Научная статья на тему 'Программное обеспечение развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности'

Программное обеспечение развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
674
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА / SOFTWARE / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серякова С. Б., Галакова О. В.

В статье представлен вариант организации процесса развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Особенностью развития социальной компетентности младших школьников является сопряжение усилий педагогического коллектива, членов семьи младших школьников, старшеклассников и младших школьников. Рассматривается содержание деятельности со всеми субъектами взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOFTWARE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL COMPETENCE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article presents a version of the organization of the process of the development of social competence of the younger students in extracurricular activities. Feature of the development of social competence of young schoolchildren is paired efforts of the teaching staff, family members primary school, high school and elementary school students. The content of activities with all the subjects of interaction is considered.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шамсутдинова И. Г. Психологический, соци-ально-компетентностный, нормативно-институциональный аспекты профессии // Пед. образование и наука.2012.№ 8. С. 10-13.

2. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

3. Зеер Э. Ф, Рудей О. А. Психология профессиональ-

ного самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та. Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 2008. С. 191-193 с.

4. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности как механизм обновления педагогического образования в условиях реализации Болонского процесса // Пед. образование и наука. 2011. № 8. С.33-37.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE SOFTWARE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL COMPETENCE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

С. Б. Серякова, О. В. Галакова

В статье представлен вариант организации процесса развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Особенностью развития социальной компетентности младших школьников является сопряжение усилий педагогического коллектива, членов семьи младших школьников, старшеклассников и младших школьников. Рассматривается содержание деятельности со всеми субъектами взаимодействия.

S. B. Seryakova, O. V. Galakova

The article presents a version of the organization of the process of the development of social competence of the younger students in extracurricular activities. Feature of the development of social competence of young schoolchildren is paired efforts of the teaching staff, family members primary school, high school and elementary school students. The content of activities with all the subjects of interaction is considered.

Ключевые слова: программа, социальная компетентность, младший школьник, внеурочная деятель ность.

Keywords: software, social competence, junior schoolchildren, extracurricular activities.

Социальная компетентность младших школьников как интегративная характеристика личности отражает признание ценности социального взаимодействия, знание и принятие норм и правил взаимодействия с людьми разных возрастов, способность к оцениванию социальной ситуации и конструктивному решению возникающих социальных проблем и задач [1]. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, приобретают значение личностные результаты освоения основной образовательной программы [2], следовательно, развитие социальной компетентности личности становится одной из задач в практике школы. В соответствии с требованиями стандарта в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, и на внеурочную деятельность. На наш взгляд, внеурочная деятельность является значимым ресурсом развития социальной компе-

тентности младших школьников. Но следует отметить, что развитие социальной компетентности младших школьников «не может быть локализовано» в одном из видов «образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных программ) и внеурочной (художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой, трудовой и др.) деятельности» [3]. Внеурочная деятельность осуществляется по различным направлениям. Так, спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности (спортивные секции), способствует не только поддержанию и укреплению здоровья учащихся, но и развивает умение чувствовать, видеть и поступать в соответствии с психологическим состоянием другого человека; учит работать в команде, анализировать свою деятельность, искать пути решения в трудных ситуациях. В рамках художественно-эстетического направления (секции танцев, секции прикладного искусства, выставки, экскурсии, фестивали) формируются представления об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах; фор-

мируются ценностные ориентиры учащихся (например ценность Другого, ценность взаимодействия и общения), развиваются способности к сочувствию, сопереживанию. Научно-познавательное направление (элективные курсы и занятия, предметные недели, экскурсии и олимпиады) расширяет кругозор, знания по предметам, укрепляет познавательный интерес учащихся, что также влияет на взаимодействие с другими людьми. Военно-патриотическое направление внеурочной деятельности (экскурсии, дни памяти, смотры, поздравления ветеранов) способствует формированию толерантного поведения и отношения к действительности, формированию чувства любви и уважения к другому человеку. Общественно полезная деятельность (субботники) и проектная деятельность (конкурс проектов учащихся) позволяют совершенствовать и развивать индивидуальные творческие, познавательные способности учащихся, совершенствовать навыки организации коллективного труда, развивать аккуратность, ответственность за результаты своего труда.

В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения отмечено, что основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательном учреждении заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов [4]. Исследование показало, что эффективному развитию социальной компетентности младших школьников способствует именно внеурочная деятельность, которая характеризуется: психологически комфортной средой взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; организацией деятельности в сотрудничестве с педагогами, родителями и учащимися, реализуя их совместные творческие инициативы; вариативностью в организации процесса развития личности школьника, его взаимодействия со сверстниками и взрослыми; организацией занятий на принципе добровольности, исходя из интересов и склонностей учащихся; достижением поставленных целей с учетом положительных качеств личности школьника и его возможностей при создании успешно решаемых им ситуаций [1]. Таким образом, в современной школе особое значение приобретают ресурсы внеурочной деятельности в развитии и воспитании школьников. Использование данных возможностей позволило представить программу развития социальной компетентности младших школьников.

Данная программа позволяет обеспечить реализацию модели развития социальной компетентности во внеурочной деятельности, которая определяется такими факторами развития, как культура общества, воспитательная среда образовательного учреждения, семья и группа сверстников, собственная активность личности с использованием следующих механизмов социализации личности - импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия.

Разработанная программа развития социальной компетентности младших школьников включает пять разде-

лов: «Знакомство» (цель раздела - познакомиться ближе с учащимися, определить и усилить мотивированность к общению, настроить группу на совместную работу); «Отражение в зеркале» (данный раздел направлен на то, чтобы младшие школьники лучше узнали свой внутренний мир, каков он и как его можно выразить, так как, чтобы понять другого человека, необходимо лучше узнать и понять себя); «Я и ты» (содержание раздела посвящено организации взаимодействия младших школьников со сверстниками, обучению учащихся правилам конструктивного взаимодействия); «Я и Вы» (раздел посвящен особенностям взаимодействия младших школьников с взрослыми: педагогами, родителями и другими взрослыми, выделению норм и правил поведения); «Как будем сотрудничать?» (обобщение полученных знаний, сформированных умений). Реализуется данная программа совместными усилиями педагога-психолога и педагогов школы с участием младших школьников и их семей, шефов-старшеклассников поэтапно: на мотивационном, формирующем, контрольно-оценочном этапах.

На каждом этапе программы важной характеристикой является сопряжение по проблематике содержания работы с педагогическим коллективом, членами семей младших школьников, с учащимися.

На мотивационном этапе усилия направлены на повышение мотивации субъектов взаимодействия к повышению социальной компетентности младших школьников.

Во взаимодействии с педагогами был проведен семинар «Социальная компетентность младших школьников», посвященный вопросам актуальности развития социальной компетентности, роли социальных факторов в развитии личности, понятиям структуры и содержания социальной компетентности и особенностям ее развития в младшем школьном возрасте. С родителями младших школьников была организована встреча, в ходе которой обсуждались вопросы актуальности развития социальных знаний, умений младших школьников, формирования опыта социального взаимодействия с людьми разных возрастов, развития социально значимых качеств. Встреча проходила в форме обсуждения случаев из практики, семейных ситуаций.

Раздел «Знакомство». Для повышения эффективности реализации программы нами были привлечены старшеклассники. На первом этапе реализации программы состоялись встречи с учащимися 6-7-го классов, на которых с ребятами были просмотрены отрывки из х/ф «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Доживем до понедельника» об особенностях общения, взаимодействия с другими, дружбе; обсудили вопросы актуальности общения с другими людьми, необходимости и правил эффективного взаимодействия, возраст, с которого необходимо учить общаться. После обсуждения фильмов учащимся было предложено взять шефство над младшими школьниками. Шефами стали учащиеся 6-го класса, проявившие желание участвовать и помогать младшим школьникам.

Целью мотивационного этапа в работе с младшими школьниками стало более близкое знакомство с учащимися, усиление их мотивации к общению, создание настроя

группы на совместную работу. Поэтому были проведены занятия из раздела «Знакомство»: «Здравствуйте, давайте дружить!» (в игровой форме выполнялись упражнения на знакомство, учащиеся рассказывали о себе, своих увлечениях, был составлен общий плакат - «Дерево группы», на котором крона дерева состояла из листочков с именами учащихся); «Хорошо ли быть одному или зачем нужны друзья?» (занятие проходило в форме обсуждения младших школьников с шефами м/ф «Капитошка» (вопросы: Почему Волк был злым до встречи с Капитошкой? Как Капитошке удалось подружиться с Волком? Какие качества ему помогли? Как изменился Волк после встречи с Капитошкой? Зачем дружить Волку и Капитошке?), в рамках занятия «Мы -группа» были проведены упражнения на сплочение группы «Переправа», «Льдина», «Чудесный ковер».

Формирующий этап программы нацелен на овладение знаниями об организации работы в группе, о способах конструктивного решения конфликтных ситуаций, способах самовыражения; на формирование умений взаимодействовать с другим человеком, разрешать конфликты, соблюдать принятые в коллективе нормы и правила и на развитие навыка рефлексии.

Совместно с классным руководителем и шефами в классном коллективе младших школьников было основано со-управление, направленное на развитие инициативности, определенного уровня самостоятельности школьников, творческих способностей, чувства ответственности, стремления к взаимопомощи. При создании со-управления в классе был выделен актив класса: медицинская служба класса (фиксирует пропуски занятий учащимися, следят за опрятностью учащихся, собирают информацию из газет и журналов для школьной газеты о правилах здорового образа жизни); учебный сектор (отвечает за подготовленность учащихся к занятию); служба культуры (подготовка материалов о культурной жизни класса, планирование возможных экскурсий, посещения театров и др.); корреспондентская служба класса (подготовка материалов из жизни класса и выпуск классных газет по определенной теме или по результатам классных дел); хозяйственная служба класса (сохранность мебели класса, подготовленность класса к занятию); служба озеленения (забота о растениях класса); шефы-старшеклассники (координируют деятельность других групп, помогают в реализации поставленных перед группами задач). Ролевая игра в такой форме способствует укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», ответственности учащихся, умения организовать свою деятельность и взаимодействие с другими, формированию навыков самопрезентации и самоорганизации, рефлексии. Также на данном этапе реализации программы развития социальной компетентности с младшими школьниками были проведены занятия в соответствии с тремя разделами программы.

Раздел «Отражение в зеркале». Общаясь с другими людьми, чтобы их понять, прежде всего необходимо узнать и понять себя. Поэтому целью занятий стало создание условий, при которых младшие школьники лучше узнают свой внутренний мир, каков он и как его можно

выразить. Темы раздела: «Какой человек бывает?» (занятие направлено на выявление элементов характеристики человека (впоследствии они будут рассмотрены подробнее); проходит событие в форме эстафеты, когда при выполнении заданий учащиеся получают «названия» элементов и «создают» образ человека); «Мои качества» (определение качеств человека, какие полезны в общении, а какие необходимо исправлять, определение собственных положительных и отрицательных качеств); «Мои чувства» (какие бывают чувства (радость, грусть, страх, гнев, обида), вместе с учащимися создается «картинная галерея чувств», в процессе выполнения упражнений младшие школьники учатся их выражать); «Мои эмоции» (какие эмоции мы знаем, чем эмоции отличаются от чувства; как проявляются эмоции и как с ними справляться ребята узнают при выполнении упражнений, решении ситуаций); «Мои поступки» (занятие направлено на оценку учащимися своих поступков в решении различных ситуаций межличностного взаимодействия); «Я умею дружить?» (поиск ответа на вопросы (что такое дружба? есть ли у меня друзья? что я делаю для дружбы? с каким человеком мне хочется дружить?) через сказку); «Я уникальный. Мой портрет» (поддержание уникальности, непохожести и важности каждого человека, создание своего портрета на основе имеющихся о себе знаний).

Раздел «Я и ты». Занятия данного раздела посвящены организации взаимодействия младших школьников со сверстниками, осознание учащимися правил конструктивного взаимодействия. Тематика занятий: «Установление контакта» (как наладить контакт, познакомиться с человеком, преодоление застенчивости); «Ты = Я?» (у нас разные качества, эмоции; интересы; как нам общаться? разные культуры, толерантность); «Какие качества ценю в тебе?» (определение характеристик человека, с которым приятно общаться, работать); «Не надо слов, уже понятно» (мимика и жесты в общении, как узнать, что чувствует человек без слов); «Если вдруг поссорились...» (можно ли найти решение в спорных ситуациях? как это сделать, что делать, если поссорились); «Сотрудничество. зачем?» (зачем нам общаться с другими людьми? в чем польза от сотрудничества, как его добиться?); «Девчонки + мальчишки» (особенности общения мальчиков и девочек, чем похожи и чем различаются, как наладить контакт).

Раздел «Я и Вы». Темы раздела посвящены особенностям взаимодействия младших школьников с взрослыми: педагогами, родителями, выделение норм и правил поведения: «Я и мои родители» (особенности взаимодействия с родителями, что можно и чего нельзя делать, почему родители себя так ведут); «Я и учитель» (учитель - кто он? как себя вести с ним?).

На занятиях с младшими школьниками принимали участие шефы. Они обсуждали с младшими школьниками м/ф «Вредные привычки» (вопросы для обсуждения: какие вредные привычки в общении вы можете назвать? почему они нам мешают? как их исправлять? какие хорошие привычки, помогающие общению с другими, вы можете назвать?) - раздел «Отражение в зеркале»; м/ф из цикла «Кро-

кодил Гена и Чебурашка» - серия «Гена ищет друзей» (вопросами обсуждения: зачем нам друзья? как найти друга? какие правила общения с друзьями, людьми знакомыми и незнакомыми вы знаете? как себя нельзя вести с другими людьми?), м/ф «Просто так» (вопросы для обсуждения: какие качества ценятся в человеке, как сделать приятное человеку и что за это попросить?) в разделе «Я и ты».

С педагогами встречи были построены на основе обмена опытом. Тематикой встреч стали: «Особенности развития младшего школьника» (обсуждались вопросы: преодоление кризиса 7 лет, развитие психических функций, особенности самосознания младшего школьника и работа с ним, особенности самооценки и уровня притязаний); «Общение младших школьников» (вопросы для обсуждения: изменение системы взаимоотношений в связи с поступлением ребенка в школу, особенности общения со взрослыми и сверстниками, опыт педагогов в организации общения младших школьников).

Также с педагогами были проведены тренинги: «Конструктивное педагогическое общение» (направлен на совершенствование навыков бесконфликтного общения педагогов с коллегами, родителями, учащимися в процессе решения ситуаций); «Учитель - ученик» (развитие у учителей эмоционально-положительного отношения к детям); «Учитель - класс» (опыт учителей владения техникой живого и образного общения с учащимися, пластичности, эмоциональности).

В рамках психолого-педагогического просвещения родителей на данном этапе были организованы встречи по таким темам, как «Особенности развития младших школьников» (на основе примеров рассматривались вопросы развития личности младшего школьника: как понять, что важно для ребенка и как с ним общаться; как помочь разрешить конфликты, возникающие во взаимодействии детей); «Помощь семьи в развитии навыков социального взаимодействия младших школьников» (рассмотрены особенности самооценки ребенка, особенности уровня притязаний и их влияние на взаимодействие со сверстниками и взрослыми; как могут родители помочь детям научится общаться, как учить детей решать конфликты). В рамках каждой встречи происходило обсуждение ситуаций, вопросов, интересующих родителей по обсуждаемой тематике.

Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей, являются эффективным средством развития толерантного общения, установления позитивных отношений между педагогами, родителями, младшими школьниками. С родителями были проведены тренинги следующей тематики: «Вместе с тобой» (тренинг для родителей и младших школьников, в ходе которого создаются условия для сотрудничества и взаимодействия родителей и детей в разных ситуациях, повышается интерес родителей к внутреннему миру ребенка); «Я и ты: толерантность к другому» (тренинг рассчитан на умение родителей услышать позицию другого человека, рассмотреть его точку зрения, возможность аргументировать свои взгляды); «Стиль родительского воспитания. Чем продиктован выбор?» (рассмотрение стилей воспитания, их плюсов и минусов, вы-

бор приемлемого стиля воспитания: как следовать его положениям); «Когда дети ссорятся. Ссоры братьев и сестер» (как реагировать родителям, когда дети ссорятся, способы разрешения конфликтов); «Детский гнев. Как с ним справиться?» (поможет родителям понять, откуда берется детский гнев, как дать ему выход без агрессии, как научить ребенка успокаиваться); «Когда ребенок лжет» (позволяет узнать причины детской лжи, что делать, когда ребенок лжет); «Ребенок и сверстники» (обсуждение особенностей общения младших школьников, определение советов для организации взаимодействия младших школьников друг с другом, советов для детей).

Выше мы уже отмечали, что внеурочная деятельность является ресурсом развития социальной компетентности младших школьников, поэтому усилия педагогического коллектива по реализации направлений внеурочной деятельности, несомненно, оказывают влияние на эффективность развития социальной компетентности. Так, педагогами дополнительного образования прикладного искусства были проведены мастер-классы для детей и членов их семей по совместному выполнению работ в моделировании, технике бисероплетения, квиллинга, мозаики. Деятельность педагогического коллектива была направлена на создание условий для совместной деятельности младших школьников и членов их семей, во время которых они учились слушать друг друга, договариваться, руководить совместной работой, контролировать эмоции и чувства.

Контрольно-оценочный этап был направлен на оценку результатов и подведение итогов консолидации усилий субъектов взаимодействия. С учащимися была проведена игра-путешествие «Страна общения» из раздела «Как будем сотрудничать?». Игра способствовала обобщению полученных знаний и сформированных умений, так как в ее процессе учащиеся проявляли знания правил и норм поведения, правил работы в группе, знания невербальных средств общения; представляли свои интересы, свои качества; контроль за своими эмоциями; оценивали свои действия и поступки и др.

Эмоциональным завершением совместной деятельности педагогического коллектива, шефов, младших школьников и членов их семей стали: проведение ярмарки поделок (приобрести выполненные на мастер-классах поделки можно было за определенную цену в фишках, заработанных в конкурсах (которые проводились рядом с торговым рядом); выставок совместных работ младших школьников и их семей: «Мир наших увлечений», «Мой друг»; организация конкурсов «Семейный альбом», «Мы разные, но мы вместе» (конкурс рисунков, поделок, рассказов, комиксов); тематических дней: «День вежливости», «День хорошего настроения», «День пожеланий» (во время таких дней сообщались правила поведения, организовывались тематические мини-конкурсы).

Таким образом, программа развития социальной компетентности младшего школьника во внеурочной деятельности реализуется в совместной деятельности педаго га-психолога, педагогов школы, младших школьников и членов их семьи, шефов. Признание младшими школьниками

ценности взаимодеиствия с другими людьми; проявление интереса к процессу общения и его эффективной организации; повышение уровня знаний об организации работы в группе или в паре с другим человеком, о способах конструктивного решения конфликтных ситуаций, способах самовыражения; умение реализовать знания на практике: знакомиться с новыми людьми, решать конфликты, организовать работу в группе; соблюдение норм и правил, принятых в коллективе и адекватное оценивание своих и чужих поступков, говорит об эффективности программы развития социальной компетентности младших школьников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Серякова С. Б., Галакова О. В. Диагностика социальной компетентности младших школьников // Перспективы науки. 2012. № 5 (32). С.330-333.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Мин-обрнауки РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// минобрнауки.рф/%^0%В4%^0%ВЕ0/с^0%ВА %D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D1%8B/543 (дата обращения 08.08.2013).

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

4. Серякова С. Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования: моногр. М.: МПГУ, 2005. 324 с.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения // ФГОС [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2768 (дата обращения 08.08.2013).

ХАРАКТЕР МОДЕРНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

THE CHARACTER OF MODERNIZATION AS A FACTOR INFLUENCING THE SPECIFIC FEATURES OF BUSINESS CULTURE OF THE MODERN ENTERPRISE

С. С. Власов

В статье рассмотрены причины возникновения в России явления «догоняющей» модернизации и ее влияние на особенности деловой культуры современного предпринимательства, характеризующиеся потребительскими ориентациями, слабостью индивидуалистических ценностей, что, в свою очередь, приводит к развитию криминального капитализма.

Ключевые слова: «догоняющая» модернизация, деловая культура, современное российское предпринимательство, криминализация капитализма.

S. S. Vlasov

Article is devoted to the reasons of the occurrence in Russia of the phenomenon of catch-up modernization and its influence on the particular qualities of the business culture by modern enterprise, characterized by consumer orientations and the weakness of the individualistic values that lead to the development of criminal capitalism.

Keywords: catch-up modernization, business culture, modern Russian enterprise, criminal capitalism.

Важнейшими факторами, существенно влияющими на этический компонент экономической менталь-ности, выступают особенности труда, предопределенные во многом географическими, климатическими и прочими факторами существования российской цивилизации, - православная этика, оказывающая сильное влияние на развитие в целом национальной культуры уже тысячу лет; и, наконец, особый тип модернизации, получивший название «догоняющей», которая на протяжении трех столетий заставляет российское общество находиться в состоянии постоянной мобилизации. Думается, на этом факторе следует остановиться подробнее.

Российский вариант «догоняющего развития» был связан с «революциями сверху», истоками которых была вынужденная необходимость (экономическая отсталость, военные поражения от западных стран). К наиболее острым проблемам модернизации страны, которая не производит собственных культурных образцов, а заимствует их у Запада, относятся «искусственный» характер самих модернизаций, несоответствие структурно-технологических инноваций существующим социально-экономическим институтам. Изменение российских экономических, политических и социальных институтов носило дискретный характер, в значительной степени определялось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.