование к изучению истории вопроса при исследовании педагогического формата любого феномена или отдельной проблемы.

Рассматривая проблему формирования детского коллектива, останавливаемся на анализе научных подходов, предложенных учёными во второй половине ХХ в. Характерным для этого периода является то, что детский коллектив вошёл в научно-педагогическую и научно-психологическую плоскость. Хотя исследования и основывались на марксистско-ленинской идеологии, однако приобрели иную специфику (в отличие от научных раз-

ведок раннесоветского периода), поскольку советские учёные внедряли новые методы и методики изучения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В последние десятилетия внимание учёных привлекали отдельные аспекты выбранной нами проблемы. Так, историю педагогической науки изучали Е. Адаменко, Э. Панасенко; теоретико-методологические основы проблемы детского коллектива раскрыли М. Красовицкий, О. Сухомлинская; вскользь осветили деятельность лабораторий второй половины ХХ в. М. Богуславский, М. Красовицкий, Л. Маценко, Л. Новикова, Н. Селиванова и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашей публикации является исследование вклада научных лабораторий второй половины ХХ в. в разработку проблемы детского коллектива. Задачи статьи предусматривают 1) анализ теоретических и практических разработок учёных выделенного периода по проблеме детского коллектива; 2) определение специфики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.