Научная статья на тему 'Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр'

Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1419
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / YOUNGER SCHOOL AGE / CORRECTION OF COMMUNICATIVE ABILITIES / COMMUNICATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN / DIDACTIC GAMES / A PROGRAM OF CORRECTION OF COMMUNICATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафиятова Оксана Викторовна

Статья посвящена анализу проблемы коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр. Исследуются различные аспекты коммуникативных способностей младших школьников: развитие коммуникативных навыков младших школьников в общении со сверстниками, использование игровой деятельности на уроках в начальной школе; в частности, дидактические игры, формирование социального опыта младших школьников в игровой деятельности. Показано, что без специально организованной работы уровень коммуникативных способностей младших школьников преимущественно низкий и таковым остается. Коммуникативные способности будут развиваться активно только в том случае, если будут усовершенствоваться и обновляться методики их формирования и дидактические игры. В связи с этим была составлена программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр. Игры подобраны с целью развития коммуникативных навыков, сплочения данного коллектива, повышения самооценки, уверенности в себе, развития толерантности. Коррекционная программа рассчитана на 4 месяца и включает 10 занятий по три игры в каждом. Занятия проводились два раза в неделю по 1 часу, что в совокупности составило 32 часа. Апробация программы на группе учащихся младших классов (мужского и женского пола) 7-8 лет доказала её эффективность в коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафиятова Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF CORRECTION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

The article is devoted to the analysis of the problem of correction of the communicative abilities of younger schoolchildren by means of didactic games. Various aspects of the communicative abilities of younger schoolchildren are explored: the development of the communicative skills of younger schoolchildren in communication with peers, the use of gaming activities in primary school lessons; in particular, didactic games, the formation of social experience of younger students in gaming activities. It is shown that without specially organized work, the level of communication skills of younger schoolchildren is mostly low and remains so. Communication skills will be actively developed only if the methods of their formation and didactic games are improved and updated. In this regard, a program was developed to correct the communicative abilities of younger schoolchildren by means of didactic games. The games were chosen to develop communication skills, consolidate this team, increase self-esteem, self-confidence, and develop tolerance. The correctional program is designed for 4 months and includes 10 lessons of three games each. Classes were held twice a week for 1 hour, which together amounted to 32 hours. Testing the program for a group of students of lower grades (male and female) for 7-8 years proved its effectiveness in correcting the communicative abilities of younger students by means of didactic games.

Текст научной работы на тему «Программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр»

Gafiyatova Oksana Viktorovna PROGRAM OF CORRECTION ..

pedagogical sciences

УДК 37.026.5

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0012

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

© 2019

Гафиятова Оксана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология и педагогика» Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова, филиал в Чистополе (422980, Россия, Чистополь, улица 40 лет Победы, 32Ж, e-mail: ogafiyatova@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр. Исследуются различные аспекты коммуникативных способностей младших школьников: развитие коммуникативных навыков младших школьников в общении со сверстниками, использование игровой деятельности на уроках в начальной школе; в частности, дидактические игры, формирование социального опыта младших школьников в игровой деятельности. Показано, что без специально организованной работы уровень коммуникативных способностей младших школьников преимущественно низкий и таковым остается. Коммуникативные способности будут развиваться активно только в том случае, если будут усовершенствоваться и обновляться методики их формирования и дидактические игры. В связи с этим была составлена программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр. Игры подобраны с целью развития коммуникативных навыков, сплочения данного коллектива, повышения самооценки, уверенности в себе, развития толерантности. Коррекционная программа рассчитана на 4 месяца и включает 10 занятий по три игры в каждом. Занятия проводились два раза в неделю по 1 часу, что в совокупности составило 32 часа. Апробация программы на группе учащихся младших классов (мужского и женского пола) 7-8 лет доказала её эффективность в коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр.

Ключевые слова: младшие школьники, младший школьный возраст, коммуникативные способности младших школьников, дидактические игры, программа коррекции коммуникативных способностей.

PROGRAM OF CORRECTION OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

© 2019

Gafiyatova Oksana Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

"Pedagogical psychology and pedagogy" Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML), a branch in Chistopol (422980, Russia, Chistopol, 40 Let Pobedy Street, 32ZH, e-mail: ogafiyatova@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of correction of the communicative abilities of younger schoolchildren by means of didactic games. Various aspects of the communicative abilities of younger schoolchildren are explored: the development of the communicative skills of younger schoolchildren in communication with peers, the use of gaming activities in primary school lessons; in particular, didactic games, the formation of social experience of younger students in gaming activities. It is shown that without specially organized work, the level of communication skills of younger schoolchildren is mostly low and remains so. Communication skills will be actively developed only if the methods of their formation and didactic games are improved and updated. In this regard, a program was developed to correct the communicative abilities of younger schoolchildren by means of didactic games. The games were chosen to develop communication skills, consolidate this team, increase self-esteem, self-confidence, and develop tolerance. The correctional program is designed for 4 months and includes 10 lessons of three games each. Classes were held twice a week for 1 hour, which together amounted to 32 hours. Testing the program for a group of students of lower grades (male and female) for 7-8 years proved its effectiveness in correcting the communicative abilities of younger students by means of didactic games.

Keywords: younger schoolchildren, younger school age, correction of communicative abilities, communicative abilities of younger schoolchildren, didactic games, a program of correction of communicative abilities.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день коммуникативные способности у младших школьников являются одними из самых важных навыков, которые помогают им успешно взаимодействовать в нашем мире. Младший школьный возраст - это самая первая и важная ступень в жизни ученика. От того как пройдет знакомство и восприятие в целом, зависят его последующие годы учебы. Первые коммуникативные навыки в той или иной мере уже существуют, придя в школу [1-3, 5, 6-9, 12, 19-24]. Задача взрослых подхватить и развить эти способности, и, безусловно, в этом ему помогут различные коммуникативные игры. Такие умные игры имеют два начала - это учебное, то есть познавательное и игровое, и занимательное, развлекательное. Неважно, какие задачи поставлены изначально у этой игры (развитие мышления, внимания, памяти и т. д.), без общения и контакта она не выполнима. Учителю дается возможность во время игры не быть просто наблюдателем, а самому принять участие в ней, тем самым приблизится, и своим примером показывать и обучать правильному общению [4, 10, 11, 13-18].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Ещё совет-

ские учёные рассматривали развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с разных точек зрения. Борискова О.В. утверждала, что в начальной школе немаловажная роль в развитии коммуникативных навыков детей со сверстниками отводится учителю, которому необходимо в своей профессиональной деятельности учитывать особенности данного возраста, и каждого ученика в отдельности. Она считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации [5]. Тюхова Л.Н., Гуцу Е.Г. в своих трудах изучали коммуникативные способности и утверждали, что это умение вступать в общение и устанавливать деловые контакты, связи, отношения. Как правило, в повседневной жизни мы привыкли называть это одним словом - коммуникабельностью. Коммуницирование (общение) - это вид деятельности, которая имеет свои законы, состоит из последовательных этапов и, следовательно, требует определенных навыков. Коммуникабельность (общительность) как качество личности обусловлена генетически - так, например, интроверты неохотно завязывают новые отношения, а экстравертам просто необходимо постоянно кон-

педагогические науки

Гафиятова Оксана Викторовна ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ...

тактировать с людьми [23]. По мнению И.Г. Ножковой, коммуникативные способности - это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Они включают в себя умения слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние [12].

Немаловажную роль ученые отводили играм. Например, Л.В. Нагорнова и В.И. Волынкина считают, что игры являются одним из основных методов обучения младших школьников; по мнению М.А. Рязановой, средством ознакомления детей с окружающим миром могут послужить дидактические игры, а с точки зрения Березина Р.Ф. и Миннибаева С.Я., дидактические игры могут активизировать познавательную деятельность. Руднева И.А., Козлова А.С. считают, что в игровой деятельности происходит формирование социального опыта младших школьников [4, 11, 15, 16].

В повседневной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школе, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения - это то, чему нужно учить младших школьников, формируя коммуникативную компетентность.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования - создать и апробировать программу коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр в деятельности педагога - психолога в условиях средней общеобразовательной школы. Экспериментальной базой исследования стало МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» Чистопольского муниципального района. В исследовании приняли участие 50 детей, учащиеся 2 А и 2 Б классов. Во 2 А классе 25 человек- 13 девочек и 12 мальчиков, они же и составили экспериментальную группу. В контрольную же группу вошли учащиеся 2 Б класса, их так же 25 человек - 11 девочек и 14 мальчиков. Возраст испытуемых 7-8 лет.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для оценки уровня развития коммуникативных способностей у младших школьников были использованы следующие методики.

1. Тест «Коммуникативные способности». Этот тест позволит нам рассмотреть исследуемые навыки не с чьих-то слов, а конкретно из уст самих учеников, т.к. ребенок сам отвечает на вопросы ответом «да» или «нет». После чего подсчитываются результаты при помощи ключа и далее можно увидеть уровень развития коммуникативных навыков. В итоге в экспериментальной группе оказалось 20% младших школьников с высоким уровнем развития коммуникативных способностей, 24% - с уровнем выше среднего, 32% - со средним уровнем, 12% - с уровнем ниже среднего и 12% с низким уровнем. В контрольной же группе с высоким - 24%, с уровнем выше среднего - 28%, со средним уровнем - 28%, с уровнем ниже среднего - 12% и с низким - 8%.

2. Методика Ж. Пиаже «Левая и правая стороны» для определения уровня сформированности коммуникативных навыков. Основа методики - это индивидуальная беседа с каждым ребенком. Здесь ребенок должен ответить на вопросы или отреагировать действиями. В экспериментальной группе с высоким уровнем развития коммуникативных навыков 16%, со средним - 48%, с низким - 36%. В контрольной группе с высоким - 12%, со средним - 56%, с низким 32%._

3. Методика Г.А. Цукерман «Рукавички». Она направлена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Оцениваются коммуникативные действия. Применяется метод наблюдения за взаимодействием испытуемых, которые работают парами, и проводится анализ результатов. В экспериментальной группе 16% учащихся имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков, 52% - средний и 32% - низкий. В контрольной группе с высоким уровнем развития коммуникативных навыков 12%, со средним -56% и с низким - 32%.

После проведения диагностики младших школьников была разработана серия занятий с учащимися младшего школьного возраста по коррекции коммуникативных способностей средствами дидактических игр. Игры подобраны с целью развития коммуникативных навыков, сплочения данного коллектива, повышения самооценки, уверенности в себе, развития толерантности. Программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа, каждое включает в себя три дидактические игры, два раза в неделю (1 раз - 1 час). Коррекционная программа проводилась в течение 4 месяцев.

Первое занятие было направлено на налаживание контакта между испытуемыми и исследователями, войти в доверие, подружится. Была предложена игра «Приветствие». Она направлена на снятие напряжения и раскрепощения. Все встают в круг. Детям объясняется, что нужно познакомиться, и предлагается громко назвать свое имя на счет «три» одновременно. Группа громко кричит свои имена. Исследователь говорит: «Ничего не понятно, наверно говорили не громко. Давайте еще раз, но намного громче». Дети еще раз очень громко произносят имена. Исследователь: «Как вы думаете, я поняла, как вас зовут?» Дети: «Нет». Исследователь: «Мне очень интересно узнать, как вас зовут! Давайте по очереди, громко назовем их». Все с удовольствием говорят свои имена. Исследователь: «Молодцы ребята! Теперь мы познакомились, и я вам предлагаю следующую игру».

Вторую игру можно назвать продолжением первой. Она нужна для того, чтобы дети поближе узнали друг друга. Очень часто в начальных классах бывает, когда дети учатся в одном классе и не знают имен рядом сидящих. Игра называется «Поменяться местами». Дети так же остаются стоять в кругу. Исследователь называет имена двух детей, предлагает поменяться местами и сказать, что он любит больше всего. В игре были задействованы все испытуемые.

Третьей игрой в первом занятии была выбрана игра «Подарок на всех». Она помогает развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Исследователь предлагает пофантазировать и представить себя волшебником. Испытуемым показывают большой цветок «Цветик-семицветик». Исследователь: «Оторвите по одному лепестку и пожелайте одно желание для своего класса, или может кто-то хочет кому-то конкретному человеку из класса что-то пожелать». Дети загадывают желание и говорят волшебные слова: «Лети, лети лепесток. Через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. И т.д.» После того, когда все ребята загадывают желания, исследователь предлагает выбрать одно самое интересное желание.

Второе занятие включает в себя так же три дидактических игры. Они все проводятся парами и выбираются по желанию. Развивают умение работать в паре. Прежде чем предложить начать играть, детям рассказывается о том, как важно для выполнения некоторых дел усилия многих людей, что не все дела делаются в одиночку. Как важно согласовывать действия. Находить общий язык с разными людьми, уметь договариваться и уступать, если не прав. Первая игра называется «Дружеский мостик». Все дети делятся на пары. Если пары не хватает, можно участвовать исследователю. Детям объясняется зада-

Gafiyatova Oksana Viktorovna pedagogical

PROGRAM OF CORRECTION ... sciences

ча игры. Они должны при помощи рук, ног, туловища сделать мостик. После обсуждения, что им было трудно, а что легко получалось, дети сами выбирают ту пару, у которой самый красивый мост.

Вторая игра «Веселые художники». Игра развивает навыки совместной деятельности и эмпатию. Она так же требует пару. Дети садятся за парты и, держась за один карандаш, рисуют на листе бумаги, не договариваясь заранее, молча картину. После чего, они могут нарисовать еще одну картину, но им разрешается разговаривать и обсуждать дальнейшие действия. Затем у них спрашивают, какая картина понравилась больше, какую было труднее нарисовать.

Третья игра называется «Незрячий и поводырь». Игра помогает расслабиться, и учит доверять друг другу. Она так же, как и предыдущие две игры требует пары. Сначала одному участнику завязывают глаза он «незрячий». Задача второго участника провести товарища через заранее созданные препятствия, чтобы он прошел всю дорогу без ушибов, чтобы он не упал и не споткнулся. После завершения, игроки меняются местами, и препятствия так же меняются. После завершения обсуждаются ощущения, полученные от игры.

Третье занятие. Все игры подобраны так, чтобы развить взаимодействие в группе. Групповые занятия помогают детям освоиться в коллективе, а также воспитывают сообразительность, ловкость, смекалку, быстроту.

Первой была проведена игра «Молекулы и атомы». Включается тихая музыка. Все дети начинают движение по залу в произвольном направлении. Исследователь называет цифру, и игроки должны взяться за руки, но не как попала, а образовать круг из количества человек, какую цифру назвал исследователь. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Второй игрой провели «Найди товарища». Она позволяет развить сплоченность группы. Из группы по очереди выбирается один испытуемый и ему завязывают глаза. Остальные дети меняются местами и стоят молча. Исследователь называет имя и просит найти его, дотронувшись до него. Он подводит ребенка, у которого закрыты глаза к каждому из детей. Участие принимают все дети, и в роли искателя побыл каждый. После проведения игры всем дается возможность высказаться.

Третья игра называется «Тень». Выбирается один ведущий, он будет показывать различные движения, а все остальные повторяют за ним. Он может и танцевать, и приседать, поднимать руки, ноги, делать наклоны и многое другое. Все игроки его тени и четко, быстро и достоверно копируют его. Затем ведущий меняется. После проведения игры всем дается возможность высказаться.

Четвертое занятие. Они направлены на развитие не просто навыков общения, а на развитие уважения в общении, умение просить, привычку пользоваться вежливыми словами, на воспитание уверенности в себе, в своих целях.

Первая игра в четвертом занятии называется «Найди предмет». В центр круга выкладываются разные предметы: карандаши, ручки, тетради, пеналы и многое другое. Выбирается один ведущий из игроков. Он озвучивает название предмета и имя того, кто ищет. Кто предмет не находит, тот и ведущий. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Вторая игра называется «Вежливые слова». Как понятно из названия испытуемым придется вспомнить все вежливые слова, которые они знают. Для проведения этой игры потребуется мяч. Дети становятся в круг. Исследователь заранее называет категорию, из которой будут слова. Например, слова приветствия: добрый день, здравствуйте, рада видеть вас, рада встречи с вами и т.д. Дети кидают мяч и называют слово. После всего дети говорят, из какой категории было сложнее вспомнить слова. 62

Третья игра называется «Закончи предложение». Детям по кругу предлагается бросать мяч и закончить фразу заранее озвученную. Например, первой фразой будет закончить, что ты умеешь, затем, чтобы ты хотел, далее, что ты можешь, чего ты можешь добиться. После завершения дети делятся тем, что какую фразу было закончить тяжелее, какую легче.

Пятое занятие состоит из трех дидактических игр. Они подобраны для развития умения вступать в разговор, эмоционально и чувственно выражать свои мысли, обмениваться чувствами переживаниями, используя жесты и пантомимику, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

Первая игра называется «Кто здесь, кто». Дети делятся на маленькие подгруппы по желанию. Исследователь предлагает без слов с помощью мимики и жестов сыграть любую сказку, а остальные должны отгадать. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Вторая игра называется «Мим». Детям задается ситуация, которую он должен решить без слов, а только мимикой и жестами. Первая ситуация это две девочки поссорились и тебе нужно их померить. В центр вызывается две девочки, они молча стоят, игрок пытается их померить. Вторая ситуация: у одноклассника есть вещь, которая тебе очень нужна, требуется попросить его. Третья ситуация: нужно помириться с другом. Четвертая - поделится с другом важной для тебя вещью. Пятая -успокоить ребенка, который плачет. Шестая - попросить друга помочь завязать шнурок на ботинке. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Третья игра называется «Обезьянки». По очереди выбирается один ведущий. Он показывает движение, а остальные за ним повторяют. Ведущий выбирает самого ловкого, понравившегося и вызывает его на свое место. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Шестое занятие. Эти игры развивают взаимопонимание, помогают наладить доброжелательную обстановку в классе.

Первая игра в шестом занятии называется «Поймай взгляд». Испытуемые садятся на стулья и внимательно глядят на ведущего. Сначала роль ведущего у исследователя. Игроки внимательно глядят на ведущего и ловят его взгляд. Если ведущий на несколько секунд задерживает на, ком-то взгляд, то это означает, что он должен встать. И он становится следующим ведущим. Дети делятся своими эмоциями.

Вторая игра «Я хочу с тобой дружить» проводится с группой, где выбирается ведущий. Он говорит фразу «Я хочу подружиться с ...» и продолжает описывать своего одноклассника. Когда участник догадывается, что в описании он, встает и здоровается за руку. Он и становится следующим ведущим. Дети рассказывают, трудно ли им было описывать и узнать себя.

Третья игра называется «Шарики». Группа делится на две подгруппы. Все участники берутся за руки. Каждой команде дается по три воздушных шарика. Командам объясняется, что нужно удержать шарики в воздухе любыми способами, но не расцепляя рук. Его можно подкидывать плечом, коленом, дуть на него, использовать любые способы. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Седьмое занятие включает в себя три дидактических игры, которые развивают умение сотрудничать друг с другом.

Первая игра называется «Звериное пианино». Дети садятся так, чтобы получилась клавиатура фортепьяно, в ряд. Каждый ребенок будет нотой, но не обычной, а голос животного. Например, кошки - мяу, собаки - гав, гусь- га-га-га, мышь- пи-пи-пи, воробей- чик-чирик и

педагогические науки

Гафиятова Оксана Викторовна ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ...

т.д. Выбирается один ведущий, он будет играть на фортепьяно. Дотрагиваясь до голов игроков, издаются звуки. Если касание слабое, то и звук слабый. Если касание с нажимом, то и звук громче. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Вторая игра «Рассмеши несмеяну». Выбирается один игрок, кто и будет «несмеяной». Все игроки стараются рассмешить ее. Кому это удается, тот становится ведущим - «несмеяной». После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Третья игра «Уши - нос - глаза». Игроки должны создать круг. Выбирается ведущий. Он показывает часть тела и называет ее. Если показывает на нос, то вслух говорит «нос», если показывает на бровь, то вслух говорит «бровь» и т.д. Все игроки повторяют движения за ведущим. Далее водящий специально начинает путать игроков. Говорит одно, а показывает на другое. Дети должны показать, то, что назвал ведущий. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Восьмое занятие содержит так же три дидактические игры. Они развивают умение владеть языком тела. Это умение облегчить общение с окружающими, не только с одноклассниками, но и с родителями, близкими, друзьями. Понять язык жестов, мимики очень важно. Иногда мы не замечаем настроение друга, а оказывается его можно понять, только взглянув на человека. Поможет понять нравится ли эта тема разговора или следует поменять ее. Чем лучше будут развиты эти навыки, тем на большое количество людей вы сможете произвести приятное впечатление. Легче добиться взаимопонимания.

Первая игра называется «Мышеловка». Из группы испытуемых выбирается шесть человек. Их делят пополам и просят создать два круга. Они закрывают глаза и поднимают скрепленные руки вверх. Тем самым делают мышеловку. Остальные участники берутся за руки и начинают цепочкой проходить через оба круга. В один момент тройка резко опускает руки и закрывает мышеловку. Тройка должна молча, не разговаривая, не трогая руками определить сколько «мышей» они поймали. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением.

Вторая игра называется «Пойми меня». Игроки делятся на две команды. Первая команда загадывает любое слово, но оно обязательно должно отвечать на вопрос что. Выбирается один человек из команды противника. Ему называют слово, его задача показывать жестами, мимикой без слов своей команде это слово. После того, как команда отгадывает, то что было загадано, она следующая загадывает слово. После завершения игры испытуемым дается возможность рассказать свои ощущения, поделиться своим настроением. Рассказывает, кто объясняет понятно, а кого было трудно понять.

Третья игра называется «Ладошки». Все дети делятся на пары. Один закрывает глаза. Второй должен без слов, с помощью жестов, касаниями ладошек, пальцев передать информацию тому, у кого закрыты глаза. Например, идет снег, дождь, наступила осень и т.д. Потом напарник открывает глаза и говорит слово. Обсуждают, отгадал он или нет, что хотел передать, получилось ли.

На девятом занятии подобраны игры с отгадыванием букв разными способами. В этих играх развивается тактильная коммуникация. Прикосновения могут дать и показать другие ощущения. Подпустить к себе человека близко, это значит доверять ему. Следовательно, развивает доверие к людям. Позволяют раскрепоститься.

Первая игра называется «АБВГД». Дети делятся на пары. Первый ребенок рисует на спине другого, пальцем букву. Второй игрок отгадывает и называет. Затем меняются местами, но игра немного меняется. Первый игрок рисует не на спине, а на ладони, заведенной за

спину. Делятся ощущениями, рассказывают, что труднее далось.

Вторая игра в девятом задании «АБВГД-2». Дети делятся парами. Один закрывает глаза и держит выпрямленную руку впереди себя. Задача второго взять двумя руками руку товарища и выписывать ей слова. Тот, кто с закрытыми глазами отгадывает слово. Затем игроки меняются местами и задачами. Делятся ощущениями, рассказывают, что труднее далось.

Третья игра называется «АБВГД-3». В этой игре делиться парами не нужно. Ведущий на доске пишет букву. Дети должны повторить написание буквы разными способами в воздухе. Например, выпрямленной, несгибаемой рукой, локтем, неподвижной кистью, двумя выпрямленными руками, языком, плечом, ногой, левым мизинцем, коленом и т.д. Дети делятся ощущениями, рассказывают, что труднее далось.

Десятое занятие заключительное. В нем так же подобраны три дидактических игры.

Первая игра называется «Птичьи танцы». Ведущий-исследователь рассказывает немного о жизни птиц. У каждой птицы в определенный период начинается этап брачных игр, и они начинают танцевать. Каждая птица делает это по- своему. У некоторых это получается красиво, плавно, грациозно, а некоторые неуклюже и смешно. Детям предлагают разбиться парами и станцевать танец журавля, пеликана, страуса, пингвина, грифа-стервятника и т.д. Ставится музыка композитора Р. Рамироса «Жаворонок». В заключении дети высказываются, чей танец был похож на танец птиц, кто больше понравился.

Во второй игре «Необычный обед» ведущий рассказывает суть задания. В начале спрашивает: «Как называется главный прием пищи в середине дня». Если дети правильно отвечают, ведущий продолжает рассказ. Он говорит о том, что все люди по-разному принимают пищу и это зависит от его воспитания и обстановки в данный момент. Им предлагается показать, как обедают моряки на корабле во время бури; солдаты на посту; король с королевой, полярники в экспедиции; космонавты в открытом космосе. В заключении дети рассказывают, кто интереснее показал это занятие.

Третьей и заключительной игрой будет «Жест прощания». Когда люди завершили свое общение, они должны попрощаться, то есть каким-то особым действием обозначить конец встречи. У нас обычно принято махать рукой или совершить рукопожатие, где-то принято кланяться до пояса или машут в след платком и т.д. Задачей игроков придумать свои интересные действия прощания, если они представители какой-то партии. Название партии тоже надо придумать. Например, если вы лидеры партии любителей коровьего молока или сообщества ночных вечеринок, лидер группы пузатых людей и т.д.

В процессе выполнения дидактических игр все дети были вовлечены в процесс, и каждый из детей проявлял интерес. Не осталось ни одного равнодушного ученика.

По результатам контрольной диагностики было выявлено, что в контрольной группе произошли некоторые изменения в уровнях развития коммуникативных навыков у младших школьников. В экспериментальной группе, судя по показателям всех методик, произошли значительные изменения. По результатам теста «Коммуникативные способности» 32% учащихся достигли высокого уровня развития коммуникативных способностей, 56% - выше среднего, 8% - среднего, 4% -ниже среднего, низкого уровня нет не у кого. По методике Т.Пиаже «Левая и правая стороны»: высокий уровень - 40%, средний - 56%, низкий уровень у 4% учащихся. Результаты по методике Г.А. Цукермана «Рукавички»: высокий уровень развития коммуникативных навыков у 36% учащихся, средний - у 64%, низкий отсутствует.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Без специально орга-

Gafiyatova Oksana Viktorovna

PROGRAM OF CORRECTION .

pedagogical sciences

низованной работы уровень развития коммуникативных способностей у младших школьников преимущественно низкий. В процессе проведения игр, после нескольких занятий мы могли наблюдать улучшение климата в группе, общаться между собой стали дети, которые раньше не дружили. Дружба стала наблюдаться между мальчиками и девочками. Дети ждали с нетерпением следующих занятий. Глядя на это, мы можем сказать, что программа коррекции коммуникативных способностей младших школьников средствами дидактических игр нашла свое место в жизни младших школьников и показала свою эффективность в работе учащимися средней общеобразовательной школы 7-8 лет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аникина Н.В. Способы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. В сборнике: Актуальные аспекты современной науки в сборнике материалов ХУ-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома». 2017. С. 20-24.

2. Белоусова Д.Н. Коммуникативные особенности организации внеучебной деятельности младших школьников. В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 40-41.

3. Белышева А.Н., Глабова Ю.А. Особенности коммуникативных навыков младших школьников. Нижегородский психологический альманах. 2017. № 1 (5). С. 6-11.

4. Березина Р.Ф., Миннибаева С.Я. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. В сборнике: Проблемы формирования единого научного пространства. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2017. С. 135-137.

5. Борискова О.В. Развитие коммуникативных навыков младших школьников в общении со сверстниками. В сборнике: Роль психологии и педагогики в развитии общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.2015. С. 21-24.

6. Киселева Ю.А., Морозова Т.Н. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников. В сборнике: Студенческая наука подмосковья материалы Международной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 326-327.

7. Кондратьева Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 50-51. С. 44-50.

8. Крицкая А.С. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности младших школьников в работе классного руководителя. В сборнике: Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Сер. «Родная словесность в школе и вузе» Тверской государственный университет; Ответственный редактор: Т.В. Бабушкина, редактор выпуска: Е.Г. Милюгина. 2013. С. 293-295.

9. Кулюкина Т.В. Как младшему школьнику овладеть учебным диалогом. Начальная школа плюс До и После. 2013. № 3. С. 29-32.

10. Лебедева Н.О. Игра как средство социализации младших школьников. Проблемы и перспективы образования XXI века. 2014. № 5. С. 32-36.

11. Нагорнова Л.В., Волынкин В.И. Игра как метод обучения младших школьника. Гуманитарные исследования. 2014. № 2 (50). С. 160164.

12. Ножкова И.Г. Развитие мотивации у младшего школьника. Дошкольное и начальное школьное образование - развивающее и развивающееся. 2014. № 3. С. 70-73.

13. Павловская Н.К. Дидактические игры на уроках «окружающий мир» или как развить мотивацию в начальной школе. В сборнике: Педагогика сегодня: проблемы и решения материалы Международной научной конференции. 2017. С. 101-104.

14. Подкохо Ю.А. Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе. Образование и воспитание. 2017. № 3 (13). С. 33-36.

15. Руднева И.А., Козлова А.С. Формирование социального опыта младших школьников в игровой деятельности. В сборнике: Педагогика и методика преподавания: цели, технологии, результаты сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Открытое знание». 2017. С. 40-44.

16. Рязанова М.А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 39. С. 3886-3890.

17. Савостьянов А.И. Упражнения и дидактические игры для умственного развития младших школьников. Начальное образование. 2014. Т. 2. № 2. С. 34-38.

18. Стешенко И.А. Дидактическая игра как средство обучений младших школьников. В сборнике: Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 173-174.

19. Цымбалару А.Д. Моделирование образовательного пространства младших школьников в условиях вариативности организацион-

ных форм обучения //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 79-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование культуры взаимодействия у младших школьников как психолого-педагогическая проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 325-328.

21. Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-29.

22. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.

23. Тюхова Л.Н., Гуцу Е.Г. Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. В сборнике: Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 442-446.

24. Федорович Ю.Г., Мамедова Л.В. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников посредством тренинговых занятий. В сборнике: Научные достижения и открытия современной молодёжи сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 236-238.

Статья поступила в редакцию 04.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.