Научная статья на тему 'Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе'

Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5700
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / COLLECTIVE / СПЛОЧЕННОСТЬ / COHESION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна

Статья посвящена изучению понятия сплоченности коллектива в зарубежной и отечественной литературе. На основе анализа психолого-педагогической литературы определены подходы к изучению особенностей сплоченности у младших школьников, которая рассматривается многими авторами как одно из проявлений динамики группы, определяющей уровень принадлежности к команде её членов. Сплоченность коллектива часто недооценивается, учитывая огромное влияние на человека. Дружба между детьми это то, что часто игнорируется как положительное влияние на развитие. Многие исследования показывают важность сплоченности и ее влияние на психическое и физическое здоровье. Внутриколлективное общение полезно для развития социальных и эмоциональных навыков, повышения чувства принадлежности и снижения стресса. Дети, которые чувствуют себя одинокими или социально изолированными, как правило, более депрессивны, имеют больше проблем со здоровьем. Наличие системы поддержки может помочь человеку справиться с теми трудностями, с которыми он сталкивается. Многие исследователи отмечают, что сплоченность определяет целостность группы, где ведущую роль играет совместная деятельность, общность целей и задач. Сплоченность коллектива вносит значительный вклад в развитие социальных навыков, таких как уважение к чужим взглядам, изучение правил разговора и поведения. Рассматриваются понятия «взаимодействие», «сплоченность», «общение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE “TEAM COHESION” IN THE DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE

The article is devoted to the study of the concept of team cohesion in foreign and domestic literature. Based on the analysis of psychological and pedagogical studies, approaches to the study of the features of cohesion in younger schoolchildren are defined, which is considered by many authors as one of the manifestations of the dynamics of the group that determines the level of belonging to the team of its members. Many studies show the importance of cohesion and its impact on the mental and physical health of team members. Many scientists note the importance of intra-collective communication for the development of social and emotional skills, increasing feelings of belonging and reducing stress. Children who feel alone or socially isolated tend to be more depressed, have more health problems. Having a support system can help a person cope with the difficulties that he faces. Many researchers note that cohesion determines the integrity of the group, where the leading role is played by joint activities, common goals and tasks. The cohesion of the team makes a significant contribution to the development of social skills, such as respect for others' views, the study of rules of conversation and behavior. The article deals with the concepts of “interaction”, “cohesion”, “communication”.

Текст научной работы на тему «Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной литературе»

педагогические науки

Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ...

УДК 378.14

ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

© 2018

Сундеева Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и методики преподавания» Рахимова Зарина Фанисовна, магистрант кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail rakhimova.zarina94@mail.ru)»

Аннотация. Статья посвящена изучению понятия сплоченности коллектива в зарубежной и отечественной литературе. На основе анализа психолого-педагогической литературы определены подходы к изучению особенностей сплоченности у младших школьников, которая рассматривается многими авторами как одно из проявлений динамики группы, определяющей уровень принадлежности к команде её членов. Сплоченность коллектива часто недооценивается, учитывая огромное влияние на человека. Дружба между детьми - это то, что часто игнорируется как положительное влияние на развитие. Многие исследования показывают важность сплоченности и ее влияние на психическое и физическое здоровье. Внутриколлективное общение полезно для развития социальных и эмоциональных навыков, повышения чувства принадлежности и снижения стресса. Дети, которые чувствуют себя одинокими или социально изолированными, как правило, более депрессивны, имеют больше проблем со здоровьем. Наличие системы поддержки может помочь человеку справиться с теми трудностями, с которыми он сталкивается. Многие исследователи отмечают, что сплоченность определяет целостность группы, где ведущую роль играет совместная деятельность, общность целей и задач. Сплоченность коллектива вносит значительный вклад в развитие социальных навыков, таких как уважение к чужим взглядам, изучение правил разговора и поведения. Рассматриваются понятия «взаимодействие», «сплоченность», «общение».

Ключевые слова: коллектив, сплоченность, общение, взаимодействие.

THE CONCEPT OF THE "TEAM COHESION" IN THE DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE

© 2018

Sundeeva Ludmila Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods" Rakhimova Zarina Fanisovna, Postgraduate of the Chair "Pedagogy and Teaching Methods" Tolyatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya str., 14, e-mail rakhimova.zarina94@mail.ru )

Abstract. The article is devoted to the study of the concept of team cohesion in foreign and domestic literature. Based on the analysis of psychological and pedagogical studies, approaches to the study of the features of cohesion in younger schoolchildren are defined, which is considered by many authors as one of the manifestations of the dynamics of the group that determines the level of belonging to the team of its members. Many studies show the importance of cohesion and its impact on the mental and physical health of team members. Many scientists note the importance of intra-collective communication for the development of social and emotional skills, increasing feelings of belonging and reducing stress. Children who feel alone or socially isolated tend to be more depressed, have more health problems. Having a support system can help a person cope with the difficulties that he faces. Many researchers note that cohesion determines the integrity of the group, where the leading role is played by joint activities, common goals and tasks. The cohesion of the team makes a significant contribution to the development of social skills, such as respect for others' views, the study of rules of conversation and behavior. The article deals with the concepts of "interaction", "cohesion", "communication".

Keywords: collective, cohesion, communication, interaction.

Начальные ступени обучения трудны для любого ребенка. Важным шагом является переход от относительно неструктурированной деятельности дошкольного учреждения к формальным требованиям школы. Дети нуждаются в высоком уровне социальной и эмоциональной поддержки и понимания со стороны взрослых и сверстников.

Мир ребенка становится больше, когда он начинает посещать школу. Взаимоотношения с другими детьми становятся более важными.

Учебный процесс строится на организации жизнедеятельности коллективов, которые созданы в образовательных учреждениях. Дружба в коллективе класса хороша для самооценки школьника. Когда у ребенка хорошие друзья, он чувствует поддержку, у него есть люди, с которыми он может весело провести время и поделиться своими интересами. Друзья заботятся о нем, и это помогают ему чувствовать себя хорошо и спокойно.

Когда в классе складывается сплоченный коллектив, дети развивают важные жизненные навыки, такие как: общение с другими людьми, способы устранения конфликтов и проблем. Эти навыки важны для ребенка, чтобы учиться. Дети, которые ладят с другими, имеют меньше шансов на социальные и эмоциональные трудности в жизни.

Изучением феномена коллектива занимаются раз-

личные науки. Коллектив, с точки зрения философии, это общность людей. По мнению социологов каждый коллектив выступает как отдельная социальная система. Психология исследует групповые контакты людей, которые находятся в непосредственном взаимодействии. Педагогика, в свою очередь, изучает организованные общности детей и взрослых.

В психолого-педагогической литературе проблема сплоченности коллектива достаточно изучена.

Коллектив представляет собой ту среду непосредственного взаимодействия, которая формирует важные стороны личности. Важно оставаться единым коллективом в любой ситуации. Не зря говорят: «Единство - это сила». Такие слова были использованы в качестве девиза для различных организаций по всему миру. Хотя формулировки могут быть изменены, но смысл остается прежним. Нельзя отрицать важности оставаться сплоченным коллективом в различных ситуациях. Коллектив помогает улучшить нашу жизнь и противостоять трудностям.

Н.П. Аникеева [1] под коллективом понимает группу учащихся, у которых имеются свои признаки отличия. К этим признакам относится совместная деятельность, единая цель, взаимосвязные отношения и благоприятный психологический климат.

Образовательное учреждение сегодня признает одной из главных своих целей - организацию сплоченной

Sundeeva Ludmila Alexandrovna, Rakhimova Zarina Fanisovna

THE CONCEPT OF THE "TEAM COHESION" IN THE DOMESTIC .

pedagogical sciences

детской группы. Данный вопрос изучался и изучается педагогами, психологами.

Сплоченность исторически выступает важнейшей чертой малой группы. На протяжении многих лет феномен сплоченности изучают представители разнообразных дисциплин (педагогика, философия социология, социальная психология, и др). Также особый интерес проявляется со стороны психологии организации, юриспруденции и педагогики. Причиной этого служит то, что первоначально под сплоченностью понимали необходимое условие ровной и результативной деятельности группы.

Сплоченность можно представить как довольно сложное явление. Подтверждением этого являются выделенные А.И. Донцовым три направления исследования:

1) преимущество эмоциональных элементов межличностного взаимодействия;

2) упор на познавательную активность;

3) внутригрупповое взаимодействие, соотносящееся с достижением групповой цели [2].

А.Л. Модрус [3] считает, что все формы связей в образовательном учреждении должны включать в себя совместность характеров, а также выстраивать разные отношения между взрослым и ребенком и между самими детьми. Важно помнить, что лучше культура взаимодействия формируются в малых по составу группа, в которых ребенок получает эмоциональную поддержку чаще и больше.

В исследованиях, рассматривающих сплоченность, условно выделено три основных вектора изучения.

Первое направление посвящено изучению сущности сплоченности. Так, Я.Л. Коломинский [4] говорит, что сплоченность - это взаимная привлекательность членов группы. Также отмечается и привлекательность самой группы для ее членов. В данном подходе явление сплоченности определяется как чисто эмоциональное. В содержании сплоченности находят отражение межличностные расположения и следующие из них возможные отклонения. Акцент здесь делается в основном на предпочтения эмоциональной направленности субъективного характера.

Л.И. Новикова[5] в своих работах предметом изучения сплоченности называет эмоционально-интеллектуальные взаимоотношения участников группы друг к другу: симпатия, тяготение, а так же и отрицательное отношение. Сплоченность развивается с течением времени и усиливается при организации правильных видов поддержки. Хотя у всех детей имеется определенная предрасположенность к общению, некоторым из них может потребоваться дополнительная поддержка со стороны взрослых.

Г.М. Андреева [6] рассматривает сплоченность глазами зарубежных психологов. С их точки зрения групповая сплоченность определяется посредствам анализа социальной перцепции участников объединения. Т. Ньюком выделяет похожесть участников группы как ключевой момент в сплочении группы. Термин «согласие», рассматривается как схожие ориентации в ценностном отношении между двумя или более индивидами.

В качестве одного из ключевых и эффективных условий существования группы выделяют сплоченность. Не стоит забывать, что феномен сплоченности, в свою очередь, имеет разные подвиды, каждый из которых взаимосвязан с определенным фактором объединения.

А.В. Сидоренков [7] считает целесообразным разделять сплоченность на предметно-деятельностную и социально-психологическую. Предметно-деятельностная сплоченность, сочетаясь с нормой групповой продуктивности, воздействует на профессионально-предметную эффективность группы, а также на постоянство её взаимной деятельности. Что касается социально-психологической сплоченности, она значительно влияет на социально-психологическую устойчивость и целостность

рассматриваемого коллектива. При высокой степени сплоченности имеет место большая результативность.

В зависимости от уровня сформированности сплоченности группы зависит предрасположенность группы усовершенствованию или же снижению результативности и уменьшению группы в целом [8].

Все вышесказанное объясняет существование большого количества исследований по формированию сплоченности в коллективе. Первая группа исследований направлена на выделение сущности сплоченности и на систематизацию подходов к её изучению. Вторая группа исследований изучает пути формирования и проявления сплоченности. Третья группа исследований сфокусирована на установлении взаимосвязей сплоченности с жизнедеятельностью коллектива.

В зарубежной литературе порой возникают модифицированные концептуальные модели феномена сплоченности, а также и измененное методическое сопровождение. Данные работы вызывают повышенный интерес к исследовательской активности по данному вопросу. Однако отечественные науки исчерпали интерес к изучению данного феномена.

В рамках современного мира на первый план выдвигается способность человека приспосабливаться к меняющейся действительности. На фоне этого особую ценность приобретает взаимоотношения типа человек -общество, человек - группа. По мнению ряда авторов, совершенствование личности возможно лишь в системе коллективного взаимодействия.

В словаре по психологии понятие «коллектив» рассматривается в нескольких направлениях. Коллектив - это объединение людей, имеющих общие задачи. Коллектив - это совместимость действий и взаимопомощь. Коллектив - это устойчивость контакта. Коллектив - это эффективная организация.

Личность, входящая в состав любого коллектива, выстраивает определенные с ним отношения. Характер таких отношений зависит от той социальной среды, в которой живет коллектив, и от рода и вида его деятельности [9].

Рассмотрим другое определение: «Коллектив - это группа людей объединенные на основании личного и/ или общего интереса и целей. Реализация и достижение этих интересов предполагают определенное строение, внутреннюю организацию, дисциплину, ответственность, органы управления и самоуправления» [10].

Коллективом называют объединение детей, которому присущи следующие черты:

Таблица 1 - Черты коллектива

Черта Характеристика

Цель Общая социально-значимая цель, она обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством.

Деятельность Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности: членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Зависимость Отношения ответственной зависимости: между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

Самоуправление Общий выборный руководящий орган. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Перенося вышеназванные черты на коллектив учащихся, получаем следующее: коллектив учащихся - это группа детей, которую объединяет единая социально-значимая целью, деятельность, организация деятельности, общие органы самоуправления. Подобный коллектив отличается сплоченностью, ответственностью, взаимозависимостью и равенством всех ее участников в правах и обязанностях [11].

Фактором, определяющим степень приверженности каждого из членов к команде, является именно сплоченность группы. Сплоченность выступает так же и одним из действий динамики коллектива. Выделяют следующие показатели сплоченности группы: «степень симпатии друг к другу и уровень полезности группы для участников».

Существует мнение в котором сплоченность коллек-

педагогические науки

Сундеева Людмила Александровна, Рахимова Зарина Фанисовна

ПОНЯТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ...

тива определяется как особая характеристика. Эта характеристика определяется способностью противодействовать внутренним и внешним воздействиям, которые негативно влияют на результативность общей деятельности [12].

Изучая феномен сплоченности мы говорим и о сотрудничестве. Сплоченность предполагает единство действий участников и выполнение поставленных задач, направленных на достижение общей цели. Всё это подразумевает сотрудничество. Единое поведение достигаются в рамках вольного отбора участниками вида деятельности из всех возможных к имеющейся ситуации.

Педагогу важно знать строение взаимоотношений в группе. Данные знания позволят правильно подобрать подход к членам группы, и влиять на сформированность и развитость сплоченности коллектива.

Роль ребенка в коллективе определяется не только лишь его индивидуальными чертами характера, но и отличительными признаками группы, в которой он оказался. Уровень сплоченности коллектива возможно повысить тогда, когда в нем существует актив. Актив является сердцем коллектива и опорой для педагога.

Учения одного из известных педагогов ХХ века А.С. Макаренко актуальны и по сей день. Труды А.С. Макаренко направлены на развитие самостоятельности актива группы. В работе с коллективом он стремился наделить актив особыми правами и повышенной ответственностью перед остальными членами группы, и сам всегда считался с мнением актива в своей работе

[13].

Весомым на пути сплочения коллектива считается приобретение позитивных традиций и обычаев. По мнению А.С. Макаренко традиции и обычаи способствуют выработке общих норм поведения, развитию коллективных переживаний, а так же украшение коллективной жизни.

Но не только А.С. Макаренко выделял традиции. Т.Е. Конникова, в свою очередь, доказала, что традиции выступают показателем общности жизни коллектива, при условии, что они созданы самими участниками.

Детский коллектив развивается со временем и обогащается, когда педагог оказывает правильную поддержку. Дети могут нуждаться в поддержке если они импульсивны или регулярно попадают в конфликты. Если ребенку не нравится ходить в школу, или кажется, что он чет-то озабочен, это может быть связано с возникновением проблем в создании и поддержании дружественных отношений.

Формирование коллектива довольно длительный и сложный процесс, который можно разбить на несколько этапов:

Первый этап: коллектив - это объединение, в котором порядок и дисциплина держатся на основе требований педагога.

Второй этап: коллектив - подразумевает организацию активной группы. Деятельность этой активной группы заключается в поддержании и выполнении требований педагога.

Третий этап: коллектив в котором требования к личности предъявляет весь коллектив.

А наивысшей ступенью сформированности А.С. Макаренко считал «умение каждого члена коллектива предъявлять требования к самому себе» [13].

Разделение процесса формирования коллектива на этапы позволяет педагогу оценить уровень развития коллектива и спланировать необходимые действия с опорой на имеющейся уровень сплоченности класса.

Наибольший вклад имеет общение. Сплочение класса происходит только лишь в процессе общения и взаимодействия участников друг с другом. Исключительно при тесном общении появляются, укрепляются и совершенствуются коллективные отношения.

Человеческое общение - это сложный тип межличностной деятельности. Общение не останавливается на

простом использовании языка. Через общение дети понимают друг друга и окружающий мир. Взаимодействуя друг с другом дети учатся социальным навыкам, самодисциплине и терпимости к другим. Взаимодействие -это средство усвоения мира, осознание себя его частью.

Взаимодействие - большая часть того, как дети проводят время в школе. Участие во взаимных делах помогает ребенку не только познакомиться со своими одноклассниками [14].

Многие исследования показываю, что младшие школьники, которые работают в группах, быстрее учатся находить общий язык с окружающими, разрешать мелкие конфликты, а также добиваться успеха в изучении школьной программы [15-18].

Талантливые педагоги организуют работу детей совместно с группой, учат взаимодействовать, обсуждать проблемы. Работая в коллективе, чувствуя поддержку сверстников младшие школьники становятся более независимыми и уверенными в себе.

Таким образом, сплоченная ученическая группа -это один из важнейших факторов воспитания личности ребенка. Положительное воздействие коллектива на отдельных участников зависит от меры их включенности в жизнь группы. Поэтому, одной из важных задач учителя начальных классов считается привлечение абсолютно всех ребят в увлекательную совместную работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аникеева П.Н. Психологический климат в коллективе / П.Н. Аникеева. - М.: Наука, 2003. - 224 с.

2. Донцов И.А. Проблемы групповой сплоченности / И.А. Донцов. - М.: МГУ, 2000. - 128 с.

3. Модрус Л.А Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: дис. канд. пед. наук: защищена 19.06.08: утв. 20.10.2008/Л.А. Модрус.- Ростов-на-Дону.: Изд-во Рост. пед. ин-та 2008. - 153 с.

4. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 2004. - 268с.

5. Новикова, И.Л Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова. - М.: Педагогика, 1978. - 107 с.

6. Андреева М.Г. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома.- М.: Аспект Пресс, 2001.- С.107-110.

7. Сидоренков В.В. Групповая сплоченность/ В.В. Сидоренков // Психологический журнал.- 2006.- № 1.-С. 44-49.

8. Ершова Е.А. Психолого-педагогические задачи Текст: практикум для подготовки учителей / Е. А. Ершова. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. - 100 с.

9. Ибрагимова В.О Внеурочная деятельность учащихся в системе воспитательной работы образовательных организаций // Начальная школа. - 2015. - № 11. С. 49.

10. Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. - 402 с.

11. Лазарев С.С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / С.С. Лазарев // Изв. Рос. акад. образования. - 2000. - № 2. - С. 15-24.

12. Мардахаев, В.Л. Словарь по социальной педагогике / В.Л. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

13. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе: учебное пособие/ А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1984. - 300с.

14. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь / Е.С. Рапацевич.- Минск.: Соврем. слово, 2006. -928 с.

15. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-185.

16. Гущина А.В. Проблема нравственности в культу-

Sundeeva Ludmila Alexandrovna, Rakhimova Zarina Fanisovna

THE CONCEPT OF THE "TEAM COHESION" IN THE DOMESTIC .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pedagogical sciences

рологии: педагогический аспект // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 297-300.

17. Сундеева Л.А., Шейкина Е.А. К вопросу о детской тревожности и страхе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 410-412.

18. Лизунова Е.В. Особенности поведенческих реакций младших школьников в опасных ситуациях социального характера // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 59-61.

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.