Научная статья на тему 'Формирование классного коллектива как фактора успешной социализации младших школьников'

Формирование классного коллектива как фактора успешной социализации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1836
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS / FORMATION OF A CLASS GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беринская Инна Владимировна, Кузина Оксана Леонидовна

В статье представлены данные эмпирического исследования процесса формирования классного коллектива с целью успешной социализации младших школьников. Исследование проводилось в три последовательных взаимосвязанных этапа: определение уровня социализированности младших школьников и сформированности классного коллектива; оценки влияния классного коллектива на социализацию детей младшего школьного возраста. В результате исследования сделан вывод о наличии среднего и низкого уровней социализированности младших школьников, а также недостаточности сформированности классного коллектива. В статье сделано заключение о необходимости организации системной работы по формированию классного коллектива, который является эффективным средством социализации младших школьников. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой на основные положения и достижения ряда научных областей (педагогики, психологии); целостным подходом к исследованию проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CLASSROOM GROUP AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article presents data of an empirical research of the formation process of the classroom group with a view to the successful socialization of primary school pupils. The research was conducted in three successive interrelated stages: determination of the level of socialization of primary school children and the formation of a class group; the impact of the class on the socialization of primary school children. We have made two conclusions from the recearch. Primary school pupils have medium and low levels of socialization. School class team is not sufficiently formed. Therefore, we come to the conclusion about the need to organize systematic work on the formation of a class team, which is an effective means of socialization of primary school pupils. The reliability and validity of the research results are provided by the optimal choice of methodological grounds, based on the main provisions and achievements of a number of scientific fields (pedagogy, psychology); a holistic approach to the study of the problem.

Текст научной работы на тему «Формирование классного коллектива как фактора успешной социализации младших школьников»

Berinskaya Inna Vladimirovna, Kuzina Oksana Leonidovna THE FORMATION OF CLASSROOM GROUP AS A FACTOR .

pedagogical sciences

УДК 373.3.035

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0006

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2019

Беринская Инна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1, e-mail: innaberl@yandex.ru) Кузина Оксана Леонидовна, учитель начальных классов Андрюшинская основная общеобразовательная школа (665319, Россия, Иркутская область, с.Андрюшино, e-mail: cuzina.ox@yandex.ru)

Аннотация. В статье представлены данные эмпирического исследования процесса формирования классного коллектива с целью успешной социализации младших школьников. Исследование проводилось в три последовательных взаимосвязанных этапа: определение уровня социализированности младших школьников и сформирован-ности классного коллектива; оценки влияния классного коллектива на социализацию детей младшего школьного возраста. В результате исследования сделан вывод о наличии среднего и низкого уровней социализированности младших школьников, а также недостаточности сформированности классного коллектива. В статье сделано заключение о необходимости организации системной работы по формированию классного коллектива, который является эффективным средством социализации младших школьников. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются оптимальным выбором методологических оснований, опорой на основные положения и достижения ряда научных областей (педагогики, психологии); целостным подходом к исследованию проблемы.

Ключевые слова: социализация, социализированность младших школьников, формирование классного коллектива.

THE FORMATION OF CLASSROOM GROUP AS A FACTOR OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

© 2019

Berinskaya Inna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of social pedagogy and psychology of the Pedagogical Institute

Irkutsk state University (664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx str., 1, e-mail: innaber1@yandex.ru) Kuzina Oksana Leonidovna, primary school teacher Andrusivskya basic secondary school (665319, Russia, Irkutsk oblast, Kuytunskiy rayon, pp. Andryushino, e-mail: cuzina.ox@yandex.ru)

Abstract. The article presents data of an empirical research of the formation process of the classroom group with a view to the successful socialization of primary school pupils. The research was conducted in three successive interrelated stages: determination of the level of socialization of primary school children and the formation of a class group; the impact of the class on the socialization of primary school children. We have made two conclusions from the recearch. Primary school pupils have medium and low levels of socialization. School class team is not sufficiently formed. Therefore, we come to the conclusion about the need to organize systematic work on the formation of a class team, which is an effective means of socialization of primary school pupils. The reliability and validity of the research results are provided by the optimal choice of methodological grounds, based on the main provisions and achievements of a number of scientific fields (pedagogy, psychology); a holistic approach to the study of the problem.

Keywords: socialization, socialization of primary school pupils, formation of a class group.

В настоящее время в российском обществе в большей мере осознается необходимость особого внимания к проблеме воспитания и социализации детей, формирование государственной политики в данной сфере на основе новой стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

[I]. Формируется опыт взаимодействия государства и общества, социальных институтов в решении проблем детства.

Проблема социализации является объектом изучения ученых психологических, педагогических и социально-педагогических наук. Сущностную характеристику понятия, с позиции вхождения личности в общество, представляет исследователь Н.Ф.Голованова [2].

Социализацию, как процесс становления личности в таких сферах, как деятельность, общение, самосознание раскрывает Г.М.Андреева [3]. Особенности социализации младших школьников в современных условиях - А.Л. Бусыгина, И.В. Архипова, Т.А. Фирсова [4], Е.В. Грязнова, С.М. Мальцева, Ю.В. Азолова, Т.В. Ларинина [5], Т.Н. Иванова, О.К. Просветова [6], О.Н. Матвеева [7], С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Е.Г. Черникова [8], Л.А. Сундеева, З.Ф. Рахимова [9], Е.В. Тютюсова, Л.В. Блинов [10], А.Д. Цымбалару

[II]. Процесс социализации, с точки зрения влияния различных факторов, рассматривает А.В.Мудрик [12]. Пути управления детским коллективом как социальной системы, при содействующей позиции педагога в нём,

раскрывает в своем исследовании Л.А. Сундеева, З.Ф. Рахимова [13], И.Ю. Шустова [14].

Младший школьный возраст является сензитивным для процесса социализации. В связи с этим, данный процесс является динамичным, постоянным и непрерывным, осуществляется через общение, обучение, воспитание и практическую деятельность.

Указанные направления позволяют приобретать личный социальный опыт и индивидуальные качества младшему школьнику, что в свою очередь, позволяет ему успешно социализироваться в процессе решения конкретных, жизненных задач.

На данный момент в научной мысли всё еще открыт вопрос о том, что влияет на формирование личности. Но большинством признаётся тот факт, что в становлении личности немаловажным остается то, в какой среде, в каком коллективе личность находится и взаимодействует.

В аспекте социально-педагогической мысли необходимо учесть факторы, влияющие на успешную социализацию личности. Это, прежде всего, большое значение уделяется организации развивающей среды. Такая среда должна отличаться хорошим построением и организацией. Это, по мнению М.В.Макарова - особый микроклимат школы и его влияние на социализацию

[15].

Развивающая среда отличается особой атмосферой, где приоритетом являются возможность личностного

педагогические науки

Беринская Инна Владимировна, Кузина Оксана Леонидовна ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ...

роста ребенка; гуманные, доверительные отношения всех субьектов образовательного процесса. Огромную роль в формировании личности младшего школьника играет классный коллектив. Именно он выступает основной средой, в которой воспитываются способности личности, развитие ребенка в сфере досуга, игры и свободного общения.

Сущностную характеристику понятия «коллектив» Л.И.Новикова раскрывает как сложную социально-психологическую систему, которая характеризуется единством организации и психологической общностью, входящих в неё людей. Только сплотив детей в дружный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание [16].

Включение младшего школьника в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив и глубоко индивидуален. Исследователь Г.Ф.Гаврилычева обращает внимание на ценностные ориентиры обучающихся младшего школьного возраста [17].

При этом, необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребенка в структуре детского коллектива. Это и особенности характера, и степень общительности, уровень способностей и т.д. Педагогу, работающему с детьми необходимо учитывать данные особенности детей, чтобы необходимые создать условия для успешной социализации каждого ребенка.

Данная проблема может быть решена путем создания специально организованной системы мероприятий. Классный коллектив будет являться эффективным средством социализации младших школьников при создании специальных психолого-педагогических условий. Формирование классного коллектива, в свою очередь, будет способствовать социализированности младших школьников.

С этой целью было проведено исследование уровня сформированности классного коллектива и уровня социализированности детей младшего школьного возраста.

Экспериментальной базой нашего исследования стало МКОУ «Андрюшинская основная общеобразовательная школа», Куйтунского района, Иркутской области. Исследовательская работа проводилась с младшими школьниками 4-х классов. В исследовании приняли участие обучающиеся 4А класса в составе 19 человек (9 девочек, 10 мальчиков)

На первом этапе исследования, на основе методики А.Н.Лутошкина «Какой у нас коллектив», проведена диагностика уровня сформированности классного коллектива и уровня удовлетворенности детей коллективом [18].

Оценивая классный коллектив, младшие школьники считают, что коллектив находится на стадии «Мягкая глина» - 3 чел.(16%), для которой характерны доброжелательные отношения, однако младшие школьники не всегда внимательны друг к другу, но проявляют предупредительность и готовность прийти на помощь. Следующую стадию «Мерцающий маяк» - выбрали 7 чел. (37%), для которой характерны желание трудиться сообща, помогать друг другу. При этом, не всегда и не у всех одинаково ярко проявляется как активность, так и инициатива, а встречающиеся трудности часто прекращают деятельность.

Обучающиеся в количестве 9 чел. (47%) - считают, что классный коллектив находится на стадии «Алый парус», когда у большинства членов проявляется чувство гордости за коллектив: все переживают, если у кого-нибудь неудача, они могут прийти на помощь. На стадиях «Песчаная россыпь» и «Горящий факел» показатели в группе обучающихся равны 0%. Результаты диагностики демонстрируют недостаточный уровень сформированности классного коллектива и, в связи с этим, необходимость организации целенаправленной

системной работы по его формированию.

Для проведения диагностики уровня социализи-рованности младших школьников, вслед за О.Н.Матвеевой, были выделены следующие критерии: когнитивный, коммуникативный, практический, ценностно-смысловой [19].

На основе методики М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» [20] были получены следующие результаты диагностики: количество обучающихся с очень высоким уровнем учебной мотивации выявлено не было. Количество обучающихся с высоким уровнем мотивации составило 3 чел. (6%). У младших школьников данного уровня - сформированы учебные мотивы, для которых характерен интерес к учебным предметам, к самой познавательной деятельности, готовность включаться в процесс познания, изучать что-то новое, что является одним из факторов успешной социализации. Количество обучающихся со средним уровнем мотивации - 10 чел. (53%). Для них характерно: наличие положительного отношения к процессу обучения, преобладание мотивов одобрения и получения хорошей оценки в процессе обучения, а также преобладание мотивов оценки и социальных мотивов, связанных с общением со сверстниками. Количество обучающихся со сниженным уровнем мотивации - 6 чел. (41%). Для которых преобладают мотивы получения хорошей отметки, позиционные мотивы и социальные мотивы. Учебные мотивы у них сформированы в меньшей степени, в результате чего могут наблюдаться трудности в отношении к учебной деятельности, которая может являться неустойчивым и зависеть от успешности, важнейшим показателем которой, для обучающегося, является оценка. Количество обучающихся с низким уровнем выявлено не было.

Сопоставляя количество обучающихся с разным уровнем учебной мотивации, можно сделать вывод, что средний уровень учебной мотивации преобладает среди младших школьников. В связи с этим, следует отметить, что недостаточно сформированная учебная мотивация влияет и на уровень социализированности младших школьников: большинство - не являются в полной мере социализированными, поскольку в учебной деятельности у них наблюдается преобладание социального, позиционного и других видов мотивов, а учебный мотив сформирован недостаточно. На особенности диагностики социализированности учащихся обращает внимание Зимнякова И.В. [21]

Выявление особенности социального статуса младших школьников в коллективе, на основе методики М.Р.Битяновой «Как измерить отношения в классе» [22], позволило получить следующие результаты: в зависимости от социального статуса «Звёзды», среди младших школьников - выявлено не было. «Принимаемые» - составило 13 чел.(69%). «Пренебрегаемые» - 5 чел.(26%). «Отвергаемые» - 1 чел. (5%).

Результаты проведенного исследования показали, что взаимоотношения в классе являются не в полной мере благоприятными, поскольку большее количество обучающихся проявляют недостаточную сфор-мированность положительных взаимоотношений внутри классного коллектива. Это является основанием для организации процесса формирования положительных межличностных взаимоотношений в среде младших школьников.

На основе метода наблюдение, проведено изучение у младших школьников умения осуществлять организацию собственной деятельности: в учебной и во внеурочной практической деятельности, оценивая сформированность всех ее структурных компонентов.

Высокий уровень отмечается у 2 чел. (11%), когда в достаточной степени сформированы умения, необходимые для самостоятельной организации учебной деятельности. Во внеурочной деятельности - выбор

Berinskaya Inna Vladimirovna, Kuzina Oksana Leonidovna pedagogical

THE FORMATION OF CLASSROOM GROUP AS A FACTOR ... sciences

и вариативность форм и деятельности по интересу, проявление индивидуальности, творчества, инициативы. При этом - деятельность младших школьников является осознанной и полной: самостоятельная постановка цели, планирование действия по ее достижению, выполнение конкретных действий, осуществление самоконтроля и самооценки. Это свидетельствует об уровне сформированности способа организации деятельности, как творческой.

Это позволяет осуществлять самостоятельное планирование и творческое выполнение деятельности. Средний уровень (воспроизводяще-творческий), выявлен у 7 чел. (39%). В процессе деятельности, обучающиеся данного уровня показали, что полностью самостоятельно осуществлять деятельность для них не всегда легко, в большей степени они проявляют самостоятельность, когда им задается алгоритм выполнения действий.

В процессе самостоятельного выполнения - могут отмечаться трудности целеполагания, трудности планирования, а также самоконтроля и самооценки. Элементы творчества младшие школьники на данном уровне также способны проявлять в своей деятельности, но преимущественно тогда, когда деятельность является хорошо знакомой.

Низкий уровень (репродуктивный) - выявлен у 10 чел. (50%) обучающихся, у которых недостаточно сформированы навыки организации деятельности. Младшие школьники ориентированы на выполнение действий по образцу под контролем взрослого. Самостоятельно в полной мере они не могут осуществлять постановку целей, планировать действия, выполнять их, осуществлять контроль и оценку достигнутого результата. Соответственно, как показали полученные нами результаты, учащиеся могут испытывать трудности в процессе социализации, поскольку сформированные умения и навыки эти обучающиеся самостоятельно не переносят в другую деятельность, что может затруднять освоение ими нового опыта и, соответственно, препятствовать социальному развитию в целом.

Использование методики М.И Шиловой «Диагностика нравственной воспитанности» позволило выявить уровень сформированности ценностного отношения младших школьников к обществу, труду, к себе и другим людям [23].

Младшие школьники с высоким уровнем (4 чел. 21%) сформированности отношения к обществу характеризуются тем, что они охотно выполняют общественные поручения, при этом действуют ответственно и требуют ответственного отношения от других людей, проявляют бережное отношение к школьному имуществу. Обучающиеся со средним уровнем (7 чел. 37%) также выполняют общественные поручения достаточно заинтересовано и ответственно, но не требуют этого от других, бережливость у них проявляется неустойчиво. Низкие показатели выявлены у 8 чел. (42%). Проявляется у младших школьников в том, что они неохотно выполняют поручения, только при условии контроля со стороны других людей, бережливость они проявляют также чаще всего под контролем.

Отношение к труду на высоком уровне - 5 чел. (28%), характеризуется тем, что обучающиеся являются дисциплинированными и стремятся всегда следовать общепринятым нормам и правилам поведения ожидая от других того же, проявляя ответственное отношение к учебе, трудолюбие и прилежность, стремление достигать высокие результаты. Показатели среднего уровня выявлены у 6 чел. (32%), которые стремятся соблюдать нормы и правила поведения, но не ожидают этого от других, в отношении к учебе у них проявляется интерес к знаниям, но стремление учиться хорошо является не ярко выраженным. Они понимают ценность труда, проявляют добросовестное отношение к труду, но не 38

всегда активно в него включаются. Младшие школьники с низким уровнем (7 чел. 39%) - чаще всего соблюдают правила и нормы поведения только при наличии контроля со стороны других людей, отношение к учебе у них является преимущественно безответственным, они не проявляют интереса, у них нет постоянного контроля, по отношению к общественно полезному труду у них наиболее значимым являются соревновательные мотивы или мотивация положительной оценки со стороны других людей.

Таким образом, результаты диагностики показали, что отношение к обществу и труду у младших школьников находится еще в процессе формирования, поскольку большинство обучающихся не имеет четких ценностных ориентиров по отношению к обществу и труду. Иногда они проявляют в своем поведении характеристики, которые свидетельствуют о том, что они еще не в полной мере осознают ценность труда, не всегда проявляют уважительное и бережное отношение.

По результатам диагностики отношения к людям - количество обучающихся с высоким уровнем сформированности отношения составило 5 чел. (26%), проявляя общительность, уважение к интересам коллектива. Они охотно отзываются на просьбы одноклассников, помогают другим, являются верными своему слову, честными и правдивыми. Средний уровень проявляют 7 чел. (37%), которые являются достаточно общительными, охотно выполняют поручения коллектива, организуют полезные дела, проявляют доброту, отзывчивость, однако не всегда верны своему слову. Низкий уровень - 7 чел. (37%).

Как показали результаты, младшие школьники с низким уровнем являются не очень общительными, на просьбы товарищей отзываются неохотно, не любят участвовать в делах коллектива, редко помогают другим по собственному желанию.

Отношение к себе у 6 чел. (32%) сформировано на высоком уровне, проявляется в том, что обучающиеся являются простыми и скромными в общении, у них отмечается уважительное отношение к себе и другим. Средний уровень - выявлен у 7 чел. (36%).

Младшие школьники со средним уровнем являются достаточно простыми и скромными в общении, проявляют уважение к другим людям, интерес к ним. Низкий уровень сформированности отношения к себе выявлен у 6 чел. (32%), которые испытывают достаточно сложные отношения в общении, при этом, они могут проявлять скромность и простоту, но иногда бывают высокомерными, заносчивыми, раздражительными.

Результаты оценки отношения к другим людям и к себе показали, что у младших школьников отмечается незначительное преобладание среднего уровня, для которого характерно не только устойчивое проявление определенных положительных черт в отношении к другим людям и к себе, но и неустойчивость в отдельных проявлениях.

В целом, обобщая результаты диагностики уровня социализированности младших школьников, в соответствии с когнитивным, коммуникативным, практическим, ценностно-смысловым критериями, следует отметить, что высокий уровень социали-зированности выявлен у 3 чел. (16%).

Данный уровень характеризуется тем, что у младших школьников отмечается гармоничное развитие разных сторон личности, способность эффективно осуществлять познавательную деятельность и самоконтроль, успешно взаимодействовать с окружающими людьми.

Они могут организовывать свою деятельность, применяя имеющиеся знания и умения. У них сформированы определенные ценностные ориентации, которые выступают в качестве базовых оснований для усвоения общественных норм и ценностей.

Младшие школьники со средним уровнем - 8 чел. (42%), характеризуются тем, что в целом они

педагогические науки

Беринская Инна Владимировна, Кузина Оксана Леонидовна ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА ...

способны осуществлять познание окружающего мира и самопознание, устанавливать контакт и взаимодействовать, но иногда у них отмечаются трудности, связанные с согласованием действий, организацией самостоятельной деятельности. Кроме того, у младших школьников со средним уровнем недостаточно сформированы ценностные ориентации, отражающие усвоение детьми общественных и социальных норм.

Низкий уровень выявлен у 8 чел. (42%). Данный уровень характеризуется тем, что у обучающихся отмечается недостаточное развитие способности к познанию и пониманию окружающего мира, познанию самого себя, установлению адекватных конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми, основанных на умении вступать в контакт, согласовывать действия, достигать поставленной цели, оценивать свой результат. Они не способны самостоятельно организовать свою деятельность, а также у них отмечается слабая сформированность ценностных ориентаций.

Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, обучающихся и их родителей в процессе реализации системы мероприятий, направленных на формирование классного коллектива с целью успешной социализации младших школьников, учитывая их психологические особенности.

Вслед за авторами: Д.В.Григорьевым, И.С.Кулешовой, П.В.Степановым [24], нами определены задачи следующего этапа исследования:

1) формирование классного коллектива;

2) развитие мотивации учащихся к обучению;

3) развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников;

4) формирование умений и навыков самостоятельной организации в учебной и внеурочной деятельности;

5) способствование расширению и углублению представлений о нравственных нормах и ориентирах у младших школьников.

Реализация задач, направленная на формирование классного коллектива будет являться эффективным средством социализации младших школьников. Это возможно, только при создании специальных психолого-педагогических условий:

- обеспечение воздействия комплекса воспитательных мероприятий на все критерии социализации обучающихся младшего школьного возраста: когнитивного, коммуникативного, практического, ценностно-смыслового;

- целенаправленном и системном формировании у детей навыков межличностного взаимодействия в структуре классного коллектива;

- обеспечении взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, обучающихся и их родителей в процессе реализации комплекса мероприятий.

В связи с этим, разработан и апробирован комплекс мероприятий, представленный в таблице 1.

Положительная динамика результатов на заключительном этапе исследования позволила определить результативность комплекса мероприятий. Это позволило экспериментально определить влияние классного коллектива на уровень социализированности младших школьников.

Большинство видов деятельности имеет групповой характер. Классный коллектив обладает большим потенциалом в формировании необходимый социальных умений и навыков младшего школьника, влияет на формирование системы ценностных ориентаций, развитие общих социальных умений и навыков, а также жизненных умений и навыков, поскольку в образовательном процессе каждый обучающийся выступает не

только, как субъект, но и как член коллектива.

Таблица 1 - Комплекс мероприятий, направленных на формирование классного коллектива с целью успешной социализации младших школьников

№ Тема Цель Ответственные

1 «Школа и я» Объединение и эмоциональное р а скр епо ш ение уч а стник ов игр ы; осознанней эмоциональное проявление тех чувств, коюрые вызывает у о буч ающихся шко л а. Социальный педагог Кл а с с ный руко водите ль

2 «Кто есть Я?» Предоставление возможности для обуч ающихся - р а сшир ить представление о себе; выявление позиции — принимает ли ребенок собственное «Я». Педагог-психолог Кл а с с ный руко водите ль

3 «Мои чувства в школе » Осознание обучающимися чувств. школьные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих спо собностей; развитие произвольно ста движений. Педагог-психолог Кл а ссный руководитель

4 «Учись действовать» Развитие произвольности движений, стрессоустойчиво стн интеллектуальных ресурсов,внутреннего плана действий. Педагог-психолог С оциальный педагог Классный руководитель

5 «Самооценка» Развитие умения оценивать себя со стороны; воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости; формирование адекватной самооценки. Педагог-психолог Кл а ссный руководитель

6 «Дружба» Развитие межличностных отношений учащихся, сплочение коллектива Социальный педагог Кл а ссный руко водитель

7 «Праздник в нашей жизни» Формирование положительного эмоционального фона общения б Социальный педагог Педагог-психолог Кл а ссный руко водитель

S «Учимся общаться» Развитие коммуникативных умений и обучающихся в классном коллективе С оциальный педагог Кл а ссный руко во дитель

9 ценности» Укрепление семенных ценностей, формирование доброжелательных отношенийв семье. С оциальный педагог Кл а ссный руко водитель

10 «Как хорошо,когда мы вместе!». Осознание чувства ответственности за совместную деятельность. Формирование деятельности достижения результатов. Социальный педагог Кл а с с ный руко в о дитель

Таким образом, анализируя роль классного коллектива как фактора успешной социализации, следует отметить, что классный коллектив имеет социализирующее воздействие на личность младшего школьника, в то же время личность младшего школьника непосредственно влияет на отношения в классном коллективе. В связи с этим, в психолого-педагогической деятельности всё взаимосвязано: успех в учёбе зависит от мотивации, мотивация формируется посредством благоприятного микроклимата в классном коллективе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс] http://www.anichkov.ru/files/ gzrdo/doc/EDUCATIONDEVELOPMENT-STRATEGY.pdf

2. Голованова Н.В. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Спб,: Речь, 2009. 276 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2001. 384 с.

4. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Исследование показателей социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 204-208.

5. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

6. Иванова Т.Н., Просветова О.К. Социологический анализ процесса социализации личности в различных теоретических перспективах //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 139-143.

7. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им. Белинского.2010.№16 (20). С. 151-157.

8. Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Черникова Е.Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 292-296.

9. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 325-328.

10. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.

11. Цымбалару А.Д. Моделирование образовательного пространства младших школьников в условиях вариативности организационных форм обучения // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 79-82.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Под ред. В.А.Сластенина. М. : Изд.центр «Академия». 2003. 224 с.

13. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-185.

Berinskaya Inna Vladimirovna, Kuzina Oksana Leonidovna THE FORMATION OF CLASSROOM GROUP AS A FACTOR .

pedagogical sciences

14. Шустова И.Ю. Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. №3. С. 36-41.

15. Макаров М.В. Микроклимат школы и его влияние на социализацию //Воспитание школьников. 2006. № 65. С. 32-36.

16. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова. -М.: ООО «ПЕР СЭ», 2010. 336 с.

17. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. №7. С. 28-30.

18. А.Н.Лутошкин Какой у нас коллектив [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodika-an-lutoshkina-kakoy-u-nas-kollektiv-799797. html

19. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях //Известия ПГПУ им. Белинского.2010.№16 (20). С. 151-157.

20. Гинзбург М.Р. «Изучение учебной мотивации» [Электронный ресурс] https://infourok.ru/metodika-izuchenie-motivacii-obucheniya-u-mladshih-shkolnikov-mr-ginzburga-klassi-3546804.html

21. Зимнякова И.В. К вопросу о диагностике социализированности учащихся //Наука и образование. 2016. №2. С. 47-49.

22. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М.Битянова. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. 32 с.

23. Шилова М.И. Диагностика нравственной воспитанности [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/diagnostika-nravstvennoi-vospitannosti-m-i-shilova.html

24. Григорьев Д.В., КулешоваИ.С., СтепановП.В. Воспитательная система школы от А до Я. М.: Просвещение, 2006. 214 с.

Статья поступила в редакцию 07.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.