УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей
Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Оксана Викторовна Марандыкина, Московская государственная академия водного транспорта - филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова
Аннотация
Введение: В представленной статье по исследованию силовой подготовленности обучающихся рассмотрена возможность использования антропометрических измерений и индексов в диагностике развития физического качества «Сила» у студентов-психологов, так как перманентная диагностика развития различных физических качеств у подрастающего поколения имеет очень важное значение в повышении работоспособности будущих профессионалов, особенно в условиях экспоненциального технологического цивилизационного развития, предъявляющего все меньше требований к уровням развития всех физических качеств.
Цель исследования была направлена на выявление уровня силовой подготовленности студентов-психологов по развитию силы соматической и дыхательной мускулатуры.
Задачи исследования:
1. Изучение степени развития соматических мышц студентов-психологов с помощью антропометрических измерений и индексов.
2. Изучение степени развития дыхательной мускулатуры студентов психологов с помощью антропометрических измерений и индексов.
3. Выявления корреляционной взаимосвязи между развитием соматической и дыхательной мускулатуры студентов-психологов.
Методики и организация исследования: Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) с 2017 по 2019 годах и применялись методики антропометрических измерений с вычислением антропометрических индексов. Полученные результаты были обработаны методами математической статистики.
Выводы: Полученные результаты подтвердили наличие достаточно высокого уровня гипертрофии мышц у всех респондентов, независимо от половой принадлежности, в сочетании с низким показателем собственно силовой подготовленности по динамометрическому индексу. Так же у всех респондентов обнаружен низкий уровень развития дыхательной мускулатуры (диафрагмы и межреберных мышц), то есть общего физического развития.
Ключевые слова: студенты, антропометрические измерения, антропометрические индексы, силовая подготовленность, физическое развитие, соматическая мускулатура, дыхательная мускулатура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p29-33
STUDY OF STRENGTH TRAINING OF PSYCHOLOGICAL SPECIALTIES
STUDENTS
Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Marat Rinatovich
Shakirov, the teacher, Moscow State University of Psychology and Education; Oksana Viktorovna Marandykyna, Moscow State Academy of Water Transport — branch of Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
Abstract
Introduction: The article covering the study of the students' strength preparedness examined the possibility of using the anthropometric measurements and indices in the diagnosis of the development of
physical quality "Strength" among the psychology profile students, since the permanent diagnosis of the development of various physical qualities in the younger generation is very important in improving the performance of the future professionals , especially in conditions of the exponential technological civiliza-tional development, presenting less and less requirements to the levels of development of physical qualities.
The purpose of the study was aimed at identifying the level of strength training of the psychology profile students in developing the strength of somatic and respiratory muscles.
Research Objectives:
1. The study of the degree of development of somatic muscles of the student - psychologists by using the anthropometric measurements and indices.
2. The study of the degree of development of the respiratory muscles of the students - psychologists by using the anthropometric measurements and indices.
3. Identification of the correlation between the development of somatic and respiratory muscles of the psychology profile students.
Methods and organization of the study: The study was conducted on the basis of the Moscow State University of Psychology and Education from 2017 to 2019 and the methods of anthropometric measurements with the calculation of anthropometric indices were applied. The results were processed by methods of mathematical statistics.
Conclusions: The results confirmed the presence of the sufficiently high level of muscle hypertrophy in all respondents, regardless of gender, in combination with a low rate of actual strength training according to the dynamometric index. Also, all respondents found a low level of development of the respiratory muscles (diaphragm and intercostal muscles), that is, general physical development.
Keywords: students, anthropometric measurements, anthropometric indices, strength preparedness, physical development, somatic muscles, respiratory muscles.
ВВЕДЕНИЕ
Проблематика перманентного отслеживания уровня физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения на современном этапе развития высшего образования и социального развития общества имеет огромное значение [2]. Это обусловлено экспоненциальным технологическим развитием, предусматривающим фактическое освобождение человека от большого количества бытовой двигательной активности в процессе жизнедеятельности, профессиональной реализации и приводящем к ги-подинамическим и гипокинетическим тенденциям, совершенно не замечаемым и не осознаваемым самим подрастающим поколением [2, 5]. Данной проблематике посвящено очень большое количество научных и научно-методических работ [1, 2, 3, 4, 5, 7]. Тем не менее, физиологические характеристики организма человека, в результате многовекового цивилизационного развития, настоятельно требуют достаточного уровня двигательной активности и физической подготовленности, особенно в воспитании физического качества «Сила». Таким образом, основываясь на данных потребностях, возникает необходимость проведения различных тестирований физической подготовленности подрастающего поколения, включающие в себя не только нормативные дисциплины, предусмотренные во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» или нормативов программ по физической культуре и спорту в ВУЗах, но и антропометрических измерений и вычислений антропометрических индексов [2, 6, 7].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование уровня силовой подготовленности студентов-психологов в рамках долгосрочной научно-исследовательской работы кафедры физической культуры и ОБЖ ФГБОУ ВО Московского государственного психолого-педагогического университета по теме «Мониторинг уровня физического развития и функционального состояния студентов-психологов МГППУ» проводилось в 2017/2018 и 2018/2019 учебных годах. В 2017/2018 учебном году в исследовании приняли участие 194 студента (155 девушек и 39 юношей), а в 2018/2019 учебном году - 317 студентов (252 девушек и 65 юношей), что в общей сложности составило 511 студентов (407 девушек и 104 юноши). Дифференциация студентов по учебным годам, для их сравнения и получения статистических данных о динамике
силовой подготовленности, не представляло насущной необходимости и не имело научной обоснованности, так как все студенты были различных годов приема, проходили данное исследование единожды, и НИР кафедры ФК и ОБЖ не предусматривала данной цели в связи со своей долгосрочностью. Студенты проходили данное исследование в рамках освоения ими теоретического курса рабочей дисциплины «Физическая культура» на заключительных семинарских занятиях в общем комплексе прохождения ими практической работы по рабочей дисциплине, которая включала в себя и другие функциональные тестирования и антропометрические измерения [5]. Для оценки уровня силовой подготовленности использовались следующие измерения и индексы:
1. Антропометрическое измерение объема анатомического плеча ведущей руки в состоянии покоя и в состоянии напряжения с вычислением индекса развития мускулатуры плеча (ИРМП).
2. Динамометрия с вычислением динамометрического индекса (ДИ).
3. Антропометрические измерения длинны тела и окружности грудной клетки (ОГК) в покое с вычислением индекса Эрисмана (ИЭ).
Обоснованность использования индекса Эрисмана (ИЭ) в исследованиях силовой подготовленности объяснялось тем, что он является косвенным показателем физического развития и отражает уровень развития дыхательной мускулатуры.
В исследовании применялись методы математической статистики (методы средних величин, распределения данных, корреляционная взаимосвязь), которые просчитывались в программном комплексе IBM SPSS Statistic Grad Pack 25.0 PREMIUM.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования силовой подготовленности студентов-психологов (методы средних величин и распределения данных) представлены в таблице 1, а корреляционная взаимосвязь - в таблице 2.
Таблица 1 - Уровни развития силовых показателей студенческой молодежи
Пол Индекс развития мускулатуры плеча ИРМП (ед) T-критерий (р<0,001) Динамометрич еский индекс ДИ (кг) T-критерий (р<0,001) Индекс Эрисмана (ед) T-критерий (р=0,163)
Х 12,8 39,7 8,1
Я ^ а о а 6,4 11,7 7,08
о ^ Я II Ме 12,06 39,75 7,5
2 & Ех 0,3 0,5 -0,15
As 0,75 7,46 0,36 15,28 0,37 1,4
Х 7,9 21,7 6,9
я ^ и В о £ ^ я II а 4,3 5,6 9,04
Ме 7,7 21 7
Ех 1,9 1,8 17,3
As 1,1 0,3 -1,6
Согласно данным таблицы 1, достоверные различия статистических данных между юношами и девушками присутствуют только в показателях ИРМП (Т-критерий=7,46, при р <0,001) и динамометрическом индексе (Т-критерий=15,28, при р <0,001). По косвенному показателю общего физического развития (ИЭ) достоверных различий между юношами и девушками не выявлено (Т-критерий=1,4, при р=0,163), что говорит нам о том, что девушки и юноши имеют низкие показатели общего физического развития (развития дыхательной мускулатуры).
По показателю динамометрического индекса ДИ - юноши имеют плохое развитие (Х=39,7; Ме=39,75 при стандартизированном показателе Х>41), а девушки на нижней границе нормы (Х=21,7; Ме=21 при стандартизированном показателе Х>21). Причем, если обратиться к показателям эксцесса и асимметрии, мы увидим тенденцию к более низким показателям в группах юношей (Ех=0,5; Аб=0,36) и девушек (Ех=1,8; Аб=0,3).
По показателю ИРМП юноши имеют очень хорошее развитие (Х=12,8; Ме=12,06, что больше стандартизированного диапазона - от 5 до 12 единиц), а девушки в пределах нормального развития стандартизированного диапазона (от 5 до 12 единиц) с показателями Х=7,9 и Ме=7,7. Даже тенденция распределения показателей по эксцессу и асимметрии к более низким значениям, что у юношей (Ех=0,3; Аб=0,75), что у девушек (Ех=1,9; А$=1,1), не покидает диапазон стандартизированных значений.
По косвенному показателю физического развития (ИЭ) все респонденты имеют слабое развитие дыхательной мускулатуры по стандартизированному диапазону данных (от 0 до 10 единиц). Причем юноши, по средним величинам немного опережают девушек. Так, у юношей Х=8,1 и Ме=7,5, а у девушек Х=6,9 и Ме=7. По распределению статистических данных, согласно эксцессу и асимметрии, у юношей наблюдается небольшая тенденция к уменьшению показателей (Ех=-0,15; Аб=0,37), тогда как у девушек она отсутствует совершенно (Ех=17,3; А8=-1,6), что говорит о большой разрозненности статистических данных девушек. По всей видимости, среди девушек присутствовали представители с хорошим общим физическим развитием (развитием дыхательной мускулатуры), что дало некоторое размытие нормальности распределения респондентов.
Таблица 2 - Корреляционная матрица уровня развития силовых показателей студентов-психологов
Показатели (Я Спирмена) Индекс развития мускулатуры плеча ИРМП (ед) Динамометрический индекс ДИ (кг) Индекс Эрисмана ИЭ (ед)
Юноши (N=104)
Индекс развития мускулатуры плеча ИРМП (ед) 1
Динамометрический индекс ДИ (кг) 0,303* 1
Индекс Эрисмана ИЭ (ед) -0,083 0,106 1
Девушки (N=407)
Индекс развития мускулатуры плеча ИРМП (ед) 1
Динамометрический индекс ДИ (кг) 0,066 1
Индекс Эрисмана ИЭ (ед) -0,132* 0,151* 1
* - Корреляция значима на уровне р=0,01 (двухсторонняя)
Согласно корреляционной матрице уровня развития силовых показателей студентов-психологов (таблица 2), наблюдается прямая взаимозависимость показателей ИРМП и ДИ у юношей (Я=0,303, при двусторонней значимости р=0,01), что говорит о достаточном уровне развития их силовых возможностей. В то же время, у девушек эта взаимозависимость хоть и прямая, но слабо выражена и не имеет достаточной значимости (Я=0,066). Прослеживается явная обратно пропорциональная взаимозависимость значений ИРМП и ИЭ у девушек (Я=-0,132, при двухсторонней значимости р=0,01), тогда как у юношей эта взаимозависимость хоть и наблюдается (Я=-0,083), но слабо выражена и не имеет достаточного уровня значимости. Данные показатели корреляции говорят нам о том, что имеется преобладание развития соматической мускулатуры над развитием дыхательной. Взаимозависимость ДИ и ИЭ явно значима и прямо пропорциональна у девушек (Я=0,151, при двусторонней значимости р=0,01), и имеет прямо пропорциональную, слабую и мало значимую тенденцию у юношей (Я=0,106).
ВЫВОДЫ
У всех студентов-психологов, участвовавших в исследовании, имеется достаточно хорошее развитие соматической мускулатуры по показателю индекса развития мускулатуры плеча (ИРМП), причем у юношей эти значения выше среднестатистического значения стандартизированного диапазона, наблюдается порог значений развития силовой подготовленности по динамометрическому индексу (ДИ), что говорит о преобладании в их предыдущей физической подготовке метода повторных усилий при воспитании
физического качества «Сила».
В процессе исследования выявлено наличие явного низкого уровня развития грудной клетки (силовой подготовленности дыхательной мускулатуры) у всех респондентов, не зависимо от пола, что говорит о меньшем предпочтении студентами в предыдущей физической подготовке методик, направленных на развитие общей выносливости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болдов, А.С. Мониторинг физического состояния студентов социального вуза / А.С. Бол-дов, А.С. Махов, Л.Ю. Климова // Ученые записки имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - No. 5 (123). - С. 44-48.
2. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Куди-нова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 5. - С. 59-61.
3. Сравнительный анализ функциональной подготовленности респираторной системы студентов / А.С. Болдов, М.В. Еремин, А.В. Гусев, Д.М. Правдов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5 - С. 28-30.
4. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.В. Готовцев, Г.Н. Гер -манов, Ю.В. Романова, И.В. Машошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2012. - No. 1 (83). - С. 40-45.
5. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - No. 10 (164). - С. 43-52.
6. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучкова, В.И. Шарагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - No. 12 (154). - С. 167-172.
7. Филимонова, С.И. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов и нормативов ВФСК ГТО / С.И. Филимонова, И.А. Сабирова, Е.В. Готовцев, А.М. Кораблина, Ю.Б. Алмазова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 1. - С. 6365.
REFERENCES
1. Boldov, A.S., Makhov, A.S. and Klimova L.Yu. (2015), "Monitoring of a physical condition of students of social higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No 5, pp. 44-48.
2. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Kudinov, A.A. and Kornev, A.V. (2018), "GTO complex test: individualization, accessibility and efficiency criteria", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 59-61.
3. Boldov, A.S., Eremin, M.V., Gusev, A.V. and Pravdov, D.M. (2019) "University students' respiratory system functionality tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 28-30.
4. Gotovtsev, E.V., Germanov, G.N., Romanova, Yu.V. and Mashoshina I.V. (2012), "Monitoring of a state of health and physical fitness of students as methodology of the analysis and assessment of efficiency of process of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 40-45.
5. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.
6. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.
7. Filimonova, S.I., Sabirova, I.A., Gotovtsev, E.V., Korablina, A.M. and Almazova, Yu.B. (2019), "Comparative analysis of the level of physical fitness of students and the standards ofAPCSC GTO", Physical education: education, training, No.1, pp.63-65.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2020