Научная статья на тему 'Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза'

Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / АНТРОПОМЕТРИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Карпов Владимир Юрьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Ногина Елена Витальевна

В статье представлены результаты мониторинга физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи, позволяющие оценить потенциал влияния физкультурно-спортивной деятельности на подрастающее поколение. В данном исследовании выполнена попытка подбора и реализации адекватных и корректных антропометрических исследований, индексов, функциональных проб и медико-педагогических измерений в педагогической деятельности кафедры физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) вуза психолого-педагогической направленности при реализации дисциплины «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Карпов Владимир Юрьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Ногина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution''s students

Results of monitoring the physical development and physical readiness of the student's youth, allowing us to estimate the potential of influence of sports and sports activity on younger generation are presented in the article. In this research, the attempt of selection and realization of the adequate and correct anthropometrical researches, indexes, functional tests and medico-pedagogical measurements in pedagogical activity of the department of physical culture and fundamentals of health and safety (FHS) of higher education institutions of the psychology and pedagogical orientation has been executed within the process of physical culture discipline realization.

Текст научной работы на тему «Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза»

Vol. 122, No. 4, pp. 22-29.

3. Blinkov, S.N. and Levushkin S.P. (2016), Improvement of sports and improving work in the conditions of rural school on the basis of accounting of individual and typological features ofpupils: monograph, Kinel, Samara state agricultural academy.

4. Gorelov, A.A., Kondakov, V.L. and Usatov, A.N. (2011), Intellectual activity, physical working capacity, physical activity and health of student's youth: monograph, Polyterra, Belgorod.

5. Levushkin, S.P., Hamzina, V.A. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.

6. Pirogova E.A., Ivashchenko, L.Ya. and Strapko, N.P. (1986), Influence of physical activities on working capacity and health of the person, Health, Kiev.

7. Ed. Apanasenko G.L. (1988), Screening ofphysical (somatic) health of the population at preventive surveys: methodical recommendations, Medical institute of the Academician A. Bogomolts, Kiev.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.10.2018

УДК 796.011

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Елена Витальевна Ногина, кандидат педагогических наук, доцент, Российская таможенная

академия, г. Москва

Аннотация

В статье представлены результаты мониторинга физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи, позволяющие оценить потенциал влияния физкультурно-спортивной деятельности на подрастающее поколение. В данном исследовании выполнена попытка подбора и реализации адекватных и корректных антропометрических исследований, индексов, функциональных проб и медико-педагогических измерений в педагогической деятельности кафедры физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) вуза психолого-педагогической направленности при реализации дисциплины «Физическая культура».

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, физическое состояние, физическое развитие, физическая подготовленность, студенты, здоровье, антропометрия, функциональное тестирование.

PHYSICAL CONDITION MONITORING OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION'S STUDENTS

Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Failya Ravilievna Sib-gatulina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Russian University of Transport, Moscow; Elena Vitalievna Nogina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Customs Academy

Annotation

Results of monitoring the physical development and physical readiness of the student's youth, allowing us to estimate the potential of influence of sports and sports activity on younger generation are

presented in the article. In this research, the attempt of selection and realization of the adequate and correct anthropometrical researches, indexes, functional tests and medico-pedagogical measurements in pedagogical activity of the department of physical culture and fundamentals of health and safety (FHS) of higher education institutions of the psychology and pedagogical orientation has been executed within the process of physical culture discipline realization.

Keywords: sports activity, physical state, physical development, physical fitness, students, health, anthropometry, functional testing.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время состояние здоровья населения многих стран находится на достаточно низком уровне, повышается уровень гиподинамии, увеличиваются риски смертности от сердечно-сосудистых заболеваний [8, 11]. Для профилактики этих явлений, в 2010 году Всемирной организацией здравоохранения выпущены «Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья» [4].

Экспертный комитет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1995 году в своем докладе представил пути возможного использования тех или иных антропометрических показателей, измерений и индексов для получения достоверной информации о физическом статусе различных групп населения. Экспертами Американского Национального центра статистики здоровья разработаны антропометрические справочные данные для детей и взрослых, Вашингтонская академия развития образования представила пособие для использования различных антропометрических индикаторов и индексов в отслеживании собственного состояния здоровья [9].

Основываясь на данных литературных источников, выявляется проблематика адекватности и унифицированности использования антропометрических показателей и индексов, медико-педагогических измерений и функциональных проб, для корректной диагностики и ранжирования уровней физического развития и физической подготовленности различных слоев населения, различных регионов проживания, различных сфер культуровед-ческого и политического влияния. Общемировая тенденция к упрощению исследовательских подходов в российской научной среде на данный момент не прижилась. Российские исследователи, занимающиеся изучением физического развития и подготовленности различных категорий населения, используют комплексный подход и большой арсенал измерений и индексов. Так, вследствие простоты расчета, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), а, равно и всеми развитыми странами, для определения уровня физического развития и подготовленности, в большей своей части, используется BMI-индекс и калиперометрия [9, 10], тогда как в России ученые более разнообразны в своих предпочтениях и используют практически весь спектр антропометрических индексов, медико-педагогических измерений и функциональных проб, причем набор антропометрических измерений и индексов разнится по наполненности и интерпретации от одного ученого к другому, но BMI-индекс (индекс Кетле) присутствует в большинстве работ [1-3; 5-7].

Помимо проблематики адекватности и унифицированности использования тех или иных измерений и индексов, существует проблематика перманентного мониторинга физического развития и физической подготовленности из поколения в поколение и необходимость его проведения именно в период юношества, когда развитие организма человека завершается.

Цель исследования - разработка системы нормативных требований по оценке физической подготовленности студентов-психологов.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 194 студента 2-го курса в возрасте 18-20 лет, ген-дерное различие показало преобладание фемининного компонента над маскулинным (155 - девушки, 39 - юноши). Направления и специализации профессиональной подготовки студентов имели психологическую направленность.

Для проведения исследования был подобран следующий набор измерений, проб и индексов: Антропометрические измерения, Медико-педагогические измерения, функциональные пробы, антропометрические индексы, функциональные индексы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Антропометрические показатели физического развития

Таблица 1 - Показатели антропометрического индекса Кетле (ВМЫМех)

Показатели Индекс Кетле (ВМТ-Мех)

Норма (чел.) % Избыток (чел.) % Недостаток (чел.) % X Ме о т

Девушки (п=155) 74 48 26 17 55 35 20,3 20,4 2,5 0,12

Юноши (п=39) 15 38 18 47 6 15 22,8 22,2 3,8 0,54

По результатам исследования большинство девушек-студенток вуза психологической направленности имеют нормальные (48%) или недостаточные (35%) показатели значения индекса Кетле (ВМЫМех), подтверждаемые медианными и среднеарифметическими значениями (Ме=20,4 и Х=20,3; при с=2,5 и т=0,12). Только у 17% студенток наблюдаются повышенные показатели значений индекса Кетле (ВМЫМех), говорящие нам о преимущественном преобладании девушек без лишнего веса в контингенте студенток психологического вуза. У студентов-юношей картина несколько иная - (47%) имеют избыток веса. Нормальные значения индекса Кетле (ВМЫМех) наблюдаются у 38%, а недостаточные - у 15%. Таким образом, большинство юношей имеют избыточный вес, подтверждаемые среднеарифметическими и медианными значениями (Х=22,8 и Ме=22,2; при с=3,8 и т=0,54).

Таблица 2 - Показатели антропометрического индекса Брока-Беккерта

Показатели Индекс Брока-Беккерта

Норма (чел.) % Избыток (чел.) % Недостаток (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 8 5 36 23 111 72 -4,91 -5,04 6,8 0,31

Юноши (п=39) 1 3 16 41 22 56 1,04 -0,49 8,3 1,12

Согласно полученным результатам большинство девушек-студенток имеют недостаток (72%) в фактическом весе, по данным индекса Брока-Беккерта. Нормальные значения, то есть идеальное совпадение фактического и должного веса имеется у только у 5% контингента, а избыточные значения фактического веса - у 23%. Таким образом, 2/3 студенток вуза психологической направленности имеют недостаточный вес и лишь 1/3 - избыточный или нормальный, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=-4,91 и Ме=-5,04; при с=6,8 и т=0,31). У студентов-юношей большинство имеют недостаточный вес (56%), однако избыточен вес у 41% студентов-юношей, а идеальное совпадение фактического и должного веса всего лишь у 3% контингента, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х= 1,04 и Ме=-0,49; при с=8,3 и т=1,12).

Таблица 3 - Показатели антропометрического индекса контроля массы тела (ИКМТ)

Показатели Индекс контроля массы тела (ИКМТ)

Норма (чел.) % Избыток (чел.) % Недостаток (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 49 32 7 5 99 63 3,01 2,95 0,4 0,02

Юноши (п=39) 21 53 10 26 8 21 2,51 2,62 0,4 0,06

Большинство девушек-студенток имеют явный недостаток в весе (63%), нормальный вес - только 1/3 (32%), а избыток веса наблюдается лишь у 5%. Это подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=3,01 и Ме=2,95; при с=0,4 и т=0,02). Студенты-юноши по результатам значений индекса контроля массы тела (ИКМТ), находятся, в большинстве своём в нормальной зоне (53%). Практически поровну распределились результаты значений недостатка и избытка веса (21% и 26%, соответственно), что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=2,51 и Ме=2,62; при с=0,4 и т=0,06).

Таблица 4 - Показатели антропометрического индекса тучности (ИТ)

Показатели Индекс тучности (ИТ)

Норма (чел.) % Избыток (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 139 90 16 10 0,34 0,33 0,04 0,002

Юноши (п=39) 21 54 18 46 0,41 0,38 0,07 0,009

В большинстве девушки-студентки имеют нормальное значение индекса тучности (90%), и только 10% - имеют избыток веса, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=0,34 и Ме=0,33; при с=0,04 и т=0,002). Значения индекса тучности (ИТ) у юношеского контингента распределился практически поровну (норма -54%, избыток - 46%), подтверждаемые среднеарифметическими и медианными значениями (Х=0,41 и Ме=0,38; при с=0,07 и т=0,009).

Таблица 5 - Показатели антропометрического индекса Пинье

Показатели Индекс Пинье

Нормостеник (чел.) % Гиперстеник (чел.) % Гипостеник (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 98 63 26 17 31 20 21,7 20,4 11 0,5

Юноши (п=39) 18 46 19 49 2 5 8,96 13 14,7 2,12

В своем большинстве девушки имеют нормостеническое телосложение (63%), ги-постеническое - 20%, а гиперстеническое - только 17%. Это подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=21,7 и Ме=20,4; при с=11 и т=0,5). В мужском контингенте студентов проглядывается тенденция к большему превалированию ги-перстенического типа телосложения (49%) или нормостенического (46%), и, практически полному отсутствию студентов с гипостеническим телосложением (5%), что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=8,96 и Ме=13; при с=14,7 и т=2,12).

Таблица 6 - Показатели антропометрического индекса талия-бедро (ИТБ)

Показатели Индекс талия-бедро (ИТБ)

Норма (чел.) % Избыток (чел.) % Недостаток (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 154 99 1 1 0 0 0,73 0,72 0,07 0,004

Юноши (п=39) 37 95 2 5 0 0 0,84 0,80 0,12 0,017

Подавляющее большинство, как девушек, так и юношей - совершенно не имеют, так называемого абдоминального ожирения (99% и 95% соответственно). Только у 1% девушек и 5% юношей это ожирение имеет место быть, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями у девушек (Х=0,73 и Ме=0,72; при с=0,07 и т=0,004) и у юношей (Х=0,84 и Ме=0,8; при с=0,12 и т=0,017). Наличие анорексии (недостатка веса) не подтверждается ни у девушек, ни у юношей.

Функциональные показатели физического развития

Таблица 7 - Показатели индекса Эрисмана

Показатели Индекс Эрисмана

Плохо (чел.) % Хорошо (чел.) % Отлично (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 116 75 36 23 3 2 5,21 6,22 5,56 0,25

Юноши (п=39) 22 56 16 41 2 3 7,76 7,9 7,15 1,007

Показателю индекса Эрисмана - показателя развития грудной клетки (косвенного показателя физического развития), большинство девушек имеют плохое физическое развитие (75%). Хорошее физическое развитие отмечено у 23% студенток, а отличное у 2%, что подтверждается среднеарифметическими и медианными показателями (Х=5,21 и Ме=6,22; при с=5,56 и т=0,25). В мужском контингенте студентов также имеется тенденция к плохому физическому развитию (56%). У 41% студентов присутствует достаточное физическое развитие, что достоверно больше значений женского контингента по данному показателю. Отличное физическое развитие имеет лишь маленькая доля студентов-юношей - 3%, что сравнимо с показателями женского контингента. Все эти значения

полностью подтверждаются среднеарифметическими и медианными значениями (Х=7,76 и Ме=7,9; при о=7,15 и т=1,007).

Таблица 8 - Показатели индекса развития мускулатуры плеча (ИРМП)_

Показатели Индекс развития мускулатуры плеча (ИРМП)

Плохо (чел.) % Норма (чел.) % Хорошо (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 42 27 82 53 31 20 9,51 9,09 4,39 0,29

Юноши (п=39) 3 8 14 36 22 56 13,3 10,8 7,03 0,97

Согласно результатам показателю индекса развития мускулатуры плеча (экстраполированный показатель развития мускулатуры тела), большинство девушек имеют нормальный уровень развития мускулатуры (53%), плохо развита мускулатура у 27% и хороший уровень - у 20%, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=9,51 и Ме=9,09; при с=4,39 и т=0,29). В отличие от женского контингента у большинства юношей мускулатура развита хорошо (56%) или нормально (36%), и только лишь 8% юношей имеют низкий уровень ее развития (Х=13,3 и Ме=10,8; при с=7,03 и т=0,97).

Таблица 9 - Комплексный показатель выносливости дыхательной системы (КПВДС)

Показатели Комплексный показатель выносливости дыхательной системы (КПВДС)

Норма (чел.) % Хорошо (чел.) % Плохо (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 13 8 31 20 111 72 43,2 42,3 10,6 0,6

Юноши (п=39) 13 33 17 44 9 23 55 54,7 12,8 1,81

По комплексному показателю выносливости дыхательной системы (КПВДС), большинство девушек имеют низкий показатель - (72%). На долю хорошего и нормального уровня выносливости приходится приблизительно 1/3 количества от женского контингента в совокупности (20% и 8% соответственно), что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=43,2 и Ме=42,3; при с=10,6 и т=0,6). У мужского контингента студентов значения уровней выносливости более оптимистичны: большинство (44%) имеют хороший уровень выносливости или находящийся в пределах нормы (33%), и только лишь 23% - плохой, что подтверждено среднеарифметическими и медианными значениями (Х=55 и Ме=54,7; при с=12,8 и т=1,81).

Таблица 10 - Показатель индекса Скибинской (функциональные резервы кардио-респира-торной системы)_

Показатели Индекс Скибинской (ФРКРС)

Норма (чел.) % Высокие (чел.) % Низкие (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 0 0 0 0 155 100 2,42 2,14 0,97 0,049

Юноши (п=39) 0 0 0 0 39 100 3,98 3,76 1,6 0,22

Все студенты (100%), независимо от гендерной принадлежности, показали очень низкий уровень функциональных резервов кардио-респираторной системы, что подтверждается среднеарифметическими и медианными показателями девушек-студенток (Х=2,42 и Ме=2,14; при с=0,97 и т=0,049) и юношей-студентов (Х=3,98 и Ме=3,76; при о=1,6 и т=0,22).

Таблица 11 - Показатель жизненного индекса (ЖИ)

Показатели Жизненный индекс (ЖИ)

Норма (чел.) % Избыток (чел.) % Недостаток (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 24 15 48 31 83 54 57,6 57,4 10,2 0,55

Юноши (п=39) 5 13 6 15 28 72 57,3 57,4 11 1,46

По показателю жизненного индекса (ЖИ), большинство девушек имеют явный недостаток (54%) обеспечения тела кислородом. Однако, показатели нормы (15%) и избытка (31%), в совокупности своих значений, имеют немногим менее половины от женского контингента, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=57,6 и Ме=57,4; при с=10,2 и т=0,55). У мужского контингента значения показателя ЖИ гораздо хуже, чем у студенток: большинство (72%) имеют недостаток, а норму и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

избыток только лишь у 1/3 студентов (13% и 15% соответственно), что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями (Х=57,3 и Ме=57,4; при с=11 и т=1,46).

Показатели Индекс Тиффно

Норма (чел.) % Плохо (чел.) % г Ме а m

Девушки (n=155) 121 78 34 22 79,4 80,9 10,2 0,48

Юноши (n=39) 36 92 3 8 81,8 82,1 7,55 0,96

По показателям индекса Тиффно, большинство, как девушек, так и юношей находятся в пределах нормативных значений (78% и 92% соответственно), и лишь 22% женского и 8% мужского контингентов имеют затруднения в проходимости легких, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями для студенток (Х=79,4 и Ме=80,9; при о=10,2 и т=0,48) и студентов (Х=81,8 и Ме=82,1; при с=7,55 и т=0,96).

Функциональные показатели физической подготовленности

Таблица 13 - Комплексный показатель силы кисти (динамометрия)

Показатели Комплексный показатель силы кисти (Динамометрия)

Ниже (чел.) % Норма (чел.) % Выше (чел.) % Х Ме а m

Девушки (n=155) 60 39 95 61 0 0 21,3 20,9 7,38 0,23

Юноши (n=39) 20 52 15 38 4 10 39,1 37,3 10 1,37

Комплексного показателя силы кисти, большинство (61%) девушек находятся в пределах нормативных значений, однако же, у 39% женского контингента имеют низкие значения, что подтверждено среднеарифметическим и медианным значениями (Х=21,3 и Ме=20,9; при с=7,38 и т=0,23). К сожалению, в женском контингенте испытуемых совершенно отсутствуют девушки-студентки с высокими значениями данного показателя. В мужском контингенте испытуемых значения показателя разнятся со значениями девушек-студенток: большинство юношей имеют низкие значения показателя КПСК (52%) или находятся в пределах нормативных значений (38%). У юношей было выявлено 10% студентов, которые имеют значения показателя КПСК выше от нормативных, в отличии от женского контингента испытуемых, и это подтверждают среднеарифметические и медианные значения (Х=39,1 и Ме=37,3; при с=10 и т=1,37).

Таблица 14 - Показатель индекса пробы Руфье

Показатели Проба Руфье

Ниже (чел.) % Норма (чел.) % Выше (чел.) % г Ме а m

Девушки (n=155) 57 37 66 43 32 20 9,39 8,6 5,23 0,23

Юноши (n=39) 19 49 16 41 4 10 10,1 10,5 3,18 0,43

Показатели индекса пробы Руфье, в женском контингенте испытуемых преобладают студенты с усредненными, нормальными значениями (43%) или значениями, превышающими пределы нормальности (20%), однако 37% студентов из всего контингента девушек имеют низкий уровень работоспособности сердца при физической нагрузке (37%), что подтверждено среднеарифметическими и медианными значениями (Х=9,39 и Ме=8,6; при с=5,23 и т=0,23). В мужском контингенте испытуемых показатели хуже: большинство (49%) имеют низкий уровень работоспособности сердца, 41% находятся в пределах нормальности значений, а хорошо подготовлены и справляются со стандартной нагрузкой только 10%, что подтверждено среднеарифметическими и медианными значениями показателя (Х=10,1 и Ме=10,5; при с=3,18 и т=0,43).

Таблица 15 - Показатель индекса адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы (по Р.М. Баевскому)_

Показатели Индекс адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы (по Р.М. Баевскому)

Адаптация (чел.) % Напряжение (чел.) % Срыв (чел.) % Х Ме а m

Девушки (n=155) 114 74 41 26 0 0 1,9 1,9 0,21 0,01

Юноши (n=39) 20 51 19 49 0 0 2,1 2,1 0,26 0,03

Показатели индекса адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы ни один из студентов или студенток не обнаружил у себя срыв адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы. И у девушек-студенток, и у юношей-студентов большинство имеет удовлетворительную адаптацию сердечно-сосудистой системы (74% и 51%). Напряжение адаптационного потенциала очень ярко выражено у мужского контингента (49%) и менее выражено, но присутствует (26%), что подтверждено среднеарифметическими и медианными значениями у девушек-студенток (Х=1,9 и Ме=1,9; при с=0,21 и т=0,01) и у юношей-студентов (Х=2,1 и Ме=2,1; при с=0,26 и т=0,03).

Таблица 16 - Показатели коэффициента экономичности кровообращения (КЭК)

Показатели Коэффициент экономичности кровообращения (КЭК)

Норма (чел.) % Стресс (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 50 32 105 68 2959,2 2892 639,2 31,12

Юноши (п=39) 10 26 29 74 3136,6 3083,9 711,5 99,14

По показателю коэффициента экономичности кровообращения (наличию стресса в сердечно-сосудистой системе), большинство и женского, и мужского контингента находится в стрессорном состоянии (68% - студентки, 74% - студенты). Приблизительно 1/3 студенток и студентов выявили результаты в пределах нормальных (бесстрессовых) значений (32% и 26%, соответственно), что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями показателя КЭК у девушек (Х=2959,2 и Ме=2892; при с=639,2 и т=31,12) и у юношей (Х=3136,6 и Ме=3083,9; при о=711,5 и т=99,14).

Таблица 17 - Показатель вегетативного индекса Кердо

Показатели Индекс Кердо

Норма (чел.) % Возбуждение (чел.) % Торможение (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 7 5 87 56 61 39 3 1,5 16,2 1,3

Юноши (п=39) 1 4 21 54 19 42 -1,5 0,1 15,2 2,05

По результатам показателя вегетативного индекса Кердо, большинство студентов, как женского, так и мужского контингента показали преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе (56% и 54%, соответственно) над процессами торможения (39% и 42%, соответственно). Только 5% девушек-студенток и 4% юношей-студентов выявили уравновешенные значения показателя, что подтверждено среднеарифметическими и медианными значениями: девушки - Х=3 и Ме=1,5; при с=16,2 и т=1,3; юноши - Х=-1,5 и Ме=0,1; при о=15,2 и т=2,05.

Таблица 18 - Показатели пробы Бондаревского

Показатели Проба Бондаревского

Норма (чел.) % Нарушение (чел.) % Х Ме о т

Девушки (п=155) 99 64 56 36 31,5 28,7 15,3 0,68

Юноши (п=39) 33 85 6 15 37,2 38,1 12,4 1,62

По показателю пробы Бондаревского, большинство студенток и студентов находятся в пределах нормальных значений (64% и 85%, соответственно), то есть у них отсутствует нарушение вестибулярной функции организма, и она находится на достаточном уровне в своём развитии. К сожалению, у более 1/3 девушек-студенток наличествует это нарушение (36%), как, впрочем, и у 15% юношей-студентов, что подтверждается среднеарифметическими и медианными значениями: девушки - Х=31,5 и Ме=28,7; при с=15,3 и т=0,68; юноши - Х=37,2 и Ме=38,1; при о=12,4 и т=1,62.

Согласно эмпирическим данным нашего исследования, показанным на рисунке 1, можно увидеть наличие, в основном, нормальности в антропометрических показателях физического развития, как девушек, так и юношей. Однако, избыточность значений присутствует больше в мужском контингенте, то есть, юноши более тучны и имеют больший вес, нежели девушки. По полученным можно увидеть наличие, в основном, отклонений в функциональных показателях физического развития в худшую сторону или к нормальности. К сожалению, положительные показатели практически отсутствуют, за исключением

достаточной развитости мускулатуры плеча (ИРМП) как у девушек, так и у юношей, а у юношей еще и комплексного показателя выносливости дыхательной системы (КПВДС) (рисунки 1-3).

120 -

100 -

80 -

60 48 40 20 0

90

99

95

I32

I

23 35

17 510171 |

7263

П38 535446 4741 4649 56

. Hill III Ii .Ii

Норма

20 00

Недостаток

Норма

Избыток Юноши

050 Недостаток

Избыток Девушки

Кетле (BMI) ■ Брока-Беккерта ■ ИКМТ ■ Индекс Тучности ■ Индекс Пинье ■ Индекс ТБ Рисунок 1 - Антропометрические показатели физического развития (%)

150 100 50 23 0

100

78 75 72 27

92

akl Ul i22

31 413633 13

22 2020 1 | 013

l> 2

100 72

I56 5644

1231- D'v

Норма

Плохо Девушки

Хорошо

Норма

Индекс Эрисмана Индекс Скибинской

ИРМП

Жизненный Индекс

Плохо Юноши КПВДС

Индекс Тиффно

Хорошо

100

50

Рисунок 2 - Функциональные показатели физического развития (%)

85

49

6 ■

15

64 68 74 74

61 64 56 49 5249 54 51

I43 3937 36 39 38414926 49 51 42

II I || || I III | II 0I . I

Норма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Плохо Девушки

Хорошо

Норма

Плохо Юноши

Хорошо

Динамометрия

Индекс адаптации ( по Р.М. Баевскому) Индекс Кердо (ВИК)

Индекс Руфье КЭК

Проба Бондаревского

Рисунок 3 - Функциональные показатели физической подготовленности (%)

По функциональным показателям физической подготовленности студентов психологического вуза, у большинства девушек достаточно хорошо развита сила кисти, реактивность сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку, адаптация к стрессу и координация, как, впрочем, и у юношей. Плохие показатели и у девушек, и у юношей наличествуют в коэффициенте экономичности кровообращения, что говорит о явном наличии сильного утомления сердечно-сосудистой системы, и в показателе вегетативного индекса Кердо (ВИК), показывающем наличие у большинства процессов возбуждения в организме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования можно сделать заключение, что для оценки физического развития и физической подготовленности студентов психологического вуза все

0

представленные показатели достоверно можно использовать. Однако, антропометрические индексы (Кетле, Брока-Беккерта, ИКМТ, индекс тучности (ИТ) и индекс талия-бедро (ИТБ)) в основном дублируют друг друга и в некоторых случаях вводят в заблуждение участников измерений, когда результаты одного индекса могут не совпадать с результатами другого. Тем не менее, для образовательного пространства высшего учебного заведения и повышения уровня практических знаний студентов в области физической культуры при реализации образовательных программ высшего образования, а так же доступности данных измерений и расчетов, которые не требуют большого количества сложного оборудования, исключать данные индексы, по нашему мнению, нецелесообразно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинков, С.Н. Физическое состояние и соматическое здоровье студенток 19-20 лет / С.Н. Блинков, С.П. Левушкин, В.П. Косихин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2017. - № 10 (152). - С. 20-24.

2. Болдов, А.С. Мониторинг физического состояния студентов социального вуза / А.С. Бол-дов, А.С. Махов, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 44-48.

3. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов специальных медицинских групп : коллективная монография / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов. - Москва : Перспектива, 2017. - 131 с.

4. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - 2010. - 60 с. - URL : http://www.who.int/dietphysicalactivity/publications/9789241599979/ru/ (дата обращения: 21.09.2018).

5. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А. Д. Калинин [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.

6. Карпов, В.Ю. Характеристика некоторых параметров функционального состояния организма студентов, занимающихся по методике оздоровительной физической тренировки (ОФТ) / В.Ю. Карпов, Ю.И. Сапожникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7. - С. 38 -42.

7. Физическая подготовленность студентов психологического вуза по результатам лыжных гонок / А.С. Болдов, Л.Ю. Климова, К.Б. Илькевич, Г.С. Афонина // Культура физическая и здоровье.

- 2018. - № 2 (66). - С. 19-21.

8. Boldov, A.S. Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports / A.S. Boldov, A.V. Gusev, V.Yu. Karpov // Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVII International Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017, Moscow. - М., 2017. - С. 364-370.

9. Boldov, A.S. Study on the level of physical development and physical fitness in students of university of psychology and education / A.S. Boldov, A.V. Gusev, V.Yu. Karpov // Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 34th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVIII International Social Congress (ISC-2018)", 18-19 October 2018, Moscow. -М., 2018. - С. 354-366.

10. Nordqvist, C. How useful is body mass index (BMI)? // Medical News Today. - 2017, August 16. - URL : https://www.medicalnewstoday.com/articles/255712.php (дата обращения 21.09.2018).

11. World health statistics 2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals.

- Geneva: World Health Organization, 2017. - 106 с.

REFERENCES

1. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Kosihin, V.P. (2017), Physical state and somatic health of students of 19-20 years, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 152, No. 10, pp. 20-24.

2. Boldov, A.S., Makhov, A.S. and Klimova, L.Yu. (2015), "Monitoring of a physical condition of students of social higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 44-48.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017), Formation of interest to sports and recreational activity at students of special medical groups, collective monograph, Perspective, Moscow.

4. Global recommendations about physical activity for health, (2010), World Health Organization, available at: http://www.who.int/dietphysicalactivity/publications/9789241599979/ru/ (accessed 21 September 2018)

5. Karpov, V.Yu., Eremin, M.V., Kalinin, A.D., etc. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

6. Karpov, V.Yu. and Sapozhnikova, Yu.I. (2008), "Characteristic of some parameters of a functional condition of an organism of the students who are engaged by a technique of improving physical training of OFT", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 41, No. 7, pp. 38-42.

7. Boldov, A.S., Klimova, L.Yu., Ilkevich, K.B. and Afonina, G.S. (2018), "Physical readiness of students of psychological higher education institution by results of cross-country skiing", Culture physical and health, Vol. 66, No. 2, pp. 19-21.

8. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017), "Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports", Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVIIInternational Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017, Russian State Social University, Moscow, pp. 364-370.

9. Boldov, A.S., Karpov, V.Yu. and Gusev, A.V. (2018), "Study on the level of physical development and physical fitness in students of university of psychology and education", Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 34th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVIII International Social Congress (ISC-2018)", 18-19 October 2018, Russian State Social University, Moscow, pp. 354-366.

10. Nordqvist, C. (2017), "How useful is body mass index (BMI)?", Medical News Today, August 16, available at: https://www.medicalnewstoday.com/articles/255712.php. (accessed 21 September 2018)

11. World health statistics 2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals. Geneva: World Health Organization; 2017.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.10.2018

УДК 378

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В НГУ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПО ТЕМЕ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Павел Георгиевич Бордовский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены элементы зарождения и развития системы дистанционного обучения в НГУ имени П.Ф. Лесгафта. Автор подробно остановился на вопросе прохождения повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета по изучению курса «Дистанционные образовательные технологии»., который должен обеспечивать формирование необходимых навыков самостоятельной работы в системе moodle. Результаты итогового тестирования показали необходимость существенного увеличения числа часов, как на сам курс, так и на самостоятельную работу при прохождении дисциплины «Дистанционные образовательные технологии».

Ключевые слова: диагностика качества профессионального образования, дистанционные образовательные технологии, модель дистанционного обучения, открытое образование, повышение квалификации и переподготовка кадров, проверка эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.