Научная статья на тему 'Воспитание силовых способностей юношей-старшеклассников на основе учебно-тренировочного модуля'

Воспитание силовых способностей юношей-старшеклассников на основе учебно-тренировочного модуля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2202
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ МОДУЛЬ / ЮНОШИ-СТАРШЕКЛАССНИКИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / EDUCATORY TRAINING MODULE / SENIOR HIGH SCHOOL MALE STUDENTS / PE CLASSES / STRENGTH CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черепов Евгений Александрович

Цель обоснование методики воспитания силовых способностей юношей с использованием учебно-тренировочного модуля на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Для оценки результативности экспериментального учебно-тренировочного модуля применялись антропометрические измерения: исследовались длина и масса тела, а также ряд специальных показателей, которые позволяют определить изменение уровня развития силовых способностей (становая сила, кистевая динамометрия). Определение физического развития и физической подготовленности осуществлялось с помощью тестов: показатель Эрисмана, показатель крепости телосложения по Пинье; использовались также контрольные упражнения: 1) прыжок в длину с места, 2) подтягивание на высокой перекладине,3) сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 4) подъем туловища из положения лежа,5) бег 100 м, 6) «Пистолет». Стоя возле гимнастической стенки, взяться за рейку на уровне пояса, приседания на одной ноге. Методы математической статистики использовались для обработки полученных экспериментальных данных и последующего их анализа, достоверность различий между средними внутрии межгрупповыми значениями определялась с использованием t-критерия Стьюдента. В экспериментальной группе зафиксированы положительные тенденции изменения морфофункциональных показателей и силовых способностей. По окончании исследования юноши ЭГ показали достоверное улучшение результатов в физической подготовленности, в частности, силовых способностей, у испытуемых ЭГ наблюдался ощутимый прирост и в динамометрических показателях оценки силы: на 25 % улучшился показатель силы мышц спины, на 18 % силовой выносливости мышц плечевого пояса, на 18,9 % силовой выносливости брюшного пресса, 17,4 % силы ног. На основе выявленной динамики в показателях физического развития и физической подготовленности участников эксперимента можно свидетельствовать, что предложенная нами модульная методика, применяемая в ЭГ, оказала позитивное воздействие на уровень физической подготовленности юношей старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черепов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTH CAPACITY DEVELOPMENT IN SENIOR HIGH SCHOOL MALE STUDENTS ON THE BASIS OF EDUCATORY TRAINING MODULE

Objective: to validate method of strength capacity development in young males that involves educatory training module in PE classes in comprehensive schools. Study material and methods: to estimate the efficiency of experimental educatory training module we took anthropomorphic measurements: we assessed body length and mass, and also studied set of special parameters used to define strength capacity progress (lifting force, wrist dynamometry). Physical condition and physical fitness were assessed by testing that included Erismann index, Pignet index (body-build index) and a control set of exercises:1) standing long jump, 2) high pull-ups, 3) push-ups, 4) abdominal and oblique crunches,5) 100 m sprint, 6) single-leg squats (standing right beside the wall bars an athlete sets his hands on the bar at waist height and crouches on one leg). We used mathematical statistics methods to process and analyze obtained experimental data. Significance of differences between intraand intergroup averages was assessed with Student t-test. Findings: experimental group (EG) showed positive dynamics in morphofunctional parameters and strength capacity. By the end of the research young males from EG showed significant improvement in physical fitness, especially in strength capacity. We also observed essential increase in dynamometric strength parameters of EG students: back muscle strength index improved by 25 %, pectoral girdle muscle strength index by 18 %, abdominal strength endurance by 18.9 %, leg strength index by 17.4 %. Conclusion: revealed dynamics of physical condition and physical fitness of experimental subjects proves that proposed module method applied in EG has positive effect on physical fitness level of senior high school male students. Minor changes in strength capacity of young males from control group are, probably, a result of educational program that does not provides enough for strength capacity development.

Текст научной работы на тему «Воспитание силовых способностей юношей-старшеклассников на основе учебно-тренировочного модуля»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 373.51

ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ-СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Е.А. Черепов

Цель - обоснование методики воспитания силовых способностей юношей с использованием учебно-тренировочного модуля на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. Для оценки результативности экспериментального учебно-тренировочного модуля применялись антропометрические измерения: исследовались длина и масса тела, а также ряд специальных показателей, которые позволяют определить изменение уровня развития силовых способностей (становая сила, кистевая динамометрия). Определение физического развития и физической подготовленности осуществлялось с помощью тестов: показатель Эрисмана, показатель крепости телосложения по Пинье; использовались также контрольные упражнения: 1) прыжок в длину с места, 2) подтягивание на высокой перекладине, 3) сгибание-разгибание рук в упоре лежа, 4) подъем туловища из положения лежа, 5) бег 100 м, 6) «Пистолет». Стоя возле гимнастической стенки, взяться за рейку на уровне пояса, приседания на одной ноге. Методы математической статистики использовались для обработки полученных экспериментальных данных и последующего их анализа, достоверность различий между средними внутри- и межгруппо-выми значениями определялась с использованием 1-критерия Стьюдента. В экспериментальной группе зафиксированы положительные тенденции изменения морфофункциональных показателей и силовых способностей. По окончании исследования юноши ЭГ показали достоверное улучшение результатов в физической подготовленности, в частности, силовых способностей, у испытуемых ЭГ наблюдался ощутимый прирост и в динамометрических показателях оценки силы: на 25 % улучшился показатель силы мышц спины, на 18 % - силовой выносливости мышц плечевого пояса, на 18,9 % - силовой выносливости брюшного пресса, 17,4 % - силы ног. На основе выявленной динамики в показателях физического развития и физической подготовленности участников эксперимента можно свидетельствовать, что предложенная нами модульная методика, применяемая в ЭГ, оказала позитивное воздействие на уровень физической подготовленности юношей старших классов.

Ключевые слова: учебно-тренировочный модуль, юноши-старшеклассники, урок физической культуры, силовые способности.

Старший школьный возраст является самым благоприятным периодом для воспитания силовых способностей, так как у юношей в этом периоде происходит пубертатный скачок роста. С другой стороны, благодаря воздействию физических упражнений силового характера на организм человека можно обеспечить создание надежной базы физической подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда, воинской службы, что так важно для юношей.

Вместе с тем, вопросы воспитания силовых способностей как направленного педаго-

гического процесса, обладающего относительной самостоятельностью и определенной последовательностью, не имеют необходимого научного обоснования в системе базового физического воспитания учащихся старших классов. Как показывает практика, включение отдельных элементов воспитания силовых способностей в структуру комплексных уроков физической культуры является недостаточно эффективным. Данный подход часто не обеспечивает в полной мере воспитание силовых способностей, необходимых для выполнения нормативных требований школьной

программы по физическому воспитанию. Кроме того, отсутствует единство мнений специалистов в вопросе о рациональных подходах к построению процесса силовой подготовки, распределении физических нагрузок на отдельном уроке и в системе урочных форм занятий.

Экспериментальное апробирование учебно-тренировочного модуля воспитания силовых способностей в процессе уроков физической культурой у юношей старших классов было реализовано на базе МОУ СОШ № 118 г. Челябинска в период с 01.10.2013 г. по 30.12.2013 г. В нем приняли участие юноши 10-х классов общеобразовательного учреждения в количестве 30 человек. Они были распределены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 15 человек в каждой.

Модульная методика воспитания физических способностей представляет собой реализацию процесса физического воспитания путем разделения его на значимые действия и операции, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения [1].

Под учебно-тренировочным модулем мы понимаем совокупность специально подобранных комплексов упражнений силового характера, направленных на развитие физических качеств занимающихся, проводимых в определенной последовательности и заданных тренировочным режимом.

Составными компонентами тренировочной нагрузки модульной методики воспитания силовых способностей являются [2]:

• величина тренировочной нагрузки, объем и интенсивность выполнения физических упражнений;

• продолжительность отдыха между упражнениями и его характер;

• количество повторений физических упражнений и их соотношение.

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки варьируются в зависимости от содержания учебно-тренировочного модуля.

Также эти компоненты определяют направленность разработки многолетнего педагогического воздействия в воспитании физических способностей юношей с учетом их возрастного и индивидуального развития.

При разработке учебно-тренировочного модуля использовался принцип однородности

тренирующих воздействий при организации занятий одной целевой направленности, последовательно выполняемых упражнений в рамках одного тренировочного цикла, разработанный В.К. Бальсевичем. В ходе занятий должны использоваться одни и те же тренировочные средства с одной и той же дозировкой нагрузок. Педагог должен точно определять характер, объем и интенсивность нагрузок, приводящих к положительному сдвигу в состоянии занимающихся [3].

Организационной основой разработанного модуля, осуществляемого в общеразвивающих целях, явилось систематическое проведение уроков, содержание которых определялось общими дидактическими принципами построения занятий. Количественные характеристики параметров тренировочных нагрузок учебно-тренировочного модуля задавались с целью достижения оптимума физической подготовленности каждого ученика, обеспечивающего приемлемый для него уровень физического здоровья и успешность жизнедеятельности (рис. 1).

Учащиеся ЭГ и КГ групп занимались по программе учебного предмета «Физическая культура». Учащиеся КГ в течение 2-й учебной четверти осваивали содержание программы учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с рабочей программой. Учащиеся ЭГ также осваивали в полном объеме содержание рабочей программы по Государственному образовательному стандарту, но во

2-й учебной четверти на уроках физической культуры использовалась модульная методика воспитания силовых способностей.

Уроки в экспериментальной группе (ЭГ) отличались, от содержания контрольной (КГ) организацией вариативной части урока. Подготовительная часть урока проводилась по всем правилам разминки. Основная часть занятий в КГ соответствовала разделам учебной программы, содержание занятий в ЭГ включало разработанный нами учебно-тренировочный модуль. Его использование основывалось на активном применении повторного метода и метода динамических усилий, специально подобранных физических упражнений для воспитания силовых способностей и повышения интереса к занятиям физической культурой (рис. 2).

Учебно-тренировочный модуль состоял из 3 комплексов упражнений силового характера:

• 1 - комплекс направлен на воспитание силы мышц спины и плечевого пояса.

• 2 - комплекс направлен на воспитание силы мышц груди, трехглавых мышц плеча и нижних конечностей.

• 3 - комплекс направлен на воспитание силы мышц брюшного пресса, спины и нижних конечностей.

Модульная методика использовалась на 36 уроках физической культуры (в вариативной части учебной программы).

Последовательно эти комплексы упражнений использовались в конце основной части каждого урока (10-15 мин).

В ходе педагогического эксперимента 12 уроков физической культуры в ЭГ отводи-

лось на воспитание силы мышц спины и плечевого пояса (10-15 мин);

12 уроков - на воспитание силы мышц груди, трехглавой мышц плеча и нижних конечностей (10-15 мин);

12 уроков - на воспитание силы мышц брюшного пресса, спины и нижних конечностей (10-15 мин).

Таким образом, в течение недели применялось 3 комплекса разной силовой направленности:

- первый урок - воспитание силы мышц спины и плечевого пояса;

- второй урок - воспитание силы мышц груди, трехглавой мышц плеча и нижних конечностей;

Рис. 1. Схема учебно-тренировочного модуля:

* - компоненты нагрузки, имеющие разную дозировку упражнений

Рис. 2. Схема построения модульной методики воспитания силовых способностей юношей

- третий урок - воспитание силы мышц брюшного пресса, спины и нижних конечностей. В дальнейшем эти занятия чередовались.

Комплексы упражнений чередовались (занятия проходили трижды в неделю в конце основной части урока по 1 комплексу из 6-9 упражнений, после чего цикл повторялся).

Основными методами при проведении экспериментальной программы являлись следующие:

Метод динамических усилий. Предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30 % от максимума) с максимальной скоростью или темпом. Упражнение выполняется с полной амплитудой. Метод применяется для развития скоростно-силовых способностей - «взрывной» силы. Количество повторений упражнения в одном подходе составляет 15-25 раз. Упражнения выполняются в несколько серий -

3-6, с отдыхом между ними по 3-5 мин. Вес отягощения в каждом упражнении должен быть таким, чтобы он не оказывал существенных нарушений в технике движений и не приводил к замедлению скорости выполнения двигательного задания.

Метод повторных усилий. Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления. В каждом подходе упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15-20 и более повторений упражнений. За одно занятие выполняется 2-6 серий. В серии - 2-4 подхода. Величина внешних сопротивлений обычно находится в пределах 40-80 % от максимальной в данном упражнении.

При выполнении упражнений пульсовая стоимость должна составлять 120-140 уд./мин, что позволяет наиболее эффективно решать задачи совершенствования силовых способностей.

Изменения в показателях физического развития и силовой подготовленности участников эксперимента представлены в табл. 1 и 2.

При повторном измерении морфофункциональных показателей мы выявили изменение показателей, как в ЭГ, так и в КГ. К сожалению, статистически значимых результатов изменения показателей роста, массы тела, объёма грудной клетки (в покое) у юношей ЭГ и КГ зарегистрировано не было, потому что срок исследования был непродолжитель-

Таблица 1

Динамика морфофункциональных показателей юношей ЭГ (п = 15) и КГ (п = 15) в процессе эксперимента

Тест Данные Прирост показателей, % Р

до эксперимента после эксперимента

Х ср. ± с Х ср. ± с

Длина тела, см ЭГ 169,2 ± 2,6 169,2 ± 2,6 - > 0,05

КГ 168,0 ± 2,0 168,0 ± 2,0 -

Масса тела, кг ЭГ 64,2 ± 6,8 65,7 ± 7,0 1,23 > 0,05

КГ 62,3 ± 6,5 62,9 ± 6,7 0,96

Окружность грудной клетки, см ЭГ 79,6 ± 6,8 81,7 ± 7,4 2,63 > 0,05

КГ 78,9 ± 6,4 80,0 ± 6,4 1,35

Сила правой кисти, кг ЭГ 38,4 ± 1,47 39,5 ± 1,68 2,86 > 0,05

КГ 38,1 ± 1,47 38,8 ± 1,56 1,83

Сила левой кисти, кг ЭГ 35,5 ± 1,28 36,5 ± 1,39 2,81 > 0,05

КГ 35,0 ± 1,24 35,7 ± 1,31 2

Становая сила, кг ЭГ 112,0 ± 3,64 114,2 ± 3,72 1,96 > 0,05

КГ 109,3 ± 5,4 110,3 ± 2,56 0,91

Таблица 2

Изменение показателей физической подготовленности у юношей-старшеклассников в процессе эксперимента

Тест Данные Прирост, % Р

до эксперимента после эксперимента

Х ср. ± с Х ср. ± с

Прыжок в длину с места, см ЭГ 222,5 ± 3,6 228,0 ± 2,9 2,47 < 0,05

КГ 220,0 ± 1,9 221,6 ± 2,0 0,72 > 0,05

Подтягивание на перекладине, кол-во раз ЭГ 10,0 ± 2,8 12,5 ± 1,9 25 > 0,05

КГ 10,1 ± 1,9 11,3 ± 1,8 11,6

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз ЭГ 32,5 ± 1,9 38,37 ± 0,8 18 < 0,05

КГ 30,5 ± 1,6 32,0 ± 0,9 4,9 > 0,05

Подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с, кол-во раз ЭГ 24,6 ± 0,9 29,25 ± 0,9 18,9 < 0,05

КГ 24,0 ± 0,9 25,37 ± 1,6 5,7 > 0,05

Бег 100 м, с ЭГ 13,9 ± 0,4 13,4 ± 0,3 3,09 > 0,05

КГ 14,0 ± 0,2 13,9 ± 0,1 0,21

«Пистолет», кол-во раз ЭГ 22,4 ± 0,8 26,3 ± 0,7 17,4 < 0,05

КГ 23,7 ± 1,3 24,8 ± 0,9 4,64 > 0,05

ным. Но анализ результатов показывает, что в ЭГ и КГ есть положительные тенденции к изменениям пропорций тела, а также увеличению показателей силы кистевой динамометрии и становой тяги. Прирост динамометрических показателей силы оказался выше, чем в КГ (рис. 3).

У юношей группы контроля показатели физического развития изменились на уровне тенденции и остались на среднем уровне развития силы. Очевидно, что в содержание учебной программы по физической культуре

в старших классах необходимо включить целенаправленное использование средств силовой направленности.

В ЭГ произошло достоверное улучшение показателей в четырех тестах из шести предложенных, физическая подготовленность в ЭГ под воздействием физических упражнений приблизилась к высокому уровню развития. Изменения в показателях силовой подготовленности участников КГ хоть и наблюдаются, но достоверный статистический характер не носят.

Рис. 3. Сравнительный анализ прироста силовых динамометрических показателей

юношей старших классов

Рис. 4. Сравнительный анализ прироста физической подготовленности юношей старших классов в процессе эксперимента

На основе выявленной динамики в показателях физического развития и физической подготовленности участников эксперимента можно свидетельствовать, что предложенная нами модульная методика, применяемая, в ЭГ оказала позитивное воздействие на уровень физической подготовленности юношей старших классов. Незначительные изменения показателей воспитания силовых способностей в КГ юношей объясняются, по-видимому, тем, что образовательная программа не уделяет значительного внимания воспитанию силы.

Литература

1. Юцявичене, П. Теория и практика модульного обучения / П. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.

2. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. - М.: Транс-сервис, 1997. - 225 с.

3. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 1. - С. 23-25.

Черепов Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].

Поступила в редакцию 10 марта 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” __________________________________2014, vol. 14, no. 2, pp. 7-13

STRENGTH CAPACITY DEVELOPMENT IN SENIOR HIGH SCHOOL MALE STUDENTS ON THE BASIS OF EDUCATORY TRAINING MODULE

E.A. Cherepov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Objective: to validate method of strength capacity development in young males that involves educatory training module in PE classes in comprehensive schools. Study material and methods: to estimate the efficiency of experimental educatory training module we took anthropomorphic measurements: we assessed body length and mass, and also studied set of special parameters used to define strength capacity progress (lifting force, wrist dynamometry). Physical condition and physical fitness were assessed by testing that included Erismann index, Pignet index (body-build index) and a control set of exercises: 1) standing long jump, 2) high pull-ups, 3) push-ups, 4) abdominal and oblique crunches, 5) 100 m sprint, 6) single-leg squats (standing right beside the wall bars an athlete sets his hands on the bar at waist height and crouches on one leg). We used mathematical statistics methods to process and analyze obtained experimental data. Significance of differences between intra- and intergroup averages was assessed with Student t-test. Findings: experimental group (EG) showed positive dynamics in morphofunctional parameters and strength capacity. By the end of the research young males from EG showed significant improvement in physical fitness, especially in strength capacity. We also observed essential increase in dynamometric strength parameters of EG students: back muscle strength index improved by 25 %, pectoral girdle muscle strength index - by 18 %, abdominal strength endurance - by 18.9 %, leg strength index - by 17.4 %. Conclusion: revealed dynamics of physical condition and physical fitness of experimental subjects proves that proposed module method applied in EG has positive effect on physical fitness level of senior high school male students. Minor changes in strength capacity of young males from control group are, probably, a result of educational program that does not provides enough for strength capacity development.

Keywords: educatory training module, senior high school male students, PE classes, strength capacity.

References

1. Yutsyavichene P. Teoriya i praktika modul'nogo obucheniya [Theory and Practice of Modular Training]. Kaunas, Shviesa Publ., 1989. 271 p.

2. Batyshev S.Y. Blochno-modul'noe obuchenie [Modular Training]. Moscow, Trans-Service Publ., 1997. 225 p.

3. Balsevich V.K. [The Concept of Alternative Forms of Organization of Physical Education of Children and Youth]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Education, Education and Training], 2006, no. 1, pp. 23-25. (in Russ.)

Received 10 March 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.