Научная статья на тему 'Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу'

Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2560
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ANXIETY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ / SYMPTOMS OF ANXIETY / ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / FEELING / ЧУВСТВА / FEELINGS / ЭМОЦИИ ДЕТЕЙ / EMOTIONS OF CHILDREN / ESPECIALLY ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусова Альбина Дударбековна

В работе рассмотрены особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста, описаны теоретические подходы к проблеме диагностики и профилактики тревожности дошкольников, страхи в старшем дошкольном возрасте, переживания тревоги. В процессе подготовки детей к школе, а также обучения первоклассников повышенная либо пониженная тревожность может вызвать переутомление, напряжение, неуверенность в себе, тем более что в настоящее время нагрузки в школе очень большие. При этом, ребенок начинает низко оценивать свои знания, отношения со сверстниками и со взрослыми могут усложняться. Все это симптомы начала школьной дезадаптации, которая оказывает негативное влияние на познавательное развитие и эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Автором в рамках данной статьи изучается тревожность как фактор проявления склонности дошкольника, часто переживающие чувства сильной тревоги. На основе теоретического анализа тревожности у детей дошкольников исследуется эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенного риска, описывается, высокий уровень тревожности, который может негативно сказываться на формировании креативного, творческого мышления. Выявленные в статье аспекты тревожного поведения позволили нам доказать, что в младшем школьном и дошкольном возрасте уровень тревожности у мальчиков выше, чем у девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO EMOTIONAL DISTRESS, WHICH MANIFESTS ITSELF THROUGH ANXIETY

This paper describes the features of anxiety age children, describes theoretical approaches to the diagnosis and prevention of the problem of anxiety of preschool children, fears of the senior preschool age, experience anxiety. In preparing children for school and teaching first-graders increased or reduced anxiety can cause fatigue, stress, self-doubt, especially since now load a very large school. In this case, the child begins to underestimate the knowledge, relationships with peers and adults can get complicated. All these are symptoms of the beginning of school exclusion, which has a negative impact on cognitive development and emotional state of the senior preschool children and first-graders. The author in this article we study the manifestations of anxiety as a factor in the propensity preschooler, often experiencing feelings of anxiety. Based on the theoretical analysis of the emotional state of anxiety studied in children of preschool children, which occurs in situations of uncertain risk, describes the high level of anxiety, which can adversely affect the formation of creative, creative thinking. Identified in the article aspects of anxious behavior enabled us to prove that in primary school and preschool age, the level of anxiety in boys is higher than girls.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу»

УДК 159

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ЧЕРЕЗ ТРЕВОГУ

© 2016

Гусова Альбина Дударбековна, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинский Государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ(Россия)

Аннотация. В работе рассмотрены особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста, описаны теоретические подходы к проблеме диагностики и профилактики тревожности дошкольников, страхи в старшем дошкольном возрасте, переживания тревоги. В процессе подготовки детей к школе, а также обучения первоклассников повышенная либо пониженная тревожность может вызвать переутомление, напряжение, неуверенность в себе, тем более что в настоящее время нагрузки в школе очень большие. При этом, ребенок начинает низко оценивать свои знания, отношения со сверстниками и со взрослыми могут усложняться. Все это симптомы начала школьной дезадаптации, которая оказывает негативное влияние на познавательное развитие и эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и первоклассников. Автором в рамках данной статьи изучается тревожность как фактор проявления склонности дошкольника, часто переживающие чувства сильной тревоги. На основе теоретического анализа тревожности у детей дошкольников исследуется эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенного риска, описывается, высокий уровень тревожности, который может негативно сказываться на формировании креативного, творческого мышления. Выявленные в статье аспекты тревожного поведения позволили нам доказать, что в младшем школьном и дошкольном возрасте уровень тревожности у мальчиков выше, чем у девочек.

Ключевые слова: тревожность детей дошкольного возраста, проявления тревожности, особенности тревожности, переживание, чувства, эмоции детей.

PSYCHO EMOTIONAL DISTRESS, WHICH MANIFESTS ITSELF THROUGH ANXIETY

© 2016

Gusova Albina Dudarbekovna, assistant professor of psychology psycho-pedagogical faculty North Ossetian State University named after K.L. Khetagurova, Vladikavkaz (Russia)

Abstract. This paper describes the features of anxiety age children, describes theoretical approaches to the diagnosis and prevention of the problem of anxiety of preschool children, fears of the senior preschool age, experience anxiety. In preparing children for school and teaching first-graders increased or reduced anxiety can cause fatigue, stress, self-doubt, especially since now load a very large school. In this case, the child begins to underestimate the knowledge, relationships with peers and adults can get complicated. All these are symptoms of the beginning of school exclusion, which has a negative impact on cognitive development and emotional state of the senior preschool children and first-graders. The author in this article we study the manifestations of anxiety as a factor in the propensity preschooler, often experiencing feelings of anxiety. Based on the theoretical analysis of the emotional state of anxiety studied in children of preschool children, which occurs in situations of uncertain risk, describes the high level of anxiety, which can adversely affect the formation of creative, creative thinking. Identified in the article aspects of anxious behavior enabled us to prove that in primary school and preschool age, the level of anxiety in boys is higher than girls.

Keywords: anxiety of children of preschool age, symptoms of anxiety, especially anxiety, feeling, feelings, emotions of children.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Тревожность - личная психологическая особенность, которая проявляется в склонности индивида часто переживать чувство сильной тревоги по относительно незначительному поводу. Ее рассматривают или как личностное образование (Б. Мещериков), или как особенность темперамента, связанную со слабостью течения нервных процессов, или как сочетание того и другого одновременно [1, с.553].

Значимую роль, в жизни детей, играют эмоции: они помогают в восприятии действительности и в реагировании на нее. Находя свое проявление в поведении ребенка, они сигнализируют взрослому о том, что ему нравится, а что нет, что его огорчает, а что радует. В первую очередь, это актуально в период младенчества, когда словесное общение невозможно. По мере роста ребенка, мир его эмоций становится все богаче и разнообразнее. От основных чувств - радости, страха, боязни и т.д. происходит переход к более сложным чувствам: восторгу и удивлению, радости и сердитости, ревности и грусти. Так же меняются и внешние проявления эмоций. Это уже не тот младенец, который только недавно плакал и от голода, или от страха.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема психоэмоционального состояния определяется возрастанием переживаний у детей 5-7 лет и 7-8 лет, проявляющихся через тревогу, на которые указывают многочисленные авторы (С.А. Амбалова [2], А.С Батуев [3], М.И. Бекоева [2], Дж. Браун [4], Л.В. Соколова [3], А.Д. Гусова [5], Д. Кристенсен [4], Т.И. Чиркова [6] и др.).

Формирование целей статьи (постановка задания). Высокий уровень тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста может негативно сказываться на формировании креативного, творческого мышления, которому присущи такие черты характера, как отсутствие боязни всего нового и неизвестного. В связи с этим, целью представленной статьи является изучение тревожности детей данной категории, их психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В дошкольном периоде ребенком усваивается язык чувств - социально принятые формы выражения самых тонких оттенков эмоций с помощью жестов, взглядов, поз, улыбок, интонаций голоса, движений и т.п. С другой стороны, дошкольник учится купировать резкие и бурные выражения своих чувств. Ребенок пяти лет, в отличии от двухлетнего, уже способен не показывать слезы или явно проявлять страх. Он уже в значительной степени умеет управлять проявлением своих чувств, придавать им общественно принятую форму, пользоваться ими осознанно (Дж Браун), информировать окружающих людей о своих переживаниях [4, с. 215].

Понятие тревожности в психологии означает склонность индивидуума переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние (А.Я. Варга), которое возникает в ситуациях неопределенного риска и опасности и проявляется во время ожидания неблагоприятного развития событий [7, с.144]. Для тревожных людей характерно жить и ощущать постоянный, не имеющий причины, страх. Все то, что является характерным для тревожных взрослых, с полным правом относится и к тревожным детям. Зачастую они не уверены в себе, имеют неустойчивую

самооценку, а испытываемое ими постоянное чувство страха приводит к подавлению проявления инициативы. Такие дети послушны, стараются не привлекать к себе внимания окружающих, примерно ведут себя и в детском саду и дома, стараются максимально точно выполнить любое требование воспитателей и родителей -они редко нарушают дисциплину и практически всегда убирают за собой свои игрушки. Этих детей считают застенчивыми и скромными. Однако их дисциплинированность, примерность и аккуратность имеют защитный характер - основным мотивом такого поведения является мотив избегания неудач.

Эмоциональный настрой с преобладающими чувствами беспокойства и страха совершить ошибку (Дж. Браун), поступить не так, как принято общественными требованиями и нормами, находит свое развитие в возрасте 7 и особенно 8 лет, при наличии большого количества идущих из более раннего возрастного периода неразрешимых проблем и страхов [4, с.85]. Наиболее частым источником тревог для детей является их семья. С возрастом, данная роль семьи существенно уменьшается, зато значительно увеличивается роль школы.

В работе с детьми очень важно выявить причины трудности в общении со сверстниками, со взрослыми имеющийся уровень тревожности у ребенка к различным видам деятельности, особенно учебно-познавательной. Необходимо выяснить, в какой сфере отношений тревога особенно интенсивно проявляется, проанализировать вызывающие ее причины, наметить меры педагогического воздействия по снятию тревожности у ребенка и т.д. При этом, как отмечает Т.И. Чиркова, под тревожностью следует понимать эмоционально окрашенное предвидение, предвосхищение, ожидание неблагополучного исхода в тех или иных ситуациях. Это может быть устойчивым личностным образованием; может быть устойчивым свойством, обусловленным особенностями темперамента; либо ситуативным временным состоянием [6].

Высокий уровень тревожности, является фактором, который создает проблемы и трудности в процессе обучения детей в школе. В настоящее время проблема тревожности занимает особое место в современных исследованиях. На практическом уровне, когда речь идёт о влиянии тревожности на поведение и развитие личности, о саморегуляции состояния тревоги, о тревожном типе личности, о работе с тревогой, о способах преодоления устойчивой тревожности и т.п. (Прихожан), сравнительно легко достигается взаимопонимание детей [8].

Тревожность бывает ситуативной, но может стать и личностной. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве в учебной деятельности ребенка со стороны учителя и родителей. Когда дети часто находятся в напряжении и под давлением взрослых они становятся тревожными. Тревожность возникает из-за страха что - то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные. В связи с этим, по мнению А.Д. Гусовой, нарастанием тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех, который влияет на обучение и у ребенка возникают проблемы в первом классе. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей [9].

Тревожность оказывает тормозящее влияние на общее умственное развитие детей, приводя к определённому отставанию их от нормативного хода развития. А также, как у детей праворуких, так и у леворуких могут быть проблемы при обучении в первом классе, например, в начальной школе некоторым педагогам бывает трудно учить детей писать (В.Н. Белкина), т.к. учитель на практике не может применить одну и ту же методику для обучения праворуких и леворуких детей [10].

Выделяют три вида расстройства в детском воз-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

расте, в котором тревога играет доминирующую роль (Т.Д. Марцинковская): тревожное расстройство изоляции, тревожное расстройство в виде избегания и расстройство в виде чрезмерной тревожности Серьезную помощь как тревожным, так и агрессивным детям могут оказать и занятия рисованием и лепкой. В процессе рисования можно подвести детей к мысли о том, что в рисунке могут отразиться их страх и злости: «А теперь нарисуй свой страх. Попробуй отразить в рисунке все, что тебе не нравиться, чего ты боишься». После окончания рисования взрослый берет этот рисунок, прячет его или рвет на глазах у ребенка, говоря о том, что вместе с этим рисунком ушло все, что тревожило. Такие занятия могут оказать серьезную помощь детям. Подобная работа будет эффективной, только если ребенок доверяет взрослому и между ними существует тесный контакт [11].

В современной психологии достаточно хорошо изучены гендерные аспекты тревожного поведения. Известно, что уровень тревожности и интенсивность переживания чувства тревоги, у девочек и мальчиков различны. У мальчиков уровень тревожности в младшем школьном и дошкольном возрасте выше, чем у девочек. Причина в том, чего они опасаются, как они объясняют свою тревогу, с какими ситуациями ее связывают. И чем больше возраст детей, тем заметнее данная разница [12]. Девочки обычно связывают свою тревогу с окружающими людьми. Причем это не только друзья, родные или учителя. Часто тревогу девочек вызывают опасные люди. Тревога у мальчиков чаще связана с физическими травмами, несчастными случаями, и наказаниями, которые возможны со стороны родителей, учителя, директора и так далее [13].

В младшем дошкольном возрасте у девочек наиболее часто встречаются страхи боли, одиночества и темноты. У мальчиков - высоты, уколов, крови, сказочных персонажей, темноты. В старшем дошкольном периоде, с увеличением насыщенности познавательного развития начинают уменьшаться связи между страхами и их количество, достигая своего минимального значения в подростковом периоде. У детей младшего дошкольного возраста страх одиночества, имеющий в своей основе диффузное чувство тревоги или беспокойства, находит свое выражение в страхе нападения выдуманных персонажей. Очень часто, ребенок, будучи в одиночестве, в отсутствии поддержки своих родителей, чувствует опасность. Дети довольно часто и активно используют сказочные образы в играх, и если в них участвуют родители, особенно папы, то страхи перед сказочными персонажами исчезают, лучше всего, если распределение ролей осуществляет сам ребенок. Такого же положительного эффекта можно добиться, попросив ребенка нарисовать различных чудовищ, так как он их представляет. Наиболее типичные страхи в этом возрасте - замкнутое пространство, одиночество, темнота.

Выводы статьи и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщение и анализ современных теоретических исследований, позволили нам сформулировать основные положения психоэмоциональное состояние детей. Таким образом, наиболее выраженными становятся страхи в старшем дошкольном возрасте. Это объясняется возросшим пониманием реальной опасности. Первостепенное место среди них занимает страх смерти. Другой типичный для этого возраста - это страх глубины. В связи с развитием понимания категории времени и пространства, и абстрактного мышления, в целом, доминирующим страхом у старших дошкольников становится страх смерти. Его возникновение означает понимание необратимости течения времени и неизбежности смерти. Для старшего дошкольного возраста характерны страхи чертей, в качестве обитателей потустороннего мира, а также страхи драконов, покойников и т.п.

Таким образом, необходимо четкое концептуальное различение понятий «тревоги» как состояния и «тревож-

253

ности» как черты, свойства личности. Более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое эмоциональное состояние, характеризующееся субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождающееся активизацией вегетативной нервной системы. Что касается гендерных различий и особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы: мальчики и девочки обладают различной интенсивностью переживания тревоги и различным уровнем тревожности. Тем не менее, тревожность у дошкольников, еще не стала устойчивой чертой характера. Она еще относительно обратима, если вовремя провести соответствующие психолого-педагогические мероприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь. Серия: Большая университетская библиотека. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.

2. Амбалова С.А., Бекоева М.И. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 183-185.

3. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать - дитя» //Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб. 1994. В. 2. С. 85-102.

4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб: Питер, 2001. 352 с.

5. Гусова А.Д. Теоретические и практические основы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению: Монография / Под редакцией Т.А. Подольской. Владикавказ, 2015. 140 с.

6. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чиркова. М.: Педагогическое общество России, 2001. 224 с.

7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.

8. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2009. 192 с.

9. Гусова А.Д. Психологическое исследование психических процессов и состояний детей предшкольного возраста: Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 12. С. 32.

10. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для вузов. М.: 2005. 256 с.

11. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. М.: Гардарили, 2007. 252 с.

12 Баурова Ю.В. Теоретические положения осуществления учебного процесса на основе тендерного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №2 (15). С. 13-15.

13. Тахохов Б.А. Роль диалога в формировании личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №4. С. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.