НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г.И. Веденеева
Кафедра педагогической психологии, социальной и коррекционной педагогики Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. ул. Березовая роща, 54, Воронеж, Россия, 394043
Представлен анализ взаимосвязи выявленных нравственных суждений, представлений и жизненных ценностей младших подростков с их участием в жизни класса, родного края.
Ключевые слова: младший подросток, чувство взрослости, нравственное сознание, система нравственных ценностей, нравственное воспитание, краеведческая деятельность.
Временные рамки младшего подросткового возраста весьма условны, как неоднозначна и периодизация психического развития в целом. Исследователи отмечают, что фактическое вступление в подростковый период может не совпадать с переходом в пятый класс и происходить на год раньше или позже [1. С. 98]. В нашем исследовании вступление в подростковый период определяется как младший подростковый возраст, т.е. это пятиклассники, которым, как правило, 10,5— 11,5 лет.
Младший подростковый возраст — это «литический» период (по терминологии Л.С. Выготского), т.е. достаточно ровный и плавный процесс развития. Являясь по своему определению переходным этапом от детства к подростниче-ству, данный период онтогенеза имеет свою динамику и возрастные особенности протекания.
Возрастная особенность — это та особенность, которая обладает тенденцией к проявлению в поведении всех представителей того или иного возрастного этапа в развитии. Одной из особенностей младших подростков является чувство взрослости. Предпосылки к развитию чувства взрослости имеются у детей уже младшего школьного возраста. При переходе личности в подростковый возраст это чувство становится центральным психологическим новообразованием.
Известно отрицательное отношение младших подростков к попыткам взрослых опекать их, поучать или давать советы. Младшие подростки ожидают от взрослых отношения к себе как к равным. В противном случае ребенок идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.
В социальной ситуации подростка-пятиклассника круг взрослых расширяется. Появляются новые учителя, классный руководитель. Учитель по отношению к учащимся выполняет два основных вида деятельности: оценивание и требование. Наряду с оценкой и предъявлением требований к усвоению учебных знаний педагог каждодневно различными средствами выражает свое одобрение или порицание тем или иным поступкам учащихся. Если в начальной школе воздействие
на детей со стороны учителя воспринималось младшими школьниками как в основном бесспорное, то в переходном возрасте в связи с ростом самосознания младших подростков действия учителя могут подвергаться критике. Пятиклассники «примеривают» на себя методы воздействия педагога и затем либо соглашаются (одобряют), либо не соглашаются с их применением. В первом случае отношения между учителем и учащимися складываются конструктивными, во втором — деструктивными.
С учетом осознанного отношения пятиклассников к действиям учителя и их стремления к «взрослости» в нашем исследовании нравственных представлений и суждений младших подростков испытуемым (ученикам 5 «А» и 5 «В» классов Рамонского лицея п. Рамонь Воронежской области, всего 54 ученика; апрель 2009 г.) предлагалось ответить на вопрос: «Как вы считаете, нужно ли помогать недисциплинированным ученикам исправлять недостатки своего характера, и если нужно, то как?».
При обработке данных было выявлено, что 97% подростков ответили на вопрос утвердительно. Большинство подростков попытались представить свои суждения о том, как можно помочь другим людям избавиться от плохих качеств. В их суждениях была представлена практически вся известная система педагогических методов.
31% учащихся важным методом воздействия считают убеждения: «Сказать ему, какие будут последствия», «Поговорить с ним, обсудить проблему», «Просто надо поговорить с человеком наедине и объяснить ему, что в нем не очень хорошо, и тогда он сам исправится».
22% подростков предлагают использовать замечания: «Поправлять его», «Исправлять его ошибки», «Отучать от плохих качеств и учить вежливости».
18% учащихся считают, что оказать помощь можно в процессе беседы: «Нужно спросить, все ли в порядке, и помочь ему», «Надо заставить его рассказать, что случилось», «Нужно рассказать проблему и помочь подруге».
14% респондентов указали на необходимость использования примера: «Не брать плохой пример с другого человека», «Надо показывать ему хорошие примеры».
6% опрошенных в качестве метода искоренения недостатков предложили наказание учебой: «Спрашивать на уроках больше, чем других», «Нужно больше задавать домашней работы».
В 3% ответов были либо встречные вопросы: «Да, но как помогать?!», либо ответы с «дифференцированным подходом»: «Да, нужно (если человек хулиган или другой плохой человек, то надо наказывать, а если он просто рассеянный или трусливый, то надо ему помочь)».
3% от общего числа опрошенных учащихся дали отрицательный ответ: «Нет, он должен решить проблему сам, как ему подскажет сердце», «Нет, потому что он должен сам понять, что это плохо, и сам избавиться от позора».
Мы предполагаем, что школьники ориентировались на те методы, в эффективности которых они не раз убеждались в жизненных ситуациях, где участни-
ками порой были и они. По сравнению с четвероклассниками все увереннее в ответах младших подростков пробивается слово «сам», а представления учащихся о методах исправлении нежелательных качеств людей все меньше связываются с методами воздействия учителя на поведение недисциплинированных одноклассников на уроке. В содержании лишь только 6% ответов учащихся предлагались методы наказания отметкой, увеличением объема домашних заданий (против 11% в 4-м классе).
Данный вопрос, на наш взгляд, предполагает несколько вариантов размышлений подростков, каждый из вариантов будет иметь свою природу и свою педагогическую значимость. Все размышления можно свести к следующим полярным относительно друг друга позициям (положительной «+» и отрицательной «-»):
+ 1) вера в силу влияния коллектива на характер одноклассников;
- 1) отсутствие веры в возможность влияния коллектива на характер одноклассников (помочь человеку стать лучше, наверное, могут только родители и учителя, а не дети);
+ 2) возможность укрепления дружбы путем открытого предъявления требования друг другу;
- 2) потеря друга из-за критики (если одноклассника поучать, как себя вести, он не захочет со мной дружить);
+ 3) позиция переживания за одноклассника;
- 3) позиция выжидания (надо ли помогать, если к тебе не обратились с просьбой о помощи?).
Понятно, что преобладание в сознании подростка положительных размышлений указывает на более высокий уровень взрослости: подросток становится ответственным за происходящее с ним рядом и пытается найти в себе силы и возможности, чтобы повлиять на его улучшение.
Профессор В.А. Крутецкий указывал, что важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности [4. С. 87]. В этом возрасте происходит формирование нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. По мнению ученого, младшие подростки обладают в общем высоким уровнем нравственного сознания. Определения нравственных понятий, данных большинством из них, отличаются полнотой и глубиной осознания.
Ответы пятиклассников Рамонского лицея обнаруживают их осознание того, что нравственные качества людей меняются, они могут усиливаться или ослабевать, появляться или угасать. Следовательно, при правильном воздействии на человека, по мнению подростков, его характер может стать лучше. Понятие «плохой ученик» у пятиклассников становится нетождественным понятию «недисциплинированный ученик». Чувство взрослости вносит изменения и в систему ценностей подростков.
Что ценят младшие подростки в своей жизни, выявлялось с помощью методики «Диагностика отношений к жизненным ценностям». Школьникам была пред-
ложена инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и 10 желаний. Из них нужно выбрать только 5:
1) мне хочется, чтобы меня все любили;
2) иметь много денег;
3 ) иметь самый современный компьютер;
4) иметь верного друга;
5) мне важно здоровье родителей;
6) иметь возможность многими командовать;
7) иметь много слуг и ими распоряжаться;
8) иметь доброе сердце;
9) видеть в своем поселке Рамонь красивые улицы, доброжелательных людей;
10) получать подарки, которым другие будут завидовать».
Интерпретация: подсчет числа выбранных положительных ответов под номерами 1, 4, 5, 8, 9. При выборе 5 положительных ответов — высокий уровень отношения к жизненным ценностям; 4 — выше среднего; 3 — средний уровень; 2 — ниже среднего; 1 или 0 — низкий.
Анализ ответов учащихся показал, что уровень отношений к жизненным ценностям учащихся выше среднего. Они выбрали уважение к себе других людей, верных друзей, здоровье родителей, доброе сердце, красоту своей Рамони.
Формирование нравственных ценностей человека происходит в микросреде, в которой действительные отношения членов коллектива к идеям и идеалам общества определяют сознание и поведение человека. Для младшего подростка такой микросредой, непосредственно влияющей на его психологию (мотивы, интересы, потребности), продолжает оставаться первичный классный коллектив. В нем происходит его включение в систему общественных отношений. Нравственная воспитанность школьника во многом зависит от того, насколько воспитан сам коллектив. Следовательно, основным фактором нравственного воспитания личности является коллектив, через который транслируются требования и нормы морали.
Воспитание коллектива и является главной задачей целостного воспитательного процесса в школе. В этом процессе необходимо обеспечить развитие коллектива, его движение вперед. Развитие коллектива — это развитие его деятельности.
В процессе педагогически организованной деятельности утверждается «взрослая» позиция подростка, отражаемая в мотивах, ценностях, отношениях.
В работе с пятиклассниками экспериментальных классов такая позиция культивируется педагогами через включение их в краеведческую работу.
Рамонь — поселок городского типа, центр Рамонского района Воронежской области. В поселке проживает около 10 тысяч жителей.
Как древнерусское поселение Рамонь известна с IX—X вв. В «Толковом словаре» В. Даля слово «рамонь» объясняется как «село под лесом». В период монголо-татарского нашествия поселение было разрушено воинами хана Батыя и восстановлено было лишь в XVI в. В Рамони как части Воронежской области строились корабли для военно-морского и торгового флота. Здесь был построен корабль «Таймолар», капитаном которого стал известный мореплаватель В. Беринг.
В конце XIX в. хозяевами имения стали принц А.П. Ольденбургский и принцесса Е.М. Ольденбургская. По их распоряжению в Рамони была открыта начальная школа с трехлетним сроком обучения, число учащихся в которой составляло 20—30 человек. От этой школы и берет свое начало история Рамонского лицея.
В лицее большое внимание уделяется краеведческой работе. Школьники с 1-го класса включаются в комплексную игру-путешествие «Если ты любишь землю свою...».
Задачи игры: воспитание любви к своему родному краю, его природе, истории, культуре; формирование духовного мира ребенка, его нравственно-эстетических идеалов; формирование у учащихся активной жизненной позиции.
Для проведения игры-путешествия формируется штаб, который утверждает Положение об игре, разрабатывает задания для классов, проводит поэтапные игры. В него входят организатор детского движения, родители, учителя начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учащиеся 5—11-го классов, капитаны классных экипажей. Содержание всех этапов игры-путешествия, начиная от девиза и заканчивая конкретными видами социально-полезной деятельности школьников, подчинено задачам нравственного воспитания. В ходе выполнения заданий дети приобретают определенные знания, овладевают умениями и навыками самостоятельной и творческой деятельности.
Сочетание учения школьников, их социально значимой деятельности и нравственного просвещения является главным условием использования краеведческой работы в нравственном воспитании детей. Использование поисковых методов во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения обогащает жизнь ученического коллектива [2].
Потребность личности служить коллективу, обществу является основой для проявления социально значимых мотивов. Систематическое проявление этих мотивов ведет к дальнейшему развитию потребностей проявлять заботу о других людях, к развитию чувства взрослости [6. С. 24].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.
[2] Краеведение: программа курса в 5—11 классах образовательных учреждений Воронежской области. — Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2008.
[3] Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. — М.: Просвещение, 1984.
[4] Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.
[5] Сокольников Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. — Москва: Белгород, 2000.
[6] Формирование нравственных отношений в учебной и внеклассной работе младших школьников: Сб. научных трудов МГПИ им. В.И. Ленина. — М., 1984.
MORAL EDUCATION OF JUNIOR TEENAGERS IN THE PROCESS OF SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITY
G.I. Vedeneyeva
The Chair of Pedagogical Psychology, Social and Correctional Pedagogy Voronezh Regional Institute of Further Professional Development and Retraining of the Teaching Staff Beryozovaya Roschya str., 54, Voronezh, Russia, 393043
The analysis of the interrelation of the revealed moral conceptions, notions and vital values of junior teenagers with their participating in the life of their class, their local area is submitted.
Key words: junior teenager, feeling of adulthood, moral consciousness, system of moral values, moral education, regional studies activity.