Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ИНКЛЮЗИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Илькевич Константин Борисович, Шарагин Виктор Иванович, Шакиров Марат Ринатович

На современном этапе развития высшего образования, когда большую популярность набирает психологическое сопровождение образовательной деятельности студентов, а все дисциплины, преподаваемые в вузах направлены на формирование определенных компетенций, в том числе и дисциплины физкультурно-спортивного и физкультурно-оздоровительного цикла, большое значение приобретает изучение влияния данных дисциплин, особенно практической ориентации, на рефлексивность студенческого контингента, в части формирования у студенческой молодежи профессиональной физической культуры личности, необходимой для самостоятельного поддержания ими достаточного уровня трудоспособности и работоспособности в течение всей своей профессиональной деятельности. Цель исследования - изучение и выявление взаимосвязи уровня двигательной активности и уровня рефлексивности студентов различной профессиональной подготовки. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на спортивных базах МГППУ и ГГУ, в котором приняли участие 87 студентов различных направлений подготовки. В исследовании применялись методы психологического тестирования, элементы социального опроса, методы статистической обработки данных. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе экспериментального исследования получены достоверные данные, что студенты в большинстве своем имеют средний уровень двигательной активности и средний уровень рефлексивности. Отмечается повышательная динамика у студентов как уровня двигательной активности, так и уровня рефлексивности. Большинство студентов с высоким уровнем рефлексивности являются бывшими или действующими спортсменами. Выводы. В студенческом контингенте выявлена прямо пропорциональная зависимость уровня рефлексивности от уровня двигательной активности студентов и наличие большого влияния образовательной среды вуза, которая достоверно нуждается в изучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Илькевич Константин Борисович, Шарагин Виктор Иванович, Шакиров Марат Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF THE REFLEXIVITY LEVEL AND THE LEVEL OF MOTOR ACTIVITY AT STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL TRAINING

At the present stage of development of higher education, when the psychological support of the educational activities of students is gaining popularity, and all the disciplines taught in universities are aimed at the formation of certain competencies, including the disciplines of the physical culture and sports and health and fitness cycle, it is of great importance to study the influence of the given disciplines, especially of practical orientation, on the reflexivity of the student body, in terms of the formation of professional physical culture of the individual among students, which is necessary for them to independently maintain the sufficient level of working capacity and working capacity throughout their professional activities. The purpose of the study was to study and to identify the relationship between the level of motor activity and the level of reflexivity of students of various professional backgrounds. Methods and organization of the study. The study was conducted at the sports bases of MSUPE and GSU, in which 87 students of various areas of training took part. The study used methods of psychological testing, elements of a social survey, methods of statistical data processing. Results of the study and their discussion. During the experimental study, reliable data were obtained that most students have an average level of motor activity and an average level of reflexivity. There is an increasing dynamic among students of both the level of physical activity and the level of reflexivity. Most students with a high level of reflexivity are former or current athletes. Conclusions. In the student contingent, the directly proportional dependence of the level of reflexivity on the level of motor activity of students and the presence of the large influence of the educational environment of the university, which significantly needs to be studied, were revealed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

2. Epifanov, A.V., Achkasov, E.E. and Epifanova, V.A. (2015), Medical rehabilitation, GEOTAR-Media, Moscow.

3. Markov, L.N. (2007), "Physical rehabilitation of athletes after surgical treatment of the meniscus", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 26-35.

4. Khechumyan, A.F. (2017), "Modern aspects of medical rehabilitation", Modern issues of bio-medicine, Vol. 1, No. 1 (1), pp. 10.

5. Shvirenko, I.R. (2017), "Problematic issues of medical rehabilitation in modern conditions", University clinic, No. 3-1 (24), pp. 181-187.

Контактная информация: spirik70@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 20.10.2022

УДК 796.011.1:159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ И УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

На современном этапе развития высшего образования, когда большую популярность набирает психологическое сопровождение образовательной деятельности студентов, а все дисциплины, преподаваемые в вузах направлены на формирование определенных компетенций, в том числе и дисциплины физкультурно-спортивного и физкультурно-оздоровительного цикла, большое значение приобретает изучение влияния данных дисциплин, особенно практической ориентации, на рефлексивность студенческого контингента, в части формирования у студенческой молодежи профессиональной физической культуры личности, необходимой для самостоятельного поддержания ими достаточного уровня трудоспособности и работоспособности в течение всей своей профессиональной деятельности. Цель исследования - изучение и выявление взаимосвязи уровня двигательной активности и уровня рефлексивности студентов различной профессиональной подготовки. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на спортивных базах МГППУ и ГГУ, в котором приняли участие 87 студентов различных направлений подготовки. В исследовании применялись методы психологического тестирования, элементы социального опроса, методы статистической обработки данных. Результаты исследования и их обсуждение. В ходе экспериментального исследования получены достоверные данные, что студенты в большинстве своем имеют средний уровень двигательной активности и средний уровень рефлексивности. Отмечается повышательная динамика у студентов как уровня двигательной активности, так и уровня рефлексивности. Большинство студентов с высоким уровнем рефлексивности являются бывшими или действующими спортсменами. Выводы. В студенческом контингенте выявлена прямо пропорциональная зависимость уровня рефлексивности от уровня двигательной активности студентов и наличие большого влияния образовательной среды вуза, которая достоверно нуждается в изучении.

Ключевые слова: студенты, рефлексия, профессиональная направленность, рефлексивность, уровень двигательной активности, инклюзия, образовательная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p35-39

INTERRELATION OF THE REFLEXIVITY LEVEL AND THE LEVEL OF MOTOR ACTIVITY AT STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL TRAINING

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, docent, Marat Rinatovich Shakirov, the teacher,

Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Abstract

At the present stage of development of higher education, when the psychological support of the educational activities of students is gaining popularity, and all the disciplines taught in universities are aimed at the formation of certain competencies, including the disciplines of the physical culture and sports and health and fitness cycle, it is of great importance to study the influence of the given disciplines, especially of practical orientation, on the reflexivity of the student body, in terms of the formation of professional physical culture of the individual among students, which is necessary for them to independently maintain the sufficient level of working capacity and working capacity throughout their professional activities. The purpose of the study was to study and to identify the relationship between the level of motor activity and the level of reflexivity of students of various professional backgrounds. Methods and organization of the study. The study was conducted at the sports bases of MSUPE and GSU, in which 87 students of various areas of training took part. The study used methods of psychological testing, elements of a social survey, methods of statistical data processing. Results of the study and their discussion. During the experimental study, reliable data were obtained that most students have an average level of motor activity and an average level of reflexivity. There is an increasing dynamic among students of both the level of physical activity and the level of reflexivity. Most students with a high level of reflexivity are former or current athletes. Conclusions. In the student contingent, the directly proportional dependence of the level of reflexivity on the level of motor activity of students and the presence of the large influence of the educational environment of the university, which significantly needs to be studied, were revealed.

Keywords: students, reflection, professional orientation, reflexivity, level of physical activity, inclusion, educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития высшей школы предусматривает компетентностный подход в образовательной деятельности, который заключается в обязательном синергети-ческом взаимодействии студентов и преподавателей для достижения высоких уровней освоения компетенций, закрепленных за конкретными дисциплинами [8]. В системном понимании, такое взаимодействие, для формирования в итоге у студентов такого элемента структуры личности, как профессиональная физическая культура, обеспечивающая самостоятельную возможность поддержания собственной работоспособности на всем профессиональном пути [10], предусматривает обязательное наличие соответствующей обратной связи [3] - некой рефлексии [1]. Множество исследований было посвящено изучению воздействий структурированной двигательной активности - физкультурно-спортивной деятельности студентов в рамках освоения ими предусмотренных программ и компетенций, как социализации [4, 8], отношения к ней [9], так и рефлексии на семестровые занятия [1, 2]. Однако все исследования могли лишь констатировать наличествующие факты обратной связи студентов на проведенные педагогические воздействия в статике, совершенно не обращая внимания на личностные особенности самих студентов, их склонность к самоанализу - рефлексивность по отношению к предлагаемой профессорско-преподавательским составом физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и инклюзивного характера [2].

Исходя из данного факта основной целью экспериментального исследования являлось выявление взаимосвязи уровня рефлексивности студенческого контингента различной профессиональной направленности с уровнем двигательной активности этих студентов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в 2021-2022 годах на спортивных базах двух университетов - ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет и ФГБОУ ВО Гжельский государственный университет. В исследовании приняли участие 87 студентов различной профессиональной направленности и гендерной принадлежно-

сти. Тендерное распределение студентов было в отношении 1/3 (75% - 65 студенток, 25% - 22 студента). Профессиональная направленность студентов была распределена по 6-ти направлениям подготовки:

• ГМУ - государственное и муниципальное управление - 13 студентов;

• ПОФК - педагогическое образование (физическая культура) - 11 студентов;

• ДПИ - декоративно-прикладное искусство и народные промыслы - 17 студентов;

• ПО - психология образования - 17 студентов;

• ОРМ - организация работы с молодежью - 13 студентов;

• СР - социальная работа - 16 студентов.

Студенты всех направлений подготовки занимались практической физической культурой в соответствии со своей академической нагрузкой на втором курсе. Анкетирование студентов проводилось ведущими преподавателями в конце семестра непосредственно на заключительном занятии в привычной обстановке, чтобы исключить возможное стрессовое влияние повышенного эмоционального состояния в начале или середине семестра. Анкетирование проводилось по методике Карпова А.В. [5, 6], в которую были добавлены вопросы о наличии у студентов фитнес-трекера и о среднесуточном количестве шагов. Математическая обработка результатов исследования проводилась в программных пакетах компании Microsoft Excel (X, Ме, ст) и компании IBM SPSS Statistics 28 (Альфа Кронбаха (а), ANOVA (F)).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели взаимосвязи уровня рефлексивности и уровня двигательной активности студентов различной профессиональной подготовки представлены в таблице.

Таблица - Статистические данные взаимосвязи рефлексивности и уровня двигательной активности студентов._

Показатели Уровень двигательной активности студентов (N„.=87) Уровень рефлексивности студентов

Низкий (N„=21) Средний (N„=63) Высокий (N„=3)

Х (шаги, баллы) 8816,9 104,4 126,2 152

Me (шаги, баллы) 8000 105 125 152

m 261,6 1,16 0,98 0,58

Фитнес-трекер (хшагов±ст) 8761,9±472,6 8825,4±326,4 9000±577,4

Альфа Кронбаха (а) 0,686

ANOVA (F) 14,4 при р<0,001

Согласно статистическим данным таблицы 1, общегрупповая двигательная активность студентов [3, 4, 7, 10] всех представленных профессиональных направлений находится на достаточно низком уровне для своих возрастных групп (Х=8816,9 шагов, при Ме=8000 и т=261,6). Тем не менее, в зависимости от уровня рефлексивности она варьируется от Xшагов±ст=8761,9±472,6 - при низком значении; Xшагов±ст=8825,4±326,4 - при среднем значении; Хшагов±ст=9000±577,4 - при высоком значении. Таким образом, можно констатировать наличие прямой зависимости уровня двигательной активности (в рамках глобальных низких значений) от уровня развития рефлексивности и наоборот, которая является прямо пропорциональной.

Анализ статистических данных уровня рефлексивности студентов показал наличие у 21 студента низких уровней (Х=104,4 при Ме=105 и т=1,16); у 3 студентов - высоких уровней (х=152 при Ме=152 и т=0,58); и у подавляющего большинства студентов -средних уровней (Х=126,2 при Ме=125 и т=0,98). Эти данные подтверждаются и процентным отношением в группах профессиональной подготовки (рисунок).

Достоверность статистических различий между группами студентов с разными уровнями рефлексивности достоверно подтверждается значениями дисперсионного ана-

лиза (ANOVA (F)=14,4 при p<0,001) и относительно подтверждается значениями Альфа Кронбаха (а)=0,686.

■ низкий ■средний ■ высокий

Рисунок - Процентное распределение студентов по уровням рефлексивности в зависимости от профессиональной направленности подготовки

Согласно рисунку, большинство студентов, независимо от профессиональной ориентации, имеют средний уровень рефлексивности (ГМУ - 69%; ПОФК - 64%; ДПИ -53%; ПО - 82%; ОРМ - 77%; СР - 88%). В каждой профессиональной группе присутствуют студенты с низким уровнем рефлексивности, причем наибольшие показатели данного уровня были обнаружены в исследовании у представителей группы ДПИ (Декоративно-прикладное искусство и народное творчество) - 41%. Далее, по нисходящей траектории, статистические данные наличия низкого уровня рефлексивности распределились следующим образом: 31% - группа ГМУ (Государственное и муниципальное управление); 23% - группа ОРМ (Организация работы с молодежью); по 18% - группы ПО (психология образования) и ПОФК (Педагогика образования (физическая культура)); 13%

- группа СР (Социальная работа). Большинство групп различной профессиональной подготовки (ГМУ, ПО, ОРМ и СР), как представители студенческого контингента, обучающегося в ФГБОУ ВО Московском государственном психолого-педагогическом университете, выявили полное отсутствие высокого уровня рефлексивности (0%), что, по всей видимости, является спецификой образовательной среды данного ВУЗа. Высокий уровень рефлексивности показал только контингент студентов ФГБОУ ВО Гжельский государственный университет - группа ПОФК (18%) и группа ДПИ (6%).

ВЫВОДЫ

Исходя из данных, полученных в экспериментальном исследовании, можно достоверно констатировать, что:

1. В студенческом контингенте различной профессиональной подготовки взаимосвязь уровня рефлексивности и уровня двигательной активности прямо пропорциональна

- чем больше студент занимается физической культурой и спортом, тем больше его уровень рефлексивности и наоборот.

2. В зависимости от принадлежности студентов к тому или иному ВУЗу уровень рефлексивности студенческого контингента имеет достаточно выраженную вариабельность, в соответствии с образовательной средой данного ВУЗа.

3. Вариабельность уровня рефлексивности студенческого контингента в зависимости от образовательной среды ВУЗа подлежит дальнейшему изучению, так как имеет немаловажное значение в становлении профессиональных кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов А.С. Методика определения уровня рефлексии на занятиях физической культурой и спортом / А.С. Болдов, В.Ю. Карпов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 9 (199). - С. 23-26. -

2. Болдов А.С. Рефлексия в инклюзивной практике физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов / А.С. Болдов // Адаптивная физическая культура. - 2022. - Т. 90, № 2. - С. 1012.

3. Гущина Л.Ю. Организация двигательной активности - условие здорового образа жизни студентов / Л.Ю. Гущина, М.Ю. Славнова // Омский научный вестник. - 2012. - № 2 (106). - С. 187-189.

4. Исследование уровня развития социальной составляющей здоровья студентов-психологов / А.С. Болдов, А.В. Гусев, М.Р. Шакиров, А.В. Малышев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 39-45.

5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.

6. Карпов А. В. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации / А. В. Карпов, Ю. М. Перевозкина // Системная психология и социология. - 2019. - № 3 (31). - С. 5-17.

7. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

8. Карпов, В.Ю. Физическая культура и спорт как факторы социализации студенческой молодежи / В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. - 2004. - No.12. - С. 215-218.

9. Отношение студентов творческих специальностей и направлений подготовки к физической культуре и спорту / А.С. Болдов, К.Б. Илькевич, А.В. Гусев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 10 (200). - С. 445-449

10. Сформированность поведенческой саморегуляции студентов в зависимости от уровня двигательной активности / А.С. Болдов, Э.А. Аленуров, Н.Н. Маринина, И.В. Назарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 484-488.

REFERENCES

1. Boldov, A.S. and Karpov, V.Yu. (2021), "Methodology for determining the level of reflexia at physical education and sport exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199), pp. 23-27.

2. Boldov, A.S. (2022), "Reflection in the inclusive practice of physical culture and sports activities of university students", Adaptive Physical Culture, Vol. 90, No. 2, pp. 10-12.

3. Guschina, L.Yu. and Slavnova, M.Yu. (2012), "Organization of motion activity - condition for healthy lifestyle of students", Omsk science bulletin, Vol. 106, No. 2, pp. 187-189.

4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Shakirov, M.R. and Malyshev, A.V. (2020) "Research of social component of health development level among the psychology students", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 39-45.

5. Karpov, A.V. (2003), "Reflexivity as a mental property and a method of its diagnostics", Psychology journal, Vol. 24, No. 5, pp. 45-57.

6. Karpov, A.V. and Perevozkina, Yu.M. (2019), "Structural and temporal consistency of role socialization", Systems psychology and sociology, Vol. 31, No. 3, pp. 5-17.

7. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", Proceedings of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

8. Karpov, V.Yu., Shchedrin, Yu.N. and Shchegolev, V.A. (2004), "Physical culture and sport as a students' youth socialization factors", Science and technical herald of Saint-Petersburg state university of information technologies, mechanics and optics, No. 12, pp.215-218.

9. Boldov, A.S., Ilkevich, K.B., Gusev, A.V., Shakirov, M.R. and Ivanov, D.A. (2021), "Attitudes of students o creative specialties and directions of preparation to physical education and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 200, No. 10, pp. 445-449.

10. Boldov, A.S., Alenurov, E.A., Marinina, N.N. and Nazarova, I.V. (2022), "Formation of students' behavioral self-regulation depending on the motor activity level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 204, No. 2, pp. 484-488.

Контактная информация: boldovas@gmail.com

Статья поступила в редакцию 26.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.