Амбалова Светлана Алексеевна
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ..
37.015.324.2
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ
© 2016
Амбалова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются понятия и исследования тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения. Тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный эмоциональный и операциональный аспекты, при доминирование эмоционального. Тревожность учащихся младшего школьного возраста сегодня привлекает к себе внимание, так как является одной из характерных проблем. Она является признаком школьной дезадаптации учащихся, отрицательно влияет на все сферы их жизнедеятельности: на здоровье, на поведение, на учебу, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью ведут себя по-разному. Одни, как правило, не нарушают внутренний распорядок и всегда готовы к урокам, другие невнимательны, не сосредоточены, рассеяны. Данная проблема в современном обществе злободневна, над ней необходимо работать. Потому, что формирование эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизического развития у детей. Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным. Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех направлениях. Ребенок в начальной школе развивает специальные психофизические и психические действия. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
Ключевые слова: тревожность, младший школьный возраст, эмоции, познавательный процесс, учение, общение, личность, страх, эмоциональный фон, половозрастные особенности, фантазии, коррекционная работа.
PROBLEMS AND MECHANISMS PRESENTATION ANXIETY YOUNGER STUDENTS
© 2016
Ambalova Svetlana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of psychology and pedagogy of the faculty of education
North Ossetian State University named K.L. Hetagurova, Vladikavkaz (Russia)
Abstract. The article deals with the concept and the study of anxiety as a result of the interaction of the individual and its environment. Anxiety is characterized by a complex structure, including cognitive and emotional aspects of the operational, with the dominance of the emotional. Anxiety pupils of primary school age today is attracting attention because it is one of the characteristic problems. It is a sign of maladjustment school students, a negative impact on all areas of their life: health, behavior, study, the overall level of well-being. Children with severe anxiety behave differently. One usually does not violate internal regulations and are always ready for lessons, others are inattentive, not concentrated, are scattered. This issue is topical in today's society, it is necessary to work on it. Because the formation of emotions, feelings of moral education will contribute to the perfect relation of man to the world, society, contribute to the formation of harmoniously developed personality. With the arrival of the child in the school under the influence of training begins restructuring of all its cognitive processes, the acquisition of qualities peculiar to adults. In the early school years marked unevenness of mental and physical development in children. The emotional background may be positive or negative. Remedial work with children at an alarming conveniently carried out in three directions. A child in primary school develops a special psycho-physical and mental activities. This is facilitated by the main activities, which mostly busy child: teaching, communication, play and work.
Keywords: anxiety, younger school age, emotions, learning process, learning, communication, identity, fear, emotional background, gender-sensitive, fantasy, correctional work.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социально-психологическая адаптация представляет в настоящее время актуальную и значимую научную проблему. Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме тревожности детей. Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействия личности и ее окружения. Проблемы тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни. В теории К. Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатами неправильных человеческих отношений [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. На сегодняшний день, в период социально-экономических реформ, всевозрастающим является изучение уровня тревожности у детей младшего школьного возраст. Исследованием
этой проблемы занимались такие ученые как И.С. Кон, Ф. Райс, Д.И. Фельдштейн, М. Тышкова и другие.
Современные исследования тревожности (Р.С. Немов, А.В. Петровский, Э. Фромм, М.Г. Ярошевский) направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.
По определению Р.С. Немова: «Тревожность - постоянно или ситуативно- проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [2].
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского понятию «тревожность» дано следующее определение: «Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий» [3].
Э. Фромм считает, что все механизмы, в том числе «бегство в себя», лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. Таким
Амбалова Светлана Алексеевна ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ...
образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением ценности организма [4].
Формирование целей статьи (постановка задания). Школьная пора - важнейший этап в жизни человека, в течении которого принципиально меняется его психологический облик, меняется характер тревожных переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу возрастает больше чем в два раза. Чем старше становится ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. В связи с этим, возникает необходимость в коррекционной работе с тревожными детьми и их родителями с целью максимальной адаптации ребенка к процессу обучения.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операциональный аспекты, при доминировании эмоционального. Следует отметить, что тревожность может возникнуть уже в новорожденном состоянии или точнее сказать, одна из составляющих тревожности - страх. В целом, тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дизадапция. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности С.А. Гулиева, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека [5]. Следовательно, тревожность - это черта личности, готовность к страху.
Так как, страх - самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.
Тревога - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал, что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов.
Тревожность имеет ярко выраженную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования [6].
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем (А.Н. Андреева), что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующих от них наличия новых психологических качеств [7]. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизического развития у разных детей. Центральными новообразованиями этого возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к дей-
ствительности;
- ориентация на группу сверстников.
С первых дней в роли ученика ребенок встречается с многочисленными трудностями, которые должен преодолеть: это освоение нового школьного пространства; выработка нового режима дня; принятие множества ограничений и установок; установление взаимоотношений и т.д. Нельзя «бросить» ребенка в этой трудной ситуации, рассчитывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна и другая крайность - перехватывание, удушение инициативы ребенка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее [8-12]. Эмоции, которые испытывают младшие школьники, пишет Л.И. Божович, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении [13]. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Можно выделить две большие группы признаков тревоги: первая - физиологические признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая - реакции, протекающие в психической сфере.
Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли, эффективности общения, предприимчивости, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. В целом, тревожность является субъективным показателем неблагополучия личности. Но чтобы она сформировалась, человек должен накопить багаж неудачных, неадекватных способов преодоления состояния тревоги. В связи с этим, для профилактики тревожно-невротического типа развития личности необходимо помогать детям находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы научиться справляться с волнением, неуверенностью и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости [5].
Для того, чтобы освободить ребенка от беспокойства, тревоги и страхов, нужно, прежде всего, фиксировать внимание не на специфических симптомах беспокойства, а на заложенных в их основе причинах - обстоятельствах и условиях, так это состояние у ребенка часто возникает от чувства неуверенности, от требований, которые оказываются выше его сил от угроз, жестоких наказаний, неустойчивой дисциплины.
В психологии тревожность рассматривается в связи с половозрастными особенностями. Считается, что в дошкольном и младшем школьном возрастах мальчики более тревожны, чем девочки. У них чаще встречаются нервные тики, заикание, энурез. По содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, тем значительнее эта разница. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми, их беспокоит отношение окружающих (Л.С. Выготский), возможность ссоры или разлуки с ними. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы и т.д. [14].
Спасением многих детей от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности [15]. Однако, фан-
Амбалова Светлана Алексеевна педагогические
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ... науки
тазии не должны быть полностью оторваны от реальности, между ними должна быть постоянная взаимная связь, иначе ребенок постепенно станет жить в виртуальном мире, полностью оторванном от реального, что может привести к шизофрении.
Школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками интеллекта [16-19]. Так, в первом классе наименее тревожными являются школьники, у которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным соотношением вербального и невербального коэффициентов. К третьему классу, как правило, уровень школьной тревожности значительно падает.
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений; в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Работа по всем трем направлениям может проводится либо параллельно, либо в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка.
Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях.
Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами. Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Многие основные свойства тревожности школьников и личностные качества ребенка складываются в школьный период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Мы пришли к выводу, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.
Как показывает практика, проявление детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка [20-31].
Можно выделить две большие группы признаков тревоги: первая - физиологические признаки, протекающие на уровне соматических симптомов и ощущений; вторая детей - реакции, протекающие в психической сфере;
Причиной возникновения тревоги школьников всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:
- во-первых, по повышению самооценки ребенка;
- во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений;
- в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хорни К. Наши внутренние конфликты, М., 1945.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
3. Психологический словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивно-сти. 5-е изд. М.: РГСУ, 2013. 567 с.
5. Гулиева С.А. Психологический механизм развития качеств личности //В сборнике: Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Под редакцией А.Р. Джиоевой. Владикавказ, 2011. С. 56-66.
6. Фрейд 3. Психология бессознательного. - 6-е изд., испр. и доп. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. 757 с.
7. Андреева А.Н. Психологическая поддержка ребенка //Воспитание школьников, 2010, № 3. С. 14-22.
8. Ищенко Е.С. Формирование эмоциональной отзывчивости на уроках литературного чтения в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 63-66.
9. Цыганкова И.Г. Эмоциональная саморегуляция современного дошкольника // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 48-51.
10. Медведев О.А. Педагогические условия адаптации детей с повышенной эмоциональной чувствительностью к учебно-воспитательной среды школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 61-64.
11. Григорьева О.В. Психофизиология состояния успеха // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 43-45.
12. Галеева Е.В., Галкина И.А. Психологические и психолигнгвистические аспекты вербализации эмоций у дошкольников // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 53-55.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование). 4-е изд. М.: Просвещение, 2008. 657 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. -5-е изд. М.: РПГУ, 2000. 754 с.
15. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
16. Амбалова С.А., Бекоева М.И. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 183-185.
17. Картунова А.А. Анализ научных исследований по изучению уровня тревожности личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 66-69.
18. Ружникова И.Г. Проблемы формирования позитивного отношения к учебной деятельности в системе дополнительного образования // Поволжский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 43-54.
19. Татьянчикова И.В. Методика обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в специальном учебном заведении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 33-35.
20. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт роди-тельства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание//Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. №3. С. 127-132.
21. Хуриева М.Ю. Становление и развитие идей и Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3(16)
Амбалова Светлана Алексеевна ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ...
опыта семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 74-77.
22. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7-9.
23. Еремина Н.Ю. Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 21-24.
24. Еремина Н.Ю. Психосоматические расстройства у детей в семьях с различными стилями семейного воспитания // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 115-121.
25. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания детей // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 39-44.
26. Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4. С. 30-33.
27. Горбачева Н.Б. Межпоколенный конфликт между родителями и детьми // Карельский научный журнал.
2015. № 2 (11). С. 21-23.
28. Ванюхина Н.В., Скоробогатова А.И. Развитие психолого-педагогической готовности родителей к обучению детей в школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 116-118.
29. Степанова Л.А. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества с родителями во внеучебной деятельности // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 31-33.
30. Власова И.С. Культуротворческое воспитание младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 22-26.
31. Бекоева М.И. Эдукативные аспекты педагогики. Учебное пособие//М.И. Бекоева, З.И. Бекоева, Ф.А. Кокаева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т им. Коста Левановича Хетагурова». Владикавказ, 2007.