Научная статья на тему 'Мотивационные предпочтения младших школьников и младших подростков в коллективных видах деятельности'

Мотивационные предпочтения младших школьников и младших подростков в коллективных видах деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
934
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / STUDENT GROUP / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / YOUNGER TEENAGERS / МОТИВЫ / MOTIVES / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY STUDY / PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеева Галина Ивановна

Вопросы формирования мотивации учащихся младшего школьного и младшего подросткового возраста рассматриваются в сопоставлении предположений учащихся о мотивах деятельности их одноклассников и выбора собственной позиции в процессе включения в коллективную работу. Исследование позволило выявить мотивы как совпадающие по факту и предположениям, так и имеющие расхождение между ними. Определена динамика развития мотивации школьников по мере их взросления в условиях функционирования ученических коллективов, включенных в разнообразные виды социально значимой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL PREFERENCES OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN AND YOUNGER TEENAGERS IN GROUP ACTIVITIES

In the article, the questions of primary schoolchildren and younger teenagers motivation formation are considered in comparison of students assumptions of their schoolmates motives and the choice of their own position in the course of joining group work. The research has revealed both motives coinciding in the fact and the assumption and those having a difference between them. The author has defined the dynamics of schoolchildrens motivation development in the course of their growing up in the conditions of student groups involved into various kinds of socially significant activity.

Текст научной работы на тему «Мотивационные предпочтения младших школьников и младших подростков в коллективных видах деятельности»

#

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

MOTIVATIONAL PREFERENCES OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN AND YOUNGER TEENAGERS IN GROUP ACTIVITIES

Г. И. Веденеева

Вопросы формирования мотивации учащихся младшего школьного и младшего подросткового возраста рассматриваются в сопоставлении предположений учащихся о мотивах деятельности их одноклассников и выбора собственной позиции в процессе включения в коллективную работу. Исследование позволило выявить мотивы как совпадающие по факту и предположениям, так и имеющие расхождение между ними. Определена динамика развития мотивации школьников по мере их взросления в условиях функционирования ученических коллективов, включенных в разнообразные виды социально значимой деятельности.

Ключевые слова: ученический коллектив, младший школьник, младший подросток, мотивы, краеведение.

G. I. Vedeneyeva

In the article, the questions of primary schoolchildren and younger teenagers' motivation formation are considered in comparison of students' assumptions of their schoolmates' motives and the choice of their own position in the course of joining group work. The research has revealed both motives coinciding in the fact and the assumption and those having a difference between them. The author has defined the dynamics of school-children's motivation development in the course of their growing up in the conditions of student groups involved into various kinds of socially significant activity.

Keywords: student group, primary schoolchildren, younger teenagers, motives, local history study.

Современное школьное образование функционирует в рамках классно-урочной системы обучения и воспитания обучающихся. Класс как социальная общность детей или подростков имеет свои законы, принципы, функции, стадии, условия и факторы развития. Невнимание или незнание особенностей становления ученического коллектива ослабляет его воспитательный ресурс, лишает педагога возможности использовать коллектив как важное средство нравственного формирования личности.

Пренебрежение педагогикой детского коллектива влечет за собой появление враждующих группировок, «отверженных» и «неприкасаемых», агрессивность и циничность по отношению к слабым и беззащитным, исчезновение чувства сострадания к людям, обесценивание человеческого труда и тому подобное, что входит в понятие «подростковая субкультура».

Становлению ученического коллектива способствуют прежде всего общие интересы, цели, задачи, чувства и отношения, действия и поступки, направленные на полезные дела для своего класса, школы, окружающих людей. Благоприятное психологическое поле взаимодействия одноклассников в школе обеспечивается взаимопомощью, взаимоответственностью и сопереживанием друг за друга в процессе совместной деятельности.

Коллективная деятельность учащихся имеет общую со всеми другими видами деятельности структуру: потребность, цель, мотив, предмет, действия и операции, средства и результат. Все компоненты в структуре взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, полученный ре-

зультат меняет или способствует рождению новых целей, от которых зависит появление новых объектов воздействия и новых средств выполнения деятельности. Дальнейшее развитие получает потребностно-мотивационная сфера каждого участника совместной деятельности и коллектива в целом.

Процесс достижения общей цели, порожденной потребностью, сопровождается мотивацией. На языке психофизиологии мотивация - это активное состояние мозговых структур, побуждающее человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей [1, с. 271].

Развитие потребностей и мотивов учащихся, спектра их предпочтений участия в коллективной деятельности определяются не только содержанием деятельности и формой ее организации, но и возрастными особенностями школьников.

Особенности потребностно-мотивационной сферы младших школьников

Одним из главных психологических новообразований школьника этого возраста, как считает Л. И. Божович, является формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы, позволяющего ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами [2, с. 291].

Ф

Развитие мотивации деятельности младших школьников происходит на базе тех психологических новообразований в этой сфере, которые произошли в дошкольном возрасте. Эмоции и непосредственные интересы младшего школьника, как и дошкольника, во многом еще определяют мотивацию деятельности детей.

Однако мотивационная сфера на этом этапе претерпевает качественные изменения. Наряду с непосредственным интересом к деятельности появляется чувство долга и ответственности. Так, чувство долга все более проявляется у младшего школьника по отношению не только к отдельным лицам, к которым он имеет симпатию, но и ко всем другим ученикам своего класса [3].

Развитие нравственных потребностей младшего школьника, по данным исследования, проведенного В. В. Марковой, характеризуется в условиях правильного воспитания рядом тенденций:

- осознание детьми нравственных требований общества и дальнейшее развитие на этой основе потребности следовать усвоенным моральным нормам и правилам;

- развитие потребности сочувствовать другим людям, переживать их нужды как собственные, быть полезным им, заботиться об окружающих. Эта потребность выступает важнейшим психологическим новообразованием нравственного развития личности в младшем школьном возрасте и своеобразной базой ее дальнейшего морального роста;

- на основе развития потребности заботиться об окружающих в младшем школьном возрасте начинается постепенное соотнесение других потребностей ребенка и возникающих на их основе мотивов. Их устойчивая иерархия в этом возрасте еще отсутствует, но уже начинает постепенно складываться. Это ведет к дальнейшему развитию мотивационного типа поведения, подготавливает формирование направленности личности, хотя нравственные действия ребенка нуждаются еще в систематическом педагогическом руководстве [4, с. 10].

Интересы младшего школьника, во многом определяющие особенности его нравственного развития, также отличаются своеобразием. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие характерные для младших школьников виды интересов:

1. В процессе учебной деятельности у детей интенсивно развиваются познавательные интересы. Уже в 1-м классе эти интересы становятся мотивами учебной деятельности младших школьников. Главный привлекательный момент - сам процесс узнавания нового, процесс поиска решения, приводящий к открытиям.

2. Развитие познавательных интересов способствуют возникновению социальных интересов. Задача педагогов состоит в том, чтобы вызвать и поддержать у школьников живой интерес к событиям окружающей жизни, вызвать гордость за свой народ, чувство принадлежности к великой Родине. Решение этой задачи связано с использованием разнообразных форм учебной и внеклассной воспитательной работы с привлечением учащихся начальной школы к деятельности на пользу другим.

3. Специфическими для младших школьников интересами являются: интерес к игре, интерес ко всему эмоционально-окрашенному, интерес к знанию вообще, «случайные интересы» или интересы с предметно-практическим основанием: общее место жительства, соседство по парте в классе, совместная деятельность и другие.

Наряду с выделением отдельных видов интересов следует отметить их «недостаточную дифференцирован-ность, подвижность, что представляет особенно широкие возможности для вовлечения детей в самые разнообразные виды деятельности» [5, с. 40].

Развитие интересов младшего школьника происходит в тесной связи с формированием коллектива, членом которого он является.

Особенности потребностно-мотивационной сферы младших подростков.

Поведение младшего подростка может быть обусловлено рядом социальных потребностей, свойственных данному возрасту, и связанными с ними мотивами как «опредмеченными» потребностями:

1. Потребность быть принятым коллективом сверстников.

Успехи в среде сверстников и дружба с ними становятся наиболее значимыми ценностями в жизни подростков. Желание младшего подростка утвердиться в среде своих одноклассников делает его поступки, соответствующими той модели поведения, которая одобряется в коллективе.

2. Выдвижение и реализация ближайшей цели, стимулирующей активность младшего подростка [6].

Будущее представляется младшему подростку весьма отдаленным во времени, и мотив выполнения деятельности для далекой перспективы пока еще не занимает ведущего места в иерархии мотивов. Как правило, активности подростков и успехов в работе с 5-м классом добивается тот классный руководитель, который ставит перед ними конкретные ближайшие задачи.

3. Многообразие интересов младших подростков как возможные мотивы коллективной деятельности.

В данном возрасте наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий интересов подростков. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, широкими и узкими. По данным диагностического среза (март 2011 г.), любимыми играми пятиклассников являются компьютерные (39% от числа опрошенных учащихся) и подвижные (догонялки, прятки, казаки-разбойники и др., также составляющие 39% от общего числа учащихся), остальные 22% учащихся указали настольные игры, игры в куклы и другие. Среди любимых уроков дети называют физкультуру, русский язык, математику, литературу, музыку и т. д. - по степени уменьшения рейтинга предмета.

4. Наличие идеала как морального эталона, стимулирующего поступки младших подростков.

Младшие подростки охотно подражают идеалу. В этом возрасте идеалом обычно служит какой-либо конкретный человек, в котором подросток увидел воплощение высоко ценимых им качеств.

Таблица 1

Число выборов предполагаемых и реальных мотивов в 4 «А» классе

^^^^^^ Вид мотива Мнение ^^^^^ Социальная значимость Чувство коллективизма Межличностные отношения Похвала Обязательность как принуждение Всего выборов (4*27)

Число выборов предполагаемых мотивов 68 15 9 5 11 108

Число выборов реальных мотивов 67 18 15 3 5 108

Разность числа выборов мотивов в пользу предполагаемого мнения 1 2 6 9

Разность числа выборов мотивов в пользу реального мнения 3 6 9

В процессе экспериментальной работы, организованной с пятиклассниками Рамонского лицея (Рамонский район Воронежской области), мы попросили их назвать имена тех людей, на которые они хотели бы быть похожими. Большинство школьников назвали С. И. Мосина. Имя Сергея Ивановича Мосина (1849-1902), их земляка, было известно пятиклассникам еще в начальной школе. За заслуги в деле создания, совершенствования и изготовления образцов отечественного стрелкового оружия Мосин был удостоен целого ряда высоких наград. Память о С. И. Мосине увековечена в названии улиц в п. Рамонь, г. Туле, г. Сестрорецке. Знаменитому конструктору установлены памятники и бюсты.

Накануне праздника Дня защитника Отечества школьникам было поручено найти материал из жизни и деятельности С. И. Мосина. Поиск новой информации о жизни конструктора, подготовка рефератов еще более сблизили учащихся с инженерной деятельностью земляка, для которого слава Отечества была дороже всяких царских наград. Пятиклассники с гордостью называли имя С. И. Мосина, прикоснувшись собственным творчеством к жизнедеятельности конструктора.

Исходя из представленной характеристики потребностей и мотивов школьников, исследуем особенности мотивационных предпочтений их совместной деятельности в условиях коллектива.

Задачи исследования:

1) определение ведущих мотивов коллективной деятельности младших школьников и младших подростков;

2) определение мотивов, по которым имеются расхождения между предполагаемым и реальным выбором мотивов учащихся;

3) выявление особенностей динамики мотивационных предпочтений школьников по мере их взросления.

Исследование проводилось в МОУ Рамонском лицее Рамонского района Воронежской области: в 4 «А» классе (27 учеников) и 5 «Б» классе (21 ученик) в I полугодии 2010-2011 года.

В основу исследования было положено предположение (гипотеза) о том, что ведущими мотивами учащихся при условии эффективной организации внеклассной ра-

боты будут являться «социальная значимость совместной деятельности» и «чувство коллективизма», динамика которых в младшем подростковом возрасте выразится в значительном усилении второго при сохранении «социальной значимости деятельности» как одного из ведущих мотивов выполняемой работы.

Методика выявления ведущих мотивов участия школьников в коллективной деятельности класса [7]

(модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Инструкция:

Учитель: Ребята, каждому из вас не раз приходилось участвовать в различных школьных мероприятиях: в подготовке праздников, трудовых делах, в конкурсах, экскурсиях и т. д. В каких-то мероприятиях вам очень хотелось участвовать, в других - не очень. Причины здесь могут быть разные.

Сейчас будут названы некоторые виды вашей совместной работы в классе, а вы постарайтесь определить, по какой причине большинство (половина, все) одноклассников примет в них участие. Отметьте ее в своей карточке и подчеркните одной чертой.

Найдите теперь свою причину. Подчеркните ее двумя чертами.

Вопросы:

1. Вашему классу предложили провести субботник по уборке школьного двора. По какой причине большинство (половина, все) одноклассников примет в нем участие? Потому что...

а) двор неубран и его необходимо привести в порядок;

б) нравится трудиться всем классом;

в) на субботник идут друзья;

г) классу за хорошую работу объявят благодарность;

д) явка строго обязательна.

2. Вам предложили принять участие в социальном проекте «Чистые родники». По какой причине большинство (половина, все) одноклассников примет в нем участие? Потому что.

а) многие родники находятся в заброшенном состоянии и их нужно благоустроить;

б) нравится участвовать в совместных делах класса;

в) что будут принимать участие друзья;

г) классу за хороший проект объявят благодарность;

д) участие обязательно.

3. Вас пригласили к участию в поисковой операции по сбору информации об участниках войны, проживающих в вашем поселке. По какой причине большинство (половина, все) одноклассников включиться в поиск? Потому что...

а) участникам войны необходимы внимание и забота;

б) нравится участвовать в совместных делах класса;

в) в поиске примут участие друзья;

г) классу за сбор информации объявят благодарность;

д) участие строго обязательно.

4. Вашему классу поручили выпустить праздничную электронную газету к Дню космонавтики. Как вы считаете, по какой причине большинство (половина, все) одноклассников включиться в подготовку этого выпуска газеты? Потому что.

а) создавать электронную газету очень интересно;

б) нравится участвовать в совместных делах класса;

в) темой космоса увлечены друзья;

г) классу за выпуск газеты объявят благодарность;

д) очередной номер газеты закреплен за нашим классом.

Обработка результатов.

Причины как мотивы участия в коллективной деятельности, указанные испытуемыми, были классифицированы по двум основаниям:

1) по характеру выдвижения:

- предполагаемые (учащиеся выражали свое мнение о других);

- реальные/фактические (каждый сам указывал свою причину);

2) по содержанию:

- социальная значимость (мотив отражен под №№ 1а, 2а, 3а, 4а);

- чувство коллективизма (1б, 2б, 3б, 4б);

- межличностные отношения (1в, 2в, 3в, 4в);

- похвала (1г, 2г, 3г, 4г);

- обязательность как принуждение (1д, 2д, 3д, 4д).

Интерпретация результатов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ ответов четвероклассников (общее число ответов-выборов составляет 108) выявил доминирующее положение мотива «социальной значимости деятельности» как в группе предполагаемых, так и среди реальных мотивов. На втором месте находится мотив «чувство коллективизма», по которому отмечается незначительное расхождение в оценках «себя» и «других». Расхождение во мнениях имеется по мотиву «принуждение» (табл. 1). 10% учащихся считают, что главным стимулом деятельности для одноклассников является распоряжение педагога. Но в действительности этот стимул выбрали только 5% школьников, что может свидетельствовать, во-первых, о недооценке мотивации класса, во-вторых, о завышенной самооценке, в-третьих, о желании оправдать ожидания педагогов: «выглядеть в их глазах ответственными, самостоятельными». В целом факт уменьшения числа выборов мотива «принуждение» является показателем выработки собственной позиции личности.

Аналогично при анализе ответов пятиклассников наблюдается превосходство социально значимых мотивов на фоне всех других предполагаемых и реальных выборов. Сходство также обнаруживается и в тенденции уменьшения числа выборов мотива «принуждение» как собственного мнения учащихся (табл. 2).

Отличия полученных результатов диагностического среза среди пятиклассников по отношению к четвероклассникам проявляются в заметном увеличении числа реальных выборов мотива «чувство коллективизма». По отношению к числу мотивов «социальная значимость» обозначенный мотив составляет 56% (соответственно 24/43) против 29% в 4-м классе, а по отношению к предполагаемым выборам он увеличился вдвое (соответственно 24 и 12 против 18 и 15 у четвероклассников).

Следует отметить, что в формирующейся системе мотивов похвала занимает лидирующее место у 5% школьников.

Таблица 2

Число выборов предполагаемых и реальных мотивов в 5 «Б» классе

Вид мотива Мнение Социальная значимость Чувство коллективизма Межличностные отношения Похвала Принуждение Всего выборов мотивов

Число выборов предполагаемых мотивов 48 12 9 5 10 84

Число выборов реальных мотивов 43 24 11 3 3 84

Разность числа выборов мотивов в пользу предполагаемого мнения 5 2 7 14

Разность числа выборов мотивов в пользу реального мнения 12 2 14

Сравнение выборок по мотивам «социальная значимость» и «чувство коллективизма», распределяемых в группах предполагаемых и реальных выборов, с помощью ф-критерия Фишера (имеется неравное количество испытуемых) позволяет выявить достоверные различия между выборами (уровень значимости р < 0,05).

Приведенные цифры указывают на явное стремление младших подростков трудиться вместе на пользу окружающим людям.

Данное стремление обеспечивается планомерной и систематической воспитательной работой в Рамонском лицее. Уже в начальной школе педагогический коллектив уделяет большое внимание краеведческой работе с младшими школьниками. Дети с 1-го класса включаются в комплексную игру-путешествие «Если ты любишь землю свою.», задачами которой являются:

1. Воспитание любви к своему родному краю, к своей малой родине.

2. Изучение истории и природы Рамонского района; формирование духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических идеалов.

3. Пропаганда экологических знаний, формирование у учащихся активной жизненной позиции.

Любое направление краеведческой работы предполагает осознание детьми зависимости удовлетворения своих потребностей от окружающей жизни, успехов в труде, бережного отношения к природе, культурному наследию [8]. Опираясь на интересы школьников и развивая их, педагог ставит детей, коллектив в отношения ответственной зависимости в системе взаимодействия ребенка и коллектива, коллектива и микросреды города, окружающей жизни. Личные интересы детей приближаются к общественным по мере перехода норм и нравственных ценностей общества в мотивы их деятельности на пользу общества.

Выводы исследования в связи с поставленными задачами

1. Верхний уровень в иерархии мотивов коллективной деятельности младших школьников и младших подростков составляют социально-значимые мотивы, дополняемые желанием школьников трудиться вместе, сообща.

2. Расхождение между предполагаемым и реальным выбором мотивов учащихся наблюдается по мотиву «обязательность как принуждение». Выявлена разность числа выборов данного мотива в пользу предполагаемого мне-

ния, то есть число «предположений» больше фактического числа выборов. Уменьшение числа индивидуальных выборов мотива «принуждение» свидетельствует о стремлении испытуемых наделить свой образ «Я» качествами самостоятельности, ответственности и осознанием значимости организуемых видов деятельности.

3. Динамика мотивационных предпочтений школьников по мере их взросления обнаруживает тенденцию усиления мотива «чувство коллективизма» при сохранении ведущей роли социально значимых стимулов совместной деятельности. Предпочтение детей трудиться вместе на пользу своего класса, школы, поселка, города или всего общества - источник развития духовно-нравственных сил ребенка, его чувств и поведения, гармонии личных и общественных интересов. Успех коллектива становится успехом каждого.

Необходимо подчеркнуть, что выводы сделаны на основе материала исследования ученических коллективов, где первоочередными задачами в работе с детьми выступают вопросы воспитания как важнейшей составляющей образовательного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савченков Ю. В. Основы психофизиологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 352 с.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

3. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведче-ской работы в школе. - М.: Педагогика, 1985. -104 с.

4. Маркова В. В. Воспитание нравственных потребностей младших школьников: Автореф дис. ... канд. пед. наук. - М., 1982.

5. Сокольников Ю. П. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте. - М.: МГПИ, 1984. - 42 с.

6. Краковский А. П. О подростках. - М., 1970. -272 с.

7. Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Моногр. - М., 2004.

8. Краеведение: программа курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. - 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.