Ambalova Svetlana Alekseevna PSYCHOLOGICAL PROBLEMS ..
psychological science
УДК 159
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© 2018
Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: [email protected])
Аннотация. Рассмотрение вопроса совершенствования процесса обучения младших школьников следует начинать с раскрытия психологических проблем школьной неуспеваемости и дезадаптации. Проблемы, связанные с психологическими особенностями младших школьников, необходимо минимизировать за счет формирования мо-тивационно-потребностной сферы личности ученика. В настоящее время начальное образование формирует культурные, физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества. Содержание, формы, методы, подходы к обучению младших школьников были подвержены фундаментальным изменениям в процессе многолетнего исторического развития образовательной политики. Изучение психологических проблем учеников младших классов требует раскрытия специфики этапов становления опыта творческой деятельности; выявление недостатков в подготовке ребенка в школу; исследование причин эмоциональных расстройств и низкой мотивации и т.д. Исходя из постановки обозначенной проблемы, в статье автором дается характеристика близких, средних и дальних перспектив, охватывающих цели и задачи, которые ребенку необходимо решить. В воспитании и обучении необходима целая система перспектив, которые, сменяя друг друга, усложняясь, ведут детей вперед. Различные виды деятельности (умственная, физическая, учебно-познавательная, трудовая, игровая и т.д.), в которые включается младший школьник, способствуют его гармоничному развитию. Положительный эффект дают и индивидуальные занятия с учеником. Опытный преподаватель всегда может оценить индивидуальные особенности каждого обучающегося и за счет использования индивидуальных заданий показать свою дисциплину несколько с другой стороны. Характер таких заданий может носить познавательную, любознательную или творческую составляющую, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, кому необходима помощь.
Ключевые слова: психологические проблемы школьника, младшие школьники, учебный процесс, школьная дезадаптация, школьная неуспеваемость, мотивационно-потребностная сфера, личностные качества младшего школьника, мотивация, педагогическое воздействие.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF PUPILS OF YOUNGER CLASSES OF SECONDARY SCHOOL
© 2018
Ambalova Svetlana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of pedagogy and psychology North-Ossetian State University named after KL Khetagurova (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina Street, 46, e-mail: [email protected])
Abstract. Consideration of the issue of improving the process of teaching younger schoolchildren should begin with the disclosure of the psychological problems of school failure and maladjustment. Problems associated with the psychological characteristics of younger students should be minimized due to the formation of the motivational-need sphere of the student's personality. At present, primary education forms cultural, physical, intellectual, moral, aesthetic and personal qualities. The content, forms, methods, approaches to the training of younger schoolchildren were subject to fundamental changes in the process of the long-term historical development of educational policy. The study of the psychological problems of students of lower grades requires the disclosure of the specific stages of the development of the experience of creative activity; identifying deficiencies in preparing a child for school; research into the causes of emotional disorders and low motivation, etc. Based on the formulation of the designated problem, the author describes the characteristics of close, medium and long-term perspectives, covering the goals and objectives that the child needs to solve. A whole system of perspectives is necessary in upbringing and education, which, replacing each other, becoming more complex, lead children forward. Various activities (mental, physical, educational, work, play, etc.), which include the younger student, contribute to its harmonious development. Individual lessons with a student also have a positive effect. An experienced teacher can always evaluate the individual characteristics of each student and, through the use of individual tasks, show their discipline somewhat from the other side. The nature of such tasks can be cognitive, inquisitive or creative component, focusing on the individual characteristics of each child who needs help.
Keywords: schoolchildren's psychological problems, younger schoolchildren, educational process, school maladjustment, school failure, motivational and need sphere, personal qualities of the younger schoolchild, motivation, pedagogical influence.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Как известно, для безболезненного перехода детей из детского дошкольного учреждения в начальные классы средней общеобразовательной школы, необходимо создать такие условия, при которых ребенок свободнее сможет приспособиться новой среде и найти свое место в классном коллективе.
В настоящее время данная проблема является актуальной. Как показывают различные исследования (З.А. Степанчук) [1], в зависимости от класса и школы, достаточно высокий процент - от 20 до 60% младших школьников имеют определенные трудности в процессе адаптации к школьным условиям. Одной из важных причин, как отмечает, является недостаточная разработанность знаний, педагогической теории, условий, специфику этапов становления опыта творческой деятельно-
сти.
Обычно в общеобразовательных школах можно встретить учеников, которые уже в начальных классах имеют проблемы подобного характера, что приводит к тому, что они не справляются с программой обучения и имеют трудности в обучении. Этой проблеме во всем мире уделяют пристальное внимание. Анализ соответствующей литературы различных авторов показывает, что под понятием «школьной неприспособленности» следует понимать любые затруднения, появляющиеся у школьников в процессе учебно-познавательной деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Что становится фактором школьной неуспеваемо-
психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
сти? На основе анализа исследований (М.И. Бекоева, И.В. Вачков, И.С. Доровских, Н.В. Ларичева, А.К. Пащенко, Н.Х. Сопоева, А.А. Федченко и др.) [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], посвященных данной проблеме были выявлены следующие причины: недостатки в подготовке ребенка в школу (А.А. Федченко) [8, с. 461-465]; социально-педагогическая запущенность (Н.Х. Сопоева) [7; с. 291-294]; длительное и массивное психическое давление (А.С. Чирин) [9]; соматическая слабость ребенка (Л.А. Сундеева, Е.А. Шейкина) [10]; нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия) (Н.В. Ларичева) [5, с. 123-126]; низкая двигательная активность (Д.Ю. Карасев) [11]; эмоциональные расстройства и низкая мотивация (Н.Г. Ершова, Е.И. Холодилова) [12]. «Формирование мотивов, как пишет И.В. Вачков, происходит в процессе разворачивания ведущей деятельности ребенка (для младшего школьника это учебная деятельность). Внутри ведущей деятельности возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только через включение в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности» [3, с. 59-65].
Наиболее сформированным логически выстроенным конструктом мотивационно-потребностной сферы владеет человек с направленностью мотивов социальные процессы. Таким образом, активизация мотивов, связанных с принятием человека, отличного по каким-то личностным качествам от нас, предполагает асоциальную направленность личности, в общем. Исходя из этого, большинство ученых (Л.В. Блинов, А.К. Пащенко, О.В. Санвальд, З.А. Степанчук Е.В. Тютюсова и др.), при установлении экстровертированных симптомов детской дезадаптации, относят к ним проблемы в учебной деятельности и различные отклонения общепринятых норм и правил поведения [1; 6; 13; 14].
Формирование целей статьи (постановка задания). Школьная дезадаптация - явление многофакторное. Нужно помнить, что слабая успеваемость и низкая мотивация могут быть связаны с такими аспектами, как неудачно выбранная методика обучения и воспитания; непринятие личности преподавателя младшим школьником; отсутствие внимания и интереса к достижениям ученика со стороны родителей; рабочая атмосфера в классе; статус ученика среди одноклассников; тип взаимоотношений между учениками; а также самоактуализация школьника.
Следует учитывать и то, что такие явления, как слабая успеваемость и личностные качества ученика, также носят многосторонний характер. В статье автор попытался выделить основные факторы, влияющие как на процесс адаптации школьника, так и на его учебно-познавательную деятельность в целом: позиция ученика; его учебная мотивация; степень проявления активности мыслительной деятельности; уровень сформированно-сти навыков к саморегуляции и самообразования; интеллект ребенка.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Ребенок, с которым постоянно случаются неприятные истории, могут выйти за рамки учебной деятельности и доходят вплоть до ухудшения взаимоотношений с одноклассниками.
Вследствие этого у младшего школьника формируются чувства собственной неполноценности и незначительности, он считает себя ниже умом, нежели его одноклассники.
У него появляется потребность в какой то компенсации. А так как в этом возрасте предпочитаемые средства компенсации весьма ограничены, то ребенок начинает осознанно противодействовать нормам поведения, установленным в данном учебном заведении.
Ребенок часто нарушает дисциплину, вступает в конфликт с другими школьниками, становится грубым и агрессивным. Вместе с тем, как отмечают некоторые ученые (З.Ф. Рахимова, Л.А. Сундеева) такой ребенок теряет интерес к школе. Все это может привести к тому, что из таких детей в будущем вырастают асоциальные личности. Часто у них может возникать нервно-психические и психосоматические расстройства [15, с. 181-185].
Необходимо учитывать, что нередко родители школьников не могут отличить особенности физиологического и психологического развития от комплексной неуспеваемости младших школьников.
При формулировке понятия физиологического, психологического и эмоционального развития детей младшего школьного возраста важно понимать отставание в развитии умственных, индивидуальных, нравственных, психоэмоциональных, физиологических и волевых особенностей.
Следует учитывать, что низкая школьная успеваемость может быть вызвана негативным отношением ребенка к школе; влиянием окружающей среды, психологической неготовностью к обучению в школе. Все это дает право утверждать, что группа неуспевающих учеников разнообразны по своим характеристикам. В нее попадают школьники, которые встречаются на пути к образовательному процессу с различными препятствиями.
Условно этим препятствия делятся на два вида: а) недостатки, связанные с познавательной деятельностью; б) недостатки, связанные с личностными качествами школьника. Таким образом, исходя из этих видов препятствий, можно выделить следующие типы обучающихся: 1) учащиеся со средней степенью проявления учебной деятельности и низким уровнем познавательных интересов к обучению; 2) учащиеся с низким уровнем проявления познавательной самостоятельности и достаточно высоким уровнем познавательного интереса к учебной дисциплине; 3) учащиеся с низким уровнем проявления как познавательной активности, так и уровня мотивации, учебных потребностей и интересов.
Для того чтобы добиться положительных результатов при подтягивании таких учеников, требуется не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на дальнейшее обучение. Неотъемлемой частью в процессе учебно-воспитательной работы, пишет Л.Г. Махмутова, является педагогическое воздействие [16, с. 149-158].
Среди методов педагогического воздействия необходимо выделить и систематически использовать способы и приемы привлечения младших школьников в процесс активной социально-полезной и психологически рациональной активной деятельности. В практической деятельности учителя младших классов разумное требование выступает основным механизмом педагогического воздействия.
Помимо требования, следует выделять систему перспективных линий, как метода психолого-педагогического воздействия, который для вызова и активизации определенной деятельности, использует постановку нестандартных задач, перспектив, которые они стремятся достичь.
К методам психолого-педагогического воздействия следует отнести поощрение и наказание. Следует уяснить, что педагогическое требование может быть прямым и косвенным (просьба, совет, угроза, выражение доверия, одобрение, требование).
В работе педагог использует самые различные требования: непосредственные и опосредованные. Чтобы педагогическое требование было успешным инструментом психолого-педагогического воздействия на учащихся, следует знать психологические приемы предъявления требований: любое требование должно быть доведено до логического конца.
В поле внимания должны быть все дети; по своему
Ambalova Svetlana Alekseevna psychological
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS ... science
содержанию требование должно быть исчерпывающим; требование должно быть инструктивным; требование должно сопровождаться раскрытием способа выполнения; требование должно быть позитивным, а не запрещающим; требование должно быть доступным на данный момент.
Дети обычно находятся на разном уровне развития, поэтому требование может не выполняться всеми учащимися одинаково. А это опасно, так как ученик привыкает не выполнять и социальные требования. При предъявлении требования надо выражать уважение к личности ребенка. Здесь идет речь о соблюдении педагогического такта.
В практике использования методов поощрения и наказания следует знать, требования к условиям их применения в школе. При выборе методов педагогического воздействия педагогом целесообразно учитывать условия, время, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся в учебно-воспитательной деятельности.
Поощрять следует лишь за действительные успехи, вредно захваливание для ребенка. Хотя неплохо иногда поощрять ребят авансом, но не следует поощрять очень часто, так как частое поощрение не будет являться стимулом деятельности. Необходимо добиваться поддержки поощрения учителя ученическим коллективом, и важно обеспечить гласность поощрений. При выборе приемов поощрения важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
При использовании наказания, как метода педагогического воздействия, следует также соблюдать следующие условия их применения: сочетание разумной требовательности с уважением к ребенку: справедливость в применении наказаний; соблюдение педагогического такта; опора на ученический коллектив; связь наказания с другими методами воспитания; сочетание наказания с убеждением.
Детям, поступающим в школу с задержкой в развитии, присущ ряд особенностей. У них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети овладевают обычно в дошкольный период. По этой причине дети оказываются не в состоянии без посторонней помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Они затрудняются в следовании нормам поведения, которые приняты в данной конкретной школе.
Кроме вышеописанного, такие дети испытывают определенные трудности в произвольной организации деятельности; они не умеют последовательно выполнять задания, переключатся по указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются тем, что у них зачастую ослаблена нервная система. Такие ученики быстро утомляются, их работоспособность быстро падает, в результате они иногда просто перестают выполнять задания.
Все это в совокупности говорит о том, что задержка в развитии проявляется как в замедленном созревании эмоционально волевой сферы, так и в созревании развития познавательных процессов.
Последнее, прежде всего, проявляется в том, что его интеллектуальная составляющая не соответствует реальному возрасту ученика. Даже поведение таких детей отличается от поведения других детей, оно своеобразно.
Оно проявляется в том, что после поступления в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники. Их ведущей деятельностью по-прежнему остается игра, у них не наблюдаются положительное отношение к школе.
Учебная мотивация отсутствует или слабо выражена. Именно в школе ребенок с таким диагнозом впервые начинает отчетливо осознавать, что он заметно отличается от других детей и это отличие с наклоном в худшую сторону.
Это с одной стороны, ведет к появлению чувства не-
полноценности в сознании ребенка, а с другой - к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере.
И конечно, такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения школьника, в его взаимоотношениях с другими детьми в классе.
Часто они могут привести к возникновению антипатии между ребенком в отстающей группе с его более успешными одноклассниками.
Это приводит к затяжному конфликту, который может продолжаться нередко годами, причиняя угнетаемой стороне (а это, как правило неуспешные дети) психологическую травму, что в будущем может сформироваться в комплекс неполноценности. Она же, в свою очередь, мешает человеку стать успешным и целеустремленным в деле достижения поставленной цели и претворения планов в жизнь.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В силу вышеназванных причин, преподаватели в начальных классах должны быть тонкими психологами, умеющими разбираться в детских конфликтах и профессионально разрешая проблемные ситуации, помогать подавленному ребенку в адаптации к школьной среде. Дети жестоки. Они не щадят других детей, которые в чем- то отличаются от них и выделяются индивидуальными и личностными особенностями от остальных учащихся. При этом они достаточно хитры для того, чтобы угнетать непохожего на них ребенка на виду у взрослых, зная, что они станут на сторону подавленного ребенка.
А закомплексованный ребенок недостаточно уверен в себе для того, чтобы надеяться на поддержку взрослых. Он может длительное время терпеть все это, что в конце может привести к двум результатам: или он сломается, или найдет в себе силы переломить сложившуюся нездоровую ситуацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Степанчук З.А. Младший школьник в условиях гуманитарного образования //Альманах современной науки и образования. 2007. №5. С. 209-212.
2. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
3. Вачков И.В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников //Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 59-65.
4. Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? //Начальная школа. 2016. №3. С. 29-32.
5. Ларичева Н.В. Освоение нравственных норм младшим школьником //Социология. 2015. № 1. С. 123-126.
6. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 78-85.
7. Сопоева Н.Х. Теоретико-методологические аспекты использования национально-регионального компонента в обучении младших школьников //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 291-294.
8. Федченко А.А. Помощь младшему школьнику в развитии мотивации к учебной деятельности //В сборнике: Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 461-465.
9. Чирин А.С. Роль психолога в условиях современных общеобразовательных учреждений //Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1711.
10. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 410-412.
11. Карасев Д.Ю. Основные направления воспитания и образования дошкольников в современной педагогике //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-7. С. 3-9.
12. Ершова Н.Г., Холодилова Е.И. Формирование межличностных отношений у детей 6-7 лет средствами физического воспитания в процессе воспитательной деятельности //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2007. № 3. С. 64-72.
13. Санвальд О.В. Тревожные младшие школьники: особенности коммуникативных умений //Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 2. С. 24-30.
14. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.
15. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности
психологические науки
Амбалова Светлана Алексеевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ...
коллектива младших школьников во внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №2(19). С. 181-185.
16. Махмутова Л.Г. Педагогическая модель достижения младшим школьником метапредметных образовательных результатов на основе освоения учебника //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 10. С. 149-158.
Статья поступила в редакцию 31.10.2018
Статья принята к публикации 27.12.2018