2. Doronina, M.N. (2015), "Investigation of the influence of the imagination on the development of methods of athletic performance", Basic Research, No. 2-18, pp. 4017-4022.
3. Korol'kov, A.N. and Friesen, O.I. (2015), "Mental worries while playing mini golf (on thumbnails golf example, in a boarding house "Olympic-Dagomys")", Proceedings of the Sochi State University, Vol. 34, No. 1, pp. 33-36.
4. Korol'kov, A.N. (2015), Mini Golf: theoretical and methodological foundations sports training: monograph, Editus, Moscow, ISBN 978-5-00058-310-4.
5. Korol'kov, A.N., Nikitushkin, V.G. and Kulkova I.V. (2013), "Improving performance in golf by sensory isolation", Sports psychologist, No. 3, pp. 36-39.
6. Korol'kov, A.N. (2016), Sports mental imagery: the individual, specific and general", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.
7. Friesen, A.I., Friesen, O.I. and Korol'kov, A.N. (2016), "Possibilities of use of the device for measuring the speed of balls at the putting and mini-golf", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.135, No. 5, pp. 225 -231.
8. Yuryev, A.A. (1973), Bullet sports shooting, F&S, Moscow.
9. Martin, K., Moritz, S. and Hall, C. (1999), "Imagery used in sport: A literature review and applied model", The Sport Psychologist, No 13, pp. 245-268.
10. Hall, C., Mack, D., Paivio, A. and Hausenblas, H. (1998), "The Sport Imagery Questionnaire (Imagery use by athletes: Development of The Sport Imagery Questionnaire)", International Journal of Sport Psychology, No. 29, pp. 73-89.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.01.2017
УДК 37.032:159.9
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Татьяна Михайловна Михайленко, аспирант, заместитель директора по воспитательной работе, Средняя общеобразовательная школа № 412 Петродворцового района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 412)
Аннотация
В данной статье мы будем рассматривать вопрос об эффективности использования педагогических диагностик, направленных на определения уровня сформированности личностных результатов младших школьников. Проведенное исследование было направлено на выявления уровня проявления социально ценных качеств личности; социализированности личности учащихся, направленности на приобретение знаний; выраженности личностных качеств учащихся. Сделан вывод о том, что диагностика позволяет педагогу получить представление о каждом ребенке, о его личностном развитии, и скорректировать свою работу по устранению отрицательных проявлений, и формированию положительных качеств личности.
Ключевые слова: личностные образовательные результаты, младший школьник, диагностическое обследование, качества личности.
DIAGNOSTICS OF PERSONAL EDUCATIONAL RESULTS OF YOUNGER
SCHOOLBOYS
Tatiana Mikhailovna Mikhailenko, the post-graduate student, Deputy Director for educational work, Secondary school № 412 of the Petrodvorets district of St. Petersburg, St. Petersburg
Annotation
In this article we consider the question of the effectiveness of the use of the pedagogical diagnostics aiming at determining the level of the development of the personality results of the younger students. The present study was designed to identify the level of socially valuable qualities of the personality; so-
cialization of student's personalities, focus on the acquisition of knowledge; the revelation of personal qualities of students. It has been concluded that the diagnosis allows the teacher to get an idea about each child, his personal development, and to adjust its work to eliminating the negative manifestations, and formation of the positive qualities of the person.
Keywords: personal educational outcomes, younger student, diagnostic testing, personality.
ВВЕДЕНИЕ
Оценка результатов образования является неотъемлемой частью образовательного процесса. Образовательный стандарт выделяет предметные, метапредметные и личностные результаты образовательного процесса. Существует множество методик диагностики и оценки предметных и метапредметных результатов. Оценка же личностных результатов образовательного процесса представляет определенные трудности [4].
Для того чтобы правильно подобрать педагогические диагностики для изучения уровня сформированности личностных образовательных результатов, необходимо понимать, что включает в себя понятие «личностные результаты». В данной статье под «личностными результатами» мы понимаем сформированность ценностно-смысловых ориен-таций; основ гражданской идентичности; положительной «Я - концепции»; мотивации к учению и познанию; внутренней позиции [1].
Для изучения (оценки) уровня сформированности личностных образовательных результатов младших школьников были подобраны следующие диагностики: методика «Самоанализ (анализ) личности» (О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой); методика для изучения социализированное™ личности учащихся (М.И. Рожков) [2]; изучение направленности на приобретение знаний (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова) [3]; тест оценки личностных качеств «Психологический личностный профиль» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта), которые дают полное представление об уровне развития личности ребенка. Данные методики компактны, просты в применении и апробированы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью определения эффективности использования данных методик для изучения уровня сформированности личностных образовательных результатов младших школьников, было проведено диагностическое обследование среди второклассников общеобразовательной школы в количестве 65 человек.
Диагностика проводилась с целью выявления:
• уровня проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества;
• социализированности личности учащихся (адаптированность, автономность и нравственная воспитанность);
• направленности на приобретение знаний;
• выраженности личностных качеств учащихся.
Целью методики «Самоанализ (анализ) личности» являлось исследование уровня проявления социально ценных качеств личности: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества.
Анализ результатов данной диагностики показал, что 20% учеников фиксируют высокий уровень проявления социально ценных качеств личности, 63% - средний и 17 % - низкий (рисунок 1).
Согласно полученным результатам, у учащихся 2-х классов недостаточно развиты волевые качества, так как в этом возрасте только начинает развиваться способность к самоорганизации, осваиваются приемы планирования. Нравственное сознание второклассников основано на опыте собственного поведения, а осознание значимости своего труда для общества и ответственность перед коллективом только начинают формироваться.
80 60 40 20 0
Самоанализ личности учащихся
63%
17% 20%
уровни
□ низкий □ средний ■ высокий
Рисунок 1 - средние показатели по методике «Самоанализ (анализ) личности» (О. И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой)
Социализированность личности
Проводя анализ полученных результатов по методике изучения социализированное™ личности учащихся, направленной на выявление уровня социальной адаптирован-ности, автономности и нравственной воспитанности учащихся позволил нам сделать вывод, что учащиеся 2-х классов социально адаптированы к школьной жизни (создан благоприятный психологический климата в классном коллективе, возможность участия в социально значимой деятельности). 52 % из всех учащихся имеют высокий уровень социализации, 43 %. - средний и 5% - низкий (рисунок 2).
Полученные данные по методике изучения направленности на приобретение знаний, целью которой было изучение выраженности мотивации на приобретение знаний, говорят о том, что у 54% второклассников высокая мотивация на получение знаний, у 35% - средняя и у двоих детей (11%) низкий уровень мотивации (рисунок 3).
Высокие результаты говорят о том, что во втором классе у учащихся сохраняется потребность в познании, во многом это зависит и от учителя, который старается поддерживать познавательный интерес у учащихся, через использования различных методов обучения.
Согласно результатам анкеты «Психологический личностный профиль», с помощью которой учащиеся могут оценить степень выраженности у себя тех или иных личностных качеств. Полученный личностный профиль характеризует уровень развитости оцениваемых качеств в данный момент: «Какой я сейчас?», т.е. образ «Я-реальное».
Согласно полученным данным можно говорить о том, что у учащихся 2-х классов ярко выражены следующие качества личности: ответственность (84%), общительность (81%), доброта (89%), активность (87%), отзывчивость (84%), оптимизм (82%), честность (80%). Слабо выражены такие качества, как требовательность (68%), доверчивость (68%).
Рисунок 3 - средние показатели по методике изучения 3го может говорить о том что
направленности на приобретение знаний (Е.П. Ильин и самооценка второклассников завышена н а. Курдюкова) и это является возрастной особенно-
стью данных учащихся. Самооценка у детей 8-9 лет далеко не всегда адекватна их реальным достижениям и возможностям. Одни дети себя переоценивают, другие - недооценивают, один ребенок самоуверен или, наоборот, не уверен в себе.
100
50
43% 52%
5%
уровни
□ низкий □ средний □ высокий
Рисунок 2 - показатели по методике изучения социализи-рованности личности учащихся (М.И. Рожков)
Направленность на преобретение знаний
75 50 25 0
54%
35%
11%
□ низкий
уровни □ средний
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
81% 84%
Психологический личностный профиль
81% 84%
87%
90%
79%
82%
69%
31%
19%
71%
16%
29%
19%
69%
16%
31%
21%
П
13%
п
10%
п
18%
я
я
а
ч
н я
а
ю
□ качества личности
Рисунок 4 -показатели по тесту «Психологический личностный профиль» (Т. А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги проведенному диагностическому исследованию можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых средний уровень сформиро-ванности личностных образовательных результатов, в частности уровень проявления социально ценных качеств личности, высокий уровень социальной адаптированности к школьной жизни и потребность в познании. Преобладающими качествами личности учащиеся выделяют ответственность, общительность, доброта, активность, отзывчивость, оптимизм, честность, что свойственно данному возрасту.
Полученные данные говорят о хорошем уровне сформированности личностных образовательных результатов у учащихся вторых классов, но есть такие качества личности, как: активность нравственной позиции; коллективизм; гражданственность в труде; трудолюбие; волевые качества, самооценка, которые необходимо формировать для дальнейшего успешного обучения учащихся и их личностного роста.
В целом данные методики в комплексе дают наиболее полную и точную картину уровня развития качеств личности ребенка. Диагностика позволяет расширить и углубить знания педагога о детях, подсказать возможные причины, питающие отрицательные проявления или, напротив, способствовать закреплению и развитию положительных черт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайленко, Т.М. Педагогический аспект личностных результатов образования / Т.М. Михайленко // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Том 3, выпуск 1 : Начальное образование : соответствие стандарту. - С. 23-28.
2. Нечаева, М.П. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие / М.П. Нечаева, И. Э. Смирнова. - М. : Перспектива, 2008. - 96 с.
3. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2010. - 694 с.
4. Шеверева, Ю.Н. Диагностика личностных результатов обучающихся [Электронный ресурс] / Ю.Н. Шеверева. - URL : http://gymn278.ru/docs/pdf/PezulObych2013.pdf (дата обращения 05.01.2017).
REFERENCES
1. Mikhailenko, T.M. (2012), "Pedagogical aspect of personality results education", Herzen reading, Primary education, Vol. 3, Issue 1, Primary education: compliance with the Standard, VVM publishing house, St. Petersburg, pp. 23-28.
2. Nechaeva, M.P. and Smirnova, I.E. (2008), Diagnostic methods of the class teacher. Methodical manual, Perspective, Moscow.
3. Ed. Golovey, L.A. and Rybalko E.F. (2010), Workshop on age psychology: textbook, Speech, St. Petersburg.
4. Shevereva, Yu.N. (2013), The diagnosis of personality results of students, available at: http://gymn278.ru/docs/pdf/Pezul0bych2013.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.01.2017
УДК 159.9
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТИЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент Светлана Васильевна Жолудева, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону
Аннотация
В статье раскрывается понятие эмоционального выгорания, обосновывается актуальность исследования синдрома эмоционального выгорания, характеризуются этапы развития и причины возникновения данного явления. Освещается проведённое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между эмоциональным выгоранием и типом поведения в конфликте. Приводятся методы сбора информации, используемые в исследовании: методика "Диагностика эмоционального выгорания личности" (В.В. Бойко), опросник "Стиль поведения в конфликте" (К. Томас), результаты, применения которых иллюстрируются при помощи диаграмм. Описывается выборка респондентов, состоящая из школьных учителей, имеющих более чем пятилетний стаж педагогической деятельности. Формулируются основные выводы относительно выявленных взаимосвязей между различным уровнем сформированности синдрома выгорания и стилями поведения в конфликте: компромисс, сотрудничество, избегание, уступчивость.
Ключевые слова: деперсонализация, избегание, компромисс, конфликт, объект деятельности, противодействие, резистенция, сотрудничество, стресс, уступчивость, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение.
EMOTIONAL BURNING OUT OF TEACHERS WITH VARIOUS STYLE OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT
Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer,
Svetlana Vasilievna Zholudeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don
Annotation
The article reveals the concept of the emotional burning out, the relevance of the research of syndrome of the emotional burning out is proved, and the stages of development and reasons of its phenomenon appearance are characterized. The conducted research directed to identification of the correlation between the emotional burning out and type of behavior in the conflict has been covered. The methods of collection of the information used in the research have been given: the technique "Diagnostics of emotional burning out of the personality" (V.V. Boyko), K. Thomas's questionnaire "Style of behavior in the conflict" which results of application are illustrated with the means of charts. It has described the selection of the respondents consisting from the schoolteachers, having more than five-year experience in the pedagogical activity. The main conclusions concerning the revealed interrelations between the various level of formation of the syndrome of burning out and styles of behavior in the conflict are formulated: the compromise, cooperation, avoiding, compliance.
Keywords: depersonalization, avoiding, compromise, conflict, object of activity, counteraction, resistance, cooperation, stress, compliance, emotional burning out, emotional exhaustion.
В условиях транзитивности общественной жизни, когда происходит постоянное поступательное движение в развитии различных сфер человеческой деятельности, в том