ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 373.60
МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© О. Н. МАТВЕЕВА, И. Л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра педагогики e-mail: [email protected]
Матвеева О. Н., Беккер И. Л. - Модель социализации младших школьников в процессе педагогически организованной туристско-краеведческой деятельности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 726-730. - В статье теоретически обосновывается модель социализации младших школьников в процессе педагогически организованной туристско-краеведческой деятельности в общеобразовательной школе. Содержание компонентов модели описывается в их взаимосвязи.
Ключевые слова: социализация; модель социализации младших школьников; туристско-краеведческая деятельность.
Matveeva O. N., Bekker I. L. - Model of junior pupils’ socialization in the process of pedagogically organized tourism and local history activities in secondary school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 726-730. - The theoretical background of a model of junior pupils’ socialization in the process of pedagogically organized tourism and local history activities in secondary school is presented in the article. The components of the model described in their relationship.
Key words: socialization; model ofj'unior pupils’ socialization; tourism and local history activities.
В современной постоянно усложняющейся общественно-политической, экономической жизни человек стремится эффективно включиться в социальную структуру общества и функционировать в ней в качестве полноценного члена. Все это актуализирует проблему социализации человека.
В современной социальной педагогике социализация определяется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [11, с. 9].
Особенно значимой в современных условиях является проблема социализации детей младшего школьного возраста, так как именно этот период детства связан с расширением и усложнением социальной среды, с которой взаимодействует ребенок, новыми изменениями в структуре личности, установлением качественно новых отношений ребенка с людьми. Успешная социализация позволяет осваивать растущему человеку жизненное пространство, познавать мир. Однако изменения, произошедшие за последние десятилетия в нашей стране и во всем мире, требуют
переосмыслениясложившихся подходов к социализации подрастающего поколения.
Анализ научно-педагогической литературы [1; 10; 15] показывает, что значительными социализирующими возможностями для младших школьников обладает туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Онаобеспечиваетф изическое, эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие детей в доступной и привлекательной форме, позволяет им приобрести опыт социально одобряемого и безопасного поведения. Для того чтобы обеспечить успешную социализацию школьников в процессе ТКД необходимо представить этот процесс в виде научно обоснованной педагогической модели. При создании модели мы ру-ководствовалисьобщеметодологическимиположени-ями, касающимися педагогического моделирования, согласно которым модель должна быть адекватна реальному моделируемому явлению, отражать его существенные характеристики, структуру и содержание, логическую взаимосвязь этапов и компонентов [4]. Предлагаемая модель (схема 1) является теоретической основой социализации младших школьников в процессе педагогически организованной туристско-краеведческой деятельности, позволяет рассмотреть
этот процесс как целостное явление, осознать взаимо-связьивзаимозависимостьсоставляющихегоэлементов.
Кратко охарактеризуем все элементы данной модели.
Цель, которая должна быть достигнута в ходе реализации модели, - создать необходимые и достаточные педагогические условия, позволяющие младшим школьникам успешно социализироваться в процессе ТКД.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие педагогические задачи: развить эмоционально-чувственную, коммуникативную, когнитивную сферы личности ребенка, а также сферу его практической деятельности.
Данные задачи являются результатом теоретического анализа особенностей психического и социального развития младших школьников и позволяют наметить направления их социализации. Основываясь на положениях о «детских инстинктах», разработанных и представленных Дж. Дьюи [3; 13] и на современных психолого-педагогических представлениях о развитии личности в младшем школьном возрасте [6; 12], мы считаем, что основными направлениями социализации младших школьников являются: ценностно-смысловое, коммуникативное, когнитивное и практическое.
Для того чтобы успешно решить педагогические задачи, необходимовыявить и обосноватьконкретные показатели социализированности младших школьников по каждому из указанных направлений с учетом их возрастных особенностей и реальных требований, предъявляемых современным обществом к развитию личности ребенка в этом возрасте.
Ценностно-смысловое направление социализации личности младшего школьника подразумевает наличие у ребенка ценностных ориентаций, предпочтений, мотивов и установок, определяющих его отношение к миру, людям и самому себе. Основными показателями социализированности младшего школьника по данному направлению являются следующие:
- представления об основных человеческих ценностях (Человеке, Семье, Труде, Знаниях, Культуре, Земле, Мире, Отечестве);
- признание и приятие основных человеческих ценностей как личных;
- нравственные качества (любовь к людям, к родному краю, трудолюбие, доброта, готовность помочь товарищу, отзывчивость, честность, справедливость, вежливость, исполнительность и т. д.);
- способность к нравственной самооценке;
- способность к эстетическому взаимодействию с миром и людьми (определенный уровень эстетических знаний и эстетических чувств, способность к эстетической деятельности).
Практическое направление социализации младших школьников подразумевает приобретение и совершенствование младшими школьниками практи-ческихжизненноважныхисоциальновостребованных умений и навыков, которые можно приобрести в про-цессетуристско-краеведческойдеятельности.Наибо-
лее общие показатели социализированное™ младших школьников по этому направлению следующие:
- способность к осознанным, и осмысленным репродуктивным действиям;
- способность к творческим действиям;
- самостоятельность в деятельности;
- навыками безопасного взаимодействия с природной и социальной средой;
- способность к объективной оценке результатов своей деятельности.
Интегральным показателем социализированно-сти по данному направлению можно считать степень включенности младшего школьника в основные виды деятельности учебно-познавательную, игровую, трудовую, коммуникативную.
В рамках коммуникативного направления социализации происходит усвоение ребенком норм, правил, обычаев, моделей социальноодобряемого поведения и их реализация в реальных ситуациях общения и взаимодействия.Наиболеезначимыепоказателисоци-ализованности по данному направлению следующие:
- умение общаться и взаимодействовать с людьмиразноговозрастаивсоставеразновозрастной группы;
-сформированностьсоциальноодобряемогопо-
ведения;
- способность к эмпатии;
- толерантности;
- способность к коммуникативной рефлексии, то есть способность «увидеть» себя глазами других людей.
в рамках когнитивного направления социализации происходит формирование научной картины мира младшего школьника и способности к интеллектуальной и учебно-познавательной деятельности. наиболеезначимыепоказателисоциализированности по данному направлению следующие:
-научные знания оприроде,культуре;человеке; о себе самом;
- широкий кругозор;
- способность к творческому мышлению;
- способность к самонаблюдению и самоанализу;
- умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;
- способность к самопознанию;
- высокая познавательная активность и мотивированность интеллектуальной деятельности.
Совокупность представленных выше показателей создает целостную картину социализированности личности младшего школьника. Каждый из показателей может находиться на определенном уровне сфор-мированности. Для оценки социализированности выделяем три уровня: низкий, средний и высокий. Такой выборобоснованрезультатамианализарядапедагоги-ческих работ [16; 19], в которых предлагаются диагностические методики, позволяющие оценить уровень социализированности учащихся по данной шкале
Для низкого уровня характерно отсутствие или фрагментарная сформированность всех основных по-
8 ZL
flAiuu 'ndfoK
' ЖИ1И *!*■■ мЬи Mimiufam w awrfJwfw Edl-cmuadfl <EUI^d т-м.1йиьияТт-ишн.ипт Aulf
[В
tftut павший c^ftlA.
шио
Ifin5
іпнкЕшкйаНКкик
'“Я*1
ЛПГ)
■™*Л.
■ШВІ
кшааванйпа нвшшгії
і ишшіїїд
ППОПИП гіинртдиліи ипптиныИр AAdl ■■НАїКДу п^чшичииЬ
хнш
■тиЕШШШ И МЛНПШ ДИДВА Г1ШИ1ИИТ ІІІЇ-—f
□ ----J Іпкшпзсв я ЕЗШЯШ апниокт .mhndi иницрщ
*00^11
■" ».ц.Ч1>1йи Ш ПНОВШ пшаьвв 'ИНЕШНН mJimftr ПШНЬШ ‘VDHhC МГМТПГПГШДШДГ ‘чп-"™~ .HpnfH ■■■— ■ llllimplll—Л
бшпп№ів|{
1fsi'
-шшя*шг*ґ тггт ішнигіїгр я гітггтт(ттт)гжіг тмпт ппгдгт: ві||
иілонмігаїкаї' иомзоіії/оноксІм-омз.і.зисІ/О. aooalrodii я
ЯОМИНЧІҐОМШ ХИІПІ'ТМІЛ ИИЇІВеИІҐВИЇІОО Ч1ГЭ1;'()[\[
\виэхд
1Ш VZ •
казателей социализированности младшего школьника: противоречивые и искаженные представления об общечеловеческих ценностях, несформированность нравственных качеств и социально одобряемого поведения, неспособность к нравственной самооценке, отсутствие самостоятельности и коммуникативных способностей, повышенная агрессивность, эгоцентризм, узкийкругозор,неспособностьксамоанализу,самона-блюдению, самопознанию.
Средний уровень характеризуется частичной сформированностью показателей социализированно-сти, их проявлением только в благоприятных условиях или специально созданных педагогических ситуациях, отвечающих интересам детей.
Для высокого уровня характерно наличие рассматриваемых показателей как устойчивых личностных характеристик младших школьников, присущих им независимо от изменяющихся обстоятельств. Все показатели гармонично сочетаются в личности ребенка и полностью определяют его отношение к миру, поступки и действия.
Методологической основой социализации младших школьников в процессе ТКД являются: личностно-деятельностный подход к построению процесса воспитания; концепция системного построения процесса воспитания (А. А. Бодалев, В. А. Караковский,
З. А. Малькова, Т. Н. Мальковская, Л. И. Новикова и др.); концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка (М. И. Рожков, Л. В. Бай-бородова, О.С.Г ребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Пала-дьев, В. Б. Успенский и др.).
Личностно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев; И. С. Якиманская, Е. В. Бондаревская, М. Н. Бе-рулава, В. В. Сериков)основывается понимании деятельности как главного условия развития личности [17]. По словам И. А. Зимней «оба компонента (личностный и деятельностный) неразрывно связаны друг с другом в силу того, что личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов, например, общением, определяет его личностное развитие» [5, с. 248-249].
Выбор концепции системного построения процесса воспитания и концепции воспитания как педа-гогическогокомпонента социализации ребенкав качестве методологической основы нашего исследования связан со сложившемся в современной педагогике пониманием воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности, являющегося частью процесса социализации и протекающего под определенным социальным и педагогическим контролем. [2; 13; 17]. Такой взгляд на сущность воспитания подразумевает создание необходимых условий для развития ребенка как субъекта деятельности. В нашем случае ТКД становится системообразующей деятельностью, инструментом управления развитием личности, основой построения воспитательной системы в коллективе младших школьников.
Реализация этих методологических подходов в педагогической деятельности позволяет сделать ре-
бенка субъектом деятельности, развить его субъект-ность. «Быть личностью, - пишет В. А. Петровский, -значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром... Быть личностью - значит быть субъектом предметной деятельности. Быть личностью - это быть субъектом общения. Наконец, быть личностью - означает быть субъектом деятельности самосознания» [9, с. 8-11].
Вышеозначенные методологически подходы и концепции подразумевают организацию процесса социализации младших школьников на основе следующих принципов:
- принцип учета сенситивных периодов в развитии детей;
- принцип эстетизации и нравственного обогащения среды жизнедеятельности и развития ребенка;
- принцип личностного подхода в воспитании и социализации младшего школьника;
- принцип средового подхода в воспитательной деятельности;
- принцип социальной адекватности воспитания
- принцип социального закаливания детей.
В соответствии с принципом учета сенситивных периодов в развитии детей определяется ведущее направление социализации, подбираются содержание, средства, методы воспитания и обучения в процессе ТКД, определяется стиль педагогической деятельности и общения с учетом возможностей и способностей младших школьников.
Принцип эстетизации и нравственного обогащения среды жизнедеятельности и развития ребенка предполагает использование возможностей ТКД в эстетическом и нравственном развитии младших школьников.
Принцип личностного подхода в воспитании и социализации младшего школьника проявляется в признании педагогом личности ребенка высшей социальной ценностью. При организации социализирующей туристско-краеведческой деятельности младших школьников первостепенное значение имеет учет индивидуально-личностных особенностей ребенка и создание условий для актуализации его способностей, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Принцип средового подхода в воспитательной деятельности реализуется через создание социализирующей среды младшего школьника в процессе ТКД. Именно через ТКД дети входят во взаимодействие с разнообразными проявлениями социальной среды, осваивают ее, приобретая при этом социальный опыт.
Принцип социальной адекватности воспитания детей предполагает организацию воспитания с учетом техтребований,которыесовременноеобществоигосу-дарство предъявляют к подрастающему поколению в актуальной жизни и перспективе. Реализация данного принципа проявляется в том, чтобы помочь детям осознать эти требования, приобрести качества личности и социальный опыт, соответствующие этим требованиям в процессе ТКД, научится переносить приобретен-
24 2011
ный социальный опыт на различные сферы жизнедеятельности.
Принцип социального закаливания детей предполагает включение младших школьников в процессе ТКД в ситуации, которые требуют волевого усилия для решения тех или иных задач. Преодолевая трудности, дети приобретают соответствующий индивидуальный опыт и такие социально значимые качества как принципиальность, стойкость, мужество.
Содержательный компонент социализации младших школьников в процессе ТКД реализуется туристско-краеведческой в программе «Как нам жить в этом мире?», которая рассчитана на занятия с детьми в течение 2 лет в 3 и 4 классах. Программа состоит из четырех блоков и позволяет комплексно реализовать все основные направления социализации. В то же время, каждый блок имеет особую направленность. Содержание блока «Мир интересней, чем тебе кажется» на-правленонаразвитиеэмоционально-чувственнаясфе-ры. Освоение содержания второго блока программы, «Прежде чем сделать - подумай!», позволяет детям приобрести практические умения и навыков в сфере ТКД и опыт их переноса в другие социально значимые сферы. Содержание третьего блока, «Если с другом вышел в путь.», позволяетразвить коммуникативные способности и сформировать опыт социально одобряемого поведения. Четвертый блок «Я вчера был -дождь,а сегодня - солнце!». ориентирован на развитее когнитивной сферы младших школьников, формирование навыков и опыта познавательной деятельности
Выбориприменение методов и средств обучения и воспитания определяется спецификой туристско-краеведческой деятельности, конкретными педагогическими задачами, возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников.
В процессе ТКД социализация младших школьников реализуется в следующих организационных формах:
- теоретические занятия в помещении и на мест-ности(образовательные ивоспитательные беседы, обсуждение результатов наблюдений и др.);
- практические занятия в помещении и на местности (наблюдения, подвижные игры на свежем воздухе, физические упражнения, освоение туристкой техники соревнования туристско-краеведческой направленности);
- туристские прогулки длительностью 3-4 часа, экскурсии, однодневные походы;
- поисково-краеведческая и исследовательская работа; туристско-краеведческие тематические классные часы, культурные мероприятия туристско-краеведческой направленности.
Достоинством всех представленных форм ТКД является их универсальность и возможность реализовать любое педагогически значимое содержание.
В результате занятий туристско-краеведческой деятельностью по предложенной модели и программе младшие школьники должны (в большей или меньшей степени) приобрести знания, опыт и личностные качества, позволяющие им успешно решать все встающие
перед ними задачи социализации, успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, интегрироваться в различные социальные структуры, самореализовываться и самоутверждаться во всех разнообразных ви-дахдеятельности,успешно противостоятьнегативным влияниям и воздействиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беккер И. Л. Путешествие как способ социального бытия и становления личности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2006. № 2 (6). С. 80-86.
2. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред.Н. Л. Селивановой.М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с.
3. Дьюи Д. Школа и общество М., Госиздат, 1924. 174 с.
4. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. 160 с.
5. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. Книга 1 / Под общей редакцией И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. С. 244-252.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
7. Курилова В. И. Туризм. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
8. Лейтес Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196-211.
9. Петровский В. А. Личность в психологии: Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 512 с.
10. Мельникова Е. А., Беккер И. Л. Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации младших школьников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2007. № 3 (7). С. 223-227.
11. Мудрик А. В. Социальная. М.: Академия, 2000. 192 с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,детство,отрочество.М.:Академия,2000.456с.
13. Новикова Л. И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания. Материалы конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. С. 28-45.
14. Общественно-активные школы: образование ребенка как субъекта демократии. Хрестоматия / Редактор-составитель Г. Б. Корнетов. Москва-Владимир, 2007. 232 с.
15. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. 96 с.
16. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 256 с.
17. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 160 с.
18. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
19. Яковлева А. Н. Социализация школьников и студентов. СПб., 2001. 99 с.