Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / АНТРОПОМЕТРИЯ / ОЦЕНКА / ИНДЕКСЫ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Козьяков Роман Валерьевич, Комаров Михаил Никонорович

Мониторинг физического состояния студенческой молодежи имеет важное значение в выявлении недостатков и своевременной коррекции дидактического материала дисциплин физкультурно-спортивной направленности. Цель исследования заключалась в выявлении уровня физического развития студентов. Методика и организация исследования: Мониторинг физического состояния проводился на спортивной базе ГБОУ ВО МО Академия социального управления, в нем приняли участие студенты 4 курса факультета образовательных программ в количестве 78 человек (65 девушек и 13 юношей). Нами проводилась оценка антропометрических индексов: Кетле, Брока-Беккерта, ИКМТ, тучности, Пинье, талия/бедро. Полученные данные были ранжированы согласно стандартизированным методикам. Результаты исследования и их обсуждение: Проведенное исследование выявило тенденцию к излишней массе тела у юношей при преобладающем гиперстеническом телосложении, тогда как в женской гендерной группе достоверно выявлен недостаток массы тела при нормостеническом телосложении. Наличие этой тенденциозности подтверждается практически по всем антропометрическим индексам, особенно в мужском гендерном контингенте. Выводы: Выявлена необходимость коррекции педагогических воздействий в физкультурно-спортивной деятельности на кафедре физической культуры Академии социального управления. Рекомендовано включение в учебные занятия двигательной активности аэробной направленности у юношей для корректировки избыточного веса и дополнительных упражнений для девушек по увеличению мышечной массы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Козьяков Роман Валерьевич, Комаров Михаил Никонорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATIONS HIGHER EDUCATION INSTITUTION STUDENTS

Monitoring of the physical condition of the student youth is important in identifying the deficiencies and timely correction of the didactic material disciplines of physical and sports orientation. The aim of the study was to identify the level of physical development of students. Methodology and organization of the study: the physical condition monitoring was carried out at the sports base of the Academy of Public Development, which was attended by 4 course students of the Faculty of Educational Programs in the number of 78 people (65 girls and 13 young men). We evaluated the anthropometric indices: Ketle, Broka-Beckert, IBMC, obesity, Pinier, waist/thigh. The data obtained were ranked according to the standardized methods. Study results and their discussion: the study revealed the tendency to overweight among the young men under the predominantly hyperstenic physique, while among the female gender group, the reliable lack of body weight under the normative physique was reliably identified. This bias is confirmed by almost all anthropometric indices, especially in the male gender group. Conclusions: the need to correct pedagogical influences in physical and sports activities at the Department of Physical Culture of the Academy of Public Administration has been revealed. It is recommended that boys should be included in the training sessions of the aerobic activity to adjust their overweight and additional exercises for the girls to increase muscle mass.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Антипенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 138-141.

4. Лях, В.И. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях, С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2019. - № 1 (22). - С. 12-19.

5. Столяров, В. И. Современная теория физического воспитания / В. И. Столяров // Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - № 1 (10). - С. 13-25.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N. (2014), "Correlation of system of sports and health-improving work with development of the human capital of the rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.

2. Blinkov, S.N. (2015), "Analysis of physical fitness monitoring of students during academic year", Physical culture: upbringing, education, training, No. 6, pp. 60-62.

3. Kireeva, A.V. and Antipenkova, I.V. (2019), "The State of physical culture and health work in the organization as a factor determining the interest of employees in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 138-141.

4. Liakh V.I., Levushkin S.P and Sonkin V.D. (2019), "Global trends in the development of physical education system at secondary school", Science and sport: current trends, Vol. 22, No. 1, pp. 1219.

5. Stolyarov, V.I. (2016), "Modern theory of physical education", Science and sport: current trends, Vol. 10, No. 1, pp. 13-25.

Контактная информация: blinkovsn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2020

УДК 796.011.3

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет; Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация

Мониторинг физического состояния студенческой молодежи имеет важное значение в выявлении недостатков и своевременной коррекции дидактического материала дисциплин физкультур-но-спортивной направленности. Цель исследования заключалась в выявлении уровня физического развития студентов. Методика и организация исследования: Мониторинг физического состояния проводился на спортивной базе ГБОУ ВО МО Академия социального управления, в нем приняли участие студенты 4 курса факультета образовательных программ в количестве 78 человек (65 девушек и 13 юношей). Нами проводилась оценка антропометрических индексов: Кетле, Брока-Беккерта, ИКМТ, тучности, Пинье, талия/бедро. Полученные данные были ранжированы согласно стандартизированным методикам. Результаты исследования и их обсуждение: Проведенное исследование выявило тенденцию к излишней массе тела у юношей при преобладающем гиперстениче-ском телосложении, тогда как в женской гендерной группе достоверно выявлен недостаток массы тела при нормостеническом телосложении. Наличие этой тенденциозности подтверждается практически по всем антропометрическим индексам, особенно в мужском гендерном контингенте. Выводы: Выявлена необходимость коррекции педагогических воздействий в физкультурно-спортивной деятельности на кафедре физической культуры Академии социального управления. Рекомендовано включение в учебные занятия двигательной активности аэробной направленности у юношей для корректировки избыточного веса и дополнительных упражнений для девушек по увеличению мышечной массы.

Ключевые слова: мониторинг, антропометрия, оценка, индексы, студенты, физическое развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p59-64

MONITORING OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF PUBLIC ADMINISTRATIONS HIGHER EDUCATION INSTITUTION STUDENTS

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Department chairman, Moscow State University of Psychology and Education; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of psychological science, senior lecturer, Gzhel State University, Moscow district; Mikhail Nikonorovich Komarov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow

Abstract

Monitoring of the physical condition of the student youth is important in identifying the deficiencies and timely correction of the didactic material disciplines of physical and sports orientation. The aim of the study was to identify the level of physical development of students. Methodology and organization of the study: the physical condition monitoring was carried out at the sports base of the Academy of Public Development, which was attended by 4 course students of the Faculty of Educational Programs in the number of 78 people (65 girls and 13 young men). We evaluated the anthropometric indices: Ketle, Broka-Beckert, IBMC, obesity, Pinier, waist/thigh. The data obtained were ranked according to the standardized methods. Study results and their discussion: the study revealed the tendency to overweight among the young men under the predominantly hyperstenic physique, while among the female gender group, the reliable lack of body weight under the normative physique was reliably identified. This bias is confirmed by almost all anthropometric indices, especially in the male gender group. Conclusions: the need to correct pedagogical influences in physical and sports activities at the Department of Physical Culture of the Academy of Public Administration has been revealed. It is recommended that boys should be included in the training sessions of the aerobic activity to adjust their overweight and additional exercises for the girls to increase muscle mass.

Keywords: monitoring, anthropometry, score, indices, students, physical development.

ВВЕДЕНИЕ

Перманентное отслеживание уровней физического развития подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, и такая задача возложена как на медицинские учреждения, так и на кафедры физического воспитания вузов [1, 3, 6]. В зависимости от профессиональной направленности подрастающего поколения, набор метрологических измерений и тестирований может изменяться в необходимых пределах, что дает право и обязывает профессорско-преподавательских состав наиболее плотно комплектовать дидактическую насыщенность физкультурно-спортивной деятельности в рамках реализации дисциплин двигательной активности в вузах [2, 4]. Исходя из этого, в различной профессиональной направленности физкультурно-спортивной деятельности вузов и материально-технической возможности, кафедрами и подбираются методики метрологических измерений и функциональных тестирований [1, 5, 6].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данный мониторинг реализовывался в рамках освоения студентами теоретической подготовки по дисциплине «Физическая культура и спорт» на 4 курсе. Батарея измерений антропометрических показателей физического развития была подобрана исходя из их применимости, простоты использования и отсутствия необходимости в использовании сложного аппаратного инструментария. Полученные статистические данные были ранжированы согласно стандартизированным методикам метрологических измерений и об-

работаны методами математической статистики (Х, Me, 5, m) в программном пакете Microsoft Excel 2019.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ранжированные данные по антропометрическим показателям физического развития представлены в таблицах 1-6.

Таблица 1 - Показатели антропометрического индекса Кетле_

Показатели Индекс Кетле (BMI-index)

Норма(%) Избыток (%) Недостаток (%) Х Ме 5 m

Девушки (N=65) 34 37 29 21,84 21,8 3,39 0,05

Юноши (N=13) 31 54 15 23,12 23,1 3,44 0,26

Согласно ранжированным табличным показателям эмпирических данных индекса Кетле (BMI), можно сделать определенный вывод, что у девушек-студенток вуза управленческой направленности нет ярко выраженной тенденции в преобладании тех или иных групп показателей по массе тела к его длине. Что избыток (37%), что недостаток (29%) или норма (34%) распределены приблизительно в равных долях, что естественным образом подтверждается усредненными значениями по всей совокупности (Х=21,84; Ме=21,8 при 5=3,39 и m=0,05). Немного другая картина присутствует у юношей-студентов, где есть явное преобладание избытка (54%) в показателях индекса Кетле (BMI) у большинства, хотя у 1/3 юношей, все-таки, эти показатели находятся в зоне нормальности (31%). Недостаток весовых показателей тела к его длине отмечен лишь у 15% юношей-студентов вуза управленческой направленности. Это преобладание избытка массы тела в общей совокупности юношей подтверждается и усредненными показателями по общему количеству (Х=23,12; Ме=23,1 при 5=3,44 и m=0,26).

Таблица 2 - Показатели антропометрического индекса Брока-Беккерта

Показатели Индекс Брока-Беккерта

Норма(%) Избыток (%) Недостаток (%) Х Ме 5 m

Девушки (N=65) 5 40 55 -0,9 -2 9,3 0,14

Юноши (N=13) 8 54 38 3,68 5 10,7 0,82

По ранжированным статистическим данным сравнительного разностного индекса идеальности массы тела в зависимости от его длинны (Брока-Беккерта) мы уже можем наблюдать немного другую картину статистического распределения у девушек - большинство из них имеют либо недостаток по массе (55%), либо её избыток (40%), а нормальность (идеальность) отмечена лишь у 5%. Преобладание недостаточности подтверждается и усредненными статистическими данными по всей совокупности (Х=-0,9; Ме=-2 при 5=9,3 и т=0,14), хотя она и не сильно выражена. У юношей тенденция к повышенной массе тела подтверждается и в данном индексе (54%) даже по усредненным показателям (Х=3,68; Ме=5 при 5=10,7 и т=0,82). Однако, уровень недостатка увеличился (38%), а идеальность массы тела (8%) отмечена даже у большего количества юношей в сравнении с девушками.

Таблица 3 - Показатели антропометрического индекса ИКМТ

Показатели Индекс контроля массы тела (ИКМТ)

Норма(%) Избыток (%) Недостаток (%) Х Ме 5 m

Девушки (N=65) 37 12 51 2,83 2,81 0,45 0,006

Юноши (N=13) 38 47 15 2,44 2,33 0,35 0,03

По ранжированным табличным данным индекса ИКМТ видно такое же подтверждение тенденции избыточности массы тела у юношей (47%), подтверждаемое усредненными показателями статистических данных (Х=2,44; Ме=2,33 при 5=0,35 и т=0,03) в результате приближения их к более низким показателям, хотя они и находятся, по факту, в пределах нормы за счет распределения более 1/3 всех юношей в нормальность по массе

(38%). Недостаток по массе отмечен лишь у 15% юношей. Картина статистического распределения девушек не подтверждает тенденциозности, но выявляет наличие большего количества респондентов, имеющих недостаток массы тела (51%), или находятся в пределах нормы (37%), что подтверждаемо усредненными статистическими показателями (Х=2,83; Ме=2,81 при 5=0,45 и т=0,006). Только лишь у 12% девушек-студенток отмечен избыток по ранжированным данным.

Таблица 4 - Показатели антропометрического индекса тучности

Показатели Индекс тучности

Норма(%) Избыток (%) Х Ме 5 т

Девушки (N=65) 75 25 0,36 0,356 0,06 0,001

Юноши (N=13) 46 54 0,42 0,43 0,058 0,005

Ранжированные данные антропометрического индекса тучности (ИТ) только у 25% девушек отмечается наличие предпосылок к избыточной массе тела, тогда как большинство находятся в пределах нормы (75%), что подтверждено усредненными статистическими данными (Х=0,36; Ме=0,356 при 5=0,06 и т=0,001). У юношей подтверждается тенденция наличия избыточной массы тела (54%), подтверждаемая совокупными статистическими данными (Х=0,42; Ме=0,43 при 5=0,058 и т=0,005). Тем не менее, 46% юношей-студентов вуза управленческой направленности находятся в пределах нормы по данному индексу.

Таблица 5 - Показатели антропометрического индекса Пинье

Показатели Индекс Пинье

Нормостеник (%) Гиперстеник (%) Гипостеник (%) Х Ме 5 т

Девушки (N=65) 54 34 12 13,8 15 14,6 0,09

Юноши (N=13) 31 61 8 4,63 5 17,5 1,34

Большинство юношей, по ранжированным показателям значений индекса Пинье, относятся к гиперстеникам (61%), что подтверждаемо статистическими данными (Х=4,63; Ме=5 при 5=17,5 и т=1,34), а практически 1/3 из них - нормостеничны (31%). Лишь 8% юношей-студентов являются гипостениками. У девушек распределение не столь яркое, однако, можно отметить, что большинство из них относится к нормостени-ческому типу конституционального строения тела (54%), 1/3 часть из них гиперстеничны (34%), а худощавое телосложение (гипостеничность) имеют лишь 12%. Эта нормосте-ничность большинства подтверждается и усредненными статистическими данными всей группы респондентов (Х=13,8; Ме=15 при 5=14,6 и т=0,09).

Таблица 6 - Показатели антропометрического индекса ИТБ

Показатели Индекс талия-бедро (ИТБ)

Норма(%) Избыток (%) Недостаток (%) Х Ме 5 т

Девушки (N=65) 100 0 0 0,75 0,74 0,05 0,0006

Юноши (N=13) 100 0 0 0,81 0.81 0,06 0,004

Согласно ранжированным табличным данным по индексу ИТБ (наличия абдоминального ожирения), и у девушек, и у юношей такое ожирение совершенно отсутствует, и они находятся в пределах нормы, что подтверждается усредненными статистическими данными (Х=0,75; Ме=0,74 при 5=0,05 и т=0,0006) и (Х=0,81; Ме=0,81 при 5=0,06 и т=0,004) соответственно.

ВЫВОДЫ

По антропометрическим показателям физического развития девушки, в большинстве своем, относясь по конституционным показателям к нормостеническому типу телосложения, имеют достоверный недостаток в массе тела, а юноши, относясь в большинстве к гиперстеникам, подтверждают свой статус в избыточной массе тела по всем антропометрическим индексам.

Существует необходимость корректирования дидактической наполняемости учебных и внеучебных занятий в направлении увеличения двигательной активности аэробной направленности для профилактики избыточности веса у юношей и введения дополнительных комплексов упражнений, направленных на увеличение мышечной массы у девушек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болдов А.С. Мониторинг физического состояния студентов социального вуза / А.С. Болдов, А.С. Махов, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 44-48.

2. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика : монография / С.И. Изаак. - Москва : Советский спорт, 2005. - 196 с.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Г. Логинов, А. Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

5. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 43-52.

6. Рахматов А.И. Мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности девушек 17-20 лет при переходе из школы в вуз и по годам обучения в вузе / А.И. Рахматов, Г.Н. Германов, Л.Г. Аннамырадова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 223-229.

REFERENCES

1. Boldov, A.S., Makhov, A.S. and Klimova, L.Yu. (2015), "Monitoring of a physical condition of students of social higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 44-48.

2. Izaak S.I. (2005), Monitoring ofphysical development and physical fitness: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Loginov, O.N., Volobuev, A.L., Karpov, V.Yu. and Romanova, A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 102-106.

5. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43—52.

6. Rahmatov, A.I., Germanov, G.N. and Annamyradova, L.G. (2015), "Monitoring the state of health, physical development and physical readiness of girls of 17-20 years, the transition from school to university and by years of studying at the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 223-229.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2020

УДК 615.825

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С АБДОМИНАЛЬНОЙ ФОРМОЙ ОЖИРЕНИЯ

Татьяна Игоревна Бочкарева, кандидат биологических наук, доцент, Светлана Викторовна Терницкая, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.