Психологические науки
УДК 796.011:159.9
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Дмитрий Анатольевич Иванов, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва
Аннотация
Перманентный мониторинг потребностно-мотивационной сферы в области физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи различных специальностей и направлений подготовки имеет немаловажное значение в формировании у них когнитивно-аксиологических компонентов профессиональной физической культуры личности. Цель исследования - изучить отношение студентов творческих специальностей и направлений подготовки к физкультурно-спортивной деятельности в части бессознательного компонента личности будущих специалистов. Методика и организация исследования: исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО ГГУ на кафедре ФК и БЖД, в котором участвовал 61 студент. В исследовании применялась методика «Семантического дифференциала» и семантической статистической обработки студенческих эссе совместно с дескриптивными методами математической статистики. Результаты исследования и их обсуждение: В результате исследования выяснилось наличие у студентов творческих специальностей и направлений подготовки низкого уровня теоретической грамотности в области физкультурно-спортивной деятельности, негативного предыдущего двигательного опыта и явно выраженного перераспределения потребностно-мотивационной сферы их личности в область профессиональных интересов, что сформировало у них нигилистическое отношение к дальнейшему применению её в социальной и профессиональной деятельности. Выводы: Для улучшения выявленного низкого уровня теоретической подготовки необходимо усиление работы профессорско-преподавательского состава кафедры ФК и БЖД ГГУ в данном направлении. Кроме этого, необходимо учитывать нигилистическое отношение студентов в проведении практических занятий для формирования у студентов положительного отношения к физической культуре и спорту, как основу их дальнейшей работоспособности в течении всей жизни.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, отношение, фоносемантика, контент-анализ, мотивация
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p445-449
ATTITUDE OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES AND DIRECTIONS OF PREPARATION TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Vi-
talievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Dmitry Anatolyevich Ivanov, the teacher, Moscow State Psychological
and Pedagogical University, Moscow
Abstract
Permanent monitoring of the need-motivational sphere in the field of physical culture and sports activity of student youth of various specialties and areas of training is of no small importance in the formation of cognitive-axiological components of the professional physical culture of the individual. The aim of the research is to study the attitude of students of creative specialties and directions of preparation for physical culture and sports activity in terms of the unconscious component of the personality of future specialists. Methodology and organization of the research: the research was carried out based on GSU at
the Department of Physical Culture and Life Safety, in which 61 students participated. The study used the method of "Semantic differential" and semantic statistical processing of student essays in conjunction with the descriptive methods of mathematical statistics. Results of the research and discussion: as a result of the study, it was revealed that students of creative specialties and areas of training have a low level of theoretical literacy in the field of physical culture and sports activity, negative previous motor experience and pronounced redistribution of the need-motivational sphere of their personality into the area of professional interests, which formed among them the nihilistic attitude towards its further application in social and professional activities. Conclusions: to improve the identified low level of theoretical training, it is necessary to strengthen the work of the teaching staff of the Department of Physical Culture and Life Safety of GSU in this direction. In addition, it is necessary to consider the nihilistic attitude of students in conducting practical classes for the formation of students' positive attitude to physical culture and sports, as the basis for their further performance throughout their life.
Keywords: students, physical education, attitude, phonosemantics, content analysis, motivation.
ВВЕДЕНИЕ
Проблематика изучения и применения практической физкультурно-спортивной деятельности в периоде профессионального становления будущих специалистов различных сфер общественной экономической жизни всегда имела огромное значение. Кафедрами ВУЗов ведется постоянный мониторинг не только физической подготовленности и физического развития студенческой молодежи, как измеряемых параметрических критериев здорового образа жизни [6] и достаточности уровня индивидуально-творческого компонента профессиональной физической культуры личности через целевые показатели [2], но и когнитивно-аксиологические компоненты [2, 3]. Для понимания достаточной сформированное™ когнитивно-аксиологических компонентов множество ученых применяют различные методы психологической и социологической науки, однако, данные методы -социальные опросы и психологические тестирования [1], к сожалению, содержат в основном структурированные ответы, сужающие собственную валидность [4]. В связи с этим, мы обратились к психологической методике Ч.Осгуда «Семантический дифференциал» [5, 7, 9] в интерпретации проекта «Ваал» [8], который предоставляет возможность обращения к бессознательному аспекту отношения к физкультурно-спортивной деятельности студентов. Основная цель исследования - изучение отношения студентов творческих специальностей и направлений подготовки к физкультурно-спортивной деятельности в части бессознательного компонента личности будущих специалистов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило на базе ФГБОУ ВО Гжельский государственный университет, в котором участвовали 61 студент (6 юношей и 55 девушек) различных направлений подготовки. Студенты, в рамках теоретической подготовки по дисциплине «Физическая культура и спорт», писали эссе на тему «Мое личное отношение к физической культуре и спорту». Данные эссе были статистически обработаны ресурсными возможностями сайта www.miratext.ru для получения технических показателей семантического анализа и возможностями программной системы Vaal-mini для получения показателей фоносемантической структуры эссеистики студентов. Для методов математической статистики (X, Мо, Ме, m, 5, Ex, As) применялся программный комплекс компании Microsoft
Office 365.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Таблица 1 - Технические показатели эссеистики студентов_
Показатели (N=61 студент) Х Mo Me m 5 Ex As
N слов 129,1 153 134 0,8 48,6 0,9 0,6
«Тошнота» (N<4) 2,8 2,6 2,6 0,01 0,4 5,1 2,1
«Водянистость» (N<30%) 9,9 0 9 0,1 6,8 -0,7 0,4
«Естественность» (N>60%) 62,2 56 61 0,2 9,3 -0,5 0,5
Согласно таблице 1, по показателю количества слов «М слов» большинство студентов в эссе использовали достаточное количество (Х=129,1 при т=0,8 и 5=48,6), при чем стремится к увеличению (Мо=153 и Ме=134), что отражается в практически нулевых показателях асимметрии и эксцесса (Ех=0,9 и Ай=0,6). Такой технический показатель, как «тошнота» теста выявил значения ниже нормированного порога (Х=2,8 при т=0,01 и 5=0,4) и тенденциозность к явному уменьшению (Мо=2,6 и Ме=2,6) при ярко выраженной левосторонней асимметрии и островершинности эксцесса (Ай=5,1 и Ех=2,1). Технический показатель «Водянистость» текста также не выявил наполняемости текстов студенческих эссе повторяющимися словами (Х=9,9 при т=0,1 и 5=6,8), даже процентный показатель уменьшался (Мо=0 и Ме=9) при практических нулевых показателях распределения (Ай=0,4 и Ех=-0,7). Показатель частотности слов по закону Ципфа - «естественность» текста - выявил пограничные значения как по среднеарифметическому (Х=62,2 при т=0,2 и 5=9,3), так и по медиане распределения (Ме=61), особенно видно падение по модальному значению (Мо=56), при около нулевых значениях эксцесса и асимметрии (Ех=-0,5 и Ай=0,5).
Данная статистическая картина говорит нам о том, что в достаточной мере у студентов присутствует предыдущий двигательный опыт в физкультурно-спортивной деятельности, но у них недостаточно развит терминологический её аппарат, возможно, в результате малого количества часов теоретической подготовки в прошлом.
Таблица 2 - Комплексные фоносемантические показатели эссеистики студентов
Показатели X Мо Ме т 5 Ех АЙ
ОБ «Сила» -0,89 -3,87 -0,67 0,11 6,51 -0,23 0,01
«Активность» -4,65 -5,58 -4,5 0,08 4,94 -0,3 -0,06
«Оценка» -0,52 -0,46 -0,54 0,09 5,64 -0,16 0,16
КН «Эмоциональность» -0,54 -1,08 -0,67 0,09 5,78 -0,04 -0,09
«Комфортность» -0,29 -1,25 -0,35 0,09 5,78 -0,42 -0,02
Согласно таблице 2, где указаны комплексные фоносемантические показатели студенческой эссеистики, наблюдается картина тотального превалирования отрицательных значений как «Осгудовского базиса» (ОБ), так и «Корригирующей надстройки» (КН) [4], при чем по фактору «Активность» отрицательность значений наиболее ярко выражена, что по среднестатистическому (Х=-4,65 при т=0,08 и 5=4,94), что по модальности и ме-дианности распределения (Мо=-5,58 и Ме=-4,5 при Ех=-0,3 и Ай=-0,06). Рассмотрим их подробнее. Показатель «Сила» (ОБ) выявил следующие значения среднеднего (Х=-0,89 при т=0,11 и 5=6,51) и медианного (Ме=-0,67), при чем модальность распределения ещё ниже (Мо=-3,87) при явных около нулевых значениях эксцесса и асимметрии (Ех=-0,23 и Ай=0,01), что говорит о малой силе влияния физкультурно-спортивной деятельности на личность будущих специалистов, видимо в связи с перераспределением в потребностно-мотивационной сфере их личности в отношении профессиональной ориентации. Данное перераспределение выявил и показатель «Оценка» (ОБ), где среднестатистические значения так же отрицательны (Х=-0,52 при т=0,09 и 5=5,64) и подтверждены модальными и медианными характрестиками распределения (Мо=-0,46 и Ме=-0,54) при около нулевых значениях эксцесса и асимметрии (Ех=-0,16 и Ай=0,16). Данный факт говорит о малом значении физкультурно-спортивной деятельности в структуре личности будущих специалистов творческих направлений подготовки, которое ими достоверно осознаваемо даже на уровне бессознательного. К сожалению, такие показатели «семантического дифференциала» в «Корригирующей надстройке» (КН), как «Эмоциональность» и «Комфортность» аналогично выявили отрицательные значения как по среднестатистическому (Х=-0,54 при т=0,09 и 5=5,78; Х=-0,29 при т=0,09 и 5=5,78 соответственно), так и по модальному и медианному распределению (Мо=-1,08 и Ме=-0,67; Мо=-1,25 и Ме=-0,35 соответственно), при практически нулевых значениях эксцесса и асимметрии (Ех=-0,04 и Ай=-0,09; Ех=-0,42 и Ай=-0,02 соответственно). Данные значения показателей «Эмоциональность»
и «Комфортность» говорят о сниженной привлекательности физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки, наличия дискомфортности в процессе этой деятельности, вследствие предыдущего двигательного опыта, что естественным образом постулируется ими в нигилизм по отношению к двигательной активности в будущей жизнедеятельности, в частности причин непосещения практических занятий [1].
ВЫВОДЫ
Основываясь на полученных данных проведенного научного исследования, можно сделать следующие выводы:
Студенты творческих специальностей и направлений подготовки выявили наличие низкого уровня терминологической грамотности в области физкультурно-спортивной деятельности, что естественным образом обязывает профессорско-преподавательский состав кафедры ФК и БЖД Гжельского государственного университета повышать уровень теоретической подготовки обучающихся студентов.
У студентов творческих специальностей и направлений подготовки выявлен значительный уровень нигилизма в области физкультурно-спортивной деятельности, подтвержденный негативным предыдущим двигательным опытом и перераспределенность по-требностно-мотивационной сферы личности в сторону профессиональных интересов, что обязывает профессорско-преподавательский состав кафедры учитывать такое распределение в своей практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проблемы мотивации в физкультурно-спортивной деятельности у студентов творческих специальностей и направлений подготовки / А.С. Болдов, К.Б. Илькевич, В.Ю. Карпов, А.В. Гусев // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - № 4. - C. 86-92.
2. Болдов А.С. Возможности применения системы key performance indicators в педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта вузов / А.С. Болдов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 40-47.
3. Борейко Н.Ю. Модель профессиональной физической культуры будущего инженера / Н.Ю. Борейко // Физическое воспитание студентов. - 2009. - № 4. - C. 22-30.
4. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 350-356.
5. Исследование отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности вуза управленческой направленности / А.С. Болдов, С.А. Фирсин, Л.Ю. Климова, М.Р. Шакиров, Д.А. Иванов // Культура физическая и здоровье. - 2019. - № 1 (69). - С. 36-41.
6. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.
7. Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. - Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983. -175 с.
8. Шалак В.И. Проект «ВААЛ» // VAAL : [сайт] / В.И. Шалак. - URL: http://www.vaal.ru/index.php (дата обращения: 19.10.2021).
9. Boldov, A.S. Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports / A.S. Boldov, A.V. Gusev, V.Yu. Karpov // International Scientific Conference on Economic and Social Development. Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th- "XVII International Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017, Moscow. - Москва, 2017. - С. 364-370.
REFERENCES
1. Boldov, A.S., Ilkevich, K.B., Karpov, V.Yu. and Gusev, A.V. (2020) "Problems of motivation for physical and sports activities experienced by creative arts students", Science and sport: current trends,
№ 4, pp. 86-92.
2. Boldov, A.S. (2021) "Possibilities of the key performance indicators system in the pedagogical activity of the universities' departments of physical culture and sport", Science and sport: current trends, Vol. 9, No. 2, pp. 40-47.
3. Boreiko, N.Yu. (2009) "Model of professional physical culture of a future engineer", Physical education of students, No. 4, pp. 22-30.
4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2018) "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students' relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350356.
5. Boldov, A.S., Firsin, S.A., Klimova, L.Yu., Shakirov, M.R. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of the attitude of students to physical education and sports activities of the university managerial orientation", Physical culture and health, Vol. 69, No. 1, pp. 36-41.
6. Karpov, V.Yu., Okolelova, V.A. and Abramishvili, G.A. (2009), "Healthy lifestyle as global problem of the present", News of Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.
7. Petrenko V.F. (1983), Introduction to experimental psychosemantic: a study offorms of representation in ordinary consciousness, Publishing house of Moscow State University, Moscow.
8. Project "VAAL", available at: http://www.vaal.ru/index.php (accessed 19.10.2021).
9. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017), "Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports", Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVII International Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017, Moscow, pp. 364-370.
Контактная информация: boldovas@gmail.com
Статья поступила в редакцию 19.10.2021
УДК 159.923
ПРОГРАММЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И СПОРТСМЕНОВ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается с позиции «вакуумной» концепции предопределённости программный уровень жизнедеятельности человека, который управляет его всеми аспектами жизни. Раскрываются виды, цели и особенности программ и их влияния на происходящее и самого человека. Поскольку подсознательное на 96% определяет поведение человека, следовательно, человек живет во многом по программам, но по закону свободы выбора и воли может многое изменять в собственной жизни. Раскрыта иерархичность и соподчиненность программ. Объясняется, что знание программ личности помогает «читать человека», понять особенности её поведения, выбирать направления самореализации и самосовершенствования, в том числе и в спортивной деятельности. Поэтому желательно знать свои программы и следовать им, только тогда появляется качественная самореализация и возникает внутреннее благополучие. Высказывается мнение о необходимости сосредоточить усилия ученых на исследовании программного обеспечения человека.
Ключевые слова: «вакуумная» концепция, предопределённость, законы, запрограммированность, программа, цели, виды, свойства и особенности человеческих программ, направляющая, стимулирующая, контролирующая и регулирующая функции программ, иерархичность и соподчи-ненность программ, личность, индивидуальность, ситуации, условия, качества, сознание, уровень развития, самореализация, спортивное совершенствование, внутреннее благополучие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p449-456
PROGRAMS IN THE LIFE OF A PERSON AND ATHLETES
Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogic sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk