Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АНТРОПОМЕТРИЯ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Афонина Галина Семеновна, Аленуров Эльдар Асафович, Волобуев Алексей Леонидович

Введение. Актуальность исследования заключается в определении уровня физического развития по функциональным показателям на заключительном этапе профессионального обучения. Будущим специалистам управленческой направленности необходимо обладать определенным уровнем физического развития и физической подготовленности, чтобы быть успешными в своей профессиональной деятельности. Нами проведено исследование по оценке физического развития студентов по общепринятым методикам, а также оценка антропометрических индексов, что позволило сделать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Цель исследования - определить уровень физического развития студентов ВУЗа управленческой направленности с использованием антропометрических индексов с выполнением ранжирования. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в ГБОУ ВО МО Академия социального управления, в котором приняли участие студенты-бакалавры 4-го курса в количестве 78 человек (65 девушек и 13 юношей). Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольно-педагогические испытания, математическая статистика. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенным исследованием подтверждено, что на достаточно высоком уровне развития, в соответствии с гендерной принадлежностью, у обучающихся находится опорнодвигательный аппарат, в частности мышечная система. Выводы: Для обеспечения наибольшей эффективности профессиональной подготовки будущих работников управленческой сферы деятельности и для реализации ими своего творческого потенциала без возможного психосоматического влияния на эту деятельность в результате пониженных показателей физического развития, профессорско-преподавательскому составу стоит обратить внимание на увеличение академической наполняемости практических занятий по физической культуре в направлении развития кардио-респираторной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Афонина Галина Семеновна, Аленуров Эльдар Асафович, Волобуев Алексей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF MANAGEMENT UNIVERSITY STUDENTS PHYSICAL DEVELOPMENT AT THE FINAL STAGE OF LEARNING

Introduction. The relevance of the research lies in determining the level of physical development by functional indicators at the final stage of professional learning. Future managers need to have certain level of physical development and physical fitness in order to be successful in their professional activities. We carried out the study to assess the physical development of the students according to generally accepted methods, as well as assessment of the anthropometric indices, which made it possible to make rough estimates of changes in the proportionality of physical development. The purpose of the study is to determine the level of physical development of university students with the managerial orientation by using the anthropometric indices with the implementation of ranking. Research methods and organization. The research was carried out at the Academy of Public Administration, in which 78 bachelor students of the 4th year (65 girls and 13 boys) took part. Research methods: the analysis of the scientific and methodological literature, control and pedagogical tests, mathematical statistics. Research results and their discussion. The conducted research confirmed that at the sufficiently high level of development, in accordance with gender, the students have a musculoskeletal system, in particular, the muscular system. Conclusions: To ensure the most effective professional learning of the future employees at the managerial sphere of activity and to realize their creative potential without the possible psychosomatic influence on this activity as a result of lowered indicators of physical development, the teaching staff should pay attention to the increase in the academic absence of practical physical culture lessons towards the development of the cardiorespiratory system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Семеновна Афонина, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Леонидович Волобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма имени Ю.А. Сенкевича

Аннотация

Введение. Актуальность исследования заключается в определении уровня физического развития по функциональным показателям на заключительном этапе профессионального обучения. Будущим специалистам управленческой направленности необходимо обладать определенным уровнем физического развития и физической подготовленности, чтобы быть успешными в своей профессиональной деятельности. Нами проведено исследование по оценке физического развития студентов по общепринятым методикам, а также оценка антропометрических индексов, что позволило сделать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Цель исследования - определить уровень физического развития студентов ВУЗа управленческой направленности с использованием антропометрических индексов с выполнением ранжирования. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в ГБОУ ВО МО Академия социального управления, в котором приняли участие студенты-бакалавры 4-го курса в количестве 78 человек (65 девушек и 13 юношей). Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольно-педагогические испытания, математическая статистика. Результаты исследования и их обсуждение. Проведенным исследованием подтверждено, что на достаточно высоком уровне развития, в соответствии с гендерной принадлежностью, у обучающихся находится опорно-двигательный аппарат, в частности мышечная система. Выводы: Для обеспечения наибольшей эффективности профессиональной подготовки будущих работников управленческой сферы деятельности и для реализации ими своего творческого потенциала без возможного психосоматического влияния на эту деятельность в результате пониженных показателей физического развития, профессорско-преподавательскому составу стоит обратить внимание на увеличение академической наполняемости практических занятий по физической культуре в направлении развития кардио-респираторной системы.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, профессиональная подготовка, антропометрия, студенты, физическое развитие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p35-39

ASSESSMENT OF MANAGEMENT UNIVERSITY STUDENTS PHYSICAL DEVELOPMENT AT THE FINAL STAGE OF LEARNING

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Semenovna Afonina, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, State University of Land Use Planning, Moscow; Moscow State Institute of Physical Culture, Sport and Tourism named after YuA. Senkevich, Moscow

Abstract

Introduction. The relevance of the research lies in determining the level of physical development by functional indicators at the final stage of professional learning. Future managers need to have certain level of physical development and physical fitness in order to be successful in their professional activities.

We carried out the study to assess the physical development of the students according to generally accepted methods, as well as assessment of the anthropometric indices, which made it possible to make rough estimates of changes in the proportionality of physical development. The purpose of the study is to determine the level of physical development of university students with the managerial orientation by using the anthropometric indices with the implementation of ranking. Research methods and organization. The research was carried out at the Academy of Public Administration, in which 78 bachelor students of the 4th year (65 girls and 13 boys) took part. Research methods: the analysis of the scientific and methodological literature, control and pedagogical tests, mathematical statistics. Research results and their discussion. The conducted research confirmed that at the sufficiently high level of development, in accordance with gender, the students have a musculoskeletal system, in particular, the muscular system. Conclusions: To ensure the most effective professional learning of the future employees at the managerial sphere of activity and to realize their creative potential without the possible psychosomatic influence on this activity as a result of lowered indicators of physical development, the teaching staff should pay attention to the increase in the academic absence of practical physical culture lessons towards the development of the cardio-respiratory system.

Keywords: professional health, professional educating, anthropometry, students, physical development.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в педагогике высшей школы существует насущная необходимость формирования здоровых, творчески и практико-ориентированных будущих профессионалов во всех сферах общественной деятельности [6], в том числе и в управленческой среде. У ученых-педагогов наличествует четкое понимание данной необходимости, что естественным образом выливается в научно-обоснованном поиске различных средств, методов, форм и видов организации занятий по физической культуре в рамках академической нагрузки вузов по данной дисциплине, адекватных методов по отслеживанию динамики уровней физического развития и профессиональной подготовленности к существующим вызовам технократического развития человеческой цивилизации, влияния экологических и психоэмоциональных факторов больших городских агломераций на профессиональную деятельность будущих специалистов, в том числе специалистов в сфере управленческой деятельности [3, 5, 6]. Будущие специалисты должны обладать достаточным уровнем физического здоровья и физического развития, быть более стрессоустойчивыми к вышеозначенным вызовам, что в действительности может быть достигнуто именно средствами и методами физкультурно-спортивной деятельности [3], профессионально-прикладной физической культуры, и будет способствовать профилактике негативных психосоматических влияний на профессионалов управленческой направленности, формируя у них привычки адекватной двигательной активности в течении всей трудовой деятельности [5].

Данной проблематике адекватного оценивания физического здоровья и физического развития, по факту, занимается очень большое количество ученых, как практиков, так и теоретиков в области физической культуры [1, 2, 4, 7, 8]. Так как ведется перманентный поиск простых в использовании методик по отслеживанию динамики изменений параметров физического здоровья, особенно на заключительном этапе профессиональной подготовки будущих специалистов, которые могут быть ими применимы в дальнейшей профессиональной деятельности с учетом психологических, финансовых и иных предпочтений, формируется четкое понимание в научной среде, что такой поиск должен быть в некотором смысле стандартизирован и формализован. В то же время, согласно диалектическому подходу и пониманию, что эта стандартизация и формализация будет ограничивать определенными рамками именно весь спектр предпочтений самих будущих профессионалов, по нашему мнению, да и по мнению большинства педагогов по физической культуре и спорту, не может быть применим и должен быть наиболее многообразен [3, 4, 6, 9]. В данном исследовании нами была предпринята попытка использования простых в применении антропометрических индексов для оценки и ранжирования стандартизиро-

ванными методиками физического развития студентов вуза управленческой направленности на заключительном этапе их обучения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе кафедры комплексной безопасности и физической культуры ГБОУ ВО МО АСОУ и в нем приняли участие 78 студентов 4-го курса бакалавриата (65 студенток девушек и 13 студентов юношей). Исследование проводилось в рамках освоения ими теоретической дисциплины «Физическая культура и спорт», в 8-м семестре обучения. В исследовании использовались антропометрические индексы (индекс Эрисмана, ИРМП, Жизненный индекс (ЖИ) и индекс Тиффно) для комплексной оценки их физического развития по усредненным статистическим данным (Х, Me, 5, m) и ранжирования их по кластерам стандартизированных методик. Для математической обработки статистических данных использовались возможности программных продуктов компаний Microsoft и IBM (Excel 2017 и SPSS Statistic Grad Pack 26.0, соответственно).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели физического развития студентов ВУЗа управленческой направленности на заключительном этапе обучения представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1 - Показатели антропометрического индекса Эрисмана

Показатели Индекс Эрисмана

Норма(%) Отлично (%) Плохо (%) Х Ме 5 m

Девушки (N=65) 28 2 70 8,96 8,5 5,85 0,09

Юноши (N=13) 46 0 54 10,2 10 7,77 0,6

По ранжированным данным индекса Эрисмана (индекс развития грудной клетки или косвенный показатель физического развития) мы можем сделать неутешительный вывод о том, что большинство, как девушек, так и юношей имеют слабое физическое развитие (70% и 54% соответственно), однако юноши более развиты за счет большего показателя нормальности (46% против 28% соответственно). Только лишь 2% девушек имеют показатели по данному индексу, превышающие нормальность, а юноши таких показателей не имеют совсем. Эта закономерность плохого физического развития подтверждается статистическими совокупными данными у девушек (Х=8,96; Ме=8,5 при 5 =5,85 и т=0,09), а у юношей она более приближена к нижней грани нормальности (Х=10,2; Ме=10,2 при 5 =7,77 и т=0,6).

Таблица 2 - Показатели антропометрического индекса ИРМП

Показатели Индекс развития мускулатуры плеча (ИРМП)

Норма (%) Избыток (%) Недостаток (%) Х Ме 5 m

Девушки (N=65) 48 4 48 6,26 6,66 2,87 0,04

Юноши (N=13) 31 54 15 12,5 12,5 6,52 0,5

По ранжированным данным индекса ИРМП, показатели которого можно экстраполировать на уровень морфологического развития мускулатуры не только анатомического плеча, но и всего тела, можно с точностью утверждать, что юноши имеют очень высокие показатели в 54% от общего количества респондентов и 31% из них находятся в пределах нормы, что подтверждаемо статистическими данными (Х=12,5; Ме=12,5 при 5=6,52 и т=0,5). Всего лишь 15% юношей показали недостаток развития, что резко контрастирует с ранжированными данными по девушкам-студенткам - у них недостаток выявлен в 48% случаев. Такая же процентовка (48%) девушек присутствует в нормальности развития мускулатуры тела, а избыток, увы, наличествует лишь у 4%. Такое распределение подтверждается нижней границей нормализованного диапазона значений в усредненных показателях (Х=6,26; Ме=6,66 при 5=2,87 и т=0,04).

Данные таблицы значений жизненного индекса (ЖИ), тем не менее, указывают на то, что катастрофичность ситуации по работе дыхательной системы в области кислород-

ной обеспеченности жизнедеятельности не столь удручающая.

Таблица 3 - Показатели жизненного индекса (ЖИ)

Показатели Жизненный индекс (ЖИ)

Норма (%) Хорошо (%) Плохо(%) Х Ме 5 т

Девушки (N=65) 12 48 40 59,7 60 11,3 0,17

Юноши (N=13) 23 46 31 68,9 68,75 9,8 0,75

В частности, что у девушек, что у юношей кислородная обеспеченность находится либо зоне хороших значений (48% и 46% соответственно), либо в области нормальности (12% и 23% соответственно), что подтверждается усредненными данными (Х=59,7; Ме=60 при 5=11,3 и т=0,17 или Х=68,9; Ме=68,75 при 5=9,8 и т=0,75 соответственно). Тем не менее, величина плохих значений достаточно высока и у девушек (40%), и у юношей (31%).

Таблица 4 - Показатели антропометрического индекса Тиффно

Показатели Индекс Тиффно (%)

Норма(%) Хорошо (%) Плохо (%) Х Ме 5 т

Девушки (N=65) 23 0 77 58,4 55,9 12,1 0,19

Юноши (N=13) 8 0 92 51,4 48,6 12,8 0,99

По показателям антропометрического индекса Тиффно, сила дыхательной мускулатуры полностью подтверждает отрицательную тенденцию. Подавляющее большинство респондентов обоих полов имеют слабое развитие дыхательной мускулатуры (77% и 92% соответственно) даже по усредненным совокупным статистическим данным (Х=58,4; Ме=55,9 при 5=12,1 и т=0,19 или Х=51,4; Ме=48,6 при 5=12,8 и т=0,99 соответственно). Достаточное развитие дыхательной мускулатуры выявлено лишь в 23% представителей женского пола и у 8% представителей мужского, значения хорошего развития отсутствуют во всех гендерных группах.

ВЫВОДЫ

Морфологическое развитие скелетной мускулатуры студентов управленческой направленности, независимо от гендерной принадлежности, находятся в большинстве своем, в пределах нормы, в то же время, по совокупности показателей индексов развития вегетативного обеспечения показатели находятся ниже нормы. В частности, по косвенному показателю физического развития (индекс Эрисмана) как юноши (54%), так и девушки (70%) имеют отставание, подтверждаемое слабостью дыхательной мускулатуры.

Такое положение дел с показателями физического развития будущих специалистов заставляет нас рекомендовать профессорско-преподавательскому составу ГБОУ ВО МО АСОУ предпринимать больше усилий в реструктурировании дидактической наполняемости практических занятий по физической культуре в сторону увеличения академических часов на воспитание физического качества выносливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Физическое состояние и соматическое здоровье студенток 19-20 лет / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 20-24.

2. Болдов, А.С. Мониторинг физического состояния студентов социального вуза / А.С. Болдов, А.С. Махов, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 44-48.

3. Горелов, А. А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи : монография / А.А. Горелов, В. Л. Кондаков, А.Н. Усатов. - Белгород : Политерра, 2011. - 101 с.

4. Изаак, С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография / С.И. Изаак. - Москва : Советский спорт, 2005. - 196 с.

5. Карпов, В.Ю. Педагогическое воздействие средств физической культуры и спорта на воспитание межличностного общения и профессионального взаимодействия студентов / В.Ю. Карпов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 12. - С. 49-53.

6. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 43-52.

7. Сравнительный анализ функциональной подготовленности респираторной системы студентов / А.С. Болдов, М.В. Еремин, А.В. Гусев, Д.М. Правдов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5 - С. 28-30.

8. Токарева А.В. Мониторинг функционального состояния студентов как средство контроля в физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9. - URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2416 (дата обращения: 27.10.2020).

9. Физическая подготовленность студентов психологического вуза по результатам лыжных гонок / А.С. Болдов, Л.Ю. Климова, К.Б. Илькевич, Г.С. Афонина // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 19-21.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Kosihin, V.P. (2017), Physical state and somatic health of students of 19-20 years, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 20-24.

2. Boldov, A.S., Makhov, A.S. and Klimova, L.Yu. (2015), "Monitoring of a physical condition of students of social higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 44-48.

3. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activity, physical working capacity, physical activity and health of student's youth: monograph, Polyterra, Belgorod.

4. Izaak, S.I. (2005), Monitoring ofphysical development and physical fitness: theory and practice: monograph, Soviet sport, Moscow.

5. Karpov, V.Yu. (2004), "Pedagogical influence of the physical culture and sports in foster interpersonal and professional interaction of students", Theory and practice of physical culture, No.12, pp. 49-53.

6. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

7. Boldov, A.S., Eremin, M.V., Gusev, A.V. and Pravdov, D.M. (2019) "University students' respiratory system functionality tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 2830.

8. Tokareva, A.V. (2013), "Monitoring the functional state of students as a means of control in physical culture", Psychology, sociology and Pedagogy, No.9, available at: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2416 (accessed 27 October 2020)

9. Boldov, A.S., Klimova, L.Yu., Ilkevich, K.B. and Afonina, G.S. (2018), "Physical readiness of students of psychological higher education institution by results of cross-country skiing", Culture physical and health, Vol. 66, No. 2, pp. 19-21.

Контактная информация: boldovas@icloud.com

Статья поступила в редакцию 25.02.2021

УДК 796.323+ 796.012.134

ФОРМИРОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Алексей Евгеньевич Брыскин, преподаватель, Анна Михайловна Карагодина, старший

преподаватель, Волгоградский государственный технический университет; Алексей Николаевич Болгов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Владимир Евгеньевич Калинин, доцент, Волгоградская государственная академия физической

культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.