«Типография «Новости», 2000. - 200 с.
REFERENCE
1. Alekhina, I.Ya. (2003), Image and etiquette in business, Business, Moscow.
2. Botavina, R. N. (2001), Ethics of business relations, Finance and statistics, Moscow.
3. Zaretskaya, E.N. (2008), Business communication, Business, Moscow.
4. Ionin, L.G. (2004), Sociology of culture, publishing house State University HSE, Moscow.
5. Kibanov, A.Ya., Zakharov, D.K. and Konovalova, V.G. (2007), Ethics of business relations, Infra-M, Moscow.
6. Petrunin, Yu.Yu. and Borisov, V.K. (2000), Ethics of business, Business, Moscow.
7. Ed. Lavrinenko V.N. (2006), Psychology and ethics of business communication, UNITY-DANA, Moscow.
8. Shikhirev, P. N. (2000), Introduction to the Russian business culture, Jsc "Printing Press "News", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2015.
УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО
ВУЗА
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Махов, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, (ФГБОУ ВПО «РГСУ»), Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский городской психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВПО МГППУ),
г. Москва
Аннотация
Статья посвящена подходам к диагностике физического состояния студентов социального вуза. Показана необходимость постоянной корректировки дидактических единиц рабочих программ по дисциплине «Физическая культура» и «Прикладная физическая культура» в деятельности кафедр физической культуры высших учебных заведений различной профилирующей направленности.
Ключевые слова: мониторинг, физкультурно-спортивная деятельность, физическое состояние, студенты-социологи, здоровье, антропометрия, функциональное тестирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p44-48
MONITORING THE PHYSICAL CONDITION OF UNIVERSITY STUDENTS OF THE
SOCIAL
Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Sergeevich Makhov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow, Lyudmila Yurievna Klimova, the senior lecturer, Moscow Psychological and Pedagogical University, Moscow
Annotation
The article deals with approaches to the diagnosis of student's physical state social University. The necessity for constant adjustment of didactic units of work programs in the discipline "Physical culture" and "Applied physical culture" in the activities of the departments of physical culture higher educational establishments of different primary focus.
Keywords: monitoring, fitness and sports activity, physical state, students sociologists, health, anthropometry, functional testing.
ВВЕДЕНИЕ
Работа большинства кафедр вузов РФ, обеспечивающих организацию и проведение занятий по физической культуре, состоит из двух основных направлений: выполнения обязательной учебной нагрузки, в рамках утвержденного учебного плана, и научно-исследовательской деятельности, способствующей, на основании полученных результатов вносить научно обоснованные коррективы в педагогический процесс физического воспитания студенческого поколения [1, 3, 4].
Одной из немаловажных составляющих этой деятельности является регулярный мониторинг физического состояния обучающейся студенческой молодежи, как фактор непрерывного корректировочного процесса работы кафедр. Проблеме мониторинга посвящено большое количество научных работ отечественных и зарубежных ученых [1-9]. На основе этих исследований можно сделать вывод об отсутствии единого, стандартизированного подхода в использовании показателей, для мониторинга физического состояния как студентов, школьников, обучающихся, в частности, так и человека, в общем.
От исследования к исследованию подходы к тому, какие показатели стандартизированных индексов (антропометрических, функциональных, нормативной диагностики и т.д.) считать обязательными к использованию разнятся в зависимости от квалификации и предпочтений исследователей в такой же мере, как и от доступности измерительного оборудования, наличествующего в арсенале кафедр, лабораторий и центров, непосредственно проводящих исследования.
В настоящем исследовании приняли участие студенты Российского государственного социального университета, чья профессиональная деятельность будет связана с социальной сферой. В число задач следования входило:
1. Оценить и сравнить антропометрические показатели студентов-социологов с усредненными нормативными показателями.
2. Оценить функциональное состояние студентов-социологов и сравнить их адаптационный потенциал с усредненными нормативными показателями.
3. На основе полученных данных разработать рекомендации по коррекции дидактической наполненности учебных занятий.
МЕТОДИКА
По доступным нам данным и технической оснащенности кафедры физической культуры и оздоровительных технологий РГСУ, нами были выбраны следующие стандартизированные показатели:
- антропометрические измерения (длинна тела, масса тела, обхват груди, обхват талии, обхват бедер);
- антропометрические индексы (Пинье, Брокка-Бекерта, Кетле, индекс контроля массы тела (ИКМТ));
- функциональные пробы (динамометрия, Гарвардский степ-тест, проба Абала-кова, проба Бондаревского, проба Генчи, проба Штанге);
- индексы функциональной адаптации (силовой индекс, индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ), динамической силы, общий уровень тренированности (ОУТ)).
Обработка данных методами математической статистики осуществлялась с помощью программного обеспечения Microsoft Excel (среднее арифметическое, медианное распределение, среднеквадратическое отклонение) и метода стандартов (усредненные нормативные показатели по видам проведенных тестирований).
В исследовании приняли участие 63 студента-социолога (юноши - 22, девушки -41). В создании выборки испытуемых учитывались прошлый двигательный опыт и достижения студентов-социологов в личной физкультурно-спортивной деятельности (наличие документально подтвержденных достижений в различных видах спорта) на основе
предварительного опроса. Соответственно, для корректности получаемых результатов, студенты с наличествующими у них достижениями не допускались до участия в исследовании. Исследование проводилось на спортивной базе кафедры физической культуры и оздоровительных технологий РГСУ в течение 4-х недель по три учебных занятия в неделю, в соответствии с учебным расписанием, что составило, в общей сложности 24 академических часа.
Измерение антропометрических показателей и проведение функциональных тестирований чередовались в различных пропорциях в зависимости от степени напряженности функциональных проб. Такой подход к организации и проведению исследования был обусловлен необходимостью разведения нагрузочных функциональных проб (Гарвардский степ-тест и проба Абалакова), а также для получения более достоверной информации, когда на студентов-испытуемых не влияет срочный эффект воздействия от ранее проведенных тестирований.
Перед началом всего массива исследований проводился устный опрос студентов, изъявивших желание участвовать, для выявления респондентов с насыщенным физкуль-турно-спортивным двигательным опытом (наличествующим у них каких-либо, документально подтвержденных званий, категорий и достижений в различных видах спорта), исключая тем самым, фактор физкультурно-спортивной одаренности респондента. Так же, перед каждым тестированием проводился краткий инструктаж до полного понимания испытуемыми их задач и необходимых действий при выполнении, что исключало возможности получения недостоверной информации в результатах. Для сравнения результатов испытуемых, в соответствии с методом стандартов, нами применялись усредненные нормативные показатели - средние значения шкал ранжирования по каждой из проведенных методик (табличные показатели, показатели распределения и т.д.)
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты проведенных исследований и математической обработки статистических данных мониторинга физического состояния студентов-социологов представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1
Результаты математической обработки статистических данных мониторинга
физического состояния студентов-социологов
Показатели Юноши (п=22) Усредненный нормативный показатель о Девушки (п=41) Усредненный нормативный показатель о
Весоростовые показатели Брокка-Бекерта 4,68 0 9,4 -7,27 0 6,36
Кетле 419,9 375 47 331,9 350 39,1
ИКМТ 2,41 2,3-2,8 0,25 3,05 2,3-2,8 0,35
Силовой индекс 65% 60% 0,11 48% 60% 0,09
ИГСТ 72,57 65-79 12,8 81,14 65-79 32,2
Динамическая сила 36,31 50 9,26 30,75 50 26,7
Статическое равновесие 35,4 40 23,9 35,6 40 26,1
ОУТ Генчи 36,37 40 7,71 32,7 40 6,76
Штанге 54,63 50 12,8 49,41 50 15,6
Тип телосложения Нормостеник 59% 58%
Гипостеник 41% 32%
Гиперстеник 0% 10%
Как видно из таблицы 1, при вычислении антропометрического индекса Пинье, тип телосложения у студентов-социологов в обеих гендерных группах преобладает нор-мостенический (59% - юноши, 58% - девушки), гипостенический тип в выборке располагается на втором месте с показателями 41% и 32%, соответственно, а вот гиперстениче-ский тип в исследовании практически не представлен в женской гендерной группе (10%) и отсутствует полностью в мужской (0%). По другим антропометрическим индексам,
кроме ИКМТ, нами были получены немного завышенные показатели у юношей и несколько заниженные у девушек, при сравнении с усредненными нормативными показателями. С индексом ИКМТ картина представляется немного своеобразная: у юношей ИКМТ находится в пределах нормы, а у девушек имеет несколько большее значение, хотя и не критическое.
В блоке функциональных показателей (силовой индекс и ИГСТ) наблюдается несколько разнонаправленная картина у женской и мужской гендерных групп: силовой индекс у юношей немного завышен, а у девушек - занижен; ИГСТ у юношей находится в пределах возрастной нормы, а у девушек - выше нормы. Однако, в то же время, показатели динамической силы и функции статического равновесия имеют заниженные значения от средне нормативных, согласно своим возрастным особенностям. ОУТ, так же, показал весьма интересную картину: проба с задержкой дыхания на вдохе (Штанге) у юношей имеет завышенное значение, а у девушек - практически в пределах нормы, но проба с задержкой дыхания на выдохе (Генчи) у всех гендерных групп занижена.
Таким образом, основываясь на результатах проведенных нами исследований, можно сделать следующие выводы:
- при сравнении антропометрических показателей юношей, студентов-социологов, с усредненными нормативными показателями выявилась явная тенденция к несколько завышенной совокупной массе тела при нормостеническом и гипостеническом типе телосложения;
- при сравнении антропометрических показателей девушек, студенток-социологов, с усредненными нормативными показателями выявилась явная обратная тенденция, нежели у юношей, а именно - заниженная совокупная масса тела при преобладающем нормостеническом и гипостеническом типе телосложения;
- функциональные пробы сердечно-сосудистой системы юношей и девушек -будущих работников социальной сферы, в общей совокупности, находятся в пределах нормы или немного завышены, что говорит о правильном выборе режима физкультурной
деятельности студентов на учебных занятиях с упором на легкоатлетическую подготовку;
- функциональные пробы кардиореспираторной системы и у юношей и у девушек, так же находится в пределах средне нормативных значений, но проглядывается некоторая тенденция к исчерпанию адаптационных ресурсов данной системы, согласно сниженным показателям пробы Генчи, за счет некоторой перегруженности в учебных занятиях легкоатлетической подготовки;
- функциональные пробы силовой направленности и функции статического равновесия, что у юношей, что у девушек, выявили явную тенденцию к нехватке силовой и координационной подготовки в учебных занятиях студентов.
В заключении можно сделать общий вывод о необходимости корректировки физической подготовки студентов в рамках учебных занятий по физической культуре, обусловленной некоторым снижением объема легкоатлетической подготовки в пользу общей физической подготовки и силовой атлетической гимнастики.
ЛИТУРАТУРА
1. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у студентов специальных медицинских групп : дис. ... канд. пед. наук / Болдов А.С. - М., 2006. - 180 с.
2. Косыгина, Л.В. Мониторинг физического развития и физической подготовленности студентов специальной медицинской группы здоровья «А» / Л.В. Косыгина // Материалы международной научно-практической конференции «Восток-Россия-Запад». - Иркутск : Изд-во «Аспринт», 2011. - С. 49-53.
3. Махов, А.С. Место спортивно-оздоровительного клуба инвалидов в университете для обучения студентов специальности адаптивная физическая культура / А. С. Махов // Адаптивная
физическая культура. - 2010. - № 4 (44). - С. 48-50.
4. Махов, А.С. Проблемы подготовки специалистов и бакалавров по адаптивной физической культуре в современных условиях / А.С. Махов, И.В. Тимофеева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 1. - С. 29-31.
5. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов, как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / И.В. Машошина, Е.В. Готовцев, Ю.В. Романова, Г.Н. Германов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1. - С. 40-45.
6. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно-ориентированных форм физического воспитания / Л.В. Капилевич, А.В. Кабачкова, В.С. Смирнов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 10. - С. 29-31.
7. Миронова, С.П. Мониторинг физической подготовленности как эффективный способ решения проблемы здоровьесбережения студенческой'молодежи / С.П. Миронова // Оздоровление средствами образования: региональные аспекты : материалы региональной научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. - Челябинск : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2003. - С. 195-198.
8. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Е.Г. Кузьмичев, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Научное мнение. - 2012. - № 4. - С. 133-137.
9. National Association for Sport and Physical Education. Comprehensive school physical activity programs. Reston, VA: National Association for Sport and Physical Education; 2008 [Электронный ресурс] // URL : http://www.aahperd.org/naspe/standards/upload/Comprehensive-School-Physical-Activity-Programs2-2008.pdf. - Дата обращения 01.05.2015.
REFERENCES
1. Boldov, A.S. (2006), Formation of interest in a sports activity at students of special medical groups, dissertation, Moscow.
2. Kosygina, L.V. (2011), "Monitoring of physical development and physical fitness of students of special medical group of health "A", Materials of the international scientific and practical East-Russia-Zapal conference, publishing house "Asprint", Irkutsk, pp. 49-53.
3. Makhov, A.S. (2010), "Moves of sports club of disabled people at university for training of students of specialty adaptive physical culture", Adaptive physical culture, No. 4 (44), pp. 48-50.
4. Makhov, A.S. and Timofeev, I.V. (2011), "Problems of training of specialists and bachelors on adaptive physical culture in modern conditions", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 29-31.
5. Mashoshina, I.V., Gotovtsev, E.V., Romanova, Yu.V. and Germanov, G.N. (2012), "Monitoring of a state of health and physical fitness of students as methodology of the analysis and assessment of efficiency of process of physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 40-45.
6. Kapilevich, L.V., Kabachkova, A.V., Smirnov, V.S. and etc. (2008), "Monitoring of a functional condition of students when using of the sports focused forms of physical training", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 29-31.
7. Mironova, S.P. (2003), "Monitoring physical' readiness as effective' way of a solution of the problem of a health-saving student's" youth", Improvement by means of education: regional aspects. Materials of regional scientific and practical conference on improvement of younger generation, Chelyabinsk, pp. 195-198.
8. Kalyuzhny, E.A., Kuzmichev E.G., Mikhaylova, S.V. and Maslova, V.Yu. (2012), "Results of monitoring of physical health of students on the basis of an active self-assessment", Scientific opinion: scientific journal. St. Petersburg university consortium, No. 4, pp. 133-137.
9. National Association for Sport and Physical Education. Comprehensive school physical activity programs. Reston, VA: National Association for Sport and Physical Education (2008), available at: http://www.aahperd.org/naspe/standards/upload/Comprehensive-School-Physical-Activity-Programs2-2008.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.05.2015.