ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012
УДК 373
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
© О. н. МАТВЕЕВА, И. Л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,
кафедра педагогики e-mail: matweewa7@gmail.com; igor.bekk@gmail.com
Матвеева О. Н., Беккер И. Л. - Туристско-краеведческая деятельность в общеобразовательной школе как фактор социализации младших школьников // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 884-889. -
В статье представлены результаты педагогического исследования, посвященного проблеме социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности (ТКД) в условиях общеобразовательной школы. Ключевые слова: социализация младших школьников; туристско-краеведческая деятельность.
Matveeva O. N., Bekker I. L. - Tourism and local history activities in secondary school as a factor of socialization of junior pupils // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 884-889. - The results of pedagogical research devoted to socialization of junior pupils in the process of tourism and local history activities in secondary school are presented in the article.
Keywords: socialization of junior pupils; tourism and local history activities.
Современное общество предъявляет постоянно усложняющиеся требования к человеку. Человек в новых условиях жизни должен уметь эффективно адаптироваться к социальным изменениям, успешно взаимодействовать с окружающим миром, противостоять его негативным влияниям и активно участвовать в социальной жизни. Все это делает проблему социализации весьма актуальной.
Особенно актуальной в современных условиях является проблема социализации младших школьников. Ведь именно дети младшего школьного возраста, переходя из домашней среды в общественную школьную среду, испытывают серьезные трудности, связанные с адаптацией к новым, непривычным требованиям, сменой социального окружения, новыми видами деятельности, изменением социальной позиции и пр.
Анализ теории и практики социализации младших школьников с использованием различных педагогических средств [2; 3; 6] позволяет полагать, что рассматриваемая проблема может быть успешно решена за счет включения младших школьников в интересный и доступный в образовательном процессе школы вид деятельности - в туристско-краеведческую деятельность (ТКД).
Несмотря на то, что роль ТКД как фактора воспитания и развития учащихся теоретически обоснована и экспериментально доказана [4; 5; 12], существуют
противоречия, осложняющие ее эффективное использование как фактора социализации. Анализ педагогических исследований и педагогической практики использования ТКД для социализации детей младшего школьного возраста позволил выявить противоречие между потребностью использования возможностей ТКД как фактора социализации младших школьников и отсутствием соответствующей модели ее организации в условиях общеобразовательной школы.
Указанное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в выявлении особенностей ТКД младших школьников и возможностей использования ТКД в общеобразовательной школе для успешной социализации младших школьников.
Цель нашего исследования состояла в разработке, теоретическом обосновании модели социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе и экспериментальном подтверждении её эффективности.
Исследование проводилось с 2009 по 2011 год на базе МОУ СОШ № 74 и № 17 г. Пензы. В эксперименте приняли участие школьники 3 - 4 классов (всего 100 человек: 50 человек в контрольной группе и 50 человек в экспериментальной группе), проявившие интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению и не имеющие специальных туристско-краеведческих умений и навыков.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Выявлены особенности ТКД младших школьников и обоснованы её социализирующие возможности в условиях общеобразовательной школы.
Особенности ТКД младших школьников заключаются в следующем:
- практическая направленность ТКД позволяет сформировать у младших школьников практические умения, навыки и качества личности, обеспечивающие им успешное взаимодействие с природной и социальной средой. наиболее успешно и эффективно младшие школьники усваивают разнообразный социальный опыт в процессе ТКД через систему туристско-краеведческих должностей;
- комплексный характер ТКД позволяет младшим школьникам включаться в различные виды деятельности в соответствии с индивидуальными способностями и интересами в процессе освоения ими различных социальных ролей, реализуемых в ТКД; обеспечивает целостное, эмоционально-чувственное познание мира;
- нравственно-эстетический характер ТКД позволяет сформировать ценностно-смысловую и нравственно-эстетическую сферы личности младших школьников. Этому способствует система традиций и ритуалов, кодекс юного туриста-краеведа, целенаправленный поиск красоты в природе и человеческих отношениях, а так же ситуации нравственного выбора.
- коллективно-игровой характер ТКД позволяет младшим школьникам приобрести коммуникативные навыки и опыт продуктивного межличностного общения и взаимодействия в процессе ТКД, организованной как долговременная сюжетно-ролевая игра.
ТКД младших школьников как фактор их социализации в общеобразовательной школе позволяет:
- наполнить содержание учебных предметов новыми интересными подробностями во время прогулок, экскурсий, походов;
- укрепить позитивные взаимоотношения между педагогами и детьми в результате субъект-субъектного взаимодействия в разнообразных формах ТКД;
- сформировать активную жизненную позицию младших школьников в процессе знакомства с историей и природой родного края в исследовательской, экологической и природоохранной деятельности, осуществляемых в рамках ТКД;
- создать благоприятную для младших школьников социальную микросреду, за счет включения в процесс совместной ТКД родителей, педагогов и других значимых взрослых;
- сформировать навыки самоуправления и развить лидерские качества через реализацию различных социальных ролей в процессе ТКД.
2. Представлена социально-педагогическая характеристика младшего школьника, включенного в ТКД.
на основе анализа теоретико-методологических подходов и концепций социализации, особенностей социального и психического развития младших
школьников [1; 11; 13], опираясь на результаты собственных практических исследований [7; 8; 9; 10], мы определили, что основными компонентами социализации младших школьников в процессе ТКД являются следующие: практический, когнитивный, ценностносмысловой и коммуникативный. В рамках каждого компонента социализации формируются знания, умения, навыки, способности и качества личности, определяющие уровень социализированности младших школьников.
В рамках практического компонента происходит приобретение и совершенствование в процессе ТКД практических умений, навыков и качеств личности младших школьников, обеспечивающих безопасное поведение в природной и социальной среде (навыки ориентирования на местности, безопасного преодоления естественных препятствий, организации быта в полевых условиях; умения разрабатывать туристские маршруты, имеющие социальную значимость; оказывать первую доврачебную помощь, прогнозировать возможные изменения в погоде; качества личности -наблюдательность, настойчивость, работоспособность, способность к самоконтролю).
В рамках когнитивного компонента в процессе ТКД осуществляется познавательная активность младших школьников, формирующая социальный кругозор и способность к самопознанию на основе эмоционально окрашенного, чувственного, целостного познания и освоения окружающей действительности.
В рамках ценностно-смыслового компонента в процессе ТКД происходит понимание и приятие младшими школьниками общечеловеческих ценностей (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Земля, Мир, Отечество), формирование в соответствии с возрастом нравственных качеств (любовь к родному краю, доброта, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, честность), способности к нравственной самооценке, к эстетическому восприятию и переживанию мира. Это является основой ценностно-смысловой сферы личности.
В рамках коммуникативного компонента у младших школьников в процессе ТКД происходит формирование и развитие потребности в общении, эмпатии, умения слушать, слышать и понимать других, контактности, овладение средствами общения (речью, мимикой, пантомимикой), что является основой готовности к продуктивному межличностному общению и взаимодействию.
Совокупность представленных выше свойств и качеств личности, формируемых в процессе ТКД, представляет социально-педагогическую характеристику младших школьников, включенных в ТКД, и создает целостную картину их социализированности.
3. Разработана, теоретически обоснована модель социализации младших школьников в процессе ТКД в общеобразовательной школе (рис. 1) и экспериментально проверена ее эффективность.
Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной модели и педагогических условий ее реализации состоял из этапов: констатирующий
эксперимент (КЭ), формирующий эксперимент (ФЭ). До начала эксперимента были скомплектованы контрольная и экспериментальная группы (КГ и ЭГ);
на этапе констатирующего эксперимента осуществлена диагностика исходного уровня социализи-рованности младших школьников. Диагностика осуществлялась по следующим основным (обобщенным) показателям социализированности, представленным в модели. В таблице 1 представлены направления диагностики, показатели социализированности диагностические методики, использовавшиеся в ходе эксперимента (таблица 1).
По итогам диагностики выявились три группы детей с разным уровнем социализированности. В пер-
вую группу вошли дети, у которых по 6-ти и более из 10 диагностируемых показателей был выявлен низкий уровень сформированности (низкий уровень социализированности). Во вторую группу вошли дети, у которых по 6-ти и более из 10 диагностируемых показателей был выявлен средний уровень сформированности (средний уровень социализированности). В третью группу вошли дети, у которых не менее чем по 5-ти из 10 диагностируемых показателей был выявлен высокий уровень сформированности (высокий уровень социализированности).
По результатам диагностики на этапе констатирующего эксперимента были получены следующие данные (табл. 2).
Таблица 1
Диагностика социализированности младших школьников, включенных в процесс ТКД
Направления диагностики Показатели социализированности Методы диагностики
I. Ценностно-смысловая сфера 1. Понимание и приятие общечеловеческих ценностей Методика «Пословицы» (С. М. Петрова); беседа; наблюдение анализ продуктов творческой деятельности детей
2. Сформированность нравственных качеств «Диагностика нравственной воспитанности» (М. И. Шилова), наблюдение, создание педагогических ситуаций
3. Способность к нравственной самооценке Методика «Лесенка» модифицированная С. Г. Якобсон, В. Г. Щур; беседа, наблюдение, метод экспертных оценок
4. Способность к эстетическому восприятию и переживанию мира Наблюдение и метод экспертных оценок по методике Е. И. Шулевой; анализ продуктов творческой деятельности детей
II. Практическая сфера 5-6. Сформированность практических умений, навыков и качеств личности, обеспечивающих успешное функционирование в природной и социальной среде Наблюдение, метод экспертных оценок; методика «Изучение мотивации достижения успехов» (Р. С. Немов);
III. Коммуникативная сфера 7. Уровень развития потребности в общении, контактности, способности слушать и понимать другого человека, эмпатии, владения средствами общения Наблюдение по методике «Изучение общительности как характеристики личности» (М. В. Гамезо, Е. А. Петрова), метод экспертных оценок
IV. Когнитивная сфера 8. Социальный кругозор Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Р. С. Немов); беседа, наблюдение
9. Уровень познавательной активности Наблюдение; метод экспертных оценок
10. Способность к самопознанию Беседа по методике А. М. Щетининой «Расскажи о себе»; наблюдение
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента (КЭ)
Уровень социализированности кг ЭГ
Высокий 2 % 2 %
Средний 74 % 70 %
Низкий 24 % 28 %
Цель: социализация младших школьников в процессе ТКД
Принципы социализации младших школьников
Учёт сензитивных периодов развития; эстетизация и нравственное обогащение среды жизнедеятельности и развития ребенка; социальная адекватность воспитания; социальное закаливание детей
Компоненты социализации
Практический
Когнитивный
Ценностно-смысловой Коммуникативный
Содержание социализации младших школьников в процессе ТКД
Программа ТКД младших школьников 3-4 классов «Как нам жить в этом мире?» и дидактические материалы к программе
Разделы программы в соответствии с компонентами социализации
«Прежде чем сделать -подумай!»
«Я вчера был - дождь, а сегодня - солнце!»
«Мир интересней, чем тебе кажется»
«Если с другом вышел в путь... »
Приобретение и совершенствование практических умений, навыков и качеств личности как основы безопасного поведения
Формирование целостных представлений о природе, обществе и самом себе
Формирование системы ценностей, определяющих отношение младших школьников к миру, людям и самим себе
Формирование навыков общения, приобретение реального опыта межличностного общения и взаимодействия
Организационные формы социализации младших школьников в процессе ТКД
Теоретические и практические занятия в помещении и на местности, игры (тренировочные, спортивно-туристские, подвижные, игры-путешествия, ситуационно-ролевые), экскурсии, прогулки, соревнования, походы, поисковокраеведческая работа, туристско-краеведческие классные часы
Показатели социализированности
Практические
• навыки: ориентирования
на местности, безопасного преодоления естественных препятствий, организации быта в полевых условиях,
• умения: разрабатывать социальные маршруты, оказывать первую доврачебную помощь, прогнозировать возможные изменения в погоде;
• качества личности: наблюдательность, настойчивость, работоспособность, способность
к самоконтролю
Когнитивные
• наличие социального кругозора;
• проявление познавательной активности;
• способность
к самопознанию
Ценностно-смысловые
• понимание и приятие основных человеческих ценностей;
• сформированные нравственные качества;
• способность к нравственной самооценке;
• способность
к эстетическому восприятию и переживанию мира
Коммуникативные
• потребность в общении;
• проявление эмпатии;
• умение слушать и понимать других;
• владение средствами общения;
• умение устанавливать контакты с партнерами по совместной деятельности
Уровни социализированности младших школьников
средний
высокий
Педагогические условия реализации модели социализации младших школьников в процессе ТКД
■ адаптация содержания ТКД к возрастным, гендерным и индивидуальным особенностям младших школьников;
■ субъект-субъектное взаимодействие участников ТКД;
■ установка младших школьников на высокий результат в процессе совместной ТКД;
■ использование различных социальных ролей и стилей педагогического общения в процессе ТКД;
■ включение в процесс ТКД младших школьников родителей, референтных взрослых, различных специалистов для осуществления комплексных педагогических воздействий
Результат: младший школьник, обладающий совокупностью умений, навыков, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать задачи социализации
Рис. 1. Модель социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности
в общеобразовательной школе
Tаким образом, существенных различий между уровнями социализированности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах нет. Полученные результаты свидетельствуют о том, что младшие школьники пока не готовы успешно вступить
в современную общественную жизнь, воспроизводить и обогащать свои социальные связи и социальный опыт.
В процессе формирующего эксперимента дети КГ занимались по традиционным программам ТКД, а дети ЭГ - по авторской социализирующей туристско-
краеведческой программе «Как нам жить в этом мире?». Формирующий эксперимент проходил в течение двух лет в четыре этапа. Педагогический процесс в ЭГ был организован в соответствии с разработанной моделью. Каждому этапу эксперимента соответствовали учебные блоки программы, содержание которых позволяло решать определенные педагогические задачи.
На 1 этапе в блоке - «Мир интересней, чем тебе кажется» - приоритетное внимание уделялось развитию ценностно-смысловой сферы младших школьников. Включаясь в разнообразные виды ТКД, младшие школьники открывали для себя мир общечеловеческих ценностей, видели, чувствовали и осознавали многогранность проявлений красоты природной и социально-культурной среды, учились выстраивать и оценивать свои действия и поведение. Юные туристы выполняли творческие задания и проекты эстетической направленности, разработали и приняли свой Кодекс чести.
На 2 этапе в блоке - «Прежде чем сделать -подумай!» дети приобретали и совершенствовали практические умения, навыки и качества личности, обеспечивающие их безопасное взаимодействие с окружающим миром. Наиболее эффективными средствами социализации младших школьников в процессе ТКД оказались: освоение разнообразных туристско-краеведческих должностей, подразумевающих выполнение определенных обязанностей; участие младших школьников в туристско-краеведческих играх, соревнованиях и походах, в процессе которых у юных туристов целенаправленно формировались умения и навы-
ки ориентирования на местности, преодоления препятствий, движения по маршруту, обращения с огнем, обеспечения и организации быта в полевых условиях, выживания в природных условиях. В процессе ТКД целенаправленно создавались ситуации, требующие от младших школьников настойчивости, работоспособности, коммуникабельности, ответственности.
На 3 этапе в блоке - «Если с другом вышел в путь...» - приоритетное внимание уделялось развитию коммуникативной сферы младших школьников. Для формирования опыта общения, социального взаимодействия и социально одобряемого поведения мы использовали прием освоения «туристско-краеведческих должностей». Выполняя туристско-краеведческие обязанности, дети взаимодействовали друг с другом в составе микрогрупп, учились выстраивать партнерские отношения и преодолевать конфликтны.
На 4 этапе в блоке - «Я вчера был - дождь, а сегодня - солнце!» дети познавали окружающий мир и себя в нем. Для развития познавательной активности и расширения кругозора мы искали совместно с детьми ответы на интересующие их вопросы из области туризма, краеведения и природоведения. Эффективным средством формирования у младших школьников способности к самопознанию оказалось постоянное заполнение комплексного Дневника наблюдений юного туриста - раздела «Самонаблюдение» и совместный с руководителем анализ и сравнение происходящих с ними изменений.
По завершении педагогического эксперимента были получены следующие результаты (табл. 3).
Таблица 3
результаты формирующего эксперимента (ФЭ)
Уровень социализированности КГ на этапе КЭ КГ после ФЭ ЭГ на этапе КЭ ЭГ после ФЭ
Высокий 2 % 12 % 2 % 38 %
Средний 74 % 84 % 70 % 60 %
Низкий 24 % 4 % 28 % 2 %
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- количество детей, вышедших на высокий уровень социализированности в ^ составило 12 %, что свидетельствует об объективных социализирующих возможностях TKД;
- количество детей вышедших на высокий уровень социализированности в ЭГ составило 38 %; это свидетельствует о том, что социализирующие возможности TKД могут быть существенно увеличены, если заниматься с детьми по разработанной нами модели и программе;
- в ЭГ детей вышедших на высокий уровень социализированности оказалось на 26 % больше, чем в K^ что указывает на эффективность авторской моде-
ли и целесообразность ее использования в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Статистическая обработка полученных результатов с помощью многофункционального критерия согласия X2- Пирсона подтвердила эффективность предложенной модели организации ТКД младших школьников как фактора их социализации. Вместе с тем обнаружилось, что в процессе эксперимента не удалось достичь статистически достоверных результатов по показателям: широта социального кругозора, а также сформированность практических умений, навыков и качеств личности, обеспечивающих безопасное функционирование младших школьников в природной и социальной среде. Это связано с особенностями развития младших школьников, требующими более
длительного срока для формирования названных показателей.
4. Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной модели.
Для успешной реализации модели социализации младших школьников в процессе TKД в общеобразовательной школе необходимо создание и соблюдение следующих педагогических условий:
- адаптация содержания TKД к возрастным, гендерным и индивидуальным особенностям младших школьников;
- субъект-субъектное взаимодействие участников TKД;
- установка младших школьников на высокий результат в процессе совместной TKД;
- использование различных социальных ролей и стилей педагогического общения в процессе TKД;
- включение в процесс TKД младших школьников родителей, референтных взрослых, различных специалистов для осуществления комплексных педагогических воздействий.
Результаты проделанной работы позволяют определить перспективы для дальнейших исследований. Они заключаются в разработке проблемы гендерного подхода к организации TKД; в совершенствовании дифференциальной психолого-педагогической диагностики уровня социализированности участников процесса TKД; в выявлении нетрадиционных, перспективных форм TKД, подборе нового содержания TKД, адекватных современным условиям жизни.
список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
2. Воробьева О. А. Социальная адаптация младших школьников с отклонениями в поведении средствами
игровой деятельности. Дис. ... к. пед. н. Курск, 2005. -308 с.
3. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная литература, 1997. 192 с.
4. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. 96 с.
5. Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М.: ЦДЮТиК, 2006. 208 с.
6. Маньковская Е. Н. Социализация младшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения. Дис. ... к. пед. н. М., 2006. 180 c.
7. Матвеева О. Н. Социализация младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности // Europen Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2011. № 10 (13). С. 147-155.
8. Матвеева О. Н. Технология и педагогические условия социализации младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности // Наука и просвещение: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Киев: Простобук, 2011. Ч. 2. С. 66-71.
9. Матвеева О. Н., Беккер И. л. Модель социализации младших школьников в процессе педагогически организованной туристско-краеведческой деятельности // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 726-730.
10. Матвеева О. Н., Беккер И. л. Основные направления социализации младших школьников // Интеграция образования. 2010. № 4. С. 88-92.
11. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития детства, отрочества. М.: Академия, 2000. 456 с.
12. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2001. 96 с.
13. Степанов Е. Н., лузина л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 160 с.