УДК 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2017
Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Рахимова Зарина Фанисовна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail [email protected])
Аннотация. Статья посвящена изучению сплоченности коллектива у младших школьников во внеурочной деятельности. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта выделены подходы к изучению особенностей сплоченности у младших школьников, которая рассматривается многими авторами как одно из проявлений динамики группы, определяющей уровень принадлежности к команде её членов. Педагогу необходимо видеть структуру межличностных отношений в группе, для того чтобы суметь найти индивидуальный подход к учащимся, а также оказывать влияние на формирование и развитие сплоченного ученического коллектива. Для того чтобы сформировать и сплотить ученический коллектив следует осуществлять целенаправленную, комплексную, последовательную методическую работу, которая будет отвечать задачам воспитания. Основным инструментом формирования личности ребенка в образовательном учреждении выступает внеурочная деятельность, которая является комплексным процессом, возможным в условиях взаимопомощи, взаимопонимания, а также качественного взаимодействия общественных институтов.
Ключевые слова: сплоченность; младший школьник; коллектив, внеурочная деятельность.
FORMATION OF THE SOLIDARITY OF YOUNG SCHOOL CHILDREN IN THE OUTDOOR ACTIVITY
© 2017
Sundeeva Ludmila Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods" Rakhimova Zarina Fanisovna, Postgraduate of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods"
Tolyatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya str., 14, e-mail [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of team cohesion in younger schoolchildren in after-hour activities. Based on the analysis of domestic and foreign experience of the selected approaches to the study of the features of solidarity of younger schoolchildren. By many authors solidarity is considered as one of the manifestations of group dynamics that determines the level of belonging of schoolchildren to the team. The teacher needs to see the structure of interpersonal relations in the group in order to be able to find an individual approach to the schoolchildren, as well as to influence to the formation and development of a solidarity of schoolchildren team. In order to formate and unite the school team it is necessary to carry out a purposeful, comprehensive methodical work that will correspond to the tasks of education. The main tool of formation of the child's personality in the school is outdoor (extracurricular) activity which is an integrated process which is possible in conditions of mutual assistance, mutual understanding and the qualitative interaction of public institutions.
Keywords: solidarity, junior schoolchidren; school team, outdoor (extracurricular) activities.
Процесс формирования и развития личности тесно взаимосвязан с системой коллективного воспитания на всех этапах ее становления. Коллектив является той средой непосредственного общения, которая формирует важные стороны личности. Научные исследования в области развития и формирования коллективов представлены трудами многих выдающихся педагогов и психологов. В исследованиях А.С. Залужного, М.Г. Казакиной, А.С. Макаренко были раскрыты вопросы влияния коллектива на процессы, формирующие многие личностные качества школьника. Научные работы Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского раскрыли вопросы влияния личности на становление и развитие коллективов. P. Кричевский, Л.И. Новикова, В. А. Сухомлинский в своих трудах изучали понятия лидерства в коллективах. В указанных исследованиях основой развития коллектива определяется понятие «сплоченности». Л.Я. Карпенко, В.В. Шпалинский, М.Г. Ярошевский считают сплоченность результатом ценностно-ориентационного единства. А.И. Донцов, Ю.Е. Дуберман, Ю.Л. Неймер определяли сплоченность единством поведения индивидов определенной группы. Сплоченность рассматривается П.И. Третьяковым, Т.Н. Шамовой в контексте важнейших характеристик воспитательной деятельности образовательного учреждения.Под коллективом можно понимать, во-первых, как и любую организацию или группу людей, а во-вторых, как высокий уровень развития группы.Н.П. Аникеева [1] дает такое определение коллектива. Коллектив - объединение воспитанников, отличительной чертой которого являются важные признаки. К отличительным признакам относятся - единая Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
цель, совместная организованная деятельность по её достижению, взаимозависимые отношения между всеми членами коллектива и благоприятный психологический климат. Упомянутые признаки так же относятся и к ученическому коллективу младших школьников.
На сегодняшний день одной из главных задач образовательного учреждения является создание сплоченного ученического коллектива. Данная проблема длительное время привлекала к себе внимание педагогов, психологов и философов.
Сплоченность коллектива, по мнению ряда авторов, является ведущей коллективистской направленностью.
Я.Л. Коломинский [3], в свою очередь, дает следующее определение сплоченности. Сплоченность коллектива - идейное, интеллектуальное, моральное, эмоциональное и волевое единение его членов, изменяющееся на основании определенной объективной характеристики, такой как организационное единство.
Известно, что сплоченность ученического коллектива представляет собой сложное явление. Об этом свидетельствуют три направления исследования, выделенные А.И. Донцовым [5] в конце 70-х годов. Он рассматривал сплоченность коллектива в зависимости от концентрации внимания на определённом групповом процессе:
- приоритет отдается эмоциональным элементам межличностных отношений;
- акцент делается на когнитивной внутригрупповой активности;
- анализируется оптимальное внутригрупповое взаимодействие, которое соотносят с решением групповой задачи.
В качестве одного из важнейших условий положительного взаимодействия младших школьников рассматривается сплоченность. При этом важно выделять разные типы сплоченности, каждый из которых связан с определенным фактором эффективности коллектива.
В исследованиях А.В. Сидоренкова [17] предполагается разделение сплоченности ученического коллектива на предметно-деятельностную и социально-психологическую. По мнению автора предметно-деятельностная сплоченность ученического коллектива в сочетании с групповой нормой продуктивности влияет на профессионально-предметную результативность группы и стабильность её совместной деятельности. В свою же очередь, социально-психологическая сплоченность оказывает значительное влияние на социально-психологическую эффективность, психологическую целостность и устойчивость коллектива. Высокий уровень сплоченности приводит к большей результативности коллективной работы, иначе говоря, возможности её усовершенствования, в то время как низкий уровень данного феномена приводит к невысокой результативности коллективной работы либо способности её уменьшения.
Сплоченность ученического коллектива - одно из проявлений динамики группы, определяющий уровень принадлежности к команде её членов. Выделяют следующие признаки сплоченности группы:
а) уровень взаимной симпатии во взаимоотношениях участников;
б) разряд полезности группы для её участников.
Определение сплоченности ученического коллектива младших школьников дал и В.С. Лазарев[10]. По его мнению, сплоченность коллектива можно определить как характеристику, которая отражает способность ученического коллектива препятствовать внутренним и внешним влияниям, негативно воздействующим на эффективность совместной деятельности.
Исследуя сущность сплоченности ученического коллектива можно сказать о том, что сплоченность как фактор единства действий участников группы, где единство действия считается выполнение каждым участником группы поставленных задач в рамках общей цели, следовательно, подразумевает сотрудничество. Единство поведения необходимо достигнуть в условиях свободного выбора членами группы вида действий из объективно возможных к заданной ситуации.
Учителю необходимо видеть структуру межличностных отношений в группе, для того, чтобы суметь найти индивидуальный подход к учащимся коллектива, а также оказывать влияние на формирование и развитие сплоченного ученического коллектива.
Позиция каждого человека в коллективе способствует сплочению группы. Положение каждого подразумевает под собой единогласие с коллективом, осознание себя частью целого, а так же готовность к осуществлению действий в пользу группы и общества.
Весомым для сплочения каждой группы, и ученического коллектива в частности, считается накопление позитивных традиций и обычаев. Традиции способствуют выработке общих норм поведения, украшают повседневную жизнь, развивают коллективные переживания [8].
Т.Е. Конникова [11] считала традициями ориентацию и отношения в ученическом коллективе младших школьников. Она доказала, что именно традиции служат индексом общности жизни класса и школы в целом. При решении вопросов жизнедеятельности класса они являются решающим показателем живого принятия обстановки с точки зрения учащихся. Также, Т.Е. Конникова отмечала, что традиция создаётся абсолютно всеми участниками ученического коллектива. Это подтверждает, что формирование обычаев есть становление общего в идее и выражение общих переживаний
Основным инструментом формирования личности ребенка в образовательном учреждении выступает внеурочная деятельность. Формирование личности является 182
комплексным процессом, который возможен в условиях взаимопомощи, взаимопонимания, а также качественного взаимодействия общественных институтов.
Школа, как указано в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, является общественным институтом, так называемым фундаментом в формировании личности ребенка. Также становлению личности способствуют целенаправленное воздействие и профессионализм педагогов [4].
Известно, что личность формируется в социальной среде. В школе социальной средой, прежде всего, выступает ученический коллектив. Человек как личность это продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, почти всё в его психологии и поведении формируется и развивается под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп.
Можно сказать, что влияние группы является одним из важнейших показателей, поэтому качество взаимоотношений в коллективе младших школьников, умение взаимодействовать друг с другом благотворно влияет на каждого члена ученического коллектива.
Становление ученического коллектива начинается с момента формирования класса. Происходит это и в учебной, и в воспитательной деятельности классного руководителя. Но отличным способом образования дружного, сплоченного коллектива все, же является внеурочная деятельность.
Классный руководитель вправе выбирать направления ведения внеурочной деятельности. И воспользовавшись данным правом можно включить направление формирования сплоченного ученического коллектива.
Использование основных теоретических и методических способов оценивания эффективности формирования, развития и сплочения коллектива во внеурочной деятельности позволяет сформировать направления объективной оценки эффективности проводимой работы. Особую ценность имеют эмпирические исследования эффективности обособленных наиболее важных компонентов иного подхода к педагогическим условиям формирования сплоченности ученического коллектива младших школьников средствами внеурочной деятельности.
Наибольший интерес представляют составные педагогические технологии применения имеющихся средств и методов организации деятельности педагога с младшими школьниками при проведении внеурочной деятельности, а также инновационные методы внеурочной деятельности, способствующие выявлению эффективных механизмов адаптации средств внеурочной деятельности к конкретной группе учеников.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью деятельности учащихся в образовательном учреждении. В настоящее время выделено большое множество форм и методов организации внеурочной деятельности которые упомянуты в работе Д.В. Григорьева [4]. К ним относятся участие в спортивных секциях, кружках, творческих мастерских, участие в олимпиадах, конкурсах, в различных творческих классных вечерах. Игры, походы, занятия в библиотеке также относят к внеурочной деятельности.
В последние десятилетия отечественные педагоги в своих исследованиях делали упор на выявление преимущественно эффективных форм и методов организации сплочения и формирования воспитательных коллективов, а так же совершенствование воспитательных функций коллектива, самоуправления в нем, и разработка педагогической деятельности коллектива [11].
Для того чтобы сформировать и сплотить ученический коллектив следует осуществлять целенаправленную, комплексную, последовательную методическую работу, которая будет отвечать задачам воспитания. Классному руководителю необходимо определять зада-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
чи, направленные на повышение эффективности педагогических условий формирования и сплочения коллектива младших школьников во внеурочной деятельности. К таким задачам можно отнести:
1. Рассмотреть состояние изученности педагогических условий формирования и сплочения ученического коллектива, а также ведущие способы развития коллектива в системе начального образования.
2. Представить проверенные и обоснованные методы и средства, которые помогут осуществить проведение внеурочной деятельности с учащимися. Они должны повысить эффективность индивидуальной, совместной деятельности класса, с целью развития ученического коллектива и повышения уровня групповой сплоченности.
Для того чтобы повысить эффективность педагогических условий формирования коллектива во внеурочной деятельности и решить поставленные задачи возможно использование интегрированного подхода.
Важно рассмотрение известных способов оценки эффективности педагогических условий для формирования и сплочения коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Необходимо также сформулировать направления совершенствования методического аппарата.
Анализ комплекса приемов как традиционного подхода для выбора эффективного применения технологий при взаимодействии с учениками поможет раскрыть творческие способности, активизировать потенциал школьников при формировании сплоченного коллектива во внеурочной деятельности.
О.В. Ибрагимова [6] указывает, что для повышения эффективности формирования сплоченного коллектива младших школьников, нужно своевременно вносить коррективы в планы воспитательной работы.
В центре исследований стоит задача оптимизировать воспитательно-образовательный процесс педагога, так как современное общество имеет тенденцию к значительным изменениям в короткие сроки. Поэтому важно выявить способы повышения эффективности условий формирования ученического коллектива младших школьников.
Целесообразно осуществлять различные варианты объединения педагогических условий для формирования и сплочения коллектива младших школьников в части взаимодействия педагогического и классного коллективов. Такие, как: организация и использование свободного времени школьников в школе, внешкольных учреждениях, также в семье, дома; обеспечение единения урочной и внеурочной деятельности детей; взаимодействие общественных организаций и совместная организация решения вопроса деятельности школьников во внеурочное время.
Для достижения целей и задач по формированию сплоченного ученического коллектива важно не забывать развитие всех направлений внеурочной деятельности. Так как все виды внеурочной деятельности, организуемые в самых разнообразных формах, способствует полноценному развитию здоровой личности: физически, нравственно, психологически.
Для этого рекомендуется применять наиболее целесообразные формы внеурочной деятельности, которые способны раскрыть способности учеников, а также проявить их индивидуальность. Формирование интереса к различным видам деятельности поможет вовлечь ребенка и в совместную с ученическим коллективом деятельность.
Выделяют следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительные, художественно - эстетическое, обще - интеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество, трудовая деятельность,
спортивно-оздоровительная [9].
Осуществление внеурочной деятельности с коллективом учащихся необходимо выполнять разнообразными способами. Важно организовать деятельность ребят в школе под целесообразным руководством учителей, которые выстраивают ее, соблюдая педагогические условия, такие как: предъявление требований, организация движения и роста коллектива, создание традиций в группе и организация самоуправления.
Формирование и сплочение ученического коллектива во внеурочной деятельности направлено на работу, в соответствии с воспитательным планом и включением в программу внеурочной деятельности специальных упражнений.
Обязательно следует учитывать особенности младших школьников, а также индивидуальные личностные особенности детей. Нужно формировать нравственные чувства и позицию личности в коллективе, формировать познавательный интерес, подготовку к семейной жизни, совершенствовать учебные творческие навыки. Особо важен индивидуальный психологический подход в воспитании младших школьников при формировании навыков сотрудничества и группового взаимодействия.
При этом рекомендуется использовать особенно эффективные формы внеурочной деятельности, способствующие раскрытию способностей детей и их индивидуальности при формировании интереса к различным видам деятельности.
Только при таком комплексном разностороннем подходе возможно сформировать ценностное отношение ребенка к сверстникам и коллективу, в котором он учится.
На этапе работы по формированию коллектива необходимо умение оценить эффективность педагогических технологий, которые способствуют развитию индивидуальных особенностей школьников. Проводить оценку, по мнению Н.П. Фетисина [20], следует на каждом этапе формирования сплоченного коллектива по специальному комплексу, который включает методики оценки воспитательной и образовательной эффективности с использованием сравнительного способа и эмпирических методов: беседы, анкетирования, тестирования. Следует использовать педагогический анализ воспитательных мероприятий, который выполнен путём учёта результатов, полученных в форме наблюдения и анкетирования.
Для оценки нравственного воспитания должно учитываться сведение о наличии у ребенка стойкости, целеустремленности, убежденности. Наряду с этими качествами стоят прилежание, успешность, которые говорят о развитых природных способностях и высоких нравственных качествах личности. Учение, внеурочная деятельность, труд, общественная работа, творчество и общение так же могут быть оценены с точки зрения успешности и прилежания ребенка.
В уставе школы, законах и уставах общественных организаций предъявлены основные требования к школьникам.
Это предоставляет шанс создать картину динамики нравственного развития учащихся. Воспитание нравственных качеств и свойств личности ребенка характеризуется как примерное, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное. Предлагается осуществлять оценку не только исключительно поступкам, в которых не всегда выражается истинное отношение ребенка к жизни, а именно направленности, тенденции изменения нравственности личности младшего школьника, объективно отражающиеся и проявляющиеся в его действиях, во взаимоотношениях, суждениях и мнениях детей и взрослых друг о друге.
При оценивании позиции индивида в группе необходимо учитывать данные о выполнении общих дел, взаимодействие в учебной и трудовой работе, осуществлении досуга, а так же степень участии в органах самоуправления коллектива.
Во многих ученических коллективах есть дети, кото-
рых относят к категории «трудных». Для того чтобы коллектив развивался быстрее, сплоченность переходила на более высокий уровень необходимо проводить отдельную работу - коррекционную. Коррекционную работу по оказанию помощи «трудным» детям в раскрытии их личностного потенциала рекомендуется проводить в различных формах - уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации. Необходимо оценивать результативность проведенной корректирующей деятельности по отзывам родителей о существующей динамики в детско-родительских отношениях, имеющим субъективный характер, и по мнению классного руководителя и учителей-предметников.
Степень воспитанности школьников рекомендуется устанавливать по методике, которая основана на диагностических программах. Диагностические программы включают уровень сформированности различных личностных качеств младших школьников: отношение к труду, человеку, школе, к природе, прекрасному, к самому себе, а так же оценку поведения и поступков обучающихся [19].
Духовное развитие должно вбирать в себя степень освоенности духовных ценностей учащимися, совершенствование его интеллектуального, творческого и этического потенциалов. Итог работы по духовно-нравственному воспитанию предполагается оценивать по имеющимся поступкам, отношениям к другим людям. Уровень сформированности духовно-нравственной культуры младших школьников и стремление родителей к инициативному участию в учебно-воспитательном процессе рекомендуется оценивать по следующим диагностическим методикам: диагностика межличностных отношений, используемая для изучения представлений школьника о себе и своём «Я», а так же для исследования уровня и качества взаимоотношений в малых группах; толерантное отношение друг к другу, милосердие, готовность прийти на помощь оценивается по методике диагностики уровня воспитанности школьника, которая включает в себя оценки следующих показателей: поведение в семье, в классе; отношение в семье; отношения со сверстниками; поведение на улице и в общественных местах; отношение к самому себе; диагностика эмоционального компонента нравственного развития используется для оценки развитости нравственно-духовного компонента, которая включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития.
Изучив каждого учащегося по указанным выше методикам и качественно и количественно обобщив полученные данные воедино, у учителя появится реальная возможность отслеживать динамику формирования и сплочения ученического коллектива младших школьников, что позволит ему проводить анализ эффективности проведенных воспитательных мероприятий. Важно, чтобы при организации каждого мероприятия использовались различны организационные формы и методы, тогда каждое мероприятие решало бы максимум заложенных в него воспитательных задач. С этой целью учителю начальных классов при организации планируемого комплекса мероприятий по воспитательной работе стоит провести анализ полученных результатов и при необходимости скорректировать план работы, изменить формы и методы работы с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся, добиваясь максимально эффективных результатов в воспитательной деятельности.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы следует отметить, что формирование сплоченного ученического коллектива младших школьников является одной из важнейших задач образовательного процесса.
Ученический коллектив - группа учеников, у которых одна социально значимая цель, организованная деятельность по её достижению. Отличительной чертой уже сформированного ученического коллектива явля-184
ется сплоченность, ответственность, безусловное равенство всех участников в правах и обязанностях.
Сформировать сплоченный, дружный ученический коллектив, имеющий общую цель. Привить ценностное отношение к учебному коллективу, как к единому целому. Такие важные задачи посильно решить при помощи использования внеурочной деятельности как средства формирования сплочения коллектива.
Внеурочная деятельность - часть деятельности учащихся в школе. Это самостоятельный труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность, организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников.
Именно внеурочная деятельность дает возможность систематически и целенаправленно вести работу с детьми во внеурочной деятельности, в течение четырёхлетней начальной школы возможно и необходимо заниматься развитием коллектива младших школьников и повышением уровня сплоченности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Наука, 2003. - 224 с.
2. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие / - М.: АРКТИ, 2007. - 104 с.
3. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2014.
- 223 с.
5. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. - М.: МГУ, 2000. - 128с.
6. Журавский, Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е. Журавский.- М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1998. 360 с.
7. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М.Г. Казакина.
- СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. - 115 с.
8. Классному руководителю о воспитательной системе класса.: сб. ст. / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Владос, 2000. 147с.
9. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2004. - 432 с.
10. Лазарев, В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В.С. Лазарев // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - № 2. - С. 15-24.
11. Лепнева, О.А., Классный коллектив технология формирования / О.А. Лепнева, Е.А. Тимошенко.- М.: ООО «ЦГЛ», 2005. - 128 с
12. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе: учебное пособие/ А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1984. - 300с.
13. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
14. Модрус, А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук: защищена 19.06.08: утв. 20.10.2008/ А.Л. Модрус.- Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост. пед. ин-та 2008. - 153 с.
15. Пашкова, А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Начальная школа. -2015. - №11. С.45.
16. Рапацевич, Е.С. Психолого- педагогический словарь /Е С. Рапацевич.- Минск.: Соврем. слово, 2006. -928 с.
17. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность/ А.В. Сидоренков // Психологический журнал.- 2006.- №1.-С.44-49.
18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014.- 35 с.
20. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
21. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 352 с.
Статья поступила в редакцию 05.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.